Династия Нумайридов
Нумайридский эмират Нумайриюн ан-Нумайриюн | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
990–1081 | |||||||||||
Капитал | Харран | ||||||||||
Общие языки | арабский | ||||||||||
Религия | Шиитский ислам | ||||||||||
Правительство | Эмират | ||||||||||
Эмир | |||||||||||
• 990–1019 | Ватсаб ибн Сабик ан-Нумайри | ||||||||||
• 1019–1040 | Шабиб ибн Ватхаб | ||||||||||
• 1040–1056 | Мутаин ибн Ватхаб | ||||||||||
• 1056–1063 | Мани ибн Шабиб | ||||||||||
История | |||||||||||
• Независимость от Хамданидов | 990 | ||||||||||
• Потеря Эдессы | 1031 | ||||||||||
• Фатимидская вассальная зависимость | 1037 | ||||||||||
• Преданность Аббасидов | 1060 | ||||||||||
• Завоевание Укайлидов, а затем и Сельджуков. | 1081 | ||||||||||
Валюта | Дирхам , динар | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Турция Сирия |
Исторические арабские государства и династии |
---|
Нумайриды النميريون ( араб . династия , ) — арабская базирующаяся в Дияр-Мударе (западная Верхняя Месопотамия ). Они были эмирами (принцами) одноименного племени Бану Нумайр. Старшая ветвь династии, основанная Ваттабом ибн Сабиком в 990 году, более или менее непрерывно управляла евфратскими городами Харран , Сарудж и Ракка до конца 11 века. В начале правления Ваттаба (годы правления 990–1019) Нумайриды также контролировали Эдессу , пока византийцы не завоевали ее в начале 1030-х годов. В 1062 году Нумайриды уступили Ракку своим дальним родственникам и бывшим союзникам Мирдасидам , а к 1081 году их столица Харран и близлежащий Сарудж были завоеваны турецкими сельджуками и их арабскими союзниками Укайлидами . Эмиры Нумайридов продолжали удерживать изолированные крепости в Верхней Месопотамии, такие как Калат ан-Наджм и Синн ибн Утайр возле Самосаты , до начала 12 века, но после 1120 года о них ничего не слышно.
Будучи бедуинами (кочевыми арабами), большинство эмиров Нумайридов избегали оседлой жизни в городах, которые они контролировали; скорее, они управляли своими эмиратами (княжествами) из своих племенных лагерей в сельской местности, в то же время поручая управление городами своим гилманам (военным рабам). Исключением был эмир Мани ибн Шабиб (ок. 1044–1063), при котором Нумайриды достигли своего территориального расцвета. Мани жил внутри Харрана, превратив свой сабийский храм в богато украшенный укрепленный дворец. Нумайриды были мусульманами-шиитами и первоначально признавали религиозный суверенитет мусульман -суннитов Аббасидского халифата , по крайней мере номинально, но позже перешли на сторону шиитского халифата Фатимидов после того, как последний распространил свое влияние на север Сирии в 1037 году. К 1060 году они, вероятно, вернулись к шиитскому халифату. Сюзеренитет Аббасидов.
Территория
[ редактировать ]Нумайриды правили регионом Дияр-Мудар в западной Джазире (Верхняя Месопотамия), более или менее непрерывно контролируя земли между Харраном , Саруджем и Раккой между 990 и 1081 годами. [1] Большую часть этого времени они граничили на юге и западе с Алеппо базирующимся в эмиратом Мирдасид , на востоке с Мосуле базирующимся в эмиратом Укайлид , на севере с Майяфарикине базирующимся в эмиратом Марванид и на северо-западе с Византийским эмиратом. Империя . [1] Нумайриды, Мирдасиды и Укайлиды были арабскими династиями, а Марваниды — курдами . [1] Все они были независимыми мелкими династиями, возникшими на севере Сирии и в Верхней Месопотамии в конце X – начале XI веков из-за неспособности великих региональных держав, таких как Багдаде базирующийся в халифат Аббасидов , Каире базирующийся в халифат Фатимидов и византийцы, контролировать или аннексировать эти регионы. [2] В разное время Нумайриды присягали на верность и заключали свободные союзы со всеми тремя державами. [3]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Нумайридов Эмиры принадлежали к племени Бану Нумайр, тезке династии. [4] Бану Нумайр были ветвью племени Бану Амир ибн Саса и, следовательно, принадлежали к Кайси , или североаравийской линии; [4] Арабские племена обычно делились на северные и южные арабские линии. Имя «Нумайр», вероятно, связано с нимром , арабским словом, означающим « леопард ». [5] В отличие от большинства детей Амира ибн Саасы, ставших прародителями крупных ветвей племени, Нумайр имел другую материнскую линию и не вступал ни в какие племенные союзы. [5] На протяжении большей части своей истории Бану Нумайр представляли собой обедневшую кочевую группу, которая в основном занималась разбоем . [5] Они не вошли в исторические записи до периода Омейядов (661–750 гг. Н. Э.), когда они доминировали на западных холмах аль-Ямамы в центральной Аравии . [5] В результате разбоя Бану Нумайр были рассеяны во время экспедиции генерала Аббасидов Буги аль-Кабира в 846 году, но восстановились в последующие десятилетия. [5]
Летописец XIII века Ибн аль-Адим утверждает, что Бану Нумайр мигрировали в Верхнюю Месопотамию из аль-Ямамы в 921 году. [6] в то время как историк Клиффорд Эдмунд Босворт относит их прибытие где-то между 940 и 955 годами. [4] Это соответствовало второй крупной постисламской миграции арабских племен в Сирию и Месопотамию. [7] на этот раз в связи с карматским движением. [8] Как и Бану Нумайр, многие племена, входившие в состав карматской армии, также были ветвями Бану Амира из Аравии, в том числе Бану Килаб , Бану Хафаджа , Бану Укайл и Бану Кушайр . [9] Эти группы бедуинов в значительной степени искоренили ранее оседлые арабские племена Верхней Месопотамии, сделали дороги небезопасными для путешествий и серьезно повредили посевам. [7] По словам летописца X века Ибн Хаукаля ,
... Бану Нумайр ... изгнали их [крестьян и оседлых бедуинов] с некоторых их земель, даже с большей их части, присвоив при этом некоторые места и регионы ... Они решают, какую защиту и деньги защищать. [10]
В 942 году члены племени Бану Нумайр служили вспомогательными войсками губернатору Аббасидов в Верхней Месопотамии. [3] Шесть лет спустя их таким же образом нанял Сайф ад-Даула (годы правления 945–967), хамданидский эмир Алеппо, [4] [11] против вторжений Ихшидидов лидера Абу аль-Миска Кафура . [3] [11] Вскоре после этого Сайф попытался остановить бедуинские племена, растущая сила которых происходила за счет оседлого населения. [3] Бану Нумайр были изгнаны из Дияр-Мудара и укрылись в Джебель-Синджаре в Дияр-Рабиа на востоке. [11] Наряду с другими племенами Кайси, Бану Нумайр восстали против Сайфа и хамданидского эмира Мосула Насир ад-Давлы . [8] Последний изгнал их в Сирийскую пустыню , [8] в то время как в 955/56, [11] Сайф добился их подчинения, после чего запер их в районе реки Хабур в Дияр-Мударе. [8] [11] К 957 году Сайф начал еще одну экспедицию против членов племени Бану Нумайр, которые оказались неуправляемыми подданными. [3]
