Jump to content

Поведенческая современность

верхнего палеолита (16 000 лет) Наскальная живопись из пещеры Ласко во Франции.

Поведенческая современность – это набор поведенческих и когнитивных черт, которые, как полагают, отличают нынешнего Homo sapiens от других анатомически современных людей , гомининов и приматов . [1] Большинство ученых согласны с тем, что современное человеческое поведение можно охарактеризовать, абстрактным мышлением , планирования глубиной , символическим поведением (например, искусством , украшениями ), музыкой и танцами , эксплуатацией крупной дичи и технологией ножей . среди прочего, [2] [3]

В основе такого поведения и технологических инноваций лежат когнитивные и культурные основы, которые были документированы экспериментально и этнографически эволюционными и культурными антропологами . Эти универсальные человеческие модели включают совокупную культурную адаптацию, социальные нормы , язык , а также обширную помощь и сотрудничество, выходящее за рамки близких родственников . [4] [5]

В рамках традиции эволюционной антропологии и смежных дисциплин утверждается, что развитие этих современных поведенческих черт в сочетании с климатическими условиями последнего ледникового периода и последнего ледникового максимума, вызывающими узкие места в популяции , способствовало эволюционному успеху Homo sapiens. во всем мире по сравнению с неандертальцами , денисовцами и другими архаичными людьми . [3] [6]

Продолжаются споры о том, были ли анатомически современные люди современными и в поведении. Существует множество теорий эволюции поведенческой современности. Эти подходы, как правило, делятся на два лагеря: когнитивный и постепенный. Модель позднего верхнего палеолита предполагает, что поведение современного человека возникло в результате когнитивных и генетических изменений в Африке, произошедших внезапно около 40 000–50 000 лет назад, примерно во время миграции из Африки , что побудило некоторых современных людей покинуть Африку и пересечь континент. мир. [7]

Другие модели фокусируются на том, как современное человеческое поведение могло возникнуть постепенно, причем археологические признаки такого поведения проявляются только в результате демографических изменений или изменений, связанных с пропитанием. Многие приводят доказательства поведенческой современности раньше (по крайней мере, примерно 150 000–75 000 лет назад, а возможно и раньше), а именно в африканском среднем каменном веке . [8] [3] [9] [10] [11] Антропологи Салли МакБрарти и Элисон С. Брукс были заметными сторонниками постепенности — бросая вызов европейско-ориентированным моделям, представляя больше изменений в африканском среднем каменном веке, — хотя эту модель труднее обосновать из-за общего уменьшения летописи окаменелостей как одной из уходит дальше в прошлое.

Определение

[ редактировать ]
Мужчина - маори исполняет хака , церемониальный танец. Он демонстрирует несколько признаков современности в поведении, включая использование украшений, нанесение краски для тела, музыку и танцы, а также символическое поведение.

Чтобы классифицировать то, что должно быть включено в поведение современного человека, необходимо определить модели поведения, которые являются универсальными среди ныне живущих групп людей. Некоторыми примерами этих человеческих универсалий являются абстрактное мышление , планирование, торговля, совместный труд, украшение тела, а также контроль и использование огня. Наряду с этими чертами люди во многом полагаются на социальное обучение . [12] [13] Эти совокупные культурные изменения или культурные «трещотки» отделяют человеческую культуру от социального обучения у животных . Кроме того, опора на социальное обучение может быть отчасти ответственна за быструю адаптацию людей ко многим средам за пределами Африки . Поскольку культурные универсалии встречаются во всех культурах, включая изолированные коренные народы, эти черты, должно быть, развились или были изобретены в Африке до исхода . [14] [15] [16]

В археологии ряд эмпирических черт использовался в качестве индикаторов поведения современного человека. Хотя эти вопросы часто обсуждаются [17] с некоторыми из них в целом согласны. Археологические свидетельства поведенческой современности включают: [3] [7]

Традиционная концепция поведенческой современности подверглась критике как с методологической, так и с философской точки зрения. [3] [17] Антрополог Джон Ши обрисовывает множество проблем, связанных с этой концепцией, вместо этого приводя доводы в пользу «поведенческой изменчивости», которая, по мнению автора, лучше описывает археологические данные. По мнению Ши, использование списков признаков сопряжено с риском тафономической предвзятости, когда на некоторых участках может быть больше артефактов, чем на других, несмотря на схожие популяции; кроме того, списки черт могут быть неоднозначными в отношении того, как поведение может быть эмпирически распознано в археологических данных. [17] В частности, Ши предупреждает, что демографическое давление , культурные изменения или модели оптимальности, подобные моделям в поведенческой экологии человека , могут лучше предсказать изменения в типах инструментов или стратегиях существования, чем переход от «архаичного» к «современному» поведению. [17] Некоторые исследователи утверждают, что больший акцент следует делать на выявлении только тех артефактов, которые, несомненно, или чисто символичны, в качестве показателя современного человеческого поведения. [3]

С 2018 года недавние методы датирования, используемые на различных наскального искусства объектах в Испании и Франции, показали, что неандертальцы выполняли символическое художественное выражение, состоящее из красных «линий, точек и ручных трафаретов», найденных в пещерах, до контакта с анатомически современными людьми. Это противоречит предыдущим предположениям о том, что неандертальцам не хватало этих способностей. [18] [19] [20]

Теории и модели

[ редактировать ]

Модель позднего верхнего палеолита или «верхнепалеолитическая революция»

[ редактировать ]

