Загрязнение воздуха в Индии
Загрязнение воздуха в Индии является серьезной экологической проблемой. [1] Из 30 самых загрязненных городов мира 21 находился в Индии . в 2019 году [2] [3] Согласно исследованию, основанному на данных 2016 года, по меньшей мере 140 миллионов человек в Индии дышат воздухом, содержание которого в 10 и более раз превышает ВОЗ. безопасный предел [4] и 13 из 20 городов мира с самым высоким годовым уровнем загрязнения воздуха находятся в Индии. [5] 51% загрязнения вызвано промышленными загрязнениями, 27% — транспортными средствами, 17% — сжиганием сельскохозяйственных культур и 5% — другими источниками. [6] Загрязнение воздуха является причиной преждевременной смерти 2 миллионов индийцев каждый год. Выбросы происходят от транспортных средств и промышленности, тогда как в сельской местности большая часть загрязнения возникает в результате сжигания биомассы для приготовления пищи и сохранения тепла. В осенние и весенние месяцы крупномасштабное сжигание пожнивных остатков на сельскохозяйственных полях – более дешевая альтернатива механической обработке почвы – является основным источником дыма, смога и загрязнения твердыми частицами. [7] [8] [9] В Индии низкие выбросы парниковых газов на душу населения , но страна в целом является третьим по величине производителем парниковых газов после Китая и США. [10] Исследование некурящих, проведенное в 2013 году, показало, что у индийцев функция легких на 30% слабее, чем у европейцев. [11]
Закон о воздухе (предотвращение и контроль загрязнения) был принят в 1981 году для регулирования загрязнения воздуха, но не смог снизить загрязнение из-за плохого соблюдения правил. [12]
В 2015 году правительство Индии совместно с IIT Kanpur запустило Национальный индекс качества воздуха. [13] В 2019 году Индия запустила «Национальную программу чистого воздуха» с предварительной национальной целью снижения концентраций PM2,5 и PM10 на 20–30% к 2024 году, считая 2017 год базовым годом для сравнения. Он будет внедрен в 102 городах, качество воздуха в которых, как считается, хуже, чем национальные стандарты качества окружающего воздуха. [14] длиной 1600 километров и шириной 5 километров Существуют и другие инициативы, такие как зеленый экологический коридор «Великая зеленая стена Аравалли» вдоль хребта Аравалли от Гуджарата до Дели, который также соединится с Шивалик горным хребтом с посадками в 1,35 миллиарда (135 крор) ) новые местные деревья в течение 10 лет для борьбы с загрязнением. [6] В декабре 2019 года ИИТ Бомбея в партнерстве с Инженерной школой МакКелви Вашингтонского университета в Сент-Луисе запустил Центр исследования аэрозолей и качества воздуха для изучения загрязнения воздуха в Индии. [15] Согласно исследованию Lancet , расплатой Индии за ухудшение загрязнения воздуха в 2019 году стали почти 1,67 миллиона смертей и предполагаемые потери производства на сумму 28,8 миллиарда долларов США. [16]
Причины
[ редактировать ]Сжигание топлива и биомассы
[ редактировать ]Сжигание дров и биомассы является основной причиной почти постоянной дымки и дыма, наблюдаемых над сельскими и городскими районами Индии, а также на спутниковых снимках страны. Дрова и брикеты биомассы используются для приготовления пищи и общих нужд отопления. их сжигают в кухонных печах, известных как чулха (также чулла или чулла В некоторых частях Индии ). Эти кухонные плиты имеются в более чем 100 миллионах индийских домохозяйств и используются два-три раза в день ежедневно. В некоторых отчетах, в том числе Всемирной организации здравоохранения, утверждается, что от 300 000 до 400 000 человек умирают от загрязнения воздуха в помещениях и отравления угарным газом в Индии из-за сжигания биомассы и использования чуллы. [19] Углеродсодержащие газы, выделяемые из топлива из биомассы, во много раз более реакционноспособны, чем более чистые виды топлива, такие как сжиженный нефтяной газ . [20] Загрязнение воздуха также является основной причиной образования азиатских коричневых облаков , которые задерживают начало муссонов . Сжигание биомассы и дров не прекратится до тех пор, пока электричество или экологически чистое топливо, а также технологии сжигания не станут надежно доступными и широко распространенными в сельских и городских районах Индии.