Основание в Харране
[ редактировать ](княжество) , базирующийся в Алеппо, Когда Сайф умер в 967 году, его эмират вступил в период административного упадка. [11] Это препятствовало способности Хамданидов эффективно контролировать юго-восточные районы Дияр-Мудара, недалеко от враждебной византийской границы, что потребовало дальнейшей опоры на Бану Нумайр. [11] С этой целью преемник Сайфа, Саад ад-Давла , назначил членов племени на губернаторские должности в таких городах, как Харран, [11] для чего он назначил эмиром Бану Нумайра Ватхаба ибн Сабика . [4] В 990 году последний восстал против Хамданидов и провозгласил в Харране независимый эмират. [4] [12] Это ознаменовало основание династии Нумайридов. [3]
Позже, в 990 году, Ваттаб захватил укрепленный город Сарудж к западу от Харрана. [12] [13] а в 1007 году он отвоевал Ракку у ее правителя Хамданидов Мансура ибн Лу'лу . [3] [12] Во время своего раннего правления Ваттаб также аннексировал Эдессу , к северу от Саруджа, у Хамданидов и передал ее своему двоюродному брату Утайру. [3] [12] Захват Эдессы поставил Нумайридов в стратегическое положение по отношению к византийцам, территория которых граничила с Эдессой с севера и запада. [12] Ватхаб умер в 1019/20 г., и ему наследовал его сын Шабиб. [12]
Царствование Шабиба
[ редактировать ]Нумайриды, возможно, потеряли контроль над Харраном через некоторое время после смерти Ваттаба. [14] Более того, во время раннего правления Шабиба жители Эдессы становились все более враждебными по отношению к Утайру, вероятно, потому, что он убил популярного заместителя правителя города. [11] [13] В 1030 году Наср ад-Даула , марванидский эмир Майяфарикина, вмешался от имени жителей Эдессы, убил Утайра и захватил город. [12] Сведения о том, кто был арбитром при разделе Эдессы после падения Утайра, разнятся. [8] [12] В любом случае сын Утайра, известный в источниках только как «Ибн Утайр», был назначен правителем главной цитадели Эдессы, а Шибл ад-Давла, второстепенный эмир Нумайридов, получил меньшую цитадель города. [12] Таким образом, хотя Эдесса оставалась в руках Нумайридов, она фактически находилась вне контроля Шабиба. [12]
В 1030/31 г. между византийцами и Ибн Утайром или покровителями последнего Марванидами были начаты переговоры о передаче главной цитадели Эдессы под контроль Византии; в то время Ибн Утайру бросил вызов Шибл ад-Даула из меньшей цитадели, что побудило Ибн Утайра или Марванидов продать главную цитадель византийскому императору. [12] Роман III , за 20 000 золотых динаров и несколько деревень. [8] После покупки силы Шибла бежали, мусульманские жители были убиты, а мечети города сожжены. [8] Тем временем Ибн Утайр, по-видимому, переехал в крепость, названную в его честь недалеко от Самосаты, под названием «Синн Ибн Утайр». [13]
Условия между Шабибом и византийцами были достигнуты в 1032 году, и во время определения границ Эдесса осталась на византийской территории, а остальная часть Дияра Мудара осталась под властью Нумайридов. [8] В течение неопределенного периода после этого Шабиб платил дань византийцам. [13] [15] Поскольку он не мог эффективно бросить вызов византийцам, Шабиб сосредоточился на расширении своих владений на восток и север, на территорию Марванидов и Укайлидов. [13] В 1033 году он напал на удерживаемый Укайлидами Нисибин , но был отбит. В следующем году он заручился поддержкой