Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Официальное название | Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде |
Критерии | (и), (iii) |
Ссылка | 866 |
Надпись | 1998 г. (22-я сессия ) |
Расширения | 2010 |
Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде включены в трансграничный список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО ). [1] Объект Всемирного наследия , расположенный в долине Коа в Португалии и Сьега-Верде, Испания. [2]
Долина Коа
[ редактировать ]![]() | |
![]() Расположение долины Коа в континентальной Португалии | |
Расположение | Гуарда , Дору , Север , Португалия |
---|---|
Координаты | 41 ° 02' с.ш. 7 ° 07' з.д. / 41,033 ° с.ш. 7,117 ° з.д. |
Тип | Доисторическое искусство |
Часть | Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде |
Длина | 17000 м (56000 футов) |
Область | 200 км 2 (77 квадратных миль) |
Примечания к сайту | |
Археологи | Неизвестный |
Право собственности | Португальская Республика |
Публичный доступ | Общественный |
Веб-сайт | http://www.arte-coa.pt/ |
Доисторический наскальный памятник долины Коа под открытым небом, эпохи палеолита — это археологический памятник расположенный на северо-востоке Португалии , недалеко от границы с Испанией.
В начале 1990-х годов наскальные рисунки были обнаружены в Вила-Нова-де-Фос-Коа во время строительства плотины в долине реки Коа . Они включают в себя тысячи выгравированных наскальных изображений лошадей, крупного рогатого скота и других животных, людей и абстрактных фигур, датированных периодом от 22 000 до 10 000 лет до нашей эры. Эти места были изучены археологами и другими специалистами ЮНЕСКО и других агентств. Общественная поддержка сохранения археологических артефактов и наскальных рисунков росла как в Португалии, так и за рубежом. В 1995 году выборы привели к смене правительства, что привело к отмене проекта плотины. [2]
С 1995 года группа археологов изучает и каталогизирует этот доисторический комплекс. Археологический парк долины Коа ( португальский : Parque Arqueológico do Vale do Côa (PAVC) ) был создан для приема посетителей и исследования находок, а музей Коа был построен здесь после крупного конкурса дизайнеров. [3]
История
[ редактировать ]


Самые ранние рисунки, появившиеся в долине Коа, датируются периодом между 22 и 20 тысячами лет до нашей эры и состоят из зооморфных изображений природы. [4] Между 20 и 18 тыс. до н.э. (период Солутенсе) вторичная группа рисунков животных включала примеры лошадей в намордниках . [4] Большая разработка произошла в течение 16–10 тысяч лет до нашей эры (период Магдалины) в стиле палеолита. По сути, антропоморфные и зооморфные рисунки включали лошадей, узнаваемых по характерным гривам, зубров с детализированными ртами и ноздрями и оленей. [4]
Другие картины, относящиеся к периоду эпипалеолита, имели зооморфный полунатуралистический дизайн. [4] Некоторые антропоморфные и зооморфные рисунки, как геометрические, так и абстрактные, относятся к периоду неолита. [4] Другие, преимущественно антропоморфные, относятся к энеолиту и бронзовому веку . [4]
Между V и I веками до нашей эры ранние организованные общества производили антропоморфные и зооморфные резные изделия, включающие оружие и символы. [4]
Самая последняя эпоха письменного наскального искусства датируется 17-20 веками и включает в себя религиозные, антропоморфные и зооморфные рисунки, надписи и даты. Самые последние из них включают изображения лодок, поездов, мостов, самолетов и изображения различных сцен, в том числе рисунки Антонио Сейшаса и Альсино Томе. [5] [6]
20 век
