Ширваншахи
Ширваншахи | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
861–1538 | |||||||||
Капитал | Шемахы (первоначально) Баку (позже) | ||||||||
Общие языки | Персидский (двор, литература, династический) Арабский (первоначально династический) | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Правительство | Губернаторство, позже монархия | ||||||||
• 861–? | Хайсам ибн Халид (первый) | ||||||||
• 1535–1538 | Шахрукх (последний) | ||||||||
Историческая эпоха | Средневековье и раннее Новое время | ||||||||
• Учредил | 861 | ||||||||
• Упразднено | 1538 | ||||||||
|
Ширваншахи ) с 861 по 1538 год . ( арабский / персидский : شروانشاه ) были правителями Ширвана (на территории современного Азербайджана Первой правящей линией были Езидиды , первоначально арабская , а затем персидская династия, которая стала известна как Касраниды (также называемые Хаканидами). Второй правящей линией были дарбанди, дальние родственники езидов/касранидов.
Ширваншахи правили с 861 по 1538 год, одна из самых устойчивых династий исламского мира . Временами они были независимы, часто им приходилось признавать господство соседних империй. Династия известна своим покровительством культуре, например, в XII веке, когда их царство служило центром персидской литературы , привлекая таких выдающихся поэтов, как Хагани , Низами Гянджеви , Фалаки Ширвани и т. д. В 1382 году Ширваншах трон занял Ибрагим I ( годы правления 1382–1417 ), что положило начало линии Дарбанди.
Царство Ширваншахов процветало в 15 веке, во время длительного правления Халилуллы I ( годы правления 1417–1463 ) и Фарруха Ясара ( годы правления 1463–1500 ). В 1500 году последний был разбит и убит войсками сефевидского лидера Исмаила I , который держал Ширваншахов в качестве вассалов Сефевидов. Это закончилось в 1538 году, когда шах Тахмасп I ( годы правления 1524–1576 ) уволил Ширваншаха Шахруха из-за постоянной нелояльности последнего. Впоследствии Ширван стал провинцией Сефевидского государства, что ознаменовало конец правления Ширваншахов.
Фон
[ редактировать ]Территория, составлявшая собственно Ширван, включала самые восточные вершины Кавказского хребта и местность, спускавшуюся с них к берегам реки Куры и впадающей в нее реки Аракс . Таким образом, собственно Ширван граничил с Муканом на юге, Шакки на северо-западе, Арраном на западе и Лязаном. [а] на север. Ширваншахи на протяжении всей своей истории прилагали настойчивые усилия по контролю также над Ляйзаном, Губой , Маскатом и Баб аль-Абвабом ( Дербандом ) на севере и Баку на юге. [2]
Титул Ширваншаха, скорее всего, восходит к периоду до возникновения ислама . Ранний мусульманский географ Ибн Хордадбех (умер в 913 г.) упоминает, что первый сасанидский правитель Ардашир I ( годы правления 224–242 ) даровал титул местному правителю Ширвана. Аль-Баладхури также упоминает, что Ширваншах вместе с соседним Лайзаншахом были встречены арабами во время их первого вторжения на восточный Кавказ и подчинились арабскому полководцу Салману ибн Рабиа аль-Бахили (умер в 650 г.). [3] [4] Ширваншах также транслитерируется в других вариантах, таких как Ширван Шах , [3] Шарваншах [5] и Шарваншах . [6]
Большая часть известных сведений о первых Ширваншахах записана на арабском языке Джами ад-Дувалем ( букв. « Сборник народов » 17-го века ) османского историка Мунеджим-баши (умер в 1702 г.), который использовал ныне утерянные Арабский Тарих Баб аль-Абваб («История Дарбанда») в качестве исходного материала. Эту книгу всесторонне проанализировал и перевел российский востоковед Владимир Минорский . [4]
История
[ редактировать ]Первая линия (861–1382)
