Леди Эльче
Леди Эльче | |
---|---|
Леди Эльче | |
![]() | |
Тип | Бюст |
Материал | Известняк |
Высота | 56 см (22 дюйма) |
Ширина | 45 см (18 дюймов) |
Глубина | 37 см (15 дюймов) |
Масса | 65,08 кг (143,5 фунта) |
Обнаруженный | 1897 Ла Алькудия, Эльче |
Обнаружено | Мануэль Кампелло Эсклапес |
Место | Национальный археологический музей |
Культура | иберийцы |

Леди Эльче ( испанский : Dama de Elche , валенсийский : Dama d'Elx ) — известняк . [ 1 ] бюст , который был обнаружен в 1897 году в Ла-Алькудиа , археологическом памятнике в частном поместье в двух километрах к югу от Эльче , Испания . Сейчас он выставлен в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде.
Он широко известен как иберийский артефакт IV века до нашей эры, хотя его мастерство предполагает сильное эллинистическое влияние. [ 2 ] Согласно «Энциклопедии религии» , считается, что Леди Эльче имеет прямую связь с Танит , богиней Карфагена , которой поклонялись пуники -иберийцы . [ 3 ]
Скульптура
[ редактировать ]Бюст, первоначально раскрашенный , представляет собой женщину, носящую сложный головной убор и большие колесные кольца (известные как родеты ) на каждой стороне лица. [ 4 ] Отверстие в задней части скульптуры указывает на то, что ее, возможно, использовали в качестве погребальной урны . [ 5 ]
Другими артефактами, связанными с иберийской культурой, являются Леди Гуардамара , у которой есть похожие колесные родеты и ожерелья, и Леди База . Хотя Леди Эльче представляет собой бюст, есть указания на то, что она была частью сидящей статуи, похожей на Леди База (с которой у нее такие же подвески-ожерелья) или стоящей, как Гран-Дама Оференте из Серро-де-лос-Сантос. ( Монтеалегре дель Кастильо , Альбасете ). [ нужна ссылка ]
Эти три фигуры и Бича Баласоте выставлены в одном и том же зале иберийского искусства в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде.
Открытие и репатриация
[ редактировать ]
Скульптура была найдена 4 августа 1897 года молодым рабочим Мануэлем Кампелло Эсклапесом. Популярная версия этой истории отличается от официального отчета Пере Ибарры (местного хранителя записей), в котором говорилось, что бюст нашел Антонио Масиа. По версии Ибарры, рабочие фермы, расчищавшие юго-восточный склон Ла-Алькудии скульптуру обнаружили быстро прозвали бюст « Рейна Мора » или « Мавританская королева». для сельскохозяйственных целей. Местные жители [ 1 ]
Сейчас на месте археологических раскопок был обнаружен бюст Эльче. Здесь были найдены свидетельства иберийско-пунического поселения, римской канализации, стен и римских домов, а также мозаик. На одной мозаике изображено изображение Святого Абдона , принадлежащее христианской базилике V века. Последнее археологическое свидетельство подтверждается кодексами соборов Толедо , где обсуждается аудиенция у епископов из Илличи (Эльче).
Доктор Кампельо, владелец фермы, был женат на Асунсьоне Ибарре, дочери Аурелиано Ибарры Мандзони , гуманиста и археолога- любителя XIX века . Ибарра Манцони нашел ряд предметов и иберийских остатков на своих фермах и в других местах муниципалитета Эльче. Он собрал ценную коллекцию, которую завещал своей дочери Асунсьон. Он поручил ей принять необходимые меры для того, чтобы коллекция была выставлена на продажу Реальной Академии Истории после ее смерти и наконец помещена в Национальный археологический музей. В завещании было указано, что коллекция будет продана целиком. Семья поместила Леди на своем балконе, чтобы ее могли видеть все жители Эльче. [ 1 ]
Дон Педро Ибарра пригласил французского археолога Пьера Париса к себе домой, чтобы посмотреть мистерию Эльче . Когда археолог увидел иберийский бюст, он осознал его ценность и уведомил об этом Лувр в Париже. Лувр предложил крупную по тем временам сумму денег: 4000 франков , и приобрел скульптуру через несколько недель после ее открытия. Несмотря на сопротивление доньи Асунсьон, иберийский бюст был продан. 30 августа 1897 года скульптуру отправили в Лувр.

