Jump to content

Чатал-Хююк

Координаты : 37 ° 40'00 "N 32 ° 49'41" E  /  37,66667 ° N 32,82806 ° E  / 37,66667; 32.82806

Чатал-Хююк
Руины Чатал-Хююка
Чатал-Хююк находится в Турции.
Чатал-Хююк
Показано в Турции
Расположение Кючуккёй, провинция Конья , Турция
Область Анатолия
Координаты 37 ° 40'00 "N 32 ° 49'41" E  /  37,66667 ° N 32,82806 ° E  / 37,66667; 32.82806
Тип Урегулирование
История
Основан Примерно 7100 г. до н.э.; 9124 года назад
Заброшенный Примерно 5700 г. до н.э.; 7724 года назад
Периоды От неолита до энеолита
Официальное название Неолитическая стоянка Чатал-Хююк
Тип Культурный
Критерии III, IV
Назначен 2012 г. (36-я сессия )
Справочный номер. 1405
Область Южная Европа и Западная Азия
Калиброванные даты углерода 14 для Чатал-Хююка по состоянию на 2013 год. [ 1 ]

Чаталхойюк (английский: Çatalhöyük / ˌ ɑː t ɑː l ˈ h u j ʊ k / cha-tal- HOO -yuhk ; Турецкое произношение: [tʃaˈtaɫhœjyc] ; также Чатал Хуюк и Чатал Хуюк ; от турецкого çatal «вилка» + höyük « курган ») — телл ( насыпь, возникшая в результате длительного человеческого поселения) очень крупного неолитического и энеолитического протогородского поселения на юге Анатолии , существовавшего примерно с 7500 г. до н.э. по 6400 г. и процветал около 7000 г. до н.э. [ 2 ] В июле 2012 года он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 3 ]

Чатал-Хююк возвышается над равниной Конья , к юго-востоку от современного города Конья (древний Иконий ) в Турции , примерно в 140 км (87 миль) от двухконусного вулкана горы Хасан . Восточное поселение образует курган, который во время последней неолитической оккупации возвышался примерно на 20 м (66 футов) над равниной. Есть также небольшой поселок на западе и византийское поселение в нескольких сотнях метров на востоке. Доисторические курганные поселения были заброшены еще до бронзового века . Между двумя курганами когда-то протекало русло реки Чаршамба, и поселение было построено на аллювиальной глине, которая, возможно, была благоприятна для раннего земледелия. В настоящее время ближайшей рекой является Евфрат .

Археология

[ редактировать ]
Модель неолитического поселения (7300 г. до н. э.) Чатал Хёюк.

Впервые это место было раскопано Джеймсом Меллаартом в 1958 году. Позже он возглавил команду, которая проводила здесь раскопки в течение четырех сезонов с 1961 по 1965 год. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Эти раскопки показали, что эта часть Анатолии была центром развитой культуры периода неолита. [ 8 ] В ходе раскопок было выявлено 18 последовательных слоев построек, обозначающих различные этапы заселения и эпохи истории. Нижний слой построек можно датировать уже 7100 г. до н.э., а верхний – 5600 г. до н.э. [ 9 ]

Меллаарту запретили въезд в Турцию за участие в деле Дорака , в котором он опубликовал рисунки якобы важных артефактов бронзового века, которые позже пропали. [ 10 ] После этого скандала сайт простаивал до 1993 года, когда начались расследования под руководством Яна Ходдера , тогда работавшего в Кембриджском университете . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Раскопки под руководством Ходдера закончились в 2018 году. Ходдер, бывший студент Меллаарта, выбрал это место в качестве первой «реальной» проверки своей тогда противоречивой теории постпроцессуальной археологии . [ 16 ] На сайте всегда уделялось большое исследовательское внимание использованию цифровых методологий, что обусловлено экспериментальной и рефлексивной методологической структурой проекта. [ 17 ] По словам Микеля, исследовательский проект Ходдера «Чатал-Хююк» (ÇRP) зарекомендовал себя как площадка для прогрессивных методологий - с точки зрения адаптируемой и демократизированной записи, интеграции компьютеризированных технологий, стратегий отбора проб и участия сообщества». [ 18 ]

Новыми раскопками руководит Али Умут Тюрккан из Университета Анадолу .