Индия является крупнейшим в мире потребителем топливной древесины, сельскохозяйственных отходов и биомассы для энергетических целей. Согласно последнему общенациональному исследованию, Индия ежегодно использует 148,7 миллиона тонн замены угля, дров и биомассы для внутреннего потребления энергии. Среднегодовое потребление топливной древесины, сельскохозяйственных отходов и кеков биомассы в Индии на душу населения составило 206 кг угольного эквивалента. [21] Общий вклад топливной древесины, включая опилки и древесные отходы, составил около 46% от общего объема, остальную часть составили сельскохозяйственные отходы и навозный жмых из биомассы. Традиционное топливо (древесное топливо, растительные остатки и навозный жмых) преобладает в потреблении энергии в сельских районах Индии и составляет около 90% от общего объема. В городских районах это традиционное топливо составляет около 24% от общего количества. [21] Индия ежегодно сжигает в десять раз больше дров, чем Соединенные Штаты; качество дров в Индии отличается от сухих дров в США; а используемые индийские печи менее эффективны, поэтому производят больше дыма и загрязнителей воздуха на килограммовый эквивалент.
Несанкционированные установки пиролиза шин, которые перерабатывают резиновые шины в низкосортное масло и углерод, широко распространены в Индии и способствуют серьезному загрязнению воздуха и проблемам со здоровьем. [22]
Фальсификация топлива
[ редактировать ]Некоторые индийские такси и авторикши работают на фальсифицированных топливных смесях. Фальсификация бензина и дизельного топлива более дешевым топливом распространена в Южной Азии, включая Индию. [23] Некоторые примеси увеличивают выбросы вредных загрязняющих веществ от транспортных средств, ухудшая загрязнение городского воздуха. Финансовые стимулы, возникающие в результате дифференцированных налогов, обычно являются основной причиной фальсификации топлива. В Индии и других развивающихся странах бензин облагается гораздо более высоким налогом, чем дизельное топливо, которое, в свою очередь, облагается более высоким налогом, чем керосин, используемый в качестве топлива для приготовления пищи, в то время как некоторые растворители и смазочные материалы облагаются небольшим налогом или вообще не облагаются налогом.
По мере роста цен на топливо водители общественного транспорта сокращают расходы, смешивая более дешевый углеводород с углеводородом, облагаемым высокими налогами. Смешивание может достигать 20–30 процентов. Для водителя с низкой заработной платой фальсификация может принести краткосрочную экономию, значительную в течение месяца. Последствия долгосрочного загрязнения воздуха, качества жизни и воздействия на здоровье просто игнорируются. Также игнорируются сокращение срока службы двигателя автомобиля и более высокие затраты на техническое обслуживание, особенно если такси, авторикша или грузовик арендуются за посуточную плату.
Фальсифицированное топливо увеличивает выбросы из выхлопных газов углеводородов (HC), оксида углерода (CO), оксидов азота (NO x ) и твердых частиц (PM). Выбросы токсинов в воздух, которые попадают в категорию нерегулируемых выбросов, вызывают первоочередную озабоченность бензолом и полиароматическим углеводородом (ПАУ), которые являются хорошо известными канцерогенами. Керосин труднее сжигать, чем бензин, его добавление приводит к увеличению содержания HC, CO и Выбросы твердых частиц даже из автомобилей, оснащенных катализатором. Еще одной проблемой является более высокий уровень серы в керосине.
Пробки на дорогах
[ редактировать ]пробки . В городах Индии серьезные [24] Заторы на дорогах вызваны несколькими причинами, среди которых: увеличение количества транспортных средств на километр имеющихся дорог, отсутствие внутригородских разделенных полос движения и сети внутригородских скоростных дорог, отсутствие междугородных скоростных дорог, дорожно-транспортные происшествия. и хаос из-за плохого соблюдения правил дорожного движения.
Заторы на дорогах снижают среднюю скорость движения. Научные исследования показывают, что на низких скоростях транспортные средства сжигают топливо неэффективно и загрязняют окружающую среду больше за поездку. Например, исследование, проведенное в Соединенных Штатах, показало, что за одну и ту же поездку автомобили потребляли больше топлива и больше загрязняли окружающую среду, если движение было перегружено, чем когда движение шло свободно. При средней скорости поездки от 20 до 40 километров в час выбросы вредных веществ от автомобилей были в два раза больше, чем при средней скорости от 55 до 75 километров в час. При средней скорости движения от 5 до 20 километров в час выбросы загрязняющих веществ от автомобилей были в 4-8 раз больше, чем при средней скорости 55-70 километров в час. [25] Экономия топлива также была намного хуже из-за пробок на дорогах.
