Джейкоб (Белая овца)
Якуб Бег | |||||
---|---|---|---|---|---|
Я подал в суд | |||||
![]() Султан Якуб Ак Коюнлу в листе из « Маджалис аль-ушшак» , датированный октябрем/ноябрем 1552 года. | |||||
Султан Ак Гоюнлу | |||||
Царствование | 1478 – 24 декабря 1490 г. | ||||
Предшественник | Султан Халил | ||||
Преемник | Байсунгур | ||||
Умер | 24 декабря 1490 г. Карабах | ||||
Супруг | Гаухар-Султан Ханум | ||||
Проблема | Байсунгур-бек Мурад Бег Дочь | ||||
| |||||
Отец | Узун Хасан | ||||
Мать | Сельджук Шах Хатун | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Якуб б. Узун Хасан [2] ( персидский : یعقوب بن اوزون حسن ), широко известный как Султан Якуб ( персидский : سلطان یعقوب ; азербайджанский : Султан Якуб سلطان یعقوب ), был правителем Ак-Коюнлу с 1478 года до своей смерти. 24 декабря 1490 г. Сын Узуна. Хасан , он стал правителем династии после смерти своего брата Султана Халила . Границы династии Ак Коюнлу во время его правления оставались стабильными. В своей книге «Алам-Арай-и Амини» Фазлаллах Хунджи Исфахани похвалил его как достойного преемника Узун Хасана. [2] Якуб получил похвалу от других историков за поддержку поэтов и ученых.
Происхождение
[ редактировать ]Якуб-бек был сыном Узуна Хасана и сельджукской шаха-хатун. У него был старший сводный брат Халил Мирза-бек и младший сводный брат Юсуф-бек. [3] [4] 6 января 1478 года умер его отец. [5] а его брат Халил провозгласил себя султаном. Он сослал обоих своих братьев и убил своего сводного брата Максуд-бека, сына Деспины Хатун . [6] византийская принцесса. [7] [6] [4] [8] [9] Другой сводный брат, Угурлу Мухаммад , сын Джан Хатун, бежал в Константинополь , ко двору османского султана Мехмеда II , где женился на его дочери Гевхерхан Хатун . [10] [11] Это вызвало гражданскую войну между Халилом и его семьей. [12] [7] [8] [9] 15 июня 1478 года Якуб победил своего брата, казнил его и провозгласил себя новым султаном. [7] [8] [9]
Царствование
[ редактировать ]
В начале своего правления Якуб столкнулся с восстанием принцев Баяндура Алванд-бека и Куса Хаджи в Ширазе и Исфахане соответственно, но оба восстания были подавлены. Самым большим восстанием во время его правления было восстание шейха Хайдара , отца Исмаила I , которое привело к смерти Хайдара. [13] В 1480 году Кайтбай , мамлюкский султан Египта , послал армию под командованием своего печенежского командира Яшбака аз-Захири для вторжения в Дияр Бакр . В результате Якуб послал армию под командованием Баиндир-бека, Сулейман-бега Биджана и суфия Халил-бека Мавсилу, чтобы противостоять армии. Две силы столкнулись в ноябре того же года, что привело к триумфу Ак Коюнлу и пленению Яшбака аз-Захири, который был казнен несколько дней спустя. В том же году силы Якуба разгромили и убили Балиш-бека, главнокомандующего Сирии, который пытался завоевать Дияр Бакр. [13]
При Якубе царство оставалось такого же размера, как и при его отце, а государственные институты были укреплены. Он сохранил те же звания и земельные пожалования, которые его подданные получили от отца. Однако он начал земельную реформу, чтобы консолидировать свое королевство и создать стабильное правительство. Ак Коюнлу использовал политическую систему, основанную на старой икте (земельных грантах), которая использовалась еще с досельджукского периода . Эта система, известная как союргал (бенефис), использовалась со времен Джалаиридов . Он исключил владельца икты из налогообложения, а также сделал его автономным. Реформу начал наставник Якуба и вакиль Кази Иса Саваджи . [13] [2]
Религиозный ученый и историк Фазлаллах Хунджи Исфахани (умер в 1521 г.) осудил отмену сойургала , заявив, что это обеспокоило многих религиозных ученых в Ширазе. считает Исламская энциклопедия истинность его утверждения сомнительной, заявляя, что; «Следует повторить, что его информация о влиянии этих реформ в основном относится к Фарсу , однако это практически единственный современный источник по этой теме и, следовательно, центральный для любого ее понимания. Его позиция явно партийная, поскольку реформы, похоже, отрицательно повлияло на его родственников». [13] Кади ( (главный судья) Фарса Джалал ад-Дин Давани умер в 1502 г.) также выступал против реформ Якуба, которые ухудшили их отношения. [14] [15] Вместе с Абу-Язидом ад-Давани и Мауланой Мухаммадом аль-Мухьяви Давани направил письма Кази Исе Саваджи с протестом против этих реформ. [16] После смерти Якуба земельная реформа была отменена. [13] [2]
Якуб тяжело заболел и умер 24 декабря 1490 года в Карабахе . Ряд ученых полагают, что его отравила жена. [13] Ведущие деятели конфедерации посадили на трон его восьмилетнего сына Байсунгура , чтобы увеличить собственную власть. Это положило начало упадку Ак Коюнлу. [13]
Имперская идеология
[ редактировать ]
Ак Коюнлу продемонстрировал свою легитимность, восстановив разрушенные здания Ильханства , в том числе дворец Уджан недалеко от Тебриза , первоначально основанный Газаном ( годы правления 1295–1304 ). Включив территории, которые представляли королевскую власть в свои придворные церемонии, Ак Коюнлу должны были использовать обычаи своих предшественников, чтобы укрепить свою собственную королевскую власть. Эта практика была перенята у самого Ильханата, который перестроил сасанидские постройки, в частности дворец Шиза ( Тахт-э Солейман ). В историографии Ак Коюнлу Якуб изображает охоту вокруг дворца Уджана так же, как сасанидский монарх Бахрам V ( годы правления 420–438 ). [17]
Семья
[ редактировать ]У Якуб-бека была супруга Гаухар-Султан-ханум. У них было два сына и дочь:
- Байсунгур-бек
- Мурад Бег
- Дочь, мать Таджли Ханума и бабушка Шаха Тахмаспа I. [18] [8] [19] [20]
Поэзия
[ редактировать ]При дворе Якуба входили несколько выдающихся поэтов, таких как Баба Фигани Ширази , Ахли Ширази , Камаль ад-Дин Банаи Харави и Шахиди Куми. Другой выдающийся поэт, Хатефи , племянник поэта Джами , провел пять лет при дворе Якуба. [21] Хатаи Тебризи, азербайджанский поэт XV века, посвятил матнави под названием «Юсуф ва Золейха» . султану Якубу [22] а Якуб даже писал стихи на азербайджанском языке . [22] церемониальную оду ( касыду Баба Фигани Ширази посвятил Якубу ), а также хвалебную речь после смерти последнего. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сандра Об Лорейн (2015). «В поисках Камала: пять монументальных надписей из Йезда (вторая половина XV века)». Евразийские исследования (13): 69–91.
