Мухаммад Хади
Мухаммад Хади Мухаммад Хади | |
---|---|
Рожденный | 1879 Шемахы , Азербайджан |
Умер | 1920 Гянджа , Азербайджан |
Занятие | Поэт |
Мохаммад Хади или Ага-Махаммад Хаджи-Абдулсалим оглу Абдулсалