Управление вниманием

Управление вниманием относится к моделям и инструментам для поддержки управления вниманием на индивидуальном или коллективном уровне (ср. экономика внимания ), а также в краткосрочной (квази-реальном времени) или долгосрочной перспективе (в течение нескольких недель или недель). месяцев).
Способность контролировать отвлекающие факторы и оставаться сосредоточенным необходима для достижения более качественных результатов. Исследование, проведенное Стэнфордом [1] показывает, что однозадачность более эффективна и продуктивна, чем многозадачность. [2] Были проведены различные исследования по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки внимания, в частности, разработаны модели поддержки внимания. [3] [4] [5]
Фон
[ редактировать ]Дефицит внимания является основной предпосылкой управления вниманием; Исследователь Герберт А. Саймон отметил, что при наличии огромного количества информации внимание становится более дефицитным ресурсом, поскольку люди не могут переварить всю информацию. [6]
По сути, внимание ограничено вычислительной мощностью мозга. Применяя теорию информации , по оценкам венгерско-американского психолога Михая Чиксентмихайи и инженера Роберта Лаки, вычислительная мощность человеческого сознания составляет около 120 бит в секунду; прослушивание речи человека требует обработки около 60 бит в секунду; это означает, что вы едва можете понять двух человек, говорящих одновременно. [7] [8] По мнению немецкого физиолога Манфреда Циммермана, сенсорная система человека способна воспринимать информацию с гораздо более высокой скоростью: он оценивает пропускную способность канала в 10 миллионов бит/с только для глаз, 1 миллион бит/с для кожи и 100 000 бит/с. Это касается слухового канала, тогда как сознательное восприятие может охватить лишь небольшую его часть. [9] Следовательно, мозгу необходимо использовать мысленные фильтры, чтобы определить наиболее важную информацию, которую необходимо обработать. Большинство этих процессов фильтрации происходят автоматически и вне сознания. [7] Ограничения внимания выявляются во многих ситуациях, например, при разговоре по телефону за рулем. Доказано, что возникающее в результате высокочастотное переключение между обработкой зрительной и слуховой информации затрудняет распознавание важной информации; Изменяются реакции водителей на тормозящие перед ними автомобили, а также воспоминания о придорожных рекламных щитах. [10] [11]
Внимание также ограничено ресурсами, доступными нейронам мозга, которые позволяют людям сохранять концентрацию, поскольку вся обрабатываемая информация способствует умственной усталости . По оценкам, ежедневный ввод информации американцем в 2011 году был в пять раз выше, чем в 1986 году. [7] Поэтому, по мнению Мауры Томас, управление вниманием — важнейший навык XXI века. С цифровой революцией и появлением Интернета и коммуникационных устройств управления временем уже недостаточно, чтобы гарантировать хорошее качество работы. Выделение времени на выполнение одного действия не означает, что оно получит внимание, если будут попадаться постоянные перерывы и отвлекающие факторы. Поэтому людям следует перестать беспокоиться об управлении временем и сосредоточиться на управлении вниманием. [12]
Помимо влияния на работу и производительность, управление вниманием также можно применять и в отношении других областей, таких как счастье . Британский ученый-бихевиорист Пол Долан называет распределение внимания ключевым компонентом улучшения личного благополучия. Жизненные события влияют на человека только в той мере, в какой он или она уделяет им внимание; Болезни воспринимаются как худшие, если они более выражены и неоднократно подвергают человека воздействию новых негативных стимулов. Следовательно, управление вниманием и сосредоточение внимания на вещах, которые делают человека счастливым, является одним из подходов Долана к достижению большего счастья. [13]
Проблемы с вниманием
[ редактировать ]Цель поддержки управления вниманием состоит в том, чтобы предложить определенное количество решений проблем с вниманием. Вот некоторые из этих проблем:
- когнитивные ограничения восприятия людей - такие как ограниченная емкость кратковременной памяти человека (в среднем количество 4 элементов). [14] можно управлять в данный момент времени), или теоретический когнитивный предел числа людей, с которыми можно поддерживать стабильные социальные отношения ( число Данбара 150).
- информационная перегрузка – процесс восприятия слишком большого количества информации таким образом, что это препятствует принятию решений.
- перегрузка социального взаимодействия - (которая может возникнуть, например, из-за онлайн-сервисов социальных сетей , от которых люди получают много предложений)
- прерывание . Это требует значительной нагрузки на внимание. По словам Табуша, люди, которых отвлекает хроническая боль, значительно хуже справляются с задачами на внимание. [15]
- многозадачность [16] - Многозадачность является очень важным предметом внимания, и, похоже, обе стороны спора имеют противоречивые данные. Эти аргументы идут взад и вперед, потому что с многозадачностью связано множество переменных. В некоторых случаях многозадачность двух видов деятельности, таких как ходьба и дыхание, является второй натурой, и если кто-то практиковался в выполнении нескольких задач одновременно, многозадачность также повысит производительность. Однако метаанализ, проведенный Кэйдом, Джонстоном, Уиллнессом, Эсбриджем и Стилом, показал, что многозадачность при отправке текстовых сообщений и вождении приводит к ухудшению внимания. [17]
- остаток внимания (переключение контекста) . Человеку необходимо полностью отказаться от задачи, чтобы полностью сосредоточиться на второстепенной задаче. Однако люди испытывают трудности с переключением и перемещением своего внимания между несколькими видами деятельности. [18]
Приложения
[ редактировать ]Отвлечение от боли
[ редактировать ]Управление вниманием может сыграть ключевую роль, помогая людям справиться с болью, сосредоточив свое внимание на чем-то другом во время острой боли. Однако это необходимо делать стратегически, поскольку наиболее важным фактором в том, чтобы быть хорошим отвлекающим фактором, по-видимому, является то, чтобы занятие было увлекательным и интересным для человека. Это меняется в каждом конкретном случае и должно быть адаптировано к пациенту. Например, если у человека регулярно возникают проблемы с чтением, и оно его обычно не интересует, то предоставление этому человеку книги не будет хорошим отвлекающим фактором, когда он страдает от боли. [19] Согласно исследованию Джеймсона, Тревены и Суэйна, участники, которые испытывали боль, погружая одну руку в ледяную воду, могли дольше справляться с болью, сообщали о меньшей боли и меньшем беспокойстве при воспроизведении видео. игры, чем если бы они смотрели телевизор или ничего не делали. [20] Это исследование подтверждает утверждение о том, что участие в чем-то увлекательном и интересном поможет отвлечься от болезненных или неудобных стимулов.
Тренировка осознанности
[ редактировать ]Тренировка осознанности может быть полезна в управлении вниманием. Получил известность в 1970-х годах благодаря книге профессора Джона Кабат-Зинна по снижению стресса на основе осознанности . Снижение стресса на основе осознанности — это интенсивная программа обучения, которая помогает учащимся понимать и регулировать эмоции и модели поведения. Этот вид обучения помогает людям лучше осознавать, на чем они сосредотачиваются. Согласно исследованию Йенсена, Вангкильде, Фрокьера и Хассельбалха, тренировка осознанности гораздо более эффективна для снижения стресса, чем тренировка невнимательности, то есть тренировка релаксации. Исследование также показало, что те, кто участвовал в тренировке осознанности, как правило, лучше справлялись с задачами, связанными с вниманием. [21] Таким образом, тренировка осознанности может оказать положительное влияние на управление вниманием.
Стратегии
[ редактировать ]Инструменты могут быть разработаны для поддержки внимания.
- на организационном уровне, поддерживая организационные процессы. [22]
- на коллективном уровне
- на индивидуальном уровне, например, используя внимательные пользовательские интерфейсы . [23] [24] [25]
- на индивидуальном уровне, помогая людям оценивать и анализировать свои практики, связанные с вниманием (например, с помощью инструмента AttentionScape [26] ).
Эти инструменты часто представляют собой адаптивную гипермедиа и часто полагаются на профилирование пользователя. [4] для того, чтобы определить, как лучше поддерживать внимание людей.
В исследованиях различают автономные реакции на сенсорные стимулы (ориентированные на стимулы) и преднамеренное направление внимания (ориентированные на цель). [27] Соответственно, управление вниманием может фокусироваться на изменении внешних и внутренних факторов. [28]
Внешние факторы
[ редактировать ]Стратегии управления вниманием обычно включают в себя минимизацию отвлекающих факторов, поскольку различные данные свидетельствуют о том, что устранение отвлекающих факторов повышает продуктивность. Например, серия исследований показала, что производительность на рабочем месте, как правило, выше в дни с плохой погодой из-за отсутствия отвлекающих мыслей о занятиях на свежем воздухе, которые наблюдаются в хорошую погоду. [29] Отвлечение внимания может привести к снижению производительности и стрессу; Исследования показали, что перерывы могут привести к увеличению времени выполнения, удвоению количества ошибок в задачах, а также к увеличению раздражения человека. Также доказано, что перерывы способствуют повышению тревожности. [30] [31]
Уведомления от электронных устройств являются одними из наиболее распространенных внешних раздражителей, отвлекающих внимание, и исследования показывают, что социальное давление часто приводит к немедленному устранению этих отвлекающих факторов. Таким образом, управление вниманием считается областью, приобретающей все большее значение в повсеместном распространении вычислений и разработке приложений. Цифровые системы управления вниманием, использующие машинное обучение, распознают фазы, на которых перерывы контрпродуктивны для пользователя, и задерживают уведомления. [30]
Помимо использования цифровых систем, стратегии, сводящие к минимуму перерывы и ненужную информацию, также могут включать в себя человеческие ресурсы в виде секретарей, консультантов и других вспомогательных сотрудников; это обычная практика, наблюдаемая на высших исполнительных уровнях компаний и в политике. [7]
Внутренние факторы
[ редактировать ]Целью управления вниманием является достижение наивысшего уровня беспрепятственного внимания и сосредоточенности, состояния, широко называемого потоком . Этот термин, придуманный Михаем Чиксентмихайи, описывает состояние полной вовлеченности в задачу, по сути, уровень поглощенности, при котором человек забывает обо всем, кроме текущей деятельности, даже о своем собственном существовании; вся сознательная способность обработки данных посвящена этой задаче. Характерной чертой этого состояния является лежащая в его основе внутренняя мотивация ; сохранение сосредоточенности, по-видимому, не требует какой-либо дополнительной энергии, и человек испытывает мотивацию заниматься деятельностью исключительно ради самой деятельности. [8]
Соответственно, психолог Адам Грант рассматривает стимулирование мотивации как неотъемлемую часть управления вниманием. По его мнению, сосредоточенность на важной информации может быть поддержана поиском основной мотивации и обнаружением интереса и смысла в поставленной задаче. [32]
Проекты
[ редактировать ]Было проведено определенное количество проектов по изучению того, как использовать ИКТ для поддержки внимания, например:
- AtGentive – внимательные агенты для совместного обучения.
- SAKE - гибкое электронное правительство, основанное на знаниях, с семантической поддержкой (IST 027128)
- ПОХИТИТЕЛЬ [33]
См. также
[ редактировать ]- Экономика внимания
- Информационная перегрузка
- Управление личной информацией
- Тайм-менеджмент
- Моделирование пользователей
- Осведомленность об окружающей среде
- Осведомленность о ситуации
- Удвоение тела
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Горлик, Адам (2009). «Мультизадачники, работающие в сфере СМИ, платят умственную цену, показывает Стэнфордское исследование» .
- ^ Томас, Маура (2015). «Тренинг тайм-менеджмента не работает». Гарвардское деловое обозрение .
- ^ Давенпорт, Томас Х.; Вельпель, Свен К. (сентябрь 2001 г.). «Рост знаний в области управления вниманием». Журнал управления знаниями . 5 (3): 212–222. дои : 10.1108/13673270110400816 . ISSN 1367-3270 .
- ^ Jump up to: а б Набет, Тьерри (2008), Хильдебрандт, Мирей; Гутвирт, Серж (ред.), «Профилирование пользователей для поддержки внимания в школе и на работе», Профилирование гражданина Европы , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 185–200, doi : 10.1007/978-1-4020-6914-7_10 , ISBN 978-1-4020-6913-0
- ^ Бунфур, Ахмед (2009). Организационный капитал: моделирование, измерение и контекстуализация . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-43771-4 . OCLC 176823681 .
- ^ Профиль журнала Economist о Герберте Саймоне (20 марта 2009 г.). По состоянию на 13 мая 2017 г. http://www.economist.com/node/13350892.
- ^ Jump up to: а б с д Левитин, Дэниел Дж. (23 сентября 2015 г.). «Почему так трудно сосредоточиться, объяснено наукой» . Компания Фаст . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Чиксентмихайи, Михай (23 октября 2008 г.), Поток, секрет счастья , получено 9 апреля 2020 г.
- ^ Циммерманн, М. (1986), «Нейрофизиология сенсорных систем», «Основы сенсорной физиологии» , Springer Berlin Heidelberg, стр. 68–116, doi : 10.1007/978-3-642-82598-9_3 , ISBN 978-3-540-15870-7
- ^ Шомштейн, С. (24 ноября 2004 г.). «Контроль переключения внимания между зрением и слухом в коре головного мозга человека» . Журнал неврологии . 24 (47): 10702–10706. doi : 10.1523/jneurosci.2939-04.2004 . ISSN 0270-6474 . ПМК 6730120 . ПМИД 15564587 .
- ^ Страйер, Дэвид Л.; Дрюс, Фрэнк А.; Джонстон, Уильям А. (2003). «Нарушение зрительного внимания во время симуляции вождения, вызванное мобильным телефоном». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 9 (1): 23–32. дои : 10.1037/1076-898x.9.1.23 . ISSN 1939-2192 . ПМИД 12710835 .
- ^ Томас, Маура. «Сайт управления вниманием» .
- ^ Долан, Пол (2015). Счастье по замыслу: меняйте то, что вы делаете, а не то, как вы думаете . Торндайк Пресс. ISBN 978-1-4104-7845-0 . ОСЛК 899229105 .
- ^ ( Коуэн 2001 )
- ^ Табуш, Зафер Салим (февраль 2008 г.). «Приспособленность пациентов, страдающих от боли, к принятию оптимальных решений». Анестезия и анальгезия . 106 (2): 669, ответ автора 669–70. дои : 10.1213/ane.0b013e31816197b1 . ISSN 0003-2999 . ПМИД 18227336 .
- ^ «Миф о многозадачности» . Новая Атлантида . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Кэрд, Джефф К.; Джонстон, Кейт А.; Уиллнесс, Челси Р.; Эсбридж, Марк; Сталь, Пирс (октябрь 2014 г.). «Метаанализ влияния текстовых сообщений на вождение» . Анализ и предотвращение несчастных случаев . 71 : 311–318. дои : 10.1016/j.aap.2014.06.005 . ПМИД 24983189 .
- ^ Лерой, Софи (1 июля 2009 г.). «Почему мне так тяжело выполнять свою работу? Проблема остатка внимания при переключении между рабочими задачами» . Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 109 (2): 168–181. дои : 10.1016/j.obhdp.2009.04.002 . ISSN 0749-5978 . S2CID 143448542 .
- ^ Джонсон, Малкольм Х. (март 2005 г.). «Как отвлечение помогает справиться с болью?». Текущие отчеты о боли и головной боли . 9 (2): 90–95. дои : 10.1007/s11916-005-0044-1 . ISSN 1531-3433 . ПМИД 15745617 . S2CID 41062516 .
- ^ Джеймсон, Элеонора; Тревена, Джуди; Суэйн, Ник (2011). «Электронные игры как отвлечение боли» . Исследования и лечение боли . 16 (1): 27–32. дои : 10.1155/2011/856014 . ISSN 1203-6765 . ПМК 3052404 . ПМИД 21369538 .
- ^ Дженсен, Кристиан Гаден; Вангкильде, Сигне; Фрокьяер, Вайбе; Хассельбальч, Стин Г. (2012). «Тренировка осознанности влияет на внимание. Или это усилие внимания?». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 141 (1): 106–123. дои : 10.1037/a0024931 . ISSN 1939-2222 . ПМИД 21910559 .
- ^ Апостолу, Димитрис; Карапиперис, Стелиос; Стоянович, Ненад (2008), Циринцис, Джордж А.; Вирву, Мария; Хоулетт, Роберт Дж.; Джайн, Лахми К. (ред.), «Об управлении вниманием пользователей в наукоемких организациях», Новые направления в интеллектуальных интерактивных мультимедиа , Исследования в области вычислительного интеллекта, том. 142, Берлин, Гейдельберг: Springer, стр. 239–248, doi : 10.1007/978-3-540-68127-4_25 , ISBN. 978-3-540-68127-4
- ^ ВертегаалРоэл (1 марта 2003 г.). "Введение". Коммуникации АКМ . 46 (3): 30–33. дои : 10.1145/636772.636794 . S2CID 218831102 .
- ^ Вертегаал, Роэл; Шелл, Джеффри С.; Чен, Дэниел; Мамуджи, Аадил (1 июля 2006 г.). «Проектирование для повышенного внимания: на пути к созданию внимательных пользовательских интерфейсов» . Компьютеры в поведении человека . Системы осознания внимания. 22 (4): 771–789. дои : 10.1016/j.chb.2005.12.012 . ISSN 0747-5632 . S2CID 16792220 .
- ^ Хуберман, Бернардо А.; Ву, Фанг (01 августа 2008 г.). «Экономика внимания: максимизация пользовательской ценности в информационно-насыщенных средах». Достижения в области сложных систем . 11 (4): 487–496. дои : 10.1142/S0219525908001830 . ISSN 0219-5259 .
- ^ Давенпорт, Томас Х.; Бек, Джон К. (2001). Экономика внимания: понимание новой валюты бизнеса . Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса. ISBN 1-57851-441-Х . OCLC 45583388 .
- ^ Международный симпозиум по вниманию и работоспособности (2000 г.). Управление когнитивными процессами: Внимание и работоспособность XVIII . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-28011-2 . OCLC 53970461 .
- ^ Томас, Маура (15 марта 2018 г.). «Чтобы контролировать свою жизнь, контролируйте то, на что вы обращаете внимание» . Гарвардское деловое обозрение . ISSN 0017-8012 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Ли, Джуа Джулия; Джино, Франческа; Стаатс, Брэдли Р. (2012). «Производители дождя: почему плохая погода означает хорошую производительность» . Журнал прикладной психологии . 99 (3): 504–13. дои : 10.1037/e519682015-006 . ПМИД 24417552 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Кристоф; Хюбенер, Изабель; Зейпп, Анн-Катрин; Оли, Сандра; Дэвид, Клаус; Пейович, Велько (5 июля 2018 г.). «Обзор систем управления вниманием в повсеместных вычислительных средах». Труды ACM по интерактивным, мобильным, носимым и повсеместным технологиям . 2 (2): 1–27. arXiv : 1806.06771 . дои : 10.1145/3214261 . ISSN 2474-9567 . S2CID 49303616 .
- ^ Бейли, Брайан П.; Констан, Джозеф А. (1 июля 2006 г.). «О необходимости систем, осознающих внимание: измерение влияния перерывов на выполнение задач, частоту ошибок и эмоциональное состояние» . Компьютеры в поведении человека . Системы осознания внимания. 22 (4): 685–708. дои : 10.1016/j.chb.2005.12.009 . ISSN 0747-5632 . S2CID 16424103 .
- ^ Грант, Адам (28 марта 2019 г.). «Производительность – это не тайм-менеджмент. Речь идет об управлении вниманием» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Маглио, Пол П.; Барретт, Роб; Кэмпбелл, Кристофер С.; Селкер, Тед (2000). «ЖЕНЩИК». Материалы 5-й международной конференции по интеллектуальным пользовательским интерфейсам . Новый Орлеан, Луизиана, США: ACM Press. стр. 169–176. дои : 10.1145/325737.325821 . ISBN 978-1-58113-134-5 . S2CID 490703 .
Источники
[ редактировать ]- Коуэн, Н. (2001). «Магическое число 4 в кратковременной памяти: переосмысление умственных способностей» . Поведенческие и мозговые науки . 24 (1): 1–185. дои : 10.1017/s0140525x01003922 . ПМИД 11515286 .