Наскальные рисунки Иберийского Средиземноморского бассейна.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Расположение памятников наскального искусства Средиземноморского бассейна на Пиренейском полуострове. | |
Расположение | Испания |
Критерии | Культурные: (iii) |
Ссылка | 874 |
Надпись | 1998 г. (22-я сессия ) |
Координаты | 39 ° 47'24 "N 1 ° 02'00" W / 39,79000 ° N 1,03333 ° W |

Группа из более чем 700 объектов доисторического наскального искусства Иберийского Средиземноморского бассейна , также известная как левантийское искусство , была коллективно объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 году . Эти объекты находятся в восточной части Испании и содержат наскальные рисунки, датируемые 1998 годом. Верхний палеолит или (что более вероятно) мезолитический период каменного века . Искусство состоит из небольших раскрашенных фигурок людей и животных, которые являются наиболее продвинутыми и широко распространенными из сохранившихся с этого периода, безусловно, в Европе и, возможно, в мире, по крайней мере, в более ранних работах. Он примечателен количеством включенных мест, самой большой концентрацией такого искусства в Европе . Его название относится к Средиземноморскому бассейну ; однако, хотя некоторые участки расположены недалеко от моря, многие из них находятся внутри страны в Арагоне и Кастилии-Ла-Манче ; его также часто называют левантийским искусством (что означает «из Восточной Испании», а не из региона Леванта ).
Исторический период
[ редактировать ]Было много споров о датировке левантийских картин и о том, относятся ли они к мезолиту, концу палеолита или неолиту ; они явно представляют стиль, совершенно отличный от гораздо более известного искусства верхнего палеолита в пещерах по обе стороны Пиренеев , но, тем не менее, вполне могут демонстрировать преемственность с ним. [1] По данным ЮНЕСКО, самое старое искусство, включенное в список Всемирного наследия, датируется 8000 годом до нашей эры , а самые последние образцы относятся примерно к 3500 году до нашей эры. Таким образом, искусство охватывает период культурных изменений. Он отражает жизнь людей, использующих преимущественно экономические системы охотников-собирателей, «которые постепенно включили неолита в свой культурный багаж». элементы [2] В более поздних сценах показаны мужчины, ведущие лошадей, а некоторый показанный крупный рогатый скот может быть приручен. [3] Хронология левантийского искусства совпадает с хронологией иберийского схематического искусства , и на некоторых сайтах можно найти примеры обоих типов искусства. Точно так же некоторые места продолжали привлекать посетителей и в более поздние периоды, о чем свидетельствуют надписи на иберийском языке и латыни, например, в пещерах Эль-Когул ; возможно, это было связано с перекрашиванием фигур. [4]
Картины, похоже, были созданы после того, как приток населения из Северной Африки смешался с населением, оставшимся от более ранних периодов в Иберии. [5]
Открытие
[ редактировать ]Левантийское искусство было впервые обнаружено в Теруэле в 1903 году. Испанский доисторик Хуан Кабре был первым, кто изучил это искусство, определив его как региональное искусство палеолита . [6] Оценка палеолита была оспорена по разным причинам, включая тот факт, что ледниковая фауна не была изображена. Антонио Бельтран Мартинес и другие относят начало этого искусства к эпипалеолиту или мезолиту, отмечая его расцвет в период неолита. [7] Принимая постпалеолитическую эпоху искусства, Рипио [ ВОЗ? ] разработал новую хронологическую схему в 1960-х годах, разделив искусство на четыре этапа: натуралистический, стилизованно-статичный, стилизованно-динамический и завершающий этап перехода к схематике. [ нужна ссылка ]
Характеристики
[ редактировать ]
Искусство проявляется на обширной территории и создавалось в течение нескольких тысяч лет; широко признано, что оно демонстрирует стилистическое и тематическое развитие, отражающее длительную эволюцию, по крайней мере, некоторое местное разнообразие и изменения в образе жизни, хотя согласие в деталях этого развития представляет собой непрерывный процесс.
Техники рисования
[ редактировать ]Художники, по-видимому, использовали перья в относительно сложной технике живописи по сравнению с искусством верхнего палеолита , которое создавало относительно простые фигуры. Фигуры часто обрисовываются, по-видимому, уже после того, как была покрашена основная часть. Некоторые фигуры скорее выгравированы, чем нарисованы. Фигурки относительно небольшие, от 8 до 1 дюйма (от 20,3 до 2,5 см) в высоту и выполнены в один или два цвета. Краска, как правило, была очень тонкой, с использованием минеральной земли (часто красноватой) или древесного угля , а картины сохранились благодаря очень тонкому прозрачному слою известкового налета, образующегося над ними из-за воды, капающей по стене. [8] Некоторые фигурки имеют более одного слоя краски, что привело к утверждениям, что их перекрашивали через долгое время, хотя это, похоже, не является общепринятым. [9]
Люди
[ редактировать ]Человеческая фигура, редко встречающаяся в искусстве палеолита , приобретает большое значение в искусстве Леванта. Человеческая фигура часто является главной темой, и когда она появляется в одной сцене с животными, человеческая фигура бежит к ним. Картина, известная как «Танцы Когула», является хорошим примером изображаемого движения. Самыми распространенными сценами, безусловно, являются сцены охоты, а также сцены сражений и танцев, а также, возможно, сельскохозяйственные работы и управление домашними животными. В некоторых сценах показан сбор меда, наиболее известный из которых — в Куэвас-де-ла-Аранья (на фото ниже). Люди обнажены до пояса, но у женщин есть юбки, а у мужчин иногда юбки, гетры или какие-то брюки, а иногда можно увидеть головные уборы и маски, которые могут указывать на ранг или статус, по сравнению с индейцами североамериканских равнин , по мнению одного исследователя. ; элемент Иногда кажется, что фигуры имеют намеренно карикатурный . [10] В некоторых военных сценах стороны различаются по внешнему виду, одежде и вооружению, хотя интерпретация этого неясна. [11] На одной стороне более важные фигуры могут быть обозначены более тщательно нарисованными фигурами с «увеличенными икроножными мышцами и удлиненными бедрами» или панталонами с «хохолками» на лодыжках; обычная «пехота» показана как просто «фигурки». [12]
Чувство композиции в групповых сюжетах развито гораздо лучше, чем в искусстве палеолита, а бегущие животные показаны в стиле «летящего галопа», который просуществовал в искусстве до изобретения фотографии. Человеческие фигуры также показаны с очень широкими шагами или в позе «летающего бега» с раздвинутыми ногами до 180 градусов. Изображенные сцены часто представляют собой моменты драмы; Часто изображаются мертвые и умирающие люди и животные, а иногда и сражения между людьми, которые могут включать до 44 фигур. [13] Встречаются также сцены казни людей лучниками и в одном случае повешения; эти сцены конфликта, похоже, взяты из более поздних периодов живописи и из более ограниченной области «вокруг ущелий Гасулла и Валльтота» в провинции Кастельон . [14]
Луку лучника уделяется большое внимание как главному оружию того периода; некоторые луки очень большие. [15] Чтобы решить проблему, как передать расстояние между лучником и его далекой добычей, на некоторых сайтах используется условность показа следа преследуемого животного — сложное и эффективное решение. [16] Некоторые сцены с участием нескольких вооруженных мужчин, по-видимому, представляют собой танцы, а в других сценах также показаны танцующие женщины, которые они, похоже, делали, стоя на месте и используя только движения рук и верхней части тела. Знаменитая танцевальная сцена в пещерах Эль-Когул показывает одиннадцать женщин в юбках, окружающих обнаженного мужчину с эрегированным фаллосом. [17]
В изображении человеческого тела встречаются изображения голов с определенными характеристиками: грушевидной , полусферической и конической формы .Верхняя половина человеческого тела показана обнаженной. Иногда носят что-то вроде брюк; иногда видны гениталии и имеются фаллические изображения.Инструменты, представленные в искусстве Леванта, обычно представляют собой стрелы , палки, колчаны , сумки и веревки, возможно, используемые в качестве арканов или веревок. Эти объекты всегда ассоциируются с человеческой фигурой, за исключением стрел, которые могут выглядеть валяющимися, как будто выстрелы промахнулись. [18]
Окружающая среда и фауна
[ редактировать ]Здесь нет изображения пейзажа и очень мало растительности. Интересным исключением является изображение грибов (возможно, Psilocybe hispanica ) в Сельва Паскуала. [19] Животные, однако, представлены очень часто, особенно крупные млекопитающие, которые являются подходящей добычей для охоты или стали одомашненными (хотя, возможно, они еще не были таковыми); птицы, рыбы (даже у побережья) и насекомые показаны редко, за исключением редких пауков и пчел, собирающих мед. Некоторые из изображенных животных принадлежат к видам, которые мы можем видеть в наши дни, а относительная частота показанных видов животных использовалась в качестве доказательства для датировки. Некоторые животные интерпретировались как экзотические виды ледникового периода, ныне вымершие в Европе, но это спорно. Некоторые животные, по-видимому, были перекрашены, чтобы изменить свой вид, что, возможно, отражает изменения в фауне. Основные представленные виды включают:
- олень ,
- козы — животное, наиболее часто изображаемое на иллюстрациях.
