Jump to content

Наскальное искусство

(Перенаправлено из Наскальной живописи )
Петроглиф Фремонта, в Национальном памятнике динозавров , отнесенный к классическому весеннему стилю, археологическая культура Фремонта , восточная Юта, США
Лежащий Будда в Гал Вихаре , Шри-Ланка, где видны остатки двух колонн, поддерживающих структуру, первоначально окружавшую его.
Пиктограмма Нанабожо , скала Мазино, провинциальный парк Бон Эхо , Онтарио , Канада

В археологии . наскальные рисунки — это рукотворные отметки, нанесенные на естественные поверхности, обычно вертикальные каменные поверхности Большая часть сохранившихся исторических и доисторических наскальных рисунков находится в пещерах или частично закрытых каменных убежищах ; этот тип также можно назвать пещерным искусством или теменным искусством . Наскальное искусство, являющееся глобальным явлением, встречается во многих культурно разнообразных регионах мира. Он производился во многих контекстах на протяжении всей истории человечества. С точки зрения техники можно выделить четыре основные группы:

Самые старые известные наскальные рисунки относятся к периоду верхнего палеолита и были найдены в Европе, Австралии, Азии и Африке. Антропологи, изучающие эти произведения искусства, полагают, что они, вероятно, имели магико-религиозное значение.

Археологическая субдисциплина исследования наскального искусства впервые возникла в конце 19 века среди франкоязычных ученых, изучающих наскальные рисунки верхнего палеолита, обнаруженные в пещерных системах некоторых частей Западной Европы. Наскальные рисунки по-прежнему имеют важное значение для коренных народов в различных частях мира, которые рассматривают их как священные предметы и важные компоненты своего культурного наследия. [ 1 ] Такие археологические памятники могут стать важными источниками культурного туризма и использовались в массовой культуре из-за своих эстетических качеств. [ 2 ]

Buddhist stone carvings at Ili River , Kazakhstan

Этимология

[ редактировать ]

Термин «наскальное искусство» появляется в опубликованной литературе еще в 1940-х годах. [ 3 ] [ 4 ] Его также называют «наскальными рисунками». [ 5 ] «наскальные рисунки», [ 6 ] «наскальные рисунки», [ 7 ] «наскальные надписи», [ 8 ] «наскальные рисунки», [ 9 ] «наскальные картинки», [ 10 ] «рок-пластинки», [ 11 ] и «наскальные скульптуры». [ 12 ] [ 13 ]

Теменное искусство — это термин, обозначающий искусство в пещерах ; это определение обычно распространялось на искусство в каменных убежищах под навесами скал. В народе это называют «пещерным искусством» и является разновидностью более широкого термина «наскальное искусство». Чаще всего он встречается на каменных стенах, но может быть и на потолках и полах. При его создании использовались самые разнообразные техники. Этот термин обычно применяется только к доисторическому искусству , но его можно использовать для искусства любой эпохи. [ 14 ] Защищенное теменное искусство имело гораздо больше шансов выжить в течение очень долгого времени, и то, что сохранилось сейчас, может представлять собой лишь очень небольшую часть того, что было создано. [ 15 ]

И теменное, и наскальное искусство относятся к наскальным рисункам , рисункам, гравюрам, резьбе и выбитым произведениям искусства внутри пещер и каменных убежищ. Как правило, они либо выгравированы (по сути, то есть процарапаны), либо нарисованы, либо созданы с использованием комбинации этих двух техник. [ 16 ] Теменное искусство очень широко распространено во всем мире, и во многих местах открываются новые образцы.

Определяющей характеристикой наскального искусства является то, что оно размещается на естественных поверхностях камня; таким образом, оно отличается от произведений искусства, размещенных на построенных стенах, или от отдельно стоящих скульптур. [ 17 ] Таким образом, наскальное искусство является формой ландшафтного искусства и включает в себя рисунки, размещенные на валунах и скалах, стенах и потолках пещер, а также на поверхности земли. [ 17 ] Наскальные рисунки — это глобальное явление, которое можно найти во многих регионах мира. [ 1 ] Существуют различные формы наскального искусства. Некоторые археологи также считают ямки и бороздки в скале, известные как купулы , или чашки или кольца , формой наскального искусства. [ 17 ]

Хотя есть исключения, большая часть наскальных рисунков, создание которых зафиксировано этнографами, было создано во время ритуалов. [ 17 ] Таким образом, изучение наскального искусства является компонентом археологии религии. [ 18 ]

Наскальное искусство служит нескольким целям в современном мире. В некоторых регионах он остается духовно важным для коренных народов , которые рассматривают его как важный компонент своего культурного наследия. [ 1 ] Он также служит важным источником культурного туризма и, следовательно, экономическим доходом в некоторых частях мира. Таким образом, изображения, взятые из пещерного искусства, появлялись на памятных вещах и других артефактах, продаваемых как часть туристической индустрии. [ 2 ]

Наскальные рисунки аборигенов , изображающие духов Мими , в галерее Анбангбанг на скале Нурланги в национальном парке Какаду.

В большинстве климатических условий какое-то время сохранились только картины в защищенных местах, в частности в пещерах. Поэтому их обычно называют «наскальными рисунками», хотя многие из них сохранились в «скальных убежищах» или на скалах под навесом. В доисторические времена это часто были популярные места для различных человеческих целей, обеспечивающие укрытие от непогоды и свет. Возможно, на более открытых местах было еще много картин, которые сейчас утеряны. Пиктограммы — это картины или рисунки, нанесенные на скалу. Такие произведения искусства обычно изготавливаются из минеральной земли и других природных соединений, встречающихся на большей части мира. Преимущественно используемые цвета – красный, черный и белый. Красная краска обычно получается за счет использования молотой охры , тогда как черная краска обычно состоит из древесного угля или иногда из минералов, таких как марганец . Белую краску обычно создают из природного мела, каолинитовой глины или диатомита. [ 19 ] После получения пигментов их измельчали ​​и смешивали с жидкостью, например водой, кровью, мочой или яичным желтком, а затем наносили на камень в виде краски с помощью кисти, пальцев или штампа. Альтернативно, пигмент можно было нанести сухим способом, например, с помощью палочки древесного угля. [ 20 ] В некоторых обществах сама краска имеет символическое и религиозное значение; например, среди групп охотников-собирателей в Калифорнии краской разрешалось торговать только групповым шаманам, в то время как в других частях Северной Америки слово «краска» было таким же, как слово «сверхъестественный дух». [ 21 ]

Одной из распространенных форм пиктограмм, встречающихся во многих, хотя и не во всех культурах, производящих наскальные рисунки, является отпечаток руки. Есть три формы этого; первый предполагает покрытие руки влажной краской, а затем прикладывание ее к камню. Второй предполагает нанесение рисунка на руку, который затем, в свою очередь, добавляется на поверхность. Третий предполагает, что руку сначала прикладывают к панели, а затем на нее через трубку выдувают сухую краску, что похоже на аэрографию или окраску распылением. Полученное изображение представляет собой негативный отпечаток руки, и его иногда называют « трафаретом ». в австралийской археологии [ 22 ] Миниатюрные трафаретные изображения были найдены в двух местах в Австралии и в одном в Индонезии .

Петроглифы

[ редактировать ]
Петроглифы Бидзара в Камеруне

Петроглифы — это гравюры или резьбы на скале, оставленные на месте . Их можно создать с помощью различных техник царапания, гравировки или резьбы, часто с использованием твердого молотка , которым ударяют по поверхности камня. В некоторых обществах выбор молотка сам по себе имеет религиозное значение. [ 23 ] В других случаях наскальные рисунки выбиваются посредством непрямой перкуссии, поскольку второй камень используется как долото между молотком и панелью. [ 23 ] Третья, более редкая форма гравировки наскальных рисунков заключалась в надрезе или царапании поверхности камня каменным отщепом или металлическим лезвием. Мотивы, созданные с использованием этой техники, имеют тонкие линии, и их часто трудно увидеть. [ 24 ]

Скальные рельефы

[ редактировать ]

Обычно встречающийся в грамотных культурах наскальный рельеф или рельеф, высеченный в скале, представляет собой рельефную скульптуру, вырезанную на твердом или «живом камне», таком как скала, а не на отдельном куске камня. Они представляют собой категорию наскального искусства и иногда встречаются в сочетании с архитектурой, высеченной в скалах . [ 25 ] Однако они, как правило, опускаются в большинстве работ по наскальному искусству, которые концентрируются на гравюрах и картинах доисторических народов. Некоторые такие работы используют естественные контуры скалы и используют их для определения изображения, но они не представляют собой искусственные рельефы. Наскальные рельефы создавались во многих культурах и имели особенно важное значение в искусстве Древнего Ближнего Востока . [ 26 ] Скальные рельефы, как правило, довольно большие, поскольку они должны быть такими, чтобы производить эффект на открытом воздухе. Фигуры большинства из них превышают натуральную величину, а во многих фигурки кратны натуральному размеру.

Стилистически они обычно относятся к другим типам скульптуры соответствующей культуры и периода, и, за исключением хеттских и персидских образцов, они обычно обсуждаются как часть этой более широкой темы. [ 27 ] Наиболее распространен вертикальный рельеф, но встречаются рельефы и на существенно горизонтальных поверхностях. Этот термин обычно исключает рельефную резьбу внутри пещер , как естественных, так и рукотворных, которые особенно распространены в Индии. Естественные скальные образования, превращенные в статуи или другие скульптуры в форме круга, наиболее известный из которых – Большой Сфинкс в Гизе , также обычно исключаются. Рельефы на больших валунах, оставленных на своем естественном месте, такие как хеттский рельеф Имамкуллу , вероятно, будут включены, но валуны меньшего размера могут называться стелами или резными ортостатами .

Фигуры Земли

[ редактировать ]

Фигуры земли — это крупные узоры и мотивы, созданные на поверхности камня. Их можно классифицировать по способу изготовления. [ 28 ] Инталии создаются путем соскабливания пустынных тротуаров (камешков, покрывающих землю), чтобы выявить негативное изображение на скале внизу. Самый известный пример такого глубокого наскального искусства — Линии Наска в Перу . [ 28 ] Напротив, геоглифы — это позитивные изображения, которые создаются путем нагромождения камней на поверхности земли, что приводит к появлению видимого мотива или рисунка. [ 28 ]

Мотивы и панно

[ редактировать ]

Традиционно отдельные маркировки называются мотивами , а группы мотивов известны как панели . Последовательности панелей рассматриваются как археологические памятники . Однако этот метод классификации наскального искусства стал менее популярным, поскольку введенная структура вряд ли имела какое-либо отношение к создателям искусства. Даже слово «искусство» несет в себе множество современных предубеждений относительно назначения произведений. [ нужна ссылка ]

Наскальные рисунки можно встретить в самых разных географических и временных рамках культур, возможно, для обозначения территории, для записи исторических событий или историй или для помощи в проведении ритуалов . Кажется, что некоторые произведения искусства изображают реальные события, тогда как многие другие примеры кажутся совершенно абстрактными. [ нужна ссылка ]

Доисторические наскальные изображения не носили чисто описательного характера. Каждый мотив и рисунок имели «глубокое значение», не всегда понятное современным исследователям. [ 29 ]

Интерпретация и использование

[ редактировать ]

Религиозные интерпретации

[ редактировать ]

Во многих случаях создание наскальных рисунков само по себе было ритуальным актом. [ 24 ]

Региональные вариации

[ редактировать ]

В эпоху верхнего палеолита Европы наскальные рисунки создавались внутри пещерных систем народами-охотниками-собирателями, населявшими континент. Самым старым известным примером является пещера Шове во Франции, хотя были обнаружены и другие, в том числе Ласко во Франции, Альта Мира в Испании, скалы Кресвелл в Великобритании и Гротта дель Дженовезе на Сицилии .

Постпалеолитические наскальные рисунки Бальма-деи-Черви (западные итальянские Альпы): антропоморфные фигуры и точки (с усилением DStretch)

Позднедоисторическое наскальное искусство Европы было разделено археологами на три региона. В Атлантической Европе , прибрежном побережье на западе континента, который простирается от Иберии через Францию ​​и охватывает Британские острова, от неолита до позднего бронзового века создавалось множество различных наскальных рисунков . Второй областью континента, где сохранились значительные традиции наскального искусства, была Альпийская Европа , где большинство произведений искусства было сосредоточено на южных склонах горного региона, на территории нынешней юго-восточной Франции и северной Италии.

Лось на наскальных рисунках Сараакаллио в Лаукаа , Финляндия.
Фигура женщины на Тассили-н'Аджер. горном хребте
Длиннорогий скот и другие наскальные рисунки в Лаас-Гил комплексе
Наскальные рисунки из Западного Кейпа
Зона наскального искусства Чонгони , Малави

Северная Африка

[ редактировать ]

Западная Африка

[ редактировать ]

Восточная Африка

[ редактировать ]
Наскальные рисунки в пещере Ади Алаути, Эритрея.

Южная Африка

[ редактировать ]

Наскальные рисунки встречаются в большинстве частей Южной Африки и имеют выступы скал с гладкими поверхностями. Среди этих объектов - пещерный песчаник Натала, Ориндж-Фри-Стейт и Северо-Восточного Кейпа, гранит и песчаник Уотерберга в Северном Трансваале, а также песчаник Столовой горы в Южном и Западном Кейпе. [ 36 ]

Наскальные рисунки коренных американцев недалеко от Дугласа, Вайоминг , США. группа солдат армии США с разными знаками различия, а на правой — коренные американцы . Одна из возможных интерпретаций этой картины такова: на левой стороне изображена

Самый старый достоверно датированный наскальный рисунок в Америке известен как «Возбужденный маленький человечек». Это петроглиф, изображающий фигурку с огромным фаллосом и высеченный в Лапа-ду-Санту , пещере в центрально-восточной Бразилии. [ 40 ] Самым важным объектом является национальный парк Серра-да-Капивара в штате Пиауи . Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с крупнейшей коллекцией на американском континенте и одной из наиболее изученных.

место, содержащее восемь миль картин и пиктограмм, которое изучается в Колумбии , Южная Америка, в Серрания-де-ла-Линдоза . В ноябре 2020 года было обнаружено [ 41 ] Антропологи, работавшие на этом месте, предполагают, что их возраст составляет 12 500 лет (около 10 480 г. до н. э.), поскольку на них изображена вымершая фауна.

Наскальные рисунки и пиктограммы расположены во многих районах Канады. Есть более 400 мест, приписываемых оджибвеям , от северного Саскачевана до реки Оттава . [ 42 ]

Однако пещерное искусство – не единственный вид наскального искусства. В то время как пещерное искусство обеспечивает двухмерное изображение каменистой поверхности, фигурки, сделанные из каменного материала, могут обеспечить трехмерное изображение, которое дает представление о взглядах коренных народов на свое изобразительное искусство. Многие места вдоль побережья Калифорнии и за его пределами, такие как Нормандские острова и Малибу , имеют как реалистичные, так и абстрактные стили зооморфных фигурок-чучел. [ 46 ] В ходе археологических исследований на этих стоянках археологи и другие исследователи обнаружили многие из этих фигурок и провели анализ состава, согласно которому большинство этих фигурок сделаны из стеатита , но есть и другие материалы. [ 47 ] [ 48 ]

В результате этих археологических исследований эти фигуры предоставили контекст о сферах взаимодействия между племенными группами, продемонстрировали экономическое значение и, возможно, также выполняли ритуальную функцию. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] В ходе одного исследования археологов Ричарда Т. Фицджеральда и Кристофера Кори они датировали самые ранние статуэтки средним голоценом, что позволяет предположить наличие двух социально-экономических интерактивных сфер (одну на севере и одну на юге Нормандских островов) и лингвистическое сходство между говорящими на такике габриленами. и соседи Чумаш. [ 47 ] Эти статуэтки имеют схожие стили между этими племенами, что свидетельствует об истории интерактивных контактов.

Калифорния

[ редактировать ]

Литтл-Лейк — комплекс наскальных рисунков, расположенный в определенной точке времени и пространства (в долине Роуз, округ Иньо). Долина роз расположена в границах культурного Большого Бассейна и территории Тимбиша шошонов . Это место важно для понимания символизма и ценности наскального искусства Северной Америки, поскольку оно представляет собой одну из крупнейших коллекций наскального искусства, не связанную с косо (коренным племенем/народом пустыни Мохаве ). Его важность для территориальных и антропологических исследований помогает многим понять глубокие описания и стилистический анализ крупных скоплений наскальных рисунков, которые ценятся археологами, антропологами, этнографами и даже любителями искусства. Возвращение к этим сайтам помогает ученым-социологам понять и зафиксировать ценности, которые были важны для их создателей; он показывает экономические ценности или модели расселения, которые когда-то были повседневной частью жизни. В результате крайне важно сосредоточиться на переменных ресурсах, чтобы понять, как культуры взаимодействовали с окружающей средой. Однако места, связанные с наскальными рисунками в Литл-Роке, не могут быть напрямую датированы или проанализированы. [ 45 ]

Наскальная живопись Бхимбетка в Индии, объект Всемирного наследия.
Неолитические картины «Великий король» над Малипо в префектуре Вэньшань , провинция Юньнань , Китай. Считается, что ему более 4000 лет.
Петроглифы в Гобустане, Азербайджан , датируемые 10 000 годом до нашей эры.
Наскальные рисунки в Баличакре недалеко от города Ядгир в Карнатаке, Индия

Центральная Азия

[ редактировать ]

Восточная Азия

[ редактировать ]

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]

Южная Азия

[ редактировать ]

Западная Азия

[ редактировать ]

Австралазия

[ редактировать ]

Австралия

[ редактировать ]

Искусство коренных народов Австралии представляет собой старейшую непрерывную традицию искусства в мире. зарегистрировано более 100 000 памятников наскального искусства В Австралии . [ 64 ]

Самая старая твердо датированная наскальная живопись в Австралии — это рисунок углем на фрагменте скалы, найденный во время раскопок каменного убежища Наварла Габарнманг на юго-западе Арнемленда на Северной территории . Это одно из старейших известных произведений наскального искусства на Земле, возраст которого составляет 28 000 лет. Наварла Габарнманг обладает одной из самых обширных коллекций наскального искусства в мире и предшествует пещерному искусству Ласко и Шове - самому раннему известному искусству в Европе - по крайней мере на 10 000 лет. [ 65 ] [ 66 ]

наскальное изображение, изображающее существо, предположительно тилаколео. В 2008 году было обнаружено [ кем? ] на северо-западном побережье Кимберли . [ 67 ] Поскольку считается, что тилаколео вымерли 45 000–46 000 лет назад (Робертс и др., 2001) (Гиллеспи, 2004), это предполагает аналогичный возраст связанных с ним наскальных рисунков Гвиона-Гвиона . Археолог Ким Акерман, однако, полагает, что мегафауна могла сохраниться позже в рефугиумах (более влажных районах континента), как предполагает Уэллс (1985: 228), и предполагает гораздо более молодой возраст картин. [ 67 ] Пигменты из Гвиона Гвиона в Кимберли настолько стары, что стали частью самой породы, что делает радиоуглеродное датирование невозможным. Некоторые эксперты предполагают, что этим картинам около 50 000 лет, и они могут даже предшествовать поселениям аборигенов . [ 68 ] [ 69 ]

Гвион Наскальные рисунки Гвиона в регионе Кимберли в Западной Австралии

Миниатюрное наскальное искусство трафаретной разновидности в каменном убежище, известном как Йилбилинджи, в национальном парке Лиммен на Северной территории , является одним из трех известных примеров такого искусства. Обычно трафаретное искусство выполнено в натуральную величину, с использованием частей тела в качестве трафарета, но 17 изображений рисунков человеческих фигур, бумерангов , животных, таких как крабы и черепахи с длинной шеей , волнистых линий и геометрических фигур очень редки. найденные археологами Единственные другие зарегистрированные экземпляры, в 2017 году, находятся в Нильсонс-Крик в Новом Южном Уэльсе и на острове Кисар в Индонезии. Считается, что рисунки могли быть созданы с помощью трафаретов, сделанных из пчелиного воска . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]

Уильям Вестолл (1803 г.) Остров Пропасть, местная наскальная живопись, 1803 г., акварель

Первое европейское открытие наскальных рисунков аборигенов произошло 14 января 1803 года. [ 82 ] Во время исследовательской экспедиции вдоль берегов и островов залива Карпентария британский мореплаватель и исследователь Мэтью Флиндерс высадился на скалистом острове Часм у Грут-Эйландта .

