Уильям Гэддис
Уильям Гэддис | |
---|---|
Рожденный | Уильям Томас Гэддис-младший 29 декабря 1922 г. Нью-Йорк, США |
Умер | 16 декабря 1998 г. Ист-Хэмптон , Нью-Йорк , США | (75 лет)
Образование | Гарвардский университет |
Период | 1955–1998 |
Жанр | Роман |
Литературное движение | Постмодернизм |
Известные работы |
|
Заметные награды | Национальная книжная премия |
Супруг |
|
Дети | 2 |
Уильям Томас Гэддис младший (29 декабря 1922 — 16 декабря 1998) — американский писатель. [1] [2] Первый и самый длинный из его пяти романов, «Признания» , был назван одним из 100 лучших романов журнала TIME с 1923 по 2005 год. [3] и два других, JR и «Его собственное развлечение» , выиграли ежегодную Национальную книжную премию США в области художественной литературы . [4] Сборник его эссе был опубликован посмертно под названием «Порыв за второе место» (2002). Письма Уильяма Гэддиса были опубликованы издательством Dalkey Archive Press в феврале 2013 года.
Стипендиат Макартура , Гэддис широко считается одним из первых и наиболее важных американских писателей-постмодернистов . [5] [6]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Гэддис родился в Нью-Йорке в семье Уильяма Томаса Гэддиса, который работал «на Уолл-стрит и в политике», и Эдит (Чарльз) Гэддис, которая прошла путь от секретаря до президента нью-йоркской Steam Corporation и до исполнительного директора. должность главного агента по закупкам. [7] [8] Когда ему было три года, его родители разошлись, и впоследствии Гэддиса воспитывала его мать в Массапекуа , Лонг-Айленд . В 5 лет его отправили в школу-интернат Меррикур в Берлине, штат Коннектикут . Он продолжал учиться в частной школе до восьмого класса, после чего вернулся на Лонг-Айленд, чтобы получить диплом средней школы Фармингдейл в 1941 году. Он поступил в Гарвард в 1941 году, где был членом The Harvard Lampoon (где он в конечном итоге стал президентом). , но в 1944 году его попросили уйти из-за ссоры с полицией. [2] [9] Он работал проверщиком фактов в The New Yorker чуть больше года (с конца февраля 1945 года до конца апреля 1946 года), затем провел пять лет, путешествуя по Мексике, Центральной Америке, Испании, Франции, Англии и Северной Африке, а затем вернулся в Соединенные Штаты. Штаты в 1951 году.
Его первый роман «Признания » появился в 1955 году. Это продолжительное, сложное и многозначительное произведение, которому пришлось подождать, чтобы найти свою аудиторию. Газетные рецензенты сочли ее чрезмерно интеллектуальной, переписанной и отвратительной (книгу защищал Джек Грин в серии листовок с резкой критикой критики; позже серия была собрана под названием « Увольте ублюдков!» ). [10]
Затем Гэддис обратился к работе по связям с общественностью и созданию документальных фильмов, чтобы поддержать себя и свою семью. На этой должности он работал, среди прочего, в компаниях Pfizer , Eastman Kodak , IBM и армии США . Он также получил грант Национального института искусств и литературы , грант Рокфеллера и два гранта Национального фонда искусств , которые помогли ему написать свой второй роман. В 1975 году он опубликовал JR , почти полностью рассказанный в диалогах без указания авторства. Его одноименный главный герой, 11-летний мальчик, узнает достаточно о фондовом рынке во время школьной экскурсии, чтобы построить собственную финансовую империю. Критическое мнение настигло его, и книга получила Национальную книжную премию в области художественной литературы . [11] [12]
«Готика» Карпентера (1985) предложила более короткую и доступную картину сардонического мировоззрения Гэддиса. Вместо того, чтобы бороться с мизантропией (как в «Признаниях ») или неохотно уступать ей место (как в «Дж.Р» ), готика Карпентера утопает в ней. Непрекращающиеся судебные разбирательства, которые были темой этой книги, становятся центральной темой и сюжетным ходом в « Его собственной шутке» (1994), которая принесла ему вторую Национальную книжную премию. [13] [14] и был финалистом Национальной премии кружка книжных критиков в области художественной литературы .
