Пещера Солсем
Пещера Солсем | |
---|---|
Родное имя Норвежский : Солсемхула | |
Тип | пещерная живопись |
Пещера Солсем — пещера, расположенная к юго-западу от острова Лека в муниципалитете Лека в Трёнделаге , Норвегия . Пещера хорошо известна своими наскальными рисунками , которые были обнаружены в 1912 году. Долгое время они были единственными известными наскальными рисунками в Норвегии. [ 1 ]
На сегодняшний день на стенах пещеры обнаружено более двадцати фигур. Основная группа состоит из 13 человеческих фигур слева от большого креста. Основная интерпретация заключается в том, что изображения либо изображают тип ритуального танца, исполняемого теми, кто пользовался пещерой, либо фигуры представляют людей или силы, населявшие скалу.
Местоположение и история
[ редактировать ]Пещера образовалась в результате разлома скалы, образованного волнами и мелкими камнями. Сама пещера имеет глубину всего 40 метров, но из-за изгибов и поворотов внутри пещеры все еще темно. [ 1 ] Вход в пещеру имеет ширину 3 метра и обращен на юго-запад, с видом на деревню Солсем.
3 мая 1912 года пещеру посетили трое молодых людей из села. [ 2 ] Они принесли с собой веревки, лестницы и фонари, чтобы исследовать внутреннюю часть. [ 3 ] Археолог Теодор Петерсен из музея Тронхеймского университета посетил это место в июле того же года. [ 4 ] [ 5 ] Более детальное исследование было проведено Петерсеном и архитектором Клаусом Хьельте в 1913 году. [ 6 ] Петерсен написал первый отчет о находке в 1914 году в праздничном письме в честь своего коллеги Карла Дитлева Рыга . [ 7 ]
Пещера стала предметом дальнейших исследований в 1916 году шведского археолога Густава Халльстрема и в 1935 году норвежского археолога Гуторма Йессинга . Профессор Калле Согнес из Университетского музея в Тронхейме и Терье Норстед из Норвежского института исследования культурного наследия (NIKU) провели исследование пещеры в последнее время. [ 1 ]
Фигурки и другие находки
[ редактировать ]В основной группе, расположенной слева от большого креста, 13-14 человеческих фигур. Фигурки имеют высоту от 30 до 100 см. Одну из этих предполагаемых человеческих фигур альтернативно интерпретировали как дубинку. [ 2 ] или факел. [ 1 ] Кроме того, некоторые фигуры описаны как « фаллические », то есть с выступающим пенисом.
Все фигуры в пещере нарисованы на скале красным цветом. Цвет был получен с использованием оксидов железа, скорее всего, смешанных с водой. [ 1 ]
В середине пещеры археологи обнаружили культурный слой толщиной 10–20 см, содержащий древесный уголь, кости животных и останки моллюсков и улиток. [ 2 ] [ 9 ] Кости принадлежали различным морским существам: таким рыбам, как атлантическая треска , камбала и атлантическая сельдь ; несколько тюленей видов ; и ряд видов птиц, в том числе большая чайка с черной спиной , белая куропатка , обыкновенная кайра , большая гагарка (ныне вымершая), щука , орлан-белохвост , ястреб-тетеревятник и сизый голубь . Это множество костей животных свидетельствует о культуре, которая жила за счет рыбалки и охоты как на море, так и на берегу . Найденные кости также включают останки крупного рогатого скота , овец , коз и лошадей , животных, связанных с норвежским неолитом («бондестайнальдер») и последующими периодами. [ 2 ]
В пещере было обнаружено небольшое количество рукотворных культурных артефактов из камня и костей: фигура длиной 5 см, изображающая утку или гагарку, [ 10 ] длиной 9 см, фрагмент гарпуна сделанный из кости или рогов, [ 11 ] сочлененная кость животного в форме человеческого лица, [ 2 ] [ 12 ] и сустав чайки, который, возможно, использовался как свисток. [ 2 ] [ 13 ]
Интерпретация и знакомства
[ редактировать ]Теодор Петерсен описал пещеру как место поселения, где магические ритуалы . также проводились [ 1 ] [ 7 ] Большинство других ученых считают, что пещера не могла быть обычным постоянным или временным местом поселения, и утверждают, что она использовалась исключительно для ритуалов и церемоний. Гьессинг считал и картины, и артефакты «остатками религиозного или магического культа». [ 15 ] Профессор Андерс Хаген интерпретировал картины как изображения «ритуальных коллективных танцев» и предположил, что пещера использовалась для «тайных ритуалов». [ 16 ] [ 17 ] Профессор Сверре Марстрандер также подчеркнул, что пещера является местом проведения церемоний, связанных с охотничьей магией. [ 18 ] В обзоре наскальных рисунков Норвегии Хейн Бьяртманн Бьерк писал, что все в этой пещере следует рассматривать как единое целое и как ритуальное место. [ 19 ]
Профессор Калле Согннес считает Солсемхулу местом сбора «избранной небольшой группы людей, которые [...] обладали способностями и способностями, которые позволяли им противостоять нечеловеческим существам в этом подземном потустороннем мире». [ 2 ] румынского историка религии Мирчи Элиаде Он ссылается на концепцию иерофании , места, где чувствуется присутствие священного. [ 2 ] Соньнес предполагает, что наскальные рисунки либо изображают форму ритуального танца, исполняемого пользователями пещеры, либо фигуры представляют собой изображения людей или сил, населяющих скалу. [ 2 ]
Пещера использовалась как место сбора более полутора тысяч лет. [ 8 ] Радиоуглеродное датирование костного материала дает даты раннего бронзового века (1600 г. до н.э.), позднего бронзового века (800 и 600 г. до н.э.) и доримского железного века (250 г. до н.э.). Поскольку Солсемхула содержит первые наскальные рисунки, найденные в Норвегии, ее часто упоминают при обсуждении других наскальных рисунков в Норвегии. Все известные норвежские наскальные рисунки расположены вдоль побережья между Намдаленом и Лофотенскими островами. [ 19 ] Фингалшула в Граввике, открытая в 1961 году, находится всего в 10 километрах от Солсемхулы. [ 20 ] [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Терье Норстед (2011). Картины в Солсемхуле, муниципалитет Лека . Норвежский институт исследования культурного наследия. (Отчет НИКУ; 44) [Наскальные рисунки пещеры Солсем, Лека]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Калле Согннес (2013). «Солсемшулен в Леке сто лет спустя». Ежегодник исторической команды Норд-Трёнделага . стр. 163–176. [Возвращение к пещере Солсем спустя 100 лет]
- ^ 100 лет назад найден Солсемхулой ; NRK , nrk.no, 3 мая 2012 г. [100 лет со дня находки в пещере Солсем]
- ^ П. (1912). «Геллемалериена в Солсемшулене паа Лека». Уведомление об адресе Тронхейма от 1912.07.17 . п. 4.
- ^ «Пещерная находка в Леке». Афтенпостен 1912.07.17 . 1912. стр. 1.
- ^ «Пещерная находка в Леке». Газета «Обращение Трондхема» 1913.09.20 . 1913. стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Теодор Петерсен (1914). «Сольсемхулен на Леке». Диссертации, посвященные К. Рюгу = Oldtiden – журналу норвежской предыстории; Специальный буклет . Христиания. стр. 25–41.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует издатель ( ссылка ) [Пещера Солсем в Леке] - ^ Jump up to: а б Калле Согннес (2009). «Искусство и люди в замкнутом пространстве: новый взгляд на пещеру Солсем, Норвегия» В: Rock Art Research 26 (1); стр. 83-94 ( pdf )
- ^ T10814: Раковина ; Университетский музей NTNU, онлайн-коллекции
- ^ T10815: Фигурка ; Университетский музей NTNU, онлайн-коллекции
- ^ T10278: Гарпун ; Университетский музей NTNU, онлайн-коллекции
- ^ T10281: Неизвестно ; Университетский музей NTNU, онлайн-коллекции
- ^ T10816: Неопознанный объект ; Университетский музей NTNU, онлайн-коллекции
- ^ Теодор Петерсен (1922). «С какого времени берут свое начало натуралистические петроглифы?». Природа . Осло. стр. 88–108.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гуторм Гьессинг (1936). Резьба и живопись Норденфьеля арктической группы . Ашехог. стр. 10–16.
- ^ Хаген, Андерс (1976). Наскальное искусство: наскальные рисунки и картины охотников норвежского каменного века . Часовня. стр. 103–104.
- ^ Хаген, Андерс (1983). Древность Норвегии . Часовня. стр. 222-225.
- ^ Марстрандер, Сверре (1955). Трёнделаг в доисторические времена . Норвежская научная литература. стр. 51. . [Трёнделаг в доисторические времена] Перепечатка из книги Norges bebyggelse: Trøndelag .
- ^ Jump up to: а б Хейн Бьяртманн Бьерк (1993). «Нарисованные человеческие изображения в «Аде»: наблюдения за недавно обнаруженной наскальной живописью в Тренюкене, Рёсте, Нордланде». Ежегодник . Коллекция антиквариата. стр. 121–150. [Картины людей в «Аде»: размышления о недавно обнаруженной наскальной живописи в Тренюкене, Рёсте, Нордланде]
- ^ Тронд Клунгсет Лёдён (2010). «Наскальные рисунки в Северном Трёнделаге и Нурдланде». В: Acta Spelæologica Norvegica – Норвежский спелеологический ежегодник ; № 1-2, 2010, стр. 25–38 ( pdf )
- ^ Сверре Марстрандер (1965). «Фингалшулен в Граввике, Норд-Трёнделаг». Викинг . стр. 147-165. [Пещера Фингал в Граввике]
Литература
[ редактировать ]- Калле Согннес (2009). «Искусство и люди в замкнутом пространстве: новый взгляд на пещеру Солсем, Норвегия» В: Rock Art Research 26 (1); сторона 83-94 ( pdf )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Солсемхула ; kulturminnesok.no, Норвежское управление культурного наследия.
- Пещера Солсем в Леке ; посетитель.нет
- Терье Норстед: Наскальные рисунки Норвегии (pdf); rockartscandinavia.com