Jump to content

Социальное обучение у животных

Социальное обучение – это обучение, которому способствует наблюдение или взаимодействие с другим животным или его продуктами. [1] Социальное обучение наблюдалось у различных таксонов животных . [2] [3] например , насекомые , [4] рыба , [5] птицы , [6] рептилии , земноводные [7] и млекопитающие (включая приматов [8] ).

Социальное обучение фундаментально отличается от индивидуального обучения или асоциального обучения, которое включает в себя обучение соответствующим реакциям на окружающую среду посредством опыта, проб и ошибок. [9] Хотя асоциальное обучение может привести к получению достоверной информации, ее получение часто обходится человеку дорого. [10] Таким образом, люди, которые могут извлечь выгоду из информации, полученной другими людьми, могут получить преимущества в фитнесе. [10] Однако, поскольку социальное обучение основано на действиях других, а не на прямом контакте, оно может быть ненадежным. Это особенно актуально в переменных средах, где подходящее поведение может часто меняться. Следовательно, социальное обучение наиболее полезно в стабильной среде, в которой хищники, пища и другие стимулы вряд ли быстро меняются. [11]

Когда социальному обучению активно способствует опытный человек, оно классифицируется как обучение . Механизмы непреднамеренного социального научения связаны прежде всего с психологическими процессами наблюдателя, тогда как процессы обучения связаны конкретно с деятельностью демонстратора. [1] [12] Изучение механизмов передачи информации позволяет исследователям лучше понять, как животные принимают решения, наблюдая за поведением других и получая информацию. [1]

Механизмы социального обучения

[ редактировать ]

Социальное обучение происходит, когда один человек влияет на обучение другого посредством различных процессов. При местном улучшении и предоставлении возможностей внимание человека привлекается к конкретному месту или ситуации. [1] При усилении стимула, подражании, наблюдении наблюдатель изучает взаимосвязь между стимулом и результатом, но не копирует напрямую поведение опытного человека. Подражая, наблюдатель напрямую копирует поведение животного, чтобы выполнить новую задачу. При эмуляции наблюдатель узнает цель на основе поведения наблюдаемого животного и стремится достичь тех же результатов, не выполняя при этом все одни и те же шаги. Все эти механизмы возможны благодаря непреднамеренному социальному обучению без активной помощи со стороны опытного человека. [1] Когда человек более активно влияет на поведение другого посредством любого из этих механизмов, он становится учителем. [1]

Локальное улучшение

[ редактировать ]
Самец гуппи

При локальном улучшении демонстратор привлекает внимание наблюдателя к определенному месту. [1] Одно плодотворное исследование с гуппи ( Poecilia reticulata ) продемонстрировало, как локальное усиление влияет на поведение при поиске пищи. [13] Неподготовленным взрослым самкам гуппи (наблюдателям) был предоставлен пятидневный опыт плавания с рыбами-демонстраторами, обученными выбирать один из двух эквивалентных путей к пище. Когда этих наблюдателей позже изолировали, они предпочли использовать маршрут, которым следовали их демонстранты. Эти результаты показывают, что гуппи узнают о своей местной среде посредством механизма социального обучения местного улучшения. [12]

Также наблюдалось локальное усиление передачи информации о кормлении среди птиц, крыс и свиней. [3]

Возможность предоставления

[ редактировать ]

Предоставление возможностей — это механизм социального обучения, при котором опытный человек ставит наблюдателя в ситуацию, которая облегчает приобретение знаний или новых навыков. [1] Хорошо известным примером непреднамеренного предоставления возможностей является передача пищевого поведения у черных крыс ( Rattus rattus ). Одно пилотное исследование показало, что черные крысы, живущие в лесах Палестины, предпочитают питаться сосновыми шишками, а не другими свежими фруктами и растительностью поблизости. Эти крысы также методично сдирали сосновые шишки, а не грызли их беспорядочно. [14] Чтобы определить, как развивались эти пищевые предпочтения, исследователи давали наивным взрослым черным крысам свежие сосновые шишки в неволе и наблюдали за их поведением. После трех месяцев экспериментов они обнаружили, что ни одна из крыс не смогла успешно открыть сосновые шишки, а вместо этого бессистемно и неэффективно пыталась ими питаться. [15] В дальнейших экспериментах крысам разрешили наблюдать за опытными особями, открывающими сосновые шишки, но они все еще не могли освоить навык снятия сосновых шишек. В конце концов, исследователи определили, что наивные взрослые крысы могут научиться эффективно снимать сосновые шишки, если им предоставить уже частично содранные шишки. Это согласуется с предоставлением возможностей, поскольку опытные особи непреднамеренно предоставляют наивным крысам частично лишенные колбочки, которые облегчают их обучение, не изменяя поведения опытных крыс. [1]

Было также обнаружено, что предоставление возможностей важно для приобретения шимпанзе навыков использования инструментов , при этом мать шимпанзе может способствовать развитию у своего потомства техники раскалывания орехов, оставляя «молоток» из твердой древесины или камней и орехов в гнездо. Таким образом, младенцу дается возможность использовать молоток в «правильном» контексте. Мать-шимпанзе может предоставить такую ​​возможность неосознанно или активно, в зависимости от ситуации. [16]

Усиление стимула и обусловленность наблюдением

[ редактировать ]

При усилении стимула демонстратор подвергает наблюдателя воздействию определенного стимула, в результате чего наблюдатель узнает взаимосвязь между стимулом и его результатом. [1] Исследование, изучающее усиление стимула у серых гусей ( Anser anser ), показало, что люди, которые ранее наблюдали, как человек открывает коробку, предпочитают тратить больше времени на изучение коробки и попытки открыть ее методом проб и ошибок. Эти гуси также более успешно открывали коробку по сравнению с контрольными гусями, которые ранее не видели, как человек открывает коробку. [17]

Одна взрослая самка и один молодой макак-резус.

Наблюдение – это явление, похожее на усиление стимула. При наблюдении поведение демонстратора знакомит учащегося с новыми отношениями между стимулами, о которых он ранее не знал, и заставляет учащегося формировать ассоциацию между ними. [1] В эксперименте с макаками-резусами ( Macaca mulatta ) у молодых обезьян, которые наблюдали, как их родители боязливо реагировали на модель змей, также развился страх перед змеями без прямого контакта. Спустя три месяца макаки-наблюдатели по-прежнему демонстрировали сильную реакцию страха по отношению к змеям, что позволяет предположить, что у них сформировалась прочная связь, просто наблюдая за поведением своих родителей. [18] Другой пример — то, как черные дрозды учатся распознавать хищников; они наблюдают, как другие птицы нападают на незнакомые объекты, которых они раньше не видели. [19]

Имитация и подражание

[ редактировать ]
Орангутан ест кокос

Хотя точное определение имитации является предметом споров в научной литературе, в целом, при имитации учащийся наблюдает уникальное действие, выполняемое демонстратором, и учится воспроизводить поведение с обнаруживаемым соответствием поведения. (Это отличается от «копирования», при котором учащийся воспроизводит то же действие, но выполняется другой частью тела, например, вместо правой используется левая лапа.)

Эмуляция похожа на имитацию в том смысле, что после наблюдения за взаимодействием демонстратора с объектами в его среде наблюдатель с большей вероятностью будет действовать так, чтобы вызвать аналогичный эффект на эти объекты, но не обязательно с помощью того же метода. [1] Например, эмуляция может включать в себя использование инструмента для достижения такой цели, как добыча пищи, недоступной иначе, после наблюдения за тем, как другой выполняет такую ​​задачу, но использует инструмент иным способом, чем модель. Термин «эмуляция» охватывает целый ряд различных процессов социального обучения, включая воспроизведение движения объектов, эмуляцию конечного состояния и обучение доступности. [20] Реконструкция движения объекта — это извлечение и копирование определенных этапов процесса модели, перемещающей объект. Эмуляция конечного состояния — это копирование результатов действий модели с использованием собственных уникальных средств наблюдателя. Обучение доступности связано с идеей, что наблюдатель может получить информацию о физических свойствах окружающей среды и объектов внутри нее и о том, как они могут взаимодействовать, а затем использовать эту информацию для выполнения задачи.

Одним из ключевых различий между имитацией и подражанием является точность копирования. Высокая точность связана с имитацией. В исследованиях, сравнивающих поведение шимпанзе и человеческих детей, человеческие дети, как правило, демонстрировали высокую точность подражания, что можно даже считать «чрезмерным подражанием». Между тем, реакции шимпанзе больше зависели от контекста, например, от причинной значимости действий. [21] [22] Сообщается, что точность копирования и передачи поведения играет роль в культурной передаче, поэтому понимание точности копирования у животных, кроме человека, может быть важным для понимания их способности к культурной передаче и кумулятивной культуре.

Большая часть исследований по подражанию и подражанию на животных была сосредоточена на приматах из-за их развитых когнитивных способностей и эволюционной близости к человеку. Примеры исследований, изучавших эти способности и тенденции у приматов, перечислены в таблице в разделе «Исследования подражания и подражания у приматов» ниже.

Помимо перечисленных исследований, в натуралистической среде имитационное обучение наблюдается у многих видов животных. Многие виды певчих птиц изучают свои песни путем подражания, и была выдвинута гипотеза, что понимание шимпанзе намеренности действий других членов социальной группы влияет на их подражательное поведение. [23]

Имитация пения птиц

[ редактировать ]

Часто изучаются различия в запоминании криков певчих птиц как признак, выбранный половым путем. Лахти и др. провели исследование на болотных воробьях ( Melospiza georgiana ), в ходе которого молодые воробьи подвергались воздействию моделей песен с контролируемой частотой трелей. [24] Более высокую частоту трелей труднее исполнять, и поэтому они, вероятно, более желательны при исполнении пения птиц. При воздействии низкопроизводительных моделей было обнаружено, что воробьи-обучающиеся жертвовали точностью имитации ради более высоких результатов, в то время как при воздействии высокопроизводительных моделей имитация была очень точной. Исследователи предполагают, что это исследование может дать представление о том, как поведение, приобретенное путем подражания, все еще может быть выбрано в зависимости от уровня производительности.

Сьюэлл исследовал различия в выученных песнях птиц в связи с социальным и генетическим смешением семейств красных клестов ( Loxia curvirostra ). [25] При передаче приемным родителям было показано, что молодые клесты будут имитировать определенные вариации криков своих приемных родителей. Таким образом, была выдвинута гипотеза, что такие особенности криков могут помочь в создании семейной сплоченности и что, когда такие варианты криков передаются из поколения в поколение, эти варианты являются прямыми сигналами генетической и семейной истории клеста.

Макдугалл-Шеклтон резюмировал исследования, которые предполагают, что стрессоры развития влияют на обучение пению птиц, и что такие расхождения в криках могут быть идентифицированы и отобраны у некоторых видов птиц. [26] Он предполагает, что, хотя многие исследования показали, что некоторые виды певчих птиц предпочитают песенный диалект своей местности, в настоящее время недостаточно данных, объясняющих, почему это так. Утверждалось, что на это предпочтение могут влиять генетические факторы, а также социальное обучение. [27] В этом исследовании три отдельные группы домашних вьюрков ( Carpodacus mexicanus ), выращенных в лаборатории, выращивали, слушая местный песенный диалект, иностранный песенный диалект или не слушая песни. Во взрослом возрасте все зяблики проявляли сексуальное предпочтение к местному диалекту, что указывает на унаследованный компонент предпочтения песен.

Визуальная имитация поведения

[ редактировать ]

Голуби могут научиться поведению, которое приведет к вручению награды, наблюдая за голубем-демонстратором. [28] Голубя-демонстратора обучали клевать панель в ответ на один стимул (например, красный свет) и прыгать на панель в ответ на второй стимул (например, зеленый свет). После того как у голубя-демонстратора было установлено умение выполнять эту задачу, других голубей-учеников поместили в камеру наблюдения с видеонаблюдением. После каждого второго наблюдаемого испытания этих голубей-обучающихся по отдельности помещали в ящик для голубей-демонстраторов и проводили тот же тест. Голуби-ученики продемонстрировали компетентное выполнение задания, и, таким образом, был сделан вывод, что голуби-ученики во время наблюдения сформировали ассоциацию ответ-результат. Однако исследователи отметили, что альтернативная интерпретация этих результатов может заключаться в том, что голуби-обучающиеся вместо этого приобрели ассоциации «результат-реакция», которые определяли их поведение, и что необходимо дальнейшее тестирование, чтобы установить, является ли это действительной альтернативой.

Эффективность открытия искусственного плода после просмотра демонстратора была протестирована на группах взрослых макак с косичками ( Macaca nemestrina ) и сравнена со взрослыми людьми. [29] У макак были слабые признаки имитационного обучения по сравнению со взрослыми людьми. Была выдвинута гипотеза, что, поскольку макаки были взрослыми, они с меньшей вероятностью подражали, чем молодые обезьяны, поскольку точное подражание может быть адаптацией, более полезной для молодых особей.

Механизмы имитационного обучения

[ редактировать ]

Механизмы, поддерживающие имитационное обучение, изучались на неврологическом уровне. Робертс и др. провел исследование на зебровых амадинах ( Taeniopygia Guttata ), в ходе которого было изучено значение нейронных моторных цепей в обучении пению птиц. [30] Если премоторное ядро ​​было повреждено, когда молодой вьюрок учил песню старшего вьюрка, песня не копировалась. Изображения зяблика, подвергающегося различным нейронным манипуляциям, показали, что премоторные цепи помогают кодировать информацию о песнях.

Зеркальные нейроны в мозгу приматов служат связующим звеном между визуальным наблюдением и двигательными представлениями. [31] Эти специальные нейроны, первоначально обнаруженные в области F5 вентральной премоторной коры обезьян, активируются, когда человек выполняет определенное действие и когда этот человек наблюдает, как другой человек (человек или обезьяна) выполняет аналогичное действие. Феррари, Бонини и Фогасси [32] работал над объяснением того, как структура зеркальных нейронов может учитывать имитацию множества явлений различной сложности и когнитивных требований; они предложили «путь прямого зеркала» для более раннего, более автоматического подражания и «путь непрямого зеркала», который кажется важным для более сложного и эффективного подражательного поведения.

Поведенческие механизмы также были изучены. Сесилия Хейес из Оксфордского университета утверждает, что механизмы, лежащие в основе социального обучения как у людей, так и у нелюдей, аналогичны механизмам несоциального обучения. [33] Таким образом, обучение через наблюдение становится социальным только тогда, когда факторы восприятия, внимания и мотивации фокусируются на других организмах посредством генетических сил или сил развития.

Исследования подражания и эмуляции у приматов

[ редактировать ]

При рассмотрении подражания и подражания у животных, кроме человека , большая часть исследований была сосредоточена на наличии или отсутствии этих способностей у приматов. В таблице ниже представлен обзор области исследований, связанных с возможным подражанием и подражанием у приматов.

Вероятный механизм обучения Положительная или отрицательная поддержка Род Поведение(я) Цитирование
Имитация Позитивный Понго ( Орангутан ) Имитация поцелуя Абель (1818) [34]
Копаем лопатой Фернесс (1916) [35]
Подъемная крышка канализационного бака Йеркс и Йеркс (1927)
Строительство гнезд, особенности питания. Харрисон (1960) [36]
Инструменты для отслаивания камня Райт (1972) [37]
Использование инструмента Точилка (1982) [38]
Макака (Макака) Открытие устриц с помощью камней Плотник (1887) [39]
Вытягивание пробки, нажатие рычага, открытие коробки Киннаман (1902) [40]
Ботаническая коллекция (помощник экспериментатора) Рам (1955) [41]
Мытье картофеля, забрасывание риса, употребление карамели. Иманиши (1957) [42]
Прыжок через барьер, чтобы избежать поражения электрическим током Пресли и Риопель (1959) [43]
Реакция страха Миллер и др. (1959) [44]
Бросать инструмент в недосягаемую еду Бек (1976) [45]
Достаём еду металлическими стержнями Андерсон (1985) [46]
Боязнь змей Кук и др. (1985) [47]
Пан (особенно шимпанзе ) Открытие дверей, ключи в замках, регулировка подачи воды с помощью рычага, мытье пола, подметание метлой. Ротман и Тойбер (1915) [48]
Открытие часов Пастух (1915) [49]
Копать лопатой, завинчивать шурупы, чистить, подметать. Фернесс (1916) [35]
Вытирать нос платком, забивать гвозди, шить. Шик (1923) [50]
Используя кисть, складывайте коробки, чтобы достать банан. Колер (1925) [51]
Стирка одежды Киртон (1925) [52]
Расчесывать волосы, открывать шкафы. Келлог и Келлог (1933) [53]
Плевки, имитирующие мимику Йеркс (1943) [54]
Расчесывание волос, нанесение помады, чистка зубов, заточка карандашей. Хейс (1951) [55]
Имитация по команде Хейс и Хейс (1951) [56]
Решение задач с клюшкой и туннелем, решение задач с клюшкой и веревкой, метание мяча Хейс и Хейс (1952) [57]
Похлопывание по голове, хлопанье в ладоши, высунутый язык Хейс и Хейс (1953) [58]
Термитная рыбалка ван Лавик-Гудолл (1973) [59]
Раскалывание орехов камнями, приемы достижения нижних ветвей деревьев. Сугияма и Коман (1979) [60]
Хромая походка Де Ваал (1982) [61]
Выбор вида муравьев Нисида и Хираива (1982) [62]
Раскалывание грецких орехов камнями Сумита и др. (1985) [63]
Язык жестов Фаутс и др. (1989) [64]
Начало игры путем подбрасывания фишек Томаселло и др. (1989) [65]
Запускайте свет или звук, используя голову, ногу или сидя (большая имитация при наблюдении заключалась в том, чтобы руки были свободны и совершались неограниченные действия) Буттельманн и др. (2007) [66]
Имитация действий Карраско и др. (2009) [67]
Горилла Соответствие настроению и игровому поведению Плотник (1937) [68]
Папио (павиан) Копание в определенных местах Холл (1963) [69]
Растрескивание фруктов косточками Марэ (1969) [70]
Рыбалка Гамильтон и Тилсон (1985) [71]
Ателес (Обезьяна-паук) Класть что-либо в рот, звонить в колокольчик, рассматривать предмет, взаимодействовать с ведром. Шевалье-Скольников (1989) [72]
Себус (Капуцин) Стучать предметами, ставить ванну в ров, накидывать тряпку на ветку. Шевалье-Скольников (1989) [72]
Отрицательный Себус Открытие коробки Торндайк (1901) [73]
Раскалывать орехи Антинуччи и Визалберги (1986) [74]
Раскалывать орехи Визалберги (1987) [75]
Поиск сиропа Вестергаард и Фрагази (1987) [76]
Решение головоломок Адамс-Кёртис (1987) [77]
Перемещение награды в трубке Визалберги и Тринка (1987) [78]
Раскалывание орехов, перемещение награды в трубке с помощью палки Фрагази и Визалберги (1989) [79]
Папиозе Достаём еду с помощью инструмента Бек (1972) [80]
Макака Дотягивание до сковороды с помощью палки Бек (1974) [81]
Эмуляция Позитивный Пан (особенно шимпанзе ) Достаём еду с помощью инструмента Томаселло и др. (1987) [82]
Достаём еду с помощью инструмента Нагель и др. (1993) [83]
Отверстие трубки Колл и др. (2005) [21]
Доступ к еде из коробки-головоломки (в ясном состоянии, когда можно наблюдать причинно-следственные и нерелевантные шаги) Хорнер и Уайтен (2005) [22]
Помещать Достаём еду с помощью инструмента Колл и Томаселло (1994) [84]

На разных этапах жизни

[ редактировать ]

Крысы используют социальное обучение в самых разных ситуациях, но, возможно, особенно при формировании пищевых предпочтений. Изучение подходящих продуктов питания можно разделить на четыре жизненных этапа. [85]

  • До рождения: внутриутробно эмбрионы крыс обнаруживают частицы, несущие запах, которые поступают из рациона матери и проникают через плацентарный барьер. Вскоре после рождения новорожденные крысы положительно реагируют на эти продукты.
  • Во время кормления грудью: Кормящие крысы получают информацию о диете своей матери через ее молоко. Они предпочитают продукты, которые она ела во время лактации.
  • Отлучение от груди: Когда молодые крысы отнимаются от груди и впервые едят твердую пищу, они используют взрослых крыс в качестве ориентиров. Они добывают корм там, где добывают пищу взрослые особи, или там, где взрослые особи ранее пометили запах.
  • Подростковый возраст и взрослая жизнь. Когда крысы добывают пищу самостоятельно, на их выбор пищи влияют социальные взаимодействия, которые могут происходить вдали от мест добычи пищи. Они чувствуют запах пищи на шерсти, усах и особенно на дыхании других крыс и категорически предпочитают пищу, которую эти крысы ели ранее.

Обучение

[ редактировать ]

Многие механизмы, участвующие в непреднамеренном социальном обучении, также используются во время обучения; различие проводится на основе роли демонстратора. С точки зрения ученика, обучение было бы идентично его эквиваленту непреднамеренного социального обучения, но при обучении наставник активно демонстрирует модель поведения или привлекает внимание к месту с специфической функцией передачи информации ученику. Чтобы квалифицироваться как «учитель», человек должен соответствовать трем критериям: он меняет свое поведение только в присутствии наивного наблюдателя, он несет при этом определенные издержки (или, по крайней мере, никакой выгоды), и наивный наблюдатель приобретает знания или навыки более быстро и эффективно, чем это могло бы быть в противном случае. [86] Все эти критерии редко встречаются у животных, и лишь недавно были адекватно описаны убедительные примеры. [12] До сих пор не было окончательно доказано, что большинство выявленных примеров соответствуют всем критериям и в первую очередь служат основанием для предположения о том, что обучение может осуществляться, одновременно признавая необходимость дальнейших исследований. [12]

Взрослые косатки ( Orcinus orca хищной технике « выбрасывания на мель ». ) обучают своих детенышей [87] Выбрасывание на берег в таких обстоятельствах — это поведение, при котором кит временно бросается на берег, чтобы добраться до добычи на суше недалеко от береговой линии. Было замечено, что взрослые киты помогают молодым особям во многих аспектах такого поведения, толкая их вверх и вниз по пляжу, направляя их к добыче и вмешиваясь, когда молодые особи оказываются в опасности. Взрослые практикуют такое поведение только с явно наивными подростками. Они более успешны при охоте в одиночку, чем при обучении молоди, но тематические исследования показывают, что молодые особи, обученные технике вытаскивания на берег взрослыми, могут освоить ее более чем на год раньше, чем их необученные сверстники.

Коучинг, по-видимому, встречается и у других видов. У домашних цыплят взрослые куры поощряют выбор безопасной пищи, реагируя повышенным клеванием и царапаньем вкусной пищи, когда цыплята потребляют явно неприятную пищу. [88]

Предоставление возможностей

[ редактировать ]
Взрослые сурикаты ищут добычу.