Культура

[ редактировать ]
Реставрация типового интерьера на месте.
Первые раскопки городища.
Глубокие траншеи на участке.
Анимация, показывающая реконструкцию Чатал-Хююка, немецкого повествования с английскими субтитрами.

Чатал-Хююк полностью состоял из жилых построек без каких-либо явных общественных построек. Хотя некоторые из больших комнат украшены довольно богато украшенными фресками , назначение других остается неясным. [ 8 ]

По первоначальным оценкам, средняя численность населения составляет от 5000 до 7000 человек. Однако более поздние работы с использованием пересмотренной информации о распределении жилых построек, а также археологических и этнографических данных показывают, что в Чатал-Хююке в среднем проживало от 600 до 800 человек в год между 6700–6500 гг. до н.э. [ 19 ]

Площадки представляли собой большое количество зданий, сгруппированных вместе. Домохозяйства обращались к соседям за помощью, торговлей и возможным браком для своих детей. [ 20 ] Жители жили в домах из сырцового кирпича , сгруппированных в единую конструкцию. Между жилищами, сгруппированными в сотовый лабиринт, не было никаких пешеходных дорожек или улиц. Доступ к большинству из них осуществлялся через отверстия в потолке и двери по бокам домов, а к дверям можно было добраться по лестницам и лестницам. Крыши домов фактически были улицами. Потолочные отверстия также служили единственным источником вентиляции, позволяющим выходить дыму из открытых очагов и печей домов. В домах была оштукатуренная внутренняя часть, куда можно было попасть по деревянным или крутым лестницам. Обычно они располагались на южной стене комнаты, как и очаги и печи для приготовления пищи. В главных комнатах находились приподнятые платформы, которые, возможно, использовались для различных домашних занятий. Типичные дома содержали две комнаты для повседневной деятельности, например, для приготовления пищи и рукоделия. [ 20 ] Все внутренние стены и платформы были оштукатурены до гладкой поверхности. [ 8 ] Вспомогательные помещения использовались как складские помещения, и в них можно было попасть через низкие проемы из основных помещений.

Все помещения содержались в идеальной чистоте. Археологи обнаружили в зданиях очень мало мусора, обнаружив кучи за пределами руин со сточными водами и пищевыми отходами , а также значительное количество золы от горящего дерева, тростника и навоза животных. [ 21 ] В хорошую погоду многие повседневные дела также могли происходить на крышах, которые могли образовывать площадь. В более поздние периоды на этих крышах, по-видимому, строили большие общественные печи. Со временем дома обновлялись путем частичного сноса и перестройки на бутовом фундаменте, так постепенно и застраивался курган. Было обнаружено целых восемнадцать уровней поселений. [ 22 ]

В рамках ритуальной жизни жители Чатал-Хююка хоронили своих умерших на территории деревни. [ 20 ] Человеческие останки были найдены в ямах под полами и особенно под очагами, платформами в главных комнатах и ​​под кроватями. Перед захоронением тела плотно сгибали, часто помещали в корзины или заворачивали и заворачивали в тростниковые циновки. Разрозненные кости в некоторых могилах позволяют предположить, что тела могли какое-то время находиться на открытом воздухе, прежде чем кости были собраны и захоронены. В некоторых случаях могилы потревожили, а голову человека отделили от скелета. Эти головы, возможно, использовались в ритуалах, поскольку некоторые из них были найдены в других частях общества. В могиле женщины были обнаружены прядильные мутовки , а в могиле мужчины - каменные топоры . [ 20 ] Некоторые черепа были оштукатурены и раскрашены охрой , чтобы воссоздать лица — обычай, более характерный для неолитических стоянок в Сирии и неолитического Иерихона , чем для стоянок поближе.

Деталь фрески, изображающая заднюю часть зубра, оленя и охотников.