Модель позднего верхнего палеолита, или верхнепалеолитическая революция, относится к идее о том, что, хотя анатомически современные люди впервые появились около 150 000 лет назад (как когда-то считалось), они не были «современными» в когнитивном или поведенческом плане примерно 50 000 лет назад, что привело к их экспансии из Африки в Европу и Азию. [7] [21] [22] Эти авторы отмечают, что черты характера, используемые в качестве показателя поведенческой современности, не проявлялись в комплексе примерно 40–50 000 лет назад. Антрополог Ричард Кляйн особо описывает, что до этого момента отсутствуют свидетельства рыбной ловли, инструменты из кости, очаги, значительное разнообразие артефактов и тщательно продуманные могилы. [7] [21] По мнению Ши и Кляйн, искусство становится обычным только после этой точки переключения, что означает переход от архаичного человека к современному. [7] Большинство исследователей утверждают, что неврологические или генетические изменения, возможно, способствующие развитию сложного языка, такого как FOXP2 , вызвали эти революционные изменения в людях. [7] [22] Роль FOXP2 как движущей силы эволюционного отбора была поставлена ​​под сомнение после результатов недавних исследований. [ нужны разъяснения ] [23]

Основываясь на гипотезе гена FOXP2, ученый-когнитивист Филип Либерман утверждал, что протоязыковое поведение существовало до 50 000 лет назад, хотя и в более примитивной форме. Либерман представил ископаемые доказательства, такие как размеры шеи и горла, чтобы продемонстрировать, что так называемые «анатомически современные» люди, начиная с 100 000 лет назад, продолжали развивать свой SVT (надгортанный голосовой тракт), который уже обладал горизонтальной частью (SVTh), способной производить много фонем, в основном согласных. Согласно его теории, неандертальцы и ранние Homo sapiens могли общаться с помощью звуков и жестов. [24]

Начиная со 100 000 лет назад, шеи Homo sapiens продолжали удлиняться до точки, примерно на 50 000 лет назад, когда шея Homo sapiens стала достаточно длинной, чтобы приспособить вертикальную часть к их SVT (SVTv), что теперь является универсальной чертой среди людей. Этот SVTv позволил произносить квантовые гласные : [i]; [у]; и [а]. Эти квантовые гласные затем можно было бы немедленно использовать с помощью и без того сложных функций нейромоторного контроля гена FOXP2 для генерации более тонких звуков и, по сути, на порядки увеличения количества различных звуков, которые можно издавать, позволяя полностью символический язык. [25]

Гуди (1986) проводит аналогию между развитием устной речи и развитием письма : переход от пиктографических или идеографических символов к полностью абстрактной логографической системе письма (такой как иероглифы ) или от логопической системы к абджаду или алфавиту , что привело к к драматическим изменениям в человеческой цивилизации. [26]

Альтернативные модели

[ редактировать ]

В отличие от этого взгляда на спонтанный скачок в познании среди древних людей, некоторые антропологи, такие как Элисон С. Брукс , в основном работающие в африканской археологии, указывают на постепенное накопление «современного» поведения, начавшееся задолго до 50 000-летнего рубежа Верхнего периода. Модели палеолитической революции. [8] [3] [27] Хауисонс-Порт , Бломбос и другие археологические памятники Южной Африки, например, демонстрируют свидетельства приобретения морских ресурсов, торговли, изготовления костяных орудий, клинков и микролитических технологий , а также абстрактных орнаментов, по крайней мере, 80 000 лет назад. [8] [9] Учитывая данные из Африки и Ближнего Востока, было выдвинуто множество гипотез, описывающих более ранний постепенный переход от простого к более сложному человеческому поведению. Некоторые авторы отодвинули появление полностью современного поведения примерно на 80 000 лет назад или раньше, чтобы включить данные Южной Африки. [27]

Другие сосредоточены на медленном накоплении различных технологий и моделей поведения с течением времени. Эти исследователи описывают, как анатомически современные люди могли быть когнитивно одинаковыми, а то, что мы определяем как поведенческую современность, является всего лишь результатом тысяч лет культурной адаптации и обучения. [8] [3] Археолог Франческо д'Эррико и другие в поисках ключей к поведенческой современности изучали неандертальскую культуру, а не исключительно раннее человеческое поведение. [6] Отмечая, что неандертальские комплексы часто демонстрируют черты, аналогичные тем, которые перечислены для поведения современного человека, исследователи подчеркивают, что основы поведенческой современности на самом деле могут лежать глубже в наших предках-гомининах. [28] Если и современные люди, и неандертальцы демонстрируют абстрактное искусство и сложные инструменты, тогда «поведение современного человека» не может быть производной чертой нашего вида. Они утверждают, что первоначальная теория «человеческой революции» отражает глубокую европоцентристскую предвзятость. Они утверждают, что недавние археологические данные доказывают, что люди, появившиеся в Африке около 300 000 или даже 400 000 лет назад, уже становились когнитивно и поведенчески «современными». Эти особенности включают в себя технологию изготовления лезвий и микролита, костяные орудия, увеличение географического распространения, специализированную охоту, использование водных ресурсов, торговлю на большие расстояния, систематическую обработку и использование пигментов, а также искусство и украшения. Эти предметы не возникают внезапно вместе, как предсказывает модель «человеческой революции», а в местах, сильно разделенных в пространстве и времени. Это предполагает постепенное формирование пакета современного человеческого поведения в Африке и его последующий экспорт в другие регионы Старого Света.

Между этими крайностями находится точка зрения, которую в настоящее время поддерживают археологи Крис Хеншилвуд: [29] Кертис Мэриан , [3] Ян Уоттс [30] и другие — что какая-то «человеческая революция» действительно была, но произошла она в Африке и длилась десятки тысяч лет. Термин «революция» в этом контексте будет означать не внезапную мутацию, а историческое развитие по образцу промышленной революции или неолитической революции . [31] Другими словами, это был относительно ускоренный процесс, слишком быстрый для обычного дарвиновского «происхождения с модификациями», но слишком постепенный, чтобы его можно было приписать одному генетическому или другому внезапному событию. Эти археологи указывают, в частности, на относительно быстрое появление охристых мелков и ожерелья из ракушек, которые, очевидно, использовались в косметических целях. Эти археологи рассматривают символическую организацию социальной жизни человека как ключевой переход в современной человеческой эволюции. Недавно обнаруженные в таких местах, как пещера Бломбос и Пиннакл-Пойнт в Южной Африке, пробитые раковины, пигменты и другие яркие признаки личных украшений были датированы временным интервалом 70 000–160 000 лет назад, африканским средним каменным веком, что позволяет предположить, что В конце концов, появление Homo sapiens совпало с переходом к современному познанию и поведению. [32] Рассматривая появление языка как «революционное» развитие, эта школа мысли обычно приписывает его кумулятивным социальным, когнитивным и культурным эволюционным процессам, а не одной генетической мутации. [33]

Еще одна точка зрения, выдвинутая такими археологами, как Франческо д'Эррико. [28] и Жоау Зильян, [34] представляет собой многовидовую точку зрения, утверждающую, что свидетельства символической культуры в виде использованных пигментов и проколотых раковин также обнаруживаются в стоянках неандертальцев, независимо от какого-либо «современного» человеческого влияния.

Модели культурной эволюции также могут пролить свет на то, почему, хотя доказательства поведенческой современности существуют и раньше 50 000 лет назад, до этого момента они не проявлялись последовательно. При небольших размерах населения группы людей подверглись бы влиянию демографических и культурных эволюционных сил, которые, возможно, не учитывали бы сложные культурные особенности. [10] [11] [12] [13] По мнению некоторых авторов, [10] до тех пор, пока плотность населения не стала значительно высокой, сложные признаки не могли эффективно поддерживаться. Некоторые генетические данные подтверждают резкое увеличение численности населения до миграции людей из Африки. [22] Высокие темпы локального вымирания внутри популяции также могут значительно уменьшить разнообразие нейтральных культурных черт, независимо от когнитивных способностей. [11]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]

Исследования 2017 года показывают, что Homo sapiens зародился в Африке примерно 350 000–260 000 лет назад. [35] [36] [37] [38] Есть некоторые свидетельства того, что примерно в этот период у ранних африканских H. sapiens возникло современное поведение . [39] [40] [41] [42]

До того, как теория «Из Африки» стала общепринятой, не было единого мнения о том, где эволюционировал человеческий вид и, следовательно, где возникло современное человеческое поведение. Однако теперь африканская археология стала чрезвычайно важной в раскрытии происхождения человечества. Первая экспансия кроманьонцев в Европу около 48 000 лет назад обычно считается уже «современной». [21] и сейчас принято считать, что поведенческая современность появилась в Африке раньше 50 000 лет назад, либо значительно раньше, либо, возможно, как «революция» позднего верхнего палеолита незадолго до этого, которая вызвала миграцию из Африки.

В Африке, особенно в Южной, Северной и Восточной Африке, было обнаружено множество свидетельств абстрактных образов, расширенных стратегий существования и другого «современного» поведения. Например, пещера Бломбос в Южной Африке известна прямоугольными плитами из охры с выгравированными геометрическими узорами. Используя многочисленные методы датирования, возраст этого места составил от 77 000 до 100 000–75 000 лет. [29] [43] Контейнеры из скорлупы страусиных яиц с выгравированными геометрическими узорами, датируемыми 60 000 лет назад, были найдены в Дипклофе , Южная Африка. [44] В Марокко были найдены бусы и другие личные украшения, возраст которых может достигать 130 000 лет; Кроме того, в Пещере очагов в Южной Африке было найдено несколько бус, датируемых значительно раньше 50 000 лет назад. [8] а бусины из ракушек, датируемые примерно 75 000 лет назад, были найдены в пещере Бломбос в Южной Африке. [45] [46] [47]

Специализированное метательное оружие также было найдено в различных местах Африки среднего каменного века, в том числе костяные и каменные наконечники стрел в южноафриканских памятниках, таких как пещера Сибуду (вместе с ранней костяной иглой, также найденной в Сибуду), датируемые примерно 72 000–60 000 лет назад. [48] [49] [50] [51] [52] на некоторых из которых могли быть использованы яды, [53] и костяные гарпуны на стоянке Катанда в Центральной Африке, датируемые примерно 90 000 лет назад. [54] Также существуют доказательства того, что систематическая термическая обработка силикатного камня для повышения его способности к расслаиванию с целью изготовления инструментов началась примерно 164 000 лет назад на южноафриканском участке Пиннакл-Пойнт и стала там обычным явлением для создания микролитических инструментов примерно 72 000 лет назад. назад. [55] [56]

В 2008 году был обнаружен цех по обработке охры, вероятно, предназначенный для производства красок, датируемый ок. 100 000 лет назад в пещере Бломбос, Южная Африка. Анализ показывает, что в двух раковинах морского ушка образовывалась и хранилась сжиженная, богатая пигментами смесь, а охра, кость, древесный уголь, точильные камни и молотковые камни также составляли составную часть наборов инструментов. Доказательства сложности задачи включают добычу и объединение сырья из различных источников (подразумевается, что у них был мысленный шаблон процесса, которому они будут следовать), возможное использование пиротехнологии для облегчения извлечения жира из костей, использование вероятного рецепта для производства соединения, и использование контейнеров из ракушек для смешивания и хранения для последующего использования. [57] [58] [59] Современные модели поведения, такие как изготовление бус из ракушек, костяных орудий и стрел, а также использование пигмента охры, очевидны на одном из памятников в Кении 78 000–67 000 лет назад. [60] Свидетельства раннего метательного оружия с каменными наконечниками (характерный инструмент Homo sapiens ), каменные наконечники копий или метательных копий, были обнаружены в 2013 году на эфиопском городище Гадемотта и датируются примерно 279 000 лет назад. [39]

Расширение стратегий существования за пределы охоты на крупную дичь и, как следствие, разнообразие типов инструментов было отмечено как признаки поведенческой современности. Ряд объектов в Южной Африке уже давно начали полагаться на водные ресурсы, от рыбы до моллюсков. Пиннакл-Пойнт , в частности, показывает эксплуатацию морских ресурсов еще 120 000 лет назад, возможно, в ответ на более засушливые условия внутри страны. [9] Например, зависимость от предсказуемых месторождений моллюсков может снизить мобильность и способствовать развитию сложных социальных систем и символического поведения. Пещера Бломбос и Зона 440 в Судане также имеют следы рыбной ловли. Тафономические изменения в скелетах рыб из пещеры Бломбос были интерпретированы как поимка живой рыбы, что явно является преднамеренным поведением человека. [8]

Известно, что люди в Северной Африке (Назлет-Сабаха, Египет занимались кремня добычей ) еще ≈100 000 лет назад для изготовления каменных орудий . [61] [62]

В 2018 году, датируемом примерно 320 000 лет назад, на кенийском участке Олоргесайли были обнаружены доказательства раннего возникновения современного поведения, включая: торговые сети на большие расстояния (с участием таких товаров, как обсидиан), использование пигментов и возможное изготовление метательных точек. Авторы трех исследований, проведенных на этом сайте в 2018 году, отмечают, что свидетельства такого поведения примерно современны самым ранним известным ископаемым останкам Homo sapiens из Африки (например, в Джебель-Ирхуде и Флорисбаде ), и они предполагают, что сложное и современное поведение началось уже в Африке примерно во время появления анатомически современного Homo sapiens . [40] [41] [42]

В 2019 году в Адуме, Эфиопия, были обнаружены дополнительные свидетельства раннего сложного метательного оружия в Африке, датированные 100 000–80 000 лет назад, в виде острий, которые, как считается, принадлежали дротикам, доставляемым метателями копья. [63]

Олдувайский гоминид 1 носил пирсинг на лице. [64]

Хотя его традиционно называют свидетельством более поздней модели верхнего палеолита, [7] Европейская археология показала, что проблема более сложна. Разнообразные технологии изготовления каменных орудий присутствовали во времена человеческой экспансии в Европу и свидетельствуют о современном поведении. Несмотря на проблемы, связанные с объединением конкретных инструментов с культурными группами, ориньякский комплекс инструментов обычно воспринимается как чисто современный человеческий признак. например, [65] [66] Открытие «переходных» комплексов, таких как «протоориньякский», было воспринято как свидетельство того, что человеческие группы продвигаются по «ступеням инноваций». [65] Если, как это можно предположить, группы людей уже мигрировали в Восточную Европу около 40 000 лет назад и только после этого проявляют признаки поведенческой современности, то либо когнитивные изменения должны были распространиться обратно в Африку, либо уже присутствовали до миграции.

В свете растущего количества свидетельств неандертальской культуры и комплексов инструментов некоторые исследователи выдвинули «многовидовую модель» поведенческой современности. [6] [28] [67] Неандертальцев часто называли эволюционно тупиковыми родственниками обезьян, которые были менее развиты, чем их современники-люди. Личные украшения считались безделушками или плохими имитациями по сравнению с наскальными рисунками, созданными H. sapiens . Несмотря на это, европейские данные свидетельствуют о наличии множества личных украшений и художественных артефактов, созданных неандертальцами; например, на стоянке неандертальцев Грот-дю-Ренн были обнаружены рифленые резцы медведя, волка и лисы, охра и другие символические артефакты. [67] Хотя они и немногочисленны и противоречивы, но были обнаружены косвенные свидетельства ритуальных захоронений неандертальцев. [28] Есть два варианта описания этого символического поведения неандертальцев: они копировали культурные черты прибывших современных людей или у них были свои собственные культурные традиции, сравнимые с поведенческой современностью. Если они просто копировали культурные традиции, о чем спорят некоторые авторы, [6] [28] они все еще обладали способностью к сложной культуре, описываемой поведенческой современностью. Как обсуждалось выше, если бы неандертальцы также были «поведенчески современными», то это не могло бы быть видоспецифичным производным признаком.

Большинство дебатов вокруг поведенческой современности сосредоточено на Африке или Европе, но все большее внимание уделяется Восточной Азии. Этот регион предлагает уникальную возможность проверить гипотезы мультирегионализма, замещения и демографических эффектов. [68] В отличие от Европы, где первоначальная миграция произошла около 50 000 лет назад, человеческие останки в Китае датируются примерно 100 000 лет назад. [69] Эти ранние свидетельства человеческой экспансии ставят под сомнение поведенческую современность как стимул для миграции.

