Джеймс Меллаарт
Джеймс Меллаарт | |
---|---|
![]() Меллаарт в Чатал-Хююке | |
Рожденный | Лондон, Великобритания | 14 ноября 1925 г.
Умер | 29 июля 2012 г. Лондон, Великобритания | ( 86 лет
Другие имена | Джимми Меллаарт |
Род занятий | Археолог, фальсификатор |
Годы активности | 1951–91 |
Супруг | Арлетт Мерьем Сенани 1954–2012 (его смерть) |
Дети | Алан Меллаарт [1] |
Джеймс Меллаарт FBA (14 ноября 1925 - 29 июля 2012) был английским археологом и писателем, известным своим открытием неолитического поселения Чатал-Хююк в Турции . Его выслали из Турции, когда его заподозрили в причастности к черному рынку антиквариата . Он также был вовлечен в ряд споров, включая так называемый о богине-матери. спор [2] в Анатолии , что в конечном итоге привело к тому, что ему запретили раскопки в Турции в 1960-х годах. [3] После его смерти выяснилось, что Меллаарт подделал многие из своих «находок», в том числе фрески и надписи, использованные при открытии городища Чатал-Хююк. [4]
Биография
[ редактировать ]Меллаарт родился в 1925 году в Лондоне . Он читал лекции в Стамбульском университете и был помощником директора Британского института археологии в Анкаре (BIAA). В 1951 году Меллаарт начал руководить раскопками на территории Турции при помощи своей жены турецкого происхождения Арлетт , которая была секретарем BIAA. Он помог идентифицировать керамику «бокалов для шампанского» Западной Анатолии в эпоху поздней бронзы, что в 1954 году привело к [ нужна ссылка ] открытие Бейджесултана . После завершения этой экспедиции в 1959 году он помог опубликовать ее результаты. В 1964 году он начал читать лекции по анатолийской археологии в Анкаре.
Раскопки Чатал-Хююка
[ редактировать ]
Когда Меллаарт проводил раскопки на территории Чатал-Хююка в 1958 году, его команда обнаружила более 150 комнат и зданий, некоторые из которых были украшены фресками , гипсовыми рельефами и скульптурами. С тех пор это место считается столь важным, поскольку оно помогло в изучении социальной и культурной динамики одного из первых и крупнейших постоянно заселенных фермерских поселений на Ближнем Востоке.
Согласно одной из теорий Меллаарта, Чатал-Хююк был известным местом поклонения богине-матери . Однако многие другие археологи с ним не согласились, и спор вызвал разногласия. Меллаарта даже обвинили в выдумке по крайней мере некоторых мифологических историй, которые он представлял как подлинные. Этот фурор заставил турецкое правительство закрыть это место. Следующие 30 лет это место оставалось без присмотра, пока в 1990-х годах раскопки не были возобновлены.
Город в целом занимает около 32,5 акров (130 000 м²). 2 ), и вмещал от 5000 до 8000 человек, тогда как норма для того времени составляла около одной десятой этого размера. Сайт вызвал большой ажиотаж, когда Меллаарт объявил о нем, и с тех пор вызвал много чесания в затылке. Фактически, более поздние исследования выявили аналогичные особенности на других стоянках раннего неолита на Ближнем Востоке, и это помогло многим людям лучше понять это место, так что многие из его некогда загадок больше не являются реальной проблемой. [ нужна ссылка ]
Дело Дорака
[ редактировать ]В 1965 году Меллаарт сообщил Сетону Ллойду из Британского института о новой . богатой находке Дорака Меллаарт рассказал, что видел сокровища в 1958 году в Измирском доме молодой женщины, которую он встретил в поезде. Она сидела перед ним в вагоне поезда с золотым браслетом, который привлек его внимание. Она сказала ему, что дома у нее есть еще, поэтому он подошел и посмотрел коллекцию. Она не позволяла ему фотографировать, но позволяла рисовать их. Он рассказал эту историю The Illustrated London News , а затем турецкие власти потребовали объяснить, почему их не проинформировали. Он рассказал, что молодая женщина по имени Анна Папастрати просила его сохранить это в секрете. [5] Он попросил Учреждение спонсировать публикацию этой истории, но они отказались, не имея реальных доказательств. При поиске дома Папастрати выяснилось, что в Измире не существует ее адреса и ее имени. Единственный документ, по которому можно проследить ее связь, - это напечатанное письмо, которое после изучения оказалось написанным женой Меллаарта Арлетт. [6] В результате турецкие власти выслали Меллаарта по подозрению в контрабанде антиквариата. Позже ему разрешили вернуться, но в конечном итоге полностью запретили. [ нужна ссылка ] .
Выход на пенсию
[ редактировать ]В 2005 году Меллаарт ушел с преподавания и жил в Северном Лондоне со своей женой и внуком. Он умер 29 июля 2012 года. [7] [8]
Теории о ранней Анатолии
[ редактировать ]Согласно Меллаарту, самыми ранними индоевропейцами на северо-западе Анатолии были всадники, пришедшие в этот регион с севера и основавшие Демирджихёюк в провинции Эскишехир , Турция, в древней Фригии , ок. 3000 г. до н.э. Они были предками лувийцев , населявших Трою II и широко распространившихся на Анатолийском полуострове. [9] Именно Меллаарт впервые ввел термин «лувиан» в археологический дискурс в 1950-х годах. По словам Кристофа Бахубера, текущие исследования и раскопки, как правило, подтверждают многие наблюдения Меллаарта об изменениях в материальной культуре в региональном масштабе. [10]
Меллаарт назвал распространение нового типа керамики, изготовленной на круге, Red Slip Wares, одним из лучших доказательств своей теории. Согласно Меллаарту, протолювийские миграции в Анатолию происходили в несколько отдельных волн на протяжении многих столетий. Текущая тенденция состоит в том, чтобы рассматривать такие миграции в основном как мирные, а не как военные завоевания. Меллаарт сосредоточился на археологически наблюдаемых событиях разрушения Трои II (около 2600–2400 гг. До н.э.). Для него они были связаны с приходом индоевропейцев с восточных Балкан . [10]
Подделки
[ редактировать ]В 2018 году сын Меллаарта Алан и швейцарско-немецкий геоархеолог Эберхард Цангер опубликовали расследование, согласно которому Меллаарт сфабриковал обширные подделки в поддержку своих тезисов. [11] [12] [4] Обследовав квартиру покойного Меллаарта, Зангер обнаружил, что Меллаарт «подделал несколько древних фресок и, возможно, владел своего рода «мастерской фальсификаторов». [11] Эти подделки включали прототипы фресок и гравюр, которые, как утверждал Меллаарт, он обнаружил в Чатал-Хююке.
Надпись Бейкёй 2
[ редактировать ]Еще одним из текстов Меллаарта была иероглифическая лувийская надпись под названием «Бейкёй 2», которая получила глобальные заголовки, когда о ней было объявлено в 2017 году, поскольку она якобы содержала конкретную историю групп, известных египтянам как « народы моря» , а библейским авторам как филистимляне . [13] Однако этот текст может оказаться и подделкой. [11] и с тех пор несколько ученых оспаривают его подлинность. Зангер и Фред Вудхуизен , которые опубликовали текст после обнаружения его рисунков (считающихся копиями рисунков каменных блоков, сделанных Жоржем Перро в 1878 году, которые позже исчезли) среди бумаг Меллаарта, [14] боролись за его подлинность, [15] [16] но другие ученые считают эту надпись фальшивой, указывая, что она соответствует образцу предыдущих подделок Меллаарта, но не соответствует тому, что известно об истории того периода. [17] [18]
Работает
[ редактировать ]- «Анатолийская хронология раннего и среднего бронзового века»; Анатолийские исследования VII, 1957 г.
- «Ранние культуры Южно-Анатолийского нагорья. Поздний энеолит и ранний бронзовый век на равнине Конья »; Анатолийские исследования XIII, 1963 г.
