Jump to content

Пещера Шульган-Таш

Координаты : 53 ° 2'39,9 "с.ш. 57 ° 3'50" в.д.  /  53,044417 ° с.ш. 57,06389 ° в.д.  / 53,044417; 57.06389
Пещера Шульган-Таш
Песчаник
Капова кава
Вход в пещеру Шульган-Таш.
Капова кава
Капова кава
Расположение в России
Альтернативное название Russian : Капова пещера/Kapova Cave
Расположение Бурзянский район
Область Bashkortostan , Russia
Координаты 53 ° 2'39,9 "с.ш. 57 ° 3'50" в.д.  /  53,044417 ° с.ш. 57,06389 ° в.д.  / 53,044417; 57.06389
Тип известняковая пещера
История
Периоды Палеолит
Карта
Портал в Капову пещеру

Пещера Шульган-Таш ( башкир : Шүлгәнташ , латинизировано : Шылгəнташ , также известная как Капова пещера (русский: Капова пещера , латинизировано : Копова пещера ), — известняковая карстовая пещера в Бурзянском районе Башкортостана ) , Россия . Он расположен на юге Уральских гор , примерно в 200 км (120 миль) к юго-востоку от Уфы . Расположенная на реке Белая в природном заповеднике Шульган-Таш, пещера наиболее известна верхнего палеолита наскальными рисунками и рисунками возрастом 16 000 лет . Он содержит самые северные известные древние картины. [1]

Описание

[ редактировать ]

Сегодня в этой местности дикого густого леса и высоких белых скал обитают олени , медведи и башкортские пчелы . [2] Около 10-20 тысяч лет назад климат и ландшафт были другими. Лето было коротким, а зимние месяцы очень длинными и холодными, а ландшафт напоминал тундру . Люди искали убежища в расщелинах и пещерах среди скал.

Вход в пещеру расположен на южном склоне горы Сарыкускан . Вход образует огромную арку высотой 30 м (98 футов). Слева от входа в пещеру находится озеро, из которого берет начало река Шульган . Через нее протекает подземная река Шульган , создавшая пещеру. Эта трехэтажная пещерная система имеет длину около 3 км (1,9 мили) и глубину 165 м (541 фут), включая сифонные подводные полости, большие залы, галереи, подземные озера и реку. [3]

Устье пещеры Шульган-Таш называется Порталом. Глубоко в Портале находится источник Шул'гана, выходящий из-под земли и образующий бассейн под названием Голубое озеро. Озеро бездонно: на глубине менее 33 метров оно соединяется с гигантской подземной водной полостью. [4]

Проход ведет от Портала к ряду залов на первом этаже. Сначала идет Главная галерея, а затем Сталагмитовый зал. Продолжая двигаться на север, вы попадаете в Купольный зал и Зал Знаков. В дальнем конце находится Зал Хаоса. Залы различаются по размеру и форме: Главная галерея и Зал Хаоса имеют продолговатую форму, Сталагмитовый и Купольный залы — круглые, а Зал Знаков — прямоугольную. Их длина достигает 90, ширина 20-30 и высота 7-20 метров. Залы соединены тоннелями различной длины и формы, местами встречаются глыбистые завалы. Воздух снаружи достигает Главной галереи и, отчасти, Сталагмитового зала. Однако в Купольном зале и далее воздух застойный и зимой, и летом. Сталактиты и сталагмиты становятся все более распространенными по мере продвижения вглубь пещеры. Стены покрыты известковым налетом , толщина которого может достигать полуметра. Некоторые из кальцитовых камней имеют сложную форму.

Рудиментарные следы жизни доисторического человека можно найти в залах первого этажа. На стенах Среднекупольного зала отчетливо различимы пятна размазанной красной краски, а также какие-то геометрические фигуры – знаки. В соседнем Зале Знаков количество таких фигур значительно увеличивается. На полу пещеры в углу Зала Хаоса археолог Щелинский обнаружил остатки костра и рудиментарные следы деятельности древних людей.

Схема первого этажа пещеры
Подземное озеро в пещере

Из-за плотности рисунков Зал Хаоса можно назвать «музеем» наземной части пещеры. На его стенах можно увидеть двухцветное изображение длинношерстных лошадей и трапециевидную геометрическую фигуру; а чуть дальше присутствует группа геометрических знаков.

Изображение человекоподобного существа, единственное в пещере Шульган-Таш, также можно найти в Зале Хаоса. На протяжении многих веков все рисунки были покрыты полупрозрачной кальцитовой коркой. В 1976 году экспедиция под руководством выдающегося археолога О.Н.Бадера очистила фотографии лошадей. Чтобы подняться на верхний ярус пещеры, нужно вернуться в Сталагмитовый зал, где в крыше есть дыра, ведущая наверх.Для доступа к дыре в крыше установлена ​​стальная лестница; за ним следует наклонная дорожка, ведущая к еще одной лестнице длиной 16 метров, которая поднимает посетителей на верхний уровень.

Поднявшись по лестнице, посетители попадают в длинный и высокий зал, который называется Первой галереей, первый из череды залов верхнего уровня. Двигаясь дальше на север, пересекаем небольшой Прихожий и попадаем в самый знаменитый зал Шульганташа – Зал Чертежей.

Помимо Зала Чертежей, доступны для посетителей еще 14 больших и малых залов: Вторая Галерея, Акустический зал, Овальный зал, Зал Храма, Верхний и Алмазный залы, Зал Верхнего озера (с большим озеро в нем), Радужный и Хрустальный залы, Зал Горного Короля, Зал Галерея, Зал Бездны, Транссифонный зал и Дальний зал.

Путь к более отдаленным залам довольно сложен, путь преграждает множество опасных участков и луж. В Транссифонном зале можно увидеть подземный участок реки Шульган. За Дальним залом находится полость, наполненная водой: сифон. Спелеолог и аквалангист Владимир Киселев однажды продвинулся на 317 метров на север внутри сифона, прежде чем вернуться, не найдя ему конца.

Изюминкой Хрустального зала является свисающая с потолка серебристая бахрома кальцитовых сосулек. Среди величественных украшений пещеры — «молочные реки», состоящие из мельчайших кристаллов кальцита, хрупких и хрустящих, еще не затвердевших.

Ручьи в пещере иногда образуют в залах небольшие воронки, на полу обнажаются крупинки пещерного жемчуга, а на стенах - корка мраморного оникса, местами глубиной до полуметра. Мраморный оникс – это разновидность мрамора, часто встречающаяся в известняковых пещерах.

Зал рисунков

[ редактировать ]

Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были нарисованы в эпоху позднего палеолита ., [5] когда кроманьонцы на планете жили . В нижнем ярусе Каповой пещеры хранятся более поздние изображения конца последнего ледникового периода . Их размер варьируется от 44 до 112 сантиметров. Уран-ториевое датирование позволяет предположить, что самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36 400 лет назад. [6]

In January 1959, Alexander Ryumin, [7] [8] [9] Старший научный сотрудник Прибельского филиала Башкирского заповедника сделал сенсационное открытие. На стенах пещеры Шульган-Таш он обнаружил рисунки древних людей. Александр Рюмин, спустившись под землю в поисках летучих мышей, обнаружил красочные настенные изображения различных животных — лошадей, носорогов и мамонтов . Это стало настоящей мировой сенсацией. Ученые того времени считали, что рисунки ископаемых животных эпохи палеолита характерны только для Западной Европы — такая древняя наскальная живопись встречается в мире только во Франции и Испании . С этого момента Капова пещера приобрела статус важного историко-культурного комплекса, не имеющего аналогов в Восточной Европе.

Лучшая композиция находится на правой половине восточной стены. В центре композиции, на расстоянии вытянутой руки древнего художника, находится рисунок животного «Конь Рюмина», первое изображение, обнаруженное в пещере Шульганташ. Далее идут изображения нескольких мамонтов и носорога. Все животные изображены идущими справа налево, а один маленький мамонт стоит или идет в противоположном направлении. На противоположной стене — зубр или бык и мамонты с теленком. В этом зале также можно увидеть раскрашенную странными линиями и знаками трапециевидную форму внутри фигуры и необычные уши вверху. Подобные геометрические знаки неоднократно встречаются в рисунках пещеры Шульган-Таш.

Пещера Игнатьевка расположена примерно в 120 км (75 миль) от Каповой пещеры.

