Амир-Аббас Ховейда
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Амир-Аббас Ховейда | |
---|---|
![]() | |
37-й премьер-министр Ирана | |
В офисе 26 января 1965 г. - 7 августа 1977 г. | |
Монарх | Мохаммад Реза Пехлеви |
Предшественник | Хасан-Али Мансур |
Преемник | Джамшид Амузегар |
Министр финансов | |
В офисе 7 марта 1964 г. - 1 февраля 1965 г. | |
премьер-министр | Хасан-Али Мансур |
Предшественник | Камаль Хассани |
Преемник | Джамшид Амузегар |
Министр Королевского двора | |
В офисе 7 августа 1977 г. - 6 ноября 1978 г. | |
премьер-министр | Джамшид Амузегар Джафар Шариф-Эмами |
Предшественник | Асадолла Алам |
Преемник | Али Голи Ардалан |
Личные данные | |
Рожденный | Тегеран , Персия | 18 февраля 1919 г.
Умер | 7 апреля 1979 г. Тегеран , Иран | ( 60 лет
Причина смерти | Убийство выстрелами |
Место отдыха | Кладбище Бехешт-е Захра |
Политическая партия | Партия Нового Ирана (1964–1975) Растахиз (1975–1978) |
Супруг | |
Дети | fa: Хасан Фарахани |
Альма-матер | Свободный университет Брюсселя |
Подпись | ![]() |
Аббас Амир : امیرعباس هویدا, romanized: Amīr 'Abbās HoveydaХовейда [1] был иранским экономистом и политиком, который занимал пост премьер-министра Ирана с 27 января 1965 года по 7 августа 1977 года. Он был премьер-министром Ирана дольше всех в истории. Он также занимал должности заместителя премьер-министра и министра финансов в кабинете Мансура . После иранской революции он предстал перед вновь созданным Революционным судом за «ведение войны против Бога» и распространение коррупции на земле ( Мофседа-е-филарз ) и казнен.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Родился в Тегеране в 1919 году в семье Хабиболлы Ховейды (Айн ол-Молк), опытного дипломата. [2] который был в основном активен в последние годы династии Каджаров , и Афсар ол-Молук, потомок королевской семьи, которой Ховейда будет служить большую часть своей взрослой жизни. Отец Ховейды был бывшим приверженцем Веры Бахаи , а сам Ховейда не был религиозным. [3] Он был племянником Абдола Хосейна Сардари , также известного как « Шиндлер Иранский ». Из-за обязанностей, которые несут такие дипломаты, как Айн ол-Молк, семья Ховейда никогда не оставалась в одной резиденции на длительный период времени. Обучение в разных странах придало Ховейде уникальное космополитическое чутье, которое останется его самой непреходящей чертой. Во время пребывания семьи в Бейруте , Ливан , Ховейда посещал Lycée Français , учебное заведение, связанное с французским правительством. Его любовь к Франции и ее культуре коренится в его обучении в лицее. Французские литературные произведения таких авторов , как Андре Жид , Андре Мальро , Мольер и Бодлер , пленили молодого Ховейду и открыли путь для его интеллектуального роста. Некоторые эксперты предполагают, что именно интеллектуальное мастерство Ховейды первоначально привлекло его в ряды шаха . [4]

Желание Ховейды поступить во французский университет в 1938 году заставило молодого студента поторопиться, въехав в страну своей мечты, не выполнив конкретных предварительных требований средней школы, необходимых для поступления. Основной причиной организационного просчета Ховейды была названа возможность военных действий со стороны якобы воинственной нацистской Германии . Любая будущая оккупация страны лишила бы его шансов поступить во французский университет. Оказавшись во Франции, Ховейда решил получить необходимые кредиты для средней школы в Лондоне, Англия, городе, который вверг молодого человека в депрессию. Помимо получения необходимого образования, Ховейда смог отточить свое владение английским языком. Его способность общаться на нескольких языках, включая персидский, французский, английский, итальянский, немецкий и арабский, помогла ему подняться по политической лестнице в дальнейшей жизни. Тем не менее, возвращение Ховейды во Францию в 1939 году было недолгим из-за назревающей дипломатической стычки между французским правительством и Реза Шах Пехлеви . Не имея другого выбора, кроме как снова покинуть Францию, Ховейда в том же году поступил в Свободный университет Брюсселя в Брюсселе , Бельгия. Его пребывание в университете было бы явно эфемерным из-за последствий немецкого блицкрига , который использовал территорию Бельгии в качестве пути проникновения во Францию. После непродолжительного перемещения Ховейда смог вернуться в бельгийский университет и в 1941 году получил степень бакалавра политических наук под неусыпным присмотром оккупационной немецкой администрации.