Пробки на дорогах в Дели и других индийских городах являются чрезвычайными. [26] Было показано, что это приводит к накоплению локального загрязнения, особенно в застойных условиях. [27] Средняя скорость движения на многих городских дорогах Индии составляет менее 20 километров в час; Поездка на 10 километров может занять 30 минут и более. На таких скоростях транспортные средства в Индии выбрасывают в атмосферу загрязняющих веществ в 4–8 раз больше, чем при меньших пробках; Индийские автомобили также потребляют гораздо больше выбросов углекислого газа за поездку, чем если бы пробки на дорогах были меньше. Выбросы твердых частиц и тяжелых металлов со временем увеличиваются, поскольку рост парка автомобилей и пробега опережает усилия по ограничению выбросов. [28]
В таких городах, как Бангалор , около 50% детей страдают астмой . [29]
Выбросы парниковых газов
[ редактировать ]Индия заняла седьмое место в списке стран, наиболее пострадавших от изменения климата в 2019 году. [30] выбрасывает в атмосферу около 3 гигатонн ( Гт ) CO2 -экв. ; парниковых газов Индия ежегодно около двух с половиной тонн на человека, что меньше среднемирового показателя. [31] Страна выбрасывает 7% мировых выбросов, несмотря на то, что в ней проживает 17% мирового населения. [32] По индексу эффективности изменения климата Индия занимает восьмое место среди 63 стран, на долю которых придется 92% всех выбросов парниковых газов в 2021 году. [33]
Повышение температуры на Тибетском нагорье приводит к отступлению гималайских ледников , что ставит под угрозу скорость течения Ганга , Брахмапутры , Ямуны и других крупных рек. за 2007 год В отчете Всемирного фонда природы (WWF) говорится, что река Инд может высохнуть по той же причине. [34] Прогнозируется, что сильные оползни и наводнения станут все более распространенными в таких штатах, как Ассам . [35] Частота и интенсивность волн тепла в Индии увеличиваются из-за изменения климата. [ нужна ссылка ] С 1901 по 2018 год температура в Индии выросла на 0,7 °C (1,3 °F). [36]
Согласно некоторым текущим прогнозам, к концу нынешнего столетия количество и интенсивность засух в Индии заметно возрастут. [37]Эффекты
[ редактировать ]Ущерб здоровью от загрязнения воздуха
[ редактировать ]Самой важной причиной беспокойства по поводу ухудшения загрязнения воздуха в стране является его влияние на здоровье людей. Воздействие твердых частиц в течение длительного времени может привести к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям, таким как астма, бронхит, ХОБЛ , рак легких и сердечный приступ. [38] Исследование глобального бремени болезней за 2010 год, опубликованное в 2013 году, показало, что загрязнение атмосферного воздуха является пятым по величине убийцей в Индии, и в 2010 году от болезней, связанных с загрязнением воздуха, произошло около 620 000 ранних смертей. [39] По данным исследования ВОЗ, 13 из 20 самых загрязненных городов мира находятся в Индии; однако точность и методология исследования ВОЗ были подвергнуты сомнению правительством Индии. [39] Индия также имеет одно из самых высоких чисел пациентов с ХОБЛ и самое большое количество смертей из-за ХОБЛ.
