Пиксис Саморы
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Апрель 2024 г. ) |
Пиксис Саморы | |
---|---|
Лодка Самора | |
Материал | Слоновья кость |
Созданный | До 964 г. н.э. |
Период/культура | Халифат Кордовы |
Текущее местоположение | Национальный археологический музей (Мадрид) |
Пиксис Саморы представляет собой резную шкатулку из слоновой кости ( pyx ), которая датируется халифатом Кордовы . Сейчас он находится в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде , Испания.
Объект имеет высоту около 18 сантиметров (7,1 дюйма) и диаметр 10,3 сантиметра (4,1 дюйма). [1]
Предыстория и контекст
[ редактировать ]Эта цилиндрическая резная шкатулка была заказана халифом Омейядов Аль-Хакамом II в 964 году нашей эры для Субха, его наложницы и матери принцев Абд ар-Рахмана и Хишама, и связана с небными мастерскими по изготовлению слоновой кости Мадинат аль-Захра . [2] Он предназначался для хранения емкостей для косметики, ювелирных изделий или парфюмерии. Это портативное изделие представляет собой изысканность правящего класса во времена Кордовского халифата . В этот период Омейяды в Испании или Аль-Андалусе конкурировали с обществом Аббасидов в Багдаде. [3] и попытка вернуть себе власть, которой они владели у Дамаска в период Омейядов. [4] В Кордове Омейяды заказали выдающиеся архитектурные сооружения и предметы роскоши, в том числе текстиль и резьбу по слоновой кости, такие как этот пикс, Пиксис Саморы. Иконография, обнаруженная в резьбе на поверхности многих пиксидов, созданных в этот период, укрепила идеи политического превосходства Омейядов над Аббасидами. [5] Этот объект, созданный в процветающем интеллектуальном центре города Кордова во время расцвета испано-омейядского искусства, демонстрирует утонченность Кордовского халифата. [6]
Рождение наследника принца Абд ар-Рахмана отмечалось не только в поэзии, но и в изобразительном искусстве. Арабская надпись на крышке «Пиксиса из слоновой кости» гласит: «Благословение Аллаха Имаму, рабу Аллаха, аль-Хакаму II аль-Мустансиру Биллаху, Повелителю правоверных. Вот что он приказал изготовить для благородной дамы, матери Абд ар-Рахмана под руководством Дурри ас-Сагира в 353 году [964 году нашей эры]». Он унаследовал имя Абд ар-Рахман от своего деда Абд ар-Рахмана III.
Методы и техники
[ редактировать ]Резьба по слоновой кости была широко распространенной практикой в средиземноморском мире, начиная со времен Римской империи. [7] Слоновая кость была дорогой из-за расстояния между Африкой южнее Сахары и Индией, где добывались слоновьи бивни, и Средиземноморьем. [8] где это было вырезано. Халифат Омейядов принес традицию резьбы по пиксису в Испанию, когда они взяли под свой контроль полуостров в 8 веке нашей эры. [9] Нет никаких свидетельств существования шкатулок из слоновой кости или резьбы по пиксидам в Испании до правления Омейядов. [10]
Качество изготовления пиксидов имело решающее значение из-за дороговизны слоновой кости. Среди исламских, христианских и римских резных фигурок признаком хорошего качества было отсутствие следов инструментов. [11] Вырезание небольших предметов, таких как пиксиды, требовало точности и времени, что также увеличивало общую стоимость. [12] « Пиксис Саморы» демонстрирует это качество работы благодаря глубокому рельефному переплетению и отсутствию каких-либо видимых следов инструментов. Эти методы резьбы можно увидеть и в других пиксидах, созданных в тот же период, таких как Пиксид аль-Мугиры . Цена и редкость пиксидов делали их доступными только королевскому сословию. [13]
Цилиндрические пиксиды, такие как Пиксис Саморы, были созданы с использованием естественной кривизны и полости самой толстой части слоновьего бивня . [14] Цилиндрические пиксиды были менее склонны к короблению, чем прямоугольные коробки, из-за сохраненной прочности бивня круглой формы. [15] Непрерывная поверхность Пиксиса Саморы позволила создать единый композиционный декор без краев из слоновой кости. [16] Переплетенный эффект украшения в сочетании с арабской надписью на крышке (подробно описывающей покровительство и дарение пиксиса), [17] указали, что получатель пирксиса должен был поворачивать предмет в руках, чтобы в полной мере оценить мастерство изготовления. Украшение Пиксиса Саморы также побуждало зрителя открыть [18] контейнер, поскольку дорогой внешний вид отражает драгоценный материал, находящийся внутри (часто духи или драгоценности). [19]
Символизм и интерпретации
[ редактировать ]Крылатый мотив
[ редактировать ]Пиксис Саморы украшен множеством изображений расправленных крыльев в арабесковом декоре. Крылатый мотив приобрел популярность во время его использования в сасанидской культуре. Вытянутые крылья символизировали власть и религию, поскольку этот мотив часто можно было увидеть на коронах сасанидских царей, а также на сасанидских печатях. [20] Эта сасанидская тенденция позже повлияла на королевское декоративное искусство периода Омейядов, что привело к неоднократному использованию крылатого мотива на предметах роскоши. [21]
