Jump to content

Венера Брассемпуи

Венера Брассемпуи
Материал слоновая кость
Созданный в. 25 000 лет назад
Обнаруженный 1894
Брассемпуи , Новая Аквитания , Франция
Текущее местоположение Сен-Жермен-ан-Ле , Иль-де-Франс , Франция

Венера Брассемпуи (фр. la Dame de Brassempuy , [la dam bʁasɛ̃pwi] , что означает «Леди Брассемпуи», или Dame à la Capuche , «Дама с капюшоном») — фрагментарная фигурка из слоновой кости , относящаяся к верхнему палеолиту , по-видимому, отломанный от более крупной фигуры, когда-то неизвестно. Он был обнаружен в пещере в Брассемпуи , Франция , в 1894 году. [1] Созданное около 25 000 лет назад, оно является одним из самых ранних известных реалистичных изображений человеческого лица.

Открытие

[ редактировать ]

Брассемпуи — небольшая деревня в департаменте Ланды на юго-западе Франции. Две пещеры недалеко от деревни, в 100 метрах друг от друга, были одними из первых памятников палеолита , исследованных во Франции. Они известны как Galerie des Hyènes (Галерея гиен) и Grotte du Pape («Грот Папы»). Венера Брассемпуи была обнаружена в гроте Папы Римского в 1894 году. [2] в сопровождении как минимум восьми других человеческих фигур. Это может быть пример незавершенной работы, как если бы художник или художники вырезали несколько фигурок одновременно.

Вид спереди и сбоку на Венеру Брассемпуи.

П. Е. Дубален впервые исследовал Грот-дю-Пап в 1881 году, а начиная с 1894 года - Ж. де Лапортри и Эдуард Пиетт (1827–1906). Поскольку методы археологических раскопок тогда только начинали разрабатываться, стратиграфии места , где находились останки, уделяли мало внимания. В 1892 году это место было разграблено и разрушено почти до невозможности восстановления во время выезда любителей из Французской ассоциации содействия развитию науки . [3] Тем не менее Пиетт описал слои, относящиеся к позднему и среднему солютрейскому периоду. Нижние уровни, которых он достиг, он назвал éburnéen (бледным или белым, как слоновая кость), имея в виду большое количество произведений из слоновой кости , содержащихся на них. Современный повторный анализ участка проводился под руководством Анри Дельпорта в 1981–2000 годах.

В 1894 году в одном из этих пластов, ныне признанном граветтским , было обнаружено несколько фрагментов статуэток, в том числе «Дамы с капюшоном». Пиетт считал эти фигуры тесно связанными с изображениями животных мадленского периода. Он разработал гипотетическую хронологию , которая позже была опровергнута Анри Брейлем .

Описание

[ редактировать ]
Реконструкция Либора Балака, изображающая реконструкцию Венеры (или Леди) Брассемпуи из Западного Брассемпуи. Хотя это может быть неточным, поскольку 23–29 000 лет назад у европейцев была более темная кожа. [4] Чешская академия наук, Институт археологии в Брно, Центр палеолитических и палеоэтнологических исследований.

Венера Брассемпуи была вырезана из мамонта бивня . По словам археолога Пола Бана , голова «не имеет пола, хотя обычно ее называют «Венерой» или «дамой»». [5] Голова имеет высоту 3,65 см, глубину 2,2 см и ширину 1,9 см. Лоб, нос и брови рельефно вырезаны, рот отсутствует. Вертикальная трещина на правой стороне лица — следствие внутреннего строения слоновой кости. На голове шахматный узор, образованный двумя сериями неглубоких надрезов, расположенных под прямым углом друг к другу; его интерпретировали как парик, капюшон с геометрическим орнаментом, [6] или просто изображение волос, уложенных в косички . [7]

Рэндалл Уайт заметил в « Журнале археологического метода и теории» (декабрь 2006 г.): «Статуэтки появились из-под земли в колониальном интеллектуальном и социально-политическом контексте, почти одержимом вопросами расы». [8] Хотя стиль изображения по существу реалистичен, пропорции головы не соответствуют точно ни одному известному человеческому населению настоящего или прошлого. Уайт утверждал, что с середины двадцатого века вопросы интерпретации изменились с расы на женственность и рождаемость. [8]

