Артукиды
Штат Артукид Княжество Артукид | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1102–1409 | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Капитал | Хасанкейф , Диярбакыр , Харпут , Мардин , в хронологическом порядке. | ||||||||||
Общие языки | турецкий , арабский , сирийский | ||||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||||
Правительство | Княжество | ||||||||||
Джентльмен | |||||||||||
История | |||||||||||
• Учреждение | 1102 | ||||||||||
• Захват власти династией Зенгидов (Алеппо) | 1127 | ||||||||||
• Вассал султаната Айюбидов (Хасенкейф) | 1232 | ||||||||||
• Поглощение Султанатом Рум (Харпут) | 1234 | ||||||||||
• Аннексия Кара Коюнлу (Мардин) | 1409 | ||||||||||
Валюта | динар | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Сирия Турция |
Династия Артукидов (альтернативно Артукид , Ортокид или Ортокид ; турецкий : Artuklu Beyliği, Artuklular , pl. Artukoğulları ; туркменский : Artykly begligi, Artykogullari ; азербайджанский : Artuklu beyliyi, កាកាង ) была основана в 1102 году. как анатолийский бейлик (княжество) Сельджукская империя . Она образовала туркменскую династию, основанную на племени огузов- догеров и придерживавшуюся мусульманской веры-суннита . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он правил в Восточной Анатолии , Северной Сирии и Северном Ираке в одиннадцатом-тринадцатом веках. Династия Артукидов получила свое название от своего основателя Артук-бея , который принадлежал к догерской ветви тюрков- огузов и правил одним из туркменских бейликов Империи Сельджуков . Сыновья и потомки Артука управляли тремя ветвями региона: потомки Сёкмена правили регионом вокруг Хасанкейфа между 1102 и 1231 годами; Ветвь Ильгази правила из Мардина и Майяфарикина между 1106 и 1186 годами (до 1409 года в качестве вассалов) и Алеппо с 1117 по 1128 год; и линия Харпут, начавшаяся в 1112 году под ветвью Сёкмен, была независимой между 1185 и 1233 годами.
История
[ редактировать ]
Династия была основана Артуком , сыном Эксюка, полководца первоначально при Малик-Шахе I а затем при сельджукском эмире Дамаска , Тутуше I. Тутуш назначил Артука губернатором Иерусалима в 1086 году. Артук умер в 1091 году, и ему наследовали его сыновья Сёкмен и Ильгази, которые были изгнаны из Иерусалима фатимидским визирем аль-Афдалом Шаханшахом в 1098 году; Фатимиды уступили город крестоносцам в следующем году после осады Иерусалима в 1099 году . [ 4 ]
Сёкмен и Ильгази обосновались в Диярбакыре , Мардине и Хасанкейфе в Аль-Джазире , где вступили в конфликт с сельджукским султанатом . Сёкмен, бей Мардина, разбил крестоносцев в битве при Харране в 1104 году. Ильгази сменил Сёкмена в Мардине и установил свой контроль над Алеппо по просьбе кади Ибн аль-Хашшаба в 1118 году. В следующем году Ильгази разгромил государство крестоносцев. Антиохийское княжество в битве при Агере Сангвинисе в 1119 году. [ 4 ]

Разграбив графство Эдесса , Ильгази заключил мир с крестоносцами. В 1121 году он отправился на север, в сторону Армении, вместе со своим зятем Мазьядом Дубаем II ибн Садакой и султаном Маликом Гянджинским . Ильгази вторгся в Грузию и потерпел поражение от Давида IV из Грузии в битве при Дидгори в 1121 году. Ильгази умер в 1122 году, и хотя его племянник Белек Гази номинально контролировал Алеппо, на самом деле город контролировался Ибн аль-Хашшабом. Ибн аль-Кашшаб был убит ассасинами в 1125 году, а Алеппо попал под контроль Зенги , атабега Мосула , в 1128 году. После смерти Белека Гази Артукиды разделились между Харпутом, Хасанкейфом и Мардином. Сын Сокмана Рукн ад-Даула Дауд , бей Хасанкейфа, умер в 1144 году, и ему наследовал его сын Кара Аслан . Кара Аслан объединился с Жосселеном II Эдесским против Зенгидов , и пока Жослен отсутствовал в 1144 году, Зенги отбил Эдессу , первое из государств крестоносцев , павших (см. Осада Эдессы ). Артукиды стали вассалами Зенгидов во время правления Нур ад-Дин Зенги (годы правления 1146–1174). [ 9 ]
Сын Кара Аслана Нур ад-Дин Мухаммад объединился с Айюбидов султаном Саладином против Килидж Арслана II , сельджукского султана Рума , чья дочь вышла замуж за Нур ад-Дина Мухаммада. В мирном соглашении с Кылыдж-Арсланом II Саладин получил контроль над территорией Артукидов, хотя технически Артукиды все еще оставались вассалами Мосула , который Саладин не контролировал. [ 9 ] Вскоре после этого в 1194 году империя Сельджуков полностью распалась. [ 4 ]
Династия Артукидов продолжала номинально командовать Аль-Джазирой, но их власть пришла в упадок при правлении Айюбидов. Ветвь Хасанкейфа завоевала Диярбакыр в 1198 году, и ее центр был перенесен сюда, но был разрушен Айюбидами в 1231 году, когда он попытался заключить союз с сельджуками. Ветвь Харпут была разрушена Султанатом Рум из-за проведения скользкой политики между Айюбидами и Сельджуками. Ветвь Мардина просуществовала дольше, но в качестве вассала Айюбидов , Султаната Рум , Иль-ханства и Тимуридов . [ 9 ] Кара Арслан (годы правления 1260-1292), правитель Мардина, подчинился монголу Хулагу . [ 9 ] Кара -Коюнлу захватила Мардин и окончательно положила конец правлению Артукидов в 1409 году. [ 4 ]
Искусство
[ редактировать ]
Несмотря на постоянную озабоченность войной, члены династии Артукидов оставили множество архитектурных памятников. Правители Артукидов построили множество общественных зданий, таких как мечети, базары, мосты, больницы и бани, в интересах своих подданных. Они оставили важное культурное наследие, внося свой вклад в литературу и искусство обработки металлов. Двери и дверные ручки великой мечети Джизре являются уникальными образцами мастерства обработки металла Артукидов, которые можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, Турция.
Они внесли наиболее значительные дополнения к городским стенам Диярбакыра . Урфийские ворота были перестроены Мухаммедом, сыном Кара Арслана. В том же районе западной стены, к югу от ворот Урфы, две внушительные башни, Улу Беден и Еди Кардеш, были построены в 1208 году правителем Артукидов Наширом ад-Дином Махмудом, который сам спроектировал башню Еди Кардеш и заменил двуглавую башню Артукидов. орел на его стенах.
Большой караван-сарай в Мардине, а также гражданского строительства сооружение моста Малабади до сих пор регулярно используются. Частично сохранившийся Старый мост Хасанкейф был построен в 1116 году Кара Арсланом.
Великие мечети Мардина и Сильвана , возможно, но в любом случае были значительно развиты в течение XII века несколькими правителями Артукидов на основе существующих сельджукских построек. Соборная мечеть Дунайсир (ныне Кызылтепе ) была построена по заказу Юлюка Арслана (1184–1203 гг.) и завершена после его смерти в 1204 г. его братом Артуком Арсланом (1203–1239 гг.).