Гэддис умер дома в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк , от рака простаты 16 декабря 1998 года. [2] но не раньше, чем он создал свое последнее произведение «Агапе Агапе» (первое слово в названии — греческое agape , что означает божественную, безусловную любовь), которое было опубликовано в 2002 году, новелла в форме последних слов персонажа, похожего, но не идентичен своему создателю. Опубликованная в то же время книга «Порыв за второе место » собрала большую часть ранее опубликованной научной литературы Гэддиса.
Семейная жизнь
[ редактировать ]В мае 1955 года Гэддис тайно сбежал с Пэтси Томпсон Блэк (1928–2000), моделью и актрисой, приехавшей в Нью-Йорк из Северной Каролины, чтобы пробиться в театр. [15] У них было двое детей: Сара (род. сентябрь 1955 г.), написавшая роман « Трудно глотать» (1991), вдохновленный ее отношениями с отцом, и Мэтью (род. Январь 1958 г.). Их брак закончился разводом в 1965 году. В 1968 году Гэддис женился на Джудит Томпсон (1940–2022), журналистке, а затем торговке антиквариатом. Они расстались в 1978 году, а в следующем году он воссоединился с Мюриэл Мерфи Оксенберг (1926–2008), с которой он впервые встретился в 1953 году. Они жили вместе примерно до того времени, когда была опубликована «Его собственная забава» (1994), которая посвященный ей. Гэддис прожил один до конца своей жизни.
Наследие и влияние
[ редактировать ]Среди любителей постмодернистской фантастики Гэддиса часто называют одним из величайших американских послевоенных романистов. Критиком, который рано оценил его работу и признал ее ценность, является Стивен Мур : в 1982 году он опубликовал «Путеводитель для читателей к книге Уильяма Гэддиса «Признания» , а в 1989 году — монографию о Гэддисе в серии о Твейне. Влияние Гэддиса огромно (хотя зачастую оно скрыто): например, такие авторы постмодерна, как Дон ДеЛилло и Томас Пинчон. [16] похоже, находился под влиянием Гэддиса (действительно, после публикации В. предполагалось, что Пинчон был псевдонимом Гэддиса из-за сходства стилей и недостатка информации о двух авторах; в письмах Ванды Тинаски также утверждалось, что что Гэддис, Пинчон и Джек Грин были одним и тем же человеком), [16] а также такие авторы, как Джозеф МакЭлрой , Уильям Гасс , Дэвид Марксон и Дэвид Фостер Уоллес , которые все выразили свое восхищение Гэддисом в целом и «Признаниями» в частности. [6]
Джонатан Франзен , который в эссе в The New Yorker назвал Гэддиса «моим старым литературным героем», окрестил его «мистером». «Трудно», заявив, что «с комфортным отрывом самой сложной книгой, которую я когда-либо добровольно прочитал полностью, был первый роман Гэддиса объемом в девятьсот пятьдесят шесть страниц « Признания ». [17] Франзен продолжил: «За четыре десятилетия после публикации «Признаний » работы Гэддиса становились все злее и злее. Это характерный парадокс литературного постмодернизма: писатель, чье наименее гневное произведение было написано первым».
В число персонажей художественной литературы, основанной на Гэддисе, входят Гарри Лис в романе Чендлера Броссара 1952 года «Кто ходит во тьме» , Гарольд Сэнд в автобиографической новелле Джека Керуака 1958 года «Подземные жители» и, возможно, Билл Грей в романе Дона Делилло 1991 года « Мао II» . (ДеЛилло был другом Гэддиса.) Персонажи Ричард Уайтхерст в «Литературной жизни: Роман» Стивена Диксона Курта Венцеля (2001) и Джошуа Гель в «Я: Роман» (2002), вероятно, основаны на Гэддисе. Среди авторов, оказавших влияние на Гэддиса, — Джонатан Франзен ( «Исправления »), Дэвид Марксон ( «Эпитафия бродяге» ), Джозеф МакЭлрой ( «Библия контрабандиста» ) и Стэнли Элкин ( «Волшебное королевство» ). [18]
Его жизнь и работа являются предметом подробного веб-сайта The Gaddis Annotations , который был отмечен по крайней мере в одном академическом журнале как превосходный пример научного подхода с использованием новых медиа- ресурсов. [19] Работы Гэддиса собраны в Вашингтонском университете в Сент-Луисе . Первая полноценная биография Джозефа Табби « Никто не рос, кроме бизнеса: о жизни и творчестве Уильяма Гэддиса» была опубликована издательством Northwestern University Press в мае 2015 года.
Его произведения переведены на ряд иностранных языков, включая французский, немецкий, испанский, итальянский, польский, португальский, шведский, китайский, турецкий и украинский. [20]
Награды и почести
[ редактировать ]Помимо наград за отдельные работы, Гэддис получил еще три награды и награды:
- ( «Премия гения» Фонда Макартуров 1982 г.);
- Выборы в Американскую академию и Институт искусств и литературы (1989 г.);
- Литературная премия Ланнана за заслуги перед жизнью (1993).
Работает
[ редактировать ]Вымысел
- Признания (1955)
- младший (1975)
- Плотницкая готика (1985)
- Его собственное веселье (1994)
- Agapē Agape (завершено в 1998 г., опубликовано в 2002 г.)
Научная литература
- Гонка за второе место (сборник, издан в 2002 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альбертс, Кристал (11 августа 2005 г.). «Уильям Гэддис, 1922–1998. Американский писатель» . Библиотеки Вашингтонского университета, Отдел специальных коллекций. Архивировано из оригинала 12 сентября 2004 года . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Гусов, Мел (17 декабря 1998 г.). «Уильям Гэддис, 75 лет, автор сложных и требовательных романов, умер» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ «100 романов всех времён» . Время . 16 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2005 г.
- ^ Национальный книжный фонд: Награды: «Лауреаты Национальной книжной премии: 1950–2009». Архивировано 28 мая 2012 года в Wayback Machine . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Энтропия в романах Уильяма Гэддиса. Архивировано 13 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Муди, Рик, изд. (2003). «Уильям Гэддис: Портфолио» . Союзы . 41 : 373–415.
- ^ Рабан, Джонатан (10 октября 2013 г.). «Лучший неизвестный писатель Америки: письма Уильяма Гэддиса» . Нью-Йоркское обозрение книг . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Пешель, Билл (1999). «Гэддис, Уильям». Американская национальная биография . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/anb/9780198606697.article.1603402 . (требуется подписка)
- ^ Гуткин, Лен (3 июня 2013 г.). «Последняя непристойность: собрание переписки Уильяма Гэддиса» . Лос-Анджелесский обзор книг . Архивировано из оригинала 27 марта 2016 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ О'Коннелл, Марк (17 февраля 2012 г.). « Увольте ублюдков!»: Великий защитник Уильяма Гэддиса» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Национальная книжная премия 1976 года» . Национальный книжный фонд . Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Пост, Чад (4 августа 2009 г.). «JR Уильяма Гэддиса» . Блог художественной литературы Национальной книжной премии . Архивировано из оригинала 1 сентября 2018 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Национальная книжная премия 1994 года» . Национальный книжный фонд . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Аугенбраум, Гарольд (6 сентября 2009 г.). «Собственная шутка Уильяма Гэддиса» . Блог художественной литературы Национальной книжной премии . Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Источником всей информации в этом разделе являются «Письма Уильяма Гэддиса», изд. Стивен Мур (Dalkey Archive Press, 2013).
- ^ Jump up to: а б Уэстроуп, Алан (ноябрь 2000 г.). «Кто чье письмо пишет? Гэддис, Грин, Пинчон и Тинаски» . www.nyx.net . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Франзен, Джонатан (30 сентября 2002 г.). «Мистер Сложный: Уильям Гэддис и проблема трудночитаемых книг» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 22 января 2011 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Мур, Стивен . «Аннотации Гэддиса: Гэддис в художественной литературе» . Аннотации Гэддиса . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 20 июня 2011 г.
- ^ Грейсон, Эрик (2005). «Обзор: Аннотации Гэддиса». Современные языкознания . 35 (2): 107–109. дои : 10.2307/30039831 . JSTOR 30039831 .
- ^ Мур, Стивен . «Библиография Гэддиса: D. Переводы произведений Гэддиса» . Аннотации Гэддиса . Архивировано из оригинала 14 марта 2021 года . Проверено 9 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аннотации Гэддиса , обширный научный сайт
- Документы Уильяма Гэддиса в Вашингтонском университете в Сент-Луисе
- Страницы Уильяма Гэддиса в The Modern Word
- Золтан Абади-Надь (зима 1987 г.). «Уильям Гэддис, Искусство художественной литературы № 101» . Парижский обзор . Зима 1987 г. (105).
- Джон Шерри (июнь 1999 г.). «В признание. Вспоминая Уильяма Гэддиса» . Страна Хэмптонс .
- Уильям Гэддис из Библиотеки Конгресса США, с 15 записями в каталоге.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбертс, Кристал; Лейз, Кристофер; Ванвезенбек, Биргер, ред. (2009). Уильям Гэддис, «Последнее из чего-то» . Джефферсон: Макфарланд и компания. ISBN 978-0-7864-4309-3 .
- Гарольд, Блум, изд. (2004). Уильям Гэддис . Современные критические взгляды Блума. Филадельфия: Издательство Chelsea House. ISBN 978-0791076644 .
- Брюнель, Жан-Луи; Грессе, Мишель, ред. (1994). Уильям Гэддис . Американские профили. Полет. 6.
- Четвинд, Али и Мари Фахд, ред. Гэддис на своем столетнем юбилее. Электронное книжное обозрение, февраль 2024 г.: https://electronicbookreview.com/gathering/william-gaddis-at-his-centenary/
- Комн, Грегори (1994). Этика неопределенности в романах Уильяма Гэддиса . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0813012513 .
- Феликс, Бриджит, изд. (2007). Чтение Уильяма Гэддиса: коллективный том очерков романов Уильяма Гэддиса, от JR до Agape Agape . Орлеан: Press Universitaires d'Orléans.
- Грин, Джек (1992). Увольте ублюдков! . Нормальный, Иллинойс: Dalkey Archive Press. Перепечатка с предисловием Стивена Мура.
- Джонстон, Джон (1990). Карнавал повторения: «Признания» Гэддиса и теория постмодерна . Пеннские исследования современной американской художественной литературы. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812281798 . JSTOR j.ctv5132hq .
- Найт, Кристофер Дж. (1997). Подсказки и догадки: Художественная литература Уильяма Гэддиса о тоске . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 9780299153045 .
- Кюль, Джон Ричард; Мур, Стивен, ред. (1984). В знак признания Уильяма Гэддиса . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0815623069 .
- Муди, Рик, изд. (2003). «Уильям Гэддис: Портфолио» . Союзы . 41 : 373–415.
- Мур, Стивен (1982). Путеводитель для читателей по книге Уильяма Гэддиса «Признания» . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803230729 . Расширенное издание аннотаций Гэддиса .
- Мур, Стивен (2015). Уильям Гэддис: Расширенное издание . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. дои : 10.5040/9781501304941 . ISBN 978-1-6289-2645-3 .
- О'Брайен, Джон, изд. (1982). «Число Уильяма Гэддиса / Николаса Мосли». Обзор современной художественной литературы . 2 (2): 4–56.
- Табби, Джозеф (2015). Никто не рос, кроме бизнеса О жизни и творчестве Уильяма Гэддиса . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810131422 .
- Табби, Джозеф; Шейверс, Роне, ред. (2007). Бумажная империя: Уильям Гэддис и мировая система . Издательство Университета Алабамы. ISBN 9780817354060 .
- Вулф, Питер (1997). Его собственное видение: разум и искусство Уильяма Гэддиса . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 978-0838636947 .
- 1922 рождения
- 1998 смертей
- Американские романисты XX века
- Американские романисты-мужчины
- Преподаватели Бард-колледжа
- Смертность от рака простаты в США
- Выпускники Гарвардского пасквиля
- Макартур Феллоуз
- Лауреаты Национальной книжной премии
- Люди из Ист-Хэмптона (города), Нью-Йорк.
- Люди из Массапекуа, Нью-Йорк
- Американские писатели-постмодернисты
- Писатели из Нью-Йорка
- Смертность от рака в Нью-Йорке (штат)
- Премия ПЕН-клуба/Фолкнера победителям в области художественной литературы
- Выпускники средней школы Фармингдейла
- Члены Американской академии искусств и литературы
- Американские писатели-мужчины 20-го века