Военная и государственная служба
[ редактировать ]
По возвращении в Иран в 1942 году Ховейда несколько месяцев отдыхал, прежде чем записаться солдатом в иранскую национальную армию. В то время его план состоял в том, чтобы использовать свой опыт призывника в качестве дополнения к своему стажу в министерстве иностранных дел, куда он подал заявление о приеме на работу до того, как его призвали в армию. Благодаря высшему образованию Ховейда смог миновать учебный лагерь и напрямую поступить в Офицерскую академию. Ирана Современные премьер-министры до этого момента могли избежать военной службы, но Ховейда добровольно решил пойти на военную службу. Решение Ховейды, хотя оно и основано на аристократии, является знаменательным в том смысле, что ресурсы, которые были легко доступны его предшественникам, часто были недостаточными для молодого правительственного чиновника.
Через восемь месяцев министерство иностранных дел направило сообщение, подтверждающее назначение Ховейды. Для некоторых быстрый процесс подачи заявления является достаточным свидетельством того, что существовали влиятельные силы, которые помогли ускорить последующее трудоустройство Ховейды. Однако эти утверждения часто основаны на слухах, а не на подтвержденных фактах. За время своего пребывания в министерстве Ховейда подружился со многими представителями иранского высшего общества, в том числе с такими людьми, как Садек Хедаят и Садек Чубак . Его близость к интеллигенции страны ясно прослеживается в его прежней стратегии на посту премьер-министра . Пытаясь укрепить партнерство между монархическим режимом и интеллектуальной оппозицией, Ховейда считал, что желаемые им постепенные реформы принесут свои плоды. Другие, такие как Джалал аль-э Ахмад , писатель, общественный и политический критик, рассматривали «проникновение» Ховейды в интеллектуальные ряды Ирана как форму подхалима. С другой стороны, Хедаят и другие эксцентричные персонажи быстро выявляли и давали отпор оппортунистам, пытавшимся лишить их социального статуса. Хедаят и другие никогда не дистанцировались от Ховейды, символизируя подлинность последнего.
По мере того как Ховейда приобретал больше опыта, ему открывались возможности в правительственном аппарате Ирана. Например, в августе 1944 года он принял предложение сопровождать Зейна ол-Абедина Рахнему министра Ирана , полномочного , во Францию. Будучи заядлым франкофилом , Ховейда наслаждался работой в посольстве, но вскоре оказался втянутым в международный скандал, который запятнает его на всю оставшуюся жизнь. « Парижская история » рассказывает о незаконном ввозе финансовых активов, хранившихся в швейцарских банках во время войны в целях безопасности, из Швейцарии в казну богатых французских бизнесменов в 1945 году. Чтобы избежать пограничных налогов, дипломатический персонал был вынужден выступать в качестве посредника. Просто потому, что посольские автомобили по закону нельзя было обыскивать. Хотя Ховейда никогда не имел никакого отношения к незаконным перемещениям, его простой связи с некоторыми из обвиняемых было достаточно, чтобы его использовали в качестве козла отпущения в этом деле.
Помимо опыта, покровительство со стороны таких людей, как Абдулла Энтезам восхождению Ховейды на высшие эшелоны государственной власти способствовало , независимо мыслящий дипломат с «безупречной репутацией». При правительстве Мохаммада Реза-шаха Пехлеви , шаха (короля) Ирана, единственным способом получить высокие посты на любом общественном положении было решающее внутреннее покровительство, подкрепления, которого Ховейде достаточно не хватало до работы с Энтезамом . Впервые они начали работать вместе, когда Ховейда находился в Штутгарте , Западная Германия . Находясь там в 1947 году, Ховейде было поручено вести переговоры по сделкам, заключенным между Ираном и Германией. Самый примечательный случай связан с закупкой Ираном заводского оборудования, необходимого для строительства сталелитейного завода, однако сделка с материальными компонентами так и не была успешно завершена.

В 1950 году Ховейда снова вернулся в постоянно меняющийся Иран. На этот раз ему предстоит пережить один из самых бурных периодов современного Ирана. Пока Ховейда трудился на весьма скучной работе в качестве помощника директора отдела по связям с общественностью Министерства иностранных дел, Мохаммад Мосаддык мобилизовал националистические настроения по мере своего прихода к власти. В этот период Энтезам был назначен министром иностранных дел, что позволило Ховейде взять на себя более интеллектуально стимулирующую роль исполнительного секретаря Энтезама. Его пребывание в должности продлилось недолго, прежде чем Мосаддык был назначен премьер-министром , распустив бывший кабинет вместе с постом Ховейды.
Покинув Иран еще раз в 1952 году, Ховейда смог получить должность в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев благодаря своим европейским контактам. В качестве офицера связи ему было поручено посетить различные континенты, включая Азию, Африку и Америку , пропагандировать тяжелое положение беженцев и, по сути, получить несколько похвал от высокопоставленных ООН чиновников .
Посольство Ирана в Турции станет последней официальной позицией Ховейды за пределами границ Ирана. Помощник посла, который оказался отцом его хорошего друга Хасана-Али Мансура , Ховейда быстро ушёл после того, как в 1957 году отца Мансура сменил авторитарный армейский генерал.
Прийти к власти
[ редактировать ]
Приход Ховейды к власти потребовал многих лет службы в министерстве иностранных дел, но этот путь приобрел совершенно новый подход, когда он вошел в совет директоров Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) в 1958 году по указанию своего покровителя Абдуллы. Энтезам , который к тому времени занял высокий пост в компании. В качестве управляющего директора и специального помощника Entezam Ховейда использовал свой опыт работы на Западе для преобразования отношений между руководством и работниками. В качестве примера он представил новаторские методы, с помощью которых рабочие подавали жалобы в отношении любого аспекта рабочей среды, которые они считали неудовлетворительными, и помог образно объединить роли руководства и рабочих в единое целое. Одним из способов добиться этого было то, что он ел большую часть еды вместе с наемными рабочими в столовой. Хотя он выступал за подражание западным моделям для повышения общей производительности и отношений между трудящимися, Ховейда был очень откровенен в пользу изгнания иностранных технических специалистов и привлечения местных источников рабочей силы. Именно во время его пребывания в должности периодическое издание NIOC, Кавош (персидский: Исследование ) был впервые опубликован. Уникальность этого журнала заключается в том, что изначально в нем практически не было никакого подобия растущего культа личности, окружавшего шаха. [5]
Продолжая исполнять обязанности управляющего директора NIOC, Ховейда также помог Хасану Али Мансуру в создании полунезависимой группы высококвалифицированных, получивших западное образование молодых технократов . Основная цель организации заключалась в разработке методов исправления слабой экономики страны. Этот спонсируемый правительством доуре, известный как « Прогрессивный кружок» («персидское собрание, проводимое через регулярные промежутки времени»), был преднамеренной попыткой шаха проредить старшее поколение политиков с помощью нового «прогрессивного» урожая. С момента своего создания в 1959 году «Круг» действовал совместно с аналогичной правительственной комиссией под названием « Организация плана» . Ховейда будет играть важную руководящую роль в Круге и станет катализатором большей части его усилий по набору персонала.
Помимо опыта и покровительства, масонство рассматривалось многими политиками того времени как дополнительный вклад в получение высокопоставленных государственных должностей. Нет сомнений в том, что многие члены ложи Форуги , главы Ховейды, в конечном итоге присоединились, укрыли и произвели на свет многих влиятельных политиков современной эпохи Ирана. Ховейда стал масоном в 1960 году, полагая, что простая связь с этой организацией поможет ему привлечь внимание всей страны. Ховейда преуспел в этом отношении, но внимание, которое он получил, было почти положительным. Масонство в Иране всегда рассматривалось как продолжение британского империализма , и, учитывая слухи, окружающие религиозные убеждения Ховейды, возможности нападать на характер Ховейды не воспринимались как нечто само собой разумеющееся его политическими противниками в годы его пребывания на посту главы внешней политики и премьер-министра . Хорошо задокументировано, что министр суда Асадолла Алам и генерал Насири из САВАК, службы внутренней безопасности и разведки Ирана, помогли ускорить публикацию ключевых спорных книг против масонства, ссылаясь на Ховейду в каждой статье. Его недоброжелатели также распространяли слухи о том, что он был Бахаи , преследуемая религия в Иране, но и он, и шах отрицали, что он был бахаи. [6] [7] [8]
Срок полномочий премьер-министра
[ редактировать ]

Когда в 1963 году «Прогрессивный круг» вскоре стал политической организацией в форме партии «Иран Новин» («Новый Иран»), Ховейда вышел на национальную арену. Сопровождая премьер-министра Хасана Али Мансура на посту министра финансов в 1964 году, ныне уже опытный Ховейда оставит свой след, действуя в качестве интеллектуального центра кабинета министров . Многие наблюдатели, как внутри Ирана, так и за его пределами, обратили бы внимание на благоразумное поведение и проницательность Ховейды. Для многих он олицетворял архетипического государственного деятеля. Положительные качества Ховейды снова будут окутаны скандалами и сплетнями. В первые месяцы премьерства Мансура правительство подвергалось нападкам за ратификацию законопроекта, который предоставлял иностранцам экстерриториальные права . В частности, от закона выиграли военнослужащие США и их иждивенцы. Эти «права на капитуляцию» окажут негативное влияние на то, как население в то время воспринимало правительство. Поскольку действия правительства по закону отражали деятельность действующего в то время кабинета министров, несмотря на участие отдельных министров, Ховейда также был обвинен в реализации законопроекта, хотя он не принимал непосредственного участия в его разработке.
