Jump to content

Управление вниманием

Внимание человека сосредоточено на экране компьютера.
Внимание человека сосредоточено на экране компьютера.

Управление вниманием относится к моделям и инструментам для поддержки управления вниманием на индивидуальном или коллективном уровне (ср. экономика внимания ), а также в краткосрочной (квази-реальном времени) или долгосрочной перспективе (в течение нескольких недель или недель). месяцев).

Способность контролировать отвлекающие факторы и оставаться сосредоточенным необходима для достижения более качественных результатов. Исследование, проведенное Стэнфордом [1] показывает, что однозадачность более эффективна и продуктивна, чем многозадачность. [2] Были проведены различные исследования по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки внимания, в частности, разработаны модели поддержки внимания. [3] [4] [5]

Дефицит внимания является основной предпосылкой управления вниманием; Исследователь Герберт А. Саймон отметил, что при наличии огромного количества информации внимание становится более дефицитным ресурсом, поскольку люди не могут переварить всю информацию. [6]

По сути, внимание ограничено вычислительной мощностью мозга. Применяя теорию информации , по оценкам венгерско-американского психолога Михая Чиксентмихайи и инженера Роберта Лаки, вычислительная мощность человеческого сознания составляет около 120 бит в секунду; прослушивание речи человека требует обработки около 60 бит в секунду; это означает, что вы едва можете понять двух человек, говорящих одновременно. [7] [8] По мнению немецкого физиолога Манфреда Циммермана, сенсорная система человека способна воспринимать информацию с гораздо более высокой скоростью: он оценивает пропускную способность канала в 10 миллионов бит/с только для глаз, 1 миллион бит/с для кожи и 100 000 бит/с. Это касается слухового канала, тогда как сознательное восприятие может охватить лишь небольшую его часть. [9] Следовательно, мозгу необходимо использовать мысленные фильтры, чтобы определить наиболее важную информацию, которую необходимо обработать. Большинство этих процессов фильтрации происходят автоматически и вне сознания. [7] Ограничения внимания выявляются во многих ситуациях, например, при разговоре по телефону за рулем. Доказано, что возникающее в результате высокочастотное переключение между обработкой зрительной и слуховой информации затрудняет распознавание важной информации; Изменяются реакции водителей на тормозящие перед ними автомобили, а также воспоминания о придорожных рекламных щитах. [10] [11]

Внимание также ограничено ресурсами, доступными нейронам мозга, которые позволяют людям сохранять концентрацию, поскольку вся обрабатываемая информация способствует умственной усталости . По оценкам, ежедневный ввод информации американцем в 2011 году был в пять раз выше, чем в 1986 году. [7] Поэтому, по мнению Мауры Томас, управление вниманием — важнейший навык XXI века. С цифровой революцией и появлением Интернета и коммуникационных устройств управления временем уже недостаточно, чтобы гарантировать хорошее качество работы. Выделение времени на выполнение одного действия не означает, что оно получит внимание, если будут попадаться постоянные перерывы и отвлекающие факторы. Поэтому людям следует перестать беспокоиться об управлении временем и сосредоточиться на управлении вниманием. [12]

Помимо влияния на работу и производительность, управление вниманием также можно применять и в отношении других областей, таких как счастье . Британский ученый-бихевиорист Пол Долан называет распределение внимания ключевым компонентом улучшения личного благополучия. Жизненные события влияют на человека только в той мере, в какой он или она уделяет им внимание; Болезни воспринимаются как худшие, если они более выражены и неоднократно подвергают человека воздействию новых негативных стимулов. Следовательно, управление вниманием и сосредоточение внимания на вещах, которые делают человека счастливым, является одним из подходов Долана к достижению большего счастья. [13]

Проблемы с вниманием

[ редактировать ]

Цель поддержки управления вниманием состоит в том, чтобы предложить определенное количество решений проблем с вниманием. Вот некоторые из этих проблем:

  • когнитивные ограничения восприятия людей - такие как ограниченная емкость кратковременной памяти человека (в среднем количество 4 элементов). [14] можно управлять в данный момент времени), или теоретический когнитивный предел числа людей, с которыми можно поддерживать стабильные социальные отношения ( число Данбара 150).
  • информационная перегрузка – процесс восприятия слишком большого количества информации таким образом, что это препятствует принятию решений.
  • перегрузка социального взаимодействия - (которая может возникнуть, например, из-за онлайн-сервисов социальных сетей , от которых люди получают много предложений)
  • прерывание . Это требует значительной нагрузки на внимание. По словам Табуша, люди, которых отвлекает хроническая боль, значительно хуже справляются с задачами на внимание. [15]
  • многозадачность [16] - Многозадачность является очень важным предметом внимания, и, похоже, обе стороны спора имеют противоречивые данные. Эти аргументы идут взад и вперед, потому что с многозадачностью связано множество переменных. В некоторых случаях многозадачность двух видов деятельности, таких как ходьба и дыхание, является второй натурой, и если кто-то практиковался в выполнении нескольких задач одновременно, многозадачность также повысит производительность. Однако метаанализ, проведенный Кэйдом, Джонстоном, Уиллнессом, Эсбриджем и Стилом, показал, что многозадачность при отправке текстовых сообщений и вождении приводит к ухудшению внимания. [17]
  • остаток внимания (переключение контекста) . Человеку необходимо полностью отказаться от задачи, чтобы полностью сосредоточиться на второстепенной задаче. Однако люди испытывают трудности с переключением и перемещением своего внимания между несколькими видами деятельности. [18]

Приложения

[ редактировать ]

Отвлечение от боли

[ редактировать ]

Управление вниманием может сыграть ключевую роль, помогая людям справиться с болью, сосредоточив свое внимание на чем-то другом во время острой боли. Однако это необходимо делать стратегически, поскольку наиболее важным фактором в том, чтобы быть хорошим отвлекающим фактором, по-видимому, является то, чтобы занятие было увлекательным и интересным для человека. Это меняется в каждом конкретном случае и должно быть адаптировано к пациенту. Например, если у человека регулярно возникают проблемы с чтением, и оно его обычно не интересует, то предоставление этому человеку книги не будет хорошим отвлекающим фактором, когда он страдает от боли. [19] Согласно исследованию Джеймсона, Тревены и Суэйна, участники, которые испытывали боль, погружая одну руку в ледяную воду, могли дольше справляться с болью, сообщали о меньшей боли и меньшем беспокойстве при воспроизведении видео. игры, чем если бы они смотрели телевизор или ничего не делали. [20] Это исследование подтверждает утверждение о том, что участие в чем-то увлекательном и интересном поможет отвлечься от болезненных или неудобных стимулов.

Тренировка осознанности

[ редактировать ]

Тренировка осознанности может быть полезна в управлении вниманием. Получил известность в 1970-х годах благодаря книге профессора Джона Кабат-Зинна по снижению стресса на основе осознанности . Снижение стресса на основе осознанности — это интенсивная программа обучения, которая помогает учащимся понимать и регулировать эмоции и модели поведения. Этот вид обучения помогает людям лучше осознавать, на чем они сосредотачиваются. Согласно исследованию Йенсена, Вангкильде, Фрокьера и Хассельбалха, тренировка осознанности гораздо более эффективна для снижения стресса, чем тренировка невнимательности, то есть тренировка релаксации. Исследование также показало, что те, кто участвовал в тренировке осознанности, как правило, лучше справлялись с задачами, связанными с вниманием. [21] Таким образом, тренировка осознанности может оказать положительное влияние на управление вниманием.

Стратегии

[ редактировать ]

Инструменты могут быть разработаны для поддержки внимания.

  • на организационном уровне, поддерживая организационные процессы. [22]
  • на коллективном уровне
  • на индивидуальном уровне, например, используя внимательные пользовательские интерфейсы . [23] [24] [25]
  • на индивидуальном уровне, помогая людям оценивать и анализировать свои практики, связанные с вниманием (например, с помощью инструмента AttentionScape [26] ).

Эти инструменты часто представляют собой адаптивную гипермедиа и часто полагаются на профилирование пользователя. [4] для того, чтобы определить, как лучше поддерживать внимание людей.

В исследованиях различают автономные реакции на сенсорные стимулы (ориентированные на стимулы) и преднамеренное направление внимания (ориентированные на цель). [27] Соответственно, управление вниманием может фокусироваться на изменении внешних и внутренних факторов. [28]

Внешние факторы

[ редактировать ]

Стратегии управления вниманием обычно включают в себя минимизацию отвлекающих факторов, поскольку различные данные свидетельствуют о том, что устранение отвлекающих факторов повышает продуктивность. Например, серия исследований показала, что производительность на рабочем месте, как правило, выше в дни с плохой погодой из-за отсутствия отвлекающих мыслей о занятиях на свежем воздухе, которые наблюдаются в хорошую погоду. [29] Отвлечение внимания может привести к снижению производительности и стрессу; Исследования показали, что перерывы могут привести к увеличению времени выполнения, удвоению количества ошибок в задачах, а также к увеличению раздражения человека. Также доказано, что перерывы способствуют повышению тревожности. [30] [31]

Уведомления от электронных устройств являются одними из наиболее распространенных внешних раздражителей, отвлекающих внимание, и исследования показывают, что социальное давление часто приводит к немедленному устранению этих отвлекающих факторов. Таким образом, управление вниманием считается областью, приобретающей все большее значение в повсеместном распространении вычислений и разработке приложений. Цифровые системы управления вниманием, использующие машинное обучение, распознают фазы, на которых перерывы контрпродуктивны для пользователя, и задерживают уведомления. [30]

Помимо использования цифровых систем, стратегии, сводящие к минимуму перерывы и ненужную информацию, также могут включать в себя человеческие ресурсы в виде секретарей, консультантов и других вспомогательных сотрудников; это обычная практика, наблюдаемая на высших исполнительных уровнях компаний и в политике. [7]

Внутренние факторы

[ редактировать ]

Целью управления вниманием является достижение наивысшего уровня беспрепятственного внимания и сосредоточенности, состояния, широко называемого потоком . Этот термин, придуманный Михаем Чиксентмихайи, описывает состояние полной вовлеченности в задачу, по сути, уровень поглощенности, при котором человек забывает обо всем, кроме текущей деятельности, даже о своем собственном существовании; вся сознательная способность обработки данных посвящена этой задаче. Характерной чертой этого состояния является лежащая в его основе внутренняя мотивация ; сохранение сосредоточенности, по-видимому, не требует какой-либо дополнительной энергии, и человек испытывает мотивацию заниматься деятельностью исключительно ради самой деятельности. [8]

Соответственно, психолог Адам Грант рассматривает стимулирование мотивации как неотъемлемую часть управления вниманием. По его мнению, сосредоточенность на важной информации может быть поддержана поиском основной мотивации и обнаружением интереса и смысла в поставленной задаче. [32]

Было проведено определенное количество проектов по изучению того, как использовать ИКТ для поддержки внимания, например:

  • AtGentive – внимательные агенты для совместного обучения.
  • SAKE - гибкое электронное правительство, основанное на знаниях, с семантической поддержкой (IST 027128)
  • ПОХИТИТЕЛЬ [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Горлик, Адам (2009). «Мультизадачники, работающие в сфере СМИ, платят умственную цену, показывает Стэнфордское исследование» .
  2. ^ Томас, Маура (2015). «Тренинг тайм-менеджмента не работает». Гарвардское деловое обозрение .
  3. ^ Давенпорт, Томас Х.; Вельпель, Свен К. (сентябрь 2001 г.). «Рост знаний в области управления вниманием». Журнал управления знаниями . 5 (3): 212–222. дои : 10.1108/13673270110400816 . ISSN   1367-3270 .
  4. ^ Jump up to: а б Набет, Тьерри (2008), Хильдебрандт, Мирей; Гутвирт, Серж (ред.), «Профилирование пользователей для поддержки внимания в школе и на работе», Профилирование гражданина Европы , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 185–200, doi : 10.1007/978-1-4020-6914-7_10 , ISBN  978-1-4020-6913-0
  5. ^ Бунфур, Ахмед (2009). Организационный капитал: моделирование, измерение и контекстуализация . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-43771-4 . OCLC   176823681 .
  6. ^ Профиль журнала Economist о Герберте Саймоне (20 марта 2009 г.). По состоянию на 13 мая 2017 г. http://www.economist.com/node/13350892.
  7. ^ Jump up to: а б с д Левитин, Дэниел Дж. (23 сентября 2015 г.). «Почему так трудно сосредоточиться, объяснено наукой» . Компания Фаст . Проверено 9 апреля 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б Чиксентмихайи, Михай (23 октября 2008 г.), Поток, секрет счастья , получено 9 апреля 2020 г.
  9. ^ Циммерманн, М. (1986), «Нейрофизиология сенсорных систем», «Основы сенсорной физиологии» , Springer Berlin Heidelberg, стр. 68–116, doi : 10.1007/978-3-642-82598-9_3 , ISBN  978-3-540-15870-7
  10. ^ Шомштейн, С. (24 ноября 2004 г.). «Контроль переключения внимания между зрением и слухом в коре головного мозга человека» . Журнал неврологии . 24 (47): 10702–10706. doi : 10.1523/jneurosci.2939-04.2004 . ISSN   0270-6474 . ПМК   6730120 . ПМИД   15564587 .
  11. ^ Страйер, Дэвид Л.; Дрюс, Фрэнк А.; Джонстон, Уильям А. (2003). «Нарушение зрительного внимания во время симуляции вождения, вызванное мобильным телефоном». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 9 (1): 23–32. дои : 10.1037/1076-898x.9.1.23 . ISSN   1939-2192 . ПМИД   12710835 .
  12. ^ Томас, Маура. «Сайт управления вниманием» .
  13. ^ Долан, Пол (2015). Счастье по замыслу: меняйте то, что вы делаете, а не то, как вы думаете . Торндайк Пресс. ISBN  978-1-4104-7845-0 . ОСЛК   899229105 .
  14. ^ ( Коуэн 2001 )
  15. ^ Табуш, Зафер Салим (февраль 2008 г.). «Приспособленность пациентов, страдающих от боли, к принятию оптимальных решений». Анестезия и анальгезия . 106 (2): 669, ответ автора 669–70. дои : 10.1213/ane.0b013e31816197b1 . ISSN   0003-2999 . ПМИД   18227336 .
  16. ^ «Миф о многозадачности» . Новая Атлантида . Проверено 3 июля 2020 г.
  17. ^ Кэрд, Джефф К.; Джонстон, Кейт А.; Уиллнесс, Челси Р.; Эсбридж, Марк; Сталь, Пирс (октябрь 2014 г.). «Метаанализ влияния текстовых сообщений на вождение» . Анализ и предотвращение несчастных случаев . 71 : 311–318. дои : 10.1016/j.aap.2014.06.005 . ПМИД   24983189 .
  18. ^ Лерой, Софи (1 июля 2009 г.). «Почему мне так тяжело выполнять свою работу? Проблема остатка внимания при переключении между рабочими задачами» . Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений . 109 (2): 168–181. дои : 10.1016/j.obhdp.2009.04.002 . ISSN   0749-5978 . S2CID   143448542 .
  19. ^ Джонсон, Малкольм Х. (март 2005 г.). «Как отвлечение помогает справиться с болью?». Текущие отчеты о боли и головной боли . 9 (2): 90–95. дои : 10.1007/s11916-005-0044-1 . ISSN   1531-3433 . ПМИД   15745617 . S2CID   41062516 .
  20. ^ Джеймсон, Элеонора; Тревена, Джуди; Суэйн, Ник (2011). «Электронные игры как отвлечение боли» . Исследования и лечение боли . 16 (1): 27–32. дои : 10.1155/2011/856014 . ISSN   1203-6765 . ПМК   3052404 . ПМИД   21369538 .
  21. ^ Дженсен, Кристиан Гаден; Вангкильде, Сигне; Фрокьяер, Вайбе; Хассельбальч, Стин Г. (2012). «Тренировка осознанности влияет на внимание. Или это усилие внимания?». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 141 (1): 106–123. дои : 10.1037/a0024931 . ISSN   1939-2222 . ПМИД   21910559 .
  22. ^ Апостолу, Димитрис; Карапиперис, Стелиос; Стоянович, Ненад (2008), Циринцис, Джордж А.; Вирву, Мария; Хоулетт, Роберт Дж.; Джайн, Лахми К. (ред.), «Об управлении вниманием пользователей в наукоемких организациях», Новые направления в интеллектуальных интерактивных мультимедиа , Исследования в области вычислительного интеллекта, том. 142, Берлин, Гейдельберг: Springer, стр. 239–248, doi : 10.1007/978-3-540-68127-4_25 , ISBN.  978-3-540-68127-4
  23. ^ ВертегаалРоэл (1 марта 2003 г.). "Введение". Коммуникации АКМ . 46 (3): 30–33. дои : 10.1145/636772.636794 . S2CID   218831102 .
  24. ^ Вертегаал, Роэл; Шелл, Джеффри С.; Чен, Дэниел; Мамуджи, Аадил (1 июля 2006 г.). «Проектирование для повышенного внимания: на пути к созданию внимательных пользовательских интерфейсов» . Компьютеры в поведении человека . Системы осознания внимания. 22 (4): 771–789. дои : 10.1016/j.chb.2005.12.012 . ISSN   0747-5632 . S2CID   16792220 .
  25. ^ Хуберман, Бернардо А.; Ву, Фанг (01 августа 2008 г.). «Экономика внимания: максимизация пользовательской ценности в информационно-насыщенных средах». Достижения в области сложных систем . 11 (4): 487–496. дои : 10.1142/S0219525908001830 . ISSN   0219-5259 .
  26. ^ Давенпорт, Томас Х.; Бек, Джон К. (2001). Экономика внимания: понимание новой валюты бизнеса . Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса. ISBN  1-57851-441-Х . OCLC   45583388 .
  27. ^ Международный симпозиум по вниманию и работоспособности (2000 г.). Управление когнитивными процессами: Внимание и работоспособность XVIII . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-28011-2 . OCLC   53970461 .
  28. ^ Томас, Маура (15 марта 2018 г.). «Чтобы контролировать свою жизнь, контролируйте то, на что вы обращаете внимание» . Гарвардское деловое обозрение . ISSN   0017-8012 . Проверено 12 апреля 2020 г.
  29. ^ Ли, Джуа Джулия; Джино, Франческа; Стаатс, Брэдли Р. (2012). «Производители дождя: почему плохая погода означает хорошую производительность» . Журнал прикладной психологии . 99 (3): 504–13. дои : 10.1037/e519682015-006 . ПМИД   24417552 .
  30. ^ Jump up to: а б Андерсон, Кристоф; Хюбенер, Изабель; Зейпп, Анн-Катрин; Оли, Сандра; Дэвид, Клаус; Пейович, Велько (5 июля 2018 г.). «Обзор систем управления вниманием в повсеместных вычислительных средах». Труды ACM по интерактивным, мобильным, носимым и повсеместным технологиям . 2 (2): 1–27. arXiv : 1806.06771 . дои : 10.1145/3214261 . ISSN   2474-9567 . S2CID   49303616 .
  31. ^ Бейли, Брайан П.; Констан, Джозеф А. (1 июля 2006 г.). «О необходимости систем, осознающих внимание: измерение влияния перерывов на выполнение задач, частоту ошибок и эмоциональное состояние» . Компьютеры в поведении человека . Системы осознания внимания. 22 (4): 685–708. дои : 10.1016/j.chb.2005.12.009 . ISSN   0747-5632 . S2CID   16424103 .
  32. ^ Грант, Адам (28 марта 2019 г.). «Производительность – это не тайм-менеджмент. Речь идет об управлении вниманием» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 апреля 2020 г.
  33. ^ Маглио, Пол П.; Барретт, Роб; Кэмпбелл, Кристофер С.; Селкер, Тед (2000). «ЖЕНЩИК». Материалы 5-й международной конференции по интеллектуальным пользовательским интерфейсам . Новый Орлеан, Луизиана, США: ACM Press. стр. 169–176. дои : 10.1145/325737.325821 . ISBN  978-1-58113-134-5 . S2CID   490703 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a2891c683b58bee602bf4c9f995d197__1720205100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/97/7a2891c683b58bee602bf4c9f995d197.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Attention management - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)