Яркие фрески и статуэтки встречаются по всему поселению на внутренних и внешних стенах. Отличительные глиняные фигурки женщин, в частности Сидящая женщина из Чатал-Хююка , были найдены на верхних уровнях памятника. [ 23 ] Хотя никаких опознаваемых храмов обнаружено не было, могилы, фрески и статуэтки позволяют предположить, что у жителей Чатал-Хююка была религия, богатая символами. Помещения с концентрацией этих предметов могли быть святынями или местами для общественных собраний. Преобладающие изображения включают мужчин с стоячими фаллосами, сцены охоты, красные изображения ныне вымерших туров (диких коров) и оленей , а также стервятников, пикирующих на безголовые фигуры. [ 8 ] На стенах вырезаны рельефные фигуры, например, львицы, обращенные друг к другу.

На стенах вешались головы животных, особенно крупного рогатого скота. Картина деревни с двумя горными вершинами Хасан-Дага на заднем плане. [ 24 ] часто называют самой старой картой в мире . [ 25 ] и первая пейзажная живопись. [ 8 ] Однако некоторые археологи подвергают сомнению эту интерпретацию. Стефани Мис, например, утверждает, что это, скорее, изображение шкуры леопарда, а не вулкана, и декоративный геометрический рисунок, а не карта. [ 26 ]

Фреска, Музей анатолийских цивилизаций .
Неолитические охотники нападают на зубра, Музей анатолийских цивилизаций.
Сидящая богиня в окружении двух кошек , леопардов или львиц.

Особенностью Чатал-Хююка являются женские фигурки. Меллаарт, первоначальный археолог, утверждал, что эти тщательно изготовленные фигурки, вырезанные и отлитые из мрамора , синего и коричневого известняка , сланца , кальцита, базальта , алебастра и глины, представляли женское божество . Хотя существовало и мужское божество, «статуи женского божества намного превосходят численностью статуи мужского божества, которое, к тому же, похоже, вообще не представлено после уровня VI». [ 27 ] На сегодняшний день выявлено восемнадцать уровней. Эти фигурки были найдены в основном в местах, которые Меллаарт считал святынями. Величественная богиня, восседавшая на троне в окружении двух львиц, была найдена в зерновом бункере, который, как предполагает Меллаарт, мог быть средством обеспечения урожая или защиты запасов продовольствия. [ 28 ]

В то время как Меллаарт раскопал почти двести зданий за четыре сезона, нынешний экскаватор Ян Ходдер провел целый сезон, раскапывая только одно здание. [ 29 ] Ходдер и его команда в 2004 и 2005 годах начали верить, что закономерности, предложенные Меллаартом, ложны. Они нашли одну похожую статуэтку, но подавляющее большинство не подражало стилю Богини-Матери , предложенному Меллаартом. Ходдер отмечает, что вместо культуры Богини-Матери на этом сайте мало что указывает на матриархат или патриархат . [ 30 ]

Полная грудь, на которой лежат руки, и расширенный в центральной части живот. В верхней части есть отверстие для головы, которого нет. Поворачивая фигурку, замечаешь, что руки очень тонкие, а затем на спине фигурки можно увидеть изображение то ли скелета, то ли костей очень худого и истощенного человека. Ребра и позвонки чистые, как и лопатки и основные кости таза. Статуэтку можно интерпретировать по-разному – как женщину, превращающуюся в предка, как женщину, связанную со смертью, или как соединение смерти и жизни. Возможно, линии вокруг тела представляют собой обертку, а не ребра. Какой бы ни была конкретная интерпретация, это уникальное произведение, которое может заставить нас изменить наши взгляды на природу общества и образы Чатал-Гююка. Возможно, важность женских образов была связана с какой-то особой ролью женщины по отношению к смерти, а также с ролью матери и воспитательницы. [ 31 ]

В статье в Turkish Daily News сообщается, что Ходдер отрицает, что Чатал-Хююк был матриархальным обществом, и цитируется его слова: «Когда мы смотрим на то, что они едят и пьют, а также на их социальный статус, мы видим, что мужчины и женщины имели одинаковые социальные отношения». статус. Был баланс сил. Другой пример - найденные черепа. Если в Чатал-Хююке был важен социальный статус, после смерти тело и голова были разделены. женских и мужских черепов, найденных при раскопках, практически поровну». [ 32 ] Сообщается, что в другой статье в Hurriyet Daily News Ходдер говорит: «Мы узнали, что к мужчинам и женщинам подходили одинаково». [ 33 ]

В отчете за сентябрь 2009 года об обнаружении около 2000 фигурок Ходдер сказал:

Раскопки Чатал-Хююка проводились в 1960-х годах методично, но без использования всего спектра естественнонаучных методов, доступных нам сегодня. Сэр Джеймс Меллаарт, проводивший раскопки на этом месте в 1960-х годах, выдвинул всевозможные идеи о том, как это место было организовано, как на нем жили и так далее... Мы начали работать там с середины 1990-х годов и придумали с совершенно разными представлениями о сайте. Одним из наиболее очевидных примеров этого является то, что Чатал-Хююк, пожалуй, наиболее известен благодаря идее богини -матери . Но наша недавняя работа показала, что на самом деле существует очень мало свидетельств существования богини-матери и очень мало свидетельств какого-то матриархата, основанного на женщинах. Это лишь один из многих мифов, которые развенчивает современная научная работа. [ 34 ]

Профессор Линн Мескелл объяснила, что, хотя первоначальные раскопки обнаружили только 200 фигурок, новые раскопки обнаружили 2000 фигурок, большинство из которых изображали животных, и менее 5% фигурок изображали женщин. [ 34 ]

Эстонский фольклорист Уку Мазинг еще в 1976 году предположил, что Чатал-Хююк, вероятно, был религией охоты и собирательства, а фигурка Богини-Матери не представляла собой женское божество. Он подразумевал, что, возможно, потребуется более длительный период времени, чтобы разработать символы для сельскохозяйственных обрядов. [ 35 ] Его теория была развита в статье «Некоторые замечания по мифологии народа Чатал-Хююк». [ 36 ]

Экономика

[ редактировать ]

В Чатал-Хююке есть убедительные доказательства существования эгалитарного домов с отличительными особенностями (например, принадлежащих королевской семье или религиозной иерархии общества, поскольку до сих пор не обнаружено ). Самые последние исследования также выявили незначительные социальные различия по признаку пола: мужчины и женщины получали одинаковое питание и, по-видимому, имели равный социальный статус, как это обычно наблюдается в палеолитических культурах. [ 37 ] [ 38 ] Дети осматривали бытовые территории. Они научились проводить ритуалы, строить или ремонтировать дома, наблюдая, как взрослые делают статуи, бусы и другие предметы. [ 20 ] Пространственное расположение Чатал-Гююка может быть связано с близкими родственными отношениями, проявляющимися среди людей. На плане видно, что люди «разделились на две группы, которые жили на противоположных сторонах города, разделенных оврагом». Более того, поскольку не было найдено близлежащих городов, из которых можно было бы выбрать партнеров по браку, «это пространственное разделение должно было обозначить две группы родства, вступающие в брак». Это помогло бы объяснить, как поселение на столь раннем этапе стало таким большим. [ 39 ]

Защитная крыша археологического объекта.

На верхних уровнях памятника становится очевидным, что жители Чатал-Хююка оттачивали навыки в сельском хозяйстве и приручении животных. Женские фигурки были найдены в бункерах, используемых для хранения зерновых, таких как пшеница и ячмень , и предположительно фигурки изображают божество, защищающее зерно. горох Также выращивали миндаль , фисташки , а с деревьев на окрестных холмах собирали и фрукты. Овцы были приручены, и данные свидетельствуют о начале одомашнивания крупного рогатого скота . Однако охота продолжала оставаться основным источником пищи для общины. Похоже, что керамика и инструменты из обсидиана были основными отраслями промышленности; обсидиановые инструменты, вероятно, использовались и обменивались на такие предметы, как раковины Средиземного моря и кремень из Сирии . Отмечая отсутствие иерархии и экономического неравенства , историк и писатель-антикапиталист Мюррей Букчин утверждал, что Чатал-Хююк был ранним примером анархо-коммунизма . [ 40 ]

И наоборот, в статье 2014 года утверждается, что картина Чатал-Хююка более сложна и что, хотя кухонные принадлежности и некоторые каменные орудия, казалось, распределялись эгалитарно, цельные жерновы и складские помещения были распределены более неравномерно. Существовала частная собственность, но существовали и общие инструменты. Было также высказано предположение, что Чатал-Хююк становится менее эгалитарным, с большей передачей богатства из поколения в поколение. [ 41 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шукуров, Анвар; Сарсон, Грэм Р.; Гангал, Кавита (7 мая 2014 г.). «Ближневосточные корни неолита в Южной Азии» . ПЛОС ОДИН . 9 (5): Приложение S1. Бибкод : 2014PLoSO...995714G . дои : 10.1371/journal.pone.0095714 . ISSN   1932-6203 . ПМК   4012948 . ПМИД   24806472 .
  2. ^ Ренфрю, Колин (2006). «Зарождение сельского хозяйства и выращивания скота на Ближнем Востоке» . Палеонтология и предыстория человека . 5 (1): 395–404. Бибкод : 2006CRPal...5..395R . дои : 10.1016/j.crpv.2005.10.012 .
  3. ^ [1] Запись о Чатал-Хююке на объекте, внесенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  4. ^ Дж. Меллаарт, Раскопки в Чатал-Хююке, первый предварительный отчет: 1961. Анатолийские исследования, том. 12, стр. 41–65, 1962 г.
  5. ^ Дж. Меллаарт, Раскопки в Чатал-Хююке, второй предварительный отчет: 1962. Анатолийские исследования, том. 13, стр. 43–103, 1963 г.
  6. ^ Дж. Меллаарт, Раскопки в Чатал-Хююке, третий предварительный отчет: 1963. Анатолийские исследования, том. 14, стр. 39–119, 1964 г.
  7. ^ Дж. Меллаарт, Раскопки в Чатал-Хююке, четвертый предварительный отчет: в 1965 году. Анатолийские исследования, том. 16, стр. 15–191, 1966 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Кляйнер, Фред С.; Мамия, Кристин Дж. (2006). Искусство Гарднера сквозь века: Западная перспектива: Том 1 (Двенадцатое изд.). Бельмонт, Калифорния: Издательство Wadsworth. стр. 12–4. ISBN  978-0-495-00479-0 .
  9. ^ [2] Дэвид Ортон и др., История двух рассказов: датировка Западного кургана Чатал-Хююк, Antiquity, vol. 92, вып. 363, стр. 620–639, июнь 2018 г.
  10. ^ Кеннет Пирсон и Патрисия Коннор, Дело Дорак, Нью-Йорк, Атенеум, 1968
  11. ^ И. Ходдер, Чатал-Хююк, Анатолийская археология, том. 4, с. 8–10, 1998 г.
  12. ^ И. Ходдер, Докопавшись до сути: Чатал-Хююк 1999, Анатолийская археология, том. 5, стр. 4–7, 1999 г.
  13. ^ И. Ходдер, Чатал-Хююк, Анатолийская археология, том. 8, с. 5–7, 2002 г.
  14. ^ И. Ходдер, Новый этап раскопок в Чатал-Хююке, Анатолийская археология, том. 9, стр. 9–11, 2003 г.
  15. ^ [3] Чатал-Хююк: Раскопки неолитического анатолийского Хююка - Архивный отчет Чатал-Хююка, 2008 г.
  16. ^ Морган, Коллин; Университет (2016). «Аналог к ​​цифре: переходы в теории и практике археологической фотографии в Чатал-Хююке» (PDF) . Интернет-археология (42). дои : 10.11141/ia.42.7 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 года.
  17. ^ Тейлор, Джеймс; Иссави, Жюстин; Берггрен, Оса; Лукас, Доминик; Маццукато, Камилла; Тунг, Бурку; Дель'Унто, Николо (2018). « Восстание машины»: влияние записи на цифровые планшеты в полевых условиях в Чатал-Хююке» . Интернет-археология (47). дои : 10.11141/ia.47.1 .
  18. ^ Микель, Эллисон (2021). Почему молчат те, кто лопатит . Луисвилл: Университетское издательство Колорадо. стр. 6–7. ISBN  9781646421152 .
  19. ^ Куйт, Ян; Марчиняк, Аркадиуш (2024). «Сколько людей жило в самых ранних деревнях мира? Переосмысление размера сообщества и демографического давления в неолитическом Чатал-Хююке». Журнал антропологической археологии . 74 : 101573. дои : 10.1016/j.jaa.2024.101573 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Мэйнс, Мэри Джо; Уолтнер, Энн (2012). Семья: Всемирная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530476-3 .
