Голам-Хосейн Саеди
Голам-Хосейн Саеди | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Тебриз , Иран | 15 января 1936 г.
Умер | 23 ноября 1985 г. Париж , Франция | ( 49 лет
Занятие | Писатель |
Голам-Хосейн Саеди, доктор медицинских наук ( персидский : Голамхосейн Саеди , также транслитерируется как Голамхосейн Саеди и Гуламхусейн Саиди ; 15 января 1936 г. в Тебризе - 23 ноября 1985 г. в Париже) [ 1 ] был плодовитым иранским писателем .
Он опубликовал более сорока книг, отражающих его таланты в художественных жанрах драмы (под псевдонимом Гохар Морад или Гохар Мурад, согласно арабской транслитерации Библиотеки Конгресса), романа, сценария и рассказа в дополнение к нелитературным произведениям. -художественные жанры культурологии , путевой литературы и этнографии . [ 2 ] Многие считают сценарий « Гэва» («Корова») [ 3 ] Фильм Дариуша Мехрджуи 1969 года стал выдающимся произведением Саеди , положившим начало новой волне иранского кино . После революции 1979 года и последующего изгнания он сохранил важную фигуру на сцене персидской литературы, несмотря на иранскую диаспору , частью которой он неохотно стал.
До своей смерти в Париже из-за депрессии и связанного с ней алкоголизма он оставался одним из самых выдающихся и плодовитых иранских писателей и интеллектуалов во всем мире.
Биография
[ редактировать ]Саеди родился в Тебризе , Иран, культурном и экономическом центре северо-западного иранского региона Азербайджана , в семье Тайебе и Али Асгара Саеди. Его отец, принадлежавший к клану Саед ол-Мамалек, работал государственным администратором. Семья жила в относительной бедности. Его старшая сестра умерла, когда ей было одиннадцать месяцев, но он рос с младшими братом и сестрой. В 1941 году, после того как Советский Союз вторгся в Тебриз, он и его семья бежали в деревню. Там Саеди увлекся культурой сельского Ирана. В детстве он был заядлым читателем, особенно увлекавшимся произведениями Антона Чехова . Именно в те дни, писал он много лет спустя, у него «вдруг открылись глаза». [ 4 ]
В 1945 году его родная провинция стала автономной социалистической республикой . Хотя сепаратистское государство просуществовало всего год, оно временно провозгласило азербайджанский язык а официальным языком, также вдохновило молодых Саиди. В 1949 году вступил в молодёжную организацию запрещенной сепаратистской партии Демократической партии Азербайджана . Помимо подстрекательства жителей деревни против крупных землевладельцев, он помогал редактировать три журнала: «Фарьад» , «Соуд» и «Джаванан-э Азарбайджан» . В 1953 году, после операции «Аякс» , ЦРУ государственного переворота против демократически избранного премьер-министра Мохаммеда Мосаддека , он и его младший брат были арестованы и заключены в тюрьму Шахрбани в Тебризе. Хотя он отказался от своей преданности коммунистической партии Ирана Туде , он продолжил свою общественно-политическую критическую литературную карьеру.
Хотя Саеди начал писать еще в детстве, свои первые рассказы он начал публиковать в начале 1950-х годов. В течение десятилетия он опубликовал больше рассказов, а свою первую пьесу «Лейладжха» — в 1957 году, хотя и под женским псевдонимом Гохар Морад (также пишется как Гохар Мурад). Переехав в начале 1960-х годов в Тегеран , где он и его брат Акбар основали медицинскую клинику в обедневшей южной части города, он познакомился с литературной интеллигенцией Ирана. Помимо жизни с Ахмадом Шамлу , известным поэтом-лириком, он подружился с Джалалом Ал-э Ахмадом , автором « Гарбзадеги » («Потрясение Запада»), Симином Данешваром , Парвизом Нател-Ханлари , Джамалом Мирсадеги , Миной Ассади и другими. Он также путешествовал по южному Ирану, особенно по районам побережья Персидского залива , и писал этнографическую туристическую литературу.
В 1960-х годах свобода выражения мнений в Иране значительно сократилась. Саеди и другие интеллектуалы протестовали против политики Министерства культуры и искусства 1966 года, вынуждавшей всех издателей обращаться за разрешением государства на печать литературы. В 1968 году, после того как их протесты провалились, Саеди и другие писатели сформировали Канун-е Невисандеган-э Иран («Ассоциацию иранских писателей»). Хотя цензура некоторых его работ продолжалась, Саеди продолжал публиковаться. Помимо драм, рассказов, романов и сценариев, Саеди участвовал в издании литературных журналов , научных журналов , а также опубликовал пятнадцать переводов европейской психологической и медицинской литературы . В 1973 году издательство «Амир Кабир» назначило Саеди редактором «Алефба ежеквартального литературного журнала ». Однако в 1974 году правительство Пехлеви запретило журнал САВАК , а его тайная полиция арестовала и пытала Саеди. Депрессия Саеди, уже имеющего историю суицидальных мыслей, вырисовывалась после его освобождения из печально известной тегеранской тюрьмы Эвин. почти год спустя.

В конце 1970-х и начале 1980-х годов Саеди предпринимал последние попытки продвинуть демократию в Иране. В 1977 году он принял участие в мероприятии Дах Шаб-е Шер («Десять ночей поэзии») в Тегеране, организованном Ассоциацией иранских писателей в сотрудничестве с Гете-Институтом . [ 5 ] Международный комитет по свободе публикации Ассоциации американских издателей пригласил Саеди в Нью-Йорк, где он выступил и встретился с американским драматургом Артуром Миллером . После революции он присоединился к Национально-демократическому фронту — либеральной левой партии, основанной (в честь Мосаддека) в оппозиции правому исламистскому крылу во главе с аятоллой Хомейни .
После основания теократической исламской республики и казни своего друга, драматурга Саида Солтанпура , Саеди бежал во Францию через Пакистан. В 1982 году в Париже он основал Ассоциацию иранских писателей в изгнании и восстановил журнал «Алефба» . Кроме того, он стал соучредителем изгнанного Anjoman-e Te'atr-e Иран («Иранское театральное общество») и написал еще две пьесы и несколько эссе.
Хотя это не остановило его литературную деятельность, муки изгнания усугубили депрессию и алкоголизм Саеди. В 1985 году, после многих лет злоупотребления алкоголем, Саеди диагностировали цирроз печени . Он продолжал пить до тех пор, пока 2 ноября 1985 года его не госпитализировали в больницу Святого Антуана в Париже. 23 ноября он умер вместе с женой и отцом. Несколько дней спустя он был похоронен рядом с мемориалом, организованным Ассоциацией иранских писателей в изгнании, на кладбище Пер-Лашез возле могилы Садека Хедаята .
Образование
[ редактировать ]В 1942 году Саеди начал посещать начальную школу Бадр. Он пошел в среднюю школу в 1948 году в школу Мансур, но позже перешел в школу Хекмат. В 1954 году он окончил среднюю школу и позже в том же году поступил в медицинскую школу Тебризского университета (сегодня медицинская школа является независимым Тебризским университетом медицинских наук ). После окончания учебы в 1961 году, защитив диссертацию на тему «Алал-е Эйтема'и-йе Псику-нуруз'ха дар Азарбайджан » («Социальные причины психоневроза в Азербайджане»), он отслужил обязательную военную службу в качестве врача в Салтанатабадском гарнизоне в Тегеране . В 1962 году он поступил в Тегеранский университет (сегодня его медицинская школа является независимым Тегеранским университетом медицинских наук ), чтобы завершить медицинскую специализацию по психиатрии , одновременно завершая медицинскую ординатуру в больнице Рузбе.