взрослые сурикаты ( Suricata suricatta ) обучают щенков основным навыкам обращения с добычей. Было показано, что [89] Сурикаты часто поедают опасную добычу (например, ядовитых скорпионов), которую неопытные детеныши не могут безопасно подчинить и съесть без помощи пожилых особей. Взрослые демонстрируют обучающее поведение только в ответ на призывы щенка просить милостыню, а взрослые изменяют свое конкретное обучающее поведение в зависимости от возраста щенка, просящего милостыню (оказывая больше помощи более молодым, предположительно менее опытным щенкам). В некоторых случаях предоставление добычи детенышам обходится взрослым особям дорого. Щенки изначально не могут найти и съесть какую-либо собственную добычу и быстрее приобретают хищные способности, обучаясь у «учителя», что позволяет предположить, что обучение взрослых способствует как скорости, так и эффективности приобретения навыков.

Другие виды, по-видимому, аналогичным образом обучают своих детенышей, снабжая их ослабленной или иным образом покоренной добычей. И у гепардов , и у домашних кошек взрослые особи ловят живую добычу и транспортируют ее обратно к детенышам, позволяя детенышам учиться и практиковать охотничьи навыки. [12]

Использование локального улучшения

[ редактировать ]
Ведущий рабочий (слева) вернулся в гнездо и ведет оставшихся рабочих обратно к источнику пищи бегом в тандеме.

Тандемный бег муравьев . доказывает, что обучение может происходить даже без большого мозга со сложными когнитивными способностями [90] Такое поведение демонстрирует муравей, который нашел источник пищи, чтобы направить наивного муравья в нужное место. Ведущий муравей продолжает тандемный бег только в том случае, если следующий муравей часто постукивает по телу лидера, показывая, что лидер (учитель) меняет свое поведение в присутствии наивного ведомого. Бег в тандеме, по-видимому, требует значительных затрат для лидера, замедляя его скорость до ¼ от той, которая была бы при беге в одиночку. Но польза очевидна: данные свидетельствуют о том, что последователи находят еду гораздо быстрее, бегая в тандеме, чем в одиночку.

Другие свидетельства обучения посредством местного улучшения можно увидеть у множества видов. У пчел знающие рабочие исполняют танец виляния , чтобы направить наивных рабочих к определенному источнику пищи. [12] Этот танец дает информацию о направлении, расстоянии и качестве источника пищи. У обезьян-каллитрихид взрослые особи издают звуки «предложения еды» только в присутствии детенышей, которые, по-видимому, указывают на наличие еды или обнаружение скрытой добычи. [12]

Актуальность социального обучения

[ редактировать ]

Социальное обучение является полезным средством сбора информации, если асоциальное обучение особенно дорогостоящее и увеличивает риск хищничества, паразитизма или ненужных затрат энергии. В сценариях такого типа социальные обучающиеся могут наблюдать за поведением опытного человека. Это позволяет наблюдателю получать информацию об окружающей среде, не подвергаясь индивидуальному риску. [10]

Узнаем о хищниках

[ редактировать ]

Животное обычно узнает своих естественных хищников на основе непосредственного опыта. Таким образом, обучение хищников обходится очень дорого и увеличивает риск нападения хищников для каждой особи. В сценариях группового обучения несколько членов могут испытать опасность нападения хищников и передать это приобретенное узнавание хищника всей группе. Следовательно, при будущих столкновениях вся группа сможет распознать угрозу нападения хищников и отреагировать соответствующим образом. Этот метод социального обучения был продемонстрирован на примере группового моббинга у обыкновенного черного дрозда ( Turdus merula ). Группы черных дроздов с большей вероятностью нападали на объект, если член группы ранее был приучен распознавать в нем хищника. [19] Такое поведение также было зарегистрировано у гуппи: наивные гуппи из среды с меньшим количеством естественных хищников значительно улучшили свое поведение против хищников, когда их поместили в группу с гуппи из среды с высоким уровнем хищничества. [91]

Рыжие белки более успешно раскрывают орехи после наблюдения за опытной особью.

Знакомство с выводковыми паразитами

[ редактировать ]

Изучение выводковых паразитов на основе непосредственного опыта также может быть дорогостоящим и подверженным ошибкам. Птицы могут активно защищаться от выводкового паразитизма, исходящего от кукушек и коровьих птиц , с помощью различных моделей поведения, в том числе уличной толпы, и этому тоже можно научиться социально. Например, исследование евразийских камышовок ( Acrocephalus scirpaceus ) показало, что люди, наблюдавшие за соседями, толпой обыкновенных кукушек ( Cuculus canorus ), впоследствии с большей вероятностью нападали на кукушек, но не на безобидных представителей контрольной группы. [92] Эти результаты показывают, что социальное обучение обеспечивает механизм, с помощью которого хозяева могут быстро повысить защиту своего гнезда от выводковых паразитов, что позволяет хозяевам отслеживать мелкомасштабные пространственно-временные вариации локального риска паразитизма выводков. [93]

Изучение возможностей добычи пищи

[ редактировать ]

Социальное обучение также предоставляет людям информацию об источниках пищи в окружающей среде. Сюда может входить информация о том, где найти еду, что и как есть. В животном мире есть несколько примеров, когда животные используют социальное обучение для поиска пищи. [3] Например, птицы с большей вероятностью будут добывать корм в местах, где они уже видят кормящихся птиц. [3] Норвежская крыса ( Rattus norvegicus ) также использует социальное обучение для поиска источников пищи. Взрослые крысы оставляют сенсорные следы к источникам пищи и обратно, по которым предпочитают следовать наивные детеныши. [94] Животные также могут научиться тому, что есть, посредством социального обучения с сородичами. Экспериментальное отличие вредных продуктов от съедобных может быть опасным для наивного человека; однако неопытные люди могут избежать этих затрат, наблюдая за пожилыми людьми, которые уже приобрели эти знания. Например, некоторые виды птиц будут избегать еды, если увидят, что ее ест другая особь, и заболеют. [3] [95] Наблюдение также может научить наблюдателя тому, как есть определенные продукты. красные белки ( Sciurus vulgaris ) более успешно раскрывают орехи гикори после того, как наблюдали, как более опытные белки открывают орехи. Было показано, что [3]

Неадаптивные примеры социального обучения

[ редактировать ]
В то время как приспособленность асоциальных учащихся остается относительно неизменной независимо от частоты занятий, приспособленность социальных учащихся выше, когда они относительно редки в популяции. Пригодность социальных учащихся снижается по мере увеличения их частоты.

Социальное обучение не обязательно означает, что передаваемое поведение является наиболее эффективной реакцией на стимул. Если социально усвоенное поведение требует ненужной энергии и существует более эффективная стратегия, которая не используется, использование социального обучения неадекватно. Это было экспериментально продемонстрировано на гуппи. После того, как группу гуппи обучили плавать более энергозатратным маршрутом к пище, к группе добавили наивных гуппи. Эти новые члены с большей вероятностью последуют за большей группой, даже если им будет предоставлен более короткий и эффективный маршрут; однако, если наивных гуппи не знакомили с обученными особями, они предпочитали использовать более эффективный путь к источнику пищи. [96] Было показано, что норвежские крысы отказываются от ранее приобретенных индивидуально привычек из-за действий сородичей. Крысы модифицировали устоявшееся отвращение к определенным продуктам питания, если наблюдали, как представители их вида едят те же продукты. Если это предыдущее отвращение было сформировано по адаптивным причинам (т. е. пища была бедна питательными веществами), возврат к потреблению этого источника пищи мог бы снизить физическую форму человека. [97] Более теоретически, социальное обучение может стать неадаптивным после определенного момента в популяциях животных. Если в конкретной группе больше социальных учащихся, чем асоциальных, информация, передаваемая между людьми, с меньшей вероятностью будет надежной. Это может привести к неадаптивной передаче информации социальным учащимся, снижая приспособленность социальных учащихся по сравнению с асоциальными учащимися. Следовательно, социальное обучение является адаптивной стратегией только в том случае, если количество отдельных учащихся равно или превышает количество социальных учащихся. [98] [99]