[ редактировать ]В 20 веке строительство плотины Посинью и связанного с ней водохранилища, вероятно, привело к погружению в воду многих рисунков скальных пород. [7] К 1990-м годам старатели обнаружили группу важных резных фигурок эпохи палеолита, неолита и энеолита в нижней части долины Коа, вероятно, в ноябре 1991 года работы Нельсона Рабанды (статьи об этой работе не публиковались до ноября 1994 года). [7] [8] [9] Позже Антониу Мартиньо Баптиста определил, что резные фигурки железного века соответствуют работам кельто-иберийских племен, в частности медобригенаев или зойлосов. [7] Некоторые из этих культур были впервые идентифицированы благодаря находкам в Коа. [6]
В 1995 году был одобрен план строительства плотины, и работы начались в долине Коа. [7] Однако после первоначального открытия наскальных рисунков археолог исследовал долину Коа под руководством национальной энергетической компании ( Energias de Portugal – EDP ) и агентства, ответственного за архитектурное наследие ( Instituto Português do Património Arquitectónico – IPPAR ). [7] Оба узнали о доисторическом искусстве Коа раньше, чем широкая общественность и научное сообщество. [7] Археолог Нельсон Рабанда, изучавший это место в соответствии с соглашением между EDP и IPPAR, сообщил об этом случае прессе и другим организациям, интересующимся доисторическим искусством и наследием, таким как ЮНЕСКО . [7] [8] EDP предприняла попытку опровергнуть возраст резных фигурок, чтобы продолжить проект плотины, несмотря на ущерб, который это нанесет находкам. [7]
Национальные разногласия вокруг этого дела вынудили IPPAR обратиться в ЮНЕСКО с просьбой о пересмотре этого объекта. В декабре 1994 года Жан Клотт приехал в этот регион, чтобы расследовать открытия. В отчетах ЮНЕСКО не было единодушия относительно того, следует ли закрывать электростанцию; Клоттс, глава отдела доисторических эпох, отметил, что поднимающаяся вода может защитить гравюры от вандализма, но также подтвердил, что долина Коа «является крупнейшим объектом палеолитического искусства под открытым небом в Европе, если не в мире». [7] В то время количество известных резных фигурок было меньше, но существовало подозрение, что многие другие уже были затоплены завершенной плотиной Посинью. [7] Это было подтверждено Нельсоном Рабандой , который исследовал затопленное место в Канаде-ду-Инферно и нашел больше резных фигурок. Археологи обнаружили другие памятники в районах Пенаскоса, Рибейра-де-Пискос, Кинта-да-Барка, Вермельоса, Вале-де-Хосе Эстевес и других, быстро опубликовали свои открытия и довели дело до национальных СМИ. [7] Гражданская группа Movimento para a Salvação das Gravuras do Côa возникла под лозунгом умеют плавать » « Резные фигурки не , что является отсылкой к главной популярной песне того времени группы Black Company . «Swim» [10]
Для завершения дела была отправлена вторая группа ЮНЕСКО во главе с Муниром Бушенаки , директором отделения всемирного наследия. Его команда определила, что большая часть резных фигурок датируется еще палеолитом. [11] Настойчивость португальского правительства в продолжении проекта плотины привела к нарастанию политического скандала и давлению со стороны международного сообщества. Проект плотины был осужден в международных газетах, таких как The Sunday Times , The New York Times , International Herald Tribune , а также в таких телекомпаниях, как BBC . [11]
Тем временем, после визита делегации ЮНЕСКО, ИППАР создал международную научную комиссию для сопровождения изучения искусства в долине Коа. Это было сочтено спорным. [11] В него входили Антонио Бельтран, Э. Анати и Жан Клоттес, и они встретились в мае 1994 года. EDP продолжала продвигать другие методы «спасения» доисторического искусства (такие как создание форм или вырезание панелей из скал), одновременно продвигая продолжение проекта плотины. [11] EDP также помог спор о прямых датировках ; Роберт Беднарик и Алан Вочман, а также Фред Филлипс и Рональд Дорн использовали недоказанную методологию, чтобы подтвердить, что резные изображения не относятся к палеолиту. [11] Эти события вызвали недовольство археологов и общественности. Развернулось широкое движение против плотины. [11] В 1995 году всеобщие выборы привели к смене правительства. Новый премьер-министр Антониу Гутерриш отменил проект плотины в ноябре 1995 года. [11]
Правительство создало систему мониторинга и сохранения археологических ресурсов; События так называемой «Битвы при Коа» привели к созданию в мае 1997 года Национального центра доисторического искусства ( португальский : Centro Nacional de Arte Rupestre/CNART ) и Археологического парка долины Коа ( португальский : Parque Arqueológico) . do Vale do COa/PAVC) ), Португальский институт археологии ( португальский : Instituto Português de Arqueologia , а также зависимые агентства. Национальный центр водной и подводной археологии ( португальский : Centro Nacional de Arqueologia Náutica e Subaquática/CNANS Открыт ). в августе 1996 года. [11] [12]
Доисторические наскальные рисунки в долине Коа были внесены в список наследия ЮНЕСКО Всемирного в 1998 году (на основании отчета консультативного совета от 25 июня 1997 года). [11] [13] [14]
21 век
[ редактировать ]В 2003 году исследование проанализировало возможность внедрения в этот район лошади Пржевальского , вида, родственного тем, которые изображены на наскальных рисунках эпохи палеолита. [15]
К маю 2004 года Португальский орден архитекторов объявил тендер на проектирование музея Коа, который выиграли архитекторы Тьяго Пиментель и Камило Ребелу. 26 января 2007 года началось строительство музея Коа.
Дополнительные раскопки проводились в Фарисе с 19 сентября по октябрь 2005 года под руководством Тьерри Обри, который обнаружил несколько плит сланца (10 х 20 см), датируемых палеолитом.
Конференция HERITAGE 2008 – Международная конференция по всемирному наследию и устойчивому развитию проходила в Вила-Нова-де-Фос-Коа с 7 по 9 мая 2008 года. [16] Конференция рассмотрела взаимосвязь между наследием, человеческим развитием, природной средой и сохранением зданий и способствовала серьезной дискуссии, организованной Министерством культуры Португалии.
В августе 2010 года Комитет всемирного наследия распространил действие Всемирного наследия ЮНЕСКО на соседний участок Сьега-Верде в Испании . [12] Сайт Siega Verde с сопоставимыми резными фигурками / гравюрами на 94 панелях на 15-километровом участке через границу включает более 500 изображений. Его датировка аналогичным периодом позволила включить его в список всемирного наследия наряду с объектами долины Коа. [12]
В марте 2018 года достопримечательности и музей долины Коа были добавлены в Культурные маршруты Совета Европы . [17] наряду с другими крупными доисторическими памятниками, такими как Ласко (Франция), Альтамира (Испания) и Валькамоника (Италия). [18]
География
[ редактировать ]К доисторическому месту можно добраться по дороге EN102 (Вила-Нова-де-Фос-Коа-Селорико-да-Бейра) через Муксагату или, альтернативно, по дороге EN222 (Вила-Нова-де-Фос-Коа-Фигейра-де-Каштелу-Родриго) через Кастелу-Мельхор. Он достигает частей муниципалитетов Фигейра-де-Каштелу-Родриго , Меда , Пинхель и Вила-Нова-де-Фос-Коа .
Нижняя часть долины реки Коа протекает с юга на север, на высоте около 130 метров над уровнем моря, и занимает площадь 17 км2. 2 (6,6 квадратных миль). Водоток окружен холмистыми холмами, окруженными редкими видами речных зарослей, виноградниками, оливковыми и миндальными деревьями, а более высокие участки заняты пастбищами и полями. Примерно на отметке 17 километров рельеф скалистый с выходами гранита и сланца.
Археологический парк долины Коа включает 23 объекта с гравюрами и картинами на последних 17 километрах реки Коа: десять объектов на левом берегу и восемь на правом берегу. Кроме того, пять участков расположены вдоль других притоков реки Дору, распределенных по трем различным ядрам: Файя, Кинта-да-Барка и Пенакоса, вдоль устья Рибейра-де-Пискос, на площади 20 000 гектаров.
