Центр рок-арта Wildebeest Kuil
Центр наскального искусства Wildebeest Kuil — это место наскальной гравюры с центром для посетителей на земле, принадлежащей !Сюнь и Кхве Сан, расположенной примерно в 16 км от Кимберли, Северный Кейп , Южная Африка. [1] Это объявленный объект наследия провинции, которым управляет Фонд наскального искусства Северного Кейпа совместно с Музеем МакГрегора . Гравюры иллюстрируют одну из форм, часто называемую « бушменским наскальным искусством» – или наскальным искусством Кхве-Сан – при этом наскальные рисунки Дракенсберга , Седерберга и других регионов Южной Африки, как правило, являются более известными явлениями. Разные по технике исполнения, гравюры имеют много общего с наскальными рисунками. Больший акцент на крупных млекопитающих, таких как слоны , носороги и бегемоты , в дополнение к канне , а также зачастую меньшее внимание к изображению человеческой формы отличают гравюры от картин субконтинента.
Наскальные рисунки и другие археологические следы
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Южной Африки Богатое наследие наскального искусства представлено в виде гравюр на внутренних равнинах и картин в более гористых районах, причем их распространение местами перекрывается. Выявлены различные традиции охотников-собирателей, пастухов, земледельцев и колониальных наскальных рисунков; [2] в то время как некоторая изменчивость может отражать динамическое взаимодействие истории и ландшафта, которое нелегко разрешить с чисто этнической, культурной и/или технико-экономической точки зрения. [3]
В регионе, ограниченном реками Ваал и Оранжевой , особенно сконцентрировано распространение мест гравировки, одним из которых является Гну Куил (расположенный между Кимберли и Баркли-Уэст ). [4]
Пластинки наскального искусства
[ редактировать ]Самые ранние записи наскальных гравюр в Гну Куил — это копии, сделанные Джорджем Уильямом Стоу, который был на Алмазных полях в начале 1870-х годов. В 1875 году Стоу отправил копии картин и гравюр, в том числе сделанных здесь, доктору Вильгельму Блику в Кейптаун : «их публикация, — писал Блик, — не может не привести к радикальному изменению представлений, обычно разделяемых в отношении бушменов и их психическое состояние». [5] Некоторые из гравюр, скопированных Стоу, до сих пор можно увидеть на месте, но другие были удалены к концу девятнадцатого века. Некоторые из них были выставлены на Колониальной и Индийской выставке в Лондоне в 1886 году, а в коллекции Британского музея сохранились как минимум две наскальные гравюры . [6] Именно копия Стоу в 1960-х годах позволила точно определить ее происхождение. [7]
Первой систематической работой по наскальному искусству в регионе стал обзор, опубликованный Марией Вильман . [8] Герхард и Дора Фок продолжили работу Уилмана в 1960-1970-х годах, подробно документируя гравюры на основных участках Фонтана Бушмана. [9] Киндердам [10] и Дриекопс Эйланд , [11] и в нескольких сотнях других мест в Северном Кейпе и прилегающих районах.
Когда Г. и Д. Фок документировали Куил гну в 1968 году, они зафиксировали 178 отдельных гравюр. С тех пор детальное исследование выявило еще сотни (включая все следы, созданные человеком).