Убийство Мансура 21 января 1965 года семнадцатилетним приверженцем Фадаян -и Ислам полностью изменило будущее Ховейды. Поскольку он лично сообщил эту новость явно обезумевшему шаху, ему было приказано сформировать кабинет министров. Ховейда заменит покойного Мансура и станет самым продолжительным премьер-министром в современной истории Ирана. Чувство автономии, которое наблюдалось среди бывших премьер-министров, таких как Али Амини , Хадж Али Размара и Мохаммед Мосаддык , систематически изолировалось автократическим Мохаммедом Реза Шахом. В своей довольно успешной кампании по консолидации власти король сохранил свой международный имидж конституционного монарха, но пребывание Ховейды на посту премьер-министра свидетельствует о том, что этот имидж не был объективным отражением обстоятельств. Премьерство Ховейды станет основой его сопротивления такому бессилию. Имя Ховейды стало нарицательным в Иране благодаря постоянным убийствам его персонажей со стороны журнала Towfigh Magazine , самого популярного в Иране журнала политической сатиры. Раньше Ховейда был практически неизвестен среди населения Ирана. Тауфиг предал его гласности. В еженедельном журнале Towfigh он был изображен карикатурно тростью с (в результате дорожно-транспортного происшествия, в котором он участвовал), с одной гвоздикой в кармане пиджака и курящим трубку. Журнал Towfigh назвал его «Тростниковым» и даже посвятил целую книгу, посвященную разоблачению его недостатков как премьер-министра, под названием «Асса-Наме». Журнал (и иранские СМИ в целом) часто критиковал и высмеивал Ховейду, прежде всего потому, что они намеревались раскритиковать самого шаха, но не смогли сделать это напрямую из-за цензуры. В конце концов, Ховейда по приказу шаха навсегда закрыл журнал Towfigh Magazine в 1971 году из-за резкой критики журнала Towfigh Magazine в отношении коррупции и политики шаха. И это несмотря на то, что Ховейда публично заявил, что критику правительства следует поощрять и что любое ограничение свободы прессы должно осуществляться по решению суда через судебные органы, а не по односторонним распоряжениям правительства. [9]
Первая половина премьерства Ховейды отмечена чувством оптимизма. Как уже упоминалось, в 1966 году Ховейда попытался склонить многие элементы интеллектуального сообщества, а также оппозицию к неформальному соглашению с режимом. Хотя переговоры между двумя сторонами в конечном итоге сорвались, Ховейда никогда не упускал из виду, чего могло бы достичь партнерство между ними. Его прагматичный подход к политике позволил ему представить себе постепенный процесс реформ, который можно осуществить посредством действий. Это противоречит пути, избранному многими иранскими интеллектуалами в то время, который включал донкихотские решения таких проблем, как коррупция на выборах и цензура СМИ. Ховейда возобновил многие реформаторские инициативы, выдвинутые администрацией Мансура. В частности, планы реформ, которые были изложены шахом во время Белой революции . Хотя он был секуляристом , он даже распределял государственные доходы на нужды духовенства. Духовный истеблишмент рассматривался шахом как оплот против коммунизма и постоянно укреплялся (политика, о которой шах позже пожалел).

План Ховейды по борьбе с коррупцией стал примером укоренившейся некомпетентности многих людей, находящихся у власти. Многие важные члены правительства были коррумпированы, и шах постоянно льстил им и запугивал их, закрывая глаза на проблему. Шах начал получать все более искаженную картину иранского общества, став при этом совершенно слепым к растущему недовольству этим правилом со стороны обычных иранцев, а также к недостаткам своего собственного правительства. Неспособность Ховейды реализовать свой личный мандат в конечном итоге превратила откровенно оптимистичного премьер-министра в циника . После многих лет политического маневрирования большинство предложенных им инициатив были заблокированы бюрократическими препятствиями. В 1970-е годы нынешний премьер-министр-ветеран стал беспечным, когда дело доходило до реализации его собственных убеждений. Его прежняя агрессия по отношению к дисфункциям навязчивой системы постепенно превратилась в притворную поддержку. Публично Ховейда исходил из того, что режим в его нынешнем состоянии в конечном итоге реформируется сам по себе, и что политическая либерализация является лишь небольшим вопросом в великой схеме модернизация . В частном порядке Ховейда часто сетовал на условия в Иране, признавая недостатки государства и свое собственное политическое бессилие. Бессилие премьер-министра сопровождалось сложным внутренним соперничеством. У Ховейды были очень тяжелые отношения с такими людьми, как Асадолла Алам и Ардешир Захеди , сын знаменитого участника переворота 1953 года против Мосаддыка, генерала Фазлоллы Захеди .
Министр суда и последние годы
[ редактировать ]
2 марта 1975 года шах распустил партию «Иран Новин» и ее оппозиционные элементы, создав единую партийную систему во главе с партией «Растахиз» («Возрождение/Возрождение»). Что касается Ховейды, то считается, что шаху угрожало растущее влияние партийных чиновников, наиболее заметным из которых был Ховейда. Рост независимого аппарата противоречил замыслу шаха, предполагавшему консолидацию всей власти. Неспособность Ховейды получить какую-либо опору в правительстве позволила ему сконцентрировать большую часть своей энергии на развитии партии Иран Новин. [ нужны разъяснения ] . Сеть, которую он медленно развивал на протяжении многих лет, стала беспокоить монарха. Хотя Ховейда будет вынужден отказаться от своего поста премьер-министра, он согласился на временную посредническую роль в качестве генерального секретаря Растахиза, прежде чем будет назначен новый премьер-министр. Тем не менее, шах по-прежнему считал Ховедью доверенной (хотя и не податливой) фигурой, и он был назначен министром суда. В своих мемуарах королева Фарах писала, что просить Ховейду покинуть пост премьер-министра было так же болезненно, как «родить ребенка».
В 1977 году Ховейда стал министром суда в правительстве Джамшида Амузегара . В этой роли он обнаружил широкое распространение внутренней коррупции, которую когда-то скрывали Асадолла Алам и команда, которой он себя окружил. Тем не менее, он продолжал терпеть эту практику, одновременно оставаясь доверенным советником шаха.
Ховейда якобы был автором статьи, в которой оппозиционер аятолла Рухолла Хомейни подвергался нападкам как британский агент и лжец, и которая была анонимно опубликована в газете «Кайхан» в январе 1978 года по приказу шаха. Независимо от того, были ли обвинения правдивыми, статья вызвала серьезную негативную реакцию среди сторонников Хомейни, которая в конечном итоге переросла в иранскую революцию .
В этот момент становилась заметной растущая волна революции, давая Ховейде широкие возможности покинуть страну до того, как революционные силы получат шанс свергнуть монархию. Помимо настойчивых усилий семьи и друзей покинуть страну как можно быстрее, сам шах предложил Ховейде должность посла в Бельгии. Его отказ покинуть страну можно расценить как результат наивности или слепого оптимизма, однако решение Ховейды можно оценить и с другой стороны. Во-первых, он не хотел бросать свою мать, которая в то время не могла путешествовать. На более личном уровне Ховейда пришел к выводу, что после многих лет изгнания он сделает все возможное, чтобы остаться в Иране. Принимая во внимание все эти аргументы, Ховейда фактически пришел к выводу, что революционный пыл можно сдержать и что в конечном итоге все выправится, что позволит стране возобновить свой нынешний курс.
В попытке замедлить ход революции многие из его окружения советовали шаху арестовать Ховейду, используя его как козла отпущения за прошлые беды рушащегося режима. Поскольку Ховейда широко считался главной причиной революции из-за значительной части плохой прессы, которую он создавал на протяжении многих лет со стороны газет, которые хотели косвенно атаковать политику шаха, они полагали, что общественность будет умиротворена. В сентябре Ховейда был вынужден уйти в отставку с поста министра суда. 7 ноября 1978 года Ховейда был арестован вместе с другими 60 бывшими чиновниками. [10] Его будут держать под домашним арестом в резиденции в Верхнем Тегеране, часто связанной с деятельностью САВАК , и шах предполагал, что его предстанут перед судом и освободят после того, как он публично оправдает себя.
Однако после того, как шах бежал из страны, агенты САВАК (иранской государственной безопасности), которым было поручено охранять Ховейду, скрылись со своих постов, оставив Ховейду открытым для ареста революционными силами. Ховейда отказался от просьб друзей и родственников бежать из Ирана, пока не стало слишком поздно, и вместо этого сдался новым властям. Ховейда считал, что, поскольку суд будет проходить в исламском суде и что он лично не сделал ничего плохого, он будет оправдан.
Суд и казнь
[ редактировать ]
Ховейду отвезли в школу Рефах , временный штаб авангарда революции. Из-за ухода шаха и большей части бывшего правящего класса Ховейда стал самым ценным узником старого правительства. предстанет перед вновь созданным Революционным судом 15 марта 1979 года он впервые . За это время он попытался представить в суде свои юридические аргументы. Он дал интервью бельгийской журналистке Кристине Окрент , теперь печально известному интервью, в котором Ховейда был подвергнут почти обвинительным вопросам со стороны интервьюера. [11] [12]
Судья-клерик, назначенный Хомейни, Садек Халхали , стал известен как «судья-вешатель» за свой жестокий подход к революционному правосудию. Он был главой трибунала, который собрался для суда над бывшим премьер-министром. До суда над Ховейдой Халхали уже приказал казнить десятки, а возможно, и сотни политических заключенных, и в конечном итоге будет нести ответственность за тысячи казней. Традиционные правила судебной власти практически были отменены во время процессов над Ховейдой и бесчисленным множеством других. Среди многих аномальных черт, олицетворяемых судебным процессом, суд игнорировал понятия надлежащей правовой процедуры, беспристрастности судьи или разрешения обвиняемому ознакомиться с юридическими вариантами. Многие эксперты пришли к выводу, что приговор был вынесен аятоллой Хомейни еще до начала суда. Обвинение Халхали Ховейде было следующим: [13]
- Амир Аббас Ховейда, сын Хабиболлы, свидетельство о рождении № 3542, выдано в Тегеране, 1298 (1920) года рождения, ранее министр свергнутого королевского двора, и экс-премьер-министр шаха, гражданин Ирана, обвиняется в:
- Распространение коррупции на земле .
- Борьба с Богом , Божьими созданиями и наместником Имама Замана .
- Подстрекательства к мятежу, наносящие ущерб национальной безопасности и независимости, посредством формирования кабинетов министров, которые были марионетками США и Англии и защиты интересов колонизаторов .
- Заговор против национального суверенитета путем вмешательства в выборы в Меджлис , назначения и увольнения министров по указанию иностранных посольств.
- Передача подземных ресурсов: нефти, меди и урана иностранцам.
- Расширение влияния американского империализма и его европейских союзников в Иране путем уничтожения внутренних ресурсов и превращения Ирана в рынок для иностранных товаров.
- Выплата национальных доходов от нефти Шаху и Фараху и странам, зависимым от Запада , а затем заимствование денег под высокие проценты и кабальные условия у Америки и западных стран .
- Разрушение сельского хозяйства и уничтожение лесов.
- Непосредственное участие в шпионаже в пользу Запада и сионизма .
- Соучастие с заговорщиками из СЕНТО и НАТО для угнетения народов Палестины , Вьетнама и Ирана.
- активный член масонства в ложе Форуги . Согласно имеющимся документам и признаниям обвиняемых,
- Участие в терроре и запугивании людей, добивающихся справедливости, включая их смерть и ранения, а также ограничение их свободы путем закрытия газет и осуществления цензуры в печатных СМИ и книгах.
- Основатель и первый секретарь деспотической партии «Растахиз иранского народа».
- Распространение культурной и этической коррупции и прямое участие в укреплении основ колониализма и предоставлении капитулянтских прав американцам.
- Непосредственное участие в контрабанде героина во Францию вместе с Хасаном Али Мансуром .
- Ложная информация посредством публикации марионеточных газет и назначения марионеточных редакторов во главе СМИ.
- Согласно протоколам заседаний кабинета министров и Высшего экономического совета , а также заявлениям частных истцов, в том числе Али Сайеда Джавади, и с учетом документов, найденных в САВАК и канцелярии премьер-министра, а также признаний Манучехра Азмуна , Махмуда Джафаряна , Парвиз Ник-ха , и признания обвиняемых, поскольку совершение преступлений несомненно, прокурор Исламского революционного суда просит суд вынести приговор о смертной казни и конфискации всего вашего [Ховейды] имущества. .
Состав судебного заседания отражал стиль, в котором было составлено и обнародовано обвинительное заключение. Многие обвинения так и не были подтверждены и часто отражали нерасследованные слухи того времени. Аббас Милани согласен с этим мнением, когда он описал суть атмосферы суда:
Стало ясно, что правила доказывания, представления о невиновности, пока вина не будет доказана, а также беспристрастный судья, выносящий беспристрастные приговоры, основанные на неопровержимых доказательствах, - все это было чуждо этому суду... Сплетни имели авторитет фактов, как видно из пятнадцатой статьи обвинительного заключения. , а необоснованные слухи были приняты за доказательство вины.

7 апреля 1979 года Ховейду перевезли в тюрьму Каср , которая когда-то была дворцом для бегства монархов династии Каджаров , но в 1920-х годах была преобразована в тюрьму. К этому времени он уже осознавал, что пощады к нему не будет и вся фарс закончится его собственным убийством. Быстро вернувшись к трибуналу Халхали, он снова заслушал обвинительное заключение суда в три часа дня. Есть некоторые предположения относительно того, кто приказал возобновить судебный процесс. Бани Садр , один из многих лидеров Временного революционного правительства , выступавших за публичный суд, утверждает, что только сам Хомейни имел право отдать такой приказ. За запертыми дверями судьба Ховейды, которая уже была решена Хомейни несколькими днями ранее, была решена.
Халхали неоднократно кричал и оскорблял Ховейду на протяжении большей части процесса, называя его «развратителем земли» и «марионеткой западного преступника», отказывая ему дать показания в свою защиту. Вопреки этому, Ховейда осудил Халхали и сообщил ему, что он не намерен больше защищаться перед фиктивным судом. Халхали немедленно объявил о своем приговоре: расстреле и конфискации всего материального имущества.
Через несколько минут бывшего премьер-министра отвели во двор тюрьмы. Прежде чем добраться до места, предназначенного для расстрела, Ходжатолеслам Хади Гаффари (в настоящее время политический реформист) вытащил пистолет и дважды выстрелил Ховейде в шею. Его оставили лежать на земле в агонии, умоляя палачей «прикончить его». Говорят, что за несколько секунд до того, как наконец был нанесен удар, Ховейда ахнул стоявшему над ним охраннику: «Это не должно было закончиться так». [14] Согласно протоколу вскрытия, незадолго до казни его, по всей видимости, также избивали.
Труп Ховейды продержался в морге Тегерана в течение нескольких месяцев после его казни, прежде чем он был тайно передан его ближайшим родственникам и похоронен на кладбище Бехешт-э-Захра в Тегеране как неизвестный умерший.
После его казни его резиденция в ASP Towers была разграблена революционерами. По словам некоторых свидетелей, у него редко были какие-либо предметы роскоши. Его ценными вещами были кресло-качалка и библиотека из нескольких сотен книг.
Личная жизнь
[ редактировать ]
19 июля 1966 года Ховейда женился на Лейле Эмами (1932–2018). [15] на небольшой церемонии. На церемонию было приглашено лишь небольшое количество гостей, в том числе шах, королева Фара , родители Лейлы, мать Ховейды, его друг Манучехр Шахголи и его жена. Брак распался пять лет спустя, в 1971 году, но они остались друзьями и часто путешествовали вместе. У Ховейды не было детей.
Наследие
[ редактировать ]В 2000 году вышла биография Ховейды «Персидский сфинкс». ISBN 978-1-933-82334-8 P был опубликован Аббасом Милани на английском языке, за ним последовали персидские издания в 2001 и 2002 годах. [16] Ховейда был удостоен французского звания командующего Орденом Почетного легиона . После смерти [17]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холлидей, Фред (2001). «Смерть фланёра». Литературное приложение Times (5102): 1. ISSN 0307-661X .
- «Экономическое положение Ирана во время правления премьер-министра Ховейды (1973-1978)». Современные дилеммы: образование, политика и ценности . 6 (2): 1–18. 2019. ISSN 2007-7890 .
- «Ховейда и Ардешир Захеди: любопытное сожительство». Персидский журнал Рахаварда (132/133): 11–36. 2020. ISSN 0742-8014 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ежегодник текущей биографии . Компания HW Wilson. 1980.
