Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзового века на Британских островах.
На неолита и бронзового века Британских островах эпохи наскальные рисунки создавались в различных частях островов. Петроглифические по своей природе, большинство таких резных фигурок имеют абстрактный дизайн, обычно это знаки чашек и колец , хотя также известны примеры спиралей или фигуративных изображений оружия. Эта поздняя доисторическая традиция, единственная форма наскального искусства в Европе , имела связи с другими видами наскального искусства в Атлантической Европе , особенно в Галисии.
Изучение наскальных рисунков на Британских островах было в основном инициировано исследователями-любителями, а не академиками или другими профессиональными археологами .
Считается, что сохранившиеся образцы наскального искусства на Британских островах представляют собой лишь небольшой образец того, что было создано в эпоху неолита и бронзового века. Многие образцы петроглифов были бы разрушены и, таким образом, потеряны для современной науки. [1] В других примерах изображения могли быть нарисованы на камне или на менее прочных поверхностях, таких как дерево, домашний скот или человеческое тело, поэтому они также не смогли сохраниться до настоящего времени. [1]
Хронология
[ редактировать ]Наскальные рисунки впервые появились в Атлантической Европе в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. [2] В Британии наскальные рисунки прекратились ко времени интенсификации сельского хозяйства в позднем бронзовом веке, первом тысячелетии до нашей эры. [2]
Распределение
[ редактировать ]Северная Британия
[ редактировать ]В Британии большая часть зарегистрированных наскальных изображений эпохи неолита и бронзового века происходит из северной части острова. [3] [4] В этой области особенно распространены следы в виде чашек и колец. [5]
Знаки в виде чашек и колец обычно относят к эпохе неолита и ранней бронзы. [6] в то время как попытки построить относительную хронологию были предприняты в Дамбартоншире . [7]
Юго-Западная Британия
[ редактировать ]обнаружено более 70 образцов позднего доисторического наскального искусства На юго-западе Британии . [4] их гораздо меньше, чем на Севере. [8] Частично это может быть связано с более твердой природой природных пород в этом районе, которые в основном состоят из плутонического гранита, а также с отсутствием исследований, сосредоточенных в этом регионе. [4] Специалист по наскальному искусству Джордж Нэш считал, что петроглифы этого региона представляют собой особую художественную традицию, отличную от северной. [4] Большинство петроглифов на юго-западе Британии представляют собой знаки чашек, выгравированные как на скале, так и на валунах, как, например, в Касталлакском Менгире. [9]
Археологам известны три случая на юго-западе Великобритании, где оружие изображалось на петроглифах: в Боскавен-ун каменном круге в Корнуолле , в кургане Бэдбери-Рингс в Дорсете и в Стоунхендже в Уилтшире . [10] Используя относительную датировку, оружие, изображенное на Боскавен-ун, было предварительно датировано примерно 2000 годом до нашей эры, а оружие в Бэдбери-Рингс и Стоунхендже было датировано ок . 1800 г. до н.э. [11]
Несколько петроглифических лабиринтов также были обнаружены на юго-западе Британии. Самыми известными из них являются соседние пары, которые были найдены выгравированными на обнажении сланца в Роки-Вэлли , Корнуолл. [12] Нэш предположил, что южный лабиринт, очевидно, вырезанный металлическим инструментом, ранее был выгравирован с помощью каменного инструмента. [12] Публично раскрыто в 1948 году. [13] Было высказано предположение, что по дате они относятся к бронзовому веку из-за сходства с петроглифами бронзового века в Галисии и Валькамонике . [14] И наоборот, многие исследователи наскального искусства не считают их доисторическими, а Савард утверждает, что они были созданы между 16 и 18 веками, когда действовала соседняя мельница Тревететт. В качестве доказательства она отметила, что лабиринты были популярным мотивом в народных обычаях того времени и что хорошая сохранность не была бы обеспечена, если бы они имели доисторическое происхождение. [13]
Ирландия
[ редактировать ]В этой области особенно распространены следы в виде чашек и колец. [5] Наибольшая концентрация наскальных рисунков под открытым небом наблюдается в Фермнана/Донегол, Уиклоу/Карлоу, Лаут/Монаган, Корк и Керри. Полуострова Дингл и Айвера в Керри отличаются особенно высокой плотностью наскальных рисунков.
Петроглифы можно найти вырезанными на проходных гробницах раннего неолита, таких как Ньюгрейндж .