Технология каменных орудий представляет особый интерес в Восточной Азии. После миграции Homo erectus из Африки ашельские технологии, похоже, так и не появились за пределами современной Индии и в Китае. Аналогично, Режим 3, или технология Леваллуа , не проявляется в Китае после более позднего расселения гоминидов. [70] Отсутствие более передовых технологий объясняется эффектом серийного основателя и низкой плотностью населения в Африке. [71] Хотя комплексы инструментов по сравнению с Европой отсутствуют или фрагментарны, другие археологические данные свидетельствуют о поведенческой современности. Например, заселение Японского архипелага дает возможность изучить раннее использование плавсредств. Хотя одно место, Канедори на Хонсю, действительно предполагает использование плавсредств еще 84 000 лет назад, других свидетельств присутствия гомининов в Японии до 50 000 лет назад не было. [68]

В пещерной системе Чжоукоудянь недалеко от Пекина раскопки ведутся с 1930-х годов и предоставили ценные данные о раннем поведении человека в Восточной Азии. Хотя это и оспаривается, есть свидетельства возможных человеческих захоронений и останков в пещере, датируемых примерно 34–20 000 лет назад. [68] С этими останками связаны личные украшения в виде бус и обработанных ракушек, предполагающие символическое поведение. Наряду с возможными захоронениями множество других символических предметов, таких как проколотые зубы животных и бусы, некоторые из которых окрашены в красную охру . в Чжоукоудиане было найдено [68] Хотя археологические данные Восточной Азии фрагментарны, они демонстрируют свидетельства поведенческой современности, существовавшей до 50 000 лет назад, но, как и в Африке, они не были полностью очевидны до этого времени.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Корисеттар, Рави (1998). Раннее человеческое поведение в глобальном контексте . Рутледж.
  2. ^ МакБрирти, Салли; Брукс, Эллисон (2000). «Революция, которой не было: новая интерпретация происхождения современного человеческого поведения». Журнал эволюции человека . 39 (5): 453–563. дои : 10.1006/jhev.2000.0435 . ПМИД   11102266 . Сторонники модели, известной как «человеческая революция», утверждают, что современное человеческое поведение возникло внезапно и почти одновременно во всем Старом Свете ок. 40–50 тыс. лет. [...] Фактически, многие из компонентов «человеческой революции», которая, как утверждается, возникла в 40–50 тыс. лет назад, обнаружены в африканском среднем каменном веке на десятки тысяч лет раньше. Эти особенности включают в себя технологию изготовления лезвий и микролита , костяные орудия, увеличение географического распространения, специализированную охоту, использование водных ресурсов, торговлю на большие расстояния, систематическую обработку и использование пигментов, а также искусство и украшения.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хеншилвуд, Кристофер; Мэриан, Кертис (2003). «Происхождение современного человеческого поведения: критика моделей и их последствия для испытаний». Современная антропология . 44 (5): 627–651. дои : 10.1086/377665 . ПМИД   14971366 . S2CID   11081605 .
  4. ^ Хилл, Ким; и др. (2009). «Возникновение человеческой уникальности: персонажи, лежащие в основе поведенческой современности». Эволюционная антропология . 18 (5): 187–200. CiteSeerX   10.1.1.469.5702 . дои : 10.1002/evan.20224 . S2CID   56384790 .
  5. ^ Кляйн, Р.Г. 1999. Человеческая карьера: биологическое и культурное происхождение человека. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Д'Эррико, Ф; и др. (1998). «Аккультурация неандертальцев в Западной Европе? Критический обзор свидетельств и их интерпретация». Современная антропология . 39 (С1): С1–С44. дои : 10.1086/204689 . S2CID   144799519 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кляйн, Ричард (1995). «Анатомия, поведение и происхождение современного человека». Журнал мировой предыстории . 9 (2): 167–198. дои : 10.1007/bf02221838 . S2CID   10402296 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж МакБрирти, Салли; Брукс, Эллисон (2000). «Революция, которой не было: новая интерпретация происхождения современного человеческого поведения». Журнал эволюции человека . 39 (5): 453–563. дои : 10.1006/jhev.2000.0435 . ПМИД   11102266 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэриан, Кертис; и др. (2007). «Раннее использование человеком морских ресурсов и пигментов в Южной Африке во время среднего плейстоцена» (PDF) . Природа . 449 (7164): 905–908. Бибкод : 2007Natur.449..905M . дои : 10.1038/nature06204 . ПМИД   17943129 . S2CID   4387442 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пауэлл, Адам; и др. (2009). «Демография позднего плейстоцена и внешний вид современного человеческого поведения» (PDF) . Наука . 324 (5932): 1298–1301. Бибкод : 2009Sci...324.1298P . дои : 10.1126/science.1170165 . ПМИД   19498164 . S2CID   206518315 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Премо, Люк; Кун, Стив (2010). «Моделирование влияния местных вымираний на культурные изменения и разнообразие в палеолите» . ПЛОС ОДИН . 5 (12): e15582. Бибкод : 2010PLoSO...515582P . дои : 10.1371/journal.pone.0015582 . ПМК   3003693 . ПМИД   21179418 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, Роберт; Ричерсон, Питер (1988). Культура и эволюционный процесс (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226069333 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Накахаши, Ватару (2013). «Эволюция благоустройства и накопительная культура». Теоретическая популяционная биология . 83 : 30–38. дои : 10.1016/j.tpb.2012.11.001 . ПМИД   23153511 .
