Пессинус
Пессинос | |
Расположение | Баллихисар, провинция Эскишехир , Турция |
---|---|
Область | Фригия |
Координаты | 39 ° 19'53 "N 31 ° 35'00" E / 39,331448 ° N 31,583280 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Периоды | От эллинизма до средневековья |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Пессин ( греч . Πεσσινούς или Πισσινούς ) был древним городом и архиепископством в Малой Азии , географической области, примерно охватывающей современную Анатолию (Азиатскую Турцию ). На месте города сейчас находится современная турецкая деревня Балихисар , в долине притока реки Сакарья на высоком анатолийском плато, ок. 950 м над уровнем моря, 13 км от небольшого городка Сиврихисар . Пессин остается католическим (ранее двойным) титульным престолом .
Описание
[ редактировать ]Территория храма
[ редактировать ]На данный момент храмовая территория, раскопки которой проводились в период с 1967 по 1972 год, является единственной хорошо изученной территорией Пессинуса. Он был тщательно изучен М. Велькенсом (нынешним директором раскопок Сагалассоса ) в 1980-х годах, а в период с 2006 по 2012 год - Верлинде (Гентский университет), который опирался на результаты первого для анализа и реконструкции архитектуры коринфского периферийного храма, от которых остались только массивные фундаменты. [1] Исследования привели к нескольким наблюдениям, таким как тиверийская дата (25-35 гг. н. э.) культового здания и его идентификация как храм имперского культа (Себастион). Таким образом, было окончательно установлено, что раскопанный храм не может быть идентифицирован как Храм Кибелы, как это сделал исследователь Шарль Тексье, когда «обнаружил» фундамент храма в 1834 году. [2] Верлинде обнаружил, что здание спроектировано на основе сетки и что управляющий модуль, определяющий интервалы и высоту колонн, равен нижнему диаметру колонн (0,76 м). Каждое межколонное пространство было равно двум модулям (1,52 м), что обозначает храм как «систему».
Более того, необычайно большой ступенчатый подиум, похоже, был создан под влиянием эллинистических и ранних имперских псевдодиптеров. Хотя храм был тиверианским, декоративная скульптура была создана в консервативной манере Августа, что позволяет предположить, что здание, возможно, было спроектировано в период позднего Августа (около 15 г. н.э.).Храм возвышался над театром, который сочетал в себе центральную лестницу и два крыла-кавеа для зрителей. Верлинде утверждал, что эта театральная площадка была ритуальной и использовалась для гладиаторских боев, поскольку в театре были приподнятые сиденья с защитным парапетом, что было типично для гладиаторских театров на востоке Греции. Учитывая, что такие гладиаторские бои, как правило, были переплетены с имперским культом, Верлинде утверждал, что эпиграфически засвидетельствованный культ императора еще раз подтвердился. Он также заметил, что существует постоянство таких театральных храмов, на которые повлияли поздние республиканские святилища в Италии (например, святилище Геркулеса Виктора в Тиволи), которые ассоциируются с имперским культом. Святилище Августа в Стратоникее. [3] который был театром-храмом [4] также, возможно, послужил образцом святилища в Пессине.
Площадь с колоннадой
[ редактировать ]Считалось, что площадь с колоннадой перед лестницей-театром была частью императорского комплекса. Однако это было отвергнуто Верлинде, который датировал комплекс концом II века до нашей эры. [5] Архитектура известнякового комплекса (покрыто лепниной ) [6] исходит от стиля эллинистических палестр, таких как Гимназий Евдема в Милете (конец III века до н.э.). Будучи очень похожей на последний комплекс, Пессинунтская площадь была реконструирована Верлинде как «квадрипортик» с родианским перистилем, то есть с высокой (ионической) колоннадой на севере и тремя нижними крыльями с дорическими колоннами. Quadriporticus был пристройкой эллинистической цитадели на мысе на востоке, которая предшествовала раннему императорскому храму.