В каменных убежищах острова Флиндерс обнаружил множество нарисованных и нанесенных по трафарету узоров. Для записи этих изображений он нанял корабельного художника Уильяма Уэстолла . [ 83 ] эскиза Уэстолла Два акварельных являются самыми ранними известными документами австралийского наскального искусства. В своем дневнике Флиндерс не только подробно описал местонахождение и произведения искусства, но и написал первый отчет о месте:

В глубоких стенах пропасти были глубокие ямы или пещеры, подрывающие скалы; на стенах которого я нашел грубые рисунки, выполненные углем и чем-то вроде красной краски на белом фоне скалы. На этих рисунках были изображены морские свиньи, черепахи, кенгуру [так в оригинале] и человеческая рука; и г-н Уэстолл, который впоследствии пришел навестить их, нашел изображение кенгуру [так в оригинале], за которым следовала группа из тридцати двух человек. Третий человек в отряде был вдвое выше остальных и держал в руке что-то, напоминающее вадди, или деревянный меч туземцев Порт-Джексона ; и, вероятно, предназначался для обозначения вождя. Они не могли, как мы, показать свое превосходство одеждой или украшениями, поскольку ничего не носили; и поэтому, добавив оружие, подобно древним, они, по-видимому, сделали превосходство личности главным символом превосходящей власти, следствием которой, действительно, обычно является власть на самых ранних стадиях развития общества. [ 48 ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]

В Новой Зеландии Северный Отаго и Южный Кентербери имеют богатый выбор раннего наскального искусства маори . [ 84 ]

Исследования

[ редактировать ]

Археологический раздел, посвященный исследованию наскального искусства, известен как «наскальное искусство». Специалист по наскальному искусству Дэвид С. Уитли отметил, что исследования в этой области требуют «комплексных усилий», объединяющих археологическую теорию , методы, полевые исследования, аналитические методы и интерпретацию. [ 86 ]

Хотя французские археологи провели много исследований наскального искусства, англоязычная археология на протяжении десятилетий в значительной степени игнорировала этот предмет. [ 87 ]

Дисциплина исследования наскального искусства стала свидетелем того, что Уитли назвал «революцией» в 1980-х и 1990-х годах, когда все большее число археологов в англоязычном мире и Латинской Америке обратили свое внимание на эту тему. [ 88 ] При этом они признали, что наскальное искусство можно использовать для понимания символических и религиозных систем, гендерных отношений, культурных границ, культурных изменений, а также истоков искусства и верований. [ 1 ] Одной из наиболее значительных фигур в этом движении был южноафриканский археолог Дэвид Льюис-Уильямс , опубликовавший свои исследования наскального искусства Сан из южной Африки, в которых он объединил этнографические данные, чтобы раскрыть первоначальное назначение произведений искусства. Уитли похвалил Льюиса-Уильямса за то, что он поднял исследования наскального искусства до «теоретически сложной области исследований». [ 89 ] Однако изучение наскального искусства во всем мире характеризуется значительными разногласиями относительно целесообразности различных методов и наиболее актуальной и обоснованной теоретической основы.

Международные базы данных и архивы

[ редактировать ]

