Наскальное искусство
В археологии . наскальные рисунки — это рукотворные отметки, нанесенные на естественные поверхности, обычно вертикальные каменные поверхности Большая часть сохранившихся исторических и доисторических наскальных рисунков находится в пещерах или частично закрытых каменных убежищах ; этот тип также можно назвать пещерным искусством или теменным искусством . Наскальное искусство, являющееся глобальным явлением, встречается во многих культурно разнообразных регионах мира. Он производился во многих контекстах на протяжении всей истории человечества. С точки зрения техники можно выделить четыре основные группы:
- наскальные рисунки ,
- петроглифы , вырезанные или процарапанные на поверхности скалы,
- скульптурные наскальные рельефы и
- геоглифы , которые образуются на земле.
Самые старые известные наскальные рисунки относятся к периоду верхнего палеолита и были найдены в Европе, Австралии, Азии и Африке. Антропологи, изучающие эти произведения искусства, полагают, что они, вероятно, имели магико-религиозное значение.
Археологическая субдисциплина исследования наскального искусства впервые возникла в конце 19 века среди франкоязычных ученых, изучающих наскальные рисунки верхнего палеолита, обнаруженные в пещерных системах некоторых частей Западной Европы. Наскальные рисунки по-прежнему имеют важное значение для коренных народов в различных частях мира, которые рассматривают их как священные предметы и важные компоненты своего культурного наследия. [ 1 ] Такие археологические памятники могут стать важными источниками культурного туризма и использовались в массовой культуре из-за своих эстетических качеств. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «наскальное искусство» появляется в опубликованной литературе еще в 1940-х годах. [ 3 ] [ 4 ] Его также называют «наскальными рисунками». [ 5 ] «наскальные рисунки», [ 6 ] «наскальные рисунки», [ 7 ] «наскальные надписи», [ 8 ] «наскальные рисунки», [ 9 ] «наскальные картинки», [ 10 ] «рок-пластинки», [ 11 ] и «наскальные скульптуры». [ 12 ] [ 13 ]
Фон
[ редактировать ]Теменное искусство — это термин, обозначающий искусство в пещерах ; это определение обычно распространялось на искусство в каменных убежищах под навесами скал. В народе это называют «пещерным искусством» и является разновидностью более широкого термина «наскальное искусство». Чаще всего он встречается на каменных стенах, но может быть и на потолках и полах. При его создании использовались самые разнообразные техники. Этот термин обычно применяется только к доисторическому искусству , но его можно использовать для искусства любой эпохи. [ 14 ] Защищенное теменное искусство имело гораздо больше шансов выжить в течение очень долгого времени, и то, что сохранилось сейчас, может представлять собой лишь очень небольшую часть того, что было создано. [ 15 ]
И теменное, и наскальное искусство относятся к наскальным рисункам , рисункам, гравюрам, резьбе и выбитым произведениям искусства внутри пещер и каменных убежищ. Как правило, они либо выгравированы (по сути, то есть процарапаны), либо нарисованы, либо созданы с использованием комбинации этих двух техник. [ 16 ] Теменное искусство очень широко распространено во всем мире, и во многих местах открываются новые образцы.
Определяющей характеристикой наскального искусства является то, что оно размещается на естественных поверхностях камня; таким образом, оно отличается от произведений искусства, размещенных на построенных стенах, или от отдельно стоящих скульптур. [ 17 ] Таким образом, наскальное искусство является формой ландшафтного искусства и включает в себя рисунки, размещенные на валунах и скалах, стенах и потолках пещер, а также на поверхности земли. [ 17 ] Наскальные рисунки — это глобальное явление, которое можно найти во многих регионах мира. [ 1 ] Существуют различные формы наскального искусства. Некоторые археологи также считают ямки и бороздки в скале, известные как купулы , или чашки или кольца , формой наскального искусства. [ 17 ]
Хотя есть исключения, большая часть наскальных рисунков, создание которых зафиксировано этнографами, было создано во время ритуалов. [ 17 ] Таким образом, изучение наскального искусства является компонентом археологии религии. [ 18 ]
Наскальное искусство служит нескольким целям в современном мире. В некоторых регионах он остается духовно важным для коренных народов , которые рассматривают его как важный компонент своего культурного наследия. [ 1 ] Он также служит важным источником культурного туризма и, следовательно, экономическим доходом в некоторых частях мира. Таким образом, изображения, взятые из пещерного искусства, появлялись на памятных вещах и других артефактах, продаваемых как часть туристической индустрии. [ 2 ]
Типы
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]В большинстве климатических условий какое-то время сохранились только картины в защищенных местах, в частности в пещерах. Поэтому их обычно называют «наскальными рисунками», хотя многие из них сохранились в «скальных убежищах» или на скалах под навесом. В доисторические времена это часто были популярные места для различных человеческих целей, обеспечивающие укрытие от непогоды и свет. Возможно, на более открытых местах было еще много картин, которые сейчас утеряны. Пиктограммы — это картины или рисунки, нанесенные на скалу. Такие произведения искусства обычно изготавливаются из минеральной земли и других природных соединений, встречающихся на большей части мира. Преимущественно используемые цвета – красный, черный и белый. Красная краска обычно получается за счет использования молотой охры , тогда как черная краска обычно состоит из древесного угля или иногда из минералов, таких как марганец . Белую краску обычно создают из природного мела, каолинитовой глины или диатомита. [ 19 ] После получения пигментов их измельчали и смешивали с жидкостью, например водой, кровью, мочой или яичным желтком, а затем наносили на камень в виде краски с помощью кисти, пальцев или штампа. Альтернативно, пигмент можно было нанести сухим способом, например, с помощью палочки древесного угля. [ 20 ] В некоторых обществах сама краска имеет символическое и религиозное значение; например, среди групп охотников-собирателей в Калифорнии краской разрешалось торговать только групповым шаманам, в то время как в других частях Северной Америки слово «краска» было таким же, как слово «сверхъестественный дух». [ 21 ]
Одной из распространенных форм пиктограмм, встречающихся во многих, хотя и не во всех культурах, производящих наскальные рисунки, является отпечаток руки. Есть три формы этого; первый предполагает покрытие руки влажной краской, а затем прикладывание ее к камню. Второй предполагает нанесение рисунка на руку, который затем, в свою очередь, добавляется на поверхность. Третий предполагает, что руку сначала прикладывают к панели, а затем на нее через трубку выдувают сухую краску, что похоже на аэрографию или окраску распылением. Полученное изображение представляет собой негативный отпечаток руки, и его иногда называют « трафаретом ». в австралийской археологии [ 22 ] Миниатюрные трафаретные изображения были найдены в двух местах в Австралии и в одном в Индонезии .
Петроглифы
[ редактировать ]Петроглифы — это гравюры или резьбы на скале, оставленные на месте . Их можно создать с помощью различных техник царапания, гравировки или резьбы, часто с использованием твердого молотка , которым ударяют по поверхности камня. В некоторых обществах выбор молотка сам по себе имеет религиозное значение. [ 23 ] В других случаях наскальные рисунки выбиваются посредством непрямой перкуссии, поскольку второй камень используется как долото между молотком и панелью. [ 23 ] Третья, более редкая форма гравировки наскальных рисунков заключалась в надрезе или царапании поверхности камня каменным отщепом или металлическим лезвием. Мотивы, созданные с использованием этой техники, имеют тонкие линии, и их часто трудно увидеть. [ 24 ]
Скальные рельефы
[ редактировать ]Обычно встречающийся в грамотных культурах наскальный рельеф или рельеф, высеченный в скале, представляет собой рельефную скульптуру, вырезанную на твердом или «живом камне», таком как скала, а не на отдельном куске камня. Они представляют собой категорию наскального искусства и иногда встречаются в сочетании с архитектурой, высеченной в скалах . [ 25 ] Однако они, как правило, опускаются в большинстве работ по наскальному искусству, которые концентрируются на гравюрах и картинах доисторических народов. Некоторые такие работы используют естественные контуры скалы и используют их для определения изображения, но они не представляют собой искусственные рельефы. Наскальные рельефы создавались во многих культурах и имели особенно важное значение в искусстве Древнего Ближнего Востока . [ 26 ] Скальные рельефы, как правило, довольно большие, поскольку они должны быть такими, чтобы производить эффект на открытом воздухе. Фигуры большинства из них превышают натуральную величину, а во многих фигурки кратны натуральному размеру.
Стилистически они обычно относятся к другим типам скульптуры соответствующей культуры и периода, и, за исключением хеттских и персидских образцов, они обычно обсуждаются как часть этой более широкой темы. [ 27 ] Наиболее распространен вертикальный рельеф, но встречаются рельефы и на существенно горизонтальных поверхностях. Этот термин обычно исключает рельефную резьбу внутри пещер , как естественных, так и рукотворных, которые особенно распространены в Индии. Естественные скальные образования, превращенные в статуи или другие скульптуры в форме круга, наиболее известный из которых – Большой Сфинкс в Гизе , также обычно исключаются. Рельефы на больших валунах, оставленных на своем естественном месте, такие как хеттский рельеф Имамкуллу , вероятно, будут включены, но валуны меньшего размера могут называться стелами или резными ортостатами .
Фигуры Земли
[ редактировать ]Фигуры земли — это крупные узоры и мотивы, созданные на поверхности камня. Их можно классифицировать по способу изготовления. [ 28 ] Инталии создаются путем соскабливания пустынных тротуаров (камешков, покрывающих землю), чтобы выявить негативное изображение на скале внизу. Самый известный пример такого глубокого наскального искусства — Линии Наска в Перу . [ 28 ] Напротив, геоглифы — это позитивные изображения, которые создаются путем нагромождения камней на поверхности земли, что приводит к появлению видимого мотива или рисунка. [ 28 ]
Мотивы и панно
[ редактировать ]Традиционно отдельные маркировки называются мотивами , а группы мотивов известны как панели . Последовательности панелей рассматриваются как археологические памятники . Однако этот метод классификации наскального искусства стал менее популярным, поскольку введенная структура вряд ли имела какое-либо отношение к создателям искусства. Даже слово «искусство» несет в себе множество современных предубеждений относительно назначения произведений. [ нужна ссылка ]
Наскальные рисунки можно встретить в самых разных географических и временных рамках культур, возможно, для обозначения территории, для записи исторических событий или историй или для помощи в проведении ритуалов . Кажется, что некоторые произведения искусства изображают реальные события, тогда как многие другие примеры кажутся совершенно абстрактными. [ нужна ссылка ]
Доисторические наскальные изображения не носили чисто описательного характера. Каждый мотив и рисунок имели «глубокое значение», не всегда понятное современным исследователям. [ 29 ]
Интерпретация и использование
[ редактировать ]Религиозные интерпретации
[ редактировать ]Во многих случаях создание наскальных рисунков само по себе было ритуальным актом. [ 24 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]В эпоху верхнего палеолита Европы наскальные рисунки создавались внутри пещерных систем народами-охотниками-собирателями, населявшими континент. Самым старым известным примером является пещера Шове во Франции, хотя были обнаружены и другие, в том числе Ласко во Франции, Альта Мира в Испании, скалы Кресвелл в Великобритании и Гротта дель Дженовезе на Сицилии .
Позднедоисторическое наскальное искусство Европы было разделено археологами на три региона. В Атлантической Европе , прибрежном побережье на западе континента, который простирается от Иберии через Францию и охватывает Британские острова, от неолита до позднего бронзового века создавалось множество различных наскальных рисунков . Второй областью континента, где сохранились значительные традиции наскального искусства, была Альпийская Европа , где большинство произведений искусства было сосредоточено на южных склонах горного региона, на территории нынешней юго-восточной Франции и северной Италии.
- Финское наскальное искусство
- Знать
- Лакрю
- Ньюгрейндж
- Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзового века на Британских островах.
- Наскальные рисунки в Валькамонике ( объект всемирного наследия )
- Бальма дей Черви в Кродо (Пьемонт - Итальянские Альпы)
- Оленья пещера в Порто-Бадиско ( Апулия , Италия)
- Генуэзская пещера ( Сицилия )
- Список наскальных рисунков в Норвегии
- Мадара Райдер (объект всемирного наследия)
- Палеолитическое искусство долины Коа (объект всемирного наследия)
- Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании (объект Всемирного наследия)
- Наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна (объект Всемирного наследия)
- Завод (объект всемирного наследия)
- Музей наскальной резьбы Танума , [ 30 ] Центр исследования наскального искусства и Архив всемирного наследия, расположенный в Тануме, Швеция.
Африка
[ редактировать ]Северная Африка
[ редактировать ]- Южный Оран в Алжире.
- Сахарское наскальное искусство
- Тадрарт-Акакус в Ливии – объект Всемирного наследия.
- Тассили-н'Аджер в Алжире – национальный парк и объект всемирного наследия, известный своими 10 000-летними картинами.
- Пещера пловцов — пещера на юго-западе Египта , недалеко от границы с Ливией, вдоль западной окраины плато Гильф-Кебир в центральной Ливийской пустыне (Восточная Сахара). Он был открыт в октябре 1933 года венгерским исследователем Ласло Алмаши . На этом месте находятся наскальные рисунки с изображением плавающих человеческих фигур, которые, по оценкам, были созданы не менее 6000–7000 лет назад. Пещера Зверей в 10 км к западу была обнаружена в 2002 году.
- Джебель-Увейнат , большая гора из гранита и песчаника, а также прилегающие к ней небольшие массивы Джебель-Аркену и Джебель-Киссу на сходящихся тройных границах Ливии , Египта и Судана , таят в себе одну из самых богатых концентраций доисторических наскальных рисунков во всей Сахаре. Наскальные рисунки здесь в основном состоят из неолитических скотоводческих культур, а также из ряда более старых картин обществ охотников-собирателей.
- Сабу-Джадди в Северном Судане. Наскальное искусство
- Зона археологических памятников Северного Синая – предварительный объект Всемирного наследия. [ 31 ] В 2020 году на этом месте была обнаружена известняковая пещера, украшенная изображениями животных, таких как ослов , верблюдов , оленей , мулов и горных козлов . Наскальная пещера имеет глубину 15 метров и высоту 20 метров. [ 32 ]
- Вади Абу Дом
Западная Африка
[ редактировать ]Восточная Африка
[ редактировать ]- Кохайто в Эритрее – наскальные рисунки возрастом 7000 лет возле древнего города Кохайто.
- Дорра и Балхо в Джибути – наскальные рисунки с фигурами, похожими на антилоп и жирафов.
- Кундудо в Эфиопии – горный комплекс с плоской вершиной и наскальными рисунками в пещере.
- Лаас-Гил в Сомали . Множество наскальных рисунков и петроглифов можно найти в различных местах по всей стране. Среди наиболее ярких примеров этого — наскальные рисунки в Лаас-Гиле, Дхамбалине , Гаанлибе и Каринхегане .
- Наскальные рисунки Ньеро , Уганда — объект Всемирного наследия, доисторические картины были замечены до 1250 года нашей эры. [ 33 ]
- Охотничий заповедник Свага-Свага в Танзании . Археологи объявили об открытии древних наскальных рисунков с антропоморфными фигурами в хорошем состоянии на территории каменного убежища Амак'хи 4. Картины, выполненные красноватой краской, также содержали головы буйволов, головы и шеи жирафов, домашний скот, датируемые примерно несколькими сотнями лет назад. [ 34 ] [ 35 ]
- Наскальные рисунки Бахи
- Шаббе
- Дхимул
- Предложение
- Удалить места с наскальными рисунками
- Остров Мфангано
- Наскальное искусство Уганды
Южная Африка
[ редактировать ]Наскальные рисунки встречаются в большинстве частей Южной Африки и имеют выступы скал с гладкими поверхностями. Среди этих объектов - пещерный песчаник Натала, Ориндж-Фри-Стейт и Северо-Восточного Кейпа, гранит и песчаник Уотерберга в Северном Трансваале, а также песчаник Столовой горы в Южном и Западном Кейпе. [ 36 ]
- Парк Ухахламба Дракенсберг в Южной Африке . На этом месте есть картины возрастом около 3000 лет, которые, как полагают, были нарисованы народами сан и койсан , поселившимися в этом районе около 8000 лет назад. Наскальные рисунки изображают животных и людей и, как полагают, отражают религиозные убеждения.
- Холмы Цодило в Ботсване – объект Всемирного наследия с наскальными рисунками
- Гора Брандберг ( Дауреб ) в Намибии — это одно из важнейших мест наскального искусства на африканском континенте. Большинство посетителей видят только приют « Белая леди » (который не является ни белым, ни женщиной; знаменитая сцена, вероятно, изображает маленького мальчика на церемонии инициации), однако в верховьях горы полно мест с доисторическими рисунками, некоторые из которых из которых входят в число лучших художественных достижений доисторической эпохи.
- Пещера Бамбата, Зимбабве. Предполагается, что возраст картин животных и человеческих рисунков составляет от 2 000 до 20 000 лет. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
- Место наскального искусства Мвела и прилегающие районы , Замбия
- Зона наскального искусства Чонгони
- Остров Дрикопс
- Священные места Моддерпорта
- Никогда не думал о ледниковых тротуарах
- Водопад Ньямвези
- Сан наскальное искусство
- Фонтан сомнений
- Центр рок-арта Wildebeest Kuil
Америка
[ редактировать ]Самый старый достоверно датированный наскальный рисунок в Америке известен как «Возбужденный маленький человечек». Это петроглиф, изображающий фигурку с огромным фаллосом и высеченный в Лапа-ду-Санту , пещере в центрально-восточной Бразилии. [ 40 ] Самым важным объектом является национальный парк Серра-да-Капивара в штате Пиауи . Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с крупнейшей коллекцией на американском континенте и одной из наиболее изученных.
место, содержащее восемь миль картин и пиктограмм, которое изучается в Колумбии , Южная Америка, в Серрания-де-ла-Линдоза . В ноябре 2020 года было обнаружено [ 41 ] Антропологи, работавшие на этом месте, предполагают, что их возраст составляет 12 500 лет (около 10 480 г. до н. э.), поскольку на них изображена вымершая фауна.
Наскальные рисунки и пиктограммы расположены во многих районах Канады. Есть более 400 мест, приписываемых оджибвеям , от северного Саскачевана до реки Оттава . [ 42 ]
- Пещеры Помьер , Доминиканская Республика
- Лет Тунич , Гватемала
- Наскальные рисунки Сьерра-де-Сан-Франциско , Нижняя Калифорния , Мексика
- Наскальные рисунки Сьерра-де-Гуадалупе , Нижняя Калифорния , Мексика
- Пиктографический пещерный комплекс , Биллингс , Монтана , США
- Пейнтед-Каньон , Колорадо , США
- Национальный исторический парк культуры Чако , Нью-Мексико , США
- Наскальное искусство Чумаша , Калифорния , США.
- Косо-Рок-Арт-Дистрикт , Калифорния , США
- Хулхуку, Калифорния, США. Хулхуку расположен на холмах Сан-Эмигдио в южной части Центральной Калифорнии. Археологи обнаружили, что наскальные рисунки на этом месте предназначались для просмотра широкой публикой и не предназначались для элиты общества или для частных ритуалов. Это основано на доказательствах того, что наскальные рисунки расположены в местах, которые использовались общественностью для повседневной деятельности. [ 43 ]
- Найн-Майл-Каньон , Юта , США
- Наскальное панно с перепелами , Юта , США.
- Пейнтед-Рокс , Аризона , США
- Национальный памятник Петроглиф , Нью-Мексико , США
- Национальный парк Серра-да-Капивара , Пиауи , Бразилия.
- Национальный парк Вале-ду-Катимбау , Пернамбуку, Бразилия .
- Скальная площадка Чаманга , Уругвай
- Провинциальный парк «Письмо на камне» , Альберта , Канада
- Пещера Рук , провинция Санта-Крус , Аргентина.
- Уэрфано-Бьютт , Аризона , США
- Провинциальный парк Петроглифы , Онтарио , Канада
- Серрания-ла-Линдоза, департамент Гуавиаре, Колумбия [ 44 ] [ 41 ]
- Литтл-Лейк, Роуз-Вэлли, Калифорния, США [ 45 ]
Однако пещерное искусство – не единственный вид наскального искусства. В то время как пещерное искусство обеспечивает двухмерное изображение каменистой поверхности, фигурки, сделанные из каменного материала, могут обеспечить трехмерное изображение, которое дает представление о взглядах коренных народов на свое изобразительное искусство. Многие места вдоль побережья Калифорнии и за его пределами, такие как Нормандские острова и Малибу , имеют как реалистичные, так и абстрактные стили зооморфных фигурок-чучел. [ 46 ] В ходе археологических исследований на этих стоянках археологи и другие исследователи обнаружили многие из этих фигурок и провели анализ состава, согласно которому большинство этих фигурок сделаны из стеатита , но есть и другие материалы. [ 47 ] [ 48 ]
В результате этих археологических исследований эти фигуры предоставили контекст о сферах взаимодействия между племенными группами, продемонстрировали экономическое значение и, возможно, также выполняли ритуальную функцию. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] В ходе одного исследования археологов Ричарда Т. Фицджеральда и Кристофера Кори они датировали самые ранние статуэтки средним голоценом, что позволяет предположить наличие двух социально-экономических интерактивных сфер (одну на севере и одну на юге Нормандских островов) и лингвистическое сходство между говорящими на такике габриленами. и соседи Чумаш. [ 47 ] Эти статуэтки имеют схожие стили между этими племенами, что свидетельствует об истории интерактивных контактов.
