Загрязнение воздуха в Турция
В Турции рекомендаций загрязнение воздуха является самой смертоносной из экологических проблем страны , поскольку почти все жители страны подвергаются воздействию, выходящему за рамки Всемирной организации здравоохранения . [1] : 7 Ежегодно от загрязнением воздуха , умирает более 30 000 человек; болезней, связанных с [2] более 8% смертей в стране. Загрязнение воздуха особенно вредно для здоровья детей. [3] По оценкам исследователей, сокращение загрязнения воздуха до пределов Всемирной организации здравоохранения спасло бы в семь раз больше жизней, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2017 году.
Автомобильный транспорт в турецких городах и уголь в Турции являются основными загрязнителями, но основным фактором, влияющим на уровень загрязнения воздуха, является плотность транспортных средств. [4] Количество транспортных средств, передвигающихся по дорогам Турции, увеличилось с 4 миллионов в 1990 году до 25 миллионов в 2020 году. [4] Кроме того, качество окружающего воздуха и национальные предельные значения выбросов не соответствуют стандартам ЕС , и, в отличие от других европейских стран, многие показатели загрязнения воздуха в Турции недоступны. Ограничений на содержание очень мелких частиц в воздухе (PM2,5), вызывающих заболевания легких, не существует, а с 2021 г. [update] они не были полностью инвентаризированы и официально не зарегистрированы. [5] : 11
Легковые и грузовые автомобили выбрасывают в городах дизельные выхлопы , твердые частицы , оксиды азота (NOx) и другие пары , но производство первого из нескольких турецких национальных электромобилей планируется начать в 2022 году. Низкокачественный бурый уголь , сжигаемый в городах, является старейшим из угольные электростанции страны , также является большой частью проблемы. [6] По состоянию на 2023 год оценка воздействия на здоровье в Турции не проводится. [7] : 50
В начале 2020 года загрязнение воздуха в крупных городах значительно снизилось из-за ограничений, связанных с COVID-19 , но к середине года оно снова начало расти. Платформа «Право на чистый воздух» Турции и Палата инженеров-экологов входят в число организаций, выступающих за более чистый воздух.
Источники загрязнения воздуха
[ редактировать ]Трафик
[ редактировать ]В 2019 году в Стамбуле наблюдался опасно высокий уровень NO 2 (более чем в три раза превышающий рекомендации ВОЗ). [8] : 11 Хотя городской смог в Стамбуле рассеялся к началу 2020 года. [9] загрязнение воздуха в городе снова возросло после ослабления ограничений, связанных с Covid-19. [10] Увеличение доли используемых электромобилей в Турции до 10% к 2030 году также позволит сократить выбросы парниковых газов в Турции . [11] Налог на покупку новых автомобилей высокий. [12] а в 2019 году около 45% автомобилей были старше 10 лет и были энергоэффективными. [13] Одной из принимаемых мер является продолжающаяся электрификация железнодорожной сети и увеличение количества высокоскоростных линий. [14] предложил строгое соблюдение требований к выбросам дизельных грузовиков В 2020 году Университет Сабанджи как способ избавиться от старых, загрязняющих окружающую среду транспортных средств: также в этом году тракторы получили юридическое освобождение от сжигания дизельного топлива с концентрацией серы 1000 ppm. [15]
Отопление и приготовление пищи
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год [update]Турецкий уголь по-прежнему сжигается для отопления домов в бедных районах Анкары и некоторых других городов, [16] что плохо, потому что турецкий уголь очень некачественный. [17]
Угольные электростанции
[ редактировать ]Выбросы угольных электростанций оказывают серьезное воздействие на здоровье населения. По оценкам отчета Альянса по здоровью и окружающей среде (HEAL), в 2019 году произошло почти 5000 преждевременных смертей, вызванных загрязнением от угольных электростанций в Турции, и более 1,4 миллиона рабочих дней было потеряно из-за болезней. Директор по стратегии и кампаниям сказал: [19]
Загрязнение угольных электростанций подвергает каждого человека риску сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта, хронической обструктивной болезни легких, рака легких, а также острых респираторных инфекций. Но особенно это касается тех, кто наиболее уязвим – беременных женщин, детей, пожилых людей, тех, кто уже болен или беден.