По данным некоммерческого института воздействия на здоровье, ежегодно более миллиона индийцев умирают преждевременно из-за загрязнения воздуха. [40] По данным Делийского института сердца и легких, более двух миллионов детей — половина детей в Дели — имеют нарушения функции легких. [40] За последнее десятилетие загрязнение воздуха в Индии значительно возросло. Астма — наиболее распространенная проблема со здоровьем, с которой сталкиваются индийцы, и на нее приходится более половины проблем со здоровьем, вызванных загрязнением воздуха. [41] [42] Считается, что загрязнение воздуха является одним из ключевых факторов ускорения возникновения болезни Альцгеймера в Индии. [43]
Исследование глобального бремени болезней 2017 года, проанализированное в отчете The Lancet, показало, что 76,8% индийцев подвергаются воздействию твердых частиц из окружающей среды в концентрации более 40 мкг/м. 3 , что значительно превышает национальный предел, установленный национальными директивами по загрязнению атмосферного воздуха. По оценкам исследования, из 480,7 миллионов лет жизни с поправкой на инвалидность в Индии 4,4% можно отнести на счет загрязнения окружающей среды твердыми частицами, а 15,8 миллиона из них были результатом загрязненного воздуха в домашних хозяйствах. Что касается средней продолжительности жизни, предполагается, что средняя продолжительность жизни в Индии увеличится на 1,7 года, если воздействие будет ограничено национальными минимальными рекомендациями. [44]
По оценкам, загрязнение окружающего воздуха в Индии ежегодно является причиной 670 000 смертей и особенно усугубляет респираторные и сердечно-сосудистые заболевания, включая хронический бронхит, рак легких и астму. Загрязнение атмосферного воздуха связано с увеличением числа посещений больниц, при этом более высокая концентрация загрязняющих частиц на открытом воздухе приводит к увеличению количества посещений отделений неотложной помощи на 20–25% для ряда состояний, связанных с более высоким воздействием загрязнения воздуха. Примерно 76% домохозяйств в сельских районах Индии полагаются на твердую биомассу для приготовления пищи, что еще больше усугубляет бремя болезней, вызванное загрязнением окружающего воздуха, от которого страдает население Индии. [45]
Общегосударственные тенденции
[ редактировать ]По данным ВОЗ, в Индии 14 из 15 самых загрязненных городов мира по концентрации PM 2,5. Другими индийскими городами, в которых зарегистрирован очень высокий уровень загрязняющих веществ PM2,5, являются Дели, Патна, Агра, Музаффарпур, Сринагар, Гургаон, Джайпур, Патиала и Джодхпур, за которыми следуют Али Субах Аль-Салем в Кувейте и несколько городов в Китае и Монголии. [46]
Индекс качества воздуха (AQI) — это число, используемое для обозначения уровня загрязнения воздуха, и, по сути, оно показывает уровень загрязнения воздуха в конкретном городе в определенный день. По данным Системы качества воздуха, прогнозирования погоды и исследований, показатель качества воздуха Дели был отнесен к категории «высокий плюс», когда он достиг отметки 574. [47] В мае 2014 года Всемирная организация здравоохранения объявила Нью-Дели самым загрязненным городом в мире. [48] В ноябре 2016 года Великий смог в Дели стал экологическим событием, в результате которого Нью-Дели и прилегающие районы оказались покрыты плотным смогом, который был худшим за 17 лет.
Города | Уровни PM2,5 |
---|---|
Дели | 153 |
Патна | 149 |
Гвалиор | 144 |
Райпур | 134 |
Ахмедабад | 100 |
Лакнау | 96 |
Фирозабад | 96 |
Канпур | 93 |
Амритсар | 92 |
Лудхиана | 91 |
Праяградж | 88 |
Агра | 88 |
Ханна | 88 |
Индии Центральный совет по контролю за загрязнением в настоящее время регулярно контролирует четыре загрязнителя воздуха, а именно диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOx), взвешенные твердые частицы (SPM) и вдыхаемые твердые частицы (PM10). Это целевые загрязнители воздуха для регулярного мониторинга на 308 действующих станциях в 115 городах в 25 штатах и 4 союзных территориях Индии. Мониторинг метеорологических параметров, таких как скорость и направление ветра, относительная влажность и температура, также был интегрирован с мониторингом качества воздуха. Мониторинг этих загрязняющих веществ осуществляется в течение 24 часов (4-часовой отбор проб на газообразные загрязняющие вещества и 8-часовой отбор проб на твердые вещества) с периодичностью два раза в неделю, что дает 104 наблюдения в год.
Ключевые выводы центрального совета Индии по контролю за загрязнением окружающей среды таковы: [50]
- Большинство индийских городов продолжают нарушать целевые показатели Индии и мира по качеству воздуха по PM10. Загрязнение вдыхаемых твердыми частицами остается ключевой проблемой для Индии. Несмотря на общее недостижение, некоторые города показали гораздо больший прогресс, чем другие. За последние несколько лет в таких городах, как Солапур и Ахмадабад, наблюдалась тенденция к снижению уровня PM10. Это улучшение может быть связано с местными мерами, принятыми по снижению содержания серы в дизельном топливе, и строгим контролем со стороны правительства.
- Тенденция к снижению уровня диоксида серы наблюдалась в жилых районах многих городов, таких как Дели , Мумбаи , Лакхнау , Бхопал , в течение последних нескольких лет. Тенденция к снижению уровня диоксида серы может быть связана с недавно введенными стандартами чистого топлива, а также с увеличением использования сжиженного нефтяного газа в качестве бытового топлива вместо угля или дров, а также с использованием КПГ вместо дизельного топлива в некоторых транспортных средствах.