  21. ^ Шиллито, Лиза-Мария ; Мэтьюз, Венди; Алмонд, Мэтью; Булл, Ян Д. (2011). «Микростратиграфия кучи: запись повседневной жизни в мусоре в неолитическом Чатал-Хююке, Турция» (PDF) . Античность . 85 (329): 1024–1038. дои : 10.1017/S0003598X00068460 . S2CID   56433872 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 года.
  22. ^ «Неолитическая стоянка Чатал-Хююк» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 4 января 2020 г.
  23. ^ «Невероятная находка неповрежденной женской статуэтки эпохи неолита в Турции | Ars Technica» . 16 сентября 2016 г.
  24. ^ Ной Винер (1 ноября 2013 г.). «Фреска Чатал-Хююк» . Библейская история ежедневно . Общество библейской археологии. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года. Считается, что эта фреска в Чатал-Хююке изображает близлежащее извержение вулкана. Новые научные данные подтверждают одновременное извержение вулкана Хасан-Даг. Альтернативный URL
  25. ^ Картографические изображения (по состоянию на 23 февраля 2014 г.)
  26. ^ Вид с высоты птичьего полета - пятна леопарда. «Карта» Чатал-Хююка и развитие картографического изображения в доисторические времена. Анатолийские исследования 56, 2006, стр. 1–16. Опубликовано Британским институтом археологии в Анкаре.
  27. ^ Меллаарт, Джеймс (1967). Чатал-Хуюк: неолитический город в Анатолии МакГроу-Хилл . п. 181.
  28. ^ Меллаарт (1967), 180.
  29. ^ Балтер, Майкл (2005). Богиня и Бык . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 127. ИСБН  978-0-7432-4360-5 .
  30. ^ «Чатал-Хююк: Древняя история Анатолии» .
  31. ^ Ходдер, Ян (2005). «Новые находки и новые интерпретации в Чатал-Хююке» . Архивный отчет Чатал-Хююка за 2005 год . Исследовательский проект Чатал-Хююка, Институт археологии.
  32. ^ Ходдер, Ян (1 января 2008 г.). «Путешествие на 9000 лет назад» . Проверено 7 августа 2008 г.
  33. ^ Ходдер, Ян (2 марта 2015 г.). «Раскопки Чатал-Хююка раскрывают гендерное равенство в древней оседлой жизни» . Проверено 25 марта 2015 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б О'Брайен, Джереми «Новые методы подрывают роль« богини-матери »в обществе» Irish Times, 20 сентября 2009 г. [4] Архивировано 13 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Масинг, Уку (2011). Сокровища в Телли . Тарту, Эстония: Илмаа. стр. 209–227. ISBN  978-9985-77-351-2 .
  36. ^ Востоковедение 3. Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis 392 / Труды Тартуского государственного университета 392. Тарту 1976, 75–92.
  37. ^ Лефтен Ставрос Ставрианос (1991). Глобальная история от предыстории до наших дней . Нью-Джерси, США: Прентис Холл. ISBN  978-0-13-357005-2 . Страницы 9–13
  38. ^ Р. Дейл Гатри (2005). Природа палеолитического искусства . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-31126-5 . Стр. 420-422
  39. ^ Мэйнс, Мэри Джо; Уолтнер, Энн (2012). Семья: Всемирная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN  978-0-19-530476-3 .
  40. ^ Букчин, Мюррей. Рост урбанизации и упадок гражданства . стр. 18–22.
  41. ^ Райт, Кэтрин И. Карен. «Одомашнивание и неравенство? Домохозяйства, корпоративные группы и орудия пищевой промышленности в неолитическом Чатал-Хююке». Журнал антропологической археологии 33 (2014): 1–33.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b67fce8fc075ac89870d7fb2dc1c604__1724201580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/04/0b67fce8fc075ac89870d7fb2dc1c604.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Çatalhöyük - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)