По оценкам отчета HEAL, затраты на здравоохранение, связанные с болезнями, вызванными угольными электростанциями, составляют от 13 до 27 процентов общих ежегодных расходов Турции на здравоохранение (включая как государственный, так и частный сектор). [18]
Гринпис Средиземноморья сообщает, что угольные электростанции в Афшине-Эльбистане являются электростанциями с самым высоким риском для здоровья в европейской стране, за ними следует электростанция Сома . [20] [21]
Пределы выбросов дымовых газов
[ редактировать ]С января 2020 г. предельные значения выбросов дымовых газов в мг/Нм. 3 (миллиграммы на кубический метр) составляли: [22] [23]
Установленная мощность электростанции | Частицы | SOSO2 | НЕТ 2 | СО |
---|---|---|---|---|
0,5 мегаватт (МВт) ≤ мощность < 5 МВт | 200 | Система сероочистки не требуется, если выбросы диоксида серы (SO 2 ) и триоксида серы (SO 3 ) ниже 2000 мг/Нм. 3 . Если 2000 мг/Нм 3 превышен лимит, то выбросы SO 2 необходимо снизить до 10%. | Выбросы оксидов азота ( NOx ) следует сокращать с помощью технических мер, таких как снижение температуры пламени за счет рециркуляции дымовых газов. | 200 |
5 МВт ≤ мощность < 50 МВт | 150 | 200 | ||
50 МВт ≤ мощность < 100 МВт | 50 | 850 | 400 | 150 |
мощность ≥ 100 МВт | 30 | 200 | 200 | 200 |
Эти ограничения допускают большее загрязнение, чем Директива ЕС о промышленных выбросах . [24] [25] В Китае (который имеет аналогичный доход на душу населения ) предельные значения выбросов твердых частиц (PM), диоксида серы (SO 2 ) и NO x составляют 10, 35 и 50 мг/м. 3 , соответственно. [26]
Пассивное курение
[ редактировать ]более четверти взрослого населения В Турции курят . [27] и пассивное курение, [28] также известное как пассивное курение , само по себе представляет опасность. [29] и увеличивает риск респираторных инфекций. [30]
Промышленность и строительство
[ редактировать ]Загрязнение воздуха в результате производства цемента является одним из воздействий бетона на окружающую среду . [31] Хотя асбест был полностью запрещен в 2010 году, он все еще может представлять опасность при сносе старых зданий. [32] на свалках, [33] и в зданиях в некоторых сельских районах, где это происходит естественным образом. [34]
Типы и уровни
[ редактировать ]Уровни по всей стране превышают рекомендации Всемирной организации здравоохранения . [35] [36] Ограничений на PM2,5 не существует, а ограничения на другие загрязняющие вещества (кроме SO 2 ) превышают рекомендации ВОЗ:
Загрязнитель (мкг/м 3 ) | Время усреднения | Рекомендации Всемирной организации здравоохранения [37] | Лимит Турции [38] [39] [40] |
---|---|---|---|
ТЧ2,5 | Ежегодный | 5 | ограничений нет: законопроект предлагает сократить их с 30 до 25 к 2029 году. |
24 часа | 15 | без ограничений | |
ТЧ10 | Ежегодный | 15 | 40 |
24 часа | 45 | 50 | |
OО3 | Пик сезона | 60 | |
8 часов | 100 | 120 | |
НЕТ 2 | Ежегодный | 10 | 40 |
24 часа | 25 | ||
Ежечасно | 250 | ||
SOSO2 | 24 часа | 40 | 20 |
Ежечасно | 350 | ||
СО | 24 часа | 4000 | |
8 часов | 10000 |
Хотя мониторинг загрязнения воздуха ведется, многие показатели загрязнения воздуха отсутствуют. [41] [42] Индекс качества воздуха в Турции не включает частицы размером менее 2,5 микрон ( PM 2,5 ), но включает диоксид азота , диоксид серы , оксид углерода , тропосферный озон и частицы диаметром от 10 до 2,5 микрон ( PM10 ). [43] По данным ОЭСР, Турция планирует достичь ограничений ЕС к 2024 году. [44]
Частицы
[ редактировать ]Как и в других странах, твердые частицы , образующиеся, например, в результате износа шин транспортных средств в городах, представляют опасность для легких людей. Правила в Турции не содержат ограничений на частицы диаметром менее 2,5 микрон ( PM 2,5 ), которые вызывают заболевания легких. [45] По состоянию на 2016 год [update] средняя концентрация PM2,5 составила 42 мкг/м3, [46] тогда как 10 мкг/м 3 это рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), [47] и находится на опасном уровне в Батмане , Хаккари , Сиирте , Игдыре , Афьоне , Газиантепе , Карамане и Испарте . [48]
Оксиды азота
[ редактировать ]Астму лечить дорого [49] и может быть вызвано оксидами азота. NO 2 в таких городах, как Анкара, виден со спутников. [50] Существующие дизельные автомобили выделяют NOx и другие загрязнители воздуха в городах. [51] А вот первую модель турецкого национального электромобиля планируется начать в 2022 году. [52]
Диоксид серы
[ редактировать ]Выбросы в основном происходят от угольных электростанций, и в 2019 году они выросли на 14% и превысили мегатонну от мирового общего объема в 29 мегатонн: электростанция Кемеркёй и электростанции Афшин-Эльбистан загрязнили прилегающие территории по 300 килотонн каждая в 2019 году. [53]
Летучие органические соединения
[ редактировать ]По состоянию на 2014 год [update] уровни летучих органических соединений (ЛОС) в Стамбуле были в среднем аналогичны уровням в Лондоне и Париже, но более изменчивы: максимумы обычно превышали 10 частей на миллиард. [54]
Стойкие органические загрязнители
[ редактировать ]Уровни выбросов стойких органических загрязнителей регулируются, [55] но общие данные по этим выбросам в 2019 году не сообщались. [56]
Парниковые газы
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год [update] Турция выбрасывает один процент мировых выбросов парниковых газов . [57] Поскольку большая часть загрязнения воздуха вызвана сжиганием ископаемого топлива, выбросы парниковых газов в Турции также могут быть сокращены, например, за счет создания зон с низким уровнем выбросов для городского транспорта и замены раздачи бесплатного угля другой поддержкой бедных семей. [58] Другими словами, помощь в ограничении изменения климата будет сопутствующей выгодой от основных преимуществ для здоровья, а улучшение здоровья будет сопутствующей выгодой от смягчения последствий изменения климата .