-
Волшебное зеркало Абу-л-Фадла Артук Шаха из Харпута, Восточная Анатолия, ок. 1220–30, Коллекция Давида. Это «представитель средневековых исламских образцов «китайского» типа». [ 11 ]
-
Бассейн султана Кара Арслана б. Иль-Гази, Джазира, Сирия или Египет, конец 13 в. (1289-92) МВД, Доха. [ 12 ]
-
Фигуративный архитектурный памятник Музей турецкого и исламского искусства , Стамбул
Литература
[ редактировать ]Артукиды известны тем, что спонсируют литературные произведения на арабском языке. [ 13 ] Копия ас-Суфи книги по астрономии «Книга неподвижных звезд» , представляющая собой синтез « и » Птолемея Альмагеста арабских астрономических традиций, была изготовлена в 1131 году в Артукид- Мардине . [ 14 ] Кара Арслан (1148–1174 гг. н. э.) заказал новый арабский перевод De Materia Medica арабскому христианскому писателю по имени Абу Салим аль-Мальти, вероятно, из Малатьи . [ 13 ]
правитель Артукидов Наср ад-Дин Махмуд Известно, что (годы правления 1201–1222) заказал издание « Аль-Джами' фи Синаат аль-Хиял» Ибн ар-Раззаза аль-Джазари , посвященное изображению механических устройств, в апреле 1206 года при дворе Артукидов ( Ахмет III 3472 , Библиотека Топкапы Сарайы ). [ 15 ] [ 16 ] Считается, что миниатюры отражают различные аспекты двора Артукидов того времени. [ 15 ] Ибн ар-Раззаз аль-Джазари работал при дворе Артукидов в последней четверти XII века, и это самая ранняя известная рукопись его опуса. [ 16 ] Многие фигуры в рукописи носят характерную тюркскую одежду, длинное пальто и сапоги, а также головной убор шарбуш (особого типа, встречающийся только в рукописях Артукидов, с очень высокой шапкой за головным убором и ограниченным использованием меха вокруг ободок). [ 17 ]
Раннее издание « Макамата аль-Харири» ( Национальная библиотека Франции , Араб 3929 ) также считается, вероятно, принадлежащим к той же школе живописи Артукидов. [ 18 ]
-
«Знак Стрельца» ас -Суфи в его книге «Сувар аль-кавакиб аль-Сабита» , Артукид Мардин, 1131 г. н. э. (ЦМК, А. 3493). [ 19 ]
-
сцена суда На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [ 15 ]
-
Турецкий деятель. На фоне современного Диярбакыра, Турция, 1206 год (г-жа Ахмет III 3472). [ 15 ]
-
Проститутка Джария ) из Макамат аль-Харири ( Арабе 3929 также считается принадлежащей к той же школе живописи Артукидов. [ 20 ] [ 18 ]
Список правителей
[ редактировать ]Основными ветвями династии Артукидов были те, которые базировались в Хасанкейфе, Харпуте, Мардине и Алеппо. [ 21 ]
Хасанкейфский филиал
[ редактировать ]Первоначально этот филиал базировался в Хасанкейфе (Хин Кайфа). Столица переехала в Диярбакыр (Амид) в 1183 году.

- Сёкмен , сын Артука, 1102–1104 гг.
- Ибрагим из Хишн Кайфы , сын Сёкмена, 1104–1109 гг.
- Рукн ад-Даула Дауд (Дауд), сын Сокмена, 1109–1144 гг.
- Кара Арслан , сын Дауда, 1144–1174) [ 22 ]
- Нур ад-Дин Мухаммад , сын Кара Арслана, 1174–1185 гг. [ 22 ]
- Сокмен II , сын Нур ад-Дина Мухаммада, 1185–1201 гг. [ 22 ]
- Насир ад-Дин Махмуд , сын Насир ад-Дина Мухаммада, 1201–1201 гг. [ 22 ]
- Рукн ад-Дин Маудуд , сын Насир ад-Дина Махмуда, 1222–1232/33 гг.
После правления Рукн ад-Дина Маудуда территории Хасанкейфской ветви Артукидов были захвачены Айюбидами .
Харпутский филиал
[ редактировать ]Ветвь Харпут изначально была частью ветви Хасанкейф до 1185 года, получив независимость от Кара-Арслана.
- Имад уд-дин Абу Бакр, сын Кара Арслана , 1185–1204 гг.
- Ибрагим ибн Абу Бакр, сын Абу Бакра, 1203–1223 гг.
- Ахмад Хидр, сын Ибрагима, 1223–1234 гг.
- Артук Шах, сын Ахмада Хидра, 1234 г. [ 23 ]
Харпут был завоеван Кайкубадом I , сельджукским султаном Рума, в 1234 году в рамках его завоевания Анатолии.
