Виляющий танец
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Bee_dance.svg/300px-Bee_dance.svg.png)
Танец виляния — это термин, используемый в пчеловодстве и этологии для обозначения особого танца медоносной пчелы в форме восьмерки . Исполняя этот танец, успешные собиратели могут поделиться информацией о направлении и расстоянии до участков цветов, дающих нектар и пыльцу , источников воды или новых мест гнездования с другими членами колонии . [1] [2]
Виляние и хоровод — две формы танцевального поведения, являющиеся частью непрерывного перехода. По мере увеличения расстояния между ресурсом и ульем хоровод трансформируется в разновидности переходного танца, который при сообщении ресурсов на еще больших расстояниях становится виляющим танцем. [3] В случае с Apis mellifera ligustica хоровод исполняется до удаления ресурса примерно на 10 метров от улья, переходные танцы исполняются при удалении ресурса от улья на 20-30 метров и, наконец, при удалении ресурса от улья на 20-30 метров. находится на расстояниях более 40 метров от улья, исполняется танец виляния. [3] Однако даже вблизи гнезда хоровод может содержать элементы виляющего танца, например виляющую часть. [4] Поэтому было высказано предположение, что термин « танец виляния» лучше подходит для описания как танца виляния, так и хоровода. [5]
Австрийский этолог и Нобелевской премии лауреат Карл фон Фриш был одним из первых, кто интерпретировал значение танца виляния. [6]
Описание [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Waggle_dance.png/180px-Waggle_dance.png)
Танец виляния состоит из одного-100 или более кругов, каждый из которых состоит из двух фаз: фазы виляния и фазы возврата. Танец виляния рабочей пчелы включает в себя бег по небольшой схеме в виде восьмерки: виляющий бег (также известный как фаза виляния), за которым следует поворот вправо, чтобы вернуться к исходной точке (также известный как фаза возврата), еще один виляющий бег, за которым следует виляющий танец. поворот и круг влево и так далее в регулярном чередовании поворотов вправо и влево после виляющих бегов. Танцующие виляющие пчелы производят и выделяют два алкана , трикозан и пентакозан, а также два алкена , ( Z )-9-трикозен и ( Z )-9-пентакозен. на брюшко и в воздух [7]
Направление и продолжительность виляющих бегов тесно коррелируют с направлением и расстоянием до ресурса, рекламируемого танцующей пчелой. В эксперименте по отлову и перемещению пчел, подвергшихся виляющему танцу, пчелы следовали по пути, который привел бы их к экспериментальной кормушке, если бы их не сместили. [1] Ресурс может включать местоположение источника пищи или потенциального места гнездования. [8] У медоносных пчел, гнездящихся в полости, таких как западная медоносная пчела ( Apis mellifera ) или Apis nigrocincta , цветки, расположенные прямо на линии солнца, представлены покачивающимися движениями вверх на вертикальных сотах и под любым углом вправо. или слева от солнца кодируется соответствующим углом справа или слева от направления вверх. Расстояние между ульем и целью набора закодировано в продолжительности виляния. [1] [9] Чем дальше цель, тем дольше фаза виляния. Чем больше пчела взволнована местоположением, тем быстрее она будет покачиваться, тем самым привлекая внимание наблюдающих пчел и пытаясь убедить их. Если несколько пчел исполняют танец виляния, это соревнование, призванное убедить наблюдающих пчел последовать их примеру, и конкурирующие пчелы могут даже мешать танцам других пчел или отбиваться друг от друга. [ нужна цитата ] Кроме того, некоторые пчелы, гнездящиеся на открытом воздухе, такие как пчела-черный карлик ( Apis andreniformis ), чьи гнезда свисают с веток или ветвей, исполняют горизонтальный танец на сцене над своим гнездом, чтобы подать сигнал ресурсам. [10]
Виляющие танцующие пчелы, которые находились в гнезде в течение длительного времени, корректируют углы своих танцев, чтобы приспособиться к изменяющемуся направлению солнца. Таким образом, пчелы, которые следуют за виляющим движением танца, по-прежнему правильно направляются к источнику пищи, даже несмотря на то, что его угол относительно солнца изменился.
потребление этанола Было показано, что пчелами-собирателями снижает активность виляющих танцев и увеличивает частоту дрожащих танцев . [11]
Кевин Эбботт и Реувен Дукас из Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио, Канада, обнаружили, что если мертвую западную медоносную пчелу поместить на цветок, пчелы по возвращении в улей будут выполнять гораздо меньше виляющих танцев. Ученые объясняют, что пчелы связывают гибель пчелы с присутствием хищника у источника пищи. Таким образом, снижение частоты повторения танца указывает на то, что танцующие пчелы выполняют и сообщают о форме анализа риска/выгоды. [12] [13]
Хотя танцевальное поведение пчел впервые было расшифровано Карлом фон Фришем , оно ранее наблюдалось и описывалось неоднократно. Примерно за 100 лет до открытия Фриша Николас Унхох описал танцевальное поведение пчел как потворство «определенным удовольствиям и веселью». [6] Он признал, что не знал цели танцев. За 35 лет до наблюдений Унхоха Эрнст Шпицнер наблюдал танец пчел и интерпретировал это как передачу запахов кормовых ресурсов другим товарищам по гнезду. [6] Аристотель , помимо описания постоянства цветов , подозревал, что между собирателями внутри гнезда происходит некая форма общения:
«При каждом перелете пчела не перелетает с цветка одного вида на цветок другого, а перелетает, скажем, с одной фиалки на другую фиалку, и никогда не вмешивается в другой цветок, пока не вернется в улей; из улья они сбрасывают свой груз, и за каждой возвращающейся пчелой следуют три или четыре товарища. Что они собирают, трудно увидеть, и как они это делают, не замечено». [14]
Об этом также пишет Юрген Тауц в своей книге «Слухи о пчелах» (2008):
Многие элементы коммуникации, используемые для привлечения мини-роев к местам кормления, также наблюдаются в «настоящем» роевом поведении. Мини-стаи собирателей не подвергаются такому же давлению отбора, как настоящие стаи, потому что на карту не поставлена судьба всей колонии. По-настоящему роящуюся колонию необходимо быстро привести в новый дом, иначе она погибнет. Поведение, используемое для поиска источников пищи, возможно, развилось из «истинного» роевого поведения. [15]
Механизм [ править ]
Медоносные пчелы накапливают электрический заряд во время полета, а также когда части их тела двигаются или трутся друг о друга. Во время виляющего танца пчелы излучают постоянные и модулированные электрические поля. Как низкочастотные, так и высокочастотные компоненты, излучаемые танцующими пчелами, вызывают пассивные движения усиков у неподвижных пчел в соответствии с законом Кулона . Электрически заряженные жгутики механорецепторных клеток перемещаются под действием электрических полей , особенно при взаимодействии звукового и электрического полей. Записи с аксонов указывают органа Джонстона на его чувствительность к электрическим полям. Поэтому было высказано предположение, что электрические поля, исходящие от поверхностного заряда пчел, стимулируют механорецепторы и могут играть роль в социальной коммуникации во время виляющего танца. [16]
Споры [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Apis_mellifera_carnica_worker_honeycomb_3.jpg/180px-Apis_mellifera_carnica_worker_honeycomb_3.jpg)
Танцевальный язык танца виляющего против
По определению фон Фриша, Tanzsprache (по-немецки «танцевальный язык») — это информация о направлении, расстоянии и качестве ресурса (например, еды или мест гнездования), содержащегося в виляющем танце. [17] Есть подтверждающие свидетельства существования танца виляния и «Tanzsprache» у Apis dorsata . Подобно другим пчелам, они используют танцевальный язык, чтобы сообщить важную информацию о пищевых ресурсах. Тело танцора указывает в направлении источника пищи, а звук, издаваемый во время танца, указывает на полезность еды. [18] Хотя есть некоторые свидетельства прямой связи между Tanzsprache и исполнением виляющего танца, недавняя критика утверждает, что потенциальным собирателям не обязательно правильно переводить танцевальный язык с виляющего танца на успешный поиск корма. [17] В эксперименте на медоносной пчеле Apis mellifera большинство особей, внимательно следивших за виляющим танцем, игнорировали направление ресурса и информацию о местоположении. Вместо этого 93% собирателей вернулись в районы кормодобывания, о которых они знали ранее. [17]
Пчелы, которые следуют танцу виляния, могут успешно добывать корм без декодирования информации танцевального языка несколькими способами: [4]
- Последователь танца может использовать обонятельную информацию танцора и найти либо тот же, либо другой ресурс с похожим запахом.
- После танца может просто спровоцировать поиск пищи. Затем собиратель может случайным образом искать ресурсы.
- После танца можно активировать личные знания о ресурсе. После реактивации собиратель может вернуться к известному ресурсу.
- Использование информации, передаваемой в виляющем танце, более полезно для собирателей, когда личная информация о ресурсах отсутствует.
Танцевальный язык как язык [ править ]
Использование слова « язык» может привести к неправильному представлению о танце виляния. Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр предложил систему языка, в которой знак состоит из двух основных компонентов. Означающее – это физическое или фонетическое представление знака. Означаемое – концептуальный компонент. [19] Если бы танцевальный язык следовал соссюровской диадической модели семиотики , означающим был бы танец виляния, а означаемым было бы местоположение добывающего ресурса. Хотя танцевальный язык может следовать или не следовать такому образцу, он не считается языком с синтаксической грамматикой или набором символов. [4]
и адаптация Эффективность
Виляющий танец может оказаться менее эффективным, чем считалось ранее. Некоторые пчелы наблюдают более 50 виляющих пробегов без успешного поиска пищи, в то время как другие успешно добывают корм после наблюдения 5 проходов. [4] Аналогичным образом, исследования показали, что медоносные пчелы редко используют информацию, передаваемую во время виляющего танца, и, похоже, делают это только примерно в десяти процентах случаев. [20] [21] Может возникнуть конфликт между частной информацией, основанной на индивидуальном опыте, и социальной информацией, передаваемой посредством танцевального общения. По сути, собиратели часто предпочитают использовать запомненную информацию о ранее полезных местах питания, которые они посещали, и будут использовать эту информацию даже при получении танцевальной информации о новых источниках пищи. [21] Это проливает свет на тот факт, что отслеживание социальной информации энергетически затратнее, чем самостоятельное добывание пищи, и не всегда выгодно. [22] [23] Используя обонятельные сигналы и память о многочисленных местах кормления, медоносные пчелы могут успешно добывать корм самостоятельно, не тратя потенциально обширную энергию, необходимую для обработки и выполнения указаний своих собратьев-собирателей. Однако собиратели, следящие за виляющими танцами, в конечном итоге перейдут на использование общедоступной информации, информации о местонахождении еды, предоставленной виляющим танцором, когда их личная информация перестанет быть полезной. [24]
Виляющий танец полезен в одних условиях, но не в других, что дает правдоподобное объяснение тому, почему информация, предоставляемая виляющими танцами, используется лишь экономно. [25] В зависимости от погоды, других конкурентов и характеристик источника пищи передаваемая информация может быстро ухудшиться и устареть. [26] В результате, как сообщается, собиратели привязываются к своим местам кормления и продолжают много раз посещать один участок после того, как он стал нерентабельным. [27] Например, танец виляния играет значительно большую роль в поисках пищи, когда источники пищи не так обильны. [28] [21] Например, в средах с умеренным климатом семьи медоносных пчел регулярно исполняют танец виляния, но все же могут успешно добывать корм, когда информация о местоположении, предоставляемая танцем, была экспериментально скрыта. Однако в тропических средах обитания медоносные пчелы серьезно страдают, если не допускать виляющих танцев. Считается, что эта разница связана с неоднородностью ресурсов в тропической среде по сравнению с однородностью ресурсов в умеренной среде. В тропиках пищевые ресурсы могут поступать в виде цветущих деревьев, которые богаты нектаром, но разбросаны редко и цветут недолго. Таким образом, в тропических зонах информация о местонахождении кормов может быть более ценной, чем в зонах с умеренным климатом. [20]
Эволюция [ править ]
Предки современных медоносных пчел, скорее всего, совершали возбуждающие движения, чтобы побудить других соседей по гнезду добывать корм. Эти возбуждающие движения включают в себя тряску, зигзагообразные движения, жужжание и столкновение с товарищами по гнезду. Подобное поведение наблюдается и у других перепончатокрылых, включая безжалостных пчел, ос, шмелей и муравьев. [4]
Одна многообещающая теория эволюции виляющего танца, впервые предложенная Мартином Линдауэром, заключается в том, что виляющий танец изначально помогал передавать информацию о новом месте гнезда, а не пространственную информацию о местах кормления. [4] [29]
Было замечено, что медоносные пчелы с наиболее производными чертами исполняют самые производные танцы виляния. Медоносных пчел можно разделить на три основные группы: карликовые медоносные пчелы (2 вида), гигантские медоносные пчелы (3 вида), обе из которых строят одну соту на открытом месте гнезда, а остальные 6 видов гнездятся в полости. Подтверждено, что карликовые медоносные пчелы являются базальными, а гигантские и полостногнездящиеся - монофилетическими. Танцы виляния каждого вида пчел различаются в разной степени, причем поведение гнездования играет ключевую роль в особенностях танца виляния. Например, разновидности медоносных пчел с открытым гнездом полагаются на небесные сигналы, чтобы ориентировать свой танец, в то время как пчелы, гнездящиеся в полых гнездах, могут использовать гравитацию и ориентировать свои танцы в своих темных гнездах. У пчел, живущих в открытом гнезде, нет причин использовать гравитацию, поскольку им не нужно танцевать в темноте. Кроме того, пчелы, гнездящиеся в дуплах, включили в свои танцы звуковой элемент. Используя вибрацию своих крыльев, эти пчелы используют акустику, чтобы помочь в передаче сигналов и предоставить дополнительную информацию о расстоянии, направлении и качестве места еды/гнезда. Предполагается, что это также развилось в ответ на то, что пчелам, гнездящимся в дуплах, приходилось исполнять виляющий танец в темноте. Ориентация танца также изменилась: раньше исполнялись в горизонтальной плоскости, а гнезда в полости эволюционировали, чтобы исполнять танец в вертикальной плоскости. Горизонтальный танец приводит к большему количеству ошибок в танце, поэтому выгодно танцевать вертикально (более точно), как это делают виды, гнездящиеся в пустотах. [30]
Наблюдения показали, что разные виды медоносных пчел имеют разные «диалекты» танца виляния, танец каждого вида или подвида различается в зависимости от кривой или продолжительности. [31] [32] Исследование 2008 года показало, что смешанная колония азиатских медоносных пчел ( Apis cerana cerana ) и европейских медоносных пчел ( Apis mellifera ligustica ) постепенно научилась понимать «диалекты» виляющего танца друг друга. [33]
исследованию операций Приложения к
В соответствии с недавними исследованиями роевого интеллекта , включающими алгоритмы оптимизации, основанные на поведении социальных насекомых (включая пчел, муравьев и термитов ), а также позвоночных животных , таких как рыбы и птицы, недавно было проведено исследование по использованию танцевального поведения пчел для эффективного устранения ошибок. -толерантная маршрутизация. [34] Из реферата Ведде, Фарука и Чжана (2004): [35]
В этой статье мы представляем новый алгоритм маршрутизации BeeHive, вдохновленный коммуникативными и оценочными методами и процедурами медоносных пчел. В этом алгоритме пчелиные агенты путешествуют через регионы сети, называемые зонами кормления. По пути их информация о состоянии сети доставляется для обновления локальных таблиц маршрутизации. BeeHive отказоустойчив, масштабируем и полностью полагается на локальную или региональную информацию соответственно. С помощью обширного моделирования мы демонстрируем, что BeeHive достигает такой же или даже лучшей производительности по сравнению с современными алгоритмами.
вдохновленный пчелами, Еще один стигмергический вычислительный метод, называемый оптимизацией пчелиных семей, используется в оптимизации интернет-серверов. [36] [37]
Протокол Zigbee RF назван в честь танца виляния.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б с Райли-младший, Греггерс Ю, Смит А.Д., Рейнольдс Д.Р., Мензель Р. (май 2005 г.). «Траектории полета медоносных пчел, набранных виляющим танцем». Природа . 435 (7039): 205–7. Бибкод : 2005Natur.435..205R . дои : 10.1038/nature03526 . ПМИД 15889092 . S2CID 4413962 .
- ^ Сили Т.Д., Вишер П.К., Пассино К.М. (2006). «Групповое принятие решений в стаях медоносных пчел». Американский учёный . 94 (3): 220–229. дои : 10.1511/2006.3.220 .
- ^ Перейти обратно: а б Риндерер Т.Е., Биман Л.Д. (октябрь 1995 г.). «Генный контроль диалекта танцевального языка медоносных пчел». Теоретическая и прикладная генетика . 91 (5): 727–32. дои : 10.1007/bf00220950 . ПМИД 24169907 . S2CID 31542946 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Грютер С., Фарина В.М. (май 2009 г.). «Танец виляния медоносных пчел: можем ли мы следовать по шагам?». Тенденции в экологии и эволюции . 24 (5): 242–7. дои : 10.1016/j.tree.2008.12.007 . ПМИД 19307042 .
- ^ Гарднер К.Е., Сили Т.Д., Кальдероне Н.В. (1 апреля 2008 г.). «Есть ли у медоносных пчел два отдельных танца, чтобы рекламировать источники пищи?». Поведение животных . 75 (4): 1291–1300. дои : 10.1016/j.anbehav.2007.09.032 . S2CID 15037480 .
- ^ Перейти обратно: а б с фон Фриш К. (1967). Язык танца и ориентация пчел . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета.
- ^ Том, Коринна; Гилли, Дэвид С; Хупер, Джудит; Эш, Харальд Э (21 августа 2007 г.). «Запах виляющего танца» . ПЛОС Биология . 5 (9). Публичная научная библиотека (PLoS): e228. doi : 10.1371/journal.pbio.0050228 . ISSN 1545-7885 . ЧВК 1994260 . ПМИД 17713987 . S2CID 5074838 .
• Самптер, Дэвид Дж. Т. (31 декабря 2010 г.). Коллективное поведение животных . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 208. дои : 10.1515/9781400837106 . ISBN 978-1-4008-3710-6 . S2CID 83302808 .
• Вятт, Тристрам Д. (2014). Феромоны и поведение животных: химические сигналы и сигнатуры . Кембридж. ISBN 978-0-521-11290-1 . OCLC 841556719 .{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Виляющий танец» . www.pbs.org . 8 ноября 2012 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Радлофф С.Е., Хепберн Х.Р., Энгель М.С. (2011). Медоносные пчелы Азии . Берлин: Springer Science & Business Media. ISBN 978-3642164217 .
- ^ Раффиудин Р., Крозье Р.Х. (май 2007 г.). «Филогенетический анализ эволюции поведения медоносных пчел». Молекулярная филогенетика и эволюция . 43 (2): 543–52. дои : 10.1016/j.ympev.2006.10.013 . ПМИД 17123837 .
- ^ Божич Дж., Абрамсон К.И., Беденчич М. (апрель 2006 г.). «Снижение способности потребителей этанола к социальному общению у медоносных пчел (Apis mellifera carnica Poll.)». Алкоголь . 38 (3): 179–83. дои : 10.1016/j.alcohol.2006.01.005 . ПМИД 16905444 .
- ^ Уокер М. (31 июля 2009 г.). «Медоносные пчелы предупреждают о рискованных цветах» . BBC Новости Земли . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Эбботт К.Р., Дукас Р. (2009). «Медоносные пчелы считают цветы опасными в своем виляющем танце». Поведение животных . 78 (3): 633–635. дои : 10.1016/j.anbehav.2009.05.029 . S2CID 1148959 .
- ^ Аристотель (1910). «Historia Animalium, IX, 40, Becker 624b;». Работы Аристотеля . Перевод Томпсона Д. Кларендона, Оксфорд.
- ^ Таутц Дж (2008). Шум о пчелах - Биология суперорганизма (фотографии HR Heilmann) . Гейдельберг и Берлин: Springer. п. 112.
- ^ Греггерс У., Кох Г., Шмидт В., Дюрр А., Флориу-Серву А., Пипенброк Д. и др. (Май 2013). «Прием и изучение электрических полей у пчел» . Слушания. Биологические науки . 280 (1759): 20130528. doi : 10.1098/rspb.2013.0528 . ПМК 3619523 . ПМИД 23536603 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грютер С., Бальбуэна М.С., Фарина В.М. (июнь 2008 г.). «Информационные конфликты, создаваемые виляющим танцем» . Слушания. Биологические науки . 275 (1640): 1321–7. дои : 10.1098/rspb.2008.0186 . ПМК 2602683 . ПМИД 18331980 .
- ^ Киршнер В. (1993). «Акустические сигналы на танцевальном языке гигантской медоносной пчелы Apis dorsata». Поведенческая экология и социобиология . 33 (2): 67–72. дои : 10.1007/bf00171657 . S2CID 12928046 .
- ^ де Соссюр Ф (1916). «Природа лингвистического знака». В Bally C, Sechehaye A (ред.). Общий курс лингвистики . Образование Макгроу Хилл.
- ^ Перейти обратно: а б Дорнхаус А, Читтка Л (2004). «Почему пчелы танцуют?». Поведенческая экология и социобиология . 55 (4): 395–401. дои : 10.1007/s00265-003-0726-9 . S2CID 8718760 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грютер С., Бальбуэна М.С., Фарина В.М. (июнь 2008 г.). «Информационные конфликты, создаваемые виляющим танцем» . Слушания. Биологические науки . 275 (1640): 1321–1327. дои : 10.1098/rspb.2008.0186 . ПМК 2602683 . ПМИД 18331980 .
- ^ Аль Туфаилиа Х., Грутер С., Ратниекс Флорида (2013). «Устойчивость медоносных пчел-собирателей (Apis mellifera) в неблагодарных местах кормления: влияние опыта, рентабельности ресурсов и сезона». Этология . 119 (12): 1096–1106. Бибкод : 2013Ethol.119.1096A . дои : 10.1111/eth.12170 . S2CID 49361229 .
- ^ Грутер С., Ратниекс Ф.Л. (2011). «Собиратели медоносных пчел все чаще используют информацию о танцах виляния, когда личная информация становится невыгодной». Поведение животных . 81 (5): 949–954. дои : 10.1016/j.anbehav.2011.01.014 . S2CID 49422344 .
- ^ Грютер К., Ратниекс Флорида (01.05.2011). «Собиратели медоносных пчел все чаще используют информацию о танцах виляния, когда личная информация становится невыгодной». Поведение животных . 81 (5): 949–954. дои : 10.1016/j.anbehav.2011.01.014 . ISSN 0003-3472 . S2CID 49422344 .
- ^ Дорнхаус А, Читтка Л (1 февраля 2004 г.). «Почему пчелы танцуют?». Поведенческая экология и социобиология . 55 (4): 395–401. дои : 10.1007/s00265-003-0726-9 . ISSN 0340-5443 . S2CID 8718760 .
- ^ Бикман М., Лью Дж.Б. (март 2008 г.). «Собирание медоносных пчел – когда стоит танцевать?» . Поведенческая экология . 19 (2): 255–261. дои : 10.1093/beheco/arm117 . ISSN 1465-7279 .
- ^ Аль Туфаилиа Х., Грютер К., Ратниекс Флорида (декабрь 2013 г.). Герберштейн М. (ред.). «Устойчивость медоносных пчел-собирателей (Apis mellifera) в невыгодных местах кормления: влияние опыта, рентабельности ресурсов и сезона». Этология . 119 (12): 1096–1106. Бибкод : 2013Ethol.119.1096A . дои : 10.1111/eth.12170 . S2CID 49361229 .
- ^ Дайер ФК (январь 2002 г.). «Биология танцевального языка». Ежегодный обзор энтомологии . 47 (1): 917–949. дои : 10.1146/annurev.ento.47.091201.145306 . ПМИД 11729095 .
- ^ Линдауэр М (1961). Общение среди социальных пчел . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674147850 .
- ^ Бэррон А.Б., Плат Дж.А. (2017). «Эволюция танцевального общения медоносных пчел: механистический взгляд» . Компания Биологов . 220 (23): 4339–4346. дои : 10.1242/jeb.142778 . ПМИД 29187616 . S2CID 45799164 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Гулд Дж.Л., Таун В.Ф. (1989). «Об эволюции танцевального языка: ответ Дайеру и Сили». Американский натуралист . 134 (1): 156–159. дои : 10.1086/284972 . JSTOR 2462282 . S2CID 85233106 .
- ^ Дайер ФК, Сили ТД (1991). «Танцевальные диалекты и ареал кормления трех азиатских видов медоносных пчел». Поведенческая экология и социобиология . 28 (4): 227–233. дои : 10.1007/BF00175094 . JSTOR 4600541 . S2CID 23263610 .
- ^ Су С., Цай Ф, Си А, Чжан С., Таутц Дж., Чен С. (июнь 2008 г.). Джурфа М. (ред.). «Восток учится у Запада: азиатские пчелы понимают танцевальный язык европейских пчел» . ПЛОС ОДИН . 3 (6): е2365. Бибкод : 2008PLoSO...3.2365S . дои : 10.1371/journal.pone.0002365 . ПМК 2391287 . ПМИД 18523550 .
- ^ Крина Г., Аджит А. (2006). «Стигмергическая оптимизация: вдохновение, технологии и перспективы». Исследования в области вычислительного интеллекта . 31 . Гейдельберг: Springer Berlin: 1–24. ISBN 978-3-540-34689-0 .
- ^ Ведде Х.Ф., Фарук М., Панненбекер Т., Фогель Б., Мюллер С., Мет Дж., Джерушкат Р. (2005). «БиАдХок». Материалы конференции 2005 года по генетическим и эволюционным вычислениям - GECCO '05 . стр. 153–160. дои : 10.1145/1068009.1068034 . ISBN 978-1595930101 . S2CID 6547119 .
- ^ Накрани С., Тови С. (2004). «О медоносных пчелах и динамическом распределении серверов в интернет-хостинг-центрах». Адаптивное поведение . 12 (3–4): 223–240. CiteSeerX 10.1.1.115.3457 . дои : 10.1177/105971230401200308 . S2CID 18435381 .
- ^ Тови С. (весна 2004 г.). «Алгоритм медоносной пчелы: биологический подход к оптимизации интернет-сервера». Машиностроительное предприятие : 13–15.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гулд Дж.Л. (август 1975 г.). «Вербовка медоносных пчел: споры о танцевальном языке». Наука . 189 (4204): 685–93. Бибкод : 1975Sci...189..685G . дои : 10.1126/science.1154023 . ПМИД 1154023 .
- Райли-младший, Греггерс Ю, Смит А.Д., Рейнольдс Д.Р., Мензель Р. (май 2005 г.). «Траектории полета медоносных пчел, набранных виляющим танцем». Природа . 435 (7039): 205–7. Бибкод : 2005Natur.435..205R . дои : 10.1038/nature03526 . ПМИД 15889092 . S2CID 4413962 .
- Сили Т.Д. (1995). Мудрость улья . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- фон Фриш К. (1967). Язык танца и ориентация пчел . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Ренделл Л., Бойд Р., Каунден Д., Энквист М., Эрикссон К., Фельдман М.В. и др. (апрель 2010 г.). «Зачем копировать других? Результаты турнира по стратегиям социального обучения» . Наука . 328 (5975): 208–13. Бибкод : 2010Sci...328..208R . дои : 10.1126/science.1184719 . ПМЦ 2989663 . ПМИД 20378813 .
- Грутер С., Ратниекс Ф.Л. (2011). «Собиратели медоносных пчел все чаще используют информацию о танцах виляния, когда личная информация становится невыгодной». Поведение животных . 81 (5): 949–954. дои : 10.1016/j.anbehav.2011.01.014 . S2CID 49422344 .
- Дайер ФК (2002). «Биология танцевального языка». Ежегодный обзор энтомологии . 47 : 917–49. дои : 10.1146/annurev.ento.47.091201.145306 . ПМИД 11729095 .
- Бикман М., Голаг Р.С., Эвен Н., Ваттанчиингчареон В., Олройд Б.П. (2008). «Танцевальная точность Apis Florae - ключ к эволюции танцевального языка медоносных пчел». Поведенческая экология и социобиология . 62 (8): 1259–1265. дои : 10.1007/s00265-008-0554-z . S2CID 7402446 .
- Аль Туфалия HM (2012). Добыча медоносных пчел: упорство в неблагодарных местах кормления и виляющее танцевальное общение (кандидатская диссертация). Университет Сассекса.
- Веннер А.М., Уэллс П.Х. (1990). Анатомия противоречия: вопрос о «языке» пчел . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. стр. 299–311. ISBN 9780231065528 .
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
- Виляющий танец медоносной пчелы, Технологический колледж Джорджии по информатике на YouTube
- Инфографика виляющего танца - VetSci
- Коммуникация и набор источников пищи с помощью Apis mellifera. Архивировано 3 апреля 2005 г. в Wayback Machine - Министерство сельского хозяйства США -ARS.
- Общение медоносных пчел. Архивировано 22 января 2016 г. в Wayback Machine - Страницы биологии Кимбалла.