[ редактировать ]Первой линией Ширваншахов были Езидиды (также известные как Мазьядиды), потомки Язида ибн Мазиада аль-Шайбани (умер в 801 г.), [7] член племени Бану Шайбан , господствовавшего в районе Дияр Бакр в северной Джазире . [8] Дважды назначался губернатором Арминии аббасидским 786–809 халифом Харуном ар-Рашидом ( годы правления ) . Во время его второго пребывания в должности в его владения также входили Азербайджан , Ширван и Дербенд. [9] Первым езидом, использовавшим титул Ширваншаха, был внук Язида Хайсам ибн Халид в 861 году, который также был первым езидом, который управлял только Ширваном. [10] [11] Используя этот титул, езиды продемонстрировали свою приверженность древнеиранским идеалам. [12]
Семья арабских Хашимидов в Дарбанде сыграла важную роль в истории езидов. Они часто вступали в брак, и Езидидам также иногда удавалось получить контроль над Дарбандом, иногда благодаря призыву повстанцев. [4] Ко времени написания книги по географии X века « Худуд аль-Алам» в 982 году владения Ширваншахов увеличились. Теперь в его состав входили мелкие княжества к северу от реки Кура, в том числе Лайзан и Хурсан, титулы которых ( Лайзаншах и Хурсаншах соответственно) приняли Ширваншахи. Начиная с правления Язида ибн Ахмада ( годы правления 991–1027 ) существует довольно полная коллекция монет, отчеканенных Ширваншахами. Из-за культурно персидской среды, в которой они жили, семья езидов постепенно стала персидской . Смешанные браки с местными семьями восточной части Южного Кавказа, которые, возможно, включали историческую правящую линию бывшей ширванской столицы Шабарана , вероятно, способствовали этому. [3] [4]
Начиная с ширваншаха Манучихра I ( годы правления 1027–1034 ), их имена стали почти полностью персидскими, а не арабскими, например, Манучихр, Кубад и Фаридун. Семья теперь предпочитала использовать имена из национальной иранской истории, а также утверждала, что произошла от деятелей доисламской сасанидской эпохи, таких как Бахрам Гур ( годы правления 420–438 ) или Хосров I Ануширван ( годы правления 531–579 ). Очарование сасанидского наследия теперь перевешивало воспоминания о происхождении из Бану Шайбан. Этот процесс можно сравнить с тем, как первоначально арабская династия Равадидов в Азербайджане стала курдской из-за курдской среды, в которой они жили. [3] [4]
В записях регулярно упоминаются сражения между Ширваншахами и «неверными» жителями Центрального Кавказа, в том числе аланами , народом Сарира , а также христианскими грузинами и абхазами . В 1030 году Манучихр I потерпел поражение под Баку, вторгшись на Русь , которая затем продвинулась в Арран. Там они разграбили город Байлакан , а затем ушли в Византийскую империю . Вскоре после этого восточная часть Южного Кавказа стала уязвимой для набегов огузов через северный Иран. Из-за страха перед огузами Ширваншах Кубад ( годы правления 1043–1049 ) был вынужден в 1045 году окружить свою столицу Шемаху/Езидию железными воротами и прочной каменной стеной. [4]
В 1066/67 году Ширван дважды подвергался нападению тюркского полководца Каратегина, разорившего окрестности Баку и Маската. Ширваншах Фарибурз I ( годы правления 1063–1096 ) вскоре был вынужден признать сюзеренитет сельджукского правителя Алп-Арслана ( годы правления 1063–1072 ), который в это время находился недалеко от Аррана после своего грузинского похода. Фарибурзу I пришлось платить большую ежегодную дань в размере 70 000 золотых динаров , которая позже была снижена до 40 000. [3] [4] Вскоре после этого события на монетах Фарибурза I в качестве его повелителей упоминается не только Аббасидский халиф , но и сельджукский правитель Малик-Шах I ( годы правления 1072–1092 ). Американский историк армянского происхождения Дикран Куймджян утверждает, что Фарибурз I, должно быть, использовал византийские или сельджукские монеты для уплаты дани, поскольку в настоящее время нет доказательств существования монетных дворов на Кавказе в этот период. Фарибурзу I удалось сохранить значительную власть до своей смерти в 1094 году, за которой последовали династические распри за престол. [4]
