Иберийская скульптура
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Иберийская скульптура , разновидность иберийского искусства , описывает различные скульптурные стили, разработанные иберийцами от бронзового века до римского завоевания . По этой причине ее иногда называют доримской иберийской скульптурой.
Почти все дошедшие до нас произведения иберийской скульптуры явно отражают греческое и финикийское влияние, а также ассирийское , хеттское и египетское влияние, от которого они произошли (особенно финикийское); однако у них есть свой уникальный характер. В рамках этого сложного стилистического наследия отдельные произведения могут быть помещены в спектр влияний: некоторые из них имеют более очевидное финикийское происхождение, а некоторые настолько похожи на греческие произведения, что могли быть напрямую импортированы из этого региона. В целом степень влияния коррелирует с регионом происхождения произведения, и, следовательно, они классифицируются на группы на этом основании.
Левантийская группа
[ редактировать ]
Скульптуры, составляющие левантийскую группу, в основном были созданы между V веком до нашей эры и периодом римского господства; эта группа лучше всего представлена в музейных коллекциях. Самым известным среди них является бюст, известный как «Леди Эльче» , в котором явно прослеживается греческое влияние. Работы в этом стиле насчитывается более 670; хотя существуют стилистические различия, свидетельствующие о последовательном влиянии народов-завоевателей.
Более заметные восточные отсылки, возможно, под влиянием египетского сфинкса и ассирийского Ламассу , очевидны в различных каменных скульптурах в форме сфинксов, быков или львов, найденных в районе Валенсии , Аликанте и Альбасете . Они включают в себя:
- Бича Баласоте , или человек-бык.
- Сфинкс Агоста в Аликанте и сфинкс Салобраля (Альбасете), который охраняет Лувр , хотя и изуродован.
- Львица Бокайрента (Валенсия) в Провинциальном музее Валенсии.
- Львица Эль-Зарисехо в Вильене (Аликанте)
- Лев Кой в Мурсии
- Львы Баэны (Кордова), похожие на предыдущие.
- Олень Кодете (Альбасете) или Леди Кодете

Многочисленные статуи из бронзы (некоторые из серебра), найденные в двух местах региона Сьерра-Морена в провинции Хаэн, можно считать более местными производными первоначального, греческого и восточного, левантийского скульптурного стиля.
В период между V веком до нашей эры и V веком нашей эры в таких святилищах, как Монтеалегре, в качестве вотивных подношений использовались небольшие бронзовые отливки, а не резьба по камню. Эти скульптуры были отлиты из земляных форм в расплавленной бронзе в технике литья по выплавляемым моделям , но поскольку форма пришла в негодность уже после одной отливки, двух одинаковых произведений среди этих скульптур до сих пор не обнаружено. Было раскопано около 4000 скульптур в этом стиле, изображающих иберийских воинов, всадников, религиозных деятелей, маленьких лошадей и части тел.
Множество греческих и пунических статуй и бюстов из терракоты , а также различных амулетов из слоновой кости, металла или вырезанных из тонкого камня были обнаружены в некрополях Ибицы , Ла-Пальмы и Форментеры . Самые старые датируются VIII веком до нашей эры и, скорее всего, продолжали создаваться и во времена римского владычества.К ним относятся:
- Леди Ибицы
- Молящиеся терракотовые фигурки (3 век до н.э.)
Предметы также считаются финикийского или пунического происхождения, но с греческим влиянием включают бронзовые головы быков (вероятно, вотивные подношения), найденные на Майорке . На очень раннем финикийском произведении из Галеры изображена сидящая женщина, возможно, Астарта , в окружении сфинксов.
- Леди Галеры
Южная группа
[ редактировать ]
Южная группа в основном состоит из скульптур, найденных в гробницах и других погребальных памятниках в Андалузском регионе. Большинство из них демонстрируют сильное финикийское влияние. Они заключаются в следующем:
- Скульптурный комплекс Серрильо Бланко.
- скульптурный комплекс Пахарильо
- Пуническая стела Вильярикоса ( Альмерия ) конической формы с финикийской надписью.
- Леди База .
- Пластины и гребни из слоновой кости с рельефами некрополя Кармоны.
- Антропоморфный саркофаг, вырезанный из мрамора с фигурой умершего в греческом стиле, найденный в Кадисе.
- Амулеты с фигурками египетского стиля найдены в гробницах Кадиса и Малаги
- несколько других рельефов финикийской или иберийской традиции, но уже работавших под римским влиянием, обнаруженных в Осуне (например, Бык Осуны )
Западная группа
[ редактировать ]Западную группу составляют гранитные погребальные стелы из Португалии и Галисии , на которых изображены пехотинцы, одетые в туники и вооруженные круглыми щитами. Эти скульптуры выполнены относительно грубо. На некоторых из них есть римские надписи, которые, вероятно, были добавлены спустя много времени после того, как фигуры были вырезаны.
Центральная группа
[ редактировать ]
В центре полуострова, между реками Дору и Тежу, находится множество гранитных скульптур, грубо вырезанных в виде быков или, возможно, какого-то другого животного. На некоторых из них также есть римские надписи, которые, вероятно, были добавлены позже. Самыми известными из этих памятников являются четыре, известные как Быки Гвизандо . Археологи [ ВОЗ? ] считают их произведениями той же культуры, которая вырезала сфинксов Левантийского региона. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ВВ.АА. (1990). Иберийская скульптура в Провинциальном музее Хаэна. Министерство культуры правительства Андалусии. ISBN 84-86944-04-X . (На испанском языке)