Рабочая группа Всемирного архива наскального искусства ЮНЕСКО встретилась в 2011 году, чтобы обсудить базовую модель Всемирного архива наскального искусства. [ 90 ] Хотя на сегодняшний день никаких официальных результатов получено не было, различные проекты по всему миру, такие как Глобальная база данных наскального искусства, стремятся сделать информацию о наследии наскального искусства более доступной и более заметной, чтобы помочь в вопросах осведомленности о наскальном искусстве, его сохранении и сохранении. [ 91 ] [ 92 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005, с. 1.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005 , стр. 1–2.
  3. ^ Э. Гудолл, Труды и труды Родезийской научной ассоциации 41:57-62, 1946: «Домашние животные в наскальном искусстве»
  4. ^ Э. Гудолл, Труды и труды Родезийской научной ассоциации 42: 69-74, 1949: «Заметки о некоторых человеческих изображениях в родезийском наскальном искусстве»
  5. ^ Его Величество Чедвик, происхождение англ. Нация xii. 306, 1907: «Наскальные рисунки в Тегнебю».
  6. ^ Х. А. Винклер, Наскальные рисунки Южного Верхнего Египта I. 26, 1938: «Обнаружение наскальных рисунков, изображающих лодки иностранного для Египта типа».
  7. ^ Герберт Уэллс, Outl. Хист. I. XVIII. 126/1, 1920: Из наскальных рисунков мы можем сделать вывод о том, что пустыня пересекалась от оазиса к оазису.
  8. ^ Дойч, Рем. 177, 1874: «Длинная наскальная надпись Хамамат».
  9. ^ Энцикл. Религ. & Этика I. 822/2, 1908: «Наскальные рисунки либо нанесены по трафарету, либо нарисованы по контуру».
  10. Человек № 119. 178/2, 1939: «На одном из сталактитовых столбов был найден большой круглый камень со следами красной краски на поверхности, используемой в наскальных рисунках»
  11. ^ Г. Мур, Затерянные племена и саксы Востока , 1861, Титульный лист: «с переводами рок-записей в Индии».
  12. ^ Тайлор, Ранняя история. Мужчина. т. 88, 1865 г., «и искусство буша или искусство бушменов».
  13. ^ Доверие к африканскому наскальному искусству, Восточная Африка, общепринятая терминология: «Наскальные скульптуры часто могут быть символическими пограничными знаками».
  14. ^ Железная дорога, 99-101.
  15. ^ Железнодорожная, 101
  16. ^ Железная дорога, 101-105.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005 , с. 3.
  18. ^ Уитли 2005. стр. 3–4.
  19. ^ Уитли 2005, с. 4.
  20. ^ Уитли 2005, стр. 4–5.
  21. ^ Уитли 2005, с. 9.
  22. ^ Уитли 2005, стр. 7–9.
  23. ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005, с. 11.
  24. ^ Перейти обратно: а б Уитли 2005, с. 13.
  25. ^ Харманша (2014), 5–6
  26. ^ Харманшах (2014), 5–6; Конопля, 53 года
  27. ^ например, Rawson и Sickman & Soper
  28. ^ Перейти обратно: а б с Уитли 2005, с. 14.
  29. ^ Арка 2004 , с. 319.
  30. ^ «Скандинавское общество доисторического искусства» . www.rockartscandinavia.se . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г. Проверено 01 марта 2022 г.
  31. ^ «Зона археологических памятников Северного Синая» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 9 сентября 2020 г.
  32. ^ «Древняя пещера с выдающимися гравюрами, изображающими сцены с животными, обнаруженными на Синае – Древний Египет – Наследие» . Ахрам Онлайн . Проверено 9 сентября 2020 г.
  33. ^ «НЬЕРО И ДРУГИЕ РОК-ИСКУССТВА В ВОСТОЧНОЙ УГАНДЕ» (PDF) .
  34. ^ «Наскальные рисунки Танзании изображают трио причудливых антропоморфных фигур | Археология | Sci-News.com» . Последние научные новости | Sci-News.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
  35. ^ «Таинственно и причудливо: ученые обнаружили древние наскальные рисунки, датируемые несколькими сотнями лет назад» . www.msn.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
  36. ^ Стандартная энциклопедия Южной Африки (1973)
  37. ^ «Каменный век – Африка» . Британская энциклопедия . Проверено 20 октября 2018 г.
  38. ^ «Большой пещерный лагерь | Знаменитые галереи наскального искусства - посещение пещеры Нсватуги, Бамбаты, пещеры Силозване, пещеры Инанке и пещеры Махолохоло» . Большая Пещера . Проверено 20 октября 2018 г.
  39. ^ «Наскальные рисунки в пещере Бамбата (1)» . Глобальная география . Проверено 20 октября 2018 г.
  40. ^ Чой, Чарльз. «Назовите это древнее наскальное изображение «маленьким возбужденным человечком». Наука в новостях NBC. 22 февраля 2012 г. Проверено 9 апреля 2012 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Альберге, Далья, в отдаленных лесах Амазонки обнаружены наскальные рисунки «Сикстинской капеллы древних» , The Guardian , воскресенье, 29 ноября 2020 г.
  42. ^ Грейс Райнович. (1994) Чтение наскальных рисунков: интерпретация индийских наскальных рисунков Канадского щита. Торонто: Natural Heritage/Natural History Inc.
  43. ^ Робинсон, Дэвид В. (октябрь 2010 г.). «Землепользование, земельная идеология: комплексный анализ географических информационных систем наскальных изображений в южно-центральной Калифорнии» . Американская древность . 75 (4): 792–818. дои : 10.7183/0002-7316.75.4.792 . ISSN   0002-7316 . S2CID   146948008 .
  44. ^ «Новости исследований – Недавно обнаруженные наскальные рисунки Амазонки показывают первых обитателей тропических лесов, живущих вместе с гигантскими животными ледникового периода – Университет Эксетера» . 01.12.2020. Архивировано из оригинала 01 декабря 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Куинлан, Ангус Р. (июнь 2014 г.). «Наскальное искусство на Литл-Лейк: древний перекресток в калифорнийской пустыне» . Калифорнийская археология . 6 (1): 125–128. дои : 10.1179/1947461X14Z.00000000030 . ISSN   1947-461X . S2CID   140535545 .