Из 23 памятников доисторического наскального искусства 14 классифицированы:
- Броэйра ( Вила-Нова-де-Фос-Коа )
- Канада до Инферно/Rego da Vide (Фос Коа)
- Бук ( Пинхель )
- Файя/Вале Афонсинью ( Фигейра де Каштелу Родриго )
- Фонтан Фриейра (Фос Коа)
- Мейхапао (Фос Коа)
- Пенаскоса (Фос-Коа)
- Кинта да Барка (Фос Коа)
- Кинта-ду-Фарисеу (Фос-Коа)
- Риверсайд (Фос-Коа)
- Рибейра-де-Пискос/Кинта-дос-Пойос (Фос-Коа)
- Вале-да-Фигейра/Тейшуго (Фос-Коа)
- Вале-де-Мойнос (Фос-Коа)
- Долина святого Валентина (Фос Коа)
Девять объектов находятся в процессе классификации:
- Альто-да-Булья
- Канада да Морейра
- Мойньуш-де-Сима
- Вале-де-Кабрауш
- Каса Вэлли
- Форно Вэлли
- Vale от Хосе Эстевеса
- Долина Видейро
- Красный
Искусство
[ редактировать ]Доисторическое искусство либо вырезано, вырезано или вырезано, сочетая различные техники, но редко раскрашивается, используя вертикальные плиты сланца в качестве холста. Эти сланцевые породы, расположенные вдоль северной части реки Коа, представляют собой большие рисунки, контрастирующие с более мелкими изображениями на отдельных участках. [4] [6] Их размер варьируется от 15 см (5,91 дюйма) до 180 см (70,87 дюйма), но большинство из них имеют длину 40–50 см, часто образуя панели и композиции. [6] В этом стиле часто присутствуют смелые линии, но многие из них имеют тонкие, тонкие линии. [4]

Произведения искусства на территории Файи занимают несколько вертикальных гранитных панелей. В этом регионе выявлены две группы авторов, включающие 230 резных фигурок эпипалеолита и бронзового века . [6]
Более архаическому периоду Коа соответствуют 137 скал с 1000 резьбой и редкими картинами, выполненными художниками, которые сосредоточились на зооморфных изображениях: лошадей (лошадей), крупного рогатого скота ( зуров ), коз и оленей (последнее в первую очередь связано с заключительной фазой Магдаленского периода) . период). [4] [6] Есть также изображения рыб, промежуточных животных, а также небольшая группа геометрических или абстрактных фигур (включая линии и символы в Пенаскосе и Канаде-ду-Инферно). [4] [6]
На одном из самых редких изображений на стоянке Рибейра-де-Пискос изображена одинокая антропоморфная фигура с фаллосом, датируемая периодом Магдалиненсе. [6] Мотивы художников неясны, а изображение кажется изолированным и перерисованным другими фигурами. [6]
На памятнике Файя есть уникальные резные изображения, окрашенные охровой краской, подчеркивающей ноздри и рот фигуры. [6] Другие группы резных фигурок в долине Каброэнс и Файя, относящиеся к эпипалеолиту и неолиту, включают зооморфные рисунки, также окрашенные охрой. [6]
Есть также памятники железного века вдоль устья Коа, в долинах более мелких притоков реки Дору. [6] Они включают антропоморфные фигуры и лошадей, а также некоторых собак, оленей и птиц в сопровождении оружия (мечи, копья и щиты). [6] Эти вооруженные воины могли изображать сцены сражений или охотничьих вечеринок. Как правило, эти изображения разделены на слои: новые рисунки наносятся поверх уже существовавших резных фигурок. [5] [6]
Последний период искусства относится к современной эпохе и включает религиозные мотивы, как антропоморфные, так и зооморфные фигуры, помимо надписей, дат, лодок, поездов, мостов, самолетов и пейзажей. [6]
Важность этого объекта доисторического искусства обусловлена его редкостью и обширностью. Хотя в пещерах имеется множество объектов доисторического искусства , места под открытым небом встречаются реже (в том числе Мазуко ( Португалия ), Кампом ( Франция ) и Сьега-Верде ( Испания ), и лишь немногие из них простираются на 17 километров. Археологи признают такие места под открытым небом. святилища доисторического истории человечества , имеющие особое значение для западноевропейских охотников-собирателей (WHG).
Зеленое покос
[ редактировать ]Гравюры животных. | |
Расположение | Серранильо, Вильяр-де-ла-Йегуа , Кастилия и Леон , Испания |
---|---|
Координаты | 40 ° 41'51 ″ с.ш. 6 ° 39'40 ″ з.д. / 40,69750 ° с.ш. 6,66111 ° з.д. |
Часть | Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Сьега-Верде |
Область | 0,9 га (2,2 акра) |
Зеленый покос ( Испанское произношение: [ˈsjeɣa ˈβeɾðe] ; 40 ° 41'51 "N 6 ° 39'40" W / 40,69750 ° N 6,66111 ° W ) — археологический памятник в Серранильо, Вильяр-де-ла-Йегуа , провинция Саламанка , в Кастилии и Леоне , Испания . В 2010 году он был добавлен к объекту палеолитического искусства долины Коа в Списке всемирного наследия .
Это место представляет собой серию наскальных рисунков , обнаруженных в 1988 году профессором Мануэлем Сантоха Гомесом во время инвентаризации археологических памятников в долине реки Агеда . [19] В число наиболее распространенных объектов входят непарнокопытные, зубры, олени и козы, а также бизоны, северные олени и шерстистые носороги , которые в то время еще не вымерли.
Гравюры относятся к граветтской культуре верхнего палеолита (около 20 000 лет назад). Есть также более поздние антропоморфные изображения, датируемые мадленским периодом (около 9000 лет назад). Всего насчитывается 91 панель, охватывающая около 1 километра скалы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Чован, Рэйчел, « Пересекая границы — взгляд на трансграничные объекты всемирного наследия»
- ^ Jump up to: а б «Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Верде-Сьега» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО 1992–2016 гг . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ «Археологический парк долины Коа» . Долина Дору, 2011 год . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Антониу Мартиньо Баптиста и Марио Варела Гомес (1995), с. 350–384
- ^ Jump up to: а б Баптиста (1999)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот ЦНАРТ (1999)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Антонио Мартиньо Баптиста (2002), с.
- ^ Jump up to: а б Нельсон Рибанда (1995)
- ^ Антониу Фаустино де Карвальо (1995)
- ^ Антониу Мартиньо Баптиста (2002), с. 62–63
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Антонио Мартиньо Баптиста (2002), с.
- ^ Jump up to: а б с ИГЕСПАР, изд. (2011). «Доисторические наскальные рисунки в долине Коа и Верде-Сьега» . Лиссабон, Португалия: IGESPAR – Институт управления архитектурным и археологическим наследием . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ ЮНЕСКО, изд. (25 июня 1997 г.), «Оценка консультативного органа (1998 г.)» (PDF) , Сессия Комитета всемирного наследия , Париж, Франция: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , получено 1 августа 2011 г.
- ^ ЮНЕСКО, изд. (29 января 1999 г.), «Отчет Комитета», Конвенция об охране всемирного и природного наследия , Париж, Франция: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , получено 1 августа 2011 г.
- ↑ Фатима Монтейро (11 января 2006 г.)
- ^ ЮНЕСКО (ред.). «НАСЛЕДИЕ 2008 – Международная конференция по всемирному наследию и устойчивому развитию» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Доисторические тропы наскального искусства. «Путеводитель по CARP - Тропы доисторических наскальных рисунков» . www.prehistour.eu .
- ^ «Искусство Коа включено в культурный маршрут Совета Европы» . www.dn.br.
- ^ де Бальбин Берманн, Родриго (2014), Смит, Клэр (редактор), «Сайты наскального искусства Сьега-Верде» , Энциклопедия глобальной археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, стр. 6651–6652, doi : 10.1007/978-1-4419-0465-2_577 , ISBN 978-1-4419-0465-2 , получено 9 декабря 2022 г.