Исследовать
[ редактировать ]На Британских островах большая часть исследований наскального искусства в разной степени качества проводилась любителями, а не профессиональными археологами. [15]
В 1997 году археолог Ричард Брэдли из Университета Рединга опубликовал «Наскальное искусство и предыстория Атлантической Европы» — первое исследование подобных петроглифов в Атлантической Европе. [16] В 1999 году Стэн Бекенсолл опубликовал «Британское доисторическое наскальное искусство» , первый региональный обзор наскального искусства острова. [17]
Цель
[ редактировать ]Назначение петроглифов эпохи неолита и бронзового века на Британских островах уже давно обсуждается: исследователь наскального искусства-любитель Рональд Моррис перечислил 104 различных предложения, с которыми он столкнулся, ранжируя их в соответствии с тем, что он считал их правдоподобным. [18] [19] Было отмечено, что значения и использование таких наскальных рисунков могли со временем измениться, поскольку с ними стали сталкиваться сообщества, не знающие об их первоначальной цели. [20]
Указатели направления
[ редактировать ]Смит и Уокер предположили, что британские метки, возможно, действовали как указатели направления, размещаясь вдоль троп, чтобы направлять тех, кто шел по ним. [21]
Энтоптический феномен и измененные состояния сознания
[ редактировать ]Одно из предположений состоит в том, что мотивы, найденные в наскальных рисунках Британских островов, представляют собой изображения фосфенов , энтоптического явления, возникающего в результате нарушения зрительного нерва , возникающего в результате измененных состояний сознания . [22] Такие измененные состояния могли быть вызваны употреблением галлюциногенных препаратов , доказательства чего существуют в Европе эпохи неолита и бронзового века. [23]
Эту идею впервые применили к петроглифам на неолитических памятниках Британских островов Дэвид Льюис-Уильямс и Т. Доусон. Они отметили, что изображения фосфенов могут возникать независимо в разных областях из-за их общей основы в нервной системе человека. [24] Льюис-Уильямс и Дэвид Пирс подробно остановились на этой идее в своей книге « Внутри неолитического разума» . Брэдли расширил эти идеи, предположив, что круглые рисунки на петроглифах под открытым небом могли представлять собой путь, ведущий в скалу. [23]
Дронфилд защищал энтоптическое объяснение посредством этнографического сравнения. Изучая искусство, созданное обществом, которое уделяло большое внимание измененным состояниям сознания, и другим, которое этого не делало, он подчеркнул, что первое содержало мотивы, идентифицированные как фосфены, а второе - нет. [25] Полагая, что это представляет собой «полезный ключ к истокам атлантического наскального искусства», Брэдли отметил, что даже если самые ранние образцы наскального искусства были основаны на энтоптических явлениях, они, возможно, оторвались от своего первоначального вдохновения, поскольку их больше копировали в других местах. . [23]
Водная символика
[ редактировать ]Смит и Уокер также предположили, что знаки в виде чашек и колец были символически связаны с водой и имели священные ассоциации в позднем доисторическом обществе. В качестве доказательства они отметили, что несколько больших чаш, которые они называют тазами, собирали дождевую воду. [26] Они считали, что отметки в виде чашек и колец выглядят как рябь, образующаяся при попадании капель дождя на воду. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 1997 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 1997 , с. 65.
- ^ Эванс 2004 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Nash 2007 , p. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 1997 , с. 33.
- ^ Бекенсолл 1999 , с. 23.
- ^ Маки и Дэвис 1989 .
- ^ Бекенсолл 1999 , с. 83.
- ^ Nash 2007 , p. 176.
- ^ Nash 2007 , p. 183.
- ^ Nash 2007 , pp. 183–184.
- ^ Перейти обратно: а б Nash 2007 , pp. 186–187.
- ^ Перейти обратно: а б Савард 2001 .
- ^ Nash 2007 , p. 186.
- ^ Брэдли 1997 , с. 7.
- ^ Брэдли 1997 .
- ^ Бекенсолл 1999 .
- ^ Брэдли 1997 , стр. 3–4.
- ^ Бекенсолл 1999 , с. 8.
- ^ Брэдли 1997 , с. 55.
- ^ Смит и Уокер 2011 , с. 21.
- ^ Брэдли 1997 , стр. 51–54.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли 1997 , с. 54.
- ^ Льюис-Уильямс и Доусон 1993 , стр. 61–62.