византийских военных и выступил против Амида , столицы Марванидов. [13] Он отступил после демонстрации силы коалиции Марванидов и Укайлидов. [13] Также в 1033/34 году город Харран был возвращен Шабибу после сильного голода, чумы и местного восстания. [14] К 1036 году Шабиб и Ибн Утайр дезертировали от византийцев и присоединились к усилиям Марванидов-Укайлидов по изгнанию византийцев из Эдессы. [8] [16] [17] Нумайриды захватили и разграбили город, взяли в плен несколько человек и убили многих жителей. [16] Однако они не захватили цитадель, и Шабиб поспешно отступил, чтобы противостоять угрозе Харрана со стороны сельджуков . [8] Шабиб и византийцы заключили мир в 1037 году, и Эдесса была подтверждена как византийское владение. [16]
Мир между Шабибом и его соседями позволил ему поддержать своего зятя Насра ибн Салиха , мирдасидского эмира Алеппо, против наступления Ануштакина ад-Дизбари , Дамаске в 1037 году; фатимидского правителя Сирии в [16] Фатимиды стремились расширить прямой контроль над северной Сирией, которой владели их номинальные вассалы Мирдасиды. [16] Последние были членами Бану Килаб и, как таковые, дальними родственниками Бану Нумайр. [18] По словам историка Сухайла Заккара, два племени в целом поддерживали дружеские отношения. [19] а историк Тьерри Бьянки считает, что «союз Нумайра и Килаба ... контролировал всю северную Сирию и большую часть западной Джазиры (Верхняя Месопотамия)». [18] Сестра Шабиба, аль-Сайида Алавия, известная своим умом и красотой, была замужем за Насром ибн Салихом и позже сыграла важную роль в политике Алеппы. [18] Аль-Дизбари убил Насра ибн Салиха в мае 1038 года и двинулся на Алеппо. [16] побудив Шабиба, аль-Сайиду и брата и преемника Насра Тимала отступить в Верхнюю Месопотамию. [16] После этого аль-Сайида вышла замуж за Тимала. [18] К 1038 году Шабиб присягнул Фатимидам и приказал халифу аль-Мустансиру быть признанным исламским правителем в пятничных молитвах . [15] [16] Это ознаменовало формальный разрыв с халифатом Аббасидов, религиозную легитимность которого ранее признавали Нумайриды. [16]
Борьба за Ракку
[ редактировать ]Шабиб умер, не оставив взрослого наследника в 1039/40 году, и в результате территория Нумайридов была разделена между его братьями Мутаином и Кавамом, которые совместно владели Харраном и Раккой. [20] [21] и некий Хасан, видимо сын Шабиба, [22] который правил Саруджем. [20] Смерть Шабиба положила начало долгой вражде между Бану Нумайр и Бану Килаб из-за Ракки и плодородных пастбищ, окружающих этот город. [21] На момент смерти Шабиба ас-Сайида жил в Эр-Рафике, непосредственно примыкающем к Ракке, переехав туда вместе с Тималем после оккупации Алеппо Фатимидами. [21] Она стремилась отобрать Ракку у заместителя губернатора своих братьев и вышла замуж за Тимала, «чтобы поддержать свою власть и защитить ее».интересы», по словам Ибн аль-Адима. [22] Тимал захватил Ракку. [21] тем самым расширив территорию племени Бану Килаб на всю территорию между реками Балих и Евфрат. [21] Примерно в то же время ад-Дизбари, опасаясь растущей базы власти Тимала в Верхней Месопотамии, купил крепость Калат-Джабар к северу от Ракки у сына Шабиба Мани. [22] Когда ад-Дизбари умер в 1041 году, Мани немедленно вернул себе Калъат-Джабар. [23] К тому времени Тимал примирился с Фатимидами и был возвращен Алеппо. [22]
Напряженность вокруг Ракки усилилась, когда Мани достиг совершеннолетия и возглавил Бану Нумайр между 1044 и 1056 годами. [21] Мани считал себя законным наследником имущества Шабиба и стремился вернуть его силой. [24] Он переключил формальную преданность Нумайридов с Фатимидов на сельджукского султана Тугрил Бега из Багдада, который прислал Мани почетное одеяние и издал указ о предоставлении ему Ракки. [24] В апреле 1056 года, после того как Тимал отклонил требование Мани уйти из Ракки, между двумя сторонами вспыхнули военные действия. [24] К тому времени Мани уже отобрал Харран у своих дядей. [25]