- Чатал Хююк, Неолитический город в Анатолии , Лондон, 1967 год.
- Раскопки в Хаджиларе, тт. I–II , Эдинбург, 1970 г.
- Неолит Ближнего Востока , Нью-Йорк, 1975 г.
- Богиня из Анатолии , 1989 (с Удо Хиршем и Белкисом Бальпинаром)
См. также
[ редактировать ]- Матриархат
- Потния Терон
- Религия в предыстории
- Медленный поезд в Измир
- Фигурки Венеры
- Миграции среднего бронзового века (древний Ближний Восток)
- Археологическая подделка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зангер, Эберхард (11 октября 2019 г.). «Джеймс Меллаарт: пионер… и фальсификатор» . Популярная археология . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Маллетт, Мария. «Богиня из Анатолии» . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Штраус, Роберт Л. (2014). «Что здесь произошло?» . Стэнфордский журнал . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б «Джеймс Меллаарт: пионер…..и фальсификатор» Популярная археология 11 октября 2019 г.
- ↑ Предполагалось также, что Меллаарт не хотел рассказывать жене, что провел неделю в доме женщины.
- ^ Мазур, Сюзан (4 октября 2005 г.). «Работники Дорака оценивают Анну и королевские сокровища» . Совок . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ "Джеймс Меллаарт" The Telegraph, 3 августа 2012 г.
- ^ «Джеймс Меллаарт, 14 ноября 1925 г. - 29 июля 2012 г.» Antiquity Journal
- ^ Джеймс Меллаарт (1981), «Анатолия и индоевропейцы», Журнал индоевропейских исследований 9, 135–149.
- ^ Jump up to: а б Кристоф Баххубер (2013), Джеймс Меллаарт и лувианцы: культурно-(предыстория) история
- ^ Jump up to: а б с Джарус, Оуэн. «Знаменитый археолог «обнаружил» свои собственные подделки в поселении возрастом 9000 лет» . Живая наука . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Британский доисторик на протяжении всей своей жизни подделывал документы» (PDF) (пресс-релиз). Лондон, Цюрих: Лувийские исследования. 1 марта 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2021 г. . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Боршель-Дан, Аманда (11 октября 2017 г.). «Является ли эта огромная надпись нашим недостающим звеном в библейских «народах моря»?» . Таймс Израиля . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Цангер, Эберхард; Вудхуизен, Фред (2018). «Вновь открытые лувийские иероглифические надписи из Западной Малой Азии» (PDF) . Таланта . 50 : 9–56.
- ^ Зангер, Эберхард (2018). «Фантазии Джеймса Меллаарта» (PDF) . Таланта . 50 : 169–172.
- ^ Вудхуизен, Фред; Зангер, Эберхард (2018). «Аргументы в пользу подлинности лувийских иероглифических текстов из файлов Меллаарта» (PDF) . Таланта . 50 : 183–212.
- ^ Стисси, Владимир (2018). «То, что нарисовано и написано, не обязательно соответствует действительности. Контекстуализация подделок Меллаарта» (PDF) . Таланта . 50 : 87–124.
- ^ Баньяи, Майкл (2018). «Текст Бейкёй: подделка?» (PDF) . Таланта . 50 :57–82.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балтер, Майкл. Богиня и Бык: Чатал-Хююк: археологическое путешествие к заре цивилизации. Нью-Йорк: Свободная пресса, 2004 г. (твердый переплет, ISBN 0-7432-4360-9 ); Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press, 2006 г. (мягкая обложка, ISBN 1-59874-069-5 ).
- Пирсон, Кеннет; Коннор, Патрисия. Дело Дорака . Лондон: Майкл Джозеф. 1967 год; Нью-Йорк: Атенеум, 1968.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мазур, Сьюзен. «Последняя глава дела Дорака» , на Scoop.co.nz , 10 октября 2005 г.
- Блог Мэтта Солсбери, «Дело Дорака, археологическая загадка», сообщение от 8 февраля 2010 г.