На протяжении 40 лет « Дама Эльче» выставлялась в Лувре. После начала Второй мировой войны в 1939 году в качестве меры предосторожности скульптуру передали на хранение в замок Монтобан недалеко от Тулузы. [ 1 ] Правительство Виши договорилось о возвращении статуи в Испанию с правительством Франко . В 1941 году он был возвращен посредством обмена работами, среди которых также были « Непорочное зачатие Достопочтенных» , Мурильо сфинксы-близнецы Эль-Салобрала и несколько частей « Сокровища Гуаррасара» , а также иберийские скульптуры Осуны . Взамен Испания передала Франции портрет Марианы Австрийской работы Веласкеса (в Прадо хранилась другая существующая версия портрета, считавшаяся более качественной). [ 1 ] и Портрет Антонио де Коваррубиаса работы Эль Греко . [ 6 ] С 1941 года « Дама Эльче» официально принадлежит Музею Прадо (каталожный номер Е433).
Открытие Леди Эльче вызвало массовый интерес к доримской иберийской культуре. Она появилась на испанской банкноте достоинством в одну песету 1948 года и была упомянута в книге Уильяма Гэддиса « Признания» (1955).
В 1971 году он был передан из Прадо в Национальный археологический музей Испании . [ 7 ] где он сейчас выставлен.
Выставки в Эльче
[ редактировать ]В 1965 году Леди Эльче ненадолго вернулась в Эльче по случаю седьмого столетия Мистерии Эльче .
19 января 2006 года министр культуры Испании Кармен Кальво приняла решение временно сдать Даму в аренду ее родному городу. С 18 мая 2006 г. по 1 ноября 2006 г. леди Эльче председательствовала на открытии Музея археологии и истории Эльче (во дворце Альтамира) и выставке « От Иличи до Элькса, 2500 лет истории», которые проходили в разных городах. локации в городе. Впоследствии он был представлен точной копией. [ 8 ] [ 9 ]
Утверждения о подделке
[ редактировать ]Впервые бюст был обвинен в подделке в 1906 году в эссе « Скульптуры Серро-де-лос-Сантос: вопрос подлинности ». археолога Хосе Рамона Мелиды [ нужна ссылка ]



В 1995 году историк искусства Джон Ф. Моффитт (1940–2008) [ 10 ] опубликовал Art Forgery: The Case of the Lady of Elche ( University Press of Florida ), в которой утверждал, что статуя была подделкой , ссылаясь на ее стилистические отличия от древних иберийских прототипов. [ 11 ] Моффитт предположил, что скульптура могла быть работой известного фальсификатора Франсиско Палласа-и-Пуига (1859–1926), созданной по заказу землевладельца Мануэля Кампелло Антона (1833–1904). [ 12 ] приурочен к визиту французского археолога Пьера Париса, который приобрел скульптуру для Лувра . [ 13 ] [ 14 ] Моффитт обсудил скульптуру в контексте «золотого века» подделок. [ 15 ] в девятнадцатом и начале двадцатого века, который последовал за растущим культурным интересом к коллекционированию произведений искусства и артефактов. [ 11 ] [ 16 ]
Эксперты по испанской археологии отвергли теорию Моффита и признали « Леди Эльче» подлинным древним иберийским произведением. Антонио Уриарте из Мадридского университета заявил: «Десятилетие за десятилетием исследования укрепляли целостность образа Дамы в корпусе иберийской скульптуры. Леди была найдена более века назад, и многие из ее особенностей, которые тогда еще не были поняты, были подтверждены последующими находками, например, когда появилась Леди, использование краски в иберийской скульптуре было неизвестно». [ 17 ] Исследование Национального исследовательского совета Испании (CSIC) по Эльче микропигментации леди , опубликованное в 2005 году, пришло к выводу, что следы пигментов на статуе соответствуют древним материалам и что никаких современных пигментов обнаружено не было. [ 18 ]
На протяжении 20-го века на юго-западе Испании были обнаружены другие подобные иберийские бюсты, такие как Леди База , Леди Кодете, Леди Гуардамар или Леди Серро-де-лос-Сантос .
В 2011 году Мария Пилар де Луксан, [ 19 ] автор исследования 2005 года проанализировал микрочастицы в задней части «Леди Эльче» , используя электронную микроскопию и рентгеновскую дисперсионную спектрометрию . Луксан пришел к выводу, что частицы принадлежали пеплу человеческих костей и что они сравнимы с частицами иберийского периода. Она пришла к выводу, что статуя использовалась в качестве погребальной урны в иберийский период, гарантируя тем самым ее древность и подтверждая гипотезу о ее функции.
В 2017 году Соня Гутьеррес Льор, заведующая кафедрой археологии Университета Аликанте и директор Университетского института исследований археологии и исторического наследия-INAPH, [ 20 ] написал о многих несоответствиях в повествовании о происхождении скульптуры, когда она превратилась в идеализированный национальный символ. [ 21 ] «Вокруг Леди была построена история, которая избежала очевидных неопределенностей, если не настоящих противоречий», — сказал Гутьеррес Льор, — «но благодаря передаче будущим поколениям в конечном итоге стала доминирующей исторической памятью, считающейся правдивой, традиционной». и не подлежит сомнению». [ 22 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Леди Эльче стоит в виде статуи, представляющей Финикию как одну из мореплавательных наций, на фасаде таможни Александра Гамильтона .

Французский художник Джеймс Тиссо в нескольких своих картинах начала века основывал фигуры на Леди Эльче . [ 23 ]
Большая выдающаяся скульптура «La Dama Ibérica». [ 24 ] Основанный на Леди Эльче и созданный испанским скульптором Маноло Вальдесом в 2007 году, он выходит на главный перекресток в центре Валенсии, Испания.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и МА (4 августа 2016 г.). «Неразгаданные тайны леди Эльче » ABC (на испанском языке). Мадрид.
- ^ Вивес Буа, Франциско (2000). Леди Эльче в 2000 году: технологический и художественный анализ [ Леди Эльче в 2000 году: технологический и художественный анализ ]. Горгона (на испанском языке). Том 8. Валенсия, Испания: Tilde Editions. ISBN 978-84-95314-91-8 .
- ^ Джонс, Линдси, изд. (2005). «Иберийская религия». Энциклопедия религии . Том. 6 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan . п. 549. ИСБН 002865739X . LCCN 2004017052 .
- ^ Саймонс, Марлиз (23 января 1997 г.). «Любимая дама Испании, заложница в перетягивании каната» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Дама де Эльче» . www.man.es (на испанском языке) . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Музейная хронология» . 1941 год . Энциклопедия музея Прадо (на испанском языке). Друзья Ассоциации музеев Прадо. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 28 апреля 2009 г.
- ^ Эльвира Барба, Мигель Анхель. «Леди Эльче [анонимно]» . Энциклопедия музея Прадо (на испанском языке). Фонд друзей музея Прадо.
- ^ «Факсимиле леди Эльче» . ФактумАрте . Проверено 14 ноября 2014 .
- ^ «Археологический и исторический музей Эльче (MAHE)» . Посетите Эльче . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «Некролог доктора Джона Фрэнсиса Моффита (1940–2008) Las Cruces Sun-News» . Legacy.com . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Художественная подделка: дело леди Эльче / Джон Ф. Моффитт» . Смитсоновский институт . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Алонсо, Франсиско Грасиа (2021). Наука и политика: организация археологии и предыстории в Испании, 1850–1939 (на испанском языке). Издания Universitat Barcelona. п. 88. ИСБН 978-84-9168-192-2 .