Калифорния
[ редактировать ]Литтл-Лейк — комплекс наскальных рисунков, расположенный в определенной точке времени и пространства (в долине Роуз, округ Иньо). Долина роз расположена в границах культурного Большого Бассейна и территории Тимбиша шошонов . Это место важно для понимания символизма и ценности наскального искусства Северной Америки, поскольку оно представляет собой одну из крупнейших коллекций наскального искусства, не связанную с косо (коренным племенем/народом пустыни Мохаве ). Его важность для территориальных и антропологических исследований помогает многим понять глубокие описания и стилистический анализ крупных скоплений наскальных рисунков, которые ценятся археологами, антропологами, этнографами и даже любителями искусства. Возвращение к этим сайтам помогает ученым-социологам понять и зафиксировать ценности, которые были важны для их создателей; он показывает экономические ценности или модели расселения, которые когда-то были повседневной частью жизни. В результате крайне важно сосредоточиться на переменных ресурсах, чтобы понять, как культуры взаимодействовали с окружающей средой. Однако места, связанные с наскальными рисунками в Литл-Роке, не могут быть напрямую датированы или проанализированы. [ 45 ]
Азия
[ редактировать ]Центральная Азия
[ редактировать ]- Гобустанский национальный парк в Азербайджане.
- Petroglyphs of Arpa-Uzen , Kazakhstan
- Наскальные рисунки Сийпантоша в Узбекистане
- Наскальные рисунки Зараутсоя в Узбекистане
Восточная Азия
[ редактировать ]- Петроглифы Бангудаэ в Южной Корее.
- Чхонджон-ри в Южной Корее [ 49 ]
- Тэгок-ри в Южной Корее [ 49 ]
- Петроглифы пещеры Фугоппе на Хоккайдо, Япония. [ 49 ]
- Хэланькоу в Иньчуане, Китай [ 49 ]
- Канцзя Шимензи в Синьцзяне, Китай. [ 49 ]
- Петроглифы Опонохо (Ваньшань) на Тайване [ 49 ]
- Пещера Темия на Хоккайдо, Япония. [ 49 ]
- Петроглифы Иньшань в горах Инь , Китай.
- Наскальные рисунки реки Цзо Хуашань в Гуанси, Китай [ 49 ]
- Петроглифы Чифэн во Внутренней Монголии
- Высокое Тибетское плато на высоте более 4000 метров над уровнем моря : возможно, самое древнее наскальное искусство, вероятно, датируемое примерно 169–226 000 лет назад , намного старше того, что ранее считалось самым ранним известным рисунком, выполнено примерно 73 000 лет назад. [ 50 ] много лет назад. Согласно исследованию, дети, скорее всего, намеренно погружали руки и ноги в грязь. Находки также могут быть самым ранним свидетельством присутствия гомининов на высокогорном Тибетском плато. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]- Петроглифы Ангоно , Филиппины.
- Петроглифы и надписи на скалах Бир Хима
- Пещера Петтакере , Южный Сулавеси , Индонезия – картины, отпечатанные вручную.
- Фатаем в Таиланде
- Наскальные рисунки Тамбуна , Малайзия.
Южная Азия
[ редактировать ]- Скальные убежища Бхимбетка (объект всемирного наследия), Мадхья-Прадеш, Индия, с наскальными рисунками от мезолита ( около 8000 г. до н. э.) до исторических времен. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
- Пещеры Эдаккал , Керала , Индия
- Гавали, Удупи
- Прокат Бенакал , Карнатака
- Баличакра, город Ядгир в Карнатаке, Индия.
- Наскальные рисунки Тамил Наду , в Индии (несколько сайтов) [ 60 ]
- Район Каймур , Бихар , Индия (несколько объектов)
- Наскальные рисунки Андхра-Прадеша , в Индии (несколько сайтов) [ 60 ]
- Сонда, Карнатака
Западная Азия
[ редактировать ]- Наскальные рисунки в регионе Хаиль в Саудовской Аравии
- Места иранского наскального искусства в основном встречаются в горном хребте Загрос . Но есть много других мест в Центральном Иране , Систане и Белуджистане , а также в Азербайджане . Большинство этих наскальных рисунков относятся к поздней доисторической и исторической эпохе. Среди них известные памятники Хумиана в Кухдаште, [ 61 ] Хомейн и Теймаре [ 62 ] в Центральном Иране являются выдающимися.
- Возраст больших резных изображений верблюдов , обнаруженных в 2018 году в Саудовской Аравии , оценивается от 7000 до 8000 лет. [ 63 ] Эта датировка эпохой неолита делает резные изображения значительно старше Стоунхенджа (5000 лет) и египетских пирамид в Гизе (4500 лет).
Австралазия
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Искусство коренных народов Австралии представляет собой старейшую непрерывную традицию искусства в мире. зарегистрировано более 100 000 памятников наскального искусства В Австралии . [ 64 ]
Самая старая твердо датированная наскальная живопись в Австралии — это рисунок углем на фрагменте скалы, найденный во время раскопок каменного убежища Наварла Габарнманг на юго-западе Арнемленда на Северной территории . Это одно из старейших известных произведений наскального искусства на Земле, возраст которого составляет 28 000 лет. Наварла Габарнманг обладает одной из самых обширных коллекций наскального искусства в мире и предшествует пещерному искусству Ласко и Шове - самому раннему известному искусству в Европе - по крайней мере на 10 000 лет. [ 65 ] [ 66 ]
наскальное изображение, изображающее существо, предположительно тилаколео. В 2008 году было обнаружено [ кем? ] на северо-западном побережье Кимберли . [ 67 ] Поскольку считается, что тилаколео вымерли 45 000–46 000 лет назад (Робертс и др., 2001) (Гиллеспи, 2004), это предполагает аналогичный возраст связанных с ним наскальных рисунков Гвиона-Гвиона . Археолог Ким Акерман, однако, полагает, что мегафауна могла сохраниться позже в рефугиумах (более влажных районах континента), как предполагает Уэллс (1985: 228), и предполагает гораздо более молодой возраст картин. [ 67 ] Пигменты из Гвиона Гвиона в Кимберли настолько стары, что стали частью самой породы, что делает радиоуглеродное датирование невозможным. Некоторые эксперты предполагают, что этим картинам около 50 000 лет, и они могут даже предшествовать поселениям аборигенов . [ 68 ] [ 69 ]
Миниатюрное наскальное искусство трафаретной разновидности в каменном убежище, известном как Йилбилинджи, в национальном парке Лиммен на Северной территории , является одним из трех известных примеров такого искусства. Обычно трафаретное искусство выполнено в натуральную величину, с использованием частей тела в качестве трафарета, но 17 изображений рисунков человеческих фигур, бумерангов , животных, таких как крабы и черепахи с длинной шеей , волнистых линий и геометрических фигур очень редки. найденные археологами Единственные другие зарегистрированные экземпляры, в 2017 году, находятся в Нильсонс-Крик в Новом Южном Уэльсе и на острове Кисар в Индонезии. Считается, что рисунки могли быть созданы с помощью трафаретов, сделанных из пчелиного воска . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
- Национальный парк Какаду на Северной территории имеет большую коллекцию картин охрой . Охра не является органическим материалом , поэтому радиоуглеродное датирование этих изображений невозможно. Иногда о приблизительной дате или хотя бы эпохе можно догадаться по содержанию.
- В районе Сиднея есть важные наскальные рисунки .
- горы Гренфелл Историческое место недалеко от Кобара , западный Новый Южный Уэльс, хранит важные древние наскальные рисунки.
- район Муруджуга (полуостров Бурруп) в Западной Австралии недалеко от Карраты По оценкам, [ кем? ] быть домом для от 500 000 до 1 миллиона индивидуальных гравюр.
- Кимберли, регион Западной Австралии . Археолог-любитель Грэм Уолш, который исследовал наскальные рисунки Гвиона-Гвиона в регионе с 1977 года до своей смерти в 2007 году, создал фотографическую базу данных из 1,5 миллионов наскальных рисунков Гвиона-Гвиона. [ 73 ] Многие из наскальных рисунков Гвиона сохранили яркие цвета, потому что они были колонизированы бактериями и грибами, такими как черный гриб Chaetothyriales . Первоначально нанесенные пигменты, возможно, положили начало постоянным симбиотическим отношениям между черными грибами и красными бактериями. [ 74 ]
- Регион Грампианс -Гариверд в штате Виктория является одним из самых богатых мест наскального искусства аборигенов на юго-востоке Австралии. [ 75 ] Некоторые из наиболее известных и легко доступных мест - это приют Нгамаджидж (Пещера призраков), Гулгурн Манья (Флэт-Рок), Биллимина (приют Гленисла) и Манья (Пещера рук); [ 76 ] Одним из наиболее значимых мест на юго-востоке Австралии является Приют Бунджила , недалеко от Ставелла , [ 77 ] Это единственное известное наскальное изображение Бунджила , существа- творца в мифологии австралийских аборигенов . [ 78 ]
- Фигуры Маливавы в Арнемленде, серия из 571 картины и рисунка, созданные между 6000 и 9400 годами назад, демонстрируют стиль, который не признавался исследователями в этой области до того, как в 2016–2018 годах было проведено новое исследование и опубликовано Полом в сентябре 2020 года. Тасон и его команда. [ 79 ] [ 80 ]
- Площадка Туррамурра мегафауны в западном Квинсленде откроется в 2020 году. Скалы на территории, некоторое время известной как Станция Грейс Вейл, покрыты древними наскальными рисунками, включая картины и гравюры с изображением , символов эму и традиционных песен Семи сестер . В настоящее время ведется проектирование образовательного центра, созданного из местного камня. [ 81 ]
Первое европейское открытие наскальных рисунков аборигенов произошло 14 января 1803 года. [ 82 ] Во время исследовательской экспедиции вдоль берегов и островов залива Карпентария британский мореплаватель и исследователь Мэтью Флиндерс высадился на скалистом острове Часм у Грут-Эйландта .
В каменных убежищах острова Флиндерс обнаружил множество нарисованных и нанесенных по трафарету узоров. Для записи этих изображений он нанял корабельного художника Уильяма Уэстолла . [ 83 ] эскиза Уэстолла Два акварельных являются самыми ранними известными документами австралийского наскального искусства. В своем дневнике Флиндерс не только подробно описал местонахождение и произведения искусства, но и написал первый отчет о месте:
В глубоких стенах пропасти были глубокие ямы или пещеры, подрывающие скалы; на стенах которого я нашел грубые рисунки, выполненные углем и чем-то вроде красной краски на белом фоне скалы. На этих рисунках были изображены морские свиньи, черепахи, кенгуру [так в оригинале] и человеческая рука; и г-н Уэстолл, который впоследствии пришел навестить их, нашел изображение кенгуру [так в оригинале], за которым следовала группа из тридцати двух человек. Третий человек в отряде был вдвое выше остальных и держал в руке что-то, напоминающее вадди, или деревянный меч туземцев Порт-Джексона ; и, вероятно, предназначался для обозначения вождя. Они не могли, как мы, показать свое превосходство одеждой или украшениями, поскольку ничего не носили; и поэтому, добавив оружие, подобно древним, они, по-видимому, сделали превосходство личности главным символом превосходящей власти, следствием которой, действительно, обычно является власть на самых ранних стадиях развития общества. [ 48 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]В Новой Зеландии Северный Отаго и Южный Кентербери имеют богатый выбор раннего наскального искусства маори . [ 84 ]
- В приюте для наскальных рисунков Такироа недалеко от Дантруна хранятся произведения искусства маори, сделанные из охры и древесного угля. [ 85 ]
Исследования
[ редактировать ]Археологический раздел, посвященный исследованию наскального искусства, известен как «наскальное искусство». Специалист по наскальному искусству Дэвид С. Уитли отметил, что исследования в этой области требуют «комплексных усилий», объединяющих археологическую теорию , методы, полевые исследования, аналитические методы и интерпретацию. [ 86 ]
История
[ редактировать ]Хотя французские археологи провели много исследований наскального искусства, англоязычная археология на протяжении десятилетий в значительной степени игнорировала этот предмет. [ 87 ]
Дисциплина исследования наскального искусства стала свидетелем того, что Уитли назвал «революцией» в 1980-х и 1990-х годах, когда все большее число археологов в англоязычном мире и Латинской Америке обратили свое внимание на эту тему. [ 88 ] При этом они признали, что наскальное искусство можно использовать для понимания символических и религиозных систем, гендерных отношений, культурных границ, культурных изменений, а также истоков искусства и верований. [ 1 ] Одной из наиболее значительных фигур в этом движении был южноафриканский археолог Дэвид Льюис-Уильямс , опубликовавший свои исследования наскального искусства Сан из южной Африки, в которых он объединил этнографические данные, чтобы раскрыть первоначальное назначение произведений искусства. Уитли похвалил Льюиса-Уильямса за то, что он поднял исследования наскального искусства до «теоретически сложной области исследований». [ 89 ] Однако изучение наскального искусства во всем мире характеризуется значительными разногласиями относительно целесообразности различных методов и наиболее актуальной и обоснованной теоретической основы.
Международные базы данных и архивы
[ редактировать ]Рабочая группа Всемирного архива наскального искусства ЮНЕСКО встретилась в 2011 году, чтобы обсудить базовую модель Всемирного архива наскального искусства. [ 90 ] Хотя на сегодняшний день никаких официальных результатов получено не было, различные проекты по всему миру, такие как Глобальная база данных наскального искусства, стремятся сделать информацию о наследии наскального искусства более доступной и более заметной, чтобы помочь в вопросах осведомленности о наскальном искусстве, его сохранении и сохранении. [ 91 ] [ 92 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005, с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005 , стр. 1–2.