Мардинский филиал
[ редактировать ]Мардинская ветвь Артукидов правила Мардином и Майяфарикином в 1101–1409 годах и в основном была потомками Ильгази и его брата Алп-Ярука.


- Якути, сын Алп-Ярука (сына Артука ), 1101–1104 гг.
- 'Али ибн Якути, сын Якути, 1104 г.
- Сёкмен , сын Артука, 1101–1104 гг.
- Ильгази , сын Артука, 1107–1122 гг.
- Тимурташ , сын Ильгази, 1122–1154 гг.
- Альпи I , сын Тимурташа, 1154–1176 гг.
- Ильгази II , сын Альпи I, 1176–1184 гг.
- Юлюк Арслан , сын Ильгази II, 1184–1203 гг.
- Артук Арслан , сын Юлюк Арслана, 1203–1239 гг.
- Аль-Саид Наджм ад-Дин Гази I, сын Юлюка Арслана, 1239–1260 гг.
- Аль-Музаффар Фахр ад-Дин Кара Арслан , сын Гази I, 1260–1292. Отправлено Хулагу . [ 4 ]
- Аль-Саид Шамс ад-Дин Дауд I, сын аль-Музаффара Фахр ад-Дина Кара Арслана, 1292–1291 гг.
- Аль-Мансур Наджм ад-Дин Гази II, сын аль-Музаффара Фахр ад-Дина Кара Арслана, 1294–1312 гг.
- Али Альпи II, сын Гази II, 1312 г.
- Ас-Салих Шамс ад-Дин Махмуд (Махмуд), сын Гази II, 1312–1312 гг.
- Аль-Мансур Хусам ад-Дин Ахмад, сын Махмуда, 1364–1367 гг.
- Ас-Салих Шамс ад-Дин Махмуд (второе правило), 1367 г.
- Аль-Музаффар Фахр ад-Дин Дауд II, сын Махмуда, 1367–1376 гг.
- Аз-Захир Маджд ад-Дин Иса, сын Дауда II, 1376–1407 гг.
- Аль-Салих Шихаб ад-Дин Ахмад, сын Аль-Захира Маджд ад-Дина Исы, 1407–1409 гг.
Мардин был завоеван Коюнлу туркменским племенем Кара - в 1409 году. [ 4 ]
Филиал Алеппо
[ редактировать ]Ветвь Артукидов, правившая Алеппо, была ответвлением ветви Мардин и включала потомков Ильгази и его братьев Абд аль-Джабара и Бахрама ибн Артука. См. также Правители Алеппо .
- Ильгази , сын Артука , 1117–1121 гг.
- Бадр ад-Давла Сулейман, сын Абд аль-Джабара (сына Артука), 1121–1123 гг.
- Белек Гази , сын Бахрама ибн Артука (сына Артука), 1123–1124 гг.
- Тимурташ , сын Ильгази, 1124–1125 гг. [ 26 ]
- [Сельджуки при аль-Бурсуки и других, 1125–1127 гг.]
- Бадр ад-Даула Сулейман (второе правление), 1127–1128 гг.
Алеппо был взят Зенги в 1128 году и управлялся династией Зенгидов до 1183 года.
Чеканка монет
[ редактировать ]Чеканка Артукида была очень фигуральной, «с явными классическими и византийскими мотивами и изображениями». [ 4 ]
-
Коронованный, бородатый бюст в византийском стиле с чисто выбритым Фахр ад-Дином Кара Арсланом , Хисн Кайфой или мятой Амид. Датировано 559 г. хиджры (1163–1163 гг. н.э.).
-
Чеканка Кара-Арслана , датированная 562 г. хиджры (1166-7 гг. н.э.). Чеканка Артукидов была очень фигуральной, «с явными классическими и византийскими мотивами и изображениями». [ 4 ]
-
Насир ад-Дин Махмуд , дирхам, 619 г. хиджры (1213–4 гг. н.э.)
-
Наджм ад-Дин Альпи , Мардин, 558 г. по хиджре (1162–3 гг. н.э.)
