Фигурка Венеры


Фигурка Венеры — это любая верхнего палеолита статуя , изображающая женщину, обычно вырезанная в круглой форме . [1] Большинство из них были раскопаны в Европе , но другие были найдены даже в Сибири и распространены по большей части Евразии .
Большинство из них относятся к граветтскому периоду (26–21 000 лет назад). [1] Однако результаты не ограничиваются этим периодом; например, Венера Холе-Фельса датируется по крайней мере 35 000 лет ориньякской эпохой, а Венера Монруза датируется примерно 11 000 лет мадленской эпохой . Такие фигурки вырезались из мягкого камня (например, стеатита , кальцита или известняка ), кости или слоновой кости или формовались из глины и обжигались. Последние относятся к числу древнейших керамических изделий, известных историкам. Всего известно более 200 таких фигурок; [2] практически все скромных размеров, от 3 до 40 см (от 1,2 до 15,7 дюйма) в высоту. [3] Эти фигурки признаны одними из самых ранних произведений доисторического искусства .
У большинства широкие бедра и суженные к концу ноги. Руки и ноги часто отсутствуют, а голова обычно маленькая и безликая. Различные фигурки преувеличивают живот, бедра , грудь , бедра или вульву , хотя многие найденные примеры не отражают эти типичные характеристики. Изображения причесок могут быть подробными, а также указываться одежда или татуировки. [4]
Первоначальное культурное значение и назначение этих артефактов неизвестно. Часто высказывалось предположение, что они могли выполнять ритуальную или символическую функцию. Существуют самые разнообразные и умозрительные интерпретации их использования или значения: их считали религиозными деятелями, [5] выражение здоровья и плодородия, богинь-бабушек или самоизображения художниц. [6]
История открытия
[ редактировать ]Статуэтка Vénus impudique , давшая название всей категории, была первым палеолитическим скульптурным изображением женщины, обнаруженным в наше время. Он был найден в 1864 году Полем Юро, восьмым маркизом де Вибре в Ложери-Бас в долине Везер . Эта долина является одним из многих важных памятников каменного века в коммуне Ле-Эзи-де-Таяк-Сирей и вокруг нее в Дордони , на юго-западе Франции . Фигурки чаще всего обнаруживались в поселениях, как на открытых площадках, так и в пещерах. [1] Магдаленская безголова Венера из Ложери-Бас , безноги, безрука и имеет сильно подчеркнутую вульву . [7]
Четыре года спустя Саломон Рейнах опубликовал статью о группе фигурок из мыльного камня из пещер Бальци Росси . Знаменитая Венера Виллендорфская была раскопана в 1908 году из залежи лёсса в долине Дуная , расположенной в Австрии . [ нужна ссылка ] С тех пор были обнаружены сотни подобных фигурок от Пиренейских гор до равнин Сибири . [8]
В сентябре 2008 года археологи из Тюбингенского университета обнаружили фигурку размером 6 см (2,4 дюйма), вырезанную из бивня мамонта . Эту статуэтку позже назвали Венерой Холе-Фельс , и ее возраст может быть датирован как минимум 35 000 лет назад. Он представляет собой самую раннюю известную скульптуру этого типа и самое раннее известное произведение изобразительного искусства . [9]
Имя
[ редактировать ]
Женские фигурки верхнего палеолита все вместе описываются как «фигурки Венеры» в честь римской богини красоты Венеры . Название было впервые использовано в середине девятнадцатого века маркизом де Вибре , который обнаружил статуэтку из слоновой кости и назвал ее La Vénus impudique или Venus Impudica («нескромная Венера»). [10] Затем маркиз сравнил фигурку из слоновой кости с Афродитой Книдской , греко-римской скульптурой, изображающей Венеру, закрывающую свое обнаженное тело обеими руками. [10] В начале 20 века среди учёных было общее мнение, что фигурки олицетворяют древний идеал красоты. литературе возникли значительные разногласия С момента их открытия среди археологов и в палеоантропологической относительно функции и значения фигур. [11] Большинство ученых, имеющих разные мнения о назначении фигурок, например антрополог Рэндалл Уайт, в результате также не одобряют название «Венера». [12]
Использование названия метафорично, поскольку нет никакой связи между древними статуэтками и римской богиней Венерой ; хотя их интерпретировали как изображения изначальной женской богини. Говорят, что такое восприятие возникло из-за того, что внимание направлено на определенные черты, общие для большинства фигурок, в частности, на эмоционально заряженные первичные и вторичные половые признаки, такие как грудь, живот и ягодицы. [13] Этот термин подвергался критике за то, что он отражает современные западные идеи, а не верования первоначальных владельцев скульптур, но оригинальные названия также неизвестны, поэтому термин «Венера» сохранился. [14]
Как и многие доисторические артефакты, точное культурное значение этих фигур, возможно, никогда не будет известно. Однако археологи предполагают, что они могут быть символом безопасности и успеха, плодородия или богини-матери . [15] Женские фигурки являются частью искусства верхнего палеолита, в частности категории палеолитического искусства, известной как портативное искусство .
