Машалла Шамсолваезин
Машалла Шамсолваезин | |
---|---|
![]() Машалла Шамсолваезин, главный редактор ныне запрещенных иранских газет «Джамех» , «Нешат» , «Аср-е Азадеган» и др. Фотография сделана на острове Киш , Иран. | |
Рожденный | |
Национальность | Иранский |
Занятие | журналист |
Награды | Международная премия CPJ за свободу прессы (2000 г.) |
Машалла Шамсолваезин (родился 18 июня 1957 г.) [ 1 ] — иранский издатель газет и журналов послереволюционного Ирана , редактировавший многие из первых и наиболее широко распространенных независимых газет , в том числе «Кайхан» , «Джаме» , «Нешат » и «Аср-е Азадеган» . В настоящее время он является представителем Иранского комитета защиты свободы прессы, а также вице-президентом Ассоциации иранских журналистов . [ 2 ] Лауреат Международной премии КЗЖ за свободу прессы 2000 года , Шамсолваезин неоднократно подвергался тюремному заключению за свою журналистскую деятельность. [ 3 ] 29 июня 2014 года ему было предъявлено обвинение в «пропаганде против государства» и запретили выезд из Ирана. По состоянию на июль 2014 года он находится под залогом.
Работа редактором Кайхана
[ редактировать ]Шамсолваезин был основателем и главным редактором журнала «Культурный Кайхан » . Он служил платформой для оживленных дебатов среди интеллектуалов и публиковал работы ведущего иранского мыслителя Абдулкарима Соруша . О важности Кайхана Фороф Джаханбахш писал: «Журналу Киян [ так в оригинале ]... можно отдать должное за его основополагающую роль в содействии росту религиозного интеллектуального дискурса в постреволюционном Иране». [ 4 ]
журнал «Кайхан-и Фарханги В 1984 году Сайид Мостафа Рохсефат, Сайид Камаль Хадж, Сайид Джавади и Хасан Монтазер Каим основали » («Культурный Кайхан»). «Кайхан-и Фарханги» был первым ежемесячным аналитическим и литературным журналом, издававшимся после исламской революции. [ 4 ] Он затронул широкий спектр провокационных вопросов, включая социальную справедливость, отношения между религией и наукой, а также отношения между исламом и Западом. Журнал опубликовал революционную серию статей Абдулкарима Соруша «Теоретическое сокращение и расширение религии», которые заложили основу влиятельной философии религиозного модернизма Соруша. После разногласий по поводу статей Соруша редакция журнала была вынуждена уйти в отставку, а Кайхан-и Фарханги был закрыт в 1990 году.
В 1991 году «Кайхан-и Фарханги» был вновь открыт в соответствии с культурной политикой режима и под новой редакцией. Тем временем старая редакция «Кайхан-и Фарханги» основала новый журнал «Киян» , главным редактором которого стал Шамсолваэзин. [ 4 ]
Кайхан Суд прессы Тегерана приказал закрыть 17 января 2001 года. Судья Саид Мортазави , глава суда прессы, заявил, что Киян «опубликовал ложь, нарушил общественное мнение и оскорбил священный закон». [ 5 ]
Работа редактором журналов Jame'eh , Neshat и Asr-e Azadegan.
[ редактировать ]В 1998 году Шамсолваезин покинул Кайхан и стал главным редактором новой ежедневной газеты «Джамех» («Общество»). «Джаме» приобрела 300 000 читателей всего за 7 месяцев после публикации, став второй по популярности газетой в стране. Цветная газета «Джаме» была названа в рекламе «первой газетой гражданского общества Ирана». Читатели «Джаме» были в основном молодыми, хорошо образованными и прогрессивными. [ 6 ] Успех этой смелой независимой газеты способствовал созданию многих других независимых газет в Иране.