Мониторинг и отчетность
[ редактировать ]В 2018 году данные о качестве воздуха были доступны на веб-сайте Министерства окружающей среды и урбанизации для 16% районов, и министерство планирует сделать их доступными для всех районов к 2023 году, увеличив количество станций мониторинга до 380. [59] В 2023 году Платформа «Право на чистый воздух» заявила, что половина из 360 станций мониторинга не работает должным образом. [60] Палата инженеров-экологов ежегодно публикует отчет на основе этих данных. Министерство также постоянно контролирует выбросы дымовых труб 305 электростанций и промышленных объектов, чтобы гарантировать, что они не превышают допустимые нормы. [61] но эти данные не публикуются, поскольку Турция не ратифицировала Гётеборгский протокол о загрязнении воздуха. [62] Существуют средние часовые, дневные и годовые пределы содержания различных загрязняющих веществ в зоне вокруг угольной электростанции, определяемые как радиус, в 50 раз превышающий высоту дымохода: [63]
Загрязнитель | Продолжительность | Единица | Лимит | |
---|---|---|---|---|
SOSO2 | Ежечасно (не превышать более 24 раз в год) | мкг/м 3 | 350 | |
24 часа | 125 | |||
Долгосрочный лимит | 60 | |||
Ежегодно и зимой (1 октября - 31 марта) | 20 | |||
НЕТ 2 | Ежечасно (не превышать более 18 раз в год) | 250 (200 с 2024 г.) | ||
Ежегодно | 40 | |||
ТЧ10 | Ежечасно (не превышать более 35 раз в год) | 50 | ||
Ежегодно | 40 | |||
Pb | Ежегодно | 0.5 | ||
СО | Максимальное среднесуточное 8-часовое значение | мг/м 3 | 10 | |
компакт-диск | Долгосрочный лимит | мкг/м 3 | 0.02 | |
HCI | Краткосрочный лимит | 150 | ||
Долгосрочный лимит | 60 | |||
ВЧ | Ежечасно | 30 | ||
Краткосрочный лимит | 5 | |||
Ч 2 С | Ежечасно | 100 | ||
Краткосрочный лимит | 20 | |||
Всего органических соединений | Ежечасно | 280 | ||
Краткосрочный лимит | 70 | |||
Оседание пыли | Краткосрочный лимит | мг/м 2 /день | 390 | |
Долгосрочный лимит | 210 | |||
В оседании пыли | Pb и соединения | Долгосрочный лимит | 250 | |
Cd и соединения | Долгосрочный лимит | 3.75 | ||
Tl и соединения | Долгосрочный лимит | 5 |
Некоторые промышленные компании достигают стандарта выбросов Global Reporting Initiative (GRI) 305. [65]
Медицинские опасности
[ редактировать ]По оценкам, около 8% всех смертей вызваны загрязнением воздуха. [66] Однако оценки ежегодной избыточной смертности варьируются в пределах 37 000 [67] и 60 000. [68] : 7 По оценкам Платформы « Право на чистый воздух», в 2021 году произойдет не менее 48 000 случаев преждевременной смерти. [60] Загрязнение воздуха представляет собой риск для здоровья, главным образом, из-за сжигания ископаемого топлива , такого как уголь и дизельное топливо . [69] [70] По оценкам исследователей, сокращение загрязнения воздуха до пределов Всемирной организации здравоохранения спасло бы в семь раз больше жизней, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2017 году. [71] Хотя во многих местах влияние загрязнения воздуха на здоровье невозможно оценить из-за недостаточного мониторинга твердых частиц PM10 и PM2,5, [66] [72] средняя избыточная смертность (по сравнению с тем, сколько людей было бы потеряно, если бы соблюдались рекомендации ВОЗ по загрязнению воздуха) оценивается в 0,4 года на человека. [73] но это будет зависеть от местоположения, потому что по состоянию на 2019 год [update], в некоторых городах загрязнение воздуха является серьезным. [74] В целом это увеличивает риск респираторных инфекций , таких как COVID-19 . [75] особенно в сильно загрязненных городах, таких как Зонгулдак , [76] но в некоторых местах это оспаривается, и необходимы дополнительные исследования. [77]
Города
[ редактировать ]Многие города Турции загрязнены сильнее, чем типичные европейские города. [78] Например, столица соседней Болгарии вводит зону с низкими выбросами и ограничивает сжигание угля и древесины. [79]
Стамбул
[ редактировать ]Загрязнение уменьшилось с 1990-х годов. [80] Но по состоянию на 2019 год [update]Согласно индексу качества воздуха, воздух Стамбула влияет на сердце и дыхательную систему даже здоровых людей во время оживленного движения. [81] NO 2 виден в измерениях Орбитальной углеродной обсерватории 3 . [82]
бурса
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год [update], промышленность, расположенная в пределах города Бурса, представляет собой особую проблему, [83] Говорят, что здесь самый высокий уровень загрязнения воздуха в стране. [84] Вдыхать воздух там эквивалентно выкуриванию 38 пачек сигарет в год. [84] NO 2 виден в спутниковых измерениях. [85]
Эрегли
[ редактировать ]Более высокий уровень заболеваемости рассеянным склерозом может быть связан с местной промышленностью в Эрегли . [86]
Связь с изменением климата
[ редактировать ]Некоторые из соединений серы, выбрасываемых из труб турецких угольных электростанций, превращаются в стратосферные аэрозоли серы , которые являются своего рода недолговечными климатическими факторами , которые отражают солнечный свет обратно в космос. Однако этот эффект охлаждения носит временный характер, поскольку недолговечные климатические факторы почти все исчезли из атмосферы через 30 лет. [87] : 7 Значительное количество угля было сожжено более 30 лет назад , поэтому на глобальное потепление влияет преимущественно CO 2 . [87] : 7 хотя до 2004 года не было никаких ограничений на соединения серы. [88] В период с 2004 по 2020 год лимит на концентрацию соединений серы в дымовых газах был значительно снижен. [89]
Политика
[ редактировать ]Координационный совет по изменению климата и управлению воздушным потоком отвечает за координацию между правительственными ведомствами. По состоянию на 2019 год [update]Однако, по мнению ЕС , необходимо разработать и реализовать более скоординированную политику. [74]
Экономика
[ редактировать ]Воздействие загрязнения воздуха на экономику через ущерб здоровью может составлять миллиарды долларов, и попытка точнее оценить эту сумму началась в 2019 году. [90] Исследование госпитализаций в Эрзинджане в 2015–2016 годах оценило прямые затраты на загрязнение воздуха в 2,5% от общих расходов на здравоохранение для возрастных групп 15–34 лет и старше 65 лет, но показало, что общие затраты, вероятно, намного выше: [91] например, экономические издержки снижения интеллекта взрослых [92] и дети [93] не были оценены. По данным медицинской группы «Альянс по здоровью и окружающей среде» (HEAL), сокращение загрязнения воздуха PM 2,5 в стране существенно увеличит ВВП. [94] По данным ОЭСР, в 2019 году освобождение битума от специального налога на потребление составило субсидию в размере 5,9 млрд лир. [95] Битум, также известный как асфальт, используется для покрытия дорог и в жаркую погоду выделяет вторичные органические аэрозоли, которые могут нанести вред здоровью жителей городов. [96]
Международный
[ редактировать ]По состоянию на 2019 год [update], качество окружающего воздуха и национальные потолки выбросов не соответствуют стандартам ЕС. [74] По состоянию на 2020 год [update] Турция не ратифицировала Гётеборгский протокол . [97] хотя он ратифицировал первоначальную Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. [98] и эти отчеты являются публичными. [5] Загрязнение затрагивает соседние страны. [99] [100] Армянская АЭС , расположенная в 16 км от границы, старая и считается недостаточно сейсмостойкой. [101] [102] и уязвимы для военного нападения. [103]
Предлагаемые решения
[ редактировать ]Статья 56 Конституции Турции гласит: «Каждый имеет право жить в здоровой и сбалансированной окружающей среде. Долг государства и граждан – улучшать природную среду, защищать здоровье окружающей среды и предотвращать загрязнение окружающей среды. " [104]
Согласно Одиннадцатому плану развития (2019-2023 годы) к 2023 году будет проведен мониторинг всех районов и:
Практика управления качеством воздуха позволит предотвратить загрязнение воздуха в результате производства, отопления и дорожного движения, а качество воздуха будет улучшено за счет контроля выбросов.
Планы действий по обеспечению качества воздуха будут подготовлены на местном уровне, а законодательство по контролю загрязнения и выбросов будет обновлено.
Потенциал управления качеством воздуха будет улучшен за счет укрепления региональных центров чистого воздуха.
Будут проводиться исследования по моделированию и мониторингу качества воздуха, а также развиваться инфраструктура. [59]
Отказ от угля [105] считается необходимым, а доля рынка дизельных автомобилей падает. [106] Утверждается, что ужесточение экологического законодательства принесет пользу экономике Турции. [107] Министерство окружающей среды разработало закон, ограничивающий содержание твердых частиц 2,5, но он еще не принят. [108] По данным HEAL, более 500 преждевременных смертей можно было бы избежать в год, отключив три электростанции в Мугле . [109]
предложены электрические паромы Для Босфора . [110] [111] [112] дорожного движения В Стамбуле предложена зона с низким уровнем выбросов для [113] и было предложено изменить систему налога на транспортные средства в Турции, чтобы улучшить взимание платы за загрязнение. [114] больше зеленых насаждений . В городах предлагается [115] Было создано семь региональных центров чистого воздуха, и заместитель министра окружающей среды заявил, что в 2020 году будут созданы зоны с низким уровнем выбросов и увеличено количество велосипедных дорожек. [61]
История
[ редактировать ]Впервые свинец был выплавлен около 5000 г. до н.э. в Анатолии, а в 535 г. н.э. Юстиниан I признал важность чистого воздуха. [116] В 19 веке загрязнение воздуха рассматривалось как миазмы — идея о том, что неприятные запахи могут вызывать болезни. [117] Из-за высокой стоимости нефти после нефтяного кризиса 1970-х годов в городах сжигали больше бурого угля для отопления жилых домов. Постановление о контроле за загрязнением воздуха было издано в 1980-х годах, и в это же десятилетие начался мониторинг качества воздуха. [118] В начале 2020 года загрязнение воздуха в крупных городах значительно снизилось из-за ограничений, введенных из-за COVID-19 . [119] но тропосферный озон (основная причина смога ) увеличился, поскольку стало меньше частиц, блокирующих солнечный свет. [120] К середине года загрязнение воздуха снова начало расти. [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Региональный прогноз 2021» (PDF) . ОЭСР . Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2021 г. Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «Воздух и климат – Воздействие загрязнения воздуха – Данные ОЭСР» . ОЭСР . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Харви, Фиона (23 апреля 2023 г.). «Европа «подводит своих детей» из-за загрязнения воздуха, говорит ЕАОС» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бирпынар, Мехмет Эмин (27 октября 2020 г.). «Новая тенденция озеленения в центрах городов: вертикальные сады» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 09.11.2020 . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Информационный отчет об инвентаризации Турции (IIR) за 2021 год (PDF) . Главное управление экологического менеджмента (Отчет).
- ^ ТММОБ (2020) .
- ^ «Внедрение оценки воздействия на здоровье и оценки здоровья в окружающей среде в Европейском регионе ВОЗ» . www.who.int . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Загрязнение воздуха и здоровье в городах (PDF) . Состояние глобального воздуха (Отчет). 2022. ISSN 2578-6881 .