-
Нур ад-Дин Мухаммад , аль-Хисн, 578 г. по хиджре (1182–3 гг. н.э.), с молодого Селевкида . головой
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт, Средневековый исламский преступный мир: Бану Сасан в арабской жизни и преданиях , (EJ Brill, 1976), 107, 134; « Артукиды, потомки Артука бен Эксеба, были туркменской династией, основанной в Диярбакре. . »
- ^ Исламский настольный справочник , изд. Э.Дж. Ван Донзель, (Брилл, 1994), 39; « Артукиды. Туркменская династия, правившая.... »
- ^ "Артук Гази, артукиды и их первые тюркские бейлики в Анатолии" (in Russian). TRT Russian. 22 December 2016. Archived from the original on 9 November 2016 . Retrieved 27 April 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Босворт, CE (1 июня 2019 г.). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. п. 195-196. дои : 10.1515/9781474464628 . ISBN 978-1-4744-6462-8 .
- ^ Фотография из Макамата 43 «Встреча в Аль-Бакрие» [1] . «Аль-Бакрия» = Дияр Бакр , см. Эгер, А. Аса (18 ноября 2014 г.). Исламско-византийская граница: взаимодействие и обмен между мусульманскими и христианскими общинами . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-685-8 .
- ^ Шах, Амина (1980). Собрания аль-Харири: пятьдесят встреч с шейхом Абу Зайдом из Серуджа . Лондон: Октагон Пресс. стр. 212–220. ISBN 978-0-900860-86-7 .
- ^ Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 766 г., рис.11. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ Контадини, Анна (2012). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Лейден Бостон: Брилл. п. 120, рис. 45. ISBN 978-90-04-20100-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Босворт, CE (1 июня 2019 г.). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 195–196. дои : 10.1515/9781474464628 . ISBN 978-1-4744-6462-8 .
Возвышение Зангидов остановило экспансионистские планы Артукидов, и им пришлось стать вассалами Нур ад-Дина. Затем Айюбиды еще больше сократили свою власть и уступили им Хисн Кайфу, Амид и Майяфарикин. В начале тринадцатого века они какое-то время были вассалами Румских сельджуков и хорезм-шаха Джалал ад-Дина Менгиибирти. В конце концов, выжила только линия Мардлана, а Кара Арслан подчинился монгольскому хану II Хулагу.
- ^ * Хилленбранд, Кэрол (1979). История Джазиры 1100-1150 гг.: Вклад Ибн аль-Азрака аль-Фарики (докторская диссертация). Эдинбургский университет. п. 314, 317, 444, 445–447, 500, 549. HDL : 1842/7341 .
- ^ Двор и космос: Великая эпоха сельджуков — MetPublications — Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. 2016. с. 57, пункт 7.
- ^ Двор и космос: Великая эпоха сельджуков — MetPublications — Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. 2016. с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Снелдерс 2010 , с. Глава 4, 4-я страница.
- ^ Библиотека-музей дворца Топкапы, ЦМК, А. 3493 в Атбаш, Зейнеп (1 августа 2019 г.). Художественные аспекты книжной сокровищницы султана Баязида II: сохранившиеся тома, хранящиеся в библиотеке-музее дворца Топкапы (Сокровища знаний: опись библиотеки Османского дворца (1502/3-1503/4) (2 тома)) . Брилл. п. 195. дои : 10.1163/9789004402508_005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 739–741 гг. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфордские исследования исламского искусства, Том. 1, стр. 69-83 : 69.
- ^ Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфодские исследования исламского искусства, Том. 1, стр. 69-83 : 77.
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Рэйчел (1 января 1985 г.). «Свидетельства о школе живописи при дворе Артукидов» . Оксфодские исследования исламского искусства, Том. 1, стр. 69–83 : 76–77.
- ^ Атбаш, Зейнеп (1 августа 2019 г.). Художественные аспекты книжной сокровищницы султана Баязида II: сохранившиеся тома, хранящиеся в библиотеке-музее дворца Топкапы (Сокровища знаний: опись библиотеки Османского дворца (1502/3-1503/4) (2 тома)) . Брилл. стр. 161–211. дои : 10.1163/9789004402508_005 . Рукопись «Ахмет III 3493»
- ^ Балафрей, Ламия (19 декабря 2022 г.). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . Исследования по ст . История: 768. doi : 10.11588/xxi.2022.4.91685 .