  14. ^ Буллер, Дэвид (2005). Адаптация разума: эволюционная психология и настойчивые поиски человеческой природы . ПМИТ Пресс. п. 468 . ISBN  978-0-262-02579-9 .
  15. ^ «80 000-летние бусы проливают свет на раннюю культуру» . Livescience.com. 18 июня 2007 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
  16. ^ «три различные человеческие популяции» . Accessexcellence.org . Проверено 10 сентября 2009 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ши, Джон (2011). «Homo sapiens такой, каким был Homo sapiens». Современная антропология . 52 (1): 1–35. дои : 10.1086/658067 . S2CID   142517998 .
  18. ^ Пайк, Алистер; Стэндиш, Крис (22 мая 2018 г.). «Официально: неандертальцы создали искусство» . САПИЕНС . Проверено 18 марта 2024 г.
  19. ^ Хант, Кэти (2 августа 2021 г.). «Неандертальцы расписывали пещеры в Европе задолго до современных людей» . CNN . Проверено 18 марта 2024 г.
  20. ^ Хандверк, Брайан (21 июня 2023 г.). «Самые старые известные гравюры неандертальцев были запечатаны в пещере 57 000 лет» . Смитсоновский журнал . Проверено 18 марта 2024 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хоффекер, Джон (2009). «Распространение современного человека в Европе» . ПНАС . 106 (38): 16040–16045. Бибкод : 2009PNAS..10616040H . дои : 10.1073/pnas.0903446106 . ПМЦ   2752585 . ПМИД   19571003 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Таттерсолл, Ян (2009). «Происхождение человека: из Африки» . ПНАС . 106 (38): 16018–16021. Бибкод : 2009PNAS..10616018T . дои : 10.1073/pnas.0903207106 . ПМЦ   2752574 . ПМИД   19805256 .
  23. ^ «Языковой ген свергнут с престола» . Журнал «Ученый»® . Проверено 23 января 2023 г.
  24. ^ Пейгель, Марк (24 июля 2017 г.). «Вопросы и ответы: Что такое человеческий язык, когда он развился и почему нас это должно волновать?» . БМК Биология . 15 (1): 64. дои : 10.1186/s12915-017-0405-3 . ISSN   1741-7007 . ПМЦ   5525259 . ПМИД   28738867 .
  25. ^ Либерман, Филип (2007). «Эволюция человеческой речи: ее анатомические и нейронные основы» . Современная антропология . 48 (1): 39–66. дои : 10.1086/509092 . ISSN   0011-3204 . JSTOR   10.1086/509092 . S2CID   28651524 .
  26. ^ Гуди, Джек (1986). Логика письма и организация общества . Исследования в области грамотности, семьи, культуры и государства. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-33962-9 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фоли, Роберт; Лар, Марта (1997). «Технологии режима 3 и эволюция современного человека». Кембриджский археологический журнал . 7 (1): 3–36. дои : 10.1017/s0959774300001451 . S2CID   163040120 .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Д'Эррико, Франческо (2003). «Невидимый рубеж: множественная модель происхождения поведенческой современности». Эволюционная антропология . 12 (4): 188–202. дои : 10.1002/evan.10113 . S2CID   1904963 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хеншилвуд, Кристофер; и др. (2002). «Появление современного человеческого поведения: гравюры среднего каменного века из Южной Африки». Наука . 295 (5558): 1278–1280. Бибкод : 2002Sci...295.1278H . дои : 10.1126/science.1067575 . ПМИД   11786608 . S2CID   31169551 .
  30. ^ Уоттс, И. 2009. Красная охра, роспись тела и язык: интерпретация охры Бломбос. В Р. Боте и К. Найте (ред.), «Колыбель языка». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 62–92.
  31. ^ Мелларс, П.А., К. Бойл , О. Бар-Йосеф и К. Стрингер (редакторы), 2007. Переосмысление человеческой революции: новые поведенческие и биологические взгляды на происхождение и расселение современных людей. Кембридж: Институт археологических исследований Макдональда.
  32. ^ Хеншилвуд, К.С. и Б. Дюбрей, 2009. Чтение артефактов: приобретение языковых навыков из среднего каменного века в Южной Африке. В Р. Боте и К. Найте (ред.), «Колыбель языка». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 41–61.
  33. ^ Бота, Р. и К. Найт (редакторы), Колыбель языка. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  34. ^ Зильян, Дж (2006). «Неандертальцы и современники смешались, и это имеет значение». Эволюционная антропология . 15 (5): 183–195. дои : 10.1002/evan.20110 . S2CID   18565967 .
  35. ^ Шлебуш, Карина М; Мальмстрем, Хелена; Гюнтер, Торстен; Сьёдин, Пер; Коутиньо, Александра; Эдлунд, Ханна; Мунтерс, Ариэль Р; Висенте, Марио; Стейн, Марина; Содиалл, Небеса; Ломбард, Марлиз; Якобссон, Маттиас (2017). «Древние геномы Южной Африки оценивают дивергенцию современного человека от 350 000 до 260 000 лет назад» . Наука . 358 (6363): 652–655. Бибкод : 2017Sci...358..652S . дои : 10.1126/science.aao6266 . ПМИД   28971970 .