- ^ Вителли, Карен Д. (1 октября 1995 г.). «Подделка произведений искусства: дело леди Эльче. Джон Ф. Моффитт» . Американский журнал археологии . 99 (4): 755. дои : 10.2307/506215 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 506215 .
- ^ Граммонд, Нэнси Томсон де (11 мая 2015 г.). Энциклопедия истории классической археологии . Рутледж. ISBN 978-1-134-26861-0 .
- ^ Брифель, Авива (2006). Обманщики: художественная подделка и идентичность в девятнадцатом веке . Издательство Корнельского университета. стр. 1–18. ISBN 978-0-8014-4460-9 .
- ^ Свенсон, Астрид (2020), «Под ложным предлогом» , Путешественники во времени , University of Chicago Press, doi : 10.7208/chicago/9780226676821.001.0001 , ISBN 978-0-226-67665-4 , S2CID 203367217 , получено 13 июня 2022 г.
- ^ Элмс Розмари, Ричард; Тортоса Рок, Тринидад (1999). «Приложение к статье С. Агилара». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Древние греки Запада и Востока . Мнемозина, Дополнения. Том. 196. Брилл. стр. 100-1 352–360. ISBN 978-90-04-35125-7 .
- Тамар Ходос (март 2000 г.). «Древние греки Запада и Востока» . Классический обзор Брин Мора (обзор).
- ^ Луксан Гомес дель Кампильо, Мª Пилар; Прада Перес, Хосе Луис; Доррего Родригес, Фернандо (апрель 2005 г.). «Леди Эльче: пигменты, покрытие поверхности и камень скульптуры». Материалы и конструкции . 38 (277). РИЛЕМ: 419–424. дои : 10.1007/BF02479310 . ISSN 1359-5997 . S2CID 136622739 .
- ^ Луксан, член парламента; Прада, JL; Доррего, Ф (2011). «Пепел человеческой кости, найденный в Даме-де-Эльче (V – IV века до н.э.), свидетельствует о его использовании в качестве древней погребальной урны». Журнал культурного наследия . 12 (3): 310–316. дои : 10.1016/j.culher.2010.12.006 .
- ^ «Соня Гутьеррес Льорет. Отдел предыстории, археологии, древней истории, греческого и латинского языков» . dprha.ua.es . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Льорет, Соня Гутьеррес (1 января 2017 г.). «ГУТЬЕРРЕС ЛЛОРЕТ, С., Воспоминания женщины. Леди Эльче как «место памяти» » . Морено Мартин, Франсиско Х. (Ред.). Франкоизм и присвоение прошлого. Использование истории, археологии и истории искусства для легитимации диктатуры. Мадрид: редакционная статья Пабло Иглесиаса, 2017. ISBN 978-84-95886-76-7, стр. 67-92 .
- ^ Олайя, Висенте Дж. (30 августа 2019 г.). «Тайна человека, нашедшего леди Эльче» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Ландерс, Соломон (август 1991 г.). «Убил ли Иеффай свою дочь?» . Библейский обзор . Том. 7, нет. 4. Общество библейской археологии.
Тиссо смоделировала свой экзотический головной убор, в том числе два уха, на знаменитом бюсте «Леди Эльче», найденном в Эльче, Испания, в 1897 году. Археологи того времени ссылались на ближневосточные параллели некоторых характеристик бюста и назвали стиль «Греко». -Финикийский, что заставило Тиссо предположить, что головной убор представляет собой типичную моду для библейских женщин.
- ^ Достопримечательности для отдыха expedia.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дамой д'Элькс, на Викискладе?
- Провинция Аликанте
- Археологические открытия 1897 г.
- Археологические открытия в Испании
- Скульптуры IV века до н.э.
- Артефакты IV века до н.э.
- Иберийское искусство
- Эльче
- Бюсты в Испании
- Коллекция Национального археологического музея, Мадрид.
- Скульптуры женщин в Испании
- Скульптуры из известняка
- Скульптуры в Мадриде
- Финикийская скульптура
- Танит
- Споры о подделке