Еще одно вторжение сельджуков в Ширван произошло во время правления Махмуда II ( годы правления 1118–1131 ), чем грузины воспользовались, напав на Шамахи и Дербанд. В середине XII века Ширван был более или менее грузинским протекторатом. Некоторое время Шакки, Габала и Мукан находились под прямым контролем грузинских царей Багратиони , которые даже изредка использовали титул Ширваншаха . Семья Ширваншахов и Багратиони также согласилась заключить политические браки, чтобы стать союзниками. В связи с этими событиями Ширваншахи сместили свое внимание в сторону Каспийского моря , несколько раз расширив свои границы до Дарбенда. [4]
В дальнейшем имена и родственные связи Ширваншахов в источниках становятся чрезвычайно запутанными и неопределенными, причем Мунежджим-баши дает о них неполные сведения, начиная с Манучихра III ( годы правления 1120 – после 1160 ). Источники теперь начинают называть семью езидов «Касранидами» или «Хаканидами». Помимо использования титула Ширваншаха , Манучихр III также использовал титул Хакан-е Кабир («Великий хан источником вдохновения для тахаллуса ( псевдонима ) его восхваляющего Хакани »), который послужил . Нумизматические данные показывают, что Ширваншахи служили вассалами Сельджуков в XII веке до правления последнего правителя Сельджуков Тогрула III ( годы правления 1176–1194 ). После этого на их монетах отображаются только имена халифов. [4] Во время правления Ахситана I ( годы правления после 1160–1197–1203/04 годов ) царская резиденция была перенесена из Шемахи в Баку, после того как первая была захвачена эльдигузидским правителем Кызыл Арсланом ( годы правления 1186–1191 ). [13] Это положило начало подъему Баку как крупного города, хотя остается неясным, вернулся ли Ахситан позже в Шемаху. [14] Тем не менее, известно, что Баку впоследствии стал столицей Ширваншахов. [15] В начале 13 века Ширваншахи завоевали Дербенд, по-видимому, положив конец его правящей династии Маликов Дарбенда . [16]
В 1225 году ширваншах Гаршасп I ( годы правления после 1203–1233/34 годов ) получил приказ от хорезмшаха Джалал ад-Дина Мангбурни ( годы правления 1220–1231 ) платить дань, идентичную той, которую Фарибурз I платил Малик-шаху. Я. [17] [4] Ширваншахи вскоре стали подданными Монгольской империи (1206–1368), правителей которой они упоминали на своих монетах. Титул Ширваншаха на их монетах не отображался, но имя правящего Ширваншаха осталось. Позже Ширваншахи находились под сюзеренитетом Ильханства ( 1256–1335 гг.), В период, когда монеты Ширвана не были найдены. Ширваншахи также иногда находились под властью Золотой Орды . [4] [18]
После распада Ильханства царство Ширваншахов снова смогло править автономно под властью Кайкубада I , а затем и его сына Кавуса I. Однако в период правления последнего царство Ширваншахов перешло под власть Джалайридского султаната (1335–1432). Кавус I умер в 1372/73 году, и ему наследовал его сын Хушанг , который был убит своими подданными в 1382 году, что ознаменовало конец линии езидов/касранидов. [18]
Вторая линия (1382–1538)
[ редактировать ]Трон Ширваншаха впоследствии занял Ибрагим I ( годы правления 1382–1417 ), дальний родственник семьи Езидов/Касранидов. [18] Это ознаменовало начало линии Дарбанди. [19] Ибрагим первоначально служил вассалом тюрко-монгольского завоевателя Тимура ( годы правления 1370–1405 ), но стал независимым после смерти последнего. Два следующих Ширваншаха — Халилулла I ( годы правления 1417–1463 ) и Фаррух Ясар ( годы правления 1463–1500 ) оба правили долгое время, наблюдая за периодом, когда Ширван был мирным и процветающим. В Баку и Шемахе было построено множество хорошо построенных зданий, в том числе Дворец Ширваншахов , объект Всемирного наследия ЮНЕСКО . Также в этот период Ширваншахи установили контакт с лидерами ордена Сефевидов . [18] Люди Халилуллы I убили лидера Сефевидов