Местные традиции

[ редактировать ]

Когда многие люди, проживающие на одной территории, используют социальное обучение, могут формироваться местные традиции и культурная передача происходить . Эти приобретенные поведенческие комплексы, общие для отдельных людей, появляются в популяции поколение за поколением и сохраняются в поведенческом репертуаре отдельных организмов даже после удаления из непосредственной ситуации обучения. [100] Один из наиболее широко известных примеров традиции у животных можно найти у певчих птиц, у которых один и тот же образец песни передается из поколения в поколение посредством голосовой имитации. [100] Даже «чужие» типы слогов, не произведенные их биологическими родителями, могут быть выучены зябликами , выращенными приемными канарейками в лаборатории. [100]

Если ошибки копирования являются обычным явлением или если каждый наблюдатель добавляет индивидуально изученные модификации к новой модели поведения, устойчивые традиции вряд ли разовьются и сохранятся с течением времени. [88] Однако, даже если традиции больше не адаптивны, они могут передаваться по наследству, если люди учатся в первую очередь путем наблюдения за опытными людьми, а не с помощью асоциальных методов обучения. Это наблюдалось у гуппи в лаборатории, в примере группового поиска пищи, описанном выше . Даже когда изначально обученные гуппи-основатели были удалены из группы и присутствовали только изначально наивные особи (обученные основателями), традиция сохранялась, и новые гуппи прошли дорогостоящий путь. [96] Социальное изучение более дорогостоящего маршрута также привело к более медленному изучению более эффективного маршрута, когда он был впоследствии представлен, что позволяет предположить, что даже неадаптивные стратегии могут быть изучены социально и включены в местные традиции.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хоппитт, Уильям; Лаланд, Кевин Н. (2013). Социальное обучение: введение в механизмы, методы и модели . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-4650-4 . [ нужна страница ]
  2. ^ Галеф, Беннетт Г.; Лаланд, Кевин Н. (2005). «Социальное обучение животных: эмпирические исследования и теоретические модели» . Бионаука . 55 (6): 489. doi : 10.1641/0006-3568(2005)055[0489:SLIAES]2.0.CO;2 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Галеф, Беннетт Г.; Жиральдо, Люк-Ален (2001). «Социальные влияния на добывание пищи у позвоночных: причинные механизмы и адаптивные функции». Поведение животных . 61 (1): 3–15. дои : 10.1006/anbe.2000.1557 . ПМИД   11170692 . S2CID   38321280 .
  4. ^ Алем, Сильвен; Перри, Клинт Дж.; Чжу, Синфу; Лукола, Олли Дж.; Ингрэм, Томас; Совик, Эйрик; Читтка, Ларс (04 октября 2016 г.). «Ассоциативные механизмы обеспечивают социальное обучение и культурную передачу насекомого дергания за ниточки» . ПЛОС Биология . 14 (10): e1002564. дои : 10.1371/journal.pbio.1002564 . ISSN   1545-7885 . ПМК   5049772 . ПМИД   27701411 .
  5. ^ Браун, Кулум; Кевин Лаланд (2003). «Социальное обучение рыб: обзор». Рыба и рыболовство . 4 (3): 280–288. дои : 10.1046/j.1467-2979.2003.00122.x .
  6. ^ Слагсвольд, Торе ; Вибе, Карен Л. (12 апреля 2011 г.). «Социальное обучение птиц и его роль в формировании кормовой ниши» . Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 366 (1567): 969–977. дои : 10.1098/rstb.2010.0343 . ISSN   0962-8436 . ПМК   3049099 . ПМИД   21357219 .
  7. ^ Феррари, Мод, Колорадо; Мессье, Франсуа; Чиверс, Дуглас П. (июнь 2007 г.). «Первая документация культурной передачи распознавания хищников личинками амфибий». Этология . 113 (6): 621–627. дои : 10.1111/j.1439-0310.2007.01362.x . ISSN   0179-1613 .
  8. ^ Уайтен, Эндрю; ван де Ваал, Эрика (ноябрь 2017 г.). «Социальное обучение, культура и« социокультурный мозг »человека и нечеловеческих приматов». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 82 : 58–75. doi : 10.1016/j.neubiorev.2016.12.018 . hdl : 10023/12387 . ISSN   0149-7634 . ПМИД   28034660 . S2CID   32051 .
  9. ^ Мец, Александр; Шульц, Томас Р. (2010). «Пространственные факторы социального и асоциального обучения» . В Олссоне, Стеллан; Катрамбон, Ричард (ред.). Материалы 32-й ежегодной конференции Общества когнитивных наук . стр. 1685–90.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Кендал, Рэйчел Л.; Кулен, Изабель; Ван Берген, Ифке; Лаланд, Кевин Н. (2005). «Компромиссы в адаптивном использовании социального и асоциального обучения». Достижения в изучении поведения . Том. 35. С. 333–79. дои : 10.1016/S0065-3454(05)35008-X . ISBN  978-0-12-004535-8 .
  11. ^ Камеда, Тацуя; Наканиси, Дайсуке (2002). «Анализ затрат и выгод социального / культурного обучения в нестационарной неопределенной среде». Эволюция и поведение человека . 23 (5): 373–93. дои : 10.1016/S1090-5138(02)00101-0 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хоппитт, В; Браун, Дж; Кендал, Р; Ренделл, Л; Торнтон, А; Вебстер, М; Лаланд, К. (2008). «Уроки обучения животных». Тенденции в экологии и эволюции . 23 (9): 486–93. дои : 10.1016/j.tree.2008.05.008 . ПМИД   18657877 .
  13. ^ Читатель, Саймон; Кендал, Джереми; Лаланд, Кевин (2003). «Социальное изучение мест кормления и путей бегства у диких тринидадских гуппи». Поведение животных . 66 (4): 729–739. дои : 10.1006/anbe.2003.2252 . S2CID   53169300 .
  14. ^ Эйснер, Р.; Теркель, Дж. (1992). «Онтогенез поведения открытия сосновой шишки у черной крысы Rattus rattus». Поведение животных . 44 : 327–36. дои : 10.1016/0003-3472(92)90038-Б . S2CID   53148456 .
  15. ^ Теркель, Джозеф (1996). «Культурная передача пищевого поведения у черной крысы (Rattus rattus)». В Хейес, Сесилия М.; Галеф, Беннетт Г. (ред.). Социальное обучение животных: корни культуры . Эльзевир. стр. 17–47. ISBN  978-0-08-054131-0 .
  16. ^ Хирата, Сатоши; Челли, Маура Л. (2003). «Роль матерей в приобретении у содержащихся в неволе шимпанзе навыков использования инструментов». Познание животных . 6 (4): 235–44. дои : 10.1007/s10071-003-0187-6 . ПМИД   13680401 . S2CID   362220 .
  17. ^ Фриц, Йоханнес; Бизенбергер, Агнес; Котршал, Курт (2000). «Усиление стимула у серых гусей: социально опосредованное обучение оперантной задаче». Поведение животных . 59 (6): 1119–1125. дои : 10.1006/anbe.2000.1424 . ПМИД   10877890 . S2CID   20465133 .