Открытие и раскопки

[ редактировать ]

Местные жители боялись посещать пещеру.Первые письменные сведения о пещере Шульган-Таш появились в январе 1760 года. Во время посещения Башкирии о пещере было рассказано первому члену-корреспонденту Российской академии наук П.И. Рычкову. Подробное описание пещеры, а точнее, ее наземной части, он привел в своей статье «Описание пещеры, расположенной в Оренбургской губернии близ реки Белой , которая из всех пещер Башкирии является наиболее славной и почитаемой» (в его книга «Сочинения и переводы для пользы и развлечения служащих » — «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащих», 1760).

Десять лет спустя (1770 г.) пещеру исследовал Иван Лепёхин , изучивший верхний уровень и давший его яркую картину в своем путевом дневнике. [ нужна ссылка ]

По мнению Ивана Лепёхина, название «Капова» происходит от капающей воды внутри пещеры («капова» переводится как «капающая») ( по-русски : капающая вода ).

В середине и второй половине 19 в. пещеру Шульган-Таш исследовал ряд путешественников и исследователей (в том числе геологи Южного Урала Н. Г. Мяглицкий и А. И. Антипов в 1858 г.). Местный лесник Федор Симон время от времени организовывал экскурсии в пещеру.

В 1896 году нижний этаж пещеры обследовали члены Оренбургского отделения Русского географического общества Д. Соколов, И. Заневский и Ф. Симон, которые нанесли на карту план входной части нижнего уровня и составили протокол. для его проверки и измерения. Исследователи отметили, что описание П.И. Рычкова полностью соответствует «действительному состоянию пещеры: во всех указанных местах найдено все, что он отметил».

В 1923 году геолог и учёный Г.В.Вахрушев исследовал пещеру до Верхнего озера. Он составил приблизительную схему внутренних помещений и выпустил небольшую книгу «Загадки Каповой пещеры». В 1931 г. в пещеру вновь приехал Г.В. Вахрушев, уточнил информацию о пещере и описал окрестности пещеры. Он также писал о различных легендах пещеры Шульган-Таш.

В 1960 году в пещере начала работу группа московских археологов под руководством О.Н.Бадера. [10] [11] За всю свою работу он обнаружил более 30 рисунков, среди которых мамонты, лошади, носороги, бизоны и геометрические фигуры. Рисунки очистили от кальцитовой корки и грязи, сфотографировали и тщательно осмотрели. Судя по всему, они относятся к периоду позднего палеолита (25-10 тыс. лет до н. э.). Главным результатом этого длительного исследования стала вышедшая в 1965 году книга «Капова пещера: палеолитическая живопись». Бадер считал, что все рисунки представляют собой единый комплекс и относительно современны.

В этот период исследование самой пещеры Шульган-Таш проводилось сотрудниками Башкирского государственного университета под руководством Э.Д. Богдановича и И.И. Кудряшевой. Они составили подробную карту пещеры. Были проведены первые микроклиматические наблюдения, обследованы отдаленные, вообще труднодоступные районы.

После смерти Отто Бадера в 1979 году исследования пещеры прекратились. Возникли проблемы с сохранением доисторических рисунков, поэтому было решено полностью закрыть пещеру. Работы в пещере возобновил лишь в 1982 году ленинградский археолог В. Е. Щелинский. В это время он возглавлял комплексную палеолитическую экспедицию, ежегодно проводившую археологические исследования на Южном Урале.

Когда рисунки были нанесены на стены пещеры? В. Е. Щелинский предложил ответ на этот вопрос. Под древними рисунками он обнаружил различные артефакты, оставленные древними людьми. Он считал, что они относятся к эпохе палеолита. В. Е. Щелинский считает, что значительная часть пещерных рисунков объединена в композиции, отражающие мифологические представления древних художников. Впервые выявлен четко выраженный культурный слой эпохи верхнего палеолита, датированный временем около 14 000 г. до н.э. Прорисованные очаговые пятна указывают на использование древними жителями открытого огня. Были выявлены различные артефакты, в том числе глиняная жировая лампа, каменные, преимущественно кремневые, орудия труда, кусочки охры, украшения в виде бус и подвесок из камня и мелких раковин ископаемых моллюсков, кости животных ледникового периода — мамонта , пещерный медведь , лисица, заяц, сурок, пищуха , тушканчик обнаружены .

Археолог В. Н. Широков из Екатеринбурга считает, что пещера Шульган-Таш была святилищем.

В 1991 году И.В. Киселев провел комплексное исследование пещеры Шульган-Таш. Совершал погружения на подземной реке Шульган.Пещеру исследовал В. Г. Котов, который считает, что пещера Шульган-Таш была культовым центром народов Южного Урала, где обряды инициации совершались и возрождения природы. В. Г. Котов и В. Н. Широков полагают, что деятельность в пещере в то время была связана с ритуалами инициации.

Юрий Сергеевич Ляхницкий составил подробную и точную карту пещерного массива Шульган-Таш. В 2002 году он обнаружил новые рисунки — «бледного мамонта», а также рисунок человека и силуэт другого мамонта.В 2023 году башкирский историк Айрат Маратович Багаутдинов в своей книге «Расшифровка знаков Каповой пещеры». Рождение. Смерть. Культ материнства , обосновал концепцию календарей беременности женщин и животных на стенах Каповой пещеры, а также выдвинул гипотезу о расшифровке знаков жизни и смерти эпохи палеолита.

Сегодня пещера Шульган-Таш считается тщательно изученной и документированной пещерой.

Башкортские легенды и предания

[ редактировать ]

Сердце Южного Урала с озером Шульган и истоками легендарных рек Агидель , Яйык , Хакмар и Ногош связано с жизнью и подвигами бессмертных героев эпосов Урал-батыр и Акбутат (Акбузат) , входящих в сокровищницы мирового искусства. . Для древних башкортов эта местность была центром Земли, где могли взаимодействовать и взаимопроникать небесный, природный и подводный миры.

С пещерой Шульган-Таш существует значительное количество фольклора. Самое поразительное, что основные действия во многих старинных сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган как можно скорее. И неслучайно и пещера, и озеро в них носят имя хозяина подземного мира (подводного короля) Шульгена.

Шульген — один из основных отрицательных персонажей башкирской эпической поэзии (таких как Урал-Батыр , Акбузат , Кара-Юрга , Ахак Кола и др.). По легенде озеро Шульген из остатков Разливного моря, устроенное Дивом (Великаном) и Шульгеном после удара посохом земли. Одно из таких сообщений встречается в «Акбузате» , где говорится: «Когда водный падишах (царь) проиграл битву, он нашел бездонный пруд и нырнул в это озеро. Озеро стало называться ШУЛГЕН».

В былинах «Акбузат» и «Урал-батыр» описывается жертвоприношение человека озеру Шульган. Прекрасную девушку подарили падишаху подводного (подземного) мира (Рычков нашел «сухую человеческую голову» во время посещения пещеры в 1760 году).

Во многих легендах и преданиях башкир озеро Шульган играет заметную роль. Например, все события в Акбузате разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется девушка Наркас в образе золотой утки. Юный охотник Хаобан получает от нее в подарок: коня Акбузата (Тулпар с крыльями) и бесчисленные стада домашнего скота. Единственное условие для Хаобана — ему запрещено поворачиваться назад, чтобы посмотреть на озеро после получения подарков. Однако, опасаясь шторма, вызванного выходом животных из озера Тулпар, Хаобан оглянулся, и все животные снова исчезли в озере.

Действие другой легенды, «Кунгыр-Буга» , также происходит у озера Шульган. В этой сказке герой Батыр находит в озере Шульган Миней, пропавшую дочь пожилой четы. Миней был похищен водным существом, правившим озером. Батыр спускается в подводное царство, отрубает чудовищу все семь голов и уносит на землю девушек, людей и скот.

Мотивы проживания на озере лошадей и крупного рогатого скота, а также их частичное исчезновение в этом же озере распространены в многочисленных башкирских легендах.

В Бурзянском районе широко известна легенда об озере Елкысыккан-куль, из которого вышли лошади. Это предание (М. В. Лоссиевского) повествует о богатыре Бишлаке, встретившем странника на охоте в окрестностях озера Шульган. Странник попросил Бишлака отдать ему свою собаку, предложив взамен табун лошадей. Бышлак должен был ехать вперед, не оглядываясь назад. Но из любопытства он оглянулся и на полпути стадо вернулось к озеру.