шейха Джунайда во время набега последнего на Ширван в 1460 году. [20] [18] Сын Джунайда, Шейх Хайдар , умер такой же смертью; 9 июля 1488 года он был убит во время битвы под Дарбандом объединенными силами Фарруха Ясара и Ак-Коюнлу правителя Якуб-бека ( годы правления 1478–1490 ). [21] Новым главой ордена на короткое время стал старший сын Хайдара, Али Мирза Сафави , но вскоре он был убит войсками князя Ак-Коюнлу Рустам-бека ( годы правления 1492–1497 ). своего младшего брата Исмаила (позже известного как Исмаил I ). Незадолго до своей смерти он назначил своим преемником [22]
К 1500 году армия Сефевидов была достаточно велика, чтобы начать большую экспедицию против Ширвана. сказал ему Исмаил был полон решимости отомстить за смерть своего отца Фарруха Яссара и оправдал это решение после того, как убедил своих сторонников в том, что во сне один из Двенадцати имамов разобраться с Фаррухом Яссаром. [23] Исмаил собрал отряд в 7000 гызылбашей и вторгся в Ширван, победив и захватив Фарруха Ясара в битве возле Голестана в декабре. Победа была провозглашена «божественным наказанием» Ширваншахам за смерть деда и отца Исмаила. Фарруха Ясара обезглавили, а его тело сожгли, а черепа мертвых ширванцев сложили в пирамиды, что было обычной тюрко-монгольской практикой. Впоследствии Баку был захвачен и почти полностью разрушен Хадем-беком Талишем , который приказал выкопать, сжечь и публично разбросать тело Халилуллы I. [24]
Хотя между Сефевидами и Ширваншахами были враждебные отношения, Исмаил I позволил им продолжить свое правление в Ширване, хотя и в качестве вассалов Сефевидского Ирана . Это закончилось в 1538 году, когда шах Тахмасп I ( годы правления 1524–1576 ) уволил Шахруха из -за постоянной нелояльности последнего. [25] Впоследствии Ширван стал провинцией Сефевидского государства, что ознаменовало конец правления Ширваншахов. [4] [25] Члены семьи Ширваншахов, в том числе Бурхан Али и его сын Абу Бакр Мирза , несколько раз пытались отвоевать Ширван, заручившись помощью Османской империи. Однако ни одна из этих попыток не имела долгосрочного успеха; Османам удалось ненадолго оккупировать Ширван между 1578 и 1607 годами, пока он не был отвоеван Сефевидами. [18] [25]
Культура
[ редактировать ]Первоначально Ширван был частью Кавказской Албании , в которой в эпоху Сасанидов лингвистически доминировал среднеперсидский язык , который служил ее официальным языком. Одним из языков-преемников среднеперсидского языка является тати-персидский . [26] на котором обычно говорили в царстве Ширваншахов. [27] На нем говорили не только мусульмане, но также христиане и иудеи. [26] Иранцы, поселившиеся на Южном Кавказе, должно быть, были в основном выходцами из южных прикаспийских районов, таких как Гилян , на что указывают такие названия, как Ширван, Лайзан и Байлакан. [28] К 10 веку Ширваншахи говорили на иранских языках, которые произошли от среднеперсидских диалектов, таких как тати. [29] Как и другие региональные династии Шаддадидов и Равадидов, их двор также начал использовать персидский дари . [30]
Тати входил в число иранских языков, переживших тюркизацию восточной части Южного Кавказа, начавшуюся в XI–XIV веках, оставаясь основным языком Апшеронского полуострова и региона Баку до середины XIX века. [31] XIII века Персидская антология «Ножат аль-Маджалес» , написанная Джамал ад-Дином Халилом Ширвани и посвященная ширваншаху Фарибурзу III ( ок . 1225—1255 ) , демонстрирует широкое распространение персидского языка и иранской культуры в северо-западных регионах Ирана. Аррана, Азербайджана и Ширвана. Антология также демонстрирует влияние пехлеви , северо-западного иранского языка . Значительное количество поэтов, упомянутых в книге, были выходцами из рабочего класса, что также отражалось в разговорной речи их стихов. Это было противоположностью другим местам Ирана, где большинство поэтов были выходцами из высшего сословия. [32]
В XII веке Ширван служил центром персидской литературы , привлекая таких выдающихся поэтов, как Хагани, Низами Гянджеви , Фалаки Ширвани и так далее. [33] [34] Распространение сочинений и популярность Хагани и Низами Гянджеви являются свидетельством расширения персидской сферы. [35] На Кавказе наблюдалось редкое смешение этнических культур, о чем свидетельствует то, что мать Хакани была христианкой-несторианкой , мать Низами Гянджеви - курдкой, а Муджира ад-Дина Байлагани мать - армянкой . В их произведениях показано культурное и языковое разнообразие региона. [32] Ширваншахи переняли имена и регалии доисламских персидских царей. [36] В своих произведениях «Лейла и Меджнун» Низами Гянджеви восхваляет ширваншаха Ахситана I как «короля Ирана». [37]
Ширваншахи и некоторые части Ширвана, возможно, следовали ханафитскому мазхабу (юридической школе) в исламе, как указывает Низами Гянджеви, который говорит, что вино было законным для Ширваншаха. [38]
Военный
[ редактировать ]Сведения о вооруженных силах Ширваншахов скудны. Подобно армянскому и грузинскому княжествам, они в основном использовали наемников. Когда Шамахи был осажден правителем Шаддадидов Абу'л-Асваром Шавуром ибн Фадлом ( годы правления 1022–1067 ) в 1063 году, пятьдесят кавалеристов Ширваншаха были убиты, которые, по описанию, состояли из « лакзианских стойких приверженцев и *дидуванской (?) знати. ". У Ширваншахов также была регулярная армия , а также рекруты -наулатия , служившие в гарнизоне Михьярии, сменявшиеся каждый месяц. Гуламы (солдаты-рабы) , скорее всего, служили царской гвардией Ширваншаха. [39]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако Ляйзан служил районом Ширвана в средневековый исламский период, а предположительно даже раньше, при Сасанидской империи (224–651). [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартольд и Босворт 1997b , с. 487.
- ^ Босворт 2011b .
- ^ Jump up to: а б с д и Бартольд и Босворт 1997a , с. 488.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Босворт 2011а .
- ^ Минорский 1958 , с. 2.
- ^ Вакка 2017 , с. 7.
- ^ Маделунг 1975 , с. 243.
- ^ Тер-Гевондян 1976 , с. 27.
- ^ Минорский 1958 , с. 22.
- ^ Минорский 1958 , с. 26.
- ^ Босворт 1996 , с. 141.
- ^ Кертис и Стюарт 2009 , с. 16.
- ^ Минорский 1958 , с. 85.
- ^ Куймджян 1969 , с. 187.
- ^ Соучек и Суни, 1988 .
- ^ Босворт 1996 , с. 144.
- ^ Куймджян 1969 , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бартольд и Босворт 1997a , с. 489.
- ^ Минорский 1958 , с. 130.
- ^ Статьи 2009 г. , стр. 100–100. 3–5.
- ^ Савори и Карамустафа 1998 , с. 628–636.
- ^ Пикантный 1985 , с. 868.
- ^ Митчелл 2009 , стр. 22–23.
- ^ Митчелл 2009 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Этаж 2008 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б Лорнежад и Доостзаде, 2012 , с. 144.
- ^ Тоноян 2019 , с. 367 (см. примечание 2).
- ^ Минорский 1958 , с. 14.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , стр. 34–35.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , с. 153.
- ^ Тоноян 2019 , с. 368–369.
- ^ Jump up to: а б Риахи 2008 .
- ^ Гулд 2016 , с. 25.
- ^ Минорский 1958 , с. 136.
- ^ Мандат 2019 г. , с. 37.
- ^ Гулд 2022 , с. 7.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , стр. 13.
- ^ Лорнежад и Доостзаде, 2012 , с. 167 (примечание 573).
- ^ Минорский 1958 , с. 121.
Источники
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (2019). «Вспоминая Персидский край». В Аманате Аббас; Ашраф, Ассеф (ред.). Персидский мир: переосмысление общей сферы . Брилл. стр. 15–62. ISBN 978-90-04-38728-7 .
- Мать, Кэтрин (2009). "Джонайд " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XV/1: Джучи-иудео-персидские общины Ирана Период В. Каджара (1786-1925) . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 3–5. ISBN 978-1-934283-14-1 .