- ^ Э. Гудолл, Труды и труды Родезийской научной ассоциации 41:57-62, 1946: «Домашние животные в наскальном искусстве»
- ^ Э. Гудолл, Труды и труды Родезийской научной ассоциации 42: 69-74, 1949: «Заметки о некоторых человеческих изображениях в родезийском наскальном искусстве»
- ^ Его Величество Чедвик, происхождение англ. Нация xii. 306, 1907: «Наскальные рисунки в Тегнебю».
- ^ Х. А. Винклер, Наскальные рисунки Южного Верхнего Египта I. 26, 1938: «Обнаружение наскальных рисунков, изображающих лодки иностранного для Египта типа».
- ^ Герберт Уэллс, Outl. Хист. I. XVIII. 126/1, 1920: Из наскальных рисунков мы можем сделать вывод о том, что пустыня пересекалась от оазиса к оазису.
- ^ Дойч, Рем. 177, 1874: «Длинная наскальная надпись Хамамат».
- ^ Энцикл. Религ. & Этика I. 822/2, 1908: «Наскальные рисунки либо нанесены по трафарету, либо нарисованы по контуру».
- ↑ Человек № 119. 178/2, 1939: «На одном из сталактитовых столбов был найден большой круглый камень со следами красной краски на поверхности, используемой в наскальных рисунках»
- ^ Г. Мур, Затерянные племена и саксы Востока , 1861, Титульный лист: «с переводами рок-записей в Индии».
- ^ Тайлор, Ранняя история. Мужчина. т. 88, 1865 г., «и искусство буша или искусство бушменов».
- ^ Доверие к африканскому наскальному искусству, Восточная Африка, общепринятая терминология: «Наскальные скульптуры часто могут быть символическими пограничными знаками».
- ^ Железная дорога, 99-101.
- ^ Железнодорожная, 101
- ^ Железная дорога, 101-105.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005 , с. 3.
- ^ Уитли 2005. стр. 3–4.
- ^ Уитли 2005, с. 4.
- ^ Уитли 2005, стр. 4–5.
- ^ Уитли 2005, с. 9.
- ^ Уитли 2005, стр. 7–9.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005, с. 13.
- ^ Харманша (2014), 5–6
- ^ Харманшах (2014), 5–6; Конопля, 53 года
- ^ например, Rawson и Sickman & Soper
- ^ Перейти обратно: а б с Уитли 2005, с. 14.
- ^ Арка 2004 , с. 319.
- ^ «Скандинавское общество доисторического искусства» . www.rockartscandinavia.se . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «Зона археологических памятников Северного Синая» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Древняя пещера с выдающимися гравюрами, изображающими сцены с животными, обнаруженными на Синае – Древний Египет – Наследие» . Ахрам Онлайн . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «НЬЕРО И ДРУГИЕ РОК-ИСКУССТВА В ВОСТОЧНОЙ УГАНДЕ» (PDF) .
- ^ «Наскальные рисунки Танзании изображают трио причудливых антропоморфных фигур | Археология | Sci-News.com» . Последние научные новости | Sci-News.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Таинственно и причудливо: ученые обнаружили древние наскальные рисунки, датируемые несколькими сотнями лет назад» . www.msn.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Стандартная энциклопедия Южной Африки (1973)
- ^ «Каменный век – Африка» . Британская энциклопедия . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Большой пещерный лагерь | Знаменитые галереи наскального искусства - посещение пещеры Нсватуги, Бамбаты, пещеры Силозване, пещеры Инанке и пещеры Махолохоло» . Большая Пещера . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ «Наскальные рисунки в пещере Бамбата (1)» . Глобальная география . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Чой, Чарльз. «Назовите это древнее наскальное изображение «маленьким возбужденным человечком». Наука в новостях NBC. 22 февраля 2012 г. Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альберге, Далья, в отдаленных лесах Амазонки обнаружены наскальные рисунки «Сикстинской капеллы древних» , The Guardian , воскресенье, 29 ноября 2020 г.
- ^ Грейс Райнович. (1994) Чтение наскальных рисунков: интерпретация индийских наскальных рисунков Канадского щита. Торонто: Natural Heritage/Natural History Inc.
- ^ Робинсон, Дэвид В. (октябрь 2010 г.). «Землепользование, земельная идеология: комплексный анализ географических информационных систем наскальных изображений в южно-центральной Калифорнии» . Американская древность . 75 (4): 792–818. дои : 10.7183/0002-7316.75.4.792 . ISSN 0002-7316 . S2CID 146948008 .
- ^ «Новости исследований – Недавно обнаруженные наскальные рисунки Амазонки показывают первых обитателей тропических лесов, живущих вместе с гигантскими животными ледникового периода – Университет Эксетера» . 01.12.2020. Архивировано из оригинала 01 декабря 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Куинлан, Ангус Р. (июнь 2014 г.). «Наскальное искусство на Литл-Лейк: древний перекресток в калифорнийской пустыне» . Калифорнийская археология . 6 (1): 125–128. дои : 10.1179/1947461X14Z.00000000030 . ISSN 1947-461X . S2CID 140535545 .
- ^ Перейти обратно: а б ГУВЕР, РОБЕРТ Л. (1974). «Некоторые наблюдения над доисторическими каменными изображениями Чумаша» . Журнал Калифорнийской антропологии . 1 (1): 33–40. ISSN 0361-7181 . JSTOR 25748312 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фицджеральд, Ричард; Кори, Кристофер (декабрь 2009 г.). «Древность и значение изображений и изобразительного искусства в предыстории Южной Калифорнии» . Калифорнийская археология . 1 (2): 183–203. дои : 10.1179/cal.2009.1.2.183 . ISSN 1947-461X . S2CID 96471264 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмерон, Констанс (2000). «Изображения животных из прибрежной части Южной Калифорнии» (PDF) . Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья . 36 (2): 30–52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час О'Салливан, Ребекка (2018). «Восточная Азия: Наскальное искусство». Энциклопедия глобальной археологии (2-е изд.). Спрингер. стр. 1–11. дои : 10.1007/978-3-319-51726-1_3131-1 . ISBN 978-3-319-51726-1 .
- ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; д'Эррико, Франческо; ван Никерк, Карен Л.; Дайет, Лора; Кеффелек, Ален; Поллароло, Лука (октябрь 2018 г.). «Абстрактный рисунок уровней возрастом 73 000 лет в пещере Бломбос, Южная Африка» (PDF) . Природа . 562 (7725): 115–118. Бибкод : 2018Natur.562..115H . дои : 10.1038/s41586-018-0514-3 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 30209394 . S2CID 52197496 .
- ^ Ланезе, Николетта. «Окаменелые отпечатки детских ладоней могут быть одними из старейших произведений искусства в мире» . Научный американец . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Дэвис-Маркс, Исида; Дэвис-Маркс, Исида. «Эти 200 000-летние руки и следы могут быть самым ранним в мире наскальным искусством» . Смитсоновский журнал . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Чжан, Дэвид Д.; Беннетт, Мэтью Р.; Ченг, Хай; Ван, Лейбин; Чжан, Хайвэй; Рейнольдс, Салли К.; Чжан, Шэнда; Ван, Сяоцин; Ли, Дэн; Урбан, Томми; Пей, Цин; У, Чжифэн; Чжан, Пу; Лю, Чунру; Ван, Яфэн; Ван, Конг; Чжан, Донджу; Лоуренс Эдвардс, Р. (10 сентября 2021 г.). «Самое раннее теменное искусство: следы рук и ног гомининов из среднего плейстоцена Тибета» . Научный вестник . 66 (24): 2506–2515. Бибкод : 2021SciBu..66.2506Z . дои : 10.1016/j.scib.2021.09.001 . ISSN 2095-9273 . ПМИД 36654210 . S2CID 239102132 .
- ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект Всемирного наследия . Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 220. ИСБН 9788170171935 .
- ^ Тивари, Шив Кумар (2000). Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 189. ИСБН 9788176250863 .
- ^ Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
- ^ Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг . до н.э. Орион. п. 524. ИСБН 9781780222592 .
- ^ Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними постройки в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN 9780875864846 .
- ^ Перейти обратно: а б «Глава-1. Знакомство с наскальным искусством в Индии» (PDF) . [ мертвая ссылка ]
- ^ Бьюли, Р.Х. (1984). «Археологическая экспедиция Кембриджского университета в Иран, 1969 год. Раскопки в горах Загрос: Хомиан, Мир Малас, Барде Спид». Иран . 22 :1. дои : 10.2307/4299734 . JSTOR 4299734 .
- ^ Фархади, М. (1999). Музеи на ветру . Тегеран: Издательство Университета Алламе Табатабаи.
- ↑ Резные изображения верблюдов в Саудовской Аравии, датированные доисторической эпохой , BBC, 15 сентября 2021 г.
- ^ Гриффитс, Билли (2018). Глубокие сны: открытие древней Австралии . Блэк Инк. с. 176.
- ^ Баркер, Брайс (18 июня 2012 г.). «Старейшие наскальные рисунки Австралии, обнаруженные исследователем USQ» . Университет Южного Квинсленда . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Коллис, Клариса (июнь 2012 г.). «Древние исполнители рока и соула» . Университет Монаша . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Акерман, Ким; Уиллинг, Тим (март 2009 г.). «Древняя наскальная живопись с изображением сумчатого льва Thylacoleo carnifex из Кимберли, Западная Австралия» . Античность . Проверено 11 декабря 2012 г.
- ^ «Литературное приложение к The Times – TLS» . timesonline.co.uk .
- ^ Фонд Брэдшоу. «Картины Брэдшоу - Австралийский архив наскального искусства» . Фонд Брэдшоу .
- ^ Зварц, Генри (27 мая 2020 г.). «Наскальные рисунки коренных народов нашли в Новой Зеландии один из трех таких примеров во всем мире» . ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация) . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Университет Флиндерса (26 мая 2020 г.). «Миниатюрное наскальное искусство расширяет горизонты» . Физика.орг . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Археологи раскрывают большую маленькую тайну наскального искусства» . Университет Флиндерса (Новости) . 27 мая 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Роковое сердце – австралийская история» . abc.net.au. 15 октября 2002 г.
- ^ «Цвета древних наскальных рисунков происходят от микробов» . Новости Би-би-си . 27 декабря 2010 г.
- ^ «Места национального наследия — Национальный парк Грампианс (Гариверд)» . Департамент сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды . Правительство Австралии . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Сайты наскального искусства аборигенов» (PDF) . Брамбук . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Аборигены Виктории, Грампианцы, Виктория, Австралия» . Посетите Викторию . 5 октября 2016 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Приют Бунджила — Ставелл, Аттракцион, Грампианс, Виктория, Австралия» . Посетите Викторию . 30 марта 2020 г. Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Тасон, Пол СК; Мэй, Салли К.; и др. (30 сентября 2020 г.). «Фигуры Маливавы — ранее неописанный Арнем Л и стиль наскального искусства». Австралийская археология . 86 (3). Информа UK Limited: 208–225. дои : 10.1080/03122417.2020.1818361 . ISSN 0312-2417 . S2CID 224849841 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Веуле, Женель (1 октября 2020 г.). « Билби, тилацины и дюгони среди потрясающих наскальных рисунков Маливава, задокументированных в Арнемленде» . Новости АВС . Азбука науки. Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Ларкинс, Дэмиен (17 октября 2020 г.). «Восстановлена стена с историями коренных народов, открытая для посетителей в глубинке Квинсленда» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Маккарти, Фредерик Д.; Австралийский музей (1960). Наскальные рисунки Гроота, Эйландта и острова Пропасть . Сидней, Новый Южный Уэльс: Австралийский музей. OCLC 271765347 .
- ^ Финдли, Э. (1998). «Аркадианский квест [Произведения Уильяма Уэстолла]» . Новости Национальной библиотеки Австралии . 9 (1): 3–7.
- ^
Барроу, Теренс (1978). Искусство маори Новой Зеландии (переиздание). ЮНЕСКО Пресс. п. 70. ИСБН 9789231013195 . Проверено 6 марта 2018 г.
Районы Северный Отаго и Южный Кентербери Южного острова представляют богатый выбор наскальных рисунков, выполненных красными и черными пигментами. Используемые мотивы - это в основном люди, монстры, птицы и рыбы, и это стили, которые предшествуют классическому традиционному искусству маори.
- ^ Маккиннон, Малькольм (29 июля 2015 г.). «Места Отаго — Северный Отаго» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ Уитли 2005, с. xi.
- ^ Уитли 2005. стр. viii, 1.
- ^ Уитли 2005, пикс.
- ^ Уитли 2005, с. viii.
- ^ * Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2011 г.). «Архивы мирового рок-арта встретятся в Тануме» . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ Р., Хаубт. «База данных наскальных рисунков» . www.rockartdatabase.com .
- ^ Хаубт, РА; Такон, PSC (22 октября 2016 г.). «Совместная модель онтологической и информационной визуализации на централизованной платформе наследия наскального искусства». Журнал археологической науки: отчеты . 10 : 837–846. Бибкод : 2016JArSR..10..837H . дои : 10.1016/j.jasrep.2016.10.013 .
Ссылки
[ редактировать ]- Арка, Андреа (2004). «Топографические гравюры альпийского наскального искусства: поля, поселения и сельскохозяйственные пейзажи». Фигурные пейзажи наскальной живописи . Издательство Кембриджского университета. стр. 318–349.
- Бан, Пол (редактор), Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства , 1998, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521454735 , 9780521454735, книги Google
- Девлет, Екатерина (2001). «Наскальное искусство и материальная культура сибирского и среднеазиатского шаманизма» (PDF) . Археология шаманизма . стр. 43–54 . Проверено 1 апреля 2007 г.
- Харманшах, Омюр (редактор) (2014), О камнях и воде: археология места , 2014, Oxbow Books, ISBN 1782976744 , 9781782976745
- Хаубт, РА; Такон, PSC (22 октября 2016 г.). «Совместная модель онтологической и информационной визуализации на централизованной платформе наследия наскального искусства». Журнал археологической науки: отчеты . 10 : 837–846. Бибкод : 2016JArSR..10..837H . дои : 10.1016/j.jasrep.2016.10.013 .