Фатимиды пытались стабилизировать ситуацию в Верхней Месопотамии и помочь антисельджукскому генералу Арслану аль-Басасири , которого они стремились использовать для вторжения в Ирак . [26] [примечание 1] Посланник Фатимидов аль-Муайяд аль-Ширази придерживался крайне негативного мнения о Мани и склонялся к поддержке Тималя. [26] но позже вождь Бану Мазьяд в лагере аль-Басасири убедил его, что Мани играет важную роль в борьбе с сельджуками. [27] Аль-Муайад убедил Мани перейти на сторону Фатимидов. [27] В награду аль-Басасири захватил Ракку у Тимала и передал ее Мани в октябре 1057 года. [27] По словам летописца Ибн Шаддада , аль-Басасири не захватывал Ракку; [27] скорее, Тимал передал Ракку и ар-Рафику Мани из-за военного давления. [28]
Зенит
[ редактировать ]Сдача Тималом Ракки была частью более крупной смены власти на севере Сирии и Верхней Месопотамии, поскольку Фатимиды также вынудили Тимала покинуть Алеппо в январе 1058 года. [29] Тем временем Фатимиды дали Мани большие суммы денег, чтобы заручиться его поддержкой кампании аль-Басасири. [29] Эти суммы позволили Мани прочно обосноваться в Харране, построив там дворец-цитадель на месте бывшего сабийского храма. [29] В январе 1059 года аль-Басасири удалось изгнать сельджуков из Багдада, свергнуть аббасидского халифа аль-Каима (годы правления 1031–1059, 1060–1075) и провозгласить сюзеренитет Фатимидов над Багдадом. [30] К тому времени Мани стал богаче и могущественнее, чем когда-либо. [31] Нумайриды не помогали аль-Басасири в этой кампании, несмотря на их формальный союз. [31] Тем временем Мани стремился поддержать царство Нумайридов на случай возрождения Аббасидов-Сельджуков в Ираке; [31] отсутствие поддержки как Мани, так и аль-Басасири со стороны Каира, где только что произошли значительные политические изменения, возможно, убедило Мани вернуться в лоно Аббасидов-Сельджуков. [30] В том же году Мани расширил территорию Нумайридов до самой южной точки, захватив города-крепости ар-Рахба и аль-Каркисия (Циркесий) в районе Хабура / Евфрата. [31] Более того, он предоставил убежище в Харране четырехлетнему внуку и наследнику аль-Каима Уддат ад-Дину , который был тайно вывезен из Багдада. [31]
В 1060 году, после того как сороканедельное правление аль-Басисири подошло к концу с его поражением и казнью сельджуками, Мани женил одну из своих дочерей на Уддат ад-Дине, чтобы установить связи с семьей халифа. [30] [31] Затем Уддат ад-Дин был возвращен в Багдад со множеством подарков и позже стал преемником аль-Каима, который с тех пор вернул себе трон. [31] Хотя это прямо не упоминается в современных хрониках, Мани, вероятно, снова стал подчиняться Аббасидам после поражения аль-Басасири. [31] По мнению историка Д.С. Райса, Нумайриды получили большую выгоду от «инцидента с Басасири», отвоевав Ракку у Мирдасидов и предоставив Фатимидам большие суммы, «не принимая на себя обязательства» по «опасному предприятию» по участию в попытке государственного переворота аль-Басасири. [31] Период между 1058 и 1060 годами представлял собой пик могущества Нумайридов. [29] [30] [31]
Упадок и падение
