Юсуф Меддах
Юсуф Меддах | |
---|---|
Занятие | Поэт |
Язык | азербайджанский , возможно, персидский |
Период | 14 век |
Известные работы | Варка и Гюльшах |
Юсуф Медда ( азербайджанский : Yusif Məddah , یوسف مداح ) был поэтом начала 14 века. Он считается одним из первых известных авторов азербайджанской литературы , а его поэзия сыграла значительную роль в развитии азербайджанского литературного языка. Хотя о его жизни мало что известно, предполагается, что он жил в начале 14 века. Медда был хорошо образован и свободно говорил на азербайджанском, арабском и персидском языках .
Самая известная работа Медды — «Варка ва Гюльшах» , которая состоит примерно из 1700 куплетов , написанных в форме аруз , типа поэзии, использующей количественную просодию , и основана на арабской народной сказке. Другие известные работы Медды включают Газаватнаму , Дастан-и Иблис Алейх аль-Лана , Кишах-и Юсуф и, возможно, Мактал-и Хусейн и Хамушнама, если они действительно являются его произведениями.
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Юсуфа Медды известно немного. Чаще всего в своей работе он использовал псевдоним «Юсуф Медда», хотя он также носил и другие имена, такие как «Юсуфи» и «Юсуф-и Медда». [ 1 ] Самое раннее упоминание о поэте содержится в турецкого поэта Мустафы Шейхоглу произведении «Кенз аль-Кюбера» , написанном в 1401 году. В этом произведении он читает куплет из «Варка ва Гюльша» и упоминает «Юсуф-и Медда». [ 2 ] Дата и место его рождения неизвестны, но считается, что он жил в начале 14 века. [ 3 ] Ученый Шахин Мустафаев предполагает, что Медда был выходцем из Восточной Анатолии . [ 4 ] Его работы позволяют предположить, что он был хорошо образован, свободно владел азербайджанским языком . [ 5 ] Арабский и персидский языки , хорошо осведомлены в религиоведении . Он провел свои первые годы в Азербайджане, прежде чем переехать в Конью и присоединиться к Ордену Мевлеви , суфийскому ордену, зародившемуся в городе. [ 6 ] Как следует из титула Медда , имени, данного традиционному тюркскому сказителю, он путешествовал из города в город, читая публике стихи. [ 7 ] Он жил в различных регионах, включая Эрзинджан , Анкару , Сивас и Кастамону , и был хорошо известен в этих местах. Считается, что он прожил долгую жизнь, однако дата и место его смерти неизвестны. [ 3 ]
Поэзия
[ редактировать ]Медда хорошо владел азербайджанским языком. [ 8 ] Он был знаком с диванной (сборником коротких стихотворений) литературой своего времени и обогащал свои стихи стихами, хадисами , пословицами и идиомами . Медда был хорошо знаком с просодией аруз и включал народные поговорки и выражения в свои произведения, включая литературное искусство. [ 8 ]

Самое известное произведение поэта — «Варка ва Гюльшах» ( букв. « Варка и Гюльшах » ), [ а ] который состоит примерно из 1700 куплетов, написанных в форме аруз . Работа начата в 1342–1343 годах в Сивасе и основана на арабской народной сказке , написанной в эпико-лирическом жанре . [ нужна ссылка ] Это первая обработка сказки в литературе тюркских языков . В произведении рассказывается трагическая история любви Варки и Гюльша, сына и дочери двух братьев, которые были лидерами племени Бани Шайба . Несмотря на их любовь друг к другу, различные происшествия мешают им пожениться. В конце концов Гюльша выходит замуж за местного короля. Получив ложное сообщение о смерти Гюльша, Варка покончил с собой. Посетив могилу Варки, Гюльша также покончила с собой. Поэма разделена на шесть частей, каждая из которых называется меджлисом ( букв. « сессия » ), и содержит двенадцать газелей (разновидность любовной поэмы), которые герои поют друг другу. [ 3 ] Меддах включал в свои произведения как письменные, так и устные формы народной литературы в конце каждого меджлиса . [ 10 ] Язык произведения очень прост и содержит множество повторов. [ 11 ] Турецкий ученый Орхан Айтуг Толу считает, что Медда написал стихотворение «так, как если бы он рассказывал историю на публичном собрании». [ 10 ] Писательница Грейс Мартин Смит также разделяет аналогичную точку зрения, заявляя, что произведение «идеально подходит для того, чтобы стать частью репертуара странствующего анатолийского рассказчика». [ 11 ] Смит считает это произведение «первым анатолийским тюркским [c] романтическим повествовательным стихотворением», которое, как и все другие тюркские произведения того времени, имеет сильное персидское влияние. [ 12 ]
У Медды есть еще несколько известных работ. Одним из них является Газаватнамах , азербайджанская маснави (стихотворение, написанное рифмованными куплетами), в котором используется тот же размер, что и Варка ва Гюльшах . Он занимает девять с половиной листов и повествует о халифе Али , двоюродном брате и зяте исламского пророка Мухаммеда . Другая работа — «Панднамах» , краткая маснави, состоящая всего из тринадцати строк. Он передает послание, вдохновляющее на праведное поведение, и наполнен духовными и суфийскими понятиями. [ 2 ] Ученый Ильяс Каяокай считает, что Панднама — это не отдельная работа, а скорее часть Газаватнамы . [ 13 ] В 2018 году выяснилось, что произведение, принадлежавшее Дариру из Эрзурума был обнаружен новый экземпляр произведения , другому анатолийскому тюркскому поэту, принадлежит Медде после того, как в Алжирской национальной библиотеке . [ 14 ] Произведение под названием «Кишах-и Юсуф» длиной в 2000 куплетов представляет собой маснави , в котором рассказывается жизнь Иосифа и история Юсуфа (Иосефа) и Зулайхи . [ 14 ]
Среди других работ - «Дастан-и Иблис Алейх аль-Лана» , азербайджанская маснави, переведенная с арабского произведения Медды со многими дополнениями, состоящая из 240 куплетов. [ 15 ] Другая работа — «Мактал-и Хусейн» , азербайджанская маснави, в которой рассказывается о битве при Кербеле , военном сражении в 680 году нашей эры между армией второго омейядского халифа Язида I и небольшой армией под предводительством Хусейна ибн Али , внука Мухаммеда. Произведение состоит из почти 3000 куплетов и является переводом одноименного произведения Эбу Михнефа, историка Омейядов XIV века. Оно было написано в августе 1362 года и, как и Варка ва Гюльшах , использует форму меджлиса . Медда также включил в произведение множество народных изречений и элементов устной литературы, а также несколько ссылок на аяты Корана . [ 16 ] Однако, по мнению итальянского тюрколога Алессио Бомбачи и французского тюрколога Ирен Меликофф , эта работа на самом деле приписывается Шади Медде, писателю из Кастамону. [ 17 ] «Хамушнама» , персидская маснави, написанная в 1300 году в Эрзинджане, — еще одно произведение, которое иногда приписывают Юсуфу Медде. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Поэзия Медды сыграла роль в формировании азербайджанского литературного языка. [ 19 ] и он считается ключевой фигурой в раннем развитии азербайджанской литературы . [ 5 ] Он жил и писал в то время, когда Восточная Анатолия была центром азербайджанской литературы, и его вклад был значительным в становлении региона как такового. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Закон 2013 г .; Эрен 2014 ; Смит 1976 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Смит 1976 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Аксой 2013 ; Эрен 2014 .
- ^ Jump up to: а б Мустафаев 2013 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б Бабаев 2008 , с. 115.
- ^ Аксой 2013 ; Эрен 2014 ; Каяокай 2022 .
- ^ Смит 1976 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Аксой 2013г .
- ^ Агаева 2021 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б Третий 2021 , с. 601.
- ^ Jump up to: а б Смит 1976 , с. 7.
- ^ Смит 1976 , с. 20.
- ^ Каяокай 2022 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Каяокай, 2022 г. , стр. 27–28.
- ^ Аксой 2013 ; Эрен 2014 ; Агаева 2021 , стр. 476–477.
- ^ Агаева 2021 , с. 481.
- ^ Смит 1976 , с. 6.
- ^ Аксой 2013 ; Эрен 2014 ; Агаева 2021 , стр. 476–477; Смит 1976 .
- ^ Мустафаев 2013 , с. 335.
Источники
[ редактировать ]- Аксой, Хасан (2013). «Юсуф Медда» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 44 (Юсуф – Цвемер) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN 978-975-389-785-3 .
- Агаева, Севинч (август 2021 г.). «Следы народной литературы в «Мактале» Юсуфа Мадды XIV века» (PDF) . Сойлем Филоджи Дергиси . 6 (2): 476–481. дои : 10.29110/soylemdergi.935736 . ISSN 2548-0502 . S2CID 238833119 .
- Бабаев, Ягуб (2008). Керимли, TH (ред.). родной азербайджанской литературы и развитие эпической поэзии (13-14 вв.) Организация ( PDF ) (на азербайджанском языке). Азербайджанский Государственный Педагогический Университет .
- Эрен, Хулуси (2014). «Юсуф-и Медда, Юсуфи, Шази» . Словарь названий турецкой литературы (на турецком языке). Университет Ахмета Есеви .
- Каяокай, Ильяс (2022). Два недавно обнаруженных произведения XIV века: Хикает-и Йемаме / Сехавет-и Имам Али [ Два недавно обнаруженных произведения XIV века: Хикает-и Йемаме / Сехавет-и Имам Али ] (на турецком языке). Публикации ДБИ. ISBN 978-625-7471-65-7 .
- Меддах, Юсуф-и (1976). Смит, Грейс Мартин (ред.). Варка Ве Гюльша: анатолийско-тюркская месневи четырнадцатого века . Э. Дж. Брилл . ISBN 978-90-04-04742-6 .
- Мустафаев, Шахин (2013). «Этнолингвистические процессы в тюркской среде Анатолии и Азербайджана (14–15 вв.)». в Ласку, Стойка ; Фетислим, Мелек (ред.). Современные исследования в области тюркологии и евразийских исследований: праздничная грамота в честь профессора Тасина Гемиля к его 70-летию . Клуж-Напока: Издательство Клужского университета . стр. 333–346. ISBN 978-973-595-622-6 . Проверено 15 августа 2023 г.
- Толу, Орхан Айтуг (31 декабря 2021 г.). «Исследование Варки Юсуф-и Медды и Гюльша Месневи с точки зрения новой техники» . Международный рецензируемый журнал культуры, искусства и архитектуры Hars Academi (на турецком языке). 4 (8): 571–603. ISSN 2636-8730 .