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Шаафсма, Полли, 1980, Индийское наскальное искусство Юго-Запада , Школа американских исследований, Санта-Фе, Университет Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, ISBN 0-8263-0913-5 . Научный текст с 349 ссылками, 32 цветными иллюстрациями, 283 черно-белыми «рисунками», 11 картами и 2 таблицами.
- Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675.
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2011 г.). «Архивы мирового рок-арта встретятся в Тануме» . Проверено 1 мая 2011 г.
- Уитли, Дэвид С. (2005). Введение в исследование наскального искусства . Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press. ISBN 978-1598740004 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид, Бруно, Cave Art , 2017, Темза и Гудзон, ISBN 9780500204351
- Малотки, Эккехарт и Уивер, Дональд Э. младший, 2002, Каменное долото и кисть из юкки: наскальные рисунки на плато Колорадо , Kiva Publishing Inc., Уолнат, Калифорния, ISBN 1-885772-27-0 (ткань). Для «широкой публики»; в этой книге имеется более 200 цветных отпечатков с комментариями на каждом сайте, где были сделаны фотографии; организация начинается с самого раннего искусства и доходит до современности.
- Б.Б. Лал (1968). Индийские наскальные рисунки: их хронология, техника и сохранность .
- Рон, Артур Х. и Фергюсон, Уильям М., 2006, Руины Пуэбло на юго-западе , University of New Mexico Press, Альбукерке, Нью-Мексико, ISBN 0-8263-3970-0 (pbk: алк. бумага). В дополнение к основному обсуждению руин содержатся цветные отпечатки наскальных рисунков на этих местах, а также их интерпретации.
- Зборай, Андраш, 2005 г., Наскальное искусство Ливийской пустыни , Флигель Езерницкий, Ньюбери, Великобритания (1-е издание 2005 г., 2-е расширенное издание 2009 г.). Иллюстрированный каталог и библиография всех известных памятников доисторического наскального искусства в центральной Ливийской пустыне (Аркену, Увейнат и плато Гильф-Кебир). Второе издание содержит более 20 000 фотографий, документирующих эти места. Издано на DVD-ROM.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- IFRAO Международная федерация организаций наскального искусства, объединяющая 60 академических организаций наскального искусства мира. Некоторые из них:
- ARARA Американская ассоциация исследования наскального искусства.
- ANISA Аниса, Ассоциация альпийских исследований.
- AURA Австралийская ассоциация исследования наскального искусства, Inc.
- CARA . Ассоциация исследования пещерного искусства
- ИК Канарский институт.
- Учебный центр CeSMAP и Музей доисторического искусства.
- CCSP Камуно. Центр доисторических исследований
- Археологическое кооперативное общество SCAO Le Orme dell'Uomo.
- AARS . Ассоциация друзей наскального искусства Сахары
- SIARB Боливийское общество исследования наскального искусства.
- АНАР (Венесуэла). Национальный архив наскального искусства
- APAR Перуанская ассоциация наскального искусства.
- AAV Viguesa. Археологическая ассоциация
- AEARC Ассоциация исследований наскального искусства Кочабамбы.
- ABAR Бразильская ассоциация наскального искусства.
- Ассоциация ASER по сохранению, изучению и исследованию природного и культурного наследия Центра-Вар.
- ESRARA Ассоциация исследования наскального искусства восточных штатов.
- Группа ГЕРСАР по изучению, исследованию и сохранению наскальных рисунков.
- GCIAR . Группа исследований кубинского наскального искусства
- ИНААК НИИ археологии и антропологии «Куэлап».
- НММЗ Национальные музеи и памятники Зимбабве.
- Фонд рок-арта NRAF Невады.
- NCRAT Фонд наскального искусства Северного Кейпа.
- SDRAA Ассоциация наскального искусства Сан-Диего.
- ТАРА Фонд африканского наскального искусства.
- Фонд Брэдшоу Обширный архив наскального искусства со всего мира.
- Altarockart.no Цифровой архив наскального искусства Альты, Норвегия.
- База данных рокарта Global Rock Art Database (RADB) , инструмент поиска Global Rock Art Database (RADB) для международных архивов наскального искусства
- Долина Майра, Пьемонт, Италия Наскальные рисунки в долине Майра, Пьемонт, Италия
- в пещере Шове База данных европейского доисторического искусства
- Наскальные рисунки Англии в Интернете. Доступ к базе данных ERA, содержащей более 1500 записей наскальных рисунков с изображениями и 3D-моделями.
- Тассили Н'Аджер , наскальные рисунки центрального Тассили Н'Аджер (Тамрит, Сефар, Тин Тазарифт, Джаббарен)
- Увейнат и Гильф Кебир , наскальные рисунки Джебель Увейнат и плато Гильф Кебир («Пещера пловцов»)
- Верхний Брандберг , Наскальные рисунки Верхнего Брандберга, Намибия
- Ливийская пустыня , наскальные рисунки Ливийской пустыни, а также иллюстрированный каталог и библиография доисторических наскальных рисунков центральной Ливийской пустыни.
- Rupestreweb.info , наскальное искусство Латинской Америки. Статьи, Зоны, Новости, Справочник исследователей наскального искусства
- Tanums Hällristningsmuseum. Архивировано 25 октября 2013 г. в Исследовательском центре наскального искусства Wayback Machine и Архиве всемирного наследия, расположенном в Тануме, Швеция.
- Исследования наскального искусства (RAS) - библиографическая база данных в библиотеке Бэнкрофта, содержащая более 18 000 ссылок на мировую литературу по наскальному искусству.
- Фонд Брэдшоу – археология и исследования наскальных рисунков в пустыне Негев, Израиль.
- Примеры наскального искусства и захват изображений – примеры из долины Коа в Португалии и наскальных изображений Магдалины.
- Фонд наскального искусства - наскальные рисунки коренных американцев в регионе Нижний Пекос на юго-западе Техаса.
- Архив Бекенсолла. Наскальные рисунки, сделанные людьми эпохи неолита и ранней бронзы в Нортумберленде на северо-востоке Англии между 6000 и 3500 лет назад.
- Коллекция британского наскального искусства. Более 16 000 фотографий более 1 200 памятников наскального искусства в Великобритании с соответствующей информацией и ссылками.
- Галерея Broken Rock и петроглифы.
- Rupestre.net Сайт наскального искусства, в основном посвященный Валькамонике и альпийскому наскальному искусству.
- EuroPreArt База данных европейского доисторического искусства.
- Наскальные рисунки Муруджуги (полуостров Бурруп), Западная Австралия
- Наскальное искусство в Южной Африке
- Всемирное наследие ЮНЕСКО: Скальные убежища Бхимбетки
- Наскальные рисунки Бунделькханда, Индия
- SpiralZoom.com , образовательный веб-сайт о науке формирования узоров, спиралях в природе, спиралях в мифическом воображении и спиральном наскальном искусстве.
- Всемирная подборка наскального искусства
- Доисторическое наскальное искусство в Иране
- Петроглифы в Иране (на персидском языке)
- Сиднейский рок-арт
- Наскальное искусство в Орегоне
- Институт исследования наскального искусства , Университет Витватерсранда, Йоханнесбург, Южная Африка.
- Наскальное искусство Нижнего Пекоса , Техасский архив движущихся изображений