Пещера Фонтбрегуа
Пещера Фонтбрегуа | |
---|---|
![]() Карта внутренней части пещеры Фонтбрегуа | |
Расположение | Прованс , Франция |
Координаты | 43 ° 33'00 "N 6 ° 14'00" E / 43,55 ° N 6,2333 ° E |
Пещера Фонтбрегуа — археологический памятник , расположенный в Провансе , на юго-востоке Франции . Он использовался людьми в пятом и четвертом тысячелетиях до нашей эры, в период, известный сейчас как ранний и средний неолит . Это место временного проживания, оно использовалось земледельцами эпохи неолита в качестве склада для своих стад коз и овец, а также содержало ряд костных отложений, содержащих останки домашних животных, диких животных и человека. Включение последнего из этих отложений побудило археологическую группу, изучавшую это место, предположить, что в Фонбрегуа имел место каннибализм , хотя другие археологи вместо этого предположили, что они представляют собой свидетельство вторичного захоронения.
Первые раскопки этого места под руководством Паолы Вильи утверждали, что обращение с человеческими останками на этом месте является убедительным доказательством каннибализма. [ 1 ] Этот вывод подвергся критике со стороны депутата Пикеринга, который вместо этого предположил, что доказательства лучше объясняются ритуалами удаления кожи, связанными с вторичными захоронениями, проводя этнографические сравнения с некоторыми практиками коренных народов Австралии . [ 2 ] Взгляды Пикеринга были поддержаны археологом Полом Баном . [ 3 ] но, в свою очередь, подвергся контркритике со стороны Виллы. [ 4 ]
Местоположение и контекст
[ редактировать ]Пещера расположена на юго-востоке Франции, примерно в 100 км от Марселя и побережья Средиземного моря. [ 5 ]
В Провансе и Лигурии в период Импрессо-Кардиала (около 6-го тысячелетия до н.э.) каменные убежища и пещеры обычно использовались как сезонные места для выпаса скота и охоты. [ 6 ] Таким образом, было высказано предположение, что Фонтбрегуа и другие подобные пещеры были сезонными убежищами, расположенными на некотором расстоянии от деревень под открытым небом, которые находились в центре территории общины. [ 6 ]
Макет
[ редактировать ]Пещера большая и хорошо освещенная, что обеспечивает легкий доступ внутрь. [ 7 ] Он возвышается на высоте 400 метров над уровнем моря и расположен на высоте 30 метров над источником пресной воды. [ 7 ] Археологи, исследовавшие это место, решили разделить пещеру на три отдельные части: крыльцо, главную комнату и нижнюю комнату, причем в каждой части были обнаружены скелеты и находки материалов. [ 8 ]
Пещера была заселена людьми с периода верхнего палеолита до конца неолита. [ 5 ] На основании стратиграфических и культурных данных археологи предположили, что пещера использовалась в качестве временного жилого лагеря для местного земледельческого населения в V и IV тысячелетиях до нашей эры. [ 9 ] Люди эпохи неолита, жившие в этом регионе, иногда использовали пещеру для хранения своих стад коз и овец, о чем свидетельствуют слои сожженных фекалий овикаприна. [ 7 ] Эти люди имели доступ к домашним крупам, керамике, личным украшениям и каменным орудиям, изготовленным из неместного кремня. [ 7 ] Основываясь на свидетельствах пещеры, археологи утверждали, что за этот период произошли изменения в образе жизни местного населения; в раннем неолите оказалось, что они в равной степени использовали охоту и скотоводство, но к среднему неолиту они стали уделять гораздо больший упор выпасу овец и коз, при этом охота играла лишь незначительную роль. [ 7 ] [ 10 ]
Человеческие останки
[ редактировать ]Место у пещеры хорошо известно благодаря найденным там человеческим останкам. [ 5 ] В их число входят останки семи взрослых, шести детей, одного человека неопределенного возраста, а также черепные и посткраниальные останки еще как минимум семи человек. [ 11 ] Никакой информации о поле этих лиц не установлено. [ 11 ] Исследование стабильных изотопов в этих костях показало, что все они питались одинаково. [ 12 ] при этом наземные животные были основным источником белка . [ 6 ]
Коллаген, извлеченный из костей археологами, был датирован с помощью ускорительной масс-спектрометрии . [ 13 ] Это показало, что не все человеческие захоронения были современниками друг друга, а скорее были помещены в пещеру через разные промежутки времени в течение длительного периода времени. [ 14 ]
Каннибализм или вторичное захоронение?
[ редактировать ]Команда, которая первоначально проводила раскопки на этом месте, опубликовала в 1986 году в журнале Science статью под названием «Каннибализм в эпоху неолита». Они утверждали, что костные остатки человеческих останков в Фонбрегуа соответствуют ситуации, в которой этих людей «забили, обработали и, вероятно, съели» способом, который во многом аналогичен обращению как с дикими, так и с домашними животными на этом месте. [ 8 ]
Доводы в пользу каннибализма были оспорены археологом Майклом П. Пикерингом в статье 1989 года, опубликованной в журнале «Австралийская археология» . Он считал «более вероятным» то, что останки были результатом погребального обряда, в ходе которого трупы оставляли разлагаться, прежде чем с них сняли плоть, а затем похоронили. Он подчеркнул этнографические параллели с погребальной практикой некоторых коренных австралийских обществ, хотя и подчеркнул, что не выступает за прямую аналогию между коренными австралийцами 20-го века и народами неолитической Франции. Обсуждая этнографические отчеты У. Э. Рота, предпринятые в Северном Квинсленде в начале 20-го века, в которых трупы оставляли на деревьях или на платформах для разложения перед захоронением, он также выделяет отчеты А. Макдональда в 1870-х годах, в которых были зарегистрированы общины коренных народов. - мездрение костей перед захоронением. Пикеринг утверждает, что этот метод оставит на останках следы, очень похожие на те, что были обнаружены в Фонбрегуа. Хотя он не исключает возможности каннибализма на этом месте, он утверждает, что это был только один вариант, а еще одним были вторичные захоронения без плоти. [ 2 ] В своей гипотезе Пикеринга поддержал европейский историк-доисторик Пол Бан , опубликовавший в 1990 году короткую одностраничную статью в журнале Nature , в которой провозгласил, что случай каннибализма в Фонбрегуа следует считать «недоказанным». [ 3 ]
В статье 1992 года, опубликованной в журнале «Эволюционная антропология» , Вилла раскритиковала идеи Пикеринга, подтвердив свою позицию о том, что останки на этом месте представляют собой «единственный хорошо задокументированный случай каннибализма в доисторической Европе». [ 7 ] Отвергая утверждения Пикеринга, она отмечает, что вторичное захоронение не представляет собой «значимой альтернативы» каннибализму, который оставался «самым простым и удовлетворительным объяснением» свидетельств, найденных в пещере. Она утверждает, что если бы это был случай вторичного захоронения, то с человеческими останками не обращались бы точно так же, как с останками животных, как это было раньше. Затем она отмечает, что в этом сценарии концепция вторичного захоронения не более правдоподобна, чем каннибализм, поскольку нигде в Европе не существует известной традиции вторичного захоронения. Вилла также подвергает сомнению точность этнографических отчетов, на которые опирается Пикеринг, отмечая, что некоторые из них действительно считали, что описанная ими австралийская практика захоронения является свидетельством каннибализма. [ 15 ] Комментируя это место в 1992 году, археолог Тим Уайт описал его как «превосходное» свидетельство каннибализма, однако он отметил, что сохранение контекстуальных свидетельств, позволяющих такую интерпретацию, было «уникальным». [ 16 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]Пещера была раскопана Андре Таксилем между 1948 и 1960 годами, а затем Жаном Куртеном в 1970-х годах. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Херксхайм (археологический памятник) , еще один известный памятник эпохи неолита со свидетельствами каннибализма.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Вилла и др. 1986 .
- ^ Jump up to: а б Пикеринг 1989 .
- ^ Jump up to: а б Железная дорога 1990 .
- ^ Вилла 1992 .
- ^ Jump up to: а б с д Ле Бра-Гуд и др. 2010 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с Ле Бра-Гуд и др. 2010 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вилла 1992 года . п. 99.
- ^ Jump up to: а б Вилла и др. , 1986 г. п. 431.
- ^ Вилла и др. 1986 . стр. 431–432.
- ^ Вилла и др. 1986 . п. 432.
- ^ Jump up to: а б Ле Бра-Гуд и др. 2010 , с. 169.
- ^ Ле Бра-Гуд и др. 2010 , стр. 170, 171.
- ^ Ле Бра-Гуд и др. 2010 , с. 173.
- ^ Ле Бра-Гуд и др. 2010 , стр. 173–175.
- ^ Вилла 1992 . стр. 100–102.
- ^ Уайт 1992 , с. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Бан, Пол Г. (1990). «Есть людей неправильно» . Природа . 348 (6300): 395. дои : 10.1038/348395a0 . S2CID 4254955 .
- Ле Бра-Гуд, Ж.; Биндер, Д.; Земур, А.; Ричардс, член парламента. (2010). «Новые радиоуглеродные даты и изотопный анализ неолитических костей человека и животных из пещеры Фонтбрегуа (Салерн, Вар, Франция)». Журнал антропологических наук . 88 : 167–178. ПМИД 20834056 .
- Пикеринг, член парламента (1989). «Пища для размышлений: альтернатива каннибализму в эпоху неолита ». Австралийская археология . 28 (28): 35–39. дои : 10.1080/03122417.1989.12093189 . JSTOR 40286899 .
- Вилла, Паола; и др. (1986). «Каннибализм в эпоху неолита». Наука . 233 (4762): 431–437. дои : 10.1126/science.233.4762.431 . JSTOR 1697806 . ПМИД 17794567 . S2CID 30617302 .
- Вилла, Паола (1992). «Каннибализм в доисторической Европе». Эволюционная антропология . 1 (3): 93–104. дои : 10.1002/evan.1360010307 . S2CID 83862938 .
- Уайт, Тим Д. (1992). Доисторический каннибализм в Манкосе 5MTUMR-2346 . Принстон: Издательство Принстонского университета.