Техника гравировки
[ редактировать ]Большинство гравюр в районе Кимберли выполнены в технике «выкалывания»: с помощью твердого камня скололи внешнюю корку породы, обнажая более светлую породу под ней. Участки к северо-западу от Кимберли часто находятся на обнажениях андезита (например, в Гну-Куиле и Дрикопсейланде), тогда как к югу, в геологических условиях Кару , коппи в основном состоят из долерита . Со временем открытые части старых гравюр стали такими же темными, как внешняя корка, из-за нарастания патины. [12]
Сильвия Томашкова провела исследовательскую работу в Wildebeest Kuil, рассматривая гравюры как образцы «целенаправленно модифицированного камня», которые дают возможность задуматься о навыках и материалах в контексте воплощенной практики, выполняемой людьми в более широком социальном контексте. [13]
Возраст гравюр
[ редактировать ]По оценкам, гравюры в этом районе охватывают период от нескольких сотен до, возможно, нескольких тысяч лет назад. [14] по прямому Методы датирования соотношению катионов , применяемые в Клипфонтейне, [15] Однако получение оценок, охватывающих весь голоцен , зависит от калибровочной кривой неопределенной надежности, а образцы были слишком малы, чтобы провести более одного анализа каждый. [16] Линейные гравюры, известные из нескольких памятников в этой области и чаще всего в Кару, всегда находятся ниже выклеванных гравюр в наложенных друг на друга последовательностях и, следовательно, старше. Батцер использовал геоморфологические данные, чтобы сделать вывод о возрасте гравюр в Фонтане Бушманс и Дрикопсейленде. [17] при этом полученный сценарий в целом согласуется с более поздними работами по палеоокружающим изменениям в региональном масштабе, а также с находками на других объектах и наблюдениями за соответствующим археологическим материалом. [18] В Гну-Куиле некоторые гравюры, несомненно, были сделаны обитателями этого места в эпоху позднего каменного века 1200–1800 лет назад, о чем свидетельствуют приведенные ниже радиоуглеродные данные.
Интерпретация гравюр
[ редактировать ]Учитывая шаманское понимание этого искусства, гравюры Куила с антилопами гну вполне могут иметь отношение к верованиям о дожде и его вызывании. Лекари и шаманы могли получить доступ к духовному миру через измененные состояния сознания и использовать сверхъестественную силу, чтобы исцелять больных, управлять животными и вызывать дождь. Вполне возможно, что многие гравюры были вдохновлены видениями, пережитыми в измененных состояниях сознания, и изображены на камнях, чтобы другие могли поделиться ими и черпать из них вдохновение. [19] Похоже также, что места, выбранные для гравюр, были выбраны из-за их значения по отношению к этим верованиям. [20]
Каменные круги и каменные артефакты
[ редактировать ]Каменные круги и поляны, содержащие остатки занятий или деятельности позднего каменного века , на холме и вокруг него были отмечены Стоу в 1870-х годах. [21] Один, расположенный недалеко от гребня холма, был раскопан в 1983 году Бомонтом. [22] образуя два агрегата позднего каменного века - комплекс Уилтона , наложенный на керамический комплекс позднего каменного века, с соответствующими радиоуглеродными показаниями 1790 ± 60 лет назад и 1230 ± 80 лет назад.
Дж. Х. Пауэр подобрал здесь зазубренный каменный наконечник стрелы с чешуйчатыми чешуйками. [23] - это пример отличительных артефактов, которые встречаются в виде необычных «объектов-следов» на ряде стоянок BP после 2000 года от Лесото до внутренних западных районов, [24] которые были интерпретированы как каменные скевоморфы железных оригиналов. [25]
Резиденция Кусопа
[ редактировать ]В комментарии, сделанном Луи Перинге в 1909 году миссионером Вестфалем, говорится, что последними обитателями этого места в Кхве-Сане были «Шилкус и его семья» - редкая ссылка на человека по имени Кхве-Сан из эпохи протокольных границ в Южной Африке. . [26] Шелкос, также известный как Кусоп , возглавил сопротивление колониальным поселениям в регионе и был убит вместе со 130 своими последователями в контратаке на берегах близлежащей реки Ваал в 1858 году. [27]
Места колониальной эпохи
[ редактировать ]Руины и развалины колониальной эпохи, гостиничные комплексы 1870-х — начала двадцатого века. [28] [29] и те, кто связан с сельскохозяйственными рабочими двадцатого века, [30] встречаются на окраинах холма и являются предметом постоянных исследований.