- В течение последних нескольких лет наблюдалась тенденция к снижению уровня диоксида азота в жилых районах некоторых городов, таких как Бхопал и Солапур.
- В большинстве индийских городов уровень взвешенных твердых частиц значительно превышает допустимый уровень. Это может быть связано с сжиганием мусора и биомассы, транспортными средствами, выбросами электростанций, промышленными источниками.
- Индийские станции мониторинга качества воздуха сообщили о более низких уровнях содержания PM10 и взвешенных твердых частиц в месяцы дождей, возможно, из-за влажных осаждений и очистки воздуха дождями. Более высокие уровни твердых частиц наблюдались в зимние месяцы, возможно, из-за более низкой высоты смешивания и более спокойных условий. Другими словами, качество воздуха в Индии ухудшается в зимние месяцы и улучшается с наступлением сезона дождей.
- Среднегодовой уровень выбросов SOx и NOx и периодические нарушения в промышленных районах Индии были значительно и удивительно ниже, чем выбросы и нарушения в жилых районах Индии.
- Из четырех крупнейших городов Индии загрязнение воздуха в Дели было стабильно хуже каждый год в течение пятилетнего периода (2004–2018 гг.). Калькутта была на втором месте, за ней следовал Мумбаи . Загрязнение воздуха в Ченнаи было наименьшим из четырех.
Предпринятые шаги
[ редактировать ]- В ноябре 2017 года правительство в Дели ввело «Правило нечетного и четного», основанное на методе нормирования «нечетно-четный» : это означало, что автомобили с номерными знаками, оканчивающимися нечетными цифрами, можно было использовать только в определенные дни недели, в то время как В остальные дни недели можно было ездить даже на цифровых машинах. [51]
- Местные органы власти различных штатов также приняли такие меры, как ужесточение норм выбросов транспортных средств, более высокие штрафы за сжигание мусора и лучший контроль дорожной пыли.
- Правительство Индии взяло на себя обязательство сократить на 50% количество домохозяйств, использующих твердое топливо для приготовления пищи. [52]
- Некоторые цели, поставленные на будущее:
- Очистите транспортный сектор, введя 1000 электрических автобусов общественного транспорта вместо существующих 550 автобусов.
- Модернизация всех автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающими на ископаемом топливе, до стандартов выбросов BS6.
- Достичь цели: к 2023 году 25% частных транспортных средств будут работать на электричестве.
- Возобновляемая энергия на всех электростанциях
- Обеспечьте фермеров машиной под названием Happy Seeder , которая преобразует сельскохозяйственные остатки в удобрения.
- Поощряйте фермеров к диверсификации сельскохозяйственных культур и выращивайте устойчивые водосберегающие культуры, такие как фуражное зерно и бобовые .
- Анализируйте данные о состоянии здоровья и изучайте эффективность различных систем фильтрации в помещениях с наибольшим загрязнением воздуха в помещениях.
- Определить эффективные способы информирования общественности о данных о загрязнении воздуха
- Запустить новые программы гражданской науки, чтобы лучше документировать разоблачения. [53]
- Сокращение выбросов углекислого газа: «По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, чтобы ограничить потепление значительно ниже 2 градусов по Цельсию, выбросы CO2 должны снизиться примерно на 20 процентов к 2030 году и достичь чистого нуля примерно к 2075 году; чтобы ограничить потепление ниже 1,5 градусов по Цельсию, Выбросы CO2 должны снизиться на 50 процентов к 2030 году и достигнуть чистого нуля примерно к 2050 году...» [54]
- Улучшите мониторинг качества воздуха за счет развертывания большего количества станций и использования подходов мобильного и автомобильного зондирования на основе Интернета вещей. [55]
См. также
[ редактировать ]- Загрязнение воздуха в Дели
- Список городов Кералы по качеству окружающего воздуха
- Водородный двигатель внутреннего сгорания авто рикша
- Измерение загрязнения воздуха
- BioDME : топливо с низким уровнем загрязнения для дизель-генераторов.