  46. ^ Перейти обратно: а б ГУВЕР, РОБЕРТ Л. (1974). «Некоторые наблюдения над доисторическими каменными изображениями Чумаша» . Журнал Калифорнийской антропологии . 1 (1): 33–40. ISSN   0361-7181 . JSTOR   25748312 .
  47. ^ Перейти обратно: а б с Фицджеральд, Ричард; Кори, Кристофер (декабрь 2009 г.). «Древность и значение изображений и изобразительного искусства в предыстории Южной Калифорнии» . Калифорнийская археология . 1 (2): 183–203. дои : 10.1179/cal.2009.1.2.183 . ISSN   1947-461X . S2CID   96471264 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с Кэмерон, Констанс (2000). «Изображения животных из прибрежной части Южной Калифорнии» (PDF) . Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья . 36 (2): 30–52.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час О'Салливан, Ребекка (2018). «Восточная Азия: Наскальное искусство». Энциклопедия глобальной археологии (2-е изд.). Спрингер. стр. 1–11. дои : 10.1007/978-3-319-51726-1_3131-1 . ISBN  978-3-319-51726-1 .
  50. ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; д'Эррико, Франческо; ван Никерк, Карен Л.; Дайет, Лора; Кеффелек, Ален; Поллароло, Лука (октябрь 2018 г.). «Абстрактный рисунок уровней возрастом 73 000 лет в пещере Бломбос, Южная Африка» (PDF) . Природа . 562 (7725): 115–118. Бибкод : 2018Natur.562..115H . дои : 10.1038/s41586-018-0514-3 . ISSN   1476-4687 . ПМИД   30209394 . S2CID   52197496 .
  51. ^ Ланезе, Николетта. «Окаменелые отпечатки детских ладоней могут быть одними из старейших произведений искусства в мире» . Научный американец . Проверено 17 октября 2021 г.
  52. ^ Дэвис-Маркс, Исида; Дэвис-Маркс, Исида. «Эти 200 000-летние руки и следы могут быть самым ранним в мире наскальным искусством» . Смитсоновский журнал . Проверено 17 октября 2021 г.
  53. ^ Чжан, Дэвид Д.; Беннетт, Мэтью Р.; Ченг, Хай; Ван, Лейбин; Чжан, Хайвэй; Рейнольдс, Салли К.; Чжан, Шэнда; Ван, Сяоцин; Ли, Дэн; Урбан, Томми; Пей, Цин; У, Чжифэн; Чжан, Пу; Лю, Чунру; Ван, Яфэн; Ван, Конг; Чжан, Донджу; Лоуренс Эдвардс, Р. (10 сентября 2021 г.). «Самое раннее теменное искусство: следы рук и ног гомининов из среднего плейстоцена Тибета» . Научный вестник . 66 (24): 2506–2515. Бибкод : 2021SciBu..66.2506Z . дои : 10.1016/j.scib.2021.09.001 . ISSN   2095-9273 . ПМИД   36654210 . S2CID   239102132 .
  54. ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект Всемирного наследия . Проверено 15 февраля 2007 г.
  55. ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 220. ИСБН  9788170171935 .
  56. ^ Тивари, Шив Кумар (2000). Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 189. ИСБН  9788176250863 .
  57. ^ Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
  58. ^ Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг . до н.э. Орион. п. 524. ИСБН  9781780222592 .
  59. ^ Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними постройки в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN  9780875864846 .
  60. ^ Перейти обратно: а б «Глава-1. Знакомство с наскальным искусством в Индии» (PDF) . [ мертвая ссылка ]
  61. ^ Бьюли, Р.Х. (1984). «Археологическая экспедиция Кембриджского университета в Иран, 1969 год. Раскопки в горах Загрос: Хомиан, Мир Малас, Барде Спид». Иран . 22 :1. дои : 10.2307/4299734 . JSTOR   4299734 .
  62. ^ Фархади, М. (1999). Музеи на ветру . Тегеран: Издательство Университета Алламе Табатабаи.
  63. Резные изображения верблюдов в Саудовской Аравии, датированные доисторической эпохой , BBC, 15 сентября 2021 г.
  64. ^ Гриффитс, Билли (2018). Глубокие сны: открытие древней Австралии . Блэк Инк. с. 176.
  65. ^ Баркер, Брайс (18 июня 2012 г.). «Старейшие наскальные рисунки Австралии, обнаруженные исследователем USQ» . Университет Южного Квинсленда . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 января 2014 г.
  66. ^ Коллис, Клариса (июнь 2012 г.). «Древние исполнители рока и соула» . Университет Монаша . Проверено 20 января 2014 г.
  67. ^ Перейти обратно: а б Акерман, Ким; Уиллинг, Тим (март 2009 г.). «Древняя наскальная живопись с изображением сумчатого льва Thylacoleo carnifex из Кимберли, Западная Австралия» . Античность . Проверено 11 декабря 2012 г.
  68. ^ «Литературное приложение к The Times – TLS» . timesonline.co.uk .
  69. ^ Фонд Брэдшоу. «Картины Брэдшоу - Австралийский архив наскального искусства» . Фонд Брэдшоу .
  70. ^ Зварц, Генри (27 мая 2020 г.). «Наскальные рисунки коренных народов нашли в Новой Зеландии один из трех таких примеров во всем мире» . ABC News (Австралийская радиовещательная корпорация) . Проверено 28 мая 2020 г.
  71. ^ Университет Флиндерса (26 мая 2020 г.). «Миниатюрное наскальное искусство расширяет горизонты» . Физика.орг . Проверено 28 мая 2020 г.
  72. ^ «Археологи раскрывают большую маленькую тайну наскального искусства» . Университет Флиндерса (Новости) . 27 мая 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
  73. ^ «Роковое сердце – австралийская история» . abc.net.au. ​15 октября 2002 г.
  74. ^ «Цвета древних наскальных рисунков происходят от микробов» . Новости Би-би-си . 27 декабря 2010 г.
  75. ^ «Места национального наследия — Национальный парк Грампианс (Гариверд)» . Департамент сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды . Правительство Австралии . Проверено 8 июля 2020 г.
  76. ^ «Сайты наскального искусства аборигенов» (PDF) . Брамбук . Проверено 8 июля 2020 г.
  77. ^ «Аборигены Виктории, Грампианцы, Виктория, Австралия» . Посетите Викторию . 5 октября 2016 г. Проверено 8 июля 2020 г.
  78. ^ «Приют Бунджила — Ставелл, Аттракцион, Грампианс, Виктория, Австралия» . Посетите Викторию . 30 марта 2020 г. Проверено 8 июля 2020 г.