Детали рисунка
[ редактировать ]
Большинство фигурок Венеры представляют собой изображения женщин и соответствуют художественным традициям того времени. Большинство фигурок имеют одинаковую форму тела с самым широким местом на животе и преувеличенными женскими репродуктивными органами. Часто другие детали, такие как голова и конечности, игнорируются или отсутствуют, что приводит к абстракции фигуры до простоты. Головы часто сравнительно небольшого размера и лишены деталей. Некоторые могут представлять беременных женщин, в то время как другие не имеют признаков беременности. [17]
Венера Виллендорфская и Венера Лассельская ( наскальный рельеф, а не фигурка) имеют следы внешнего покрытия красной охрой . Значение этого неясно, но традиционно считается, что оно носит религиозный или ритуальный характер. Некоторые человеческие тела эпохи палеолита были обнаружены покрытыми подобным же образом, поэтому предполагается, что этот цвет имел важное значение в их культуре, хотя мы не знаем, какое именно. [18]
Все общепринятые палеолитические женские фигурки относятся к верхнему палеолиту . Хотя первоначально они в основном считались частью ориньякской культуры, большинство теперь связано с граветтской и солютрейской культурами. [19] В эти периоды преобладают более круглые фигурки. В мадленских культурах формы становятся тоньше с большей детализацией, а стиль указанных фигур стал схожим в областях тесного контакта. [ нужна ссылка ]
Интерпретация
[ редактировать ]Несмотря на то, что фигурки Венеры считаются одним из самых «благодатных источников дискуссий во всей археологии», в целом фигурки Венеры, по-видимому, относительно недостаточно изучены. [12] Следствием этого является то, что они подвержены обобщенным стереотипам, которые сводят к минимуму морфологические вариации и различные контексты. [12] Тем не менее, с момента их открытия было много разных интерпретаций фигурок. [1]
Маккойд и Макдермотт предположили, что из-за того, как изображены эти фигуры, например, из-за большой груди и отсутствия ступней и лиц, эти статуи были созданы женщинами, смотрящими на свои тела. Они заявляют, что женщины в тот период не имели доступа к зеркалам, чтобы сохранять точные пропорции или изображать лица или головы фигурок. Эту теорию по-прежнему трудно доказать или опровергнуть, и Майкл С. Биссон предположил, что альтернативы, такие как лужи, могли использоваться в качестве зеркал. [20]
Было также высказано предположение, что размер и форма фигурок делают их пригодными для удерживания во время родов .
Было высказано предположение, что они могут быть признаком более ранней распространенности стеатопигии , которая в настоящее время ассоциируется главным образом с женщинами определенного африканского или андаманского происхождения.Однако Венеры не квалифицируются как стеатопигические, поскольку имеют угол между спиной и ягодицами примерно 120 градусов, тогда как стеатопигия по современным медицинским стандартам диагностируется только под углом около 90 градусов. [21]
Другая современная интерпретация, объясняющая видимую разницу в весе фигурок, исходит от Джонсона и др. [22] Здесь они утверждают, что различия в статуях, можно сказать, связаны с адаптацией человека к изменению климата. Это связано с тем, что фигурки людей, страдающих ожирением или беременных, относятся к более раннему искусству, от 38 000 до 14 000 лет назад — периода, когда в результате падения температур возник пищевой стресс. [22] Соответственно, они обнаружили корреляцию между увеличением расстояния от ледниковых фронтов и уменьшением ожирения фигурок. Это было оправдано, поскольку выживание и размножение в ледниковых, более холодных районах требовало достаточного питания, и, следовательно, перекормленная женщина могла рассматриваться как идеал красоты в этих регионах. [22]
В книге « Появление Богини » автор [ВОЗ?] утверждает, что единообразие дизайна этих безликих, широкогрудых, часто беременных фигур на территории широкого региона и в течение длительного периода времени позволяет предположить, что они представляют собой архетип женщины- Верховного Создателя . Жители эпохи неолита, бронзового и железного веков, вероятно, связывали женщин как творцов, врожденно связанных с циклами природы. [23]
Более поздние женские фигурки и преемственность
[ редактировать ]Некоторые ученые предполагают прямую преемственность между палеолитическими женскими фигурками и более поздними примерами женских изображений эпохи неолита или бронзового века . [26]
Женская фигурка, которая «не имеет практического применения и является портативной» и имеет общие элементы фигурки Венеры (сильный акцент или преувеличение женских половых признаков, а также отсутствие полных нижних конечностей), может считаться Венерой. статуэтка, даже если археологические данные свидетельствуют о том, что она была изготовлена после основного периода палеолита. Некоторые фигурки, соответствующие этому определению, происходят из эпохи неолита и бронзового века. Период и место, в котором была изготовлена фигурка, помогают археологам прийти к выводам о том, можно ли считать найденное произведение искусства фигуркой Венеры или нет. Например, керамические фигурки позднего керамического неолита могут быть приняты за фигурки Венеры, а каменные фигурки более поздних периодов - нет. Это предмет постоянных дебатов, учитывая большое сходство между многими фигурками палеолита, неолита и других эпох. Переработанная эндослепка брахиоподы, датируемая примерно 6000 г. до н.э. в Норвегии, была идентифицирована как фигурка поздней Венеры. [27]
Это означает, что данная женская фигурка может быть классифицирована или не классифицирована как фигурка Венеры любым археологом, независимо от ее даты, хотя большинство археологов дисквалифицируют статуэтки, датированные более поздним периодом, чем палеолит, даже если их цель могла быть той же. [ нужна ссылка ]
Известные фигурки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список искусства каменного века
- Дземон Венера
- Матриархальная религия
- Когда Бог был женщиной
- Идеал женской красоты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Фэган, Брайан М., Бек, Шарлотта, «Фигурки Венеры», Оксфордский справочник по археологии , 1996, Oxford University Press, ISBN 9780195076189, стр. 740–741.
- ^ Холлоуэй
- ^ Фэган, 740
- ^ «Одежда фигурок может быть свидетельством мастерства племен ледникового периода» . old.post-gazette.com . Архивировано из оригинала 21 января 2021 г. Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Бек, 207-208.
- ^ Уильям Хэвиленд, Харальд Принс, Дана Уолрат, Банни МакБрайд, Антропология: человеческий вызов , 13-е издание, 2010 г., Cengage Learning, ISBN 0495810843 , 9780495810841, книги Google ; Готовить; Бек, 205–208 гг.
- ^ Уайт, Рэндалл (декабрь 2008 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 250–303. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ Тедеско, Лаура Энн. «Мальта (ок. 20 000 г. до н.э.)». Архивировано 23 декабря 2023 г. в Wayback Machine . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Метрополитен-музей .
- ^ Кресси, Дэниел (13 мая 2009 г.). «Древняя Венера переписывает книги по истории». Природа . Новости. дои : 10.1038/news.2009.473 .
- ^ Перейти обратно: а б Бек, 202–203 гг.
- ^ Диксон, Алан Ф.; Диксон, Барнаби Дж. (3 января 2012 г.). «Статуэтки Венеры европейского палеолита: символы плодородия или привлекательности?» . Журнал антропологии . 2011 : 1–11. дои : 10.1155/2011/569120 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Рэндалл (30 ноября 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 250–303. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . ISSN 1072-5369 . S2CID 161276973 .
- ^ Соффер, О.; Адовазио, Дж. М.; Хайленд, округ Колумбия (01 августа 2000 г.). «Статуэтки «Венеры»: текстиль, корзины, пол и статус в верхнем палеолите» . Современная антропология . 41 (4): 511–537. дои : 10.1086/317381 . ISSN 0011-3204 . S2CID 162026727 .
- ^ Доктор Бет Харрис и доктор Стивен Цукер (27 мая 2012 г.). Обнаженная женщина (Венера Виллендорфская), ок. 28 000–25 000 г. до н. э. (видео на YouTube). Smarthistory, История искусств в Академии Хана. Событие происходит в 0:21. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ Соффер, О.; Адовазио, Дж. М.; Хайленд, округ Колумбия (лето 2000 г.). «Статуэтки «Венеры»: текстиль, корзины, пол и статус в верхнем палеолите». Современная антропология . 41 (4): 511–537. дои : 10.1086/317381 . ISSN 0011-3204 . S2CID 162026727 .
- ^ В качестве материала использован местный лёсс с лишь следами глины; нет следов полировки поверхности или нанесения пигмента. Вандивер, ПБ; Соффер, О.; Клима, Б.; Свобода, Дж. (1989). «Истоки керамической технологии в Долни-Вестонице, Чехословакия». Наука . 246 (4933): 1002–1008. Бибкод : 1989Sci...246.1002V . дои : 10.1126/science.246.4933.1002 . ПМИД 17806391 . S2CID 138977052 .
- ^ Сандарс, 29; Фэган, 740–741; Готовить; Бек, 203–213, который анализирует попытки классифицировать цифры.