- ^ «Центры силы в Иране» (PDF) . ЦРУ . Май 1972 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Чехаби, HE (2008), «Анатомия предрассудков», в Брукшоу, Доминик П.; Фазель, Сина Б. (ред.), Бахаи Ирана: социально-исторические исследования , Нью-Йорк: Routledge, стр. 186–191, ISBN. 978-0-203-00280-3
- ^ «История Ирана: Амир Аббас Ховейда» . Иранское камерное общество.
- ^ Хосров, Мутазид (1999). Хувайда: Сиясатмадар-и пип, аша, гул-и уркида . п. 1120. ИСБН 978-9-644-07189-8 .
- ^ Кадивар, Сайрус (23 декабря 1999 г.). «Трагическая судьба Ховейды» . hoveyda.org.
- ^ Нараги, Эхсан (1994). Из дворца в тюрьму; Внутри иранской революции . Лондон: IB Taurus & Co Ltd., с. 43. ИСБН 1-85043-704-1 .
- ^ Был ли Ховейда Бахаи? . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ «Специальная программа «Туннель Заман» — интервью с Амиром Аббасом Хойдой» . Ютуб .
- ^ Никазмерад, Николай М. (1980). «Хронологический обзор иранской революции». Иранские исследования . 13 (1/4): 327–368. дои : 10.1080/00210868008701575 . JSTOR 4310346 .
- ^ НЕПРЕРЫВНАЯ ВИНА: французский журналист, взявший интервью у Ховейды.
- ^ «ЭКС-ПРЕМЬЕР ХОВЕЙДА БЫЛ В ИРАНЕ ПОСЛЕ ЗАКРЫТОГО СУДА» . Нью-Йорк Таймс . 8 апреля 1979 года.
- ^ «Закон и права человека в Исламской Республике Иран» (PDF) . Международная амнистия . 13 марта 1980 г. Архивировано из оригинала (Отчет) 6 марта 2016 г. . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ К. Кадивар, Прощай, Шираз: иранские мемуары о революции и изгнании, 362.
- ^ Бехнуд, Масуд (11 июля 2018 г.). «Смерть Лейлы Эмами, жены амира Аббаса Хойды» . BBC News на фарси .
- ^ Милани, Аббас (2006). Персидский Сфинкс (на персидском языке) . ISBN 1933823038 .
- ^ Шахру Ахави (сентябрь 2001 г.). «Рецензируемая работа: Персидский сфинкс: Амир Аббас Ховейда и загадка иранской революции Аббаса Милани». Журнал исламских исследований . 12 (3): 355–357. дои : 10.1093/jis/12.3.355 . JSTOR 26198294 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аббас Милани , Персидский сфинкс: Амир Аббас Ховейда и загадка иранской революции , Mage Publishers, 2000, ISBN 0-934211-61-2 и IBTauris, 2000 г., ISBN 978-1-85043-328-6 ( отрывок из первой главы )
- Дело о казни Амира Аббаса Ховейды
- Энциклопедия Ираника : Амир-Аббас Ховейда в Brill Publishers
- Амир-Аббас Ховейда на IMDb
- Как шах Ирана устранял своих диссидентов
- Милани, Аббас (2008). «Амир-Аббас Ховейда» . Выдающиеся персы, Том 1 . Издательство Сиракузского университета. стр. 193–204. ISBN 978-0-81560-907-0 .
- Биографии: Амир-Аббас Ховейда в Британской энциклопедии
- История одного человека: Амир-Аббас Ховейда в Центре по правам человека Абдоррахмана Боруманда в Иране

- Иранские политики ХХ века
- 1919 рождений
- 1979 смертей
- Похороны в Бехешт-е Захра
- Командоры Почетного легиона
- Казненные премьер-министры
- Казненные иранцы
- Министры финансов Ирана
- Выпускники Свободного университета Брюсселя (1834–1969)
- Главы правительств, которые позже были заключены в тюрьму
- Иранские эмигранты в Бельгии
- Иранские эмигранты во Франции
- Иранские эмигранты в Германии
- Иранские эмигранты в Ливане
- Иранские масоны
- Генеральные секретари партии Иран Новин
- Иранские писатели
- Люди, расстрелянные в Иране
- Политики из Тегерана
- Политики казнены во время иранской революции
- Премьер-министры Ирана
- Генеральные секретари партии Растахиз
- Убитые иранские политики
- Политические заключенные в Иране