- Паровая конверсия природного газа с пиролизом метана : CO2-нейтральное производство водорода из природного газа
- Нефтяной кокс
- Список самых загрязненных городов по концентрации твердых частиц
- Список наименее загрязненных городов по концентрации твердых частиц
- Критерии загрязнителей воздуха
- Свалка Газипур
- Свалка Бхалсва
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Состояние мировой авиации 2019» . Архивировано из оригинала 14 мая 2019 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Риган, Хелен. «21 из 30 городов мира с наихудшим загрязнением воздуха находится в Индии» . CNN . Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 г. Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Лоури, ЛиЭнн. «21 из 30 городов с наибольшим загрязнением воздуха в прошлом году находился в Индии» . Новости . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 г. Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Бернард, Стивен; Казмин, Эми (11 декабря 2018 г.). «Грязный воздух: как Индия стала самой загрязненной страной на земле» . ig.ft.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 г. Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Загрязнение воздуха в Индии и проблемы со здоровьем привлекают внимание NIEHS (Экологический фактор, сентябрь 2018 г.)» . Национальный институт наук о здоровье окружающей среды . Архивировано из оригинала 06 марта 2019 г. Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Правительство хочет построить зеленую стену протяженностью 1600 км вдоль Аравалли. Архивировано 24 декабря 2019 г. в Wayback Machine , Indian Express, 24 декабря 2019 г.
- ^ Бадаринатх, КВС; Харол, Шайлеш Кумар и Шарма, Ану Рани (2009). «Перенос аэрозолей от сжигания остатков сельскохозяйственных культур на Индо-Гангских равнинах на большие расстояния — исследование с использованием LIDAR, наземных измерений и спутниковых данных» . Журнал атмосферной и солнечно-земной физики . 71 (1): 112–120. дои : 10.1016/j.jastp.2008.09.035 . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Сельскохозяйственные пожары в Индии. Архивировано 18 января 2017 г. в Wayback Machine НАСА, США (2012 г.).
- ^ Боб Вейнхолд, Поля и леса в огне: ущерб растительности от дыма и здоровье человека. Архивировано 29 июня 2017 г. в Wayback Machine , Национальные институты здравоохранения.
- ^ «ВЫБРОСЫ CO2 ОТ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА, выпуск 2011 г.» (PDF) . Международное энергетическое агентство, Франция. 2011. Архивировано (PDF) из оригинала 2 февраля 2012 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Легкие у индейцев на 30% слабее, чем у европейцев» . Времена Индии . 2 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2019 г. . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ «Закон о загрязнении воздуха становится беззубым, когда загрязнение воздуха резко возрастает» . Монгабай-Индия . 10.11.2020. Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 г. Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Мохан, Вишва (07 апреля 2015 г.). «Удушающая Индия получает индекс качества воздуха» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 02 марта 2019 г. Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Национальная программа чистого воздуха» . 2019. Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ «McKelvey Engineering, партнер IIT Bombay по изучению загрязнения воздуха | Источник | Вашингтонский университет в Сент-Луисе» . Источник . 04.12.2019. Архивировано из оригинала 10 мая 2020 г. Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Аггарвал, Пиюш (29 сентября 2021 г.). «Поможет ли расширенный запрет на петарды улучшить воздух, которым мы дышим?» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 г. Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Стюарт, Гарет Дж.; Эктон, В. Джо Ф.; Нельсон, Бет С.; Воган, Адам Р.; Хопкинс, Джеймс Р.; Арья, Рахул; Мондал, Арнаб; Джангирх, Риту; Ахлават, Сакши; Ядав, Локеш; Шарма, Судхир К. (18 февраля 2021 г.). «Выбросы неметановых летучих органических соединений при сжигании бытового топлива в Дели, Индия» . Химия и физика атмосферы . 21 (4): 2383–2406. Бибкод : 2021ACP....21.2383S . дои : 10.5194/acp-21-2383-2021 . ISSN 1680-7316 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 02 марта 2021 г.
- ^ Стюарт, Гарет Дж.; Нельсон, Бет С.; Эктон, В. Джо Ф.; Воган, Адам Р.; Фаррен, Наоми Дж.; Хопкинс, Джеймс Р.; Уорд, Мартин В.; Свифт, Стефан Дж.; Арья, Рахул; Мондал, Арнаб; Джангир, Риту (18 февраля 2021 г.). «Выбросы среднелетучих и полулетучих органических соединений из бытового топлива, используемого в Дели, Индия» . Химия и физика атмосферы . 21 (4): 2407–2426. Бибкод : 2021ACP....21.2407S . дои : 10.5194/acp-21-2407-2021 . ISSN 1680-7316 . Архивировано из оригинала 27 февраля 2023 г. Проверено 02 марта 2021 г.
