Внутри неолитического разума
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Дэвид Льюис-Уильямс и Дэвид Пирс |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Археология Религиоведение |
Издатель | Темза и Гудзон |
Дата публикации | 2005 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 320 |
ISBN | 9780500288276 |
930.14 |
«Внутри неолитического разума: сознание, космос и царство богов» — это когнитивное археологическое исследование неолитических религиозных верований в Европе, написанное в соавторстве с археологами Дэвидом Льюисом-Уильямсом и Дэвидом Пирсом, оба из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге , Юг. Африка. Впервые она была опубликована издательством Thames and Hudson в 2005 году. Вслед за более ранней работой Льюиса-Уильямса « Разум в пещере » (2002) в книге обсуждается роль человеческого познания в развитии религии и неолитического искусства.
Идея книги «Внутри неолитического разума» заключается в том, что, независимо от культурных различий, все люди обладают способностью входить в измененные состояния сознания , в которых они испытывают энтоптические явления , которые авторы рассматривают как трехэтапный процесс, ведущий к визионерским переживаниям. Утверждая, что такой измененный опыт послужил основой для религиозных верований и некоторого художественного творчества на протяжении всей истории человечества, они сосредотачивают свое внимание на неолите, или периоде «нового каменного века», когда по всей Европе общины отказались от своего кочевого образа жизни охотников-собирателей и расселились. стать оседлыми земледельцами.
Принимая тематические исследования из противоположных концов неолитической Европы, Льюис-Уильямс и Пирс обсуждают археологические свидетельства как с Ближнего Востока, включая такие памятники, как Невали Чори , Гёбекли-Тепе и Чатал-Хююк , так и из Атлантической Европы, включая памятники Ньюгрейндж , Ноут и Брин Челли Дду . Авторы утверждают, что эти памятники иллюстрируют влияние измененных состояний сознания на построение космологических представлений о многоуровневой вселенной, проводя при этом этнографические параллели с шаманскими культурами Сибири и Амазонии.
Научные обзоры, опубликованные в рецензируемых журналах, были неоднозначными. авторов Критики утверждали, что использование доказательств было выборочным и что не было достаточных доказательств для трехэтапной модели энтоптических явлений . Другие высоко оценили доступный и увлекательный стиль письма.
Краткое содержание
[ редактировать ]В своем предисловии Льюис-Уильямс и Пирс объясняют свой подход и причины сравнения мегалитического искусства и археологии Ближнего Востока и Атлантической Европы. Они выражают мнение, что подобные сравнения стали возможными – несмотря на культурные и географические различия – благодаря «универсальному функционированию человеческого мозга», которое объединяет всех Homo sapiens и приводит разные общества к развитию сходных религиозных и космологических верований. [ 1 ]

Первая глава, «Революционный неолит», исследует предысторию этого периода времени , когда люди вели все более оседлый образ жизни и развивали сельское хозяйство. Обсуждая различные понимания неолита, пропагандируемые в археологии, они предлагают рассматривать его как «революционный» период, а не как «революцию» как таковую, тем самым бросая вызов точке зрения, прославленной В. Гордоном Чайлдом . Переходя к исследованию того, почему люди стали заниматься сельским хозяйством, они заявляют о своей приверженности Жака Ковена концепции Символической революции . Отсюда они обсуждают роль религии, предполагая, что ее следует понимать как трехстороннюю систему, объединяющую опыт, практику и веру. Это приводит к обсуждению некоторых из самых ранних археологических свидетельств эпохи неолита в Невалы-Чори и Гёбекли-Тепе , расположенных на юго-востоке Турции, со ссылкой на теорию о том, что практиковавшиеся здесь ритуальные верования привели к развитию сельского хозяйства. Льюис-Уильямс и Пирс завершают главу цитатой Сэмюэля Тейлора Кольриджа Поэма « Кубла Хан », написанная после опыта пребывания в измененном состоянии сознания . [ 2 ]
