Венера Брассемпуи
Венера Брассемпуи | |
---|---|
![]() | |
Материал | слоновая кость |
Созданный | в. 25 000 лет назад |
Обнаруженный | 1894 Брассемпуи , Новая Аквитания , Франция |
Текущее местоположение | Сен-Жермен-ан-Ле , Иль-де-Франс , Франция |
Венера Брассемпуи (фр. la Dame de Brassempuy , [la dam də bʁasɛ̃pwi] , что означает «Леди Брассемпуи», или Dame à la Capuche , «Дама с капюшоном») — фрагментарная фигурка из слоновой кости , относящаяся к верхнему палеолиту , по-видимому, отломанный от более крупной фигуры, когда-то неизвестно. Он был обнаружен в пещере в Брассемпуи , Франция , в 1894 году. [1] Созданное около 25 000 лет назад, оно является одним из самых ранних известных реалистичных изображений человеческого лица.
Открытие
[ редактировать ]Брассемпуи — небольшая деревня в департаменте Ланды на юго-западе Франции. Две пещеры недалеко от деревни, в 100 метрах друг от друга, были одними из первых памятников палеолита , исследованных во Франции. Они известны как Galerie des Hyènes (Галерея гиен) и Grotte du Pape («Грот Папы»). Венера Брассемпуи была обнаружена в гроте Папы Римского в 1894 году. [2] в сопровождении как минимум восьми других человеческих фигур. Это может быть пример незавершенной работы, как если бы художник или художники вырезали несколько фигурок одновременно.

П. Е. Дубален впервые исследовал Грот-дю-Пап в 1881 году, а начиная с 1894 года - Ж. де Лапортри и Эдуард Пиетт (1827–1906). Поскольку методы археологических раскопок тогда только начинали разрабатываться, стратиграфии места , где находились останки, уделяли мало внимания. В 1892 году это место было разграблено и разрушено почти до невозможности восстановления во время выезда любителей из Французской ассоциации содействия развитию науки . [3] Тем не менее Пиетт описал слои, относящиеся к позднему и среднему солютрейскому периоду. Нижние уровни, которых он достиг, он назвал éburnéen (бледным или белым, как слоновая кость), имея в виду большое количество произведений из слоновой кости , содержащихся на них. Современный повторный анализ участка проводился под руководством Анри Дельпорта в 1981–2000 годах.
В 1894 году в одном из этих пластов, ныне признанном граветтским , было обнаружено несколько фрагментов статуэток, в том числе «Дамы с капюшоном». Пиетт считал эти фигуры тесно связанными с изображениями животных мадленского периода. Он разработал гипотетическую хронологию , которая позже была опровергнута Анри Брейлем .
Описание
[ редактировать ]
Венера Брассемпуи была вырезана из мамонта бивня . По словам археолога Пола Бана , голова «не имеет пола, хотя обычно ее называют «Венерой» или «дамой»». [5] Голова имеет высоту 3,65 см, глубину 2,2 см и ширину 1,9 см. Лоб, нос и брови рельефно вырезаны, рот отсутствует. Вертикальная трещина на правой стороне лица — следствие внутреннего строения слоновой кости. На голове шахматный узор, образованный двумя сериями неглубоких надрезов, расположенных под прямым углом друг к другу; его интерпретировали как парик, капюшон с геометрическим орнаментом, [6] или просто изображение волос, уложенных в косички . [7]
Рэндалл Уайт заметил в « Журнале археологического метода и теории» (декабрь 2006 г.): «Статуэтки появились из-под земли в колониальном интеллектуальном и социально-политическом контексте, почти одержимом вопросами расы». [8] Хотя стиль изображения по существу реалистичен, пропорции головы не соответствуют точно ни одному известному человеческому населению настоящего или прошлого. Уайт утверждал, что с середины двадцатого века вопросы интерпретации изменились с расы на женственность и рождаемость. [8]
Дата
[ редактировать ]Хотя голова была обнаружена так рано, что ее контекст не мог быть тщательно изучен, ученые сходятся во мнении, что Венера Брассемпуи принадлежала к материальной культуре верхнего палеолита , Граветту (29 000–22 000 лет назад ). Точнее, они датируют статуэтку средним граветтским периодом, а резцы «Ноай» датируются примерно 26 000–24 000 лет назад . [9] Она более или менее современна другим палеолитическим фигуркам Венеры , например, из , Долни -Вестонице , Виллендорфа Леспюга и т. д . Тем не менее среди группы он выделяется реалистическим характером изображения.