Джаме акцентировал внимание на важности свободы слова и здоровых гражданских дебатов. Полностраничная статья под названием «Религия, свобода и закон», опубликованная в журнале «Джаме» в июне 1998 года, была написана священнослужителем, живущим в священном городе Кум, который подробно остановился на знаменитом заявлении Хатами о том, что «если религия идет против свободы , оно проиграет». В другом выпуске за июнь в заголовке процитировано заявление Хатами, сделанное на собрании стражей исламской революции: «Общество невозможно продвинуть вперед, внушая страх». [ 6 ]
Однако правительство приостановило действие лицензии на публикацию «Джаме» . Название журнала было изменено на «Тоус» , а Шамсолваезин продолжил публиковаться. После суда Джамех был закрыт навсегда. Шамсолваезин и Хамид Реза Джалаейпур , директор издательской компании «Джаме» , были заключены в тюрьму без предъявления обвинений на тридцать пять дней. [ 7 ]
После выхода из тюрьмы Шамсолваезин основал Нешат еще одну независимую газету « ». В сентябре 1999 года газету «Нешат» приказали закрыть, а Шамсолваезина арестовали после того, как он написал статью с критикой смертной казни в Иране. Однако Шамсолваезин не был заключен в тюрьму до ноября, а тем временем Шамсолваезин получил лицензию, основал и начал издание журнала «Аср-э Азадеган» («Эра свободных людей»), который вскоре также был закрыт Тегеранским пресс-судом. [ 8 ]
Во всех журналах Шамсолваезина публиковались статьи авторов широкого спектра политических взглядов, включая консерваторов, а также ссыльных диссидентов и реформистов. [ 9 ]
Награды и аресты
[ редактировать ]Шамсолваезин был лауреатом Международной премии КЗЖ за свободу прессы 2000 года , присуждаемой Комитетом по защите журналистов . [ 3 ]
В июне 1998 года, после закрытия Джаме, Шамсолваезин был заключен в тюрьму на тридцать пять дней, а затем освобожден без суда. В апреле 2000 года он был приговорен к 30 месяцам тюремного заключения за «оскорбление исламских принципов» за публикацию статьи с критикой смертной казни в Иране в качестве редактора газеты «Нешат». [ 10 ] Он провел 17 месяцев в тюрьме Эвин, прежде чем был освобожден летом 2001 года. «У нас в Иране есть свобода выражения мнений. Но проблема в свободе после выражения», - сказал Шамсолваезин. [ 11 ]
Утром 28 декабря 2009 года Машалла Шамсолваезин был арестован в своем доме в Тегеране после протестов Ашура 2009 года . Как сообщается, шестеро агентов в штатском вошли в дом Шамсолваезина с незаполненным ордером. Он потребовал от полиции предъявить ордер, в котором было бы указано его имя, но тем не менее был арестован и увезен. [ 3 ] Он был освобожден под залог 28 февраля 2010 года. [ 12 ]
29 июня 2014 года в тюремном суде Эвина его допрашивали в течение двух часов и обвинили в «пропаганде против государства». Обвинения являются ответом на интервью и выступления. Он был освобожден под залог в 2 миллиарда риалов (около 80 000 долларов США), под залог дома его матери и ему запретили выезд за границу. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список событий и важных исторических событий 28 июня» .
- ^ Оливер Люфт (6 января 2010 г.). «IFJ осуждает волну арестов журналистов в Иране» . Пресс-Газета . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ведущие иранские журналисты заключены в тюрьму после протестов Ашуры» . CJP . 29 декабря 2009 года . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джаханбахш, Форо (2001). Ислам, демократия и религиозный модернизм в Иране, 1953-2000 гг .
- ^ «Атаки на прессу 2001: Иран» . Март 2001 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мафинезам, Алидад; Мехраби, Алия (2008). Иран и его место среди стран . Издательство Прагер.
- ^ Захеди, Дариуш (2000). Иранская революция тогда и сейчас: индикаторы нестабильности режима . Вествью Пресс.
- ^ «Страновые отчеты о практике прав человека» . 23 февраля 2000 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ «КЗЖ беседует с заключенным иранским журналистом по поводу Всемирного дня свободы прессы» . 3 мая 2001 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ Шазу, Амин (2002). «Гражданское общество в мусульманском мире: современные перспективы». Исламские публикации, ООО
- ^ Шадид, Энтони (2002). Наследие пророка: деспоты, демократы и новая политика ислама . Вествью Пресс.
- ^ Неизвестно [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Журналист-ветеран обвинен в антигосударственной пропаганде» . Международная кампания по правам человека в Иране . 3 июля 2014 года . Проверено 12 июля 2014 г.