- Бартольд, В. и Босворт, CE (1997a). «Срирван Саха» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 488–489. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Бартольд, В. и Босворт, CE (1997b). «Сахирван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 487–488. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10714-5 .
- Босворт, CE (2011a). «Шерванши» . Энциклопедия Ираника . Рутледж и Кеган Пол.
- Босворт, CE (2011b). «Шерван» . Энциклопедия Ираника . Рутледж и Кеган Пол.
- Кертис, Веста Сархош ; Стюарт, Сара (2009). Возвышение ислама: идея Ирана Том 4 . ИБ Таурис. ISBN 978-1845116910 .
- Флор, Виллем М. (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Издательство Маг. ISBN 978-1933823232 .
- Гулд, Ребекка Рут (2016). «Ношение пояса угнетения: христианская касида Хагани и тюремная поэзия средневекового Ширвана». Журнал персидских исследований . 9 (1): 19–44. дои : 10.1163/18747167-12341296 .
- Гулд, Ребекка Рут (2022). Персидская тюремная поэма . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474484015 .
- Куймджян, Дикран (1969). Нумизматическая история Юго-Восточного Кавказа и Адхарбайджана на основе исламской чеканки V/XI – VII/XIII веков . Колумбийский университет.
- Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований.
- Маделунг, Уилферд (1975). «Малые династии северного Ирана». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 198–250. ISBN 0-521-20093-8 .
- Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . У. Хеффер и сыновья, ООО
- Митчелл, Колин П. (2009). Политическая практика в Сефевидском Иране: власть, религия и риторика . ИБТаурис. ISBN 978-0857715883 .
- Риахи, Мохаммад Амин (2008). «Ножат аль-Маджалес» . Энциклопедия Ираника . Рутледж и Кеган Пол.
- Савори, РМ (1985). «Али Мирза» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 868. ИСБН 978-0-71009-097-3 .
- Сэвори, РМ; Карамустафа, Ахмет Т. (1998). «Эсмаил и Сафави» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том VIII/6: Эршад аз-Зераа – Этешад-аль-Салтана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 628–636. ISBN 978-1-56859-055-4 .
- Соучек, С.; Суни, Р.Г. (1988). «Баку» . Энциклопедия Ираника . Рутледж и Кеган Пол.
- Тер-Гевондян, Арам (1976) [1965]. Арабские Эмираты в Багратидской Армении . Перевод Нины Г. Гарсоян . Лиссабон: Ливрария Бертран . OCLC 490638192 .
- Тоноян, Артём (2019). «О кавказско-персидском (татском) лексическом субстрате в бакинском диалекте азербайджанского языка. Предварительные заметки». Журнал Немецкого восточного общества . 169 (2): 367–378. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.169.2.0367 . S2CID 211660063 .
- Вакка, Элисон (2017). Немусульманские провинции в эпоху раннего ислама: исламское правление и иранская легитимность в Армении и Кавказской Албании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107188518 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акопян, Александр; Варданян, Арам (2009). «Подарочный дирхем Ширваншаха Мухаммада ибн Ахмада (370–81 гг. Хиджры) отчеканен в Барде в 373 г. хиджры (982/3)» . Нумизматическая хроника : 261–267.
- Босворт, CE (1973). «Наследие правления в раннеисламском Иране и поиск династических связей с прошлым» . Иран . 11 . Тейлор и Фрэнсис: 51–62. дои : 10.2307/4300484 . JSTOR 4300484 .
- Блэр, Шейла (1992). Монументальные надписи из раннего исламского Ирана и Трансоксианы . Брилл. ISBN 978-9004259577 .
- Кагман, Филиз; Танинди, Зерен (2011). «Отрывки из книг Джалаиридов в библиотеках Стамбула» (PDF) . Мукарнас . 28 : 243, рис.24. ISSN 0732-2992 . JSTOR 23350289 .
- Гулд, Ребекка Рут (2019). «Диссидентство на расстоянии: иранская политика глазами из колониального Дагестана». В Грине, Нил (ред.). Персидский мир: границы евразийского лингва-франка . Издательство Калифорнийского университета. стр. 259–278.