[ редактировать ]В 1060 году Мани поддержал своего племянника и правителя Мирдасидов Махмуда ибн Насра (сына Насра ибн Салиха и ас-Сайиды Алавии) против попытки Тимала вернуть Алеппо. [18] [31] В конечном итоге Махмуд потерпел поражение и получил убежище от Мани. [31] Затем вмешался Аль-Сайида Алавия и установил истину между Тималем и Мани. [18] Тем не менее, последний потерпел еще одно серьезное поражение от Мирдасидов, когда брат Тимала, Атия ибн Салих , захватил Ракку в 1062 году. [32] Вскоре после этого, то ли в июле 1062 года, то ли в апреле 1063 года, Мани умер от припадка. [33] [34] не оставив способного преемника. [33] Хайдеманн утверждает, что со смертью Мани «Бану Нумайр потеряли большую часть своего значения и вскоре канули в Лету». [33]
Распространение власти сельджуков на Сирию и Верхнюю Месопотамию после их победы над византийцами в битве при Манцикерте в 1071 году поставило под угрозу эмират Нумайридов; [34] Византийское поражение лишило и Нумайридов, и Мирдасидов мощного покровителя. [18] В 1081 году эмир Укайлидов Муслим ибн Курайш при поддержке сельджуков отвоевал Харран у преемника (ов) Мани, [34] имена которых не зафиксированы в источниках. [4] По словам средневекового историка Ибн аль-Асира , Ибн Курайш назначил Яхью ибн аш-Шатира, нумайридского гуляма (раба) и администратора, который помогал Ибн Курайшу, губернатором Харрана. [34] в то время как другой средневековый летописец, Сибт ибн аль-Джаузи , утверждает, что некий Джафар аль-Укайли был назначен губернатором и пропагандировал там шиитский ислам. [18] В том же году Укайлиды вырвали контроль над Саруджем у Хасана, который непрерывно удерживал его с 1039 года. [34] Хасан получил взамен Нисибин и правил этим городом как вассал Укайлидов. [34]
В 1083 году Абу Джалаба, ханбалитский кади (главный исламский судья) Харрана и эмир Нумайридов (либо Ибн Утайр [34] или некий Ибн Атия ан-Нумайри [18] ) возглавил восстание против Укайлидов в 1083 году; [34] Повстанцы сражались во имя ребенка-принца Нумайридов Али ибн Ватсаба. [18] возможно, молодой сын Мани, [34] и на короткое время захватил город. [18] К концу года восстание было подавлено Ибн Курайшем, казнившим Абу Джалабу, сыновей последнего и около ста других участников. [18] Ибн аш-Шатир продолжал управлять Харраном после смерти Ибн Курайша в 1085 году и был повторно подтвержден на своем посту сельджукским султаном Малик-Шахом в 1086 году. [35] Приход сельджуков и связанных с ними туркменских племенных сил в это время фактически положил конец господству арабских племенных сил, включая Бану Нумайр, в северной Сирии и Верхней Месопотамии. [18]
Несмотря на потерю своей столицы и большей части своей власти, Нумайриды сохраняли присутствие в регионе до XII века, удерживая несколько изолированных друг от друга крепостей, включая Калъат-ан-Наджм на севере Евфрата и Синн. Ибн Утайр. [36] По словам Райс, Бану Нумайр в этот период «все еще были спазматически активны». [36] В 1101 году они убили эмира Укайлидов, сына Ибн Курайша Мухаммада ибн Муслима, в Хите , [36] [37] а четыре года спустя возглавил неудачный набег на сельджукского генерала Афшина. [36] [38] В 1110 году Нумайриды во главе с неким Джавшаном ан-Нумайри захватили Ракку у ее туркменского наместника Али ибн Салима, которого они убили. [36] [39] но вскоре были вытеснены. [36] Крестоносцы . , вошедшие в регион в начале века, захватили Синна ибн Утайра у нумайридского эмира Мани ибн Утайра ан-Нумайри в 1118 году [18] [36] Средневековый летописец аль-Азими записал, что Нумайриды все еще владели Калат-ан-Наджмом в 1120 году, но в последующие столетия о Нумайридах больше ничего не слышно. [36] Основываясь на своем исследовании, Райс обнаружил, что по состоянию на 1952 год потомки Бану Нумайр продолжали жить в Харране и его окрестностях и были известны как Нмер, разговорная форма «Нумайр», и принадлежали к конфедерации Джес, разговорной форме. компании «Кайс». [36] Он также отметил, что они не знали, «что их предки когда-то, на протяжении почти столетия, были «лордами Ракки, Саруджа и Харрана»». [36]
Культура
[ редактировать ]Правительство
[ редактировать ]Придя к власти, Нумайриды решили защищать, управлять и облагать налогом общины, населяющие контролируемые ими сельскохозяйственные территории и города, а не грабить их. [8] Это делало их похожими на бедуинские племена Бану Килаб на севере Сирии и Укайлиды в Дияр Рабиа. [8] Напротив, другие бедуины, современники Нумайридов, особенно Джаррахиды в Трансиордании и Палестине , грабили их территорию и постоянно нападали на население. [8] Тем не менее, Нумайриды сохранили некоторые аспекты своего кочевого образа жизни, включая опасения жить в городской среде. [8] [10] Таким образом, эмиры и вожди Нумайридов воздерживались от проживания в городах, которые они контролировали; вместо этого они сформировали мини-княжества в сельской местности, окружающие свои опорные пункты. [8] Управление городами, включая налогообложение, было поручено наместнику, правившему от имени эмира. [8] [10] Заместителем обычно был гулам . [10] Исключением из этой системы был Мани, проживавший в самом Харране. [10] По мнению Хайдемана,
Строительная деятельность в Харране и, возможно, в Ракке является доказательством того, что Мани не рассматривал города только как места для финансовой эксплуатации. Он также хотел представить себя в городе как городского правителя, сохраняя при этом свою опору, Бану Нумайр, на пастбище. [40]
Нумайриды, как и их соседи Марваниды, использовали титул эмира (принца). [41] Эмиры Нумайридов Шабиб и Мани также использовали созданные под влиянием Фатимидов титулы Саниат ад-давла и Наджиб ад-давла соответственно. [41] Вероятно, они приняли эти титулы в периоды формальной преданности Фатимидам. [41] Нумайриды основали монетные дворы в Харране, а также при Мани в Ракке. [40] Имена правящих эмиров Нумайридов были названы на монетах, которые в средневековую исламскую эпоху символизировали суверенное правление. [40]
Архитектурное наследие
[ редактировать ]В 1059 году, во время своего зенита, Мани превратил сабийский храм Харрана в богато украшенную укрепленную резиденцию. [42] Раскопки современной цитадели Харрана показали, что постройка Мани частично состояла из двух небольших квадратных базальтовых башен, соединенных друг с другом украшенной аркой. [15] Фрагменты куфической надписи, найденные на базальтовом блоке цитадели, указывают на постройку дворца в 1059 году. [43] Райс заявляет, что надпись представляет собой «самый древний исламский текст, найденный на данный момент в Харране, и единственный сохранившийся эпиграфический документ династии Нумайридов». [41]
Хайдеманн считает, что во время правления Мани, вероятно, велась строительная деятельность в Ракке и соседнем городе Ар-Рафика, включая возможное восстановление общинной мечети в последнем городе. [40] Однако конкретно идентифицируемых следов строительства Нумайридов в Ракке/ар-Рафике нет. [40]
Религия
[ редактировать ]Подобно Хамданидам, Фатимидам и Бану Килаб/Мирдасидам, большая часть Бану Нумайра следовала шиитскому исламу . [18] Первоначально они формально подчинялись Мусульманскому Халифату Суннитов Аббасидов, но в последние годы правления Шабиба они перешли на Халифат Мусульман Шиитов Фатимидов. [16] При Мани Нумайриды вернулись к Аббасидам. [24] затем признал Фатимидов в 1056–1059 годах, прежде чем снова номинально вернуться в лоно Аббасидов. [27] [30]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Арслан аль-Басасири был генералом буидов , который сопротивлялся вторжению сельджуков в Багдад в 1055 году. Он был вынужден покинуть город, а затем обосновался в ар-Рахбе , где организовал свой план по возвращению Багдада. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Райс 1952, с. 74.
- ^ Райс 1952, стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Райс 1952, с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Босворт 1996, с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и Делла Вида 1995, с. 120.
- ^ Десятина 1971, с. 70.
- ^ Jump up to: а б Хайдеманн 2005, с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бьянкис 2002, с. 180.
- ^ Заккар 1971, стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдеманн 2005, с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Синклер 1990, с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Синклер 1990, с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Райс 1952, с. 77.
- ^ Jump up to: а б Хайдеманн 2005, с. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с Райс 1952, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Райс 1952, с. 78.
- ^ Грин 1992, с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Бьянкис 2002, с. 181.
- ^ Десятина 1971, с. 55.
- ^ Jump up to: а б Синклер 1990, стр. 204–205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хайдеманн 2005, с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Райс 1952, с. 79.
- ^ Райс 1952, с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдеманн 2005, с. 97.
- ^ Синклер 1990, с. 205.
- ^ Jump up to: а б Хайдеманн 2005, стр. 97–98.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдеманн 2005, с. 98.
- ^ Десятина 1971, с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д Хайдеманн 2005, с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдеманн 2005, с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Райс 1952, с. 81.
- ^ Райс 1952, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с Хайдеманн 2005, с. 103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Райс 1952, с. 82.
- ^ Райс 1952, стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Райс 1952, с. 83.
- ^ Ибн аль-Асир, изд. Ричардс 2010, с. 65.
- ^ Ибн аль-Асир, изд. Ричардс 2010, с. 105.
- ^ Ибн аль-Асир, изд. Ричардс 2010, стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдеманн 2005, с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д Райс 1952, с. 57.
- ^ Хайдеманн 2006, стр. 130–131.
- ^ Райс 1952, с. 53.
Библиография
[ редактировать ]- Бьянкис, Т. (2002). «Ватхаб б. Сабик ан-Нумайри» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 93. ИСБН 978-0-231-10714-3 .
- Делла Вида, GL (1995). «Нумайр» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 120. ИСБН 978-90-04-09834-3 .
- Грин, Тамара М. (1992). Город бога Луны: религиозные традиции Харрана . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09513-7 .
- Хайдеманн, С. (2005). «Нумайрид Ракка: археологические и исторические свидетельства« диморфного государства »на бедуинских окраинах империи Фатимидов» . В Вермюлене, США; Ван Стинберген, Дж. (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков, Том 4 . Левен, Дадли: Издательство Peeters.
- Хайдеманн, С. (2006). «Цитадель Ракки и укрепления в районе Среднего Евфрата» . В Кеннеди, Хью Н. (ред.). Мусульманская военная архитектура в Великой Сирии: от прихода ислама до османского периода . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-14713-3 .
- Ибн аль-Асир (2010). Ричардс, Д.С. (ред.). Хроники Ибн Аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тариха: Годы 491–541/1097–1146: Приход франков и реакция мусульман . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754669500 .
- Райс, Д.С. (1952). «Средневековый Харран: исследования его топографии и памятников, I». Анатолийские исследования . 2 : 36–84. дои : 10.2307/3642366 . JSTOR 3642366 .
- Ллойд, С .; Брайс, В. (1951). «Харран». Анатолийские исследования . 1 : 77–111. дои : 10.2307/3642359 . JSTOR 3642359 .
- Синклер, Т.А. (1990). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том IV . Лондон: Пиндар Пресс. ISBN 978-0-907132-52-3 .
- Заккар, Сухайл (1971). Эмират Алеппо: 1004–1094 гг . Алеппо: Дар аль-Амана.