Портативное искусство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
Переносное искусство (иногда называемое мобильным искусством ) относится к небольшим образцам доисторического искусства , которые можно было переносить с места на место, что особенно характерно для искусства эпох верхнего палеолита и мезолита . Эти изделия, часто сделанные из слоновой кости, кости, рогов или камня, находили в Южной Африке вплоть до Евразии . Это одна из двух основных категорий доисторического искусства, вторая — неподвижное теменное искусство . [1] фактически синоним наскального искусства .
Хотя охота за едой была постоянной темой в портативном искусстве, более 10 000 обнаруженных произведений демонстрируют большое разнообразие с точки зрения масштаба, тематики, использования, даты создания и средств массовой информации. Первоначально считавшееся менее важным, чем наскальные рисунки (см. Ласко , Шове или Наварла Габарнманг ), которые также отмечали доисторическое искусство, переносное искусство считалось просто предшествующим эскизам или планам, которые будут развиваться в более позднем, более крупном теменном или постоянном искусстве. Однако с годами изучение портативного искусства вышло на новый уровень, поскольку археологи понимают, что из этих произведений или произведений искусства можно собрать много информации о доисторической культуре, средствах к существованию и социальной структуре.
Категории портативного искусства
[ редактировать ]- Слегка измененные природные объекты
Слегка модифицированные природные объекты, обычно состоящие из окаменелостей, зубов, ракушек и костей, представляли собой ранее существовавшие объекты, которые доисторический человек изменял путем гравировки линий или узоров, сверления отверстий или других простых методов, которые превращали исходный объект в произведение искусства, обычно ювелирные изделия.
- Гравированный или окрашенный камень
Обнаружено до 1000 памятников с экземплярами декорированного камня. Песчаник, известняк, сланец или сталагмит были наиболее распространенными типами используемого материала и обычно украшались фигурками или символами животных. Некоторые археологи интерпретировали такие предметы как предшественники, служащие эскизами более поздней, более развитой наскальной живописи.
- Гравированная или окрашенная кость

Подобно гравированным или раскрашенным каменным изделиям, сюжетами на костяных изделиях обычно были дикие животные и символы. Однако, в отличие от своих каменных аналогов, украшенные изделия из кости часто намного меньше по размеру и встречаются реже, поскольку гравировать на кости гораздо труднее, чем на камне.
- Резная кость и рог
Резные кусочки кости и рога, наиболее часто используемые при резьбе копьеметов, имеют большое значение из-за большого количества времени, усилий и кропотливой детализации, с которой они были вырезаны. В результате среди археологов распространено мнение, что такие произведения создавались в надежде принести удачу на охоте.
- Статуэтки и резьба по слоновой кости
Хотя наибольшее внимание привлекли округлые женские статуэтки, получившие название «фигурки Венеры », скульптурные объекты также содержали более «нормальные» изображения людей, а также животных. Статуэтки и резьба выполнялись с использованием кремневых инструментов из самых разных материалов: от простой терракоты до известняка, песчаника, слоновой кости, сталита, угля, гагата и даже янтаря. [ нужна ссылка ]
Это более широкий термин, охватывающий многие формы вышеупомянутого портативного искусства. Фигуративное искусство включает трехмерные статуи животных или людей, а также фигуры, вырезанные, отпечатанные или нарисованные на носителях. Фигуративное искусство напоминает животных, людей или «фигуры».
- Нефигуративный
Нефигуративное искусство — это абстрактные рисунки, запечатленные на носителях. Нефигуративное искусство, часто резное или раскрашенное, представляет собой предметы, которые часто использовались для декора или украшений.
Конкретные произведения
[ редактировать ]- Заработанная охра из пещеры Пиннакл-Пойнт.
Это старейший портативный прибор, обнаруженный на сегодняшний день. Он был сделан примерно 134 000 лет назад и обнаружен в пещере Пиннакл-Пойнт. Забитая охра была найдена и в других местах, например, кусок, датированный 100 000 лет назад, в пещере реки Клансис и 17 штук, найденных в пещере Бломбос .
- Neschers antler

Это было первое произведение портативного искусства, признанное археологом. Найденный в Нешерсе , это рог северного оленя возрастом 12 500 лет, на поверхности которого вырезано изображение лошади.
- Таблички из пещеры Аполлона-11
Это самые ранние формы портативного изобразительного искусства, обнаруженные в Южной Африке. было найдено семь мемориальных досок В пещере Аполлона-11 , на всех нарисованы фигуры (например, носороги, лошади, люди и териантропы ).
- Фигурки из слоновой кости из Швабских Альп.
Это древнейшие статуэтки Евразии. Эти фигурки датированы от 35 000 до 30 000 лет назад. Несколько фигурок из слоновой кости, изображающих множество видов животных, были найдены по всему Швабским Альпам .
Знакомства и их сложности
[ редактировать ]Огромный промежуток времени, достигающий в некоторых случаях 40 000 лет, разделяющий создание портативного искусства и его последующий анализ, создает большую проблему для датировки произведений. Типичный метод датировки древнего материала, радиоуглеродное датирование , предполагает возможность разрушения произведения, а также работает только для датировки кости животного, рога или другого материала, из которого было создано произведение искусства, а не даты создания самого произведения искусства. . Распространенным решением этой проблемы было изучение стратиграфии объекта в отложениях, окружающих его. Однако во многих случаях даже стратиграфическое датирование невозможно из-за пренебрежения, которое ранние археологи проявляли при раскопках пещер или других мест, где были обнаружены портативные произведения искусства. Уничтожение датируемой стратиграфии также часто происходило в результате обысков и незаконных раскопок, направленных на не на изучении обнаруженного ими материала, а на его стоимости при перепродаже. Любые нарушения стратиграфии уничтожают источник, по которому можно было бы установить дату.
Также сложность для стратиграфического анализа представляет возможность того, что время создания объекта и окончательного отложения могут сильно различаться. Считается, что многие переносные предметы служили ритуальными предметами, передавались из поколения в поколение и использовались в течение сотен или тысяч лет. Благодаря миграции доисторического человека, возможно, что последнее место упокоения объекта окажется в сотнях или даже тысячах миль от места его первоначального создания. [ нужна ссылка ]
Хотя это и сложно, датирование портативных предметов является важным звеном в построении хронологии искусства и, следовательно, эволюции доисторического человека. Хотя конкретные тенденции, связанные с данным периодом, не всегда согласованы между всеми учеными из-за субъективной природы искусства, могут быть сформированы широкие сходства и закономерности, которые способствуют расширению археологических исследований или доисторического человека путем формирования наблюдений и теорий, на основе которых другие археологи могут развиваться.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бан, Пол (1998). Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. XXIV. ISBN 0-521-45473-5 .