- ^ «Последствия коронавируса: возвращение к старым привычкам ставит под угрозу успехи, достигнутые в области чистого воздуха, - говорит эксперт» . Ежедневный Сабах . 2020-03-25. Архивировано из оригинала 04 декабря 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Загрязнение воздуха возвращается в «новую норму» Турции » . Ежедневный Сабах . 07.07.2020. Архивировано из оригинала 03 сентября 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Трансформация транспортного сектора: интеграция электромобилей в распределительные сети Турции» (PDF) . п. 9. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2020 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Блумберг (31 августа 2020 г.). «Турция повышает налоги, чтобы препятствовать импорту автомобилей на фоне вирусного спада» . АвтомобильСифу . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ SaygınTörTeimourzadehKoç (2019) , с. 16.
- ^ «Проект высокоскоростного поезда Халкалы Капыкуле снизит количество аварий и загрязнение воздуха» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Прогноз энергетики Турции» (PDF) . Стамбульский международный центр энергетики и климата Университета Сабанджи . [ мертвая ссылка ]
- ^ Кадылар, Гамзе Озель; Кадылар, Джем (2018). «Анализ загрязнения воздуха в Анкаре по индексу загрязнения воздуха, сильно коррелирующему с метеорологическими переменными». Серия конференций Американского института физики . Материалы конференции AIP. 1991 (1): 020014. Бибкод : 2018AIPC.1991b0014K . дои : 10.1063/1.5047887 .
- ^ "Турция" . Евроуголь . 16 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2018 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гакал, Фунда; Стауффер, Энн (январь 2021 г.). «Хроническое загрязнение углем в Турции. Нарушение здоровья, вызванное угольной энергетикой в Турции, и как остановить зависимость от угля» (PDF) . Альянс по здоровью и окружающей среде. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2021 г. Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Гакал, Фунда; Стауффер, Энн (04 февраля 2021 г.). «Загрязнение от угольной энергетики обходится Турции в 27% ее общих расходов на здравоохранение – новый отчет Турции» . Альянс по здоровью и окружающей среде. Архивировано из оригинала 9 мая 2021 г.
- ^ Узюм, Ипек (28 мая 2014 г.). "Гринпис предупреждает об угрозе со стороны угольных электростанций Турции" . Сегодняшний Заман . Стамбул: Публикации Feza . Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Тунец, Бану (11 сентября 2014 г.). «Активисты Гринпис задержаны в Турции за акцию протеста против ТЭЦ» . Хюрриет Дейли Ньюс . Медиа Группа Доган . Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ «Положение о внесении изменений в Положение о контроле за промышленным загрязнением воздуха» . Официальный вестник (29211): Приложение 1, стр. 15. 20 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 г. Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Стандарты выбросов: Турция» (PDF) . Международное энергетическое агентство . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2021 г. Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Айтач (2020) , с. 241.
- ^ «Уровень амбиций в отношении уровней выбросов SO 2 , пыли и NOx в LCPD, IPPCD и IED — Европейское агентство по окружающей среде» . www.eea.europa.eu . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Тан, Линг; Цюй, Цзябао (2019). «Существенное сокращение выбросов китайских электростанций после введения стандартов сверхнизких выбросов» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Турция запретила продажу самокруток, продавцы будут наказаны» . Ежедневный Сабах . 01.07.2020. Архивировано из оригинала 07 января 2021 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ «Большие ограничения, проверки – следующий шаг в борьбе с курением» . Ежедневный Сабах . 03.10.2019. Архивировано из оригинала 04 октября 2019 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Козе, Элиф; Озчебе, Хилал (01 декабря 2017 г.). «Табачная эпидемия продолжает распространяться среди турецкой молодежи» . Евразийский журнал пульмонологии . 19 (3): 139–146. дои : 10.5152/ejp.2017.27880 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Сонмез, Озлем; Ташдемир, Зейнеп Атам; Кара, Х. Волкан; Акчай, Суле (01 августа 2020 г.). «Табак и COVID-19» . Евразийский журнал пульмонологии . 22 (4): 12. дои : 10.4103/ejop.ejop_52_20 . ISSN 2148-5402 . S2CID 221462954 . Архивировано из оригинала 16 января 2021 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Билдиричи, Мелике Э. (01.01.2020). «Взаимосвязь между производством цемента, уровнем смертности, качеством воздуха и экономическим ростом в Китае, Индии, Бразилии, Турции и США: анализ MScBVAR и MScBGC». Наука об окружающей среде и исследования загрязнения . 27 (2): 2248–2263. дои : 10.1007/s11356-019-06586-w . ISSN 1614-7499 . ПМИД 31776902 . S2CID 208329667 .
- ^ «Асбест продолжает угрожать общественному здравоохранению в Турции» . www.duvarenglish.com . 30 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Асбестовый холм: прикрытие» . theblacksea.eu . Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Метинтас, Сельма; Ак, Гунтулу; Метинтас, Музаффер (16 ноября 2020 г.). «Потенциальные годы жизни и потеря производительности из-за злокачественной мезотелиомы в Турции». Архивы окружающей среды и гигиены труда . 75 (8): 464–470. дои : 10.1080/19338244.2020.1747380 . ISSN 1933-8244 . ПМИД 32282287 . S2CID 215758099 .
- ^ МЭА (2021) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б «Загрязнение воздуха в Турции увеличивается, поскольку исследователи изо всех сил пытаются получить доступ к жизненно важным данным – Новости Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . 15.08.2020. Архивировано из оригинала 16 августа 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Глобальные рекомендации ВОЗ по качеству воздуха» . www.who.int . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 г. Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Концентрация: национальное предельное значение» . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 г. Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Загрязнение воздуха в Стамбуле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ « Турция должна соблюдать новые предельные значения ВОЗ по качеству воздуха » .