- кабан
- крупный рогатый скот , часто трудно интерпретируемый; на быков часто охотятся, но других можно приручить. В Сельва Паскуала обитает бык, который, возможно, является зубром . [ нужна ссылка ]
- собаки изображаются редко, но, кажется, они помогают в сцене охоты в Барранк-де-ла-Палла.
Животные появляются поодиночке или группами. Любопытной особенностью изображения животных является то, что они обычно изображаются в профиль, но с рогами и копытами спереди.
Картины могут иметь значение, связанное с религией или, по крайней мере, с «охотничьей магией», хотя их также можно рассматривать как просто прославление образа жизни, хотя и включая изображения религиозных церемоний. [20]
Война
[ редактировать ]
Иберийское наскальное искусство мезолита показывает явные сцены битвы между группами лучников. [21] Группа из трех лучников, окруженная группой из четырех человек, находится в Кова-дель-Руре, Морелла-ла-Велья , Кастельон , Валенсия. Изображение более крупного сражения (которое, однако, может относиться к раннему неолиту), в котором одиннадцать лучников подвергаются нападению семнадцати бегущих лучников, можно найти в Лес Доге, Арес-дель-Маэстрате , Кастельоне, Валенсии. [22] В Валь-дель-Чарко-дель-Агуа-Амарга, Альканьис , Арагон, семь лучников с плюмажами на головах бегут от группы из восьми лучников, преследующих их. [23]
Расположение
[ редактировать ]Объект Всемирного наследия включает в себя наскальные рисунки на территории, простирающейся от Пиренеев до провинции Гранада , входящей в состав автономных сообществ Каталонии , Арагона , Кастилии-Ла-Манчи , Мурсии , Валенсии и Андалусии . В 1985 году он был объявлен Bien de Interéscultural .
Искусство обычно встречается в каменных убежищах (защищенных естественным уступом ) и неглубоких пещерах, куда легко проникает солнечный свет. Нет четкого предпочтения относительно того, какая часть каменного убежища будет использоваться для искусства, его можно разместить высоко или посередине стены. Эти места не использовались для проживания, и на них отсутствуют органические остатки очагов и отвалов мусора, которые могли бы помочь в датировке. Многие места обильно украшены наложенными друг на друга фигурами, а в других, казалось бы, подходящих местах поблизости изображения вообще отсутствуют. Эти места часто расположены в ущельях крутых долин, которые мало приносят фермерам пользы, но, возможно, идеально подходят для охоты из засады и загона животных в тупик. [24]
В целом сохранность плохая. Однако были предприняты различные инициативы по защите этих объектов на местном уровне. Например, муниципалитет Вильяр-дель-Умо создал парк культуры.
Список защищенных сайтов
[ редактировать ]
Это коллекция из 727 каменных убежищ, пещер и стен оврагов. [25] (включенные в список ЮНЕСКО), которые содержат образное изображение или геометрический рисунок. Участки распределены следующим образом по 16 провинциям в 6 уже упомянутых регионах:
- Валенсия : 301 место.
- Провинция Аликанте : 130 мест.
- Провинция Кастельон : 102 места.
- Провинция Валенсия : 69 мест.
- Арагон : 132 места.
- Провинция Теруэль : 67 мест.
- Провинция Уэска : 47 мест.
- Провинция Сарагоса : 18 мест.
- Кастилия-Ла-Манча : 93 места.
- Провинция Альбасете : 79 мест.
- Провинция Куэнка : 12 мест.
- Провинция Гвадалахара : 2 места.
- Регион Мурсия : 72 места.
- Андалусия : 69 мест.
- Провинция Хаэн : 42 места.
- Провинция Альмерия : 25 мест.
- Провинция Гранада : 2 места
В 2006 году парламент Андалусии одобрил включение наскальных изображений провинций Малага и Кадис в предварительный список.
- Каталония : 60 мест.
- Провинция Таррагона : 39 мест. В Ульдеконе находится самое большое собрание картин Каталонии. В этом небольшом городке находится современный Центр интерпретации наскального искусства.
- Провинция Лерида : 16 мест.
- Провинция Барселона : 5 мест.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уошберн, 211; Сандарс, 86-93
- ^ Наскальное искусство Средиземноморского бассейна на Пиренейском полуострове , ЮНЕСКО.
- ^ Сандерс, 87 лет.
- ^ Сандарс, 87; Бельтран Мартинес, 57 лет
- ↑ Сандарс, 87 лет, но см. Уошберна, 211 лет, который это оспаривает.
- ^ 'Наскальное искусство в Испании.