- ^ «Зеленые печи вместо чул» . Таймс оф Индия . 3 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2012 г.
- ^ Стюарт, Гарет Дж.; Нельсон, Бет С.; Эктон, В. Джо Ф.; Воган, Адам Р.; Хопкинс, Джеймс Р.; Юнус, Сити С.М.; Хьюитт, К. Николас; Немиц, Эйко; Мандал, Тухин К.; Гади, Рану; Саху, Локеш К. (25 февраля 2021 г.). «Комплексные профили органических выбросов, потенциал производства вторичных органических аэрозолей и реакционная способность OH при сжигании бытового топлива в Дели, Индия» . Наука об окружающей среде: Атмосфера . 1 (2): 104–117. дои : 10.1039/D0EA00009D . ISSN 2634-3606 .
- ^ Jump up to: а б Девендра Панди (2002). Исследования топливной древесины в Индии: мифы и реальность (PDF) . Центр международных исследований лесного хозяйства. ISBN 979-8764-92-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Горящие шины: мутный нефтяной бизнес, загрязняющий части Азии» . Рейтер . 31 мая 2019 года . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «Загрязнение воздуха в городах. Устранение примесей бензина и дизельного топлива» (PDF) . Всемирный банк. 2002. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ Акбар, Проттой А.; Кутюр, Виктор; Дюрантон, Жиль; Гани, Эджаз; Сторигард, Адам (август 2018 г.). «Мобильность и пробки в городах Индии» (PDF) . Мировая практика макроэкономики, торговли и инвестиций . Группа Всемирного банка. Архивировано (PDF) из оригинала 31 марта 2020 г. Проверено 7 марта 2021 г.
- Разместить резюме в: Варун Б. Кришнан (23 ноября 2018 г.). «Как быстро движется движение в вашем городе?» . Индус .
- ^ Мэтью Барт; Канок Борибунсомсин (ноябрь 2009 г.). «Реальное влияние выбросов CO2 на пробки» . Отчет о транспортных исследованиях: Журнал Совета по транспортным исследованиям . 2058 : 163–171. дои : 10.3141/2058-20 . S2CID 2173204 . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 г.
- ^ «Дели в тупике: шесть лет карьеры потеряны в пробках» . Индия сегодня. 5 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ Стюарт, Гарет Дж.; Нельсон, Бет С.; Дрисдейл, Уилл С.; Эктон, В. Джо Ф.; Воган, Адам Р.; Хопкинс, Джеймс Р.; Данмор, Рэйчел Э.; Хьюитт, К. Николас; Немиц, Эйко; Маллинджер, Нил; Лэнгфорд, Бен (13 августа 2020 г.). «Источники неметановых углеводородов в приземном воздухе Дели, Индия» . Фарадеевские дискуссии . 226 : 409–431. дои : 10.1039/D0FD00087F . ISSN 1364-5498 . ПМИД 33336656 .
- ^ Кумари, Р; Атри, АК; Панис, Л.И.; Гурджар, БР (апрель 2013 г.). «Оценки выбросов твердых частиц и тяжелых металлов из мобильных источников в Дели (Индия)». Журнал экологических наук и техники . 55 (2): 127–42. ПМИД 25464689 .
- ^ «50% детей Бангалора страдают астмой» . Таймс оф Индия . 6 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г.
- ^ Экстайн, Дэвид; Кюнцель, Вера; Шефер, Лаура (январь 2021 г.). «Глобальный индекс климатических рисков 2021» (PDF) . GermanWatch.org .
- ^ «Выбросы парниковых газов в Индии» (PDF) . Сентябрь 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Отчет о разрыве в уровнях выбросов за 2019 год» . Программа ООН по окружающей среде . 2019. Архивировано из оригинала 20 ноября 2019 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «Индекс эффективности изменения климата» (PDF) . Ноябрь 2022 года . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ «Как изменение климата ударило по беднякам Индии» . Новости Би-би-си . 1 февраля 2007 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ «В более теплом Тибете Брахмапутра может затопить Ассам | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . 3 февраля 2007 г. Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ Шарма, Вибха (15 июня 2020 г.). «Средняя температура в Индии, по прогнозам, поднимется на 4,4 градуса по Цельсию: доклад правительства о влиянии изменения климата в стране» . Трибьюн Индия . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Гупта, Вивек; Джайн, Манодж Кумар (2018). «Исследование многомодельных пространственно-временных мезомасштабных прогнозов засухи над Индией в соответствии со сценарием изменения климата» . Журнал гидрологии . 567 : 489–509. Бибкод : 2018JHyd..567..489G . дои : 10.1016/j.jгидрол.2018.10.012 . ISSN 0022-1694 . S2CID 135053362 .
- ^ «Загрязнение воздуха в Индии – краткий обзор» . 24 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рао, Кирти В.; Радж, Амрит; Сетхи, Неха (12 мая 2014 г.). «Панель выбросов для общеиндийского перехода на топливо Bharat Stage V к 2020 году» . livemint.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 г. Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Тэмми Уэббер; Кэти Дэйгл. «США экспортируют грязное топливо в задыхающуюся от загрязнения Индию» . Сан-Хосе Меркьюри-Ньюс . Группа новостей района залива. АП. п. А4.
- ^ Бхоум, Арвинд Б. (14 июня 2012 г.). «ХОБЛ в Индии: айсберг или вулкан?» . Журнал торакальных заболеваний . 4 (3): 298–309–309. дои : 10.3978/j.issn.2072-1439.2012.03.15 . ПМЦ 3378191 . ПМИД 22754670 .
- ^ «Качество воздуха в Ченнаи довольно плохое, — говорит врач-респиратор» . Индус . 05.11.2019. ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 г. Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Тания Дутта (21 сентября 2023 г.). «Индийские эксперты призывают правительство ограничить загрязнение воздуха, связанное с болезнью Альцгеймера» . Национальный .
- ^ Балакришнан, К. (1 января 2019 г.). «Влияние загрязнения воздуха на смертность, бремя болезней и продолжительность жизни в штатах Индии: исследование глобального бремени болезней, 2017 г.» . Планетарное здоровье журнала «Ланцет» . 1 (3): е26–е39. дои : 10.1016/S2542-5196(18)30261-4 . ПМК 6358127 . ПМИД 30528905 .
- ^ Раджак, Рахул (9 мая 2019 г.). «Краткосрочное и долгосрочное воздействие загрязнения окружающего воздуха и влияние на здоровье в Индии: систематический обзор7». Международный журнал исследований здоровья окружающей среды . 1 (25): 593–617. дои : 10.1080/09603123.2019.1612042 . ПМИД 31070475 . S2CID 148570538 .
- ^ «Индия лидирует в мире по качеству воздуха: Канпур и Дели вошли в число 15 худших городов, Мумбаи — на 4-е место среди самых загрязненных мегаполисов — Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 22 мая 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «В Дели зафиксировано худшее качество воздуха за год после безудержного лопания крекеров» . Индия сегодня . Ист. Архивировано из оригинала 6 января 2019 г. Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Мадхок, Мадхок (16 октября 2014 г.). «Вот почему Индия понятия не имеет, насколько серьезна проблема загрязнения воздуха» . Кварц Индия. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «Загрязнение воздуха в Нью-Дели на этой неделе зашкаливало» . 15 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВОЗДУХА» . Министерство окружающей среды и лесов, правительство Индии. 2011. Архивировано из оригинала 11 января 2008 г. Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Правило нечетных и четных: 5 вещей, которые вам нужно знать - NDTV CarAndBike» . АвтомобильИВелосипед . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ «ВОЗ | Индия предпринимает шаги по ограничению загрязнения воздуха» . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 94 (7): 487–8. 2016. дои : 10.2471/BLT.16.020716 . ПМЦ 4933146 . ПМИД 27429486 .
- ^ «В поисках решения проблемы загрязнения воздуха в Дели» . Новости химии и техники . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Индия стимулирует глобальный рост выбросов CO2: отчет» . Индийский экспресс . 06.12.2018. Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 г. Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Агарвал, Дхрув; Айенгар, Шринивасан; Сваминатан, Манохар; Шарма, Иш; Радж, Ашиш; Хатвар, Аадитья (2020). По модулю: недорогое обнаружение проезжающих мимо автомобилей в масштабе города . КОМПАС '20. Эквадор: Ассоциация вычислительной техники. стр. 187–197. дои : 10.1145/3378393.3402275 . ISBN 9781450371292 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сенгупта, Рампрасад; Мандал, Субрата. «Ущерб здоровью от автомобильного загрязнения воздуха: анализ затрат и выгод от повышения качества топлива для индийских городов» (PDF) . Проверено 22 июля 2014 г.
- Кроппер, Морин (июнь 2012 г.). «Влияние производства угольной электроэнергии на здоровье в Индии» (PDF) . Проверено 22 июля 2014 г.