Хотя голова была обнаружена так рано, что ее контекст не мог быть тщательно изучен, ученые сходятся во мнении, что Венера Брассемпуи принадлежала к материальной культуре верхнего палеолита , Граветту (29 000–22 000 лет назад ). Точнее, они датируют статуэтку средним граветтским периодом, а резцы «Ноай» датируются примерно 26 000–24 000 лет назад . [9] Она более или менее современна другим палеолитическим фигуркам Венеры , например, из , Долни -Вестонице , Виллендорфа Леспюга и т. д . Тем не менее среди группы он выделяется реалистическим характером изображения.

Другие широко современные изображения женских лиц включают женское лицо из Долни-Вестонице ( около 26 000 лет назад ) или Венеры с лицами мальтийской культуры (Сибирь, 24 000 лет назад).

Отображать

[ редактировать ]
«La à la Ceinture» (Фигурка с поясом), одна из нескольких фигурок Венеры, обнаруженных рядом с Венерой Брассемпуи. [10]

Венера Брассемпуи хранится в Национальном музее археологии в Сен-Жермен-ан-Ле , недалеко от Парижа . [11] Поскольку слоновая кость очень подвержена повреждениям от таких факторов, как изменение температуры, влажность и свет, фигура не является частью отдела палеолита, а выставлена ​​в Зале Пьетта музея, открытом только по предварительному заказу.

В Брассемпуи различные предметы, раскопанные в Гроте-дю-Пап, выставлены в Maison de la Dame . Это выставочное пространство, посвященное в первую очередь региональной археологии, также демонстрирует прекрасный набор слепков палеолитических скульптур. К ним относятся девять существующих экземпляров из Брассемпуи, а также слепки известных фигур из Леспюга, Виллендорфа и Дольни-Вестонице, а также Мальтских Венер и Венер Гримальди .

В 1976 году Венера Брассемпуи была изображена на 2 франка марке номиналом . Это также было мотивом марки Республики Мали номиналом 15 франков (CFA) .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID   161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г.
  2. ^ девятнадцатого века Для обсуждения термина «Венера» , который все еще применяется к палеолитическим женским фигурам, см. Статуэтки Венеры .
  3. ^ Подробно описано Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID   161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. .
  4. ^ Карлберг, Андреа ХанельКарстен (03.07.2020), английский: История пигментации человека в Европе. , заархивировано из оригинала 12 ноября 2023 г. , получено 15 мая 2024 г.
  5. ^ Бан, Пол Г. (1997). Путешествие сквозь ледниковый период . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0520213067 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 г. Проверено 23 октября 2020 г.
  6. ^ Лоусон, Эндрю (24 мая 2012 г.). Расписные пещеры: палеолитическое наскальное искусство в Западной Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН  978-0-19-969822-6 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  7. ^ «Отголоски прошлого: доисторические чудеса юга Франции» . Франция сегодня . 2021-09-30. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 г. Проверено 25 мая 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID   161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. .
  9. ^ Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID   161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. , с. 264.
  10. ^ Пиетт, Э., Лапортери Ж., 1894: Раскопки Брассемпуи в 1894 году, Бюллетени Парижского общества антропологии , серия IV °, том 5, 1894. стр. 633-648.
  11. ^ Инвентарный номер 47 019.

Библиография

[ редактировать ]
  • Х. Дельпорт, Брассемпуи – пещера Папы, доисторическая станция , Культурная ассоциация Контис, 1980 г.
  • Х. Дельпорт, Образ женщины в доисторическом искусстве , изд. Пикард, 1993 (( ISBN   2-7084-0440-7 )
  • К. Коэн, Женщина истоков - образы женщин в западной предыстории , Белин-Гершер, 2003 ( ISBN   2-7335-0336-7 )
  • П. Перрев, Дама в капюшоне - исторический роман - Ред. Оливье Орбан, 1984, ( ISBN   2-85565-244-8 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc798a8d560a82ad8af45c85724443fd__1721932860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/fd/fc798a8d560a82ad8af45c85724443fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venus of Brassempouy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)