Арсамосата
Арсамосата ( среднеперсидский : * Aršāmšād , древнеперсидский : * Ṛšāma-shiyāti- , древнегреческий : Ἀρσαμόσατα , армянский : Արշամաշատ , латинизированный : Аршамашат ) был древним и средневековым городом, расположенным на берегу реки Мурат (называемой Арсаний в классическом источники), недалеко от современного города Элязыг . Он был основан в ок. 240 г. до н.э., Аршам I , [ 1 ] Оронтид , царь Софены , Коммагены и, возможно, Армении . [ 2 ] Город служил центральным центром и царской резиденцией Оронтидов Софены. Происхождение его названия персидское , что означает «Радость Арсамеса». [ 1 ] Называя города такими словами, как «радость» или «счастье», было практикой Оронтидов (а позже и Арташесидов ), которая напоминала царский дискурс Ахеменидов . [ 3 ]
Он был оставлен и разрушен в I веке до нашей эры. В средние века его называли Ашмушат. В римские и византийские времена он носил названия Армосота (Ἀρμόσοτα). [ 4 ] и Арсамосота . [ 5 ] В византийские времена он был также известен как Асмосатон . [ 6 ] : 247 По-арабски он назывался Шимшат . [ 7 ] Выдающимся уроженцем Арсамосаты был поэт X века Абуль-Хасан Али аль-Шимшати . [ 7 ]
Арсамосата была отождествлена с заброшенным поселением, известным как Хараба . [ 8 ] : 112 [ 9 ] [ 10 ] расположен на берегу реки Мурат, недалеко от восточной оконечности равнины Алтынова , примерно в 60 км к востоку от Элязыга. [ 6 ] Большая часть территории сейчас находится под водой плотины Кебан . Холм, служивший бывшей цитаделью города, теперь вдается на северо-восток в мелкое озеро, образовавшееся в результате плотины. [ 8 ] : 112 Сам город, судя по всему, находился чуть ниже холма на юго-востоке, хотя это не совсем точно. [ 8 ] : 112
История
[ редактировать ]Ограниченные археологические данные, состоящие из нескольких находок керамики, сильно напоминающих урартскую керамику, указывают на существование поселения в Арсамосате в древние времена - возможно, между 10 и 7 веками до нашей эры. [ 8 ] : 113 Однако любое поселение здесь, вероятно, не имело большого значения. [ 8 ] : 134 Главное урартское поселение в регионе находилось в Харпуте , который, по-видимому, служил укрепленным административным центром. [ 8 ] : 134 Еще одно крупное поселение существовало в Норшунтепе , хотя в этот период оно не было укреплено. [ 8 ] : 134 Местное население, по крайней мере частично, было урартским; возможно, присутствовали и представители народа Мушки . [ 8 ] : 134–5
Древние города Харпут и Норшунтепе расселились примерно в период Ахеменидов . [ 8 ] : 137 С тех пор и до основания Арсамосаты в середине III века до нашей эры на равнине Алтынова не было крупных городов. [ 8 ] : 136–7 Арсамосата, возможно, была основана как демонстрация престижа. [ 8 ] : 136 Его первоначальное население, вероятно, было в основном выходцами из окрестных деревень. [ 8 ] : 137 Его местоположение, вероятно, было выбрано потому, что его удаленность от основного маршрута региона, который проходил через перевал Эргани к Томиса дальше на запад, делало его относительно безопасным от нападения. [ 8 ] : 136 Однако отсутствие основного торгового пути также означало, что Арсамосата в этот период не была крупным торговым центром. [ 8 ] : 136 Вместо этого его экономика была в основном основана на сельском хозяйстве. [ 8 ] : 136
В поздней античности Арсамосата образовала одно из главных поселений округа Анцитене . [ 8 ] : 139 Соседний город Дадима, похоже, вырос за счет торговли с Эргани и Томисой к концу VI века, вероятно, поглотив часть населения Арсамосаты. [ 8 ] : 140 Однако Арсамосата оставалась крупным городом со смешанным армянским и ассирийским населением. [ 8 ] : 140
Позже, в период после арабского завоевания, Дадима превратился в небольшой город, вероятно, потому, что он находился недалеко от арабо-византийской границы и поэтому был подвержен нападениям. [ 8 ] : 144–5 Многие из его жителей переехали в Арсамосату, которая находилась в более безопасном положении дальше на восток. [ 8 ] : 144–5 Некоторая часть населения Мелитены , вероятно, также переехала в Арсамосату в этот момент. [ 8 ] : 145 После упадка Дадимы Арсамосата стала единственным крупным городом в регионе. [ 8 ] : 144
Однако, несмотря на свое более безопасное положение, Арсамосата по-прежнему находилась в спорном регионе и за этот период несколько раз переходила из рук в руки. [ 7 ] Византийское наступление в 837 году под предводительством императора Феофила захватило Арсамосату вместе с Мелитеной. [ 6 ] : 256 К осени 938 года город снова оказался под контролем арабов - Хамданидов той осенью эмир Сайф ад-Давла отступил в сторону Арсамосаты, преследуемый византийскими войсками. [ 6 ] : 270 [ 7 ] В 939 году, по словам Джеймса Говарда-Джонстона, Арсамосата снова попала под власть византийцев. [ 6 ] : 248 [ примечание 1 ]
После византийского завоевания Арсамосата стала столицей небольшой фемы . [ 8 ] : 149 [ примечание 2 ] Эта тема, вероятно, охватывала только окружающие равнины на севере и востоке; т.е. самая восточная часть Анцитены. [ 8 ] : 149 В 970-е годы тема Арсамосаты была расформирована. [ 8 ] : 149 Арсамосата превратилась в город среднего размера, и часть его населения, вероятно, мигрировала в Харпут, новую главную столицу региона. [ 8 ] : 149 В цитадели Арсамосаты все еще сохранялся гарнизон, но городские стены, вероятно, теперь были слишком велики для сокращающегося поселения внутри и, должно быть, вышли из употребления. [ 8 ] : 149, 152
Арсамосата все еще существовала под властью Артукидского княжества Харпут, но уже не была крупным городом. [ 8 ] : 152 Он просуществовал по крайней мере до 1199 года, когда его епископство было засвидетельствовано в последний раз, и, вероятно, продолжался и в начале 13 века. [ 8 ] : 152 Когда Якут аль-Хамави посетил Арсамосату в начале 13 века, он нашел ее «в руинах, с небольшим населением». [ 7 ] В какой-то момент гарнизон цитадели был выведен, возможно, после завоевания Анзитены сельджуками в 1234 году, и Арсамосата была окончательно заброшена. [ 8 ] : 152 Его население рассеялось по деревням на окружающей равнине и на холмах за ее пределами. [ 8 ] : 112, 152 [ примечание 3 ]
Название «Арсамосата» продолжало использоваться до наших дней для обозначения группы из нескольких деревень недалеко от того места, где когда-то стоял старый город. [ 8 ] : 112 По состоянию на 20 век их было семь, под общим названием «Аршимшат» (от арабской формы названия города). [ 8 ] : 112 Ближайшим к старому городу была Хараба (от арабского «хараба», что означает «руины»), примерно в полукилометре к юго-западу от руин. [ 8 ] : 112 Местная традиция, зафиксированная на рубеже 20-го века, гласила, что когда-то здесь был большой город, разделенный на две части: «Самусат» и «Ашмушат». [ 6 ] : 270
Еще до строительства плотины Кебан руины города (ниже цитадели) уже находились под водой из-за извилистости реки Мурат Су , и к середине 20 века немногие из них оставались видимыми. Однако один путешественник сообщил, что видел несколько хачкаров . здесь [ 8 ] : 112–3 Археологи проводили раскопки в цитадели до строительства плотины в 1969, 1970 и 1973 годах. [ 8 ] : 113 Они выкопали шесть траншей, в основном на юго-восточной стороне холма, где уже были видны стены. [ 8 ] : 113
Епископство
[ редактировать ]Арсамосата исторически была резиденцией сирийского православного епископа, который отвечал за весь окружающий район Анцитене. [ 8 ] : 140 Последнее упоминание о нем относится к 1199 году. [ 8 ] : 152
Арсамосата больше не является жилым епископством и сегодня внесена в список Католической церкви как титульная кафедра . [ 11 ] [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Альтернативная хронология, предложенная Канардом, гласит, что Арсамосата сдалась византийцам вскоре после того, как они взяли Мелитену в 934 году, затем была отбита арабами в 938 году и, наконец, снова перешла под контроль Византии в 944 году. [ 6 ] : 270 Говард-Джонстон возражает против этого, заявляя, что Иоанном Куркуасом осада Феодосиополя в 940 году не имела бы стратегического смысла, если бы Арсамосата уже не была взята под контроль. [ 6 ] : 270
- ↑ Это произошло в 951–952 годах, поскольку « De administando imperio », написанное в том же году, включает Арсамосату в свой список тем. [ 6 ] : 270
- ↑ Неясно, основали ли люди, покинувшие Арсамосату, новые деревни в этом районе или просто мигрировали в уже существующие. [ 8 ] : 112
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Канепа 2018 , стр. 110.
- ^ Марчак 2017 , с. 123.
- ^ Канепа 2021 , стр. 82.
- ^ Полибий . Истории . Том. 8.25.
- ^ Птолемей . География . Том. 5.13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ховард-Джонстон, Джеймс (2006). Восточный Рим, Сасанидская Персия и конец античности . Эшгейт. ISBN 0-86078-992-6 . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Босворт, CE (1997). «Шимшат». В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама, Том. IX (САН-СЗЕ) (PDF) . Лейден: Брилл. п. 442. ИСБН 90-04-10422-4 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Синклер, Т.А. (1989). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том III . Пиндар Пресс. ISBN 0907132340 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Лундский университет . Цифровой атлас Римской империи .
- ^ Ричард Талберт , изд. (2000). Баррингтон Атлас греческого и римского мира . Издательство Принстонского университета. п. 89, и сопровождающие его справочные примечания. ISBN 978-0-691-03169-9 .
- ^ Титулярный епископальный престол Арсамосаты , gcatholic.org
- ^ [1] , catholic-hierarchy.org
Источники
[ редактировать ]- Канепа, Мэтью (2021). «Коммагена до и после Антиоха I: династическая идентичность, топография власти и персидская впечатляющая религия». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 71–103. ISBN 978-3515129251 .
- Канепа, Мэтью (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности посредством архитектуры, ландшафта и искусственной среды, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Окленд: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520379206 .
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Минорских правления Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 9789004350724 .
- Михельс, Кристоф (2021). « Ахеменидские» и «эллинистические» направления представительства в малых царствах Малой Азии». Общее место обитания всех богов: Коммагена в местном, региональном и глобальном контексте . Франц Штайнер Верлаг. стр. 475–496. ISBN 978-3515129251 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1854–1857). «Армосота». Словарь греческой и римской географии . Лондон: Джон Мюррей.
- Населенные пункты древней Софены
- Римские города Турции.
- Бывшие населенные пункты Турции
- Католический титулярный видится в Азии
- Затопленные места
- Населенные пункты Византийской империи
- История провинции Элязыг
- Незавершенные статьи о Древнем Ближнем Востоке
- Незавершенные статьи по истории Армении
- Незавершённые разделы по географии провинции Элязыг