Марпессос
Марписсос | |
Расположение | Куркума, провинция Чанаккале , Турция |
---|---|
Область | Повернуть |
Координаты | 39 ° 52'49 "N 26 ° 31'13" E / 39,88028 ° N 26,52028 ° E |
Тип | Урегулирование |
Марпессос ( древнегреческий : Μάρπησσος ) был поселением в средней долине Скамандр в регионе Троада в Анатолии . Название поселения источниках также пишется Μαρμησσός , Μαρμισσός , Μερμησσός в древних . В классической античности он был известен прежде всего как место рождения гелеспонтинской сивиллы Герофила. Его участок расположен на Дам Дере, примерно в 2 км к юго-востоку от деревни Зердалилик в Байрамыч районе провинции Чанаккале в Турции . [ 1 ] Несмотря на сходство названия и расположения на горе Ида , поселение, по-видимому, не имеет отношения к мифологическому персонажу Марпессе и ее мужу Идасу . Его также не следует путать с горой Марпесса на Паросе . [ 2 ]
История
[ редактировать ]В нескольких источниках, информация которых получена от философа IV века до нашей эры Гераклида Понтийского (см. Ниже), Марпесс упоминается как деревня ( лат. vicus , древнегреческий κώμη) на территории Гергиса . Деметрий Скепсис (как сохранил Павсаний: см. ниже) называет его бывшим полисом , население которого в его время (середина II века до н. э.) сократилось до 60 жителей. [ 3 ] Маловероятно, что Марпесс когда-либо был независимым полисом, поэтому здесь это слово, вероятно, используется в значении «город, городское поселение». [ 4 ] Гергис рекламировал свою связь с Сивиллой, изображая ее голову на монетах IV и III веков до нашей эры. [ 5 ] Марпесс, вероятно, стал частью территории Илиона , когда Гергис был включен в состав Илиона после Апамейского договора в 188 г. до н.э. [ 6 ]
Сивилла в Марпессосе
[ редактировать ]Есть две различные традиции относительно Сивиллы Марпессосской. Первое происходит от перипатета философа- Гераклида Понтийского (ок. 390 – ок. 310 до н. э.) и сохранилось в ряде источников поздней античности , а также раннего и среднего византийского периодов, в которых перечисляются десять сивилл , как это изложено римским грамматистом Варроном. . [ 7 ] Согласно этой традиции, Сивилла (здесь называемая Геллеспонтинской Сивиллой) родилась в деревне Мармессос в Троаде во времена Солона и Кира (начало VI века до нашей эры).
Вторая традиция берет свое начало от Деметрия Скепсиса , грамматика, писавшего о Гомере и чей родной город находился менее чем в 18 км от места Марпессоса. [ 8 ] Его рассказ в основном сохранился в трудах географа II века нашей эры Павсания , и трудно сказать, в какой степени много путешествовавший Павсаний (уроженец Лидии ) дополнил рассказ Деметрия своим собственным личным опытом. Подробное повествование, которое сохранил Павсаний, повествует, что Сивилла родилась в Марпессе до Троянской войны и что ее мать была нимфой с горы Ида, а ее отец - смертным. [ 9 ] Деметриос почерпнул эту информацию из одного из ее оракулов, которое он сохранил:
- Я смертный, понимаешь,
- нимфа d᾽ athanatis, patrὸs d᾽ ὖ котоед,
- Коренные по матери, отцу и матери красные.
- Марписс, святая мать, река Айдоней.
- Я по рождению наполовину смертен, наполовину божественен;
- Моя мать была бессмертной нимфой, а отец — пожирателем кукурузы;
- По материнской линии Идейского рождения, но отечество мое было красным
- Марпессос, посвященный Матери, и река Айдоней. [ 10 ]
Упоминание о том, что Марпессос является «посвященным Матери», указывает на то, что в поселении существовал культ Кибелы , богини, которая, как традиционно считалось, обитала на горе Ида. [ 11 ] Этот отрывок со ссылками на гору Ида, красную почву Марпессоса и реку Айдоней также позволил ученым обнаружить древние останки Марпессоса. [ 12 ] Два важных отличия от традиции Гераклида заключаются в том, что, во-первых, считается, что она жила до Троянских войн, а не в начале VI века до нашей эры, и, во-вторых, ее зовут Герофилой, что в традиции Гераклида вместо этого является именем, приписываемым Кумской Сивилле в Италии. Деметриос также сообщает, что у жителей Александрии Троады существовала местная традиция, согласно которой Герофила в конце своей жизни стала неокоросом ( храмовым старостой) в святилище Аполлона Сминфея на территории Александрии Троады и выставила погребальную гробницу. эпитафия ей в доказательство того, что она была похоронена в святилище:
- Я Сивилла Феба
- с подогревом под линией
- дева, которая прежде была благословенна, теперь она вечна,
- судьба ὑπὸ stivarᾷ tande lahousa pedan.
- но вы, Нимфей и Гермес, мне подвластны,
- Судьба разрушила дворец.
- Вот я, откровенная Сивилла Феба,
- Спрятан под этой каменной могилой.
- Девушка, однажды одаренная голосом, но теперь навсегда потерявшая голос,
- Тяжкой судьбой обречен на эти оковы.
- Но я похоронен рядом с нимфами и этим Гермесом,
- Наслаждаясь миром под землей, частью королевства, которое у меня было тогда. [ 13 ]
Деметриос также сообщает, что эрифрейцы вместо этого утверждали, что Герофил родился от нимфы и смертного не на горе Ида, а в пещере на территории их собственного города. По словам Деметрия, эрифрейцы вычеркнули последнюю строку оракула, в которой упоминаются Марпесс и река Аидоней, так что третья строка эпиграммы вместо этого будет читаться: «По линии моей матери Идейского рождения, но моей родиной была Эритра (т. е. имя собственное Erythrae, а не прилагательное «красный»)». [ 14 ] Мы не можем сказать, действительно ли эритрейцы вырезали строку из оракула, или вместо этого Деметрий добавил ее, поскольку возможность претендовать на обладание оракулом была вопросом большого престижа для греческих полисов , и поэтому обе стороны имели личный интерес в манипулирование историческими записями.
Библиография
[ редактировать ]- Р. Киперт, «Гергис и Марпесс в Троаде» Клио 9 (1909) 10–13.
- Дж. М. Кук , Троада: археологическое и топографическое исследование (Оксфорд, 1973) 280-2.
- С. Митчелл, «Доэллинистические поселения, не засвидетельствованные как полисы» в М.Х. Хансене и Т.Н. Нильсене (ред.), Опись архаических и классических полисов (Оксфорд, 2004) 1001-2.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кук (1973) 280-2.
- ^ Стефан Византийский св. Марписса.
- ^ Павсаний 10.12.4.
- ^ Митчелл (2004) 1001.
- ^ Руководитель BV, Historia Nummorum , 2-е изд. (Лондон, 1911) 545-6. Идентификация подтверждена показаниями Флегона из Траллеса , New Jacoby Брилла 257 F 2.
- ^ Кук (1973) 281-2.
- ^ Лактанций , Divine Institutiones 1.6.8, схолион Платону 150 , Федр 244b, Фотий , Epistulae et Amphilochia , Суда св Σίβυλλα Χαλδαία (Σ 361).
- ^ Павсаний 10.12.2-7, Стефан Византийский св. Мермесс.
- ^ Павсаний 10.12.2.
- ^ Павсаний 10.12.3.
- ^ См. (например) Катулла 63. Поэму
- ^ Кук (1973) 280-2.
- ^ Павсаний 10.12.5.
- ^ Павсаний 10.12.7.