- ^ Сандерс, 28 лет.
- ^ Фэган, 740–741; Бек, 203 года
- ^ Макдермотт, Лерой (1996). «Саморепрезентация в женских фигурках верхнего палеолита». Современная антропология . 37 (2): 227–275. дои : 10.1086/204491 . JSTOR 2744349 . S2CID 144914396 .
- ^ Softpedia, Стефан Анитей (4 апреля 2007 г.). «Что такое стеатопигия?» . news.softpedia.com/ . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, Ричард Дж. (1 декабря 2020 г.). «Статуэтки верхнего палеолита, изображающие женщин с ожирением, могут представлять собой символы выживания в условиях климатических изменений» . Ожирение: исследовательский журнал . 29 (1): 11–15. дои : 10.1002/oby.23028 . ПМЦ 7902358 . ПМИД 33258218 .
- ^ Бениньи, Хелен, изд. 2013. Мифология Венеры: древние календари и археоастрономия . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Женская фигура — Музеи Барбье-Мюллера» . www.musee-barbier-mueller.org . Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ Уолтер Буркерт, Homo Necans (1972) 1983:78, с обширной библиографией, включая П. Дж. Уко , который оспаривал отождествление с богинями-матерями и приводил доводы в пользу множественности значений, в « Антропоморфных фигурках додинастического Египта и неолитического Крита со сравнительным материалом из Доисторический Ближний Восток и материковая Греция (1968).
- ^ Тидеманн, Грета. «Венера из Свинесунда» . Унифорум . Университет Осло . Проверено 11 декабря 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бек, Маргарет, в книге «Рэтмен», Элисон Э. (редактор), «Чтение тела: изображения и останки в археологических записях» , 2000, University of Pennsylvania Press, ISBN 0812217098 , 9780812217094, книги Google
- Кук, Джилл и Фигурки Венеры. Архивировано 18 мая 2023 г. в Wayback Machine . Видео с доктором Джилл Кук, куратором отдела европейской предыстории Британского музея.
- Фэган, Брайан М., Бек, Шарлотта, «Фигурки Венеры», Оксфордский справочник по археологии , 1996, Oxford University Press, ISBN 0195076184 , 9780195076189, книги Google
- Сандарс, Нэнси К. (1968), Доисторическое искусство в Европе . Пингвин: Пеликан, ныне Йельский университет, История искусств. (примечание: 1-е изд.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Abramova, Z. (1962). Paleolitičeskoe iskusstvo na territorii SSSR , Moskva : Akad. Nauk SSSR, Inst. Archeologii
- Абрамова З. (1995). Палеолитическое искусство Восточной Европы и Сибири ., Гренобль: Жером Мийон.
- Коэн, К. (2003). Женщина истоков — образы женщин западной предыстории , Белин — Гершер. ISBN 2-7335-0336-7
- Конард, Николас Дж. (2009). «Женская фигурка из базального ориньяка пещеры Холе-Фельс на юго-западе Германии». Природа . 459 (7244): 248–252. Бибкод : 2009Natur.459..248C . дои : 10.1038/nature07995 . ПМИД 19444215 . S2CID 205216692 .
- Кук, Джилл. (2013). Искусство ледникового периода: появление современного разума ; Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2333-2
- Дельпорт, Анри. (1993). Образ женщины в доисторическом искусстве , под ред. Пикард. ( ISBN 2-7084-0440-7 )
- Диксон, Алан Ф.; Диксон, Барнаби Дж. (2011). «Статуэтки Венеры европейского палеолита: символы плодородия или привлекательности?» . Журнал антропологии . 2011 : 1–11. дои : 10.1155/2011/569120 .
- Гвоздовер, М. (1995).: Искусство охотников на мамонтов: находки из Авдеева , (Оксбоу Монография 49), Оксфорд: Оксбоу.
- Пауэр, К. (2004). «Женщины в доисторическом искусстве». В Г. Бергхаусе (ред.), Новые перспективы в доисторическом искусстве . Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Praeger, стр. 75–104.
- Шлезье/, Карл Х.; Соффер, О.; Адовазио, Дж. М.; Хайленд и округ Колумбия (2001). «Подробнее о фигурках «Венера»». Современная антропология . 42 (3): 410–412. дои : 10.1086/320478 . S2CID 162218369 .
- Соффер, О.; Адовазио, Дж. М.; Хайленд, округ Колумбия (2000). «Статуэтки «Венеры». Современная антропология . 41 (4): 511–537. дои : 10.1086/317381 . S2CID 162026727 .
- Рау, С., Науманн Д., Барт М., Мюлейс Й., Блекманн К. (2009): Ледниковый период: искусство и культура , Торбек. ISBN 978-3-7995-0833-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]