Во второй главе «Контракт сознания» авторы исследуют такие измененные состояния сознания, начиная с обсуждения жизни и творчества Жан-Жака Руссо . Перечисляя симптомы таких измененных состояний, они выдвинули свою трехэтапную модель того, как человеческий мозг испытывает эти состояния, а затем интерпретировали их как узнаваемые образы. [ 3 ] раннего человечества Глава третья, «Видение и построение космоса», продолжает обсуждение концепций космологии , которая, как утверждают авторы, вероятно, была разделена на несколько многоуровневых сфер, через которые, как полагали, шаманы пересекали, находясь в измененном состоянии сознания. Далее они обсуждают шаманскую символику глаза, проводя сравнения с глазами глиняных статуй из Айн-Газаля и оштукатуренными черепами из других мест Ближнего Востока. [ 4 ] В четвертой главе «Близкие встречи с искусственным космосом» исследуются два неолитических поселения на Ближнем Востоке — Айн-Газаль и Чатал-Хююк — и утверждается, что их планировка и дизайн, возможно, отражали шаманские концепции космологии. При этом авторы проводят параллели с этнографически зафиксированным народом барасана из Амазонии, чьи постройки- малоки понимались как космологические микрокосмы. [ 5 ]
В пятой главе «Одомашнивание дикой природы» авторы стремятся изучить, как люди неолитического Ближнего Востока могли понимать понятия «смерть», «рождение» и «дикая природа», опираясь на этнографические примеры из различных письменных источников. шаманские общества для этого. [ 6 ] В шестой главе «Цените мечту, несмотря ни на какой ужас», обсуждается, как аспекты сознания и космологии могут проникнуть в миф, и подробно рассматривается проблематичный характер определения «мифа». Обращаясь к структуралистским идеям антрополога Клода Леви-Стросса , они обсуждают идеи Леви-Стросса о неврологически обоснованных «мифах», которые послужили строительными блоками для мифов; хотя и отвергая его структурализм, они соглашаются, что за мифологией стоит нейропсихологическая «глубокая структура», и продолжают сравнивать «Эпос о Гильгамеше» с самодийским повествованием «Пещера женщины-оленихи». [ 7 ]

Седьмая глава «Курган в темной роще» обращает внимание на Атлантическую Европу, на западной оконечности континента. Открываясь ссылкой на Уильяма Блейка , авторы сосредотачивают свое внимание на двух гробницах раннего неолита на острове Англси у побережья Уэльса: Брин Челли Дду и Баркодиада-и-Горес . [ 8 ] Глава восьмая, «Бру-на-Бойн», исследует одноименную долину в графстве Мит , Ирландия, где находится ряд гробниц раннего неолита. Льюис-Уильямс и Пирс обращают свое внимание на двух наиболее выдающихся из них, Ньюгрейнджа и Ноута , утверждая, что их архитектурные проекты отражают космологические взгляды на мир, находящиеся под влиянием измененных состояний сознания. [ 9 ]
В предпоследней главе «Religion de Profundis» авторы рассматривают ряд повторяющихся особенностей неолитической Западной Европы, которые, по их мнению, могут пролить свет на религиозные верования того периода. Исследуя ритуальные элементы процесса добычи кремня в таких местах, как Граймс Грейвс , они обсуждают потенциальный шаманский символизм кварца . Отсюда они рассматривают художественные мотивы, найденные в памятниках этой части континента, подчеркивая аргумент Дронфилда о том, что такие мотивы были попыткой изобразить энтопические явления, проводя при этом этнографические параллели с произведениями искусства, созданными шаманами тукано . жители Амазонии. [ 10 ] В заключительной главе «Восток — это Восток, а Запад — это Запад» обсуждаются взгляды авторов на потенциал их теории со ссылкой на лестницу выводов Хоукса. [ не удалось пройти проверку ] и аргументируя необходимость учитывать эмические перспективы при работе с обществами прошлого. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Академические обзоры
[ редактировать ]Сьюзан А. Джонстон из Университета Джорджа Вашингтона написала рецензию на книгу для журнала «Американский антрополог» , в которой отметила, что многие анализы авторов были «интересными, а иногда и совершенно новыми и новаторскими». Однако она также чувствовала, что существует разрыв между теоретическим обоснованием книги и последующим анализом; отметив, что, хотя они пытались избежать неврологического детерминизма, который критиковался Полом Баном и Патрисией Хелвенстон в их «Пробуждении фиксированного транса» (2005), она, тем не менее, считала их подход похожим на него. В конечном итоге признав, что предлагаемый анализ не требует неврологической поддержки, которую предоставляют авторы, Джонстон предположил, что современная озабоченность укоренением археологических интерпретаций в «биологической реальности» является частью «разума 21-го века». [ 12 ]
Крис Скарр из Даремского университета, пишущий в журнале Antiquity, отметил противоречивый характер модели «трех стадий транса», заявив, что те, кого теория Льюиса-Уильямса уже не убедила, мало что получат от новой книги. Скарр отметил, что в работе есть «многое, что вызывает вопросы и заслуживает аплодисментов», прежде чем подчеркнуть, что доказательства использовались выборочно и что изображения бретонских мегалитов не были включены. [ 13 ] Журнал American Scientist опубликовал обзор, написанный Брайаном Д. Хайденом из Университета Саймона Фрейзера , в котором он назвал ее «очень приятной» книгой, похвалив виньетки в книге как «в высшей степени читабельные». Отмечая, что авторы «одобряют когнитивные интерпретации, которые сильно отличаются от более экономических и практических интерпретаций, которые я обычно поддерживаю», Хейден, тем не менее, отметил, что он согласен с их основной предпосылкой. Он комментирует, что, хотя некоторые из их утверждений действительно кажутся правдоподобными, другие – например, их утверждения о том, что идея многоуровневого космоса имеет неврологическую основу – менее правдоподобны, являясь своего рода «спекулятивными послаблениями», которые, по его мнению, типичны для «английской археологии». . Переходя к обсуждению взглядов авторов на взаимоотношения между измененными состояниями сознания и властными элитами, он выражает свое несогласие с ними, отмечая, что «вопросы приручения и возникновения социально-экономической сложности плохо поддаются когнитивным объяснениям». [ 14 ]
Дэвид С. Вебстер из Археологической службы Даремского университета сделал обзор работы для Европейского журнала археологии , в котором он подчеркнул ее «популярный тон и стиль» и использование «спорной» трехмодальной модели трансовых состояний, модели, которую он отвергает как "миф". [ 15 ] В «Археологии» , издании Археологического института Америки , Майкл Балтер дал положительную рецензию « Внутри неолитического разума» , высоко оценив его «превосходное письмо» и «богато иллюстрированные описания» археологических памятников. Хотя он отмечает, что большинство археологов согласились бы с тем, что люди эпохи неолита, вероятно, верили в мир духов, он выразил уверенность, что «они могут не согласиться с идеей», что процесс спуска по лестнице в Чатал-Хююке символизировал спуск в подземный мир или что очаги полы Айн-Газаля символизировали трансформацию огня, а не остатки кулинарии. Он также отметил, что археологи будут более восприимчивы к идее о том, что геометрические узоры на европейских мегалитах имеют параллели с сходствами в Южной Африке и Калифорнии. Завершая свой обзор, Балтер заметил, что авторы «могут быть уверены, что их вторжение в неолитическое сознание не будет проигнорировано». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 6–12.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 13–36.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 37–59.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 60–87.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 88–122.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 123–148.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 149–168.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 169–197.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 198–249.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 250–280.
- ^ Льюис-Уильямс и Пирс 2005 . стр. 281–290.
- ^ Джонстон 2006 .
- ^ Скарр 2007 .
- ^ Хайден 2006 .
- ^ Вебстер 2005 .
- ^ Балтер 2005 .
Библиография
[ редактировать ]- Балтер, Майкл (2005), «Обзор изнутри неолитического разума » , Археология , 58 (6), Археологический институт Америки.
- Хайден, Брайан Д. (2006), «Доисторические фантазии», American Scientist , 94 (3), Sigma Xi: 278–279, doi : 10.1511/2006.59.278
- Джонстон, Сьюзан А. (2006), «Обзор изнутри неолитического разума », Американский антрополог , 108 (3), Американская антропологическая ассоциация, номер документа : 10.1525/aa.2006.108.3.600
- Льюис-Уильямс, Дэвид (2002). Разум в пещере: Сознание и истоки искусства . Лондон: Темза и Гудзон.
- Льюис-Уильямс, Дэвид; Пирс, Дэвид (2005). Внутри неолитического разума: сознание, космос и царство богов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500051382 .
- Скарр, Крис (2007), «Обзор изнутри неолитического разума », Antiquity , 81 (311), The Antiquity Trust, doi : 10.1017/S0003598X0009503X
- Вебстер, Дэвид С. (2005), «Обзор изнутри неолитического разума », Европейский журнал археологии , 8 : 319–321, doi : 10.1179/eja.2005.8.3.319