Павлин
[ редактировать ]Изображение павлина повторяется четыре раза в центральной части Пиксиса Саморы. В контексте средневекового ислама павлины считались обладателями апотропной силы. Эта точка зрения была результатом различных исламских представлений о птице. Некоторые исламские толкователи полагали, что павлины спаривались бесполым путем, что ассоциировало птицу с чистотой. Были и другие интерпретации арабских натуралистов , которые считали, что павлины могут обнаружить яд. Это привело к повсеместному использованию павлиньих перьев в медицинских целях. Популярные легенды рассказывают о способности птицы убивать змей, религиозно намекая на способность павлина предотвращать злое влияние дьявола. Это дало птице связь с исламской концепцией рая . Павлин продолжал оставаться важным изображением в исламском мире, поскольку перья или изображения павлинов часто использовались в королевском контексте, подражая персидским традициям. [22]
Газель
[ редактировать ]Несколько изображений газелей окружают павлинов, изображенных на Пиксиде Саморы. Эта история значения газели началась в доисламской арабской поэзии, в которой газель часто изображалась обладающей магическими свойствами. Стройные тела и широко раскрытые глаза газелей напоминали им женщин. [23] Позже Омейяды продолжали ассоциировать газелей с женственностью и элегантностью. Их считали соблазнительной и быстрой добычей, и охотники часто прославляли их. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Горшок из Заморы» . Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «Откройте для себя исламское искусство (Музей без границ)» . 30 мая 2014 г.
- ^ «Кантара — Пиксис Саморы» . www.qantara-med.org . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . www.metmuseum.org . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Пиксида аль-Мугиры» . Ханская академия . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . www.metmuseum.org . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Ричи, Карсон И.А. (1975). Резьба по кости и рогу: иллюстрированная история . АС Барнс.
- ^ Уильямсон, Пол (1982). Средневековая резьба по слоновой кости . Stemmer House Publishers Inc., стр. 5–6.
- ^ «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . Хронология истории искусств Хайльбрунна, МЕТ .
- ^ «Пиксида аль-Мугиры» . Ханская академия .
- ^ Катлер, Энтони (1994). Рука мастера: мастерство, слоновая кость и общество в Византии (9-11 вв.) . Издательство Принстонского университета. стр. 91–94.
- ^ Катлер, Энтони (1994). Рука мастера: мастерство, слоновая кость и общество в Византии (9-11 вв.) . Издательство Принстонского университета. стр. 91–94.
- ^ «Пиксида аль-Мугиры» . Ханская академия .
- ^ Катлер, Энтони; Книпп, Дэвид (2011). «Как и для кого сделаны коробки». Сикуло-арабская слоновая кость и исламская живопись 1100–1300: материалы международной конференции, Берлин, 6–8 июля 2007 г. Хирмер.
- ^ Катлер, Энтони; Книпп, Дэвид (2011). «Как и для кого сделаны коробки». Сикуло-арабская слоновая кость и исламская живопись 1100–1300: материалы международной конференции, Берлин, 6–8 июля 2007 г. Хирмер.
- ^ Катлер, Энтони; Книпп, Дэвид (2011). «Как и для кого сделаны коробки». Сикуло-арабская слоновая кость и исламская живопись 1100–1300: материалы международной конференции, Берлин, 6–8 июля 2007 г. Хирмер.
- ^ «Лодка Замора» . Национальный археологический музей .
- ^ Шалем, Авиноам; Книпп, Дэвид (2011). «Скрытая эстетика и искусство обмана: объект, смотрящий и ремесленник». Сикуло-арабская слоновая кость и исламская живопись 1100–1300: материалы международной конференции, Берлин, 6–8 июля 2007 г. Хирмер.
- ^ «Пиксида аль-Мугиры» . Ханская академия .
- ^ Компарети, Маттео (2010). «Мотив расправленных крыльев на армянских стелах: его значение и параллели в сасанидском искусстве». Иран и Кавказ . 14 (2): 201–232. дои : 10.1163/157338410X12743419190106 . JSTOR 41430864 .
- ^ «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . www.metmuseum.org . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Грин, Нил (2003–2006 гг.). «Страусиные яйца и павлиньи перья: священные предметы как культурный обмен между христианством и исламом». Аль-Масак . 18 (1): 27–78. дои : 10.1080/09503110500222328 . ISSN 0950-3110 . S2CID 154129150 .
- ^ Бюргель, Дж. К. (1989). «Леди Газель и ее убийственные взгляды». Журнал арабской литературы . 20 (1): 1–11. дои : 10.1163/157006489X00019 . JSTOR 4183181 .
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1997). «Мозаика Лев-Деран в Хирбат аль-Мафджаре» (PDF) . Мукарнас . 14 :11–18. дои : 10.2307/1523233 . JSTOR 1523233 .