Охотник стал богатым человеком и его потомки (племя) с его времени называются Баюлинами (богатыми). Из этого табуна произошла порода серых лошадей.

И озеро получило название Елкысыккан – озеро, куда выходили лошади. По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения у пещеры Шульган-Таш (названному озером Шульган).

В народных традициях озеро Шульган часто является местом рождения чудесных коней. Например, в одной из версий легенды Ахак Кола внешний вид вожака стада Ахак Кола описывается так: «Шульган пришел к озеру. Но ему удалось поймать только жеребенка – кобыла нырнула обратно в озеро. , но этот жеребенок хромал (отсюда и ее название: «Ахак Кола» – хромая светло-желтая лошадь с черным хвостом).

Легенды, связанные с пещерой, персонализируют внешнюю силу. Пещерная среда более сурова и непонятна, чем большинство других природных сред. Владимир Даль, посетивший Оренбургскую губернию в качестве чиновника, собирал произведения устной культуры, в частности башкирского фольклора. Он охарактеризовал пещеру Шульган-Таш по башкирским сказаниям и легендам. Есть джинны, нырки (дивы, фантастические существа) и каменная собака. Замечательно, что собака боится кнутов. Если сто раз ударить кнутом, пойдет дождь.

По данным П. И. Рычкова, башкиры (башкорты) во время войн и восстаний обычно прятали здесь свои семьи и лошадей. Скот, естественно, оставался в нижнем этаже пещеры, а женщины, дети и старики поднимались наверх. Здесь всегда хранились продукты.

  1. ^ Уитакер, Алекс. «Доисторическое наскальное искусство» . Ancient-wisdom.com . Проверено 10 апреля 2017 г.
  2. ^ Ольга Червяцова "Археологические исследования" . Archived from the original on 2010-07-07. Официальный сайт государственного природного заповедника «Шульган-Таш»
  3. ^ Соколов Ю. В. "Перечень подземных полостей Республики Башкортостан длиннее 50м" . Сайт Уфимского спелеоклуба им. В. Нассонова . Retrieved 2011-04-13 .
  4. ^ " В. С. Житенёв. Капова пещера — многослойный памятник археологии: предварительное сообщение // Первобытные древности Евразии. К 60-летию Алексея Николаевича Сорокина, 2012" . Archived from the original on 2016-07-12.
  5. ^ Жегалло В.И и др. (2002). "Об ископаемых носорогах эласмотериях" (9) (Новости из Геологического музея им. В. И. Вернадского ed.). Archived from the original on 2008-03-03. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Башкирия: новые исследования «состарили» наскальные рисунки Каповой пещеры в два раза
  7. ^ А. Д. Столяр. Происхождение изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1985. — С. 35.
  8. ^ Э. П. Позднякова, А. В. Лоскутов, Н. Н. Скокова. Башкирский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. — М.: Мысль, 1989. — С. 241.
  9. ^ "Пещера Шульган-Таш (Капова)" . Archived from the original on 2015-09-29. . Официальный сайт государственного природного заповедника «Шульган-Таш»
  10. ^ Бадер О. Н. Каповая пещера-La caverne Kapovaia: Палеолитическая живопись М., 1965.
  11. ^ "Щелинский В. Е." Официальный сайт государственного природного заповедника «Шульган-Таш»
  • Лоусон, Эндрю Дж. (2012). Расписные пещеры. Палеолитическое наскальное искусство Западной Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 197. ИСБН  978-0-19-969822-6 .
  • Зильберман, Нил Ашер, изд. (2012). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 176. ИСБН  978-0-19-973578-5 .
  • Ю.С.Ляхницкий.Шульганташ..-Уфа:Китап.2002.с.192-1 ФП-2001 ISBN   5-295-03088-1 (на русском языке)
  • Багаутдинов Айрат Маратович, Багаутдинов Айдар Маратович. Расшифровка знаков Каповой пещеры. Рождение. Смерть. Культ материнства: монография. Уфа. 2023. – 53 с. ISBN 978-5-00177-640-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7f7847d9a08dba1f86af6fbe29c1a98__1710418320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/98/f7f7847d9a08dba1f86af6fbe29c1a98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shulgan-Tash Cave - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)