  36. ^ Сэмпл, Ян (7 июня 2017 г.). «Самые древние кости Homo sapiens , когда-либо найденные, потрясают основы человеческой истории» . Хранитель . Проверено 7 июня 2017 г.
  37. ^ Циммер, Карл (10 сентября 2019 г.). «Ученые нашли череп предка человечества — на компьютере. Сравнивая окаменелости и компьютерную томографию, исследователи говорят, что реконструировали череп последнего общего предка современных людей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 сентября 2019 г.
  38. ^ Мунье, Орельен; Лар, Марта (2019). «Расшифровка разнообразия гомининов Африки позднего среднего плейстоцена и происхождения нашего вида» . Природные коммуникации . 10 (1): 3406. Бибкод : 2019NatCo..10.3406M . дои : 10.1038/s41467-019-11213-w . ПМК   6736881 . ПМИД   31506422 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сале, Ю.; Хатчингс, ВК; Браун, ДР; Сили, Джей Си; Морган, Ле; Негаш, А.; Атнафу, Б. (2013). Петралья, Майкл Д. (ред.). «Самые ранние снаряды с каменными наконечниками от Эфиопского разлома до >279 000 лет назад» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): e78092. Бибкод : 2013PLoSO...878092S . дои : 10.1371/journal.pone.0078092 . ПМЦ   3827237 . ПМИД   24236011 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чаттерджи, Риту (15 марта 2018 г.). «Ученые поражены инструментами каменного века, которые они нашли в Кении» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 15 марта 2018 г.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йонг, Эд (15 марта 2018 г.). «Культурный скачок на заре человечества. Новые находки из Кении позволяют предположить, что люди использовали торговые сети на большие расстояния, сложные инструменты и символические пигменты еще на заре нашего вида» . Атлантика . Проверено 15 марта 2018 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукс А.С., Йеллен Дж.Э., Поттс Р., Беренсмейер А.К., Дейно А.Л., Лесли Д.Э., Амброуз Ш., Фергюсон Дж.Р., д'Эррико Ф., Зипкин А.М., Уиттакер С., Пост Дж., Витч Э.Г., Фёке К., Кларк Дж.Б. (2018). «Перенос камней на большие расстояния и использование пигментов в раннем среднем каменном веке» . Наука . 360 (6384): 90–94. Бибкод : 2018Sci...360...90B . дои : 10.1126/science.aao2646 . ПМИД   29545508 .
  43. ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; д'Эррико, Франческо; Уоттс, Ян (2009). «Гравировка на охре с уровней среднего каменного века в пещере Бломбос, Южная Африка». Журнал эволюции человека . 57 (1): 27–47. дои : 10.1016/j.jhevol.2009.01.005 . ПМИД   19487016 .
  44. ^ Тексье, П.Дж.; Порраз, Г; Паркингтон, Дж; Риго, JP; Поггенпол, К; Миллер, К; Триболо, К; Картрайт, К; Куденно, А; Кляйн, Р; Стил, Т; Верна, К. (2010). «Традиция Хоуисонс-Порта гравировать контейнеры из скорлупы страусиных яиц, датируемая 60 000 лет назад, в приюте Дипклоф Рок, Южная Африка» . Труды Национальной академии наук . 107 (14): 6180–6185. Бибкод : 2010PNAS..107.6180T . дои : 10.1073/pnas.0913047107 . ПМК   2851956 . ПМИД   20194764 .
  45. ^ Хеншилвуд, Кристофер С .; и др. (2004). «Бусы из ракушек среднего каменного века из Южной Африки». Наука . 304 (5669): 404. doi : 10.1126/science.1095905 . ПМИД   15087540 . S2CID   32356688 .
  46. ^ д'Эррико, Франческо; и др. (2005). «Бусы из ракушек Nassarius kraussianus из пещеры Бломбос: свидетельства символического поведения в среднем каменном веке». Журнал эволюции человека . 48 (1): 3–24. дои : 10.1016/j.jhevol.2004.09.002 . ПМИД   15656934 .
  47. ^ Ванхаерен, Мэриан; и др. (2013). «Мыслящие струны: дополнительные доказательства использования личных украшений в среднем каменном веке в пещере Бломбос, Южная Африка». Журнал эволюции человека . 64 (6): 500–517. дои : 10.1016/j.jhevol.2013.02.001 . ПМИД   23498114 .
  48. ^ Бэквелл, Л; д'Эррико, Ф; Уодли, Л. (2008). «Костяные орудия среднего каменного века из слоев Ховисонс-Порт, пещера Сибуду, Южная Африка». Журнал археологической науки . 35 (6): 1566–1580. Бибкод : 2008JArSc..35.1566B . дои : 10.1016/j.jas.2007.11.006 .
  49. ^ Уодли, Лин (2008). «Индустрия Хауисонс-Порт в пещере Сибуду». Серия Гудвина Южноафриканского археологического общества . 10 .
  50. ^ Ломбард М., Филлипс Л. (2010). «Признаки использования лука и стрел с каменным наконечником 64 000 лет назад в Квазулу-Натале, Южная Африка». Античность . 84 (325): 635–648. дои : 10.1017/S0003598X00100134 . S2CID   162438490 .
  51. ^ Ломбард М (2011). «Стрелы с кварцевыми наконечниками старше 60 тыс. лет назад: дополнительные свидетельства использования из Сибуду, Ква-Зулу-Натал, Южная Африка». Журнал археологической науки . 38 (8): 1918–1930. Бибкод : 2011JArSc..38.1918L . дои : 10.1016/j.jas.2011.04.001 .
  52. ^ Бэквелл, Л; Брэдфилд, Дж; Карлсон, К.Дж.; Джашашвили Т; Уодли, Л; д'Эррико, форвард (2018). «Древность технологии изготовления лука и стрел: свидетельства из слоев среднего каменного века в пещере Сибуду» . Журнал археологической науки . 92 (362): 289–303. дои : 10.15184/aqy.2018.11 . hdl : 11336/81248 .
  53. ^ Ломбард М (2020). «Поперечное сечение кончиков отравленных костяных наконечников стрел из Южной Африки». Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102477. Бибкод : 2020JArSR..33j2477L . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102477 . S2CID   224889105 .