- ^ «Отчет о загрязнении воздуха 2018» . www.cmo.org.tr. Палата инженеров-экологов TMMOB. Архивировано из оригинала 28 июня 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Турция – отчетность о состоянии окружающей среды — Европейское агентство по окружающей среде» . www.eea.europa.eu . Архивировано из оригинала 29 декабря 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Сюрекли Излеме Меркези» [Центр непрерывного мониторинга]. www.havaizleme.gov.tr . Министерство окружающей среды и городского планирования (Турция) . Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ ОЭСР (2021) , с. 61.
- ^ «Карантин Covid-19 очистил воздух в Турции. Что делать дальше?» . Бианет . 22 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «GHO | По категориям | Экспозиция — средний показатель по стране» . ВОЗ . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ ЕЭЗ (2019) , с. 199.
- ^ «Отчет Всемирной организации здравоохранения вызывает тревогу по поводу плохого воздуха в турецких городах» . Хюрриет Дейли Ньюс . 15 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Бавбек, С.; Малхан, С.; Мунган, Д.; Мисирлигил, З.; Эрдинч, М.; Гемичиоглу, Б.; Огузулген, К.; Оксуз, Э.; Йылдыз, Ф.; Йорганчиоглу, А. (2020). «Экономическое бремя тяжелой астмы в Турции: исследование стоимости заболевания с точки зрения плательщика» . Европейские анналы аллергии и клинической иммунологии . 53 (3): 128–137. doi : 10.23822/EurAnnACI.1764-1489.149 . ISSN 1764-1489 . ПМИД 32372589 .
- ^ «Сюжеты | ЗРК ОСО-3» . okov3.jpl.nasa.gov . Архивировано из оригинала 22 марта 2021 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Тезель-Огуз, Мелике Несе; Сари, Дениз; Озкурт, Несими; Кескин, С. Синан (22 июня 2020 г.). «Применение сценариев сокращения выбросов NOx, связанных с дорожным движением, в Трабзоне, Турция» . Исследования загрязнения атмосферы . 11 (12): 2379–2389. doi : 10.1016/января 2020.06.014 . ISSN 1309-1042 . S2CID 225739363 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ «Турция начинает новый путь в автомобильной промышленности» (PDF) . Инвестиционный офис . Февраль 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 января 2021 г. Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Рейтинг мировых горячих точек диоксида серы: 2019–2020 годы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 г.
- ^ Тера, Байетулай; Бурбон, Аньес; Гаймоз, Сесиль; Соваж, Стефан; Саламе, Тереза; Афиф, Шарбель; Озтюрк, Фатма; Келеш, Мелек; Четин, Бану; Юнал, Альпер (2018). «Газообразное органическое загрязнение мегаполиса Стамбул: состав и распределение источников в ходе эксперимента TRANSEMED/ChArMEx» (PDF) . Тезисы докладов конференции Генеральной ассамблеи ЕГУ : 17257. Бибкод : 2018EGUGA..2017257T . Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Kalıcı Organi̇k Ki̇rleti̇ci̇ler Hakkında Yönetmeli̇k» [Регулирование стойких органических загрязнителей]. www.resmigazete.gov.tr . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ ЕЭЗ (2019) , с. 241.
- ^ «Выбросы парниковых газов в Турции падают второй год подряд» . Ежедневный Сабах . 2020-03-31. Архивировано из оригинала 02 апреля 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ ХАЛИСЧЕЛИК, Эргюль (2017). «Как доставить бесплатный уголь бедным семьям? Случай Турции» . Yönetim ve Ekonomi Araştırmaları Dergisi / Журнал исследований в области менеджмента и экономики : 40–57. дои : 10.11611/yad.373439 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Одиннадцатый план развития (2019-2023 гг.) (PDF) (Отчет). Президентство по стратегии и бюджету. 2020. Архивировано (PDF) из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Платформа «Право на чистый воздух»: Все провинции Турции дышат загрязненным воздухом, загрязнение в зоне землетрясения в 7,5 раз превышает нормативные значения» . BBC News Турецкий (на турецком языке). 2023-03-23 . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кызыл, Нурбану (2 января 2020 г.). «2019 год был годом политики, а 2020 год станет годом действий по созданию более зеленой Турции», - заявил заместитель министра окружающей среды . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Айтач (2020) , с. 239.
- ^ Айтач (2020) , с. 240.
- ^ Хоштут, Сибель; Дерен ван хет Хоф, Сечил (01 января 2020 г.). «Раскрытие информации о выбросах парниковых газов: сравнение штаб-квартиры и местных дочерних компаний». Журнал социальной ответственности . 16 (6): 899–915. дои : 10.1108/SRJ-11-2019-0377 . ISSN 1747-1117 . S2CID 219069970 .
- ^ Jump up to: а б Кара Рапор 2020: Hava Kirliliği ve Sağlık Etkileri [Черный отчет 2020: Загрязнение воздуха и последствия для здоровья] (Отчет) (на турецком языке). Платформа «Право на чистый воздух» Турция . Август 2020 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Акюз, Эзги; Самавати, Мехрдад; Кайнак, Бурчак (14 августа 2020 г.). «Пространственное распределение рисков для здоровья, связанных с PM2,5 в Турции и Иране с использованием спутниковых и наземных наблюдений» . Исследования загрязнения атмосферы . 11 (12): 2350–2360. doi : 10.1016/январь 2020.08.011 . ISSN 1309-1042 . S2CID 225477420 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Цены на энергоносители все еще не установлены правильно: глобальная и страновая обновленная информация о субсидиях на ископаемое топливо» . Архивировано из оригинала 17 октября 2021 г. Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Шесть угольных электростанций продолжают выделять густой дым после окончания приостановки работы» . бианет . 2 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ «Турция: Загрязнение воздуха | IAMAT» . www.iamat.org . Архивировано из оригинала 04 июля 2020 г. Проверено 04 июля 2020 г.