  79. ^ Тасон, Пол СК; Мэй, Салли К.; и др. (30 сентября 2020 г.). «Фигуры Маливавы — ранее неописанный Арнем Л и стиль наскального искусства». Австралийская археология . 86 (3). Информа UK Limited: 208–225. дои : 10.1080/03122417.2020.1818361 . ISSN   0312-2417 . S2CID   224849841 – через Taylor & Francisco Online.
  80. ^ Веуле, Женель (1 октября 2020 г.). « Билби, тилацины и дюгони среди потрясающих наскальных рисунков Маливава, задокументированных в Арнемленде» . Новости АВС . Азбука науки. Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 3 октября 2020 г. .
  81. ^ Ларкинс, Дэмиен (17 октября 2020 г.). «Восстановлена ​​стена с историями коренных народов, открытая для посетителей в глубинке Квинсленда» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 21 октября 2020 г.
  82. ^ Маккарти, Фредерик Д.; Австралийский музей (1960). Наскальные рисунки Гроота, Эйландта и острова Пропасть . Сидней, Новый Южный Уэльс: Австралийский музей. OCLC   271765347 .
  83. ^ Финдли, Э. (1998). «Аркадианский квест [Произведения Уильяма Уэстолла]» . Новости Национальной библиотеки Австралии . 9 (1): 3–7.
  84. ^ Барроу, Теренс (1978). Искусство маори Новой Зеландии (переиздание). ЮНЕСКО Пресс. п. 70. ИСБН  9789231013195 . Проверено 6 марта 2018 г. Районы Северный Отаго и Южный Кентербери Южного острова представляют богатый выбор наскальных рисунков, выполненных красными и черными пигментами. Используемые мотивы - это в основном люди, монстры, птицы и рыбы, и это стили, которые предшествуют классическому традиционному искусству маори.
  85. ^ Маккиннон, Малькольм (29 июля 2015 г.). «Места Отаго — Северный Отаго» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 30 мая 2019 г.
  86. ^ Уитли 2005, с. xi.
  87. ^ Уитли 2005. стр. viii, 1.
  88. ^ Уитли 2005, пикс.
  89. ^ Уитли 2005, с. viii.
  90. ^ * Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2011 г.). «Архивы мирового рок-арта встретятся в Тануме» . Проверено 1 мая 2011 г.
  91. ^ Р., Хаубт. «База данных наскальных рисунков» . www.rockartdatabase.com .
  92. ^ Хаубт, РА; Такон, PSC (22 октября 2016 г.). «Совместная модель онтологической и информационной визуализации на централизованной платформе наследия наскального искусства». Журнал археологической науки: отчеты . 10 : 837–846. Бибкод : 2016JArSR..10..837H . дои : 10.1016/j.jasrep.2016.10.013 .
  • Арка, Андреа (2004). «Топографические гравюры альпийского наскального искусства: поля, поселения и сельскохозяйственные пейзажи». Фигурные пейзажи наскальной живописи . Издательство Кембриджского университета. стр. 318–349.
  • Бан, Пол (редактор), Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства , 1998, издательство Кембриджского университета, ISBN   0521454735 , 9780521454735, книги Google
  • Девлет, Екатерина (2001). «Наскальное искусство и материальная культура сибирского и среднеазиатского шаманизма» (PDF) . Археология шаманизма . стр. 43–54 . Проверено 1 апреля 2007 г.
  • Харманшах, Омюр (редактор) (2014), О камнях и воде: археология места , 2014, Oxbow Books, ISBN   1782976744 , 9781782976745
  • Хаубт, РА; Такон, PSC (22 октября 2016 г.). «Совместная модель онтологической и информационной визуализации на централизованной платформе наследия наскального искусства». Журнал археологической науки: отчеты . 10 : 837–846. Бибкод : 2016JArSR..10..837H . дои : 10.1016/j.jasrep.2016.10.013 .
  • Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN   9780714124469
  • Шаафсма, Полли, 1980, Индийское наскальное искусство Юго-Запада , Школа американских исследований, Санта-Фе, Университет Нью-Мексико, Альбукерке, Нью-Мексико, ISBN   0-8263-0913-5 . Научный текст с 349 ссылками, 32 цветными иллюстрациями, 283 черно-белыми «рисунками», 11 картами и 2 таблицами.
  • Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675.
  • Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2011 г.). «Архивы мирового рок-арта встретятся в Тануме» . Проверено 1 мая 2011 г.
  • Уитли, Дэвид С. (2005). Введение в исследование наскального искусства . Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press. ISBN  978-1598740004 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвид, Бруно, Cave Art , 2017, Темза и Гудзон, ISBN   9780500204351
  • Малотки, Эккехарт и Уивер, Дональд Э. младший, 2002, Каменное долото и кисть из юкки: наскальные рисунки на плато Колорадо , Kiva Publishing Inc., Уолнат, Калифорния, ISBN   1-885772-27-0 (ткань). Для «широкой публики»; в этой книге имеется более 200 цветных отпечатков с комментариями на каждом сайте, где были сделаны фотографии; организация начинается с самого раннего искусства и доходит до современности.
  • Б.Б. Лал (1968). Индийские наскальные рисунки: их хронология, техника и сохранность .
  • Рон, Артур Х. и Фергюсон, Уильям М., 2006, Руины Пуэбло на юго-западе , University of New Mexico Press, Альбукерке, Нью-Мексико, ISBN   0-8263-3970-0 (pbk: алк. бумага). В дополнение к основному обсуждению руин содержатся цветные отпечатки наскальных рисунков на этих местах, а также их интерпретации.
  • Зборай, Андраш, 2005 г., Наскальное искусство Ливийской пустыни , Флигель Езерницкий, Ньюбери, Великобритания (1-е издание 2005 г., 2-е расширенное издание 2009 г.). Иллюстрированный каталог и библиография всех известных памятников доисторического наскального искусства в центральной Ливийской пустыне (Аркену, Увейнат и плато Гильф-Кебир). Второе издание содержит более 20 000 фотографий, документирующих эти места. Издано на DVD-ROM.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2748dade01232c3d8c22c05453ed40e__1723038780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/0e/d2748dade01232c3d8c22c05453ed40e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)