- ^ Jump up to: а б с д Quiring-Zoche 1986 , стр. 163–168.
- ^ Джон Э. Вудс, Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (1999), с. 62
- ^ Jump up to: а б Минорский, В.; Босворт, CE (24 апреля 2012 г.), «Узун Хасан» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 10 февраля 2023 г.
- ^ Бабингер, Франц (1978). Мехмед Завоеватель и его время . Ральф Манхейм, Уильям К. Хикман. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 232. ИСБН 0-691-09900-6 . OCLC 3168859 .
- ^ Jump up to: а б Брайер, Энтони (1975). «Греки и тюркмены: понтийское исключение» . Документы Думбартон-Окса . 29 : 113–148. дои : 10.2307/1291371 . ISSN 0070-7546 . JSTOR 1291371 .
- ^ Jump up to: а б с Резазаде Лангаруди, Реза; Негахбан, перевод Фарзина (16 октября 2015 г.), «Ак-куюнлу» , Исламская энциклопедия , Брилл , получено 10 февраля.
- ^ Jump up to: а б с д Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кембриджская история Ирана . УБ Фишер. Кембридж: Университетское издательство. 1968–1991. ISBN 0-521-06935-1 . OCLC 745412 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Османские женщины в публичном пространстве . Эбру Бояр, Кейт Флит. Лейден. 2016. с. 231. ИСБН 978-90-04-31662-1 . OCLC 945767549 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сакаоглу, Недждет (2008). Женщины-султанки этого имущества: матери-султаны, хатуны, хасеки, дамы-дамы, султанефенди (1-е изд.). Бейоглу, Стамбул: Издательство Оглак. п. 179. ИСБН 978-975-329-623-6 . OCLC 316234394 .
- ^ Мюррей, Хью (1820). Исторический отчет об открытиях и путешествиях по Азии: от древнейших веков до наших дней . А. Констебль и компания. п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лангаруди и Негабан 2015 .
- ^ Пуджавади 2011 , с. 11.
- ^ Дунец 2015 , стр. 34–35.
- ^ Минорский 1955 , с. 454.
- ^ Leube 2018 , стр. 480–482.
- ^ Эбнайяш – Этежад-аль-Салтана . Ихсан Яршатир. Коста Меса, Калифорния: Mazda Publ. 1998. стр. 628–636. ISBN 1-56859-050-4 . OCLC 246186527 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: клан, конфедерация, империя (Перед. и расширенное изд.). Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 192–193. ISBN 0-585-12956-8 . OCLC 44966081 .
- ^ Сэвори, Роджер (1980). Иран под властью Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 18. ISBN 978-0-521-22483-3 . OCLC 5354386 .
- ^ Лингвуд 2013 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Джавади и Беррилл, 2012 .
- ^ Лосенский 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Дунец, Александра (2015). Космические опасности Кади Хусейна Майбуди в Иране пятнадцатого века . Брилл. ISBN 978-9004302310 .
- Лангаруди, Реза Резазаде; Негабан, Фарзин (2015). «Ак-куюнлу» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Леубе, Георг (2018). «Туркменские правители Аккюнлу перед руинами Тахт-и Джамшида» (PDF) . Дер Ислам . 95 (2). Де Грютер: 479–506. дои : 10.1515/ислам-2018-0031 . S2CID 166087209 .
- Лингвуд, Чад (2013). Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране: новые взгляды на «Саламан ва Абсал» Джами . Брилл. ISBN 978-9004254046 .
- Лосенский, Пол Э. (2020). «Фигани Ширази, Баба» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Минорский, Владимир (1955). «Ак-Коюнлу и земельная реформа». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 17 (3): 449–462. дои : 10.1017/S0041977X00112376 . JSTOR 609589 . S2CID 154166838 . ( требуется регистрация )
- Джавади, Х.; Беррилл, К. (24 мая 2012 г.). «АЗЕРБАЙДЖАН х. Азербайджанско-турецкая литература» . Энциклопедия Ираника .
- Пуджавади, Реза (2011). Философия в раннесефевидском Иране . Брилл. ISBN 978-9004191730 .
- Куиринг-Зош, Р. (1986). «Белая овца» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. II, Фаск. 2 . Нью-Йорк. стр. 163–168.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )