~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ F3C41480B1D3F641A9EF97E5DB5E29D6__1719023340 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Cave painting - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Пещерная живопись — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Cave_painting ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/d6/f3c41480b1d3f641a9ef97e5db5e29d6.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/d6/f3c41480b1d3f641a9ef97e5db5e29d6__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.06.2024 16:04:26 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 22 June 2024, at 05:29 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Пещерная живопись — Википедия Jump to content

Пещерная живопись

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Пещера Рук , Эксперт , Аргентина Морено Произведения искусства в пещере датируются периодом между 7300 г. до н.э. и 700 г. н.э.; [а] по трафарету показаны преимущественно левые руки. [3] [4]

В археологии наскальные рисунки — вид настенного искусства (к этой категории относятся также петроглифы , или гравюры ), встречающиеся на стенах или потолках пещер . Этот термин обычно подразумевает доисторическое происхождение . Эти картины часто создавались Homo sapiens , а также денисовцами и неандертальцами ; другие виды того же рода Homo. Дискуссия о доисторическом искусстве важна для понимания истории вида Homo sapiens и того, как у Homo sapiens появились уникальные абстрактные мысли. Некоторые указывают на эти доисторические картины как на возможные примеры творчества, духовности и сентиментального мышления доисторических людей.

Самым древним из известных более 40 000 лет ( искусство верхнего палеолита ) и найдены в пещерах района Марос ( Сулавеси , Индонезия ). Самые старые часто состоят из ручных трафаретов и простых геометрических фигур. [5] [б] наскальном изображении свиньи, найденном в Сулавеси , Индонезия, возрастом более 45 500 лет назад. Совсем недавно, в 2021 году, было сообщено о [7] [8]

Исследование 2018 года показало, что возраст самых старых образцов нефигуративного наскального искусства на Пиренейском полуострове составляет 64 000 лет . Представленные тремя красными нефигуративными символами, найденными в пещерах Мальтравьесо , Ардалес и Ла-Пасиега в Испании , они предшествуют появлению современных людей в Европе по крайней мере на 20 000 лет и, следовательно, должны были быть созданы неандертальцами , а не современными людьми . [9]

В ноябре 2018 года ученые сообщили об обнаружении древнейшей на тот момент известной картины фигуративного искусства возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет, изображающей неизвестное животное, в пещере Лубанг Джериджи Салех на индонезийском острове Борнео . [10] [11] В декабре 2019 года было обнаружено, что наскальные рисунки, изображающие охоту на свиней в карстовом регионе Марос-Пангкеп на Сулавеси , еще старше: их предполагаемый возраст составляет не менее 43 900 лет. Эта находка была признана «старейшим известным изображением повествования и самым ранним примером изобразительного искусства в истории человечества». [12] [13]

Знакомство [ править ]

Одна из старейших известных фигуративных картин , изображение неизвестного крупного рогатого скота , была обнаружена в пещере Лубанг Джериджи Салех , ее возраст составляет более 40 000 (возможно, 52 000) лет. [10] [11]

Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся произведения искусства доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование, могут дать ошибочные результаты, если они загрязнены другими образцами. [14] а пещеры и скалистые выступы (где найдены настенные произведения искусства ) обычно завалены обломками разных периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины по образцам самого пигмента, следам факелов на стенах, [15] или образование карбонатных отложений поверх картин. [16] Сюжет также может указывать на хронологию: например, северный олень , изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас, относит рисунки к последнему ледниковому периоду.

Самая старая известная наскальная живопись — это красный ручной трафарет в пещере Мальтравьесо , Касерес , Испания. Датирован уран-ториевым методом. [16] возрастом более 64 000 лет и был сделан неандертальцем . [9] Самая старая дата, присвоенная наскальной живописи с животными, в настоящее время представляет собой изображение нескольких человеческих фигур, охотящихся на свиней в пещерах карста Марос-Пангкеп в Южном Сулавеси , Индонезия , возраст которого составляет более 43 900 лет. [13] До этого самыми старыми известными фигуративными наскальными рисунками были изображения быка, возрастом 40 000 лет, в пещере Лубанг Джериджи Салех , Восточный Калимантан , индонезийское Борнео . [17] и изображение свиньи возрастом не менее 35 400 лет в пещере Тимпусенг в Сулавеси. [5]

Самые ранние известные европейские фигуративные наскальные рисунки - это рисунки в пещере Шове во Франции, датируемые ранее 30 000 г. до н.э. в верхнем палеолите, согласно радиоуглеродному датированию. [18] Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком продвинуты для этой эпохи, и ставят под сомнение этот возраст. [19] К 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных датировок: образцы были взяты из следов факелов и самих картин, а также из костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные даты этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. [20] Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысячелетий, что, возможно, объясняет путаницу в отношении более прекрасных картин, которые, казалось, были созданы раньше, чем более грубые. [ нужна цитата ]

Художественное изображение группы носорогов было завершено в пещере Шове 30–32 000 лет назад.

В 2009 году спелеологи обнаружили в пещере Колибоая в Румынии рисунки, стилистически сравнимые с рисунками в Шове . [21] Первоначальная датировка показывает, что возраст изображения находится в том же диапазоне, что и у Шове: около 32 000 лет. [22]

были найдены наскальные рисунки, В Австралии на плато Арнем-Ленд изображающие мегафауну , которая, как считается, вымерла более 40 000 лет назад, что делает это место еще одним кандидатом на звание древнейшей известной живописи; однако предполагаемый возраст зависит от оценки исчезновения предположительно изображенных видов. [23] На другом австралийском участке, Наварла Габарнманг , есть рисунки углем, возраст которых с помощью радиоуглерода датирован 28 000 лет, что делает его старейшим памятником в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные данные о датировке. [24]

Другие примеры могут датироваться эпохой раннего бронзового века, но хорошо известный мадленский стиль, наблюдаемый в Ласко во Франции (ок.   15 000 г. до н. э.) и Альтамире в Испании, вымер около 10 000   г. до н. э., что совпало с наступлением периода неолита . Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашиваться на протяжении нескольких тысяч лет. [25]

Следующий этап сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Пиренейско-Средиземноморского бассейна , был совсем другим, концентрируясь на больших собраниях более мелких и гораздо менее детализированных фигур, в которых было по крайней мере столько же людей, сколько и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под скалами или неглубокими пещерами, в отличие от углублений глубоких пещер, использовавшихся в более ранний (и гораздо более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные групповые композиции. За длительный период времени наскальное искусство стало менее натуралистичным и перешло от красивых, натуралистичных рисунков животных к простым, а затем и к абстрактным формам.

Сюжеты, темы и узоры в наскальной живописи [ править ]

Доисторическая наскальная живопись животных в Альбаррасине, Теруэль, Испания ( наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна )

Пещерные художники используют различные техники, такие как обводка пальцами, лепка из глины, гравюры, барельефы . , ручные трафареты и картины, выполненные в двух или трех цветах Ученые классифицируют наскальное искусство как «Знаки» или абстрактные знаки. [26] Наиболее распространенными сюжетами наскальных рисунков являются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также следы человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые каннелюрами пальцев . Обнаруженные виды чаще всего были пригодны для охоты человека, но не обязательно были типичной добычей, обнаруженной в сопутствующих отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости северного оленя, но этот вид вообще не появляется в наскальных рисунках, где виды лошадей являются наиболее распространенными. Рисунки людей были редки и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Киран Д. О'Хара, геолог, в своей книге « Пещерное искусство и изменение климата» предполагает , что климат контролировал изображенные темы. [27] Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного сначала вырезали в скале, а в некоторых пещерах все или многие изображения только выгравированы таким способом. [ нужна цитата ] несколько выведя их из строгого определения «пещерной живописи».

Точно так же крупные животные также являются наиболее распространенными сюжетами на многих небольших резных и гравированных изделиях из кости или слоновой кости (реже из камня), датируемых теми же периодами. Но к ним относится группа фигурок Венеры , которые, за немногими неполными исключениями, не имеют реального эквивалента в наскальных рисунках палеолита. [28] Одним из противоположных примеров является женская фигура в пещере Шове , описанная в интервью Доминику Баффье в «Пещере забытых снов» . [29] Ручные трафареты, получаемые путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с отрицательной формой руки в центре. Затем их можно украсить точками. штрихи и узоры. Часто их можно найти в тех же пещерах, что и другие картины, или они могут быть единственной формой живописи в определенной локации. На некоторых стенах множество ручных трафаретов. Подобные руки также нарисованы обычным способом. На некоторых руках палец полностью или частично отсутствует, чему был дан ряд объяснений. Изображения рук в схожих формах встречаются в Европе, Восточной Азии, Австралии и Южной Америке. [30] На одном из памятников в Нижней Калифорнии отпечатки ладоней являются основным мотивом наскального искусства. Археологическое исследование этого памятника показало, что, судя по размеру отпечатков ладоней, они, скорее всего, принадлежали женщинам общины. В дополнение к этому, они, вероятно, использовались во время ритуалов инициации в религиозных практиках Чинигчинич, которые обычно практиковались на территории Луисеньо , где расположено это место. [31]

и интерпретации Теории

Наскальные рисунки из Пещеры Зверей ( Гильф Кебир , Ливийская пустыня ). Примерно 7000 лет назад.

В начале 20-го века, следуя работам Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн [ фр ] интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, направленную на увеличение изобилия добычи. [32] Джейкоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь выраженной впервые, — это сила предвкушения: дальновидное воображение. В этих картинах охотник знакомился с опасностями, с которыми, как он знал, ему придется столкнуться, но только для того, чтобы которого он еще не пришел». [33]

Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и широко основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были сделаны палеолитическими шаманами . [34] Шаман уходил во тьму пещер, входил в состояние транса, а затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторым намерением вытянуть силу из самих стен пещеры.

Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественные, так и низкокачественные произведения искусства и статуэтки, выделяет широкий диапазон навыков и возрастов среди художников. Он предполагает, что основные темы картин и других артефактов (могущественные звери, сцены рискованной охоты и изображение женщин в фигурках Венеры ) — работы юношей-подростков, составлявших в то время значительную часть человеческого населения . [35] [ нужна проверка ] Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, Дин Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, в том числе те, что вокруг пятнистых лошадей в Печ-Мерле, принадлежали женским рукам. [36]

Анализ 2022 года, проведенный Беннетом Бэконом, археологом-любителем, вместе с командой профессиональных археологов и психологов из Даремского университета, включая Пола Петтитта и Роберта Уильяма Кентриджа , [37] предположили, что линии и точки (и часто встречающийся, хотя и любопытный, символ «Y», который, как предполагалось, означает «рождение») на наскальных рисунках верхнего палеолита коррелируют с циклом спаривания животных в лунном календаре , что потенциально делает их самое раннее известное свидетельство существования протописьменной системы, объясняющее один объект многих наскальных рисунков. [38]

наскальное искусство по регионам Палеолитическое

Европа [ править ]

возрастом 30 000 лет Картина пещерной гиены найдена в пещере Шове , Франция
Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании

К известным наскальным рисункам относятся:

Полихромная наскальная живопись с изображением волка , Фон-де-Гом, Франция.

Другие места включают Кресвелл-Крэгс , Ноттингемшир возрастом ~ 14 500 лет, , Англия (пещерные гравюры и барельефы обнаруженные в 2003 году), Пештера Колибоая в Румынии (искусство ~ 29 000 лет?). [41]

Наскальная живопись также выполнялась на скалах; но меньшее количество из них выжило из-за эрозии . Одним из примеров являются наскальные рисунки Астувансалми (3000–2500 до н. э.) в районе Саймы в Финляндии.

Когда Марселино Санс де Саутуола впервые столкнулся с мадленианскими картинами пещеры Альтамира в Кантабрии, Испания, в 1879 году, ученые того времени сочли их подделками. Недавние переоценки и многочисленные дополнительные открытия с тех пор продемонстрировали их подлинность, одновременно стимулируя интерес к художественности и символике. [42] народов верхнего палеолита .

Восточная и Юго-Восточная Азия [ править ]

Пещера Петтакере, район (подрайон) Бантимурунг, Южный Сулавеси, Индонезия.  Ручным трафаретам около 0000 лет.
Пещеры в карсте Марос-Пангкеп ( Сулавеси , Индонезия). Ручные трафареты оцениваются в 35 000–40 000 лет назад .

В Индонезии пещеры в районе Марос на Сулавеси известны своими отпечатками рук. Около 1500 негативных отпечатков ладоней также было обнаружено в 30 расписных пещерах в районе Сангкулиранг на Калимантане; Предварительный анализ датировки по состоянию на 2005 год показал, что их возраст находится в пределах 10 000 лет. [44] Исследование 2014 года, основанное на уран-ториевом датировании, датировало минимальный возраст ручного трафарета Мароса 39 900 лет. Изображение бабирусы датируется как минимум 35,4 тыс. лет назад, что делает его одним из старейших известных фигуративных изображений в мире. [5]

В ноябре 2018 года ученые сообщили об обнаружении древнейшей известной картины фигуративного искусства возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет, изображающей неизвестное животное, в пещере Лубанг Джериджи Салех на индонезийском острове Борнео . [10] [11]

А совсем недавно, в 2021 году, археологи объявили об открытии наскального искусства возрастом не менее 45 500 лет в пещере Леанг Тедоннге, Индонезия. По данным журнала Science Advances , наскальная живопись с изображением бородавчатой ​​свиньи является самым ранним свидетельством человеческого поселения в этом регионе. [45] [46] Сообщается, что ситуация быстро ухудшается в результате изменения климата в регионе. [47]

в Монголии, возникшие в период палеолита, Наскальные рисунки, найденные в пещере Хойт Ценхер включают в себя символы и формы животных, нарисованные от стен до потолка. [48] Олени, буйволы, быки, козероги, львы, архары, антилопы, верблюды, слоны, страусы и другие изображения животных присутствуют, часто образуя палимпсест из перекрывающихся изображений. Картины имеют коричневый или красный цвет и стилистически похожи на другие наскальные рисунки палеолита со всего мира, но не похожи ни на какие другие образцы в Монголии.

Пещеры Пада-Лин в Бирме содержат картины возрастом 11 000 лет и множество каменных орудий.

Индия [ править ]

Бхимбетка Наскальная живопись

находятся В скальных убежищах Амбадеви самые старые наскальные рисунки в Индии, возраст которых составляет 25 000 лет. датируются Скальные убежища Бхимбетка примерно 8000 годом до нашей эры. [49] [50] [51] [52] [53] Подобные картины встречаются и в других частях Индии. В Тамил Наду древние наскальные рисунки эпохи палеолита найдены в Комбайкаду, Килвалаи, Сеттавараи и Неханурпатти. В Одише они встречаются в Йогиматхе и Гудаханди. В Карнатаке эти картины находятся в Хирегудде недалеко от Бадами. Самая последняя картина, состоящая из геометрических фигур, относится к средневековому периоду . Выполненные в основном в красно-белых тонах с редким использованием зеленого и желтого цветов, картины изображают жизнь и времена людей, живших в пещерах, включая сцены родов, коллективных танцев и питья, религиозных обрядов и захоронений, а также жизни коренных народов. животные. [54]

Южная Африка [ править ]

Наскальные рисунки, найденные в пещере Аполлона-11 в Намибии , датируются примерно 25 500–27 500 лет назад. [55]

В 2011 году археологи нашли небольшой фрагмент камня в пещере Бломбос , примерно в 300 км (190 миль) к востоку от Кейптауна на южном побережье Кейптауна в Южной Африке , среди наконечников копий и других раскопанных материалов. После обширных семилетних испытаний выяснилось, что линии, нарисованные на камне, были сделаны вручную охристым мелком возрастом 73 000 лет. Это делает его старейшей известной наскальной живописью. [56] [57] [58]

Австралия [ править ]

Живопись в Jabiru Dreaming, национальный парк Какаду

Значительные ранние наскальные рисунки, выполненные охрой , были найдены в Кимберли и Какаду , Австралия. Охра не является органическим материалом , поэтому радиоуглеродное датирование этих изображений зачастую невозможно. Самым старым на сегодняшний день, возраст которого составляет 17 300 лет, является изображение кенгуру , нарисованное охрой в регионе Кимберли , которое было датировано с помощью радиоуглеродного анализа материала осиного гнезда, лежащего под картиной и находящегося над ней. [59] Иногда о приблизительной дате или, по крайней мере, эпохе можно судить по содержанию картины, контекстуальным артефактам или органическому материалу, намеренно или случайно смешанному с неорганической краской охры, включая факельную сажу. [15]

Картина красной охрой , обнаруженная в центре плато Арнем-Ленд , изображает двух птиц, похожих на эму , с вытянутыми шеями. Палеонтолог определил, что они изображают мегафауны вид Genyornis , гигантских птиц, которые, как считается, вымерли более 40 000 лет назад; однако эти доказательства неубедительны для датировки. Это может свидетельствовать о том, что Genyornis вымерли позже, чем предполагалось ранее. [23]

Остров Хук на островах Уитсанди также является домом для ряда наскальных рисунков, созданных мореплавателями народа Нгаро . [60]

Пещерное голоцена искусство

Наскальное искусство Дера в Эритрее

Азия [ править ]

На Филиппинах в пещерах Табон самым старым произведением искусства может быть рельеф акулы над входом в пещеру. Он был частично обезображен более поздней сценой захоронения кувшина. [ нужна цитата ]

Пещеры Эдаккал в Керале, Индия, содержат рисунки, относящиеся к периодам от неолита уже с 5000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. [61] [62] [63]

Африканский Рог [ править ]

Наскальные рисунки в пещере Ади Алаути, Эритрея.
Наскальные рисунки в комплексе Лаас-Гил на севере Сомалиленда .

Наскальные рисунки возле Кохайто, по-видимому, указывают на то, что в этом районе жили люди с пятого тысячелетия до нашей эры , а город, как известно, дожил до шестого века нашей эры. Рядом с этим местом находится гора Эмба Сойра , самая высокая гора Эритреи, а также небольшая деревня-преемница. Большая часть наскальных рисунков обнаружена вместе со свидетельствами доисторических каменных орудий, что позволяет предположить, что это искусство могло предшествовать широко предполагаемым событиям скотоводства и одомашнивания, которые произошли 5000–4000 лет назад. [64] [65]

В 2002 году французская археологическая группа обнаружила наскальные рисунки Лаас-Гил на окраине Харгейсы в Сомалиленде . На картинах, датируемых около 5000 лет назад, изображены как дикие животные, так и украшенные коровы. На них также изображены пастухи, которые считаются создателями наскальных рисунков. [66] В 2008 году сомалийские археологи объявили об открытии других наскальных рисунков в регионе Дхамбалин , которые, по мнению исследователей, включают одно из самых ранних известных изображений охотника верхом на лошади. Наскальные рисунки датируются 1000–3000 годами до нашей эры. [67] [68]

Кроме того, между городами Лас-Хорей и Эль-Айо в Каринхегане находится множество наскальных рисунков с изображением реальных и мифических животных. Под каждой картиной есть надпись, возраст которой оценивается примерно в 2500 лет. [69] [70] Наскальные рисунки Карихегане выполнены в том же характерном стиле, что и наскальные рисунки Лаас-Гила и Дхамбалина. [71] [72] Примерно в 25 милях от Лас Хорей находится Гельвейта , еще один важный памятник наскального искусства. [70]

В Джибути наскальные изображения антилоп и жирафов также найдены в Дорре и Балхо . [73]

Северная Африка [ править ]

Наскальная живопись на Тассили-н'Аджер территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО на юго-востоке Алжира .

Многие наскальные рисунки найдены в горах Тассили-н'Аджер на юго-востоке Алжира . Наскальные рисунки, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , были впервые обнаружены в 1933 году и с тех пор породили 15 000 гравюр и рисунков, которые фиксируют различные миграции животных, климатические сдвиги и изменения в моделях проживания людей в этой части Сахары с 6000 года до нашей эры. до позднего классического периода . [74] Другие наскальные рисунки также найдены в Акакусе , Месаке Сеттафете и Тадрарте в Ливии и других регионах Сахары, включая горы Айр, Нигер и Тибести, Чад.

Пещера пловцов и Пещера зверей на юго-западе Египта , недалеко от границы с Ливией, в горном Гильф-Кебир районе пустыни Сахара . Пещера пловцов была открыта в октябре 1933 года венгерским исследователем Ласло Алмаши . На этом сайте есть наскальные изображения плавающих людей, которые, по оценкам, были созданы 10 000 лет назад, во время последнего ледникового периода.

В 2020 году известняковую пещеру , украшенную изображениями животных, таких как ослов , верблюдов , оленей , мулов и горных козлов археологическая миссия Министерства туризма и древностей обнаружила в районе Вади-эль-Зульма . Наскальная пещера имеет глубину 15 метров и высоту 20 метров. [75] [76]

Южная Африка [ править ]

Наскальные рисунки Сан из Западного Кейпа в Южной Африке .

В парке УХахламба/Дракенсберг в Южной Африке , возраст которого, как сейчас считается, составляет около 3000 лет, находятся картины народа сан , поселившегося в этом районе около 8000 лет назад, изображающие животных и людей и, как полагают, отражающие религиозные верования. Человеческие фигуры гораздо чаще встречаются в наскальном искусстве Африки, чем в Европе. [77]

Северная Америка [ править ]

Расписная пещера, округ Санта-Барбара, Калифорния.

Отличительные монохромные и полихромные наскальные рисунки и фрески существуют в регионах средней части полуострова на юге Нижней Калифорнии и на севере Южной Нижней Калифорнии и состоят из доколумбовых изображений людей, наземных животных, морских существ и абстрактных рисунков. Эти картины в основном встречаются в горах этого региона, но их также можно найти в отдаленных горах и скальных убежищах. Согласно недавним радиоуглеродным исследованиям этого района, материалам, извлеченным из археологических отложений в скальных убежищах, и материалам самих картин, можно предположить, что Великие фрески могли иметь временной диапазон, простирающийся еще на 7500 лет назад. [78]

Калифорния

Местные художники из племен чумаш создали наскальные рисунки , которые расположены в современных округах Санта-Барбара , Вентура и Сан-Луис-Обиспо в Южной Калифорнии в Соединенных Штатах . В их число входят примеры в Раскрашенной пещере Берро-Флэтс и Государственном историческом парке Чумаш-Раскрашенная пещера .

Есть также коренных американцев примеры пиктограмм в пещерах юго-запада США . Наскальные рисунки возрастом 6000 лет были найдены в районе плато Камберленд в штате Теннесси . [79]

Племена коренных американцев внесли свой вклад в создание калифорнийского наскального искусства, будь то в Северной или Нижней Калифорнии. Народ чумаш из Южной и Нижней Калифорнии рисовал картины в пещере Рыбы-Меч. Он получил свое название в честь рыбы-меч , нарисованной на его стенах, и является священным местом для религиозных и культурных практик племени Чумаш. Он находился под угрозой сноса, что побудило начать его консервацию в сотрудничестве между авиабазой Ванденберг и Советом старейшин племени Санта-Инез из Чумаша. Эти две стороны смогли стабилизировать и сохранить пещеру и ее произведения искусства. При предварительном изучении было сделано много выводов о том, как были сделаны рисунки, но не так много выводов о символической ценности наскальных рисунков и о том, какое их значение для племени чумаш. Раскопки внутри пещеры стали смотровой площадкой для археологов и антропологов , в частности Клейтона Лебоу, Дугласа Харроу и Ребекки МакКим, чтобы выяснить символическое значение искусства. Некоторые инструменты, которые использовались для изготовления пиктограмм, были найдены на этом месте и были связаны с двумя ранними занятиями, существовавшими в этом районе. Это отодвинуло назад общие знания о понимаемой древности. наскальные рисунки на центральном побережье Калифорнии более чем на 2000 лет назад. [80]

Северная Калифорния Нижняя и

Национальный институт антропологии и истории (INAH), созданный в Мексике, зарегистрировал более 1500 археологических памятников, связанных с наскальным искусством, в Нижней Калифорнии . Чуть менее 300 сайтов были связаны с индейскими племенами. Из этих 300 памятников 65% имеют картины, 24% — петроглифы, 10% — и картины, и петроглифы , а 1% — геоглифы. В пяти из этих мест, расположенных в Нижней Калифорнии, представлены рисунки или картины ручной работы, и все они разбросаны по этой территории. Эти сайты включают Милагро-де-Гуадалупе (23 отпечатка), Корраль-де-Кено (6 отпечатков), Ранчо Вьехо (1 рисунок), Пьедрас Гордас (5 отпечатков) и, наконец, Валле Секо (3 отпечатка). [31]

Южная Америка [ править ]

Наскальная живопись в национальном парке Серра-да-Капивара, Бразилия.

Национальный парк Серра-да-Капивара национальный парк на северо-востоке Бразилии со множеством доисторических картин; Парк был создан для защиты найденных там доисторических артефактов и картин. В 1991 году он стал объектом Всемирного наследия. Самый известный археологический объект — Педра Фурада .

Он расположен на северо-востоке штата Пиауи , между 8°26'50" и 8°54'23" южной широты и 42°19'47" и 42°45'51" западной долготы. Он входит в состав муниципальных районов Сан-Раймунду-Нонато , Сан-Жуан-ду-Пиауи , Коронель-Жозе-Диас и Канто-ду-Бурити . Его площадь составляет 1291,4 квадратных километров (319 000 акров). В этом районе самая большая концентрация доисторических небольших ферм на американском континенте. Научные исследования подтверждают, что горный массив Капивара был густонаселен в доисторические периоды.

Куэва-де-лас-Манос (по-испански «Пещера рук») — пещера, расположенная в провинции Санта -Крус , Аргентина , в 163 км (101 милях) к югу от города Перито-Морено , в границах Франциско П. Морено. Национальный парк , включающий в себя множество объектов археологического и палеонтологического значения.

Изображения рук часто негативные ( трафаретные ). Помимо этого, есть также изображения людей, гуанако , нанду , кошек и других животных, а также геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и сцены охоты . Подобные картины, хотя и в меньшем количестве, можно найти в близлежащих пещерах. На потолке также есть красные точки, вероятно, образовавшиеся в результате погружения охотничьих бола в чернила, а затем их выбрасывания. Цвета картин варьируются от красного (из гематита ) до белого, черного или желтого. Негативные отпечатки рук датируются примерно 550 г. до н. э., положительные — 180 г. до н. э., а возраст охотничьих рисунков оценивается более чем в 10 000 лет. [81] Большинство рук - «левые руки» (то есть большой палец находится справа, хотя этот рисунок можно одинаково легко получить как правой, так и левой рукой, в зависимости от того, используется ли задняя или передняя рука) [4] [82] что было использовано в качестве аргумента в пользу предположения, что маляры держали распылительную трубку правой рукой. [83] [84] [85]

Юго-Восточная Азия [ править ]

Наскальная живопись в Мисуле, Раджа Ампат , Индонезия.

Наскальные рисунки есть в пещерах Таиланда, Малайзии, Индонезии и Бирмы. В Таиланде пещеры и уступы вдоль тайско-бирманской границы, в хребте Петчабун в центральном Таиланде и с видом на реку Меконг в провинции Накорн-Саван содержат галереи наскальных рисунков. В Малайзии датируются наскальные рисунки Тамбуна 2000 лет, а наскальные рисунки в Расписной пещере в национальном парке Ниах-Кейвс - 1200 лет. Антрополог Айвор Хью Норман Эванс посетил Малайзию в начале 1920-х годов и обнаружил, что некоторые племена (особенно негритосы) все еще создавали наскальные рисунки и добавляли изображения современных объектов, в том числе, предположительно, автомобилей. [86] (См. доисторическую Малайзию .)

В Индонезии наскальные рисунки можно встретить на Суматре , Калимантане , Сулавеси , Флоресе , Тиморе , Малуку и Папуа . [87] [88] [89]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ ЮНЕСКО датирует это искусство 13 000–9 000 лет назад . [1] [2]
  2. Некоторые отпечатки рук были найдены в Тибете и датированы примерно 200 000 лет назад. [6]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН  978-1-77085-640-0 . OCLC   910986576 .
  2. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Река Картин» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
  3. ^ Искусство и место: специфическое искусство Америки . Редакционный директор: Аманда Реншоу; Текст и экспертные знания предоставлены Даниэлем Арсено и др. Файдон Пресс . 2013. С. 354–355. ISBN  978-0-7148-6551-5 . OCLC   865298990 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 27 марта 2021 г. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б Подеста, Мария Мерседес; Раффино, Родольфо А.; Паунеро, Рафаэль Себастьян; Роланди, Диана С. (2005). Наскальные рисунки коренных народов Аргентины: Патагония (на испанском языке). Коммуникационная группа Аберто. ISBN  978-987-1121-16-8 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 01 марта 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с М. Обер и др., «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия», Nature , том 514, страницы 223–227 (9 октября 2014 г.). «Используя урановую датировку кораллоидных образований, непосредственно связанных с 12 трафаретами, сделанными руками человека, и двумя фигуративными изображениями животных из семи пещер в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с традициями наскального искусства на этом индонезийском острове. Древнейшее европейское искусство. Самое раннее датированное изображение с Мароса, минимальный возраст которого составляет 39,9 тыс. лет, в настоящее время является старейшим известным ручным трафаретом в мире. Кроме того, возраст бабирусы («свинья-олень») составляет не менее 35,4 тыс. лет. назад является одним из самых ранних датированных фигуративных изображений в мире, если не самым ранним. Среди следствий теперь можно продемонстрировать, что люди создавали наскальные рисунки примерно 40 тысяч лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира».
  6. ^ Боб Макдональд (24 сентября 2021 г.). «Отпечатки ладоней возрастом 200 000 лет могут быть старейшими произведениями искусства в мире, говорят ученые» . cbc.ca. ​ Радио Си-Би-Си . Проверено 9 мая 2024 г.
  7. ^ Брамм, Адам ; Октавиана, Адхи Агус; Бурхан, Басран; Хаким, Будианто; Лебе, Рустан; Чжао, Цзянь-синь; Сулистярто, Приятно Хади; Риримасс, Марлон; Адхитьятама, Шинатрия; Сумантри, Иван; Обер, Максим (01.01.2021). «Самое древнее наскальное искусство, найденное на Сулавеси» . Достижения науки . 7 (3): eabd4648. Бибкод : 2021SciA....7.4648B . дои : 10.1126/sciadv.abd4648 . ISSN   2375-2548 . ПМК   7806210 . ПМИД   33523879 .
  8. ^ Феррейра, Бекки (13 января 2021 г.). «Рисунок свиньи, возможно, является старейшим в мире наскальным искусством, говорят археологи. По словам исследователей, изображению животного на индонезийском острове не менее 45 500 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 января 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Д.Л. Хоффманн; компакт-диск Стэндиш; М. Гарсиа-Диес; П. Б. Петтитт; Дж. А. Милтон; Ж. Зильян; Джей Джей Альколеа-Гонсалес; П. Канталехо-Дуарте; Х. Кольядо; Р. де Бальбин; М. Лорбланше; Х. Рамос-Муньос; Г.-Ч. Венигер; AWG Пайк (2018). «U-Th датирование карбонатных корок показывает неандертальское происхождение иберийского наскального искусства» . Наука . 359 (6378): 912–915. Бибкод : 2018Sci...359..912H . дои : 10.1126/science.aap7778 . hdl : 10498/21578 . ПМИД   29472483 . «Мы представляем результаты датирования трех памятников в Испании, которые показывают, что наскальное искусство появилось в Иберии значительно раньше, чем считалось ранее. Уран-ториевые (U-Th) даты на карбонатных корках, покрывающих картины, обеспечивают минимальный возраст красного линейного мотива в Ла-Пазьеге ( Кантабрия), ручной трафарет в Мальтравизо (Эстремадура) и окрашенные в красный цвет образования в Ардалесе (Андалусия). В совокупности эти результаты показывают, что наскальное искусство в Иберии старше 64,8 тысяч лет (ка). до сих пор и предшествует, по крайней мере, на 20 тыс. лет до прибытия современных людей в Европу, что предполагает авторство неандертальцев».
  10. ^ Перейти обратно: а б с Циммер, Карл (7 ноября 2018 г.). «В пещере в джунглях Борнео ученые нашли старейшую фигуративную живопись в мире. Наскальному рисунку на Борнео не менее 40 000 лет, что поднимает интригующие вопросы о творчестве в древних обществах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 ноября 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Обер, М.; и другие. (7 ноября 2018 г.). «Палеолитическое наскальное искусство на Борнео». Природа . 564 (7735): 254–257. Бибкод : 2018Natur.564..254A . дои : 10.1038/s41586-018-0679-9 . ПМИД   30405242 . S2CID   53208538 .
  12. ^ Обер, М.; и другие. (11 декабря 2019 г.). «Самая ранняя сцена охоты в доисторическом искусстве». Природа . 576 (7787): 442–445. Бибкод : 2019Natur.576..442A . дои : 10.1038/s41586-019-1806-y . ПМИД   31827284 . S2CID   209311825 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Феррейра, Бекки (11 декабря 2019 г.). «Мифические существа могут быть самыми ранними творческими наскальными рисунками людей. Картины на индонезийском острове возрастом не менее 43 900 лет и изображают гуманоидные фигуры с животными чертами в сцене охоты» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 декабря 2019 г.
  14. ^ Валлийский, Лиз; Уэлш, Питер (2000). Наскальное искусство Юго-Запада: спутник посетителей (1-е изд.). Беркли, Калифорния: Wilderness Press. п. 62. ИСБН  0-89997-258-6 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Валладас, Элен (1 сентября 2003 г.). «Прямое радиоуглеродное датирование доисторических наскальных рисунков методом ускорительной масс-спектрометрии». Измерительная наука и технология . 14 (9): 1487–1492. дои : 10.1088/0957-0233/14/9/301 . S2CID   250809121 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Хоффманн, Д.Л.; Пайк, AW; Гарсиа-Диес, М.; Петтитт, ПБ; Зильян, Ж. (2016). «Методы датирования U-серией корок CaCO3, связанных с палеолитическим наскальным искусством, и их применение к иберийским памятникам» . Четвертичная геохронология . 36 : 104–119. дои : 10.1016/j.quageo.2016.07.004 .
  17. ^ Обер, М. и др. Палеолитическое наскальное искусство на Борнео // Природа (2018).
  18. ^ Клоттс, Жан (октябрь 2002 г.). «Пещера Шове (ок. 30 000 г. до н. э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 11 мая 2013 г.
  19. ^ Петтит, Пол (1 ноября 2008 г.). «Искусство и переход от среднего к верхнему палеолиту в Европе: комментарии к археологическим аргументам в пользу раннего верхнего палеолита в искусстве Грот Шове». Журнал эволюции человека . 55 (5): 908–917. дои : 10.1016/j.jhevol.2008.04.003 . ПМИД   18678392 .
  20. ^ Зорич, Зак (март – апрель 2011 г.). «Букварь Шове» . Археология . 64 (2): 39.
  21. ^ Гемис, Калин; Клоттс, Дж.; Гели, Б.; Прюдом, Ф. (2011). «Исключительное археологическое открытие – «Художественная галерея» в пещере Колибоая» . Acta Archaeologica Carpathica . XLVI . ISSN   0001-5229 . Проверено 7 марта 2013 г.
  22. ^ Зорич, Зак (январь – февраль 2012 г.). «Из окопов – рисунок палеолитической Румынии» . Археология . 65 (1) . Проверено 7 марта 2013 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Мастерс, Эмма (31 мая 2010 г.). «Наскальной живописи мегафауны может быть 40 000 лет» . Австралийская комиссия по телерадиовещанию (ABC) . Проверено 30 декабря 2012 г.
  24. ^ МакГирк, Род (18 июня 2012 г.). «Австралийское наскальное искусство одно из старейших в мире» . Христианский научный монитор . АП . Проверено 30 декабря 2012 г.
  25. ^ Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). «На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20 000 лет» . Телеграф . Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
  26. ^ Ренфрю, Колин. Теории, методы и практика археологии (7-е изд.). Темза и Гудзон.
  27. ^ О'Хара, К. (2014). Пещерное искусство и изменение климата, Archway Publishing.
  28. ^ Турман, Джудит (23 июня 2008 г.). «Первые впечатления: что говорит о нас старейшее искусство мира?» . Журнал «Нью-Йоркер» .
  29. ^ Херцог, Вернер. (2010). Пещера забытых снов. 43:25.
  30. ^ Фонд, Брэдшоу. «Ручная роспись и символы в наскальном искусстве» . bradshawfoundation.com .
  31. ^ Перейти обратно: а б Фонсека-Ибарра, Эна (2 января 2018 г.). «Ручные рисунки в наскальном искусстве Северной Нижней Калифорнии, Мексика» . Калифорнийская археология . 10 (1): 1–25. дои : 10.1080/1947461X.2018.1444362 . ISSN   1947-461X .
  32. ^ «Охотничье волшебство в наскальной живописи» . Фонд Брэдшоу . 9 декабря 2019 года . Проверено 25 мая 2021 г.
  33. ^ Броновский, Джейкоб (1990) [1973]. Восхождение человека . Лондон: Книги BBC. п. 54. ИСБН  978-0-563-20900-3 .
  34. ^ Уитли, Дэвид С. (2009). Наскальные рисунки и человеческий дух: происхождение творчества и веры . Прометей. п. 35. ISBN  978-1-59102-636-5 .
  35. ^ Гатри, Р. Дейл (2005). «Предисловие: Сборка костей» . Природа палеолитического искусства . Чикаго [ua]: Univ. из Чикаго Пресс. ISBN  978-0-226-31126-5 . Проверено 31 декабря 2012 г.
  36. ^ Хаммонд, Норман (11 сентября 2009 г.). «Отпечатки ладоней пещерных художников в Пеш-Мерле» . Времена . Проверено 31 декабря 2012 г.
  37. ^ «Лондонец разгадал загадку рисунков Ледникового периода возрастом 20 000 лет » Новости BBC . 05.01.2023 . Проверено 5 января 2023 г.
  38. ^ Бэкон, Беннетт; Хатири, Азаде; Палмер, Джеймс; Фрит, Тони; Петтитт, Пол; Кентридж, Роберт (05 января 2023 г.). «Система протописьма верхнего палеолита и фенологический календарь» . Кембриджский археологический журнал . 33 (3): 371–389. дои : 10.1017/S0959774322000415 . ISSN   0959-7743 .
  39. ^ "Башкирия: новые исследования "состарили" наскальные рисунки Каповой пещеры в два раза" . u7a.ru . Retrieved 2019-10-11 .
  40. ^ «Три брата» . Британская энциклопедия . Проверено 23 февраля 2020 г.
  41. ^ Тагман, Линдси (1 сентября 2011 г.). «Старейшие наскальные рисунки, найденные в румынской пещере» . Новости CBS. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
  42. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Почему эти 32 символа найдены в пещерах по всей Европе | Женевьева фон Петцингер» . YouTube .
  43. ^ Обер, М.; и другие. (2014). «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия». Природа . 514 (7521): 223–227. Бибкод : 2014Natur.514..223A . дои : 10.1038/nature13422 . ПМИД   25297435 . S2CID   2725838 . Используя урановую датировку кораллоидных образований, непосредственно связанных с 12 трафаретами, сделанными руками человека, и двумя фигуративными изображениями животных из семи пещер в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с древнейшими Европейское искусство. Самое раннее датированное изображение с Мароса, минимальный возраст которого составляет 39,9 тыс. лет, в настоящее время является старейшим известным ручным трафаретом в мире.
  44. ^ Чазин, Дж. М. (2005). «Наскальные рисунки, захоронения и жилища: пещеры Восточного Калимантана» (PDF) . Азиатские перспективы . 44 (1): 219–230. дои : 10.1353/asi.2005.0006 . hdl : 10125/17232 . S2CID   53372873 . Проверено 12 мая 2013 г. Фаге, Люк-Анри (август 2005 г.). «Руки сквозь время: изучение наскального искусства Борнео» . Национальная география . 208 (2): 44–45 . Проверено 7 октября 2013 г.
  45. ^ «Самая старая известная в мире наскальная живопись найдена в Индонезии» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 13 января 2021 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
  46. ^ «Индонезия: Археологи нашли старейшую в мире наскальную живопись с животными» . Новости BBC . 14 января 2021 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
  47. ^ «Индонезия: изменение климата уничтожает старейшую в мире картину с изображением животных» . Новости BBC . 19 мая 2021 г. Проверено 19 мая 2021 г.
  48. ^ Наскальная живопись пещеры Хойт ценхер - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.
  49. ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 220. ИСБН  9788170171935 .
  50. ^ Tiwari, Shiv Kumar (2000). Riddles of Indian Rockshelter Paintings. Sarup & Sons. p. 189. ISBN 9788176250863.
  51. ^ Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
  52. ^ Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг. до н.э. Орион. п. 524. ИСБН  9781780222592 .
  53. ^ Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними постройки в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN  9780875864846 .
  54. ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект Всемирного наследия . Проверено 22 декабря 2009 г.
  55. ^ «Аполлон-11 (ок. 25 500–23 500 до н. э.) и Пещерные камни Вандерверка (ок. 8 000 до н. э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Октябрь 2000 года . Проверено 11 мая 2013 г.
  56. ^ Фуй Ли Лук (2018). «Самый ранний рисунок в мире?» . news.cnrs.fr. Французский национальный центр научных исследований . Проверено 9 мая 2024 г.
  57. ^ Сен-Флер, Николас (12 сентября 2018 г.). «Самый старый известный рисунок, сделанный руками человека, обнаружен в пещере Южной Африки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 сентября 2018 г.
  58. ^ Образец, Ян (12 сентября 2018 г.). «Самый ранний известный рисунок, найденный на скале в южноафриканской пещере» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2018 г.
  59. ^ «Австралия: старейшее наскальное искусство — кенгуру, которому 17 300 лет» . Новости BBC . Би-би-си. 23 февраля 2021 г. Проверено 25 февраля 2021 г.
  60. ^ «Острова национального парка Уитсандей – природа, культура и история» . Правительство Квинсленда . Штат Квинсленд (Департамент национальных парков, спорта и скачек) . Проверено 16 октября 2017 г.
  61. ^ « Находки пещеры Эдаккал, связанные с цивилизацией долины Инда» . Новый Индийский экспресс . 22 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 17 августа 2012 г.
  62. ^ «Древняя деревня или надпись на реке Инд Сарасвати» . Scribd.com. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г. Проверено 17 августа 2012 г.
  63. ^ «Обнаружены символы, родственные культуре долины Инда» . Индостан Таймс . 29 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 28 января 2011 г. Проверено 17 августа 2012 г.
  64. ^ «Понимание наскального искусства в Эритрее» . Мадоте . Проверено 16 февраля 2021 г.
  65. ^ «Культурный ландшафт Коахито» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 февраля 2021 г.
  66. ^ Бакано, Отто (24 апреля 2011 г.). «Галереи гротов показывают раннюю сомалийскую жизнь» . АФП. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 11 мая 2013 г.
  67. ^ Мире, Сада (2008). «Открытие наскального искусства Дамбалин, Сомалиленд» . Африканский археологический обзор . 25 (3–4): 153–168. дои : 10.1007/s10437-008-9032-2 . S2CID   162960112 . Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 22 июня 2013 г.
  68. ^ Альберге, Даля (17 сентября 2010 г.). «Британский археолог обнаружил наскальные рисунки в 100 новых африканских памятниках» . Хранитель . Проверено 25 июня 2013 г.
  69. ^ Ходд, Майкл (1994). Справочник по Восточной Африке . Публикации по торговле и путешествиям. п. 640. ИСБН  0-8442-8983-3 .
  70. ^ Перейти обратно: а б Али, Исмаил Мохамед (1970). Сомали сегодня: общая информация . Министерство информации и национальной ориентации Сомалийской Демократической Республики. п. 295.
  71. ^ Институт Восточного университета (Неаполь, Италия) (1992 г.). Анналы: Приложение, выпуски 70-73 . Восточный институт Неаполя. п. 57.
  72. ^ «Места наскального искусства Сомалиленда» . СайАрк. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2014 г.
  73. ^ Universität Frankfurt am Main (2003), «Тома 1–2» , Журнал африканской археологии , Africa Manga Verlag: 230, ISBN  9783937248004 , получено 7 сентября 2014 г.
  74. ^ «Тассили н'Аджер» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 31 декабря 2012 г.
  75. ^ «Древняя пещера с выдающимися гравюрами, изображающими сцены с животными, обнаруженными на Синае – Древний Египет – Наследие» . Ахрам Онлайн . Проверено 9 сентября 2020 г.
  76. ^ «Фотографии: Археологи обнаружили древнюю пещеру на Северном Синае» . Египет Независимый . 26 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2020 г.
  77. ^ Жаров, Леон (2 июня 1997 г.). «Запечатленный в камне» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 7 октября 2008 г. Дикая природа и люди, как правило, получают равное вознаграждение за африканское наскальное искусство. (В пещерах Западной Европы, напротив, стены покрыты изображениями животных, а человеческие фигуры встречаются редко.) В Южной Африке, где проживают сан, или бушмены, многие наскальные сцены, изображающие людей, интерпретируют ритуалы и галлюцинации шаманы, которые до сих пор доминируют в культуре Сан. Среди наиболее запоминающихся изображений есть изображения, изображающие шаманов, находящихся в глубоком трансе: например, лежащий человек с головой антилопы, окруженный воображаемыми зверями, или насекомоподобный гуманоид, покрытый дикими украшениями.
  78. ^ «Наскальные рисунки Нижней Калифорнии, датированные 7500 лет назад» . news.nationalgeographic.com . Архивировано из оригинала 19 июля 2003 года . Проверено 29 марта 2016 г.
  79. ^ Симекм Ян Ф.; Алан Кресслер; Николас П. Херрманн; Сара С. Шервуд (2013). «Священные пейзажи юго-востока США: доисторическое наскальное и пещерное искусство в Теннесси». Античность . 87 (336): 430–446. дои : 10.1017/S0003598X00049048 . S2CID   130296519 .
  80. ^ Ливос, Честер Р. (2 июля 2016 г.). «Археология и наскальное искусство пещеры Меч-рыбы» . Калифорнийская археология . 8 (2): 319–321. дои : 10.1080/1947461X.2016.1240852 . ISSN   1947-461X .
  81. ^ Ле Конт, Кристиан (2003). Аргентинские индейцы . Консорциум издателей. ISBN  987-9479-11-4 .
  82. ^ Стил, Джеймс; Уомини, Натали (2005). «Люди, инструменты и руки» (PDF) . В Ру, Валентин; Бриль, Бландин (ред.). Дробление камня: необходимые условия для уникального поведения человека . Кембридж, Великобритания: Институт археологических исследований Макдональда, Кембриджский университет. п. 234. ИСБН  1-902937-34-1 . OCLC   64118071 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
  83. ^ Парфит, Майкл (декабрь 2000 г.). «Охота на первых американцев». Национальная география . Том. 198, нет. 6. Национальное географическое общество . п. 40.
  84. ^ Визнер-Хэнкс, Мерри Э. (23 сентября 2015 г.). Краткая история мира . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 11–13. ISBN  978-1-107-02837-1 . OCLC   908262350 .
  85. ^ Мур, Джерри Д. (2017). Частота путешествий: недавние путешествия по древней Южной Америке . Боулдер: Университетское издательство Колорадо . п. 100. дои : 10.5876/9781607326007 . ISBN  978-1-60732-600-7 . JSTOR   j.ctt1m3210q . LCCN   2016053403 . OCLC   973325343 .
  86. ^ Вебер, Джордж. «Семанг» . Негрито Малайзии . Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
  87. ^ Октавиана, Адхи Агус; Сетиаван, Пинди (2015). «Образцы наскальных рисунков в пещере Тигра, Южная Суматра». Национальный археологический центр : 1–10.
  88. ^ Фаузи, Мохаммед Рули; Интан, Фадлан С.; Вибово, Энди С. (2019). «Недавно обнаруженные места наскального искусства из Букит-Булана, Суматра: согласование доисторического символического поведения с доисторической эпохой Индонезии». Журнал археологической науки . 24 : 166–174. дои : 10.1016/j.jasrep.2019.01.001 .
  89. ^ О'Коннор, Сью (май 2018 г.). «Необычный нарисованный антропоморф на острове Лембата расширяет наше понимание разнообразия наскального искусства Индонезии» . Исследование наскального искусства . 35 (1) . Проверено 11 ноября 2022 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: F3C41480B1D3F641A9EF97E5DB5E29D6__1719023340
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Cave_painting
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cave painting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)