- ^ Бельтран Мартинес, Глава 7; Уошберн, 199–203 гг.
- ^ Сандерс, 87–89.
- ^ Бельтран Мартинес, 56–57; Сандарс, 87-88
- ^ Сандарс, 89-96; Нэш, 82, 84 о головных уборах
- ^ Нэш, 82 года; Уошберн, 207–208 гг.
- ^ Нэш, 83-84; 84 цитируется; см. также Уошберн, 203.
- ^ Бельтран Мартинес, 48–50 лет, говорит до 35 лет; У Нэша, 74 года (табл. 2), показатели выше; см. также Уошберн, 206–210.
- ^ Нэш, 75 лет, включая Таблицу 1, 79-80, цитирование 79.
- ^ Сандарс, 89-96; Бельтран Мартинес, 54–55 лет.
- ^ Сандерс, 93–94.
- ^ Уошберн, 209; Бельтран Мартинес, 50–52 года.
- ^ Бельтран Мартинес, 55 лет.
- ^ Акерс Б.П., Руис Дж.Ф., Пайпер А., Рак Калифорния (2011). «Доисторическая фреска в Испании, изображающая нейротропные псилоцибы грибы ?». Экономическая ботаника . 65 (2): 121–128. дои : 10.1007/s12231-011-9152-5 . S2CID 3955222 .
- ^ Бельтран Мартинес, 56–58 и Уошберн, 202–203, поддерживают религиозную интерпретацию; Сандарс, 95-96, более уклончив.
- ^ Кейт Ф. Оттербейн, Как началась война (2004), с. 72 .
- ^ Кристенсен Дж. 2004. «Война в европейском неолите», Acta Archaeologica 75, 129–156.
- ^ SL Washburn, Социальная жизнь раннего человека (1962), стр. 207 .
- ^ Сандарс, 87; Бельтран Мартинес, 56 лет
- ^ 727 индивидуальных кодов, перечисленных ЮНЕСКО.
Ссылки
[ редактировать ]- Бельтран Мартинес, Антонио, Наскальное искусство Испанского Леванта , 1982, издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-24568-0 , 9780521245685
- Нэш, Джордж, «Оценка ранга и стратегии ведения войны в доисторическом обществе охотников-собирателей: исследование репрезентативных фигур воинов в наскальных рисунках Испанского Леванта» в: М. Паркер Пирсон и IJN Торп (ред.), Война, насилие и рабство в доисторические времена: материалы конференции Доисторического общества в Шеффилдском университете , 2005 г., Archaeopress, ISBN 1-84171-816-5 , 9781841718163, полностью онлайн.
- Сандарс, Нэнси К., Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.)
- Уошберн, Шервуд Ларнед , Социальная жизнь раннего человека , 1962, Routledge (переиздание 2004 г.), ISBN 0-415-33041-6 , 9780415330411
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Более полную библиографию см. в конце Нэша.
(на испанском языке)
- Анна Алонсо Техада, Александр Грималь: Наскальные рисунки Куэва-де-ла-Вьеха , Городской совет Альперы, 1990 ( ISBN 84-86919-20-7 ).
- Анна Алонсо Техада, Александр Грималь: Знакомство с левантийским искусством за один сезон: Культурная ассоциация Куэва-де-ла-Вьеха (Альпера, Альбасете), Малекон Альпера, 1999 ( ISBN 84-605-9066-6 ).
- Анна Алонсо Техада, Александр Грималь: Наскальное искусство Когула. Primeres Images Humanes a Catalunya (Пещерное искусство Когула. Первые человеческие изображения в Каталонии), Pagès Editors, LLeida, 2007 ( ISBN 978-84-9779-593-7 )
- Мануэль Бендала Галан: Античность: от предыстории до вестготов, Silex, 1997 ( ISBN 84-7737-021-4 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ЮНЕСКО
- Культурный парк наскальных рисунков на реке Мартин в среднем течении реки Мартин (Теруэль) (на испанском языке)
- Министерство культуры Хунты Андалусии - Настоящее всемирное наследие (на испанском языке)
- Наскальные рисунки Средиземноморского бассейна на Пиренейском полуострове (на испанском языке)
- Наскальное искусство, заархивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine в Кастель-де-Кастельс (на испанском языке).
- Наскальные рисунки Иберийского Средиземноморского бассейна.
- Объекты культурного интереса
- Наскальное искусство в Испании
- Известняковые пещеры
- Показать пещеры в Испании
- Археологические памятники Испании
- Культурные ландшафты
- Объекты всемирного наследия в Испании
- Европа каменного века
- Мезолитическая Европа
- Доисторическое искусство