Jump to content

Кунжут Джазани

Кунжут Джазани
Бижан Джазни
Фотография Биджана Джазани, предположительно сделанная в 1950-х годах.
Рожденный 9 января 1938 г.
Умер 19 апреля 1975 г. ) ( 1975-04-19 ) ( 37 лет
Известный Один из основателей Организации иранских народных партизан-федаев.
Уголовные обвинения Показания военному суду в феврале 1969 г.
Уголовное наказание 2–10 лет заключения в тюрьме Каср

Биджан Джазани ( персидский : بیژن جَزنی, также пишется « Бижан Джазани»; 9 января 1938, Тегеран — 19 апреля 1975) — иранский политический деятель и значительная фигура среди современных иранских интеллектуалов-социалистов. Теоретик марксизма , Джазани был одним из основателей Организации иранских народных партизан-федаев .

Личная и политическая жизнь

[ редактировать ]

Биджан Джазани родился у Хоссиена Джазани (حسین جزنی) и Аламтаджа Калантари Назари (عالمتاج کلانتری نظری). Он происходил из политически активной среды; семьи обеих его родителей были связаны с партией Туде в период политической открытости, начиная с изгнания Реза-шаха до свержения Мохаммеда Мосаддыка. Дети из этих семей были привлечены к молодежному движению Туде и в конечном итоге присоединились к ним. Со временем они стали играть все более важную роль в партии. Отец Джазани, военный офицер, стал членом партии Туде в 1945 году, а его мать, Аламтадж Калантари, была активным членом Женской партии Туде.

В 1947 году, когда Биджану Джазани было девять лет, его отец вступил в Демократическую партию Азербайджана . В том же году, с падением Пишевари, его отец уехал в Советский Союз и оставался там до 1967 года. По этой причине Аламтадж Калантари забрала Биджана Джазани и его сестер в дом своих родителей.

Этот период оказал существенное влияние на дальнейшую политическую жизнь Джазани. Он жил в семье, члены которой играли профессиональную роль в партии Туде. За это время его мать расширила свою деятельность в женской партии Туде. Джазани вместе со своим дядей, который был на два года старше его, вступил в Молодежную организацию Туде в 1948 году в возрасте 10 лет. После того, как 4 февраля 1949 года партия Туде стала незаконной, Джазани продолжил участие в молодежной партии. Затем он был выбран посланником молодежной организации из-за его юного возраста и семейного происхождения. Но скрытая деятельность партии Туде и связанных с ней организаций длилась недолго, и с 1951 года деятельность постепенно стала полупрозрачной. Помимо этого, лидеры Туде и молодежной организации создали « Иранцы за мир », « Национальную организацию по борьбе с Англо-иранской нефтяной корпорацией », « Демократические молодежные организации » и « Студенческую организацию». Тегерана Джазани начал свою деятельность в « Студенческой организации Тегерана » в 1951–1952 годах и первоначально отвечал за небольшую группу. В 1953 году он стал полуответственным за эту организацию. Он также активно занимался распространением и продажей студенческих газет. В 1951 году он открыл спортивный зал, который помогал студентам и превратился в место для набора членов в молодежную организацию.

Эта деятельность продолжалась - за исключением короткого двухмесячного периода после смерти его сестры Мании (منیژه) - до государственного переворота 19 августа 1953 года (٢٨ مرداد سال ١٣٣٢). имя Хоссейн Махмуди ( حسین محمودی Джазани был арестован в декабре 1953 года из-за своей политической деятельности, но назвал суду ) и после трех месяцев заключения в военном суде был освобожден под залог. Он продолжал свою политическую деятельность, но был арестован в мае 1954 года на собрании организации, замаскированном под свадебную церемонию, снова назвал вымышленное имя и был освобожден под залог. Осенью того же года он был вызван по делу о происшествии декабря 1953 года и отбыл 6-месячный срок тюремного заключения.

После выхода из тюрьмы он сосредоточился на семье, сохраняя при этом верность своим политическим взглядам. Ему не разрешили вернуться в среднюю школу, поэтому он поступил в художественную школу Камаль-ол-Молка . он создал рекламную компанию «Персеполис» С помощью друга (کانون اگهی پرسپولیس). Компания рекламировалась в виде картин для местных торговцев. Джазани рисовал картины, оставив деловую сторону своему другу. Успех компании привел к созданию Киноинститута Набл в конце 1950-х годов (موسسه نبلی فیلم). Компания развивала телевизионную рекламу в Иране и обеспечила Джазани финансовую стабильность.

В 1959 году, когда его компания заработала достаточно денег, он вернулся к учебе и получил диплом. В следующем году он записался на программу философии в Тегеранском университете . В это время, после восьми лет тесной дружбы со своим другом детства и членом молодежной организации Миханом Горейши (میهن قریشی), он женился на ней 13 октября 1960 года. В результате брака родились двое сыновей Бабак (بابک). и Мазьяр — он же Максимилиан (مازیار).

С 1956 по 1959 год Джазани не вел политической деятельности. По этому поводу его жена писала: в эти годы «у нас не было мыслей о политическом будущем, мы полагались на свою любовь и продвижение в учебе. Большую часть свободного времени мы проводили за чтением и в театрах». В 1959 году он вернулся в политику и создал журнал « Недайе Халг» ( ندای خلق ), намереваясь объединить политические группы против режима государственного переворота. Однако зимой 1959 года тираж журнала был остановлен из-за напряженной политической обстановки. [ нужна ссылка ]

Деятельность в политическом климате

[ редактировать ]

Когда Джазани поступил в Тегеранский университет, страна столкнулась с политическими и экономическими проблемами, которые привели к отступлению шаха. Эти проблемы были вызваны несостоятельностью экономической политики шаха и огромными военными расходами, начавшимися после государственного переворота в 1953 году. Весной 1960 года из-за растущего долга и инфляции правительство Ирана запросило немедленную финансовую помощь у Ирана. Всемирный банк и правительство США. Всемирный банк потребовал от правительства Ирана решить бюджетные проблемы, снизить зарплаты и сбалансировать конкретные экономические планы, чтобы получить помощь в размере 35 миллионов долларов. Администрация Джона Ф. Кеннеди также потребовала политической и экономической реформы в правительстве шаха за помощь в размере 85 миллионов долларов. Однако финансовые проблемы и внешнее давление с целью проведения реформ привели к нестабильности режима. Чтобы решить эту проблему, шах объявил, что выборы в Меджлис 20-го созыва будут доступны для всех организаций. Хотя это обещание не воплотилось в жизнь, оно показало отступление режима и улучшение политического климата в Иране. Лидеры Иранский национальный фронт (جبهه ملی ایران) официально объявил о существовании движения «Второй национальный фронт» и начал свою деятельность.

Джазани и его последователи постепенно перешли из партии Туде в организации студенческого и национального фронта из-за их интереса к партизанскому движению в Латинской Америке. Джазани начал участвовать в студенческом движении Тегеранского университета.

Пайам Данешджу

[ редактировать ]

В начале осени 1963 года Джебхе Мелли Данешджу (Студенческая организация Национального фронта Ирана), которая после сопротивления на проспекте Бахарестан потеряла надежду на политику «терпения и надежды»; с помощью чиновников и лидеров Национального Фронта (Иран) (Национальный Фронт Ирана) выбрали нового лидера этого движения. Это привело к созданию Третьего национального движения в 1965 году и публикации Payam Daneshjoo (Издательство Payam Daneshjoo) осенью 1963 года, первоначально опубликованной под руководством Джебхе Мелли Данешджу. До марта 1964 года Хасан Хабиби был редактором, ответственным за сбор информации, статей и новостей, а Джазани отвечал за процесс публикации. Весной 1964 года для издания был выбран комитет, в состав которого вошли все фракции студенческого движения. В состав этого комитета входили Хушанг Кешаварз Садр, Матин Дафтари, Маджид Ахсан и Мансур Соруш. Джазани отвечал за публикацию, а Бехзад Набави отвечал за распространение. Джазани выполнил предварительную работу по печати дома. Печать производилась на копировальной машине ручной работы. Джазани арендовал для этой цели тайный дом и играл значительную роль на всех этапах процесса, от финансового до печатного.

К весне 1965 года было опубликовано около 500 экземпляров, и Бахманпур Шарати распространил некоторые из них среди должностных лиц различных университетов в провинции Тегеран, а другие распространил Матин Дафтари и Дариуш Форухар в местах, не связанных с университетами. В этот период почти весь процесс, от написания статей до публикации, выполняли левые студенческие движения (группа Джазани, Туде (توده), лоялисты Малеки и лоялисты Шоаяна). Джазани написал в издании несколько статей, разъясняющих идеологию своего движения. Деятельность третьего национального движения все больше беспокоила САВАК (ساواک). 22 мая 1965 года Савак арестовал Мостафу Маллада и Бахманпура Шаратаи. Днем того же дня они арестовали Джазани и нескольких организаторов студенческого движения, таких как Маджид Ахсан, Ширин Сур Эсрафил и Манучехр Тагави. Эти аресты ознаменовали конец политической свободы в Иране при шахском режиме, положив конец третьему национальному движению в 1965 году. Судя по всему, САВАК не знал о роли Джазани в публикации Паяма Данешджу, поскольку арест был произведен по обвинению в участии в тираж издания. Основной причиной ошибки САВАК стало скрытое присутствие Джазани в издании. После его ареста некоторые из его друзей, такие как Ирадж Вахедипур, чтобы показать, что Джазани не играл никакой роли в публикации, продолжили публикацию еще в нескольких номерах после его ареста. Несмотря на это, Джазани и другие студенческие активисты оставались в тюрьме до февраля 1966 года, когда суд вынес приговор к девятимесячному сроку, но был немедленно освобожден, поскольку он уже отбыл свой срок в тюрьме.

После тюрьмы Джазани продолжил обучение и в 1966 году окончил Тегеранский университет со степенью доктора философии .

Партизанское движение

[ редактировать ]

Джазани, вышедший из тюрьмы со всей своей властью, начал развивать и организовывать свое движение. Весной 1966 года к группе присоединился Хасан Зия-Зарифи , который по его рекомендации объединил организацию с организацией «Разм Аваран». Разм Аваран был организован Аббасом Сурки в 1959 году, а его члены в годы до 1953 года были членами партии Туде до 15 февраля 1960 года, когда за пропаганду и распространение партии в университетах были арестованы, поддерживали идеологию партии Туде. . Но в 1964 году, когда Сурки снова организовал «Разм Аваран», он не только не захотел объединяться с партией Туде, но и поддержал идеологию Коммунистической партии Китая . Рекомендация Хасана Зия-Зарифи из-за особенностей Сурки, таких как неопытность, загруженность работой и его прошлые связи, которые привели к его аресту, привела к тому, что центральный орган группы не заинтересовался этой перспективой. Но внутренние проблемы, такие как нетерпение участников в ходе длительного процесса разработки, которое проявилось, когда Кейюмарс Эзади покинул группу, привели к решению вести переговоры между двумя группами. Несмотря на то, что в переговорах между Джазани, Зарифи и Саидом Калантари Назари Сурки и Зараром Захедианом существовала значительная неуверенность в том, что Сурки был развит Джазани; Перспектива добавления 120 готовых членов и большого количества взрывчатки и артиллерии в конце концов привела к слиянию группы Разма Аварана с группой Джазани осенью 1966 года.

С этим слиянием возникли серьезные проблемы. 120 готовых членов не восприняли организацию всерьез и вышли из центральной группы. Из членов Разма Аварана только Сурки и Захедиан соответствовали правилам, которые позволяли членам присоединяться к военному крылу и центральному органу власти. Остальные вошли в состав резервных частей группы. Одним из этих членов был Насер Агаян, который с 1963 года участвовал в САВАК и подробно рассказал о плане Разма Аварана и его членах. После слияния двух группировок Агаян предоставил САВАК отчеты о деятельности группы Джазани.

Идеология группы Джазани

[ редактировать ]

Джазани, говоря о взглядах группы, пишет: «Опыт марксистско-ленинской деятельности членов группы до присоединения к группе привел к тому, что ее без всякого обсуждения стали называть последователями марксистско-ленинской идеологии». Но этой идеологией они отличались от других организаций своего времени, таких как Туде, Джебхе Энгелаби и т. д. Для Джазани и его последователей было важно иметь независимое понимание марксизма-ленинизма без влияния Китая и Советского Союза. Поэтому их ключевой целью и тем, что сформировало их взгляды, было делать то, что приносит пользу народу Ирана. На этой точке зрения основывалась, например, их позиция в отношении Советского Союза, называвшего себя лидером мирового коммунистического движения. Они начали с идеи, что внешняя политика страны является результатом социальных ценностей ее режима. Эта политика отражает преимущества уровня руководства (состоящего из классовой системы) и отражает идеологию правящего класса. Поэтому социалистическое правительство должно быть лояльно целям марксизма-ленинизма и международного плюрализма. В этой связи они пришли к следующему выводу относительно отношений между Советским Союзом и Ираном: «По нашему мнению, политика Советского Союза и других социалистических стран в Иране противостоит росту и революционной борьбе азиатских стран против империализма и находится в противоречит главной идее международного плюрализма и социалистической дипломатии».

В этом видении Джазани объяснил отношения между группой и Советским Союзом: «У группы было много причин не радоваться идее, что Советский Союз является лидером мировых революционных движений. Политика Советского Союза в Иране в последние двадцать лет и несколько лет плохих отношений между Советским Союзом и партией Туде были известны членам группы». Именно поэтому Джазани, рассматривая отношения Советского Союза, Туде и Восточной Европы в конце десятилетия 1950 года, заключил, что: «...если левое движение выиграет борьбу в Иране, оно должно осознавать стремление Советского Союза к власти. Неспособность сделать это приведет к тому, что Иран станет еще одним сателлитом Советов». Джазани сказал, что если власть левого движения прежде всего попадет в руки Советов, оно избавится от нас. Он считал, что географически Иран слишком близок к Советскому Союзу, чтобы по незнанию приближаться к нему, не осознавая связанного с этим вреда.

Арест и тюремная жизнь

[ редактировать ]

В начале 1968 года деятельность организации зашла в тупик, главным образом из-за нехватки средств. Поэтому группа решила получить необходимые деньги от ограблений банков. Их первая попытка была предпринята 12 января 1968 года, но за три дня до этой даты Агаян уведомил САВАК о планах группы. Это привело к аресту Джазани и Сурки и сокрытию других членов организации. Арест Шахрзада, местонахождение которого было сообщено «Саваку» Агаяном, привело к арестам Изади, Рашиди, Ахсана, Фароха Негахдара и других. Кроме того, пять других членов группы (Зарифи, Джалиль Афшар, Чупан Заде, Саид Калантари Назари и Кеянзад) были арестованы САВАК при содействии Аббаса-Али Шахрияри и его организации.

Хотя ключевые члены организации были арестованы, группа не была уничтожена. Сафаи Фарахани и Сафари Аштиани покинули Иран и присоединились к палестинской организации Фатх . После возвращения в Иран Фарахани и Сафари 8 февраля 1971 года организовали восстание Сиахкаль (سياهکل). Вскоре после этого оставшиеся члены группы, в том числе Хамид Ашраф и Масуд Ахмадзаде, реорганизовали ее и переименовали в «Иранские народные партизаны Фадаи» ( چريك فداييان خلق ايران).

В феврале 1969 года группе Джазани было предъявлено обвинение в военном суде. Джазани был приговорен к пожизненному заключению за участие в организации против монархии и незаконное ношение оружия, который позже был сокращен до 15 лет. Приговоры для остальных участников варьировались от 2 до 10 лет. Члены группы находились в тюрьме Гаср до весны 1969 года, когда Саид Калантари Назари, Сурки, Сармади и Чупан Заде попытались сбежать из тюрьмы. Это привело к переселению большинства членов группы в сельскую местность. Джазани отправили в Кум вместе с обычными заключенными. Из-за уважения к Джазани со стороны сотрудников исправительного учреждения ему разрешили проводить большую часть времени в тюремной библиотеке, изучая и рисуя.

В этот период Джазани при содействии жены вступает в контакт с неизвестными членами группы и руководит ими в идеологическом смысле. Летом 1970 года он написал «Что должен знать революционер» и подписал ее от имени Сафаи Фарахани, чтобы помочь Сафаи укрепить свои позиции в группе. Когда произошел Сиахкал, в результате допроса участников САВАК они узнали об отношениях между Джазани и группой. В марте 1971 года САВАК доставил Джазани в Тегеран. С тех пор Джазани остался в Тегеране и находился между другими политзаключенными. В Тегеране он активизирует свою деятельность в тюрьме. Джазани считал, что тюрьма — это часть внешних событий и, следовательно, она должна отражать политику группы.

На основании этого Джазани прожил свою жизнь в тюрьме. С помощью своей жены и других заключенных он установил контакты с иранскими народными партизанами Фадаи за пределами тюрьмы и создал левое движение внутри тюрьмы. В обязанности этого движения входило организовать сопротивление, управлять деятельностью и обучать левых заключенных политическим и идеологическим вопросам, а также вербовать иранских народных партизан Фадаи. Действия Джазани вызвали проблемы в тюрьме с двух сторон. Должностные лица САВАК, которые считали Джазани серьезной проблемой в тюрьме, попытались помешать ему в его деятельности. С другой стороны, левые заключенные, несогласные с Джазани, по-разному действовали против деятельности Джазани. САВАК также создал проблемы между этими левыми фракциями.

Большинство противников Джазани были последователями Масуда Ахмадзаде и Амира Парвиза Пуяна , двух основателей иранских народных партизан Фадаи. Хотя эти два человека были убиты в 1972 году, их учение было официальным учением движения до 1976 года. Джазани считал, что учения этих двух людей отвлекают внимание, и его книга «Вооруженная борьба в Иране: путь к мобилизации масс» была написано в ответ на книгу Ахмадзаде «Вооруженная борьба, как тактика, так и стратегия». Несмотря на то, что Джазани не упомянул в своей книге Парвиза Пуяна или Ахмадзаде, обсуждая и высказывая свои мысли, он не одобряет мысли, изложенные этими двумя людьми. Несмотря на существенные различия между учениями Джазани и Ахмадзаде, между этими двумя школами мысли обсуждались два основных вопроса. Таковы были революционная ситуация в стране и метод борьбы. Те, кто не соглашался с Джазани и одобрял Ахмадзаде, полагали, что правительство находится в революционном статусе и существуют ситуации для революции. Поэтому партизан должен сражаться артиллерией, чтобы донести до народа осознание крайнего положения страны. Меньший двигатель военного восстания запустит больший двигатель — население, а большее население поддержит военное восстание и свергнет правительство шаха. По мнению Ахмадзаде, неверие в революционную ситуацию свидетельствует о чувстве индивидуализма, которое, по мнению левого движения, является предательским.

Джазани объяснил бы, что в стране не существует революционного статуса, и кроме того, революция не является результатом вооруженной борьбы. Вместо этого оно происходит как политическое, социальное, экономическое и идеологическое развитие. Военное восстание должно быть организовано во время, а не до революции, так как само по себе оно не вызывает процесса. По его мнению, те, кто за военное восстание, подобны шаху, блокирующему мирные средства борьбы. По этой причине, не говоря об Ахмадзаде, Джазани написал: «Когда мы слышим, что революция начинается с военного восстания, мы должны сказать, что сторонники этого направления мысли не знают двух вещей: во-первых, текущей ситуации военного восстания и вторая революция в целом, а революция, которую мы хотим, — конкретная».

Второй серьезной проблемой был метод борьбы. Ахмадзаде считал, что единственным средством борьбы является военное и что оно играет стратегическую роль в их борьбе. С другой стороны, Джазани считал, что в нынешней ситуации не следует ограничивать свои средства одним методом, а следует подготовить народ в политическом смысле со всех сторон. Несмотря на то, что Джазани пытался решить проблемы посредством диалога и объединить различные левые фракции, его оппоненты ликвидировали левое движение в тюрьме, чтобы уменьшить влияние Джазани. Несмотря на это, Джазани оставался активным до конца своей жизни, когда он был убит вместе с восемью другими заключенными 19 апреля 1975 года Саваком. Бахман Надерипур, агент САВАК, тесно участвовавший в казнях, описал события того дня:

Мы отвезли пленников на высокие холмы над Эвином. Им завязали глаза и связали руки. Мы вытащили их из микроавтобуса и усадили на землю. Затем Аттарпур сказал им, что точно так же, как ваши друзья убили наших товарищей, мы решили казнить вас — мозг, стоящий за этими казнями. Джазани и другие начали протестовать. Я не знаю, кто первым вытащил автомат и начал стрелять в них Аттарпур или полковник Вазири. Я не помню, был ли я четвертым или пятым человеком, которому дали автомат. Я никогда не делал этого раньше. В конце концов, Саади Джалил Исфахани [еще один агент САВАК, Бабак] выстрелил им в головы [чтобы убедиться, что они мертвы].[1]

Есть предположения, что Надерипур мог подвергнуться пыткам после задержания революционным правительством. Поэтому детали его повествования, полученные под принуждением, вызывают сомнение по всем стандартам. Обстоятельства смерти Биджана Джазани останутся загадкой. Единственная правда, которая остается, это то, что он был казнен незадолго до отбытия приговора. Все книги Джазани были написаны в тюрьме с 1970 по 1974 год. В них обсуждалось создание независимого левого движения в течение двух десятилетий 1960-х и 1970-х годов. Джазани похоронен в 33-м квартале кладбища Бехешт-э-Захра .

  1. Биджан Джазани (1980). Капитализм и революция в Иране: Избранные сочинения Бижана Джазани . Л. Хилл. ISBN  0-905762-82-7 .
  2. Биджан Джазани (1976). Вооруженная борьба в Иране: путь к мобилизации масс . Иранский комитет. LCCN   80108223 .

Для получения дополнительной информации посетите: https://web.archive.org/web/20060614151405/http://fadaian-minority.org/english/home.html. Дополнительная информация: https://web.archive.org/web/20060614151405/http://fadaian-minority.org/english/home.html.

Картины Биджана Джазани

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Саффари, Сиаваш (2021). «Таки Эрани, Бижан Джазани и марксистские рамки критики религии в иранской политической мысли двадцатого века». Иранские исследования . 54 (5–6): 859–877. дои : 10.1080/00210862.2020.1855970 . S2CID   234069935 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 343671323ef41934b59ae89ce66c5a42__1722427500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/42/343671323ef41934b59ae89ce66c5a42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bijan Jazani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)