- Источники
- Ребанда, Нельсон (1995), Археологические работы и комплекс наскального искусства Коа (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - БАПТИСТА, Антониу Мартиньо; Гомес, Марио Варела (1995), Наскальное искусство долины Коа. Канада делает Инферно. Первые впечатления, Работы по антропологии и этнологии (на португальском языке), том. 35, Порту, Португалия, стр. 349–385
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - БАПТИСТА, Антониу Мартиньо; Гомеш, Марио Варела (1996), Наскальное искусство долины Коа. (Пояснительные листы Canada do Inferno и Penascosa) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Карвалью, Антонио Фаустино де; Зильян, Жуан; Обри, Тьерри (1996), «Лиссабон, Португалия», Вале-ду-Коа. Наскальное искусство и предыстория (на португальском языке)
- Зильян, Жуан (1997), Наскальное искусство и предыстория долины Коа. Работает с 1995–1996 гг. (на португальском языке), Лиссабон, Португалия.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ЮНЕСКО, изд. (25 июня 1997 г.), «Оценка консультативного органа (1998 г.)» (PDF) , Сессия Комитета всемирного наследия , Париж, Франция: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , получено 1 августа 2011 г.
- ЮНЕСКО, изд. (29 января 1999 г.), «Отчет Комитета», Конвенция об охране всемирного и природного наследия , Париж, Франция: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , получено 1 августа 2011 г.
- Баптиста, Антонио Мартиньо (1998), Наскальное искусство долины Коа. (Пояснительные листы Canada do Inferno, Penascosa и Piscos) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Баптиста, Антониу Мартиньо (1999), Искусство палеолитических охотников из долины Коа (на португальском языке), Вила-Нова-де-Фос-Коа, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ЦНАРТ, изд. (1999), Опись наскальных рисунков в долине Коа (на португальском языке), Вила-Нова-де-Фос-Коа, Португалия: CNART - Национальный центр наскального искусства.
- Баптиста, Антониу Мартиньо (2001), Наскальные рисунки и археологический парк долины Коа. Пример изучения и сохранения доисторического горного наследия в Португалии (PDF) , Доностия, Испания: XV Congreso de Estudios Váscos: Ciencia ycultural vasca. y телематических сетей, стр. 61–67, ISBN 84-8419-949-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2016 г. , получено 2 августа 2011 г.
- «Новое ядро наскальных рисунков обнаружено в Фос-Коа», O Primeiro de Janeiro (на португальском языке), 15 октября 2005 г.
- «Подвижные наскальные рисунки в Коа», Jornal de Notícias (на португальском языке), 16 октября 2005 г.
- Амарал, Деус (19 октября 2005 г.), «Спор о фарисеях», Nova Guarda (на португальском языке)
- «Обнаружена самая большая мобильная коллекция эпохи палеолита», Террас-да-Бейра (на португальском языке), 20 октября 2005 г.
- «Самый большой набор мобильного искусства палеолита в долине Коа», O Interior (на португальском языке), 20 октября 2005 г.
- «Вале-ду-Коа - обнаружена группа палеолитического искусства», Jornal do Fundão (на португальском языке), 21 октября 2005 г.
- «Археологический парк долины Коа наконец будет создан», Público (на португальском языке), 26 декабря 2005 г.
- Гонсалвеш, Элизабете (29 декабря 2005 г.), «Фос Коа - археологический парк, созданный в 2006 году», Террас-да-Бейра (на португальском языке)
- «Скоро появится археологический парк долины Коа», O Interior (на португальском языке), 29 декабря 2005 г.
- Санчес, Паула (2 января 2006 г.), «Долина Коа с десятью годами застоя», Diário de Notícias (на португальском языке)
- «Музей Коа должен быть завершен до 2008 года», Notícias da Covilhã (на португальском языке), 6 января 2006 г.