Другие широко современные изображения женских лиц включают женское лицо из Долни-Вестонице ( около 26 000 лет назад ) или Венеры с лицами мальтийской культуры (Сибирь, 24 000 лет назад).
Отображать
[ редактировать ]
Венера Брассемпуи хранится в Национальном музее археологии в Сен-Жермен-ан-Ле , недалеко от Парижа . [11] Поскольку слоновая кость очень подвержена повреждениям от таких факторов, как изменение температуры, влажность и свет, фигура не является частью отдела палеолита, а выставлена в Зале Пьетта музея, открытом только по предварительному заказу.
В Брассемпуи различные предметы, раскопанные в Гроте-дю-Пап, выставлены в Maison de la Dame . Это выставочное пространство, посвященное в первую очередь региональной археологии, также демонстрирует прекрасный набор слепков палеолитических скульптур. К ним относятся девять существующих экземпляров из Брассемпуи, а также слепки известных фигур из Леспюга, Виллендорфа и Дольни-Вестонице, а также Мальтских Венер и Венер Гримальди .
Штамп
[ редактировать ]В 1976 году Венера Брассемпуи была изображена на 2 франка марке номиналом . Это также было мотивом марки Республики Мали номиналом 15 франков (CFA) .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ девятнадцатого века Для обсуждения термина «Венера» , который все еще применяется к палеолитическим женским фигурам, см. Статуэтки Венеры .
- ^ Подробно описано Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. .
- ^ Карлберг, Андреа ХанельКарстен (03.07.2020), английский: История пигментации человека в Европе. , заархивировано из оригинала 12 ноября 2023 г. , получено 15 мая 2024 г.
- ^ Бан, Пол Г. (1997). Путешествие сквозь ледниковый период . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520213067 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Лоусон, Эндрю (24 мая 2012 г.). Расписные пещеры: палеолитическое наскальное искусство в Западной Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН 978-0-19-969822-6 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Отголоски прошлого: доисторические чудеса юга Франции» . Франция сегодня . 2021-09-30. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 г. Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. .
- ^ Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2022 г. Проверено 15 августа 2021 г. , с. 264.
- ^ Пиетт, Э., Лапортери Ж., 1894: Раскопки Брассемпуи в 1894 году, Бюллетени Парижского общества антропологии , серия IV °, том 5, 1894. стр. 633-648.
- ^ Инвентарный номер 47 019.
Библиография
[ редактировать ]- Х. Дельпорт, Брассемпуи – пещера Папы, доисторическая станция , Культурная ассоциация Контис, 1980 г.
- Х. Дельпорт, Образ женщины в доисторическом искусстве , изд. Пикард, 1993 (( ISBN 2-7084-0440-7 )
- К. Коэн, Женщина истоков - образы женщин в западной предыстории , Белин-Гершер, 2003 ( ISBN 2-7335-0336-7 )
- П. Перрев, Дама в капюшоне - исторический роман - Ред. Оливье Орбан, 1984, ( ISBN 2-85565-244-8 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дон Хичкок: История и изображения артефактов из Грот-дю-Пап
- Рэндалл Уайт (декабрь 2006 г.). «Женщины Брассемпуи: век исследований и интерпретаций» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 13 (4): 251–304. дои : 10.1007/s10816-006-9023-z . S2CID 161276973 . .
- Музей Брассемпуи (на французском языке)
- Изображение марки