  18. ^ Минека, Сьюзен; Дэвидсон, Марк; Кук, Майкл; Кейр, Ричард (1984). «Наблюдение за страхом змей у макак-резус». Журнал аномальной психологии . 93 (4): 355–72. дои : 10.1037/0021-843X.93.4.355 . ПМИД   6542574 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Курио, Э.; Эрнст, У.; Вит, В. (1978). «Культурная передача признания врага: одна функция моббинга». Наука . 202 (4370): 899–901. Бибкод : 1978Sci...202..899C . дои : 10.1126/science.202.4370.899 . ПМИД   17752463 . S2CID   33299917 .
  20. ^ Уайтен, Эндрю; Макгиган, Никола; Маршалл-Песчини, Сара; Хоппер, Лидия М. (27 августа 2009 г.). «Подражание, подражание, сверхподражание и возможности культуры для детей и шимпанзе» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 364 (1528): 2417–2428. дои : 10.1098/rstb.2009.0069 . ISSN   0962-8436 . ПМК   2865074 . ПМИД   19620112 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Позвони, Жозеп; Карпентер, Малинда; Томаселло, Майкл (июль 2005 г.). «Копирование результатов и копирование действий в процессе социального научения: шимпанзе (Pan troglodytes) и дети человека (Homo sapiens)» . Познание животных . 8 (3): 151–163. дои : 10.1007/s10071-004-0237-8 . ISSN   1435-9448 . ПМИД   15490290 . S2CID   17599865 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Хорнер, Виктория; Уайтен, Эндрю (июль 2005 г.). «Причинное знание и переключение имитации/эмуляции у шимпанзе (Pan troglodytes) и детей (Homo sapiens)» . Познание животных . 8 (3): 164–181. дои : 10.1007/s10071-004-0239-6 . ISSN   1435-9448 . ПМИД   15549502 . S2CID   1949770 .
  23. ^ Звонок, Хосеп (2009). «Контраст социального познания людей и нечеловеческих обезьян: гипотеза общей интенциональности». Темы когнитивной науки . 1 (2): 368–379. дои : 10.1111/j.1756-8765.2009.01025.x . ПМИД   25164939 .
  24. ^ Лахти, Дэвид С.; Мозли, Дана Л.; Подос, Джеффри (2011). «Компромисс между производительностью и точностью при изучении песен птиц». Этология . 117 (9): 802–811. дои : 10.1111/j.1439-0310.2011.01930.x .
  25. ^ Сьюэлл, Кендра Б. (2011). «Раннее изучение вариантов дискретных звонков у красных клестов: значение для надежной передачи сигналов» . Поведенческая экология и социобиология . 65 (2): 157–166. дои : 10.1007/s00265-010-1022-0 . ПМК   6191197 . ПМИД   30337770 .
  26. ^ МакДугалл-Шеклтон, Скотт А. (2009). «Важность развития: чему нас могут научить певчие птицы». Канадский журнал экспериментальной психологии . 63 (1): 74–79. дои : 10.1037/a0015414 . ПМИД   19271818 .
  27. ^ Эрнандес, Александра М.; МакДугалл-Шеклтон, Скотт А. (2004). «Влияние раннего опыта пения на предпочтения песен, контроль над песнями и слуховые области мозга у самок домашних вьюрков ( Carpodacus mexicanus )». Журнал нейробиологии . 59 (2): 247–258. дои : 10.1002/neu.10312 . ПМИД   15085541 .
  28. ^ Саггерсон, Алабама; Джордж, Дэвид Н.; Мед, RC (2005). «Имитирующее обучение ассоциаций стимул-реакция и реакция-результат у голубей» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . 31 (3): 289–300. дои : 10.1037/0097-7403.31.3.289 . ПМИД   16045384 .
  29. ^ Кастанс, Дебора; Прато-Превиде, Эмануэла; Спьецио, Катерина; Ригамонти, Марко М.; Поли, Марко (2006). «Социальное обучение косохвостых макак ( Macaca nemestrina ) и взрослых людей ( Homo sapiens ) на искусственном фрукте двойного действия». Журнал сравнительной психологии . 120 (3): 303–313. дои : 10.1037/0735-7036.120.3.303 . ПМИД   16893268 .
  30. ^ Робертс, Тодд Ф.; Гобес, Шэрон М.Х.; Муруган, Малавика; Ольвечки, Бенце П.; Муни, Ричард (2012). «Двигательные схемы необходимы для кодирования сенсорной модели для имитационного обучения» . Природная неврология . 15 (10): 1454–1459. дои : 10.1038/nn.3206 . ПМЦ   3458123 . ПМИД   22983208 .
  31. ^ Риццолатти, Джакомо; Фогасси, Леонардо; Галлезе, Витторио (сентябрь 2001 г.). «Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действий» . Обзоры природы Неврология . 2 (9): 661–670. дои : 10.1038/35090060 . ISSN   1471-003X . ПМИД   11533734 . S2CID   6792943 .
  32. ^ Феррари, ПФ; Бонини, Л.; Фогасси, Л. (27 августа 2009 г.). «От зеркальных нейронов обезьяны к поведению приматов: возможные «прямые» и «косвенные» пути» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 364 (1528): 2311–2323. дои : 10.1098/rstb.2009.0062 . ISSN   0962-8436 . ПМК   2865083 . ПМИД   19620103 .
  33. ^ Привет, Сесилия (2012). «Что такого социального в социальном обучении?». Журнал сравнительной психологии . 126 (2): 193–202. CiteSeerX   10.1.1.401.6757 . дои : 10.1037/a0025180 . ПМИД   21895355 .
  34. ^ Абель, Кларк (1818). Рассказ о путешествии во внутренние районы Китая . Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун.
  35. ^ Перейти обратно: а б Фернесс, Уильям Х. (1916). «Наблюдения за психикой шимпанзе и орангутангов» . Труды Американского философского общества . 55 (3): 281–290. ISSN   0003-049X . JSTOR   984118 .
  36. ^ Харриссон, Барбара (1962). «ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОРАНГУТАНГОВ В 1959-60 ГГ.» . Международный зоопаркский ежегодник . 3 (1): 57–68. дои : 10.1111/j.1748-1090.1962.tb03396.x . ISSN   1748-1090 .
  37. ^ Райт, РВС (10 февраля 2009 г.). «Имитационное изучение технологии обработки чешуйчатого камня - случай орангутанга» . Человечество . 8 (4): 296–306. дои : 10.1111/j.1835-9310.1972.tb00451.x .
  38. ^ Галдикас, Бируте М.Ф. (январь 1982 г.). «Использование орудий орангутанами в заповеднике Танджунг Путинг, Центральное индонезийское Борнео (Центральный Калимантан)» . Журнал эволюции человека . 11 (1): 19–33. дои : 10.1016/S0047-2484(82)80028-6 .
  39. ^ Карпентер, Альфред (май 1887 г.). «Обезьяны открывают устрицы» . Природа . 36 (916): 53. Бибкод : 1887Natur..36...53C . дои : 10.1038/036053d0 . ISSN   0028-0836 . S2CID   4112014 .
  40. ^ Киннаман, AJ (апрель 1902 г.). «Психическая жизнь двух макак-резусов в неволе. II» . Американский журнал психологии . 13 (2): 173–218. дои : 10.2307/1412738 . JSTOR   1412738 .
  41. ^ Карнер, Р. (1955). «Ботаническое коллекционирование с обезьянами». Учеб. Рой. Внушать . 36 .
  42. ^ Иманиси, Кинджи (март 1957 г.). «Идентификация: процесс инкультурации в недочеловеческом обществе Macaca fuscata» . Приматы . 1 (1): 1–29. дои : 10.1007/BF01667196 . ISSN   0032-8332 . S2CID   30040660 .
  43. ^ Пресли, WJ; Риопель, AJ (декабрь 1959 г.). «Наблюдательное обучение реакции избегания» . Журнал генетической психологии . 95 (2): 251–254. дои : 10.1080/00221325.1959.10534265 . ISSN   0022-1325 . ПМИД   14434758 .
  44. ^ Миллер, Роберт Э.; Мерфи, Джон В.; Мирский, И. Артур (1959). «Невербальная коммуникация аффекта» . Журнал клинической психологии . 15 (2): 155–158. doi : 10.1002/1097-4679(195904)15:2<155::AID-JCLP2270150211>3.0.CO;2-P . ISSN   1097-4679 . ПМИД   13631102 .
  45. ^ Бек, Бенджамин Б. (июль 1976 г.). «Использование инструментов содержащимися в неволе макаками с косичками» . Приматы . 17 (3): 301–310. дои : 10.1007/bf02382787 . ISSN   0032-8332 . S2CID   35080987 .
  46. ^ Андерсон, Джеймс Р. (ноябрь 1985 г.). «Развитие использования инструментов для добычи пищи у содержащихся в неволе групп Macaca tonkeana» . Журнал эволюции человека . 14 (7): 637–645. дои : 10.1016/S0047-2484(85)80072-5 .
  47. ^ Кук, Майкл; Минека, Сьюзен; Волькенштейн, Бонни; Лайч, Карен (1985). «Наблюдательное формирование страха змей у неродственных макак-резус» . Журнал аномальной психологии . 94 (4): 591–610. дои : 10.1037/0021-843X.94.4.591 . ISSN   1939-1846 гг . ПМИД   4078162 .
  48. ^ Ротман, М; Тойбер, Э (1915). Единственный выпуск Anthropoid Staton на Тенерифе. Там хранятся цели и задачи станции, а также первоначальные наблюдения за шимпанзе . Берлин: Абх Пройсс. стр. 1–20.
  49. ^ Шеперд, WT (1915). «Некоторые наблюдения об интеллекте шимпанзе» . Журнал поведения животных . 5 (5): 391–396. дои : 10.1037/h0070497 . ISSN   0095-9928 .
  50. ^ Шик, WH (1923). «Человекообразные обезьяны, которых я знал». Естественная история . 23 : 45–55.
  51. ^ Кёлер, Вольфганг (1925). Менталитет обезьян . Харкорт, Брейс.
  52. ^ Киртон, Черри (1925). Мой друг Тото: Приключения шимпанзе и история его путешествия из Конго в Лондон . Лондон: Эроусмит.
  53. ^ Келлог, Западная Нью-Йорк; Келлог, Луизиана (1933). Обезьяна и ребенок: исследование влияния окружающей среды на раннее поведение . Дом Уиттлси.
  54. ^ Йеркс, Р.М. (1943). Шимпанзе: лабораторная колония . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  55. ^ Хейс, Кэти (1951). Обезьяна в нашем доме . Харпер.
  56. ^ Хейс, Кейт Дж.; Хейс, Кэтрин (1951). «Интеллектуальное развитие шимпанзе, выращенного в домашних условиях» . Труды Американского философского общества . 95 (2): 105–109. ISSN   0003-049X . JSTOR   3143327 .
  57. ^ Хейс, Кейт Дж.; Хейс, Кэтрин (1952). «Имитация у домашнего шимпанзе» . Журнал сравнительной и физиологической психологии . 45 (5): 450–459. дои : 10.1037/h0053609 . ISSN   0021-9940 . ПМИД   13000013 .
  58. ^ Хейс, Кейт Дж.; Хейс, Кэтрин (1953). «Восприятие изображения у шимпанзе, выращенного в домашних условиях» . Журнал сравнительной и физиологической психологии . 46 (6): 470–474. дои : 10.1037/h0053704 . ISSN   0021-9940 . ПМИД   13109075 .
  59. ^ ван Лавик-Гудолл, Джейн (1973). «Культурные элементы в сообществе шимпанзе». Докультурное поведение приматов : 144–184.
  60. ^ Сугияма, Юкимару; Коман, Джереми (октябрь 1979 г.). «Поведение диких шимпанзе в использовании и изготовлении инструментов в Боссу, Гвинея» . Приматы . 20 (4): 513–524. дои : 10.1007/BF02373433 . ISSN   0032-8332 . S2CID   22621124 .
  61. ^ Ваал, Франс де; Ваал, Франс Б.М. (10 апреля 2000 г.). Политика шимпанзе: власть и секс среди обезьян . Джу Пресс. ISBN  978-0-8018-6336-3 .
  62. ^ Нисида, Тошисада; Уэхара, Сигео (октябрь 1980 г.). «Шимпанзе, инструменты и термиты: еще один пример из Танзании» . Современная антропология . 21 (5): 671–672. дои : 10.1086/202545 . ISSN   0011-3204 . S2CID   145349296 .
  63. ^ Сумита, Кёко; Китахара-Фриш, Жан; Норикоши, Коши (апрель 1985 г.). «Приобретение у содержащихся в неволе шимпанзе навыков использования каменных орудий» . Приматы . 26 (2): 168–181. дои : 10.1007/BF02382016 . ISSN   0032-8332 . S2CID   25897929 .
  64. ^ Гарднер, Р. Аллен; Гарднер, Беатрикс Т.; Канфорт, Томас Э. Ван (1 января 1989 г.). Обучение шимпанзе языку жестов . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-88706-965-9 .
  65. ^ Томаселло, Майкл; Гаст, Дебора; Фрост, Дж. Томас (январь 1989 г.). «Продольное исследование жестовой коммуникации у молодых шимпанзе» . Приматы . 30 (1): 35–50. дои : 10.1007/BF02381209 . ISSN   0032-8332 . S2CID   21156104 .
  66. ^ Буттельманн, Дэвид; Карпентер, Малинда; Позвони, Жозеп; Томаселло, Майкл (июль 2007 г.). «Инкультурированные шимпанзе подражают рационально» . Наука развития . 10 (4): Ф31–Ф38. дои : 10.1111/j.1467-7687.2007.00630.x . ISSN   1363-755X . ПМИД   17552931 .
  67. ^ Карраско, Лара; Посада, Сандра; Колелл, Монтсеррат (2009). «Новые данные о подражании у инкультурированных шимпанзе (Pan troglodytes)» . Журнал сравнительной психологии . 123 (4): 385–390. дои : 10.1037/a0016275 . ISSN   1939-2087 . ПМИД   19929107 .
  68. ^ Карпентер, Кларенс Рэй (1937). «Наблюдательное исследование двух содержащихся в неволе горных горилл (горилла Берингей)». Биология человека . 9 : 175–200 – через ProQuest.
  69. ^ Холл, КРЛ (август 1963 г.). «Наблюдательное обучение у обезьян» . Британский журнал психологии . 54 (3): 201–226. дои : 10.1111/j.2044-8295.1963.tb00877.x . ПМИД   14051442 .
  70. ^ Марэ, Эжен Нилен (1990). Душа обезьяны . Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-012848-2 .
  71. ^ Гамильтон, штат Вашингтон; Тилсон, Р.Л. (1985). «Ловля бабуинов на водопоях пустыни» . Американский журнал приматологии . 8 (3): 255–257. дои : 10.1002/ajp.1350080308 . ISSN   0275-2565 . ПМИД   31986808 . S2CID   84278221 .
  72. ^ Перейти обратно: а б Шевалье-Скольников, Сюзанна (сентябрь 1989 г.). «Спонтанное использование инструментов и сенсомоторный интеллект цебуса по сравнению с другими обезьянами и человекообразными обезьянами» . Поведенческие и мозговые науки . 12 (3): 561–588. дои : 10.1017/S0140525X00057678 . ISSN   0140-525X . S2CID   145467809 .
  73. ^ Торндайк, Эдвард Л. (1901). Психическая жизнь обезьян Эдварда Л. Торндайка: Эта монография также является томом. IX, № 1, «Вклад Колумбийского университета в философию, психологию и образование» . Макмиллан.
  74. ^ Антинуччи, Франческо; Визальберги, Элизабетта (август 1986 г.). «Использование инструментов в Cebus apella: пример» . Международный журнал приматологии . 7 (4): 351–363. дои : 10.1007/bf02693700 . ISSN   0164-0291 . S2CID   23901545 .