- ^ Черный отчет о загрязнении воздуха и воздействии на здоровье (PDF) . 11 мая 2019 г. с. 56. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Отчет: Загрязнение воздуха в Турции становится все более смертоносным, в то время как ученые изо всех сил пытаются получить доступ к данным» . Бианет . 13 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ «Индекс качества воздуха и жизни (AQLI)» . АЛИ . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с ЕС (2019) , с. 93.
- ^ «Наука в 5. Эпизод № 9. Загрязнение воздуха и COVID-19» . www.who.int . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Угуртас, Селин (17 апреля 2020 г.). «Вспышка коронавируса обнажает риски для здоровья, связанные с угольной лихорадкой» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Джошкун, Хамит; Йылдырым, Назмие; Гюндюз, Саметтин (2021). «Распространение вируса COVID-19 через плотность населения и ветер в городах Турции» . Наука об общей окружающей среде . 751 : 141663. Бибкод : 2021ScTEn.751n1663C . doi : 10.1016/j.scitotenv.2020.141663 . ПМЦ 7418640 . PMID 32866831 .
- ^ «Пант в цифрах: перечислены города с самым опасным воздухом» . Хранитель . 13 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2019 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Восточноевропейские города приветствуют первые зоны с низким уровнем выбросов – еврогорода» . 4 мая 2023 г.
- ^ Севимоглу, Орхан (01 апреля 2020 г.). «Оценка основных источников загрязнения воздуха в усилиях по долгосрочному улучшению качества воздуха в Стамбуле» . Журнал Института науки и технологий Университета Сакарья . 24 (2): 389–405. дои : 10.16984/saufenbilder.586655 . ISSN 1301-4048 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2020 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Понимание автомобильного загрязнения – AQI, вредные последствия и как его уменьшить?» . Новости18 . 1 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Сюжеты | ЗРК ОСО-3» . okov3.jpl.nasa.gov . Архивировано из оригинала 22 марта 2021 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Калискан, Бурак; Озенгин, Нихан; Чиндорук, С. Сыддик (25 мая 2020 г.). «Уровень качества воздуха, источники выбросов и стратегии контроля в Бурсе/Турция» . Исследования загрязнения атмосферы . 11 (12): 2182–2189. doi : 10.1016/января 2020.05.016 . ISSN 1309-1042 . S2CID 219734716 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б DHA, Daily Sabah с (6 января 2020 г.). «Загрязнение воздуха в больших городах так же вредно, как и курение» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 г. Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ «Сюжеты | ЗРК ОСО-3» . okov3.jpl.nasa.gov . Архивировано из оригинала 22 марта 2021 г. Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Бёрю, Юлку Тюрк; Белюк, Джем; Ташдемир, Мустафа; Гезер, Тугче; Серим, Ведат Атаман (2020). «Загрязнение воздуха — возможный фактор риска рассеянного склероза» . Acta Neurologica Scandinavica . 141 (5): 431–437. дои : 10.1111/ane.13223 . ISSN 1600-0404 . ПМИД 31954069 . S2CID 210715563 .
- ^ Jump up to: а б Наик, Вайшали; Шопа, Софи; Адикари, Бхупеш; Артасо Нетто, Пауло Эдуардо; и др. (2021). «Глава 6: Недолговечные факторы изменения климата» (PDF) . ДО6 Изменение климата 2021: Физическая научная основа . Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2021 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Стандарты выбросов: Турция» (PDF) . Международное энергетическое агентство . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2021 г. Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Шимшек, Барыш (31 мая 2021 г.). «Теперь в турецких городах, где есть тепловые электростанции, дыхание становится на 46% чище» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 10 июня 2021 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Оздемир, Хусейн; и др. «Количественная оценка воздействия загрязнения воздуха на здоровье человека и экономику в Турции с использованием системы EVA» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Унвер, Эдхем (2019). «Влияние загрязнения воздуха на госпитализацию с заболеваниями дыхательной системы и расходы на здравоохранение». Евразийский журнал медицинских исследований . дои : 10.14744/ejmi.2019.56609 . S2CID 86515826 .
- ^ «Загрязнение воздуха связано с «огромным» снижением интеллекта» . ООН Окружающая среда . 11.10.2018. Архивировано из оригинала 1 июля 2019 г. Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Трасанде, Леонардо (25 июня 2019 г.). «Запрет на опасные химические вещества может спасти США миллиарды | Леонардо Трасанде» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 1 июля 2019 г. Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Загрязнение воздуха и здоровье в Турции: факты, цифры и рекомендации» (PDF) . Альянс по здоровью и окружающей среде (HEAL). Архивировано (PDF) из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ «Поддержка ископаемого топлива – ТУР» . stats.oecd.org . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Ньюбургер, Эмма (2 сентября 2020 г.). «Поскольку Земля перегревается, асфальт выделяет вредные загрязнители воздуха в городах» . CNBC . Архивировано из оригинала 03.11.2020 . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Триантафиллу, Э.; Диапули, Э.; Коррас-Каррака, М. Б.; Манусакас, М.; Псанис, К.; Флуци, А.А.; Спиру, К.; Элефтериадис, К.; Бискос, Г. (01 апреля 2020 г.). «Вклад загрязнения воздуха местного производства и переноса в твердые частицы в небольшом островном прибрежном городе» . Исследования загрязнения атмосферы . 11 (4): 667–678. дои : 10.1016/апреля 2019.12.015 . ISSN 1309-1042 . S2CID 213971565 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ «Трансграничное загрязнение воздуха серой, азотом, озоном и твердыми частицами в 2018 году: Турция» (PDF) . Норвежский метеорологический институт . Архивировано (PDF) из оригинала 03 декабря 2020 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Мерсом, Дэрил. «Город в тени стареющего ядерного реактора» . www.bbc.com . Архивировано из оригинала 24 августа 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Мецаморская атомная электростанция: бомба замедленного действия на восточной границе Турции» . www.duvarenglish.com . 13 января 2020 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Баку и Ереван обменялись заявлениями о возможности нанесения ударов по критически важным объектам инфраструктуры» . ТАСС . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Конституция Турции» (PDF) . global.tbmm.gov.tr . Архивировано (PDF) из оригинала 9 февраля 2020 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Кара, Оркиде Нур (2018). «Загрязнение воздуха в Стамбуле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Сандык, Уфук (10 августа 2020 г.). «Дизельные автомобили теряют долю рынка в ЕС и Турции» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Мерт, Мехмет; Чаглар, Абдулла Эмре (2020). «Проверка гипотез о загрязненном убежище и ореоле загрязнения для Турции: новый взгляд» . Международное исследование экологических наук и загрязнения . 27 (26): 32933–32943. дои : 10.1007/s11356-020-09469-7 . ПМЦ 7283984 . ПМИД 32524397 .