  54. ^ Йеллен, Дж. Э.; А.С. Брукс; Э. Корнелиссен; М. Дж. Мельман; К. Стюарт (28 апреля 1995 г.). «Средний каменный век работал в костной промышленности из Катанды, Верхней долины Семлики, Заир». Наука . 268 (5210): 553–556. Бибкод : 1995Sci...268..553Y . дои : 10.1126/science.7725100 . ПМИД   7725100 .
  55. ^ Браун, Кайл С.; Мэриан, Кертис В.; Херрис, Энди И.Р.; Джейкобс, Зенобия; Триболо, Шанталь; Браун, Дэвид; Робертс, Дэвид Л.; Мейер, Майкл С.; Бернатчес, Дж. (14 августа 2009 г.), «Огонь как инженерный инструмент раннего современного человека», Science , 325 (5942): 859–862, Бибкод : 2009Sci...325..859B , doi : 10.1126/science .1175028 , hdl : 11422/11102 , PMID   19679810 , S2CID   43916405
  56. ^ Браун, Кайл С.; Мэриан, Кертис В.; Джейкобс, Зенобия; Шовилл, Бенджамин Дж.; Эстмо, Симен; Фишер, Эрих К.; Бернатчес, Джоселин; Карканас, Панайотис; Мэтьюз, Таласса (2012). «Ранняя и прочная передовая технология, зародившаяся 71 000 лет назад в Южной Африке». Природа . 491 (7425): 590–3. Бибкод : 2012Natur.491..590B . дои : 10.1038/nature11660 . ПМИД   23135405 . S2CID   4323569 .
  57. ^ Амос, Джонатан (13 октября 2011 г.). «Культурный скачок на заре человечества: обнаружена древняя «фабрика красок»» . Новости Би-би-си . Проверено 13 октября 2011 г.
  58. ^ Вастаг, Брайан (13 октября 2011 г.). «Южноафриканская пещера дает краски с зарождения человечества» . Вашингтон Пост . Проверено 13 октября 2011 г.
  59. ^ Хеншилвуд, Кристофер С.; и др. (2011). «100 000-летняя мастерская по обработке охры в пещере Бломбос, Южная Африка». Наука . 334 (6053): 219–222. Бибкод : 2011Sci...334..219H . дои : 10.1126/science.1211535 . ПМИД   21998386 . S2CID   40455940 .
  60. ^ Шиптон С., д'Эррико Ф., Петралья М. и др. (2018). 78 000-летняя запись инноваций среднего и позднего каменного века в тропическом лесу Восточной Африки. Природные коммуникации
  61. ^ «5 старейших шахт в мире: случайный обзор» . Архивировано из оригинала 5 января 2019 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
  62. ^ Книга рекордов Гиннеса (10 сентября 2015 г.). Книга рекордов Гиннеса 2016 . Книги рекордов Гиннесса. п. 27. ISBN  978-1-910561-03-4 .
  63. ^ Сале Ю., Брукс А.С. (2019). «Оценка сложных снарядов в раннем позднем плейстоцене в Адуме, Эфиопия» . ПЛОС ОДИН . 14 (5): e0216716. Бибкод : 2019PLoSO..1416716S . дои : 10.1371/journal.pone.0216716 . ПМК   6508696 . ПМИД   31071181 .
  64. ^ Уиллман, Дж. К.; Эрнандо, Р.; Мату, М.; Кревекёр, И. (2020). «Биокультурное разнообразие в Африке позднего плейстоцена / раннего голоцена: биологическое родство Олдувайского гоминида 1 (Танзания) и преднамеренная модификация тела» (PDF) . Американский журнал физической антропологии . 172 (4): 664–681. дои : 10.1002/ajpa.24007 . ПМИД   31944279 . S2CID   210331198 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йорис, Олаф; Стрит, Мартин (2008). «В конце 14 века мы масштабировали летопись среднего и верхнего палеолита Западной Евразии». Журнал эволюции человека . 55 (5): 782–802. дои : 10.1016/j.jhevol.2008.04.002 . ПМИД   18930513 .
  66. ^ Аникович, М.; и др. (2007). «Ранний верхний палеолит в Восточной Европе и последствия для расселения современного человека». Наука . 315 (5809): 223–226. Бибкод : 2007Sci...315..223A . дои : 10.1126/science.1133376 . ПМИД   17218523 . S2CID   21428180 .
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абадиа, Оскар Моро; Гонсалес Моралес, Мануэль Р. (2010). «Переосмысление неандертальцев и искусства: альтернативная интерпретация многовидовой модели происхождения поведенческой современности». Оксфордский журнал археологии . 29 (3): 229–243. дои : 10.1111/j.1468-0092.2010.00346.x .
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нортон, Кристофер; Джин, Дженни (2009). «Эволюция современного человеческого поведения в Восточной Азии: современные перспективы». Эволюционная антропология . 18 (6): 247–260. дои : 10.1002/evan.20235 . S2CID   54836302 .
  69. ^ Лю, Ву; и др. (2010). «Человеческие останки из Жирендуна, Южный Китай, и появление современного человека в Восточной Азии» . ПНАС . 107 (45): 19201–19206. Бибкод : 2010PNAS..10719201L . дои : 10.1073/pnas.1014386107 . ПМК   2984215 . ПМИД   20974952 .
  70. ^ Нортон, Кристофер; Бэ, К. (2008). «Линия Мовиуса в широком смысле (Нортон и др., 2006) далее оценена и определена». Журнал эволюции человека . 55 (6): 1148–1150. дои : 10.1016/j.jhevol.2008.08.003 . ПМИД   18809202 .
  71. ^ Лисетт, Стивен; Нортон, Кристофер (2010). «Демографическая модель технологической эволюции палеолита: пример Восточной Азии и линии Мовиуса». Четвертичный интернационал . 211 (1–2): 55–65. Бибкод : 2010QuInt.211...55L . дои : 10.1016/j.quaint.2008.12.001 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75194de6d1de8d7fb0ebce05d5b625fd__1720413960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/fd/75194de6d1de8d7fb0ebce05d5b625fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Behavioral modernity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)