  75. ^ Визальберги, Элизабетта (1987). «Приобретение способности щелкать орехи двумя обезьянами-капуцинами ( Cebus apella . Фолиа Приматологическая . 49 (3–4): 168–181. дои : 10.1159/000156320 . ISSN   1421-9980 .
  76. ^ Вестергаард, Грегори К.; Фрагази, Дороти М. (1987). «Изготовление и использование орудий обезьянами-капуцинами (Cebus apella)» . Журнал сравнительной психологии . 101 (2): 159–168. дои : 10.1037/0735-7036.101.2.159 . ISSN   0735-7036 .
  77. ^ Адамс-Кёртис, Л.Е. (1987). «Социальный контекст манипулятивного поведения у Cebus apella». Американский журнал приматологии . 12 :325.
  78. ^ Визальберги, Элизабетта; Тринка, Лоредана (октябрь 1989 г.). «Использование инструментов обезьянами-капуцинами: различие между исполнением и пониманием» . Приматы . 30 (4): 511–521. дои : 10.1007/bf02380877 . ISSN   0032-8332 . S2CID   19285572 .
  79. ^ Фрагази, Дороти М.; Визальберги, Элизабетта (1989). «Социальные влияния на приобретение навыков использования инструментов у хохлатых обезьян-капуцинов (Cebus apella)» . Журнал сравнительной психологии . 103 (2): 159–170. дои : 10.1037/0735-7036.103.2.159 . ISSN   1939-2087 . ПМИД   2736909 .
  80. ^ Бек, Бенджамин Б. (сентябрь 1972 г.). «Использование инструментов у содержащихся в неволе павианов гамадрилов» . Приматы . 13 (3): 277–295. дои : 10.1007/bf01730574 . ISSN   0032-8332 . S2CID   42897869 .
  81. ^ Бек, Бенджамин Б. (ноябрь 1974 г.). «Павианы, шимпанзе и инструменты» . Журнал эволюции человека . 3 (6): 509–516. дои : 10.1016/0047-2484(74)90011-6 . ISSN   0047-2484 .
  82. ^ Томаселло, М.; Дэвис-Дасильва, М.; Чамак, Л.; Бард, К. (апрель 1987 г.). «Наблюдательное обучение молодых шимпанзе использованию инструментов» . Эволюция человека . 2 (2): 175–183. дои : 10.1007/bf02436405 . ISSN   0393-9375 . S2CID   84211164 .
  83. ^ Нагель, Кэтрин; Ольгин, Ракель С.; Томаселло, Майкл (1993). «Процессы социального обучения при орудийном использовании шимпанзе (Pan troglodytes) и детей человека (Homo sapiens)» . Журнал сравнительной психологии . 107 (2): 174–186. дои : 10.1037/0735-7036.107.2.174 . ISSN   1939-2087 . ПМИД   8370271 .
  84. ^ Колл, Дж.; Томаселло, М. (октябрь 1994 г.). «Социальное обучение орангутанам (Pongo pygmaeus) использованию орудий» . Эволюция человека . 9 (4): 297–313. дои : 10.1007/bf02435516 . ISSN   0393-9375 . S2CID   84534346 .
  85. ^ Хэнсон, Энн (2012). «Как крысы выбирают, что есть?» . Поведение и биология крыс . Проверено 24 августа 2014 г.
  86. ^ Каро, ТМ; Хаузер, доктор медицины (1992). «Есть ли обучение у животных, не являющихся людьми?». Ежеквартальный обзор биологии . 67 (2): 151–74. дои : 10.1086/417553 . JSTOR   2831436 . ПМИД   1635977 . S2CID   40567375 .
  87. ^ Бауэр, Гордон Б.; Харли, Хайди Э. (2001). «Мимический дельфин». Поведенческие и мозговые науки . 24 (2): 326–7. дои : 10.1017/S0140525X01243969 . S2CID   144947666 .
  88. ^ Перейти обратно: а б Никол, Кристин Дж.; Папа, Стюарт Дж. (1996). «Проявление материнского кормления домашних кур чувствительно к предполагаемой ошибке цыплят». Поведение животных . 52 (4): 767. doi : 10.1006/anbe.1996.0221 . S2CID   53162892 .
  89. ^ Торнтон, А.; Маколифф, К. (2006). «Обучение диких сурикатов». Наука . 313 (5784): 227–9. Бибкод : 2006Sci...313..227T . дои : 10.1126/science.1128727 . ПМИД   16840701 . S2CID   11490465 .
  90. ^ Фрэнкс, Найджел Р .; Ричардсон, Том (2006). «Обучение бегущим муравьям в тандеме» . Природа . 439 (7073): 153. Бибкод : 2006Natur.439..153F . дои : 10.1038/439153а . ПМИД   16407943 . S2CID   4416276 .
  91. ^ Келли, Дженнифер Л.; Эванс, Джонатан П.; Рамнарин, Индар В.; Магурран, Энн Э. (2003). «Снова в школу: можно ли улучшить антихищническое поведение гуппи посредством социального обучения?». Поведение животных . 65 (4): 655–62. дои : 10.1006/anbe.2003.2076 . S2CID   53186108 .
  92. ^ Дэвис, Северная Каролина; Вельберген, Дж. А. (2009). «Социальная передача защиты хозяина от кукушкиного паразитизма» . Наука . 324 (5932): 1318–1320. Бибкод : 2009Sci...324.1318D . дои : 10.1126/science.1172227 . ПМИД   19498167 . S2CID   206519140 .
  93. ^ Вельберген, Дж.А.; Дэвис, НБ (2009). «Стратегические вариации моббинга как передовая линия защиты от выводкового паразитизма» . Современная биология . 19 (3): 235–240. дои : 10.1016/j.cub.2008.12.041 . ПМИД   19185495 .
  94. ^ Галеф, Беннетт Г. (1982). «Исследования социального обучения у норвежских крыс: краткий обзор». Развивающая психобиология . 15 (4): 279–95. дои : 10.1002/dev.420150402 . ПМИД   7049794 .
  95. ^ Гриффин, А.С. (2004). «Социальные знания о хищниках: обзор и проспект» . Обучение и поведение животных . 32 (1): 131–40. дои : 10.3758/BF03196014 . ПМИД   15161148 .
  96. ^ Перейти обратно: а б Лаланд, Кевин Н.; Уильямс, Керри (1998). «Социальная передача дезадаптивной информации у гуппи» . Поведенческая экология . 9 (5): 493–9. дои : 10.1093/beheco/9.5.493 .
  97. ^ Галеф, Беннетт Г. (1986). «Социальное взаимодействие изменяет выученные отвращения, аппетит к натрию, а также вкусовые качества и пищевые предпочтения, вызванные временем обработки у крыс (Rattus norvegicus)». Журнал сравнительной психологии . 100 (4): 432–9. дои : 10.1037/0735-7036.100.4.432 . ПМИД   3802787 .
  98. ^ Ренделл, Люк; Фогарти, Лорел; Лаланд, Кевин Н. (2010). «Пересмотр и разрешение парадокса Роджерса: структура населения и эволюция стратегий социального обучения» . Эволюция . 64 (2): 534–48. дои : 10.1111/j.1558-5646.2009.00817.x . ПМИД   19674093 .
  99. ^ Жиральдо, Лос-Анджелес; Валоне, Ти Джей; Темплтон, Джей-Джей (2002). «Потенциальные недостатки использования социально полученной информации» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 357 (1427): 1559–66. дои : 10.1098/rstb.2002.1065 . ПМК   1693065 . ПМИД   12495513 .
  100. ^ Перейти обратно: а б с Мандингер, Пол К. (1980). «Животные культуры и общая теория культурной эволюции». Этология и социобиология . 1 (3): 183–233. дои : 10.1016/0162-3095(80)90008-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00f712c77b8af80a8e898b7e2e2ecd26__1704541800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/26/00f712c77b8af80a8e898b7e2e2ecd26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social learning in animals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)