Работает
[ редактировать ]Драма
- Лейлайха (1957)
- Каседха (1957)
- Шабан Фарибак (1957)
- Карбафакха дар Сангар (1960)
- Бамха ва Зир-э Бамха (1961)
- Калат-э Гол (1961)
- Свадьба (1962)
- Мученичество (1962)
- Факир (1963)
- Праздник, Факир (1963)
- Па Нийофтадеха (1963)
- Дах Лал-бази (1963)
- Энтезар (1964)
- Ханеха-ра Хараб Конид (1964)
- Бехтарин Баба-йе Донья (1965)
- Chub be-dast'ha-ye Varazil (1965)
- Пандж Немайешнаме аз Энкелаб-е Машрутият (1966)
- Айе би Кола, Айе ба Кола (1967)
- Хане-е Рошани (1967)
- Диктант и Завия (1968)
- Парвар Бандан (1969)
- Немишенавим (1970)
- Вай бар Маглюб (1970)
- Янешин (1970)
- Чесм дар барабар-е Чесм (1971)
- Акебат-э Калам-Фарсаи (1975)
- Рух-э Ча (1978)
- Маэ Асаль (1978)
- Гамбад (1983)
- Do Nemayeshnameh (1986)
- Хайят-э Афсун Шоде (1988)
- Мар дар Мабад (1993)
- Лал-базиха (3-е издание - декабрь 1353 г. /1975 г./)
Рассказы и романы
- Афтаб Махтаб (1955)
- Морг-э Анджир (1956)
- Ханеха-йе Шахр-э Рей (1957)
- Хане-йе Барф (1959)
- Шабнешини ба Шокух (1960)
- Geda (1962)
- Кодрат-э Тазе (1962)
- До Барадар (1962)
- Raz (1963)
- Азадаран-э Баял (1964)
- Дандил (1966)
- Шафа-йе Аджель (1966)
- Вахемеха-йе би Нам ва Нешан (1967)
- Гомшоде-йе лаб-е Дарья (1967)
- Махди-йе Дигар (1967)
- Тарс ва Ларц (1968)
- Туп (1969)
- Мактал (1970)
- Гур ва Гахваре (1973)
- Бази Тамам Шод (1974)
- Мадхали бар ек Дастан-э Боланд (1977)
- Вагон-э Блэк (1979)
- Дар Агаз-е Софре (1980)
- Эй-вай Хаму? (1981)
- Ашофтехал-э Бидарбахт (1981)
- Джарукеш-э Сакф-э Асеман (1981)
- Сежан (1982)
- Дар Сараче-йе Даббаган (1983)
- Келас-э Дарс (1983)
- Агар Мара Безананд (1983)
- Мир-э Моханна (1986)
- Шанбэ Шору Шод (1986)
- Дастан-э Исмаил (1986)
- Гость (1988)
- Sandvich (1989)
- Седакхуне (1990)
- Падган-э Хакестари (1990)
- Гарибе дар Шахр (1990)
- Мактал (1993)
- Татар-э Хандан (1994)
- Ашхалдуни (?)
Сценарии
- Фасл-е Гостахи (1969)
- Подарок (1969)
- Ресторан (1988)
Детские книги
- Kaleybar (1970)
- Маранда (1970)
- Калат-э Нан (1976)
- Калат-э-Кар (1978)
- Ван Пис (1983)
Краткий анализ одного из его рассказов « Два брата»
[ редактировать ]В «Двух братьях» он изображает жизнь двух братьев, ищущих спокойную и свободную жизнь без присутствия друг друга. В 1967 году, после долгого перерыва, в персидской литературе снова появились понятия реализма, и, поскольку Саеди имел опыт получения медицинского образования, он развивал своих персонажей, чтобы показать человеческие иллюзии в их социальной жизни. Использование реализма в его произведениях дает читателям возможность соприкоснуться с персонажами. Он подвергает сомнению правду между двумя братьями, и читатели задаются вопросом, кто имеет право винить другого. Такое использование правдоподобия в «Двух братьях» Саеди создает разделение между реальностью, которую он изображает, и той, что у нас в голове.
Саеди был известным персидским врачом и писателем, который своим реалистическим взглядом внес большой вклад в персидскую литературу. Изобразив низшие социальные факты своего времени, он начал новый путь реализма в персидской литературе. Карьеру писателя он начал, подражая другим авторам своего времени и их стилям. Он находился под таким сильным влиянием Садеха Хедаята, что даже предпринял попытку самоубийства. В течение своей жизни он изменил свои убеждения и политические идеи и провел несколько месяцев в тюрьме.
Переводы произведений Саеди
[ редактировать ]- Голам-Хосейн Саеди, Пушка (توپ) , перевод Фаридуна Фарруха (ِIbex Publishers). ISBN 978-1-58814-068-5 .
- Голам-Хосейн Саеди, Паура и тремор (ترس و لرض) , перевод на итальянский язык Фелисеттой Ферраро (Ponte33). ISBN 978-88-96908-14-3
См. также
[ редактировать ]Дандил: Истории из иранской жизни Голама-Хосейна Саеди, переводы Хасана Джавади, Роберта Кэмпбелла и Джули Майсами с предисловием Х.Джавади, Random House, 1981. Хасан Джавади, Сатира в персидской литературе, публикации Университета Фэрли Дикинсон, 1985.
Примечания
[ редактировать ]- ^ 13 день 1314 г. - 2 азара 1364 г. хиджры .
- ^ Саеди, Голамхосейн. «Интервью: Чей театр?» Указатель цензуры (14.4, 1985 г.), с. 32.
- ^ История, лежащая в основе Гава, - это история номер четыре в книге Саеди « Аза'даран-э Баял» ( عزاداران بَیَل - Скорбящие по Баялу), которая состоит из восьми коротких связанных между собой историй. См.: Аза'даран-е Баял , 1-е издание, 245 с. ( Энтешарат-э Нил [ Нил Пресс], Тегеран, 1965). Аза'даран-е Баял , 6-е издание, 259 стр. ( Нашр-э Гатре [ Гатре Публикации], Тегеран, 1998). ISBN 964-5958-92-Х
- ^ Яд Намех-йе Доктор Голамхосейн Саеди (Гамбург: Sonboleh, 1996), 49.
- ^ Гельц, Олмо. «Дах Шаб - Десять литературных вечеров в Тегеране 1977 года: борьба за монополию литературной легитимности». Мир ислама 55, 1 (2015), 83–111.
Мину Саутгейт перевел « Тарс ва Ларц» Саеди. Название перевода, которому предшествует длинное вступление, — «Страх и трепет», опубликованное издательством «Три континента».
Ссылки
[ редактировать ]- Дастгейб, Абд аль-Али. Накде Асар-э Голамхосейн Саеди . Тегеран: Энтешарат-э Чапар, 1978.
- Энтезари, Махьяр. «Азадаран-э Баял». Энциклопедия Ираника , 2011 г., доступно в Интернете по адресу http://www.iranicaonline.org/articles/azadaran-e-bayal .
- Фаррух, Фаридун и Хоура Явари. «Голамхосейн Саеди». Энциклопедия Ираника , 2012 г., доступно в Интернете по адресу http://www.iranicaonline.org/articles/saedi-gholam-hosayn.
- Этаж, Виллем. История театра в Иране . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage, 2005.
- Ганунпарвар, MR (1996). «Драма» . Энциклопедия Ираника . Проверено 28 января 2021 г.
- ―――――. «Персидские пьесы и иранский театр». В «Цветах очарования: театр, танец, музыка и изобразительное искусство Ближнего Востока » под редакцией Шерифы Зухур, стр. 87–106. Каир: Американский университет в Каире Press, 2001.
- Хабибиан, Марьям. Иранский театр в изгнании: исследование пьес Голамхосейна Саеди в Иране и за рубежом . доктор философии диссертация, Нью-Йоркский университет, 1993 г.
- Иранская драма: Антология . Составлено и отредактировано г-ном Ганунпарваром и Джоном Грином. Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda, 1989.
- Джамшиди, Эсмаил. Гохар Морад ва Марг-е Ходхасте: Шархе-Зендеги, Гофтогуха ва Хатерат . Тегеран: Нашр-э Эльм, 2002.
- Капусцинский, Жизель. Иранский театр в 1960-е годы . доктор философии диссертация, Колумбийский университет, 1982 г.
- ―――――. «Современная персидская драма». В персидской литературе под редакцией Эхсана Яршатера, стр. 381–402. Олбани, Нью-Йорк: Фонд персидского наследия и издательство государственного университета Нью-Йорка, 1988.
- ―――――. Современная персидская драма: Антология . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1987.
- Кедди, Никки. Корни революции: интерпретационная история современного Ирана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1981.
- Моав, Джавад. Шенахтнаме-йе Голамхосейн Саеди . Тегеран: Нашр-э Атье, 1999.
- Нэби, Иден. Гоухар Мурад: персидский драматург . Магистерская диссертация, Колумбийский университет, 1971 год.
- Рамон, Нитал. «Голам Хосейн Саеди». Индекс цензуры , 7.1 (1978): стр. 40–42.
- Саеди, Голамхосейн. «Иран под партией Бога». Индекс цензуры , 13.1 (1984): стр. 16–20.
- ―――――. Интервью записано Зией Седги, 5 апреля и 7 июня 1984 года, Париж, Франция. Коллекция иранской устной истории, Гарвардский университет. Доступно по адресу http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/2899130?n=1&s=6 .
- ―――――. «Интервью: Чей театр?» Индекс цензуры , 14.4 (1985): стр. 32–33.
- Саеди будет Реваят-э Саеди . Париж: Канун-е Невисандеган-е Иран (дар Табид), 1995.
- Шаффер, Бренда. Границы и братья: Иран и вызов азербайджанской идентичности . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002.
- Стодте, Клаудия. Иранская литература между социальными обязательствами и экзистенциальным мировым опытом: работы Голама-Хосейна Саеди . Сочинения европейских университетов, серия XXVII, том 72. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 2000.
- Яд Намех-йе Доктор Голамхосейн Саеди . Гамбург: Сонболе, 1996.
- Якобсон, Роман. (1987). О реализме в искусстве. Лондон. Пресса Гарвардского университета
- Саеди, Голам-Хосейн. (1967). Два брата. Тегеран.
- Интернет-агентство новостей «Мизан». (94). Кто такой Голам-Хосейн Саеди. Интернет-агентство новостей «Мизан». (Онлайн). https://www.mizanonline.com/fa/news/106689/%D8%BA%D9%84%D8%A7%D9%85%D8%AD%D8%B3%DB%8C%D9%86-% D8%B3%D8%A7%D8%B9%D8%AF%DB%8C-%DA%A9%DB%8C%D8%B3%D8%AA
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пять стенограмм (Шахина Бассери) интервью Зии Садеги с Голамом-Хосейном Саеди в Париже, Франция, в период с 5 апреля по 7 июня 1984 года, Сборник устной истории Ирана , Гарвардский университет .
- Голам-Хосейн Саеди, Гарвардский проект устной истории Ирана , запись 1 :
- Предметы: (1) (Принц) Абдорреза Пехлеви, (2) Джалал Але-Ахмад , (3) Азарбайджанский кризис 1946 года , (4) Самед Беранги , (5) Кабинет Мохаммеда Мосаддыка , (6) Кубок августа 1953 года (25) –28 мордада 1332 г.), (7) Ашраф Дегани , (8), Бехруз Дегани, (8) Демократическая партия Азербайджана , (9) Генерал Аббас Гарабаги , (10) Парвиз Натель-Ханлари , (11) Джафар Пишевари , (12) САВАК , (13) Партия Туде , ( 14) Белая революция .
- Голам-Хосейн Саеди, Гарвардский проект устной истории Ирана , запись 2 :
- Субъекты: (1) Ирадж Афшар , (2) Джалал Але-Ахмад , (3) Мохаммад-Джавад Бахонар , (4) Сазман Черик-ха-йе Фадаи-е Халг-е Иран , (5) Симин Данешвар , (6) Амир-Аббас Ховейда , как премьер-министр, (7) Биджан Джазани , (8) Сазман Моджахедин-э Халг , (9) Эхсан Нараги , (10) Парвиз Никха , (11) Амир-Парвиз Пуян, (12) Цензура печати, (13) Партия Растахиз , (14) Причины революции 1979 года, ( 15) События, предшествовавшие Революции 1979 года, (16) Революция 1979 , (17) САВАК, (18) Пытки САВАК, (19) Шаб-э Шер, (20) Фестиваль искусств Шираза , (21) Мостафа Шоаян, (22) Сиях-кал , (23) Двадцать пятый век Торжества , (24) Совет писателей, (25) Голам-Хосейн Саеди.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Голам-Хосейн Саеди, Иранская энциклопедия .
- Голамхоссейн Саеди , Персидский язык и литература, Иранское палатное общество .
- Доктор Голамхоссейн Саеди , биография на персидском языке, персидские культуры .
- Доктор Мостафа Оскуи, Азадари-э Гохар Морад барай-е Ахалий-э Баял (Траур Гохара Морада [Голам-Хосейн Саеди] по жителям Баял), на персидском языке, Голам-Хосейн Саеди , Бехнам .
- Голам-Хосейн Саедиология: Возвращение к Голам-Хосейну Саеди, его жизни, творчеству и временам , на персидском языке, [1] .
- Ладан Парси, Прошло двадцать лет со дня смерти Голама-Хосейна Саеди , 23 ноября 2005 г., Персидская служба BBC .
- Джамшид Барзегар , интервью с Джавадом Моджаби (поэтом, писателем и литературным критиком): BBC Permanent ( слушать ).
- Амир-Хасан Чехельтан (писатель), Трагедия Саеди, писателя, который не ценил свой гений , 23 ноября 2005 г., на персидском языке, BBC Permanent .
- Бехруз Шейда, Глядя на рассказы Голама-Хосейна Саеди , на персидском языке, Мани-ха .
- Хосро Садеги Бругени, Азар 2, двадцать вторая годовщина смерти Голам-Хосейна Саеди , на персидском языке, 23 ноября 2007 г., Афтаб .
- Голам-Хосейн Саеди , Биография (содержащая хронологическую таблицу), на персидском языке, Рошд .
- Ахмада Шамлу Наблюдение за Голамом-Хосейном Саеди , на персидском языке, 28 декабря 2006 г., Литературное общество Шафиги.
- Мохаммад Джалали Чиме, он же М. Сахар, рассказывает о Голаме-Хосейне Саеди , 59 мин, Google ( смотреть ).
- Насим Хаксар, рассказывает о Голаме-Хосейне Саеди , SOAS , 22 января 2006 г., 28 мин, Google ( смотреть ).
- Шадаб Ваджди, рассказывает о Голаме-Хосейне Саеди , SOAS, 22 января 2006 г., 10 мин, Google ( смотреть ).
- Геда (Нищий), автор Голам-Хосейн Саеди, на персидском языке Сохан .
- азербайджаноязычные писатели
- Иранские писатели-мужчины
- Иранские писатели
- Иранские писатели-мужчины
- Иранские сценаристы
- Иранские драматурги и драматурги
- Писатели из Тебриза
- Французы азербайджанского происхождения
- Выпускники Тебризского университета
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- 1936 рождений
- 1985 смертей
- Иранские психиатры
- Писатели 20-го века
- Драматурги и драматурги XX века
- Иранские врачи ХХ века
- Иранские эмигранты во Франции
- Иранские писатели рассказов XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Сценаристы 20 века
- Политические заключенные в Иране