Парвиз Никха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Парвиз Никха | |
---|---|
Парвиз Никха | |
Рожденный | Тегеран , Иран | апрель 1939 г.
Умер | 13 марта 1979 г. Тегеран , Иран | (39 лет)
Причина смерти | Выполнено |
Национальность | Иранский |
Организация | Конфедерация иранских студентов |
Политическая партия | Вечеринка Туде |
Движение | Коммунизм (ранее) Монархизм (позже) |
Парвиз Никха ( персидский : پرویز نیکخواه , апрель 1939 — 13 марта 1979) — иранский политик-коммунист и один из центральных лидеров Конфедерации иранских студентов (СНГ). Во время учебы в Европе Никха основал маоистскую отколовшуюся группу партии Туде , которая делала упор на вооруженную борьбу, и был арестован за свою революционную деятельность после возвращения в Иран. Находясь в тюрьме, он стал сторонником шаха и впоследствии был освобожден, а затем казнен во время иранской революции за сотрудничество с правительством шаха.
Биография
[ редактировать ]Конфедерация иранских студентов
[ редактировать ]После четырех лет изучения физики Парвиз Никха окончил Манчестерский университет со степенью бакалавра . За время учебы в университете он стал бесспорным лидером среди иранских студентов за рубежом, будучи звездным докладчиком как на 2-м Конгрессе СНГ в Лондоне (1961 г.), так и на 3-м Конгрессе СНГ в Париже (1962 г.). [ 1 ] За это время он идеологически оторвался от линии партии Туде и стал членом недавно основанной «Революционной организации партии Туде» (РОТР), маоистской группы, отвергавшей « ревизионистский курс » Советского Союза . Целью группы было перенести « вооруженную борьбу » в Иран и организовать там крестьянское восстание по образцу китайской коммунистической революции . В 1964 году Парвиз Никха одним из первых заявил о своей готовности вернуться в Иран и «возглавить массы в революционной борьбе против шахского режима». [ 2 ] Парвиз Никха ранее принял приглашение в Китайскую Народную Республику для получения идеологического образования и обучения партизанской войне .
По мнению Никха и его товарищей, Иран «созрел для революции» в 1960-е годы. Если бы можно было создать союз между рабочими и крестьянами во главе с революционной партией, можно было бы свергнуть шаха и основать маоистскую «Народную Республику Иран», думали молодые революционеры. Вернувшись в Иран, Парвиз Никха устроился преподавателем физики в Университете Амира Кабира в Тегеране и начал свою подпольную работу, революционную параллель с его преподавательской деятельностью. Он набирал студентов в РОТП, отправлял их в Китай для дальнейшего обучения и обсуждал планируемое народное восстание с рабочими и крестьянами. Через несколько месяцев он написал для своих товарищей в Европе доклад об основах революционной борьбы в Иране. Реальность выглядела совершенно иначе, чем представляли себе в своих планах революционеры. Крестьяне не хотели иметь ничего общего с «вооруженной борьбой», а рабочие также не были в восторге от перспектив маоистской народная республика . В своем докладе друзьям из Конфедерации физик Парвиз Никха говорил о смене парадигмы, которую необходимо осуществить, что примерно означало, что «вооруженная борьба» на время отменяется. [ 3 ]
10 апреля 1965 года произошло нападение на шаха Мохаммада Реза Пехлеви , повлекшее за собой серьёзные последствия для Парвиза Никха. Никха был арестован вместе с несколькими другими членами РОТП и привлечен к ответственности. Конкретных доказательств того, что группа Парвиза Никха причастна к нападению, не было, но выяснилось, что САВАК долгое время следил за группой Парвиза Никха и располагал достаточными документами, чтобы идентифицировать его как члена террористической организации и иметь возможность зарядка такая. В ходе суда Парвиз Никха не скрывал своего неприятия монархии, но отрицал свою причастность к нападению. «Я марксист-ленинец, поэтому я против шаха. Терроризм не является частью моих убеждений». [ 4 ]
От революционера до сторонника шаха
[ редактировать ]После долгих обсуждений с семьей Парвиз Никха пришел к выводу, что ему следует во второй раз пойти непосредственно к шаху, чтобы сообщить ему о своих новых политических идеях. Он написал письмо, в котором извинился за ошибки, допущенные им в прошлом, и назвал свою прежнюю идеологическую позицию «абсурдной». Он предложил обнародовать свои новые политические взгляды. Никха написал статью о положительных последствиях земельной реформы, проведенной в рамках Белой революции , которая была опубликована без цензуры в ежедневной газете «Кайхан» . [ 5 ]
В телеинтервью 1968 года он объяснил свою личную историю и почему теперь считает, что взгляды, которых он придерживался в прошлом, ошибочны. Он хвалил политику шаха и выступал за «единый фронт» против «врагов прогресса» (имеется в виду консервативное духовенство). Он подверг критике свою прежнюю идеологическую позицию и призвал студентов Конфедерации вместо борьбы против шаха направить свою энергию на строительство и развитие Ирана. [ 5 ]
После телеинтервью Парвиз Никха был освобожден из тюрьмы. Он начал работать в Министерстве информации , а затем на Национальном иранском радио и телевидении (НИРТ). [ 3 ]
Исламская революция
[ редактировать ]Во время иранской революции Парвиз Никха был арестован и обвинен в написании против Хомейни статьи под названием «Иран и красная и черная колонизация» , которая появилась в газете «Эттелаат» 7 января 1978 года. Как и во время предыдущего суда над ним при шахе, он ему снова было предъявлено обвинение в деянии, в котором он невиновен. Он пытался защитить себя, утверждая, что он не мог написать статью, и пытался обосновать причины своего сотрудничества с правительством шаха. Несмотря на его просьбы, его снова приговорили к смертной казни, но на этот раз отсрочки добиться не удалось. 13 марта 1979 года, всего через месяц после возвращения Рухоллы Хомейни в Иран , Парвиз Никха был казнен. [ 6 ]
Мехди Ханбаба Техрани, один из основателей Конфедерации, недавно заявил:
«Я думаю, что студенческое движение постепенно полностью отошло от иранского общества и его реальных проблем. Движение продвигало образ бедного иранского крестьянина, который жил всего несколько дней, как, возможно, было во времена Ахмад-шаха или Реза-шаха. В нашем понимании реформы и революция были несовместимы. Мы считали, например, что шах предоставил женщинам в Иране гражданские свободы только для того, чтобы превратить их в буржуазных марионеток. Мы подумали, как женщины могут быть свободными, если иранский народ в целом не свободен? Такие соображения привели нас к союзу с Хомейни, не думая, что права свободы, которые шах навязал женщинам, были недостаточными, но, по крайней мере, были улучшением. ... Конфедерация была организацией, основанной на абсолютном неприятии (существующей системы) ... Члены конфедерации не принадлежали к укоренившемуся в обществе оппозиционному движению с теоретически обоснованными революционными идеями. Это были идеалисты, выступавшие против социального неравенства и врагом которых была личность шаха... У них в конечном итоге не было глубоких знаний об Иране и существовала определенная боязнь серьезно обсуждать вопрос о шахских реформах. Могло случиться так, что мы потеряли бы образ врага». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Afkhami 2009 , p. 389.
- ^ Милани 2008 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б Милани 2008 , с. 256.
- ^ Милани 2008 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б Afkhami 2009 , p. 390.
- ^ Милани 2008 , с. 260.
- ^ Afkhami 2009 , p. 395.
Библиография
[ редактировать ]- Афхами, Голам Реза (2009). Жизнь и времена шаха . Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520253285 . OCLC 955126406 .
- Милани, Аббас (2008). Выдающиеся персы: мужчины и женщины, создавшие современный Иран, 1941–1979 гг . Сиракьюс, Нью-Йорк : Издательство Сиракузского университета . OCLC 1226753784 .