!Сюнь и Хве владеют фермой
[ редактировать ]С 1996 года ферма антилоп гну Куил принадлежит общинам !Сюн и Хве . Эти две группы сан , говорящие на разных языках хве-сан и имеющие разную историю, [31] была охвачена политическими беспорядками в Анголе в 1960-х и 1970-х годах, а затем и в Намибии . В 1990 году, во время обретения Намибией независимости, около 4000 из них (мужчины, которые тогда работали в Силах обороны ЮАР вместе со своими семьями) были доставлены самолетом в палаточный городок в Шмидтсдрифте , к западу от Кимберли . Впоследствии эта территория была передана ее бывшим владельцам тсвана в рамках земельного права, что вынудило !Сюнь и Хве снова переехать. переселение из палаточных городков Шмидтсдрифт в новый жилой комплекс в Платфонтейне После покупки Wildebeest Kuil и прилегающих к нему ферм в 2003–2005 годах произошло на окраине Кимберли.
Будучи сегодня владельцами земли, на которой встречаются гравюры Куила с изображением антилоп гну, !Сюнь и Кхве видят в этом искусстве связь (как и другие потомки Кхве-Сан в этом регионе) с широким культурным наследием Кхве-Сан в Южной Африке. [32]
Публичный доступ
[ редактировать ]Планы Музея МакГрегора по развитию сайта для публичного доступа датируются по крайней мере серединой 1990-х годов, и они обсуждались с CPA !Xun и Khwe после того, как они стали владельцами фермы. Финансирование стало доступно в 2000 году от Департамента по вопросам окружающей среды и туризма через Научно-исследовательский институт наскального искусства . Проект создания Центра наскального искусства Wildebeest Kuil. [33] [34] [35] (открыт в декабре 2001 г. премьер-министром Северной Капской провинции Манне Дипико и Шерил Каролус) . [36] ) проводился руководящим комитетом, сформированным в Кимберли, в который вошли представители Института наскальных исследований, Музея МакГрегора, членов сообщества (!Сюнь и Хве и другие организации Кхве-Сан), а также ряда других заинтересованных сторон. Из этого комитета вырос Фонд наскального искусства Северного Кейпа, который сейчас управляет этим местом. [37]
Благодаря финансовой поддержке, связанной с Музеем МакГрегора, в этом месте работают хранители, которые проводят посетителей и школьные группы к гравюрам и другим объектам наследия. [38]
Номинированный Фондом наскального искусства Северного Кейпа в 2006 году в качестве объекта наследия провинции, объект наскального искусства Гну Куил был объявлен 19 сентября 2008 года первым новым объектом провинциального наследия с момента принятия в 2000 году Закона о ресурсах национального наследия. . [39]
Другие близлежащие памятники наскального искусства
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Храм антилопы гну
- Музей МакГрегора, Кимберли
- Центр рок-арта Wildebeest Kuil на городском портале Кимберли
- «Без времени» в статье Роберта Инглиса и Нонхланхлы Вилакази в Sunday Times , 17 октября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моррис, Д. и Бомонт, П. 2004. Археология в Северном Кейпе: некоторые ключевые места . Кимберли: Музей МакГрегора; Паркингтон, Дж. Моррис, Д. и Раш, Н. 2008. Наскальные гравюры Кару . Кланвильям: Кракадув Траст
- ^ Мэггс, TMO'C. 1995. Заброшенное наскальное искусство: наскальные гравюры агропромышленных сообществ Южной Африки. Южноафриканский археологический бюллетень 50:132-142; Узман, С. 1999. «Коека Ка Кие, хентс оп боккор ик шит!» Знакомство с наскальными рисунками времен южноафриканской англо-бурской войны 1899-1902 годов. Палка-копалка 16(3):1-15; Смит, Б.В., и Узман, С. 2004. Подведение итогов: выявление наскальных изображений Кхоекхен Гердер в южной Африке. Текущая антропология 45: 499–526.
- ^ Манхайр, А. 1998. Роль отпечатков рук в наскальных рисунках юго-западной части Кейптауна. Южноафриканский археологический бюллетень 53: 98–108; Моррис, Д. 2002. Дрикопсейланд и «волшебная сила дождя»: история и пейзаж в новой интерпретации места наскальной гравюры в Северном Кейпе. Неопубликованная магистерская диссертация. Кейптаун: Университет Западного Кейптауна.
- ^ Фок, Г.Дж. и Фок, DML 1989. Наскальное искусство в Южной Африке. Часть 3 (бассейн Ваал-Оранье). Кельн: Бёлау Верлаг.
- ^ Блик, WHI 1875. Исследования бушменов. Части 1 и 2. Ежемесячный журнал Cape Monthly Magazine 11, 104–115 и 150–155.
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Фок, GJ 1965. Человек 65: 194-195.
- ^ Уилман, М. 1933. Наскальные рисунки Западного Грикваленда и Бечуаналенда, Южная Африка. Кембридж: Дейтон Белл.
- ^ Фок, Г.Дж. 1979. Наскальное искусство в Южной Африке. Часть 1 (Клипфонтейн) . Кельн: Бёлау Верлаг.
- ^ Фок, Г.Дж. и Фок, DML 1984. Наскальное искусство в Южной Африке. Часть 2 (Киндердам и Калахари) . Кельн: Бёлау Верлаг.
- ^ Фок, Г.Дж. и Фок, DML 1989. Наскальное искусство в Южной Африке. Часть 3 (бассейн Ваал-Оранье) . Кельн: Бёлау Верлаг.
- ^ Моррис, Д. 2004. Антилопа гну Куил. В Д. Моррисе и Бомонте П. (ред.). Археология в Северо-Капской провинции: некоторые ключевые места . Кимберли: Музей МакГрегора.
- ^ Томашкова, Сильвия 2015. Цифровые технологии в контексте: доисторические гравюры в Северном Кейпе, Южная Африка. Цифровые приложения в археологии и культурном наследии 2:222-232.
- ^ Моррис, Д. 1988. Выгравировано в месте и времени: обзор изменчивости наскального искусства Северного Кейпа и Кару. Южноафриканский археологический бюллетень 43:109-121; Бомонт, П.Б. и Фогель, Дж.К. 1989. Образцы эпохи и контекста наскального искусства в Северной Капской провинции. Южноафриканский археологический бюллетень 44, 73–81.
- ^ Уитли, Д.С. и Аннегарн, Х.Дж., 1994. Датирование наскальных рисунков по катионному соотношению из Клипфонтейна, Северный Кейп. В Доусоне Т.А. и Льюисе-Уильямсе Дж.Д. (редакторы) Спорные изображения: разнообразие в исследованиях наскального искусства Южной Африки : 189–197. Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда.
- ^ Моррис, Д. 2002. Дрикопсейланд и «волшебная сила дождя»: история и пейзаж в новой интерпретации места наскальной гравюры в Северном Кейпе. Магистерская диссертация, Университет Западного Кейпа; Уитли, Д.С. и Аннегарн, Х.Дж., 1994. Датирование наскальных рисунков по катионному соотношению из Клипфонтейна, Северный Кейп. В Доусоне Т.А. и Льюисе-Уильямсе Дж.Д. (редакторы) Спорные изображения: разнообразие в исследованиях наскального искусства Южной Африки : 189–197. Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда.
- ^ Батцер, К.В., Фок, Г.Дж., Скотт, Л. и Стукенрат, Р. 1979. Датировка и контекст наскальных гравюр в Южной Африке. Наука 203:1201-1214.
- ^ Моррис, Д. 2002. Дрикопсейланд и «волшебная сила дождя»: история и пейзаж в новой интерпретации места наскальной гравюры в Северном Кейпе. Магистерская диссертация, Университет Западного Кейпа.
- ^ Льюис-Уильямс, Дж. Д., Доусон, Т. А. и Дикон, Дж. 1993. Наскальное искусство и меняющееся восприятие прошлого южной Африки: обзор Эзелягдспоорта. Античность 67:273-291.
- ^ Дикон, Дж. 1988. Сила места в понимании наскальных гравюр южного Сан. Мировая археология 20:129-140; Моррис, Д. 2002. Дрикопсейланд и «волшебная сила дождя»: история и пейзаж в новой интерпретации места наскальной гравюры в Северном Кейпе. Магистерская диссертация, Университет Западного Кейпа.
- ^ Стоу, GW 1905. Коренные расы Южной Африки . Лондон: Лебедь, Зонненшайн. См. Кларк, Дж. Д. 1959. Предыстория Южной Африки . Хармондсворт: Книги Пингвинов.
- ^ Бомонт, П.Б. и Фогель, Дж.К. 1989. Образцы возраста и контекста наскального искусства в Северной Капской провинции. Южноафриканский археологический бюллетень 44, 73–81.
- ^ Кларк, JD 1959. Предыстория Южной Африки . Хармондсворт: Книги Пингвинов.
- ^ Ван Рит Лоу, C. 1947. Еще элементы неолита из Южной Африки. Южноафриканский археологический бюллетень 2, 91–96; Хамфрис, AJB 1991. О распространении и датировке двусторонних остроконечных и зазубренных наконечников стрел во внутренних районах Южной Африки. Южноафриканский археологический бюллетень 46, 41–43; Митчелл, П. 1996. Морские раковины и скорлупа страусиных яиц как индикаторы доисторического обмена и взаимодействия в высокогорье Лесото . Африканский археологический обзор 13:35-76.
- ^ Митчелл, П. 2002. Археология Южной Африки . Кембридж: Кембриджская африканская коллекция. стр. 294
- ^ Луи Перингей
- ^ Шуман, Карел. 1995. Новый биографический словарь Южной Африки под редакцией Э. Дж. Верви, том 1, Претория: HSRC Publishers. стр. 110-112.
- ^ Вайс, Л. 2006. Размышления об Империи: микроистория алмазных месторождений с археологической точки зрения. Доклад семинара, Кейптаунский университет.
- ^ Вайс, Л.М. 2009. Фиктивный капитал и экономика желания: пример незаконной покупки алмазов и ландшафтов апартеида в Южной Африке XIX века. Докторская диссертация, Колумбийский университет.
- ↑ Брошюра об экскурсии Wildebeest Kuil, сентябрь 2008 г.
- ^ например, Шарп, Дж. 1996. В Скотнесе, П. (ред.) Мискаст: переговоры о присутствии бушменов . Кейптаун: Издательство Кейптаунского университета.
- ^ Моррис, Д. 2008. Место наскальной гравюры Дрикопсейланд, Южная Африка: утраченный и воспомянный доколониальный пейзаж. Газин-Шварц А. и Смит А. (ред.) «Пейзажи просвета» . Всемирный археологический конгресс, Левый берег.
- ^ Моррис, Д. 2003. Наскальное искусство как источник и ресурс: исследования и ответственность.к образованию, наследию и туризму. Южноафриканский исторический журнал 49:193-206.
- ^ Вайс, Л.М. 2005. Социальная жизнь наскального искусства: материальность, потребление и сила в южноафриканском наследии. В «Археологии материальности» , 46–70, под редакцией Л. Мескелла. Лондон: Блэквелл.
- ^ Вайс, Л.М. 2007. Создание наследия и политическая идентичность. Журнал социальной археологии 7:413-431.
- ^ * Речь премьер-министра Дипико на открытии Wildebeest Kuil в декабре.
- ^ Моррис, Д. 2003. Наскальное искусство как источник и ресурс: исследования и ответственность в отношении образования, наследия и туризма. Южноафриканский исторический журнал 49:193-206.
- ^ Моррис, Д., Ндебеле, Б. и Уилсон, П. 2009. Кто заинтересован в Центре наскального искусства Гну Куил? Предварительные результаты анкеты посетителя. Палка-копалка 26(2):17-18,23.
- ↑ Обращение премьер-министра Северной Капской провинции Хейзел Дженкинс к состоянию провинции, 12 июня 2009 г.
28 ° 40'03 "ю.ш. 24 ° 39'02" в.д. / 28,66750 ° ю.ш. 24,65056 ° в.д.