- ^ Дронфилд 1995 .
- ^ Смит и Уокер 2011 , с. 23.
- ^ Смит и Уокер 2011 , с. 29.
Библиография
[ редактировать ]- Бекенсолл, Стэн (1999). Британское доисторическое наскальное искусство . Страуд: Напряжённо. ISBN 978-1848686267 .
- Бекенсолл, Стэн (2002). Доисторическое наскальное искусство в Камбрии: пейзажи и памятники . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0752425269 .
- Бекенсолл, Стэн (2005). Доисторические наскальные рисунки Килмартина . Килмартин Хаус Траст. ISBN 978-0953367429 .
- Брэдли, Ричард (1997). Наскальное искусство и предыстория Атлантической Европы: подписание земли . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0415165365 .
- Брэдли, Ричард (1998). «Обнаженные кинжалы: изображения оружия бронзового века в Атлантической Европе». У Кристофера Чиппиндейла; Пол С.К. Тасон (ред.). Археология наскального искусства . Издательство Кембриджского университета. стр. 130–145. ISBN 978-0521576192 .
- Брэдли, Ричард; Чиппиндейл, Кристофер; Хельског, Кнут (2001). «Постпалеолитическая Европа». В Дэвиде С. Уитли (ред.). Справочник по исследованию наскального искусства . Лэнхэм: АльтаМира Пресс. стр. 482–529 . ISBN 978-0742502567 .
- Браун, Пол; Браун, Барбара (2008). Доисторические наскальные рисунки в Северных долинах . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0752442464 .
- Дронфилд, Дж. К. (1995). «Субъективное видение и источник ирландского мегалитического искусства». Античность . Том. 69. Античный трест. стр. 539–549.
- Дронфилд, Дж. К. (1996). «Вход в альтернативные реальности: познание, искусство и архитектура в ирландских проходных гробницах». Кембриджский археологический журнал . Том. 6. С. 37–72.
- Эванс, Эдвард (2004). Археология из искусства: изучение интерпретационного потенциала британского и ирландского наскального искусства эпохи неолита . Оксфорд: Британские археологические отчеты. ISBN 978-1841713557 .
- Льюис-Уильямс, Дэвид; Доусон, Т. (1993). «О видении и власти в эпоху неолита: свидетельства украшенных памятников». Современная антропология . Том. 34. С. 55–65.
- Льюис-Уильямс, Дэвид; Пирс, Дэвид (2005). Внутри неолитического разума: сознание, космос и царство богов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500051382 .
- Маки, EW; Дэвис, А. (1989). «Новый взгляд на неолитическую наскальную резьбу: петроглифы в Гренландии (Ошенторли), Данбартоншир». Археологический журнал Глазго . Том. 15. С. 125–155.
- Нэш, Джордж (2007). «Рассеяние изображений: наскальное искусство южной Британии». В Ароне Мазеле; Джордж Нэш; Клайв Уоддингтон (ред.). Искусство как метафора: доисторическое наскальное искусство Британии . Оксфорд: Археопресс. ISBN 978-1905739165 .
- Савард, Абегаэль (2001). «Лабиринты Скалистой долины» (PDF) . Каэрдроя: Журнал лабиринтов и лабиринтов . Том. 32. Лабиринтос. стр. 21–27.
- Смит, Брайан А.; Уокер, Алан А. (2008). Наскальное искусство и ритуал: интерпретация доисторических пейзажей мавров Северного Йорка . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0752446349 .
- Смит, Брайан А.; Уокер, Алан А. (2011). Наскальное искусство и ритуал: пейзажи предыстории . Страуд: Эмберли. ISBN 978-1445601885 .
- Уоддингтон, Клайв (2007). «Неолитическое наскальное искусство на Британских островах: ретроспектива и перспектива». В Ароне Мазеле; Джордж Нэш; Клайв Уоддингтон (ред.). Искусство как метафора: доисторическое наскальное искусство Британии . Оксфорд: Археопресс. стр. 49–68. ISBN 978-1905739165 .
- Археология в Европе
- Наскальное искусство в Европе
- Доисторическое искусство
- Неолитическая Европа
- Британия бронзового века
- Европа бронзового века
- Археология Ирландии
- Археология Уэльса
- Шотландия бронзового века
- Археология Англии
- Искусство по периодам создания
- Неолитическая Шотландия
- Британия каменного века