- ^ «Коронавирус цепляется за твердые частицы, вызывая загрязнение воздуха» . Архивировано из оригинала 13 июля 2020 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Дженсен (2018) , стр. 14.
- ^ Кара, Оркиде Нур (2018). «Загрязнение воздуха в Стамбуле» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
При работе на небольшом расстоянии парому необходим аккумулятор, который можно заряжать во время нахождения в порту. Время зарядки паромов на короткие расстояния невелико, поэтому транспортные услуги могут оставаться оптимальными.
- ^ «Почему города должны использовать больше своих рек» . Файнэншл Таймс . 3 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 г. . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Стамбульские паромы будут работать круглосуточно и без выходных, как только городской совет получит зеленый свет » Дувар . 27 января 2020 г. Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 2 декабря 2020 г.
Дедеташ также сообщил, что в их планах на будущее – ввод в эксплуатацию электрических паромов из экологических соображений.
- ^ АЛЬФАН, Мелис (20 февраля 2017 г.). «Хватит стамбульского движения!» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 03 декабря 2020 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Источник: Мерт. «Новое типовое предложение по налогу на автотранспортные средства: налог на автотранспортные средства в зависимости от расстояния» . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Четин, Ç; Карафаки, ФК (2019). «Влияние зеленых зон на восприятие горожанами загрязнения воздуха: пример центра города Нигде» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Мосли, Стивен (2014). «Экологическая история загрязнения и защиты воздуха» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 октября 2020 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
По закону природы эти вещи являются общими для человечества – воздух, проточная вода и море.
- ^ Озерен, Дениз (октябрь 2019 г.). «Грязь Стамбула: борьба с загрязнением в XIX веке» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Атимтай, Айсель Т; Инчекик, Селахаттин. «Проблема загрязнения воздуха в Стамбуле, Турция, и стратегические усилия по управлению качеством воздуха» . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ «Турция: Воздух очищается благодаря мерам по борьбе с вирусом» . Архивировано из оригинала 23 июля 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Айдын, Сердар; Накийинги, Бетина Ассумпта; Эсмен, Ченгиз; Гюнейсу, Синан; Эйджада, Мина (13 августа 2020 г.). «Воздействие коронавируса (COVID-19) на окружающую среду с точки зрения Турции» . Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие . 23 (5): 7573–7580. дои : 10.1007/s10668-020-00933-5 . ISSN 1573-2975 . ПМЦ 7424131 . ПМИД 32837285 .
Источники
[ редактировать ]- «Отчет по Турции за 2019 год» (PDF) . Европейская комиссия (ЕК). Май 2019.
- Окружающая среда Европы: состояние и перспективы 2020 (Отчет). Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС). 2019.
- Дженсен, Генон К. (декабрь 2018 г.). Бурый уголь – влияние на здоровье и рекомендации сектора здравоохранения (PDF) (Отчет). Альянс по здоровью и окружающей среде (HEAL).
- Сайгин, Дегер; Тёр, Осман Бюлент; Теймурзаде, Саид; Коч, Мехмет; Хильдермайер, Юлия; Колокатис, Христос (декабрь 2019 г.). Трансформация транспортного сектора: интеграция электромобилей в распределительные сети Турции (PDF) . Центр энергетического перехода SHURA (Отчет). Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2020 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- Отчет о загрязнении воздуха 2018 (Отчет). Палата инженеров-экологов.
- Hava Kirliliği Raporu 2019 [Отчет о загрязнении воздуха за 2019 год] (PDF) (Отчет) (на турецком языке). Палата инженеров-экологов.
- Энергетический прогноз Турции на 2020 год [ Обзор энергетики Турции на 2020 год ] (PDF) (на турецком языке). Палата инженеров-механиков TMMOB. Май 2020. ISBN 978-605-01-1367-9 .
- Айтач, Орхан (май 2020 г.). Соответствуют ли угольные электростанции в нашей стране экологическому законодательству? [Соответствуют ли угольные электростанции Турции экологическим законам?] (PDF) (Отчет) (на турецком языке). Палата инженеров-механиков TMMOB.
- ОЭСР (2021 г.). Экономические обзоры ОЭСР: Турция, 2021 г. (Отчет). ОЭСР . ISSN 1999-0480 .
- МЭА (март 2021 г.). Турция 2021 – Обзор энергетической политики (Технический отчет). Международное энергетическое агентство .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная карта качества воздуха
- Карта метана
- Информационные бюллетени по Турции Европейское агентство по окружающей среде
- Палата инженеров-экологов
- Всемирный конгресс чистого воздуха 2019 в Стамбуле