- ^ Босворт, Клиффорд Э., Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство, издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1996, стр. 194-196
- ^ Перейти обратно: а б с д Уилан 1988 , с. 146.
- ^ Озтуна, Йылмаз, «Государства и династии», Том: 2, Публикации Министерства культуры, Анкара (1996), стр.43
- ^ Шпенглер, Уильям Ф.; Сэйлс, Уэйн Г. (1992). Туркменские фигурные бронзовые монеты и их иконография: Артуквиды . Кабинет Клио. п. 113. ИСБН 978-1-879080-02-7 .
Но кто же был «Нур ад-Дин Атабег», изображенный на аверсе большинства монет этого типа, и почему его тоже узнавали? На монетах он больше не идентифицирован, но наиболее логичным кандидатом представляется Нур ад-Дин Арслан Шах I, Зенгидский атабег Мосула (589-607/1193-1210), единственный атабег с лакабом Нур аль- Известно, что Дин действовал в то время. Эта идентификация была впервые предложена Митчинером в 1977 году и повторена Хеннекеном в Парижском каталоге.
- ^ Кюнкер, Фриц Рудольф. Künker Auktion 137 - Коллекция средневековых монет Де Вита, 1000 лет европейской чеканки, Часть III: Англия, Ирландия, Шотландия, Испания, Португалия, Италия, Балканы, Ближний Восток, государства крестоносцев, жетоны и гири . Нумизматический Верлаг Кюнкер. п. 391.
Но кто же был «Нур ад-Дин Атабег», изображенный на аверсе большинства монет этого типа, и почему его тоже узнавали? Это Нур ад-Дин Арслан Шах I, Зенгидский атабег Мосула (1193-1210), который был обнаружен Митчинером в 1977 году. Почему Артукид Юлук Арслан из Мардина должен ставить имя своего соперника на своих монетах, не совсем ясно.
- ^ Озтуна, Йылмаз, «Государства и династии», Том: 2, Публикации Министерства культуры, Анкара (1996), стр. 43–44.
Источники
[ редактировать ]- Асланапа, Октай (1991). Ранняя турецкая архитектура в Анатолии: начало и развитие на ( турецком языке). Анкара: Публикации АКМ. ISBN 975-16-0264-5 . Архивировано из оригинала 30 августа 2004 г.
- Балафрей, Ламия (2022). «Автоматизированные рабы, амбивалентные образы и неэффективные машины в «Сборнике механических искусств» аль-Джазари, 1206 г.» . 21: Исследования по искусству, истории и визуальному изображению . 3 (4): 737–774. дои : 10.11588/xxi.2022.4.91685 . ISSN 2701-1569 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 0-7486-2137-7 .
- Хилленбранд, Кэрол (1990), Мусульманское княжество во времена крестоносцев: раннее государство Артукидов , Нидерландский историко-археологический институт
- Хилленбранд, Кэрол (2000), Крестовые походы: исламские перспективы , Рутледж
- Холт, премьер-министр (1989), Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с одиннадцатого века до 1517 года , Лонгман
- Рансиман, Стивен (1952), История крестовых походов , том. 2, Издательство Кембриджского университета
- Сеттон, Кеннет , изд. (1969–1989), «История крестовых походов» , Мэдисон, заархивировано из оригинала 1 апреля 2003 г. , получено 14 апреля 2006 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Снелдерс, Б. (2010). Идентичность и христианско-мусульманское взаимодействие: средневековое искусство сирийских православных из района Мосула . Петерс, Левен.
- Уилан, Эстель (1988), «Представления Хасакии и происхождение мамлюкских эмблем», в Соучек, Присцилла (редактор), Содержание и контекст изобразительного искусства в исламском мире , Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мост Хасанкейф, Хасанкейф» . АрхНет . Архивировано из оригинала 19 февраля 2006 г.
- Мустафа Гюлер, Илькнур Актуг Колай. «Турецкие мечети XII века в Анатолии » (PDF) (на турецком языке. Журнал Стамбульского технического университета (İtüdergi). Архивировано 4 июля 2007 г.).