Сочетание эллинистического дворца и гимназии (школы) было типичным явлением греческого мира эллинистической эпохи. Радиоуглеродное датирование и керамический анализ показывают, что палестра (спортивный зал) была уничтожена пожаром в эпоху позднего эллинизма, что позволяет предположить, что площадь с колоннадой как функциональное целое просуществовала недолго. После того, как квадрипортик был разрушен, он не перестраивался в раннеримский период, поскольку эта территория могла использоваться как грунтовая арена для гладиаторских боев храма. В III веке нашей эры территория была монументализирована новым театром эллиптической формы и огромной мраморной площадью с монументальным погребальным склепом (погребальный Герон). [7] Это совпало с дальнейшей монументализацией Кардо Максимуса , получившего на своей южной и северной оконечности монументальные городские ворота в виде арок.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Говорят, что мифологический царь Мидас (738-696 гг. до н. э.?) правил большим фригийским царством из Пессинуса, но археологические исследования, проводимые с 1967 года, показали, что город возник самое раннее около 400 г. до н. э., что противоречит любым историческим утверждениям о ранних фригийских корнях.
Согласно древней традиции, Пессин был главным культовым центром богини Кибелы , Фригийской Метры («Матери»). Традиция относит культ Кибелы к раннему фригийскому периоду (8 в. до н.э.) и связывает возведение ее первого «дорогого» храма и даже основание города с царем Мидасом (738-696 до н.э.?). Однако фригийское прошлое Пессинуса все еще неясно, как исторически, так и археологически. Например, географ Страбон (12.5.3) пишет, что жрецы были властителями в «древние времена», но неясно, был ли Пессин уже храмовым государством, которым управляли династаи («господины») во фригийский период.
Эллинистический период
[ редактировать ]Самое позднее в III веке до нашей эры Пессин стал храмовым государством, управляемым клерикальной олигархией, состоящей из галлоев , жрецов-евнухов Богини-Матери. После прибытия кельтских племен в Малую Азию в 278/277 г. до н. э. и их поражения от Антиоха I во время так называемой «Битвы слонов» (вероятно, 268 г. до н. э.) кельты поселились в северо-центральном регионе. Анатолии, которая стала называться Галатией. Племя толистобогиев занимало фригийскую территорию между Гордием и Пессином. Сомнительно, что на этом раннем этапе храмовое государство действительно находилось под контролем Галатов. По словам Цицерона (Har. Resp. 8.28), цари Селевкидов испытывали глубокую преданность святыне.
Однако участие римлян в Пессине имеет ранние корни. эры, встревоженные рядом метеоритных дождей во время продолжающейся Второй Пунической войны , римляне, ознакомившись с Сивиллинными книгами , решили ввести культ Великой Матери Иды В 205/204 году до нашей ( Magna Mater Idaea , также известной как Кибела). в город. Они обратились за помощью к своему союзнику Атталу I (241–197 гг. до н. э.) и, следуя его указаниям, отправились к Пессину и перевезли в Рим самое важное изображение богини — большой черный камень, который, как говорили, упал с неба. (Ливий 10.4-11.18).
Пергам, похоже, получил некоторый контроль над Пессином к концу третьего века до нашей эры. Пессину завещали святилище цари Атталиды, возможно, после 183 г. до н.э., когда Галатия находилась под властью Пергама.
Первое столетие до нашей эры было очень нестабильным периодом для Пессинуса, когда в центральной Анатолии правило множество правителей. По мнению Страбона (12.5.3), жрецы постепенно теряли свои привилегии. Митридатовы войны (89–85 до н. э.; 83–81 до н. э.; 73–63 до н. э.) вызвали политические и экономические потрясения во всем регионе. Когда Дейотар , тетрарх Толистобогиев и верный вассал Рима, стал царем Галатии в 67/66 или 63 г. до н.э., Пессин потерял свой статус независимого священного княжества.
Имперский период
[ редактировать ]передал власть над Галатией царю Аминте В 36 г. до н. э. Марк Антоний . После смерти монарха при императоре Августе Галатское царство было присоединено к Римской империи как провинция Галатия . Пессин стал административной столицей галатского племени толистобогиев и вскоре превратился в подлинно греко-римский полис с большим количеством монументальных зданий, таких как улица с колоннадой и храм императорского культа.
Список священников в левой анте храма Августа и Ромы в Анкаре показывает, что к концу правления Тиберия два гражданина Пессинуса занимали главное священство провинциального имперского культа в Анкире: М. Лоллий в 31/32 г. н.э. и К. Галлий Пульхер в 35/36 г. н.э. Страбон называл Пессин «империоном», торговым центром, крупнейшим к западу от реки Галис . Можно предположить, что велась торговля продуктами с Анатолийского нагорья, особенно зерном и шерстью. Штампованная ручка винной амфоры с Тасоса, датируемая, вероятно, первой четвертью III века до нашей эры, является доказательством этой торговли и в то же время является самым ранним письменным документом, обнаруженным в Пессине.
Вскоре после 25 г. до н.э. началась урбанизация и превращение Пессинунтийского храмового государства в греческий полис. Такие конструкции, как коринфский храм и улица с колоннадой ( cardo maximus ), были возведены из мрамора из карьеров, расположенных в Истикляльбаги, ок. 6 км к северу от города. Границы Пессинуса, должно быть, были определены, как и границы недавно основанной колонии Гермаколонеи (недалеко от Бабадата), получившей часть территории, населенной толистобогиями. Утверждалось, что Пессин и другие галатские города получили конституцию, основанную на конституции городов Понта-Вифинии, введенной законом Помпеи .
Судя по надписям, Пессин владел несколькими общественными зданиями, в том числе гимназией, театром, архивом и банями. Обнаружена система водоснабжения через желоба и терракотовые трубы. Самым впечатляющим общественным сооружением раннего имперского периода была система каналов. [8] самая ранняя часть которого датируется эпохой Августа. Он должен был удерживать и отводить воды Галлоса, сезонной реки, пересекающей Пессин и являвшейся главной артерией с севера на юг ( cardo maximus города ). С I по III век нашей эры канал постоянно расширялся, пока наконец не достиг длины ок. 500 м и шириной от 11 до 13 м. Неизвестно, когда именно был построен большой театр, от которого сохранилась только пещера, где сидели зрители, но он был отремонтирован или украшен Адрианом.
Другие монументальные здания, возведенные во времена правления Тиберия, включали мраморный храм периптероса провинциального императорского культа, Себастион, на холме в северо-западном конце канала, лестницу, совмещенную с театром перед ним (с оркестром). где проходили религиозные и другие представления, такие как гладиаторские бои). Площадь с колоннадой ниже по долине была реконструирована Верлинде. [9] В прошлом, [10] это сооружение было ошибочно локализовано в тиверийскую эпоху, но было показано, что это памятник эллинистической эпохи (конец II — начало I века до н.э.) и современник цитадели, предшествовавшей храмовому комплексу. [11]
Поздняя античность
[ редактировать ]Христианство достигло этой территории в III веке, а в конце IV века храм Августа был выведен из эксплуатации. [7] Возможно, в знак подъема христианства в Пессине император Юлиан Отступник совершил паломничество в Пессин и написал гневное письмо по поводу неуважения, проявленного к святилищу Кибелы. [12] Примерно в В 398 году Пессин был основан как столица недавно созданной провинции Галатия Салютарис ( в составе гражданской Понтийской епархии ) и стал резиденцией митрополита-архиепископа . Позже этот регион стал частью византийской анатолийской фемы .
В конце 715 года нашей эры город Пессин был разрушен арабским набегом вместе с соседним городом Оркистос . Эта территория оставалась под контролем Византии, пока не была отдана туркам-сельджукам во второй половине 11 века, после чего Пессин превратился в неприметную горную деревню на высоте 900 метров, постепенно обезлюдевшую, поскольку она была полностью защищена.
Церковная история
[ редактировать ]Около 398 года нашей эры Пессин был основан как столица недавно созданной римской провинции Галатия Салютарис (=Секунда) и стал резиденцией митрополичьей архиепархии под властью Константинопольского Патриархата .
Несмотря на разграбление города арабами в VII веке, в нем были архиепископы, по крайней мере, до XI века, но в конечном итоге кафедра была подавлена, будучи действительно in partibus infidelium под турецким (сельджукским, позже османским) мусульманским правлением.
Номинально она была возрождена в начале 20 века как по латинской (сохранившейся), так и по армяно-католической (недолговечной) линии апостольской преемственности .
Церковная провинция
[ редактировать ]- Notitia Episcopatuum псевдо-Епифания, изданная при византийском императоре Ираклии I (около 640 г.), ставит кафедру Пессинуса на 18-е место среди митрополитов Константинопольского Патриархата и имеет семь суфражисток : Амориум , Кланей (стал титулярным епископством) , Евдоксия (титульное епископство), Петинесс (титульное епископство), Трокмад (также титулярное епископство; по прозвищу (П) Лотин в честь своего святого покровителя ), а не философ, «Гермоколония» (т.е. Герма в Галатии ) и «Палиа» ( sic; ср. Спалеа ниже?).
- Notitia Episcopatuum при византийском императоре Льве VI Мудром или Философе (866–912) относит Пессин к 19-й митрополии, но с сильно измененным набором из семи суфражисток: снова « Гермоколония », снова «(П) Лотин» (= выше Трокмада), снова Петинесс , «Синодиум» (так в оригинале, неопознанный, возможно, ошибка), «Сант-Агапето» (т. е. Мирика , титульный престол), Орцист (титульный престол) и «Спалея», [13] вероятно, Юстинианополис в Галатии (см. титульный титул).
Жилые (византийские) митрополиты-архиепископы
[ редактировать ]Исторически известны следующие действующие лица:
- Деметрий (впервые задокументирован около 403 г. - сослан около 405 г.)
- Пий (в 431 г.)
- Феоктист (эт. 449–451)
- Акакус (536 г.)
- Георгий (около 600)
- Иоганнес (в 680 г.)
- Константин (в 692 г.)
- Грегориус (в 787 г.)
- Евстратий (в 879 г.)
- Евсевий (эт. 944–945) [14]
- Бытие (с печати, первая половина десятого века) [15]
- Николая (в 1054 г.).
Латинское название см.
[ редактировать ]Римско-католическая архиепископия была номинально восстановлена не позднее 1901 года, когда Пессин латинян был записан как латинское митрополит Титулярное архиепископство Пессинуса (итальянский: Pessinonte (Curiate); латинский: Pessinuntin (us)).
На титульном престоле работали следующие должностные лица, имевшие на данный момент митрополитский (высший) сан:
- Винченцо Ди Джованни (22 марта 1901 - 20 июля 1903; умер при исполнении служебных обязанностей)
- Эмилио Пароди, CM (27 марта 1905 - 10 октября 1905; позже архиепископ Сассари )
- Исаак Хагиан (6 мая 1905–1908; умер при исполнении служебных обязанностей) [16]
- Констан-Людовик-Мари Гийуа (31 мая 1907 - 22 октября 1910; умерла при исполнении служебных обязанностей)
- Антун Бауэр (20 января 1911 - 26 апреля 1914; позже архиепископ Загабрии )
- Роберт Уильям Спенс , ОП (2 мая 1914 — 6 июля 1915, позже архиепископ Аделаиды )
- Хосе Алвес де Маттос (9 декабря 1915 - 9 апреля 1917; умер при исполнении служебных обязанностей)
- Уильям Барри (7 апреля 1919 — 8 мая 1926; позже архиепископ Хобарта )
- Никола Джаннаттасио (24 июня 1926 - 24 августа 1959; умер при исполнении служебных обязанностей)
- Джеральд Патрик Алоизиус О'Хара (17 октября 1959 - 16 июля 1963; умер при исполнении служебных обязанностей)
- Поль Жозеф Мари Гуйон (6 сентября 1963 — 4 сентября 1964; позже архиепископ Ренна )
- Габриэль Ганни (2 марта 1966 - 15 января 1971; позже архиепископ Басры )
С тех пор оно пустовало.
Армянско-католический титульный см.
[ редактировать ]В 1905 году Пессинус Армянский был основан как армяно-католический митрополит Титулярное архиепископство Пессинуса (итал. Pessinonte (Curiate Italiano), латынь: Pessinuntin(us) Armenorum). В 1915 году он был запрещен, поскольку у него был единственный действующий митрополит (высший) сан:
- Исаак Агиан (5 июня 1905 – 1908?) как почетный, бывший первый архиепископ Севастийский армянский (1892 – 1905).
История раскопок
[ редактировать ]Территория храма в Пессинусе была вновь открыта в 1834 году французским архитектором и археологом Шарлем Тексье на юге деревни вдоль реки Галлос, а раскопки проводились под эгидой Гентского университета в 1967–1973 годах под руководством Питера Ламбрехта и в 1987 году. –2008 г. под руководством Джона Деврекера. [17] Докторская диссертация Анджело Верлинде 2012 года, опубликованная в 2015 году, находится в храме. [18]
На данный момент храмовая территория (сектор B) является единственной тщательно исследованной территорией города, за исключением так называемого Акрополя (сектор I) возле северного входа в долину Баллыхисар. [19] С 2009 года город исследует группа из Мельбурнского университета под руководством Гочи Цецхладзе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Верлинде, А. 2012, Храмовый комплекс Пессинуса. Археологические исследования функции, морфологии и хронологии святилища в Малой Азии (неопубликованная кандидатская диссертация, Гентский университет). Эта диссертация находится в процессе публикации в виде монографии (готовится к печати, 2013 г.: Монографии древности).
- ^ Тексье, C. 1839, Описание Малой Азии, сделанное по заказу французского правительства с 1833 по 1837 год: Изобразительное искусство, исторические памятники, планы и топография древних городов I, Париж.
- ^ Мерт, IH 2008, Исследования архитектурного орнамента Стратоникеи, Тюбингена, эллинистического и имперского периода.
- ^ Хэнсон, JA 1959, Римский театр-Храмы, Принстон, Нью-Джерси
- ^ Верлинде, А. 2010, соч. идти.
- ^ Лакен, Лара (5 сентября 2018 г.). «Пессинонте: расписная лепнина» . Анатолия Антиква . 15 (1): 183–186. дои : 10.3406/anata.2007.1232 .
- ^ Jump up to: а б Верлинде 2012, соч. цит.
- ^ Велкенс, М. 1984, Система сдерживания потоков, Деврекер Дж. и Велкенс М., Раскопки Рейксуниверситета те Гент в Пессинонте 1967–1973, 77-141.
- ^ Верлинде 2010, соч. цит.
- ^ Велкенс, М. 1986, Императорское святилище в Пессинусе: эпиграфические и нумизматические свидетельства его даты и идентификации, EpigAnat 7, 37-72.
- ^ Верлинде, А. 2010, Монументальная архитектура в эллинистическом стиле и Юлии-Клавдии Пессине, Babesch 85, 111-139.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Hieroclis Synecdemus et notitiae graecae episcopatuum... ex признания Густави Партея (стр. 66, № 279) сообщает о см. «Spania or Giustinianopoli», которую Лекиен идентифицировал по ошибке транскрипции с Аспоной ( Oriens christianus in quatuor Patriarchatus digestus , столбец 480, строка 1).
- ^ Просопография средневизантийского периода , Берлин-Бостон (2013), # 21818
- ^ Виталиен Лоран, Корпус печатей Византийской империи , том. V/1, Париж, 1963, № 500.
- ^ Вероятно, титулярный епископ Пессинонте-дельи-Армяни.
- ^ Ламсенс, Фредерик. «Проект Пессиновых раскопок - О проекте» . www.archaeology.ugent.be .
- ^ Верлинде, А. 2015, Место римского святилища в Пессине: от фригийских до византийских времен (Leuven, Peeters: 2015).
- ^ Деврекер Дж., Тоен Х. и Вермюлен Ф. 2003, Раскопки в Пессинусе: так называемый акрополь. От эллинистического и римского кладбища до византийского замка в Генте.
Источники и внешние ссылки
[ редактировать ]- GCatholic - латинский титульный см.
- GCatholic - бывший титулярный армяно-католический престол.
- ГУПЕДА (Цифровой архив раскопок Пессинуса Гентского университета)
- Сайт Гентского университета
- Верлинде, А. 2010, Монументальная архитектура в Юлии-Клавдии Пессине. Архивировано 19 августа 2014 г. в Wayback Machine , Babesch 85, 111-139.
- энциклопедия Британская Том. 21 (11-е изд.). 1911 год »
- Пессин на сайте www.archaeology.ugent.be.
- Вестерманн Большой атлас всемирной истории
Библиография
[ редактировать ]- Древнее место
- Роллер, Линн Эмрих (1999). В поисках Бога-Матери: Культ анатолийской Кибелы . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 192–194. ISBN 0-520-21024-7 .
- Церковная история
- Генрих Гельцер, Непечатавшиеся и недостаточно опубликованные тексты Notitiae episcopatuum , в: Трактаты философско-исторического класса Баварской академии наук , 1901, с. 534, № 25.
- Пий Бонифаций Гамс, Серия епископов католической церкви , Лейпциг, 1931, с. 441
- Мишель Лекин, Христианский Восток, разделенный на четыре патриархата , Париж, 1740 г., т. 1, столбцы. 489-492
- Софрон Петридес, лемма «Пессин», в Католической энциклопедии , том. XI, Нью-Йорк, 1911 г.
- Католический титулярный видится в Азии
- Подавленные римско-католические епархии
- Населенные пункты древней Галатии
- Древнегреческие археологические памятники в Турции
- Римские города Турции.
- История Эскишехира
- Бывшие населенные пункты Турции
- История провинции Эскишехир
- Населенные пункты Византийской империи
- География провинции Эскишехир
- Культура в Эскишехире
- Сиврихисарский район