- Монтейро, Фатима (11 января 2006 г.), «Лошадь Превзальского, похожая на модели, зарегистрированные в долине Коа», Nova Guarda (на португальском языке)
- «Музей Коа готов в 2008 г.», Expresso (на португальском языке), 4 марта 2006 г.
- «Музей откроется в конце 2008 г.», O Primeiro de Janeiro (на португальском языке), 15 марта 2006 г.
- «Музей Коа: великий камень среди нетронутого ландшафта», Diário de Notícias (на португальском языке), 16 марта 2006 г.
- «Музей, обещанный почти десять лет назад, откроется в конце 2008 года», Jornal do Fundão (на португальском языке), 16 марта 2006 г.
- «Гравюры указывают на то, что существовала школа наскального искусства», Diário de Notícias (на португальском языке), 18 марта 2006 г.
- «Парк Коа еще не является охраняемой зоной», Expresso (на португальском языке), 18 марта 2006 г.
- «Испанцы готовы воспользоваться Фос Коа», Ecos da Marofa (на португальском языке), 10 мая 2006 г.
- «Фос Коа никогда не существовало», Expresso (на португальском языке), 5 августа 2006 г.
- «Долина Коа, 10 лет археологического наследия», Новая Гуарда (на португальском языке), 9 августа 2006 г.
- «Фос Коа - Археологический парк, 10 лет спустя, привлекает мало людей», Notícias da Covilhã (на португальском языке), 17 августа 2006 г.
- Гонсалвес, Мария Эдуарда (20 сентября 2006 г.), «Фос Коа: бесконечные дебаты», Diário Económico (на португальском языке)
- «Музей Коа может стать реальностью в краткосрочной перспективе», Nova Guarda (на португальском языке), 11 октября 2006 г.
- Кордейру, Рикардо (14 октября 2006 г.), «Гравюры Коа в укрытии», Expresso (на португальском языке)
- «Начало строительство Музея искусства и археологии», Notícias da Manhã (на португальском языке), 10 января 2007 г.
- Кристину, Педро (26 января 2007 г.), «Работы начинаются в Вале-ду-Коа», Construir (на португальском языке)
- «Первый камень заложен сегодня», Jornal de Notícias (на португальском языке), 26 января 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бальбин Берманн, Родриго де; Альколеа Гонсалес, Хавьер; Сантоха, Мануэль; Перес Мартин, Росарио (1991). «Сьега-Верде (Саламанка). Палеолитическая стоянка под открытым небом» (PDF) . От палеолита к истории . Музей Саламанки.
- Беднарик, Роберт Г. (2009). «Речная эрозия надписей и петроглифов в Сьега-Верде, Испания» (PDF) . Журнал археологической науки . 36 : 2365–2373. дои : 10.1016/j.jas.2009.06.019 .
- Васкес Маркос, Карлос (2011). «Постпалеолитические надписи в месторождении Сьега-Верде (Саламанка)» (PDF) . Материалы IV конференции молодежи по археологическим исследованиям . Полет. 1. стр. 127–132. ISBN 978-989-97666-2-4 .
- Васкес Маркос, Карлос (2019). «Палеолитическое искусство Сьега-Верде (Серранильо, Саламанка, Испания): синтетическое видение к тридцатой годовщине его открытия» . Estudos Do Quaternário / Четвертичные исследования (19): 63–82. дои : 10.30893/eq.v0i19.180 . hdl : 10400.26/27782 . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Археологические открытия 1991 г.
- Археологические открытия в Португалии
- Археологические памятники в Кастилии и Леоне
- Искусство верхнего палеолита
- Палеолитическая Европа
- Палеолитические памятники
- Объекты всемирного наследия в Португалии
- Объекты всемирного наследия в Испании
- Национальные памятники в районе Гуарда
- Наскальное искусство в Португалии
- Доисторическое искусство
- Доисторические места в Испании
- Петроглифы
- Археологические парки
- Туристические достопримечательности Кастилии и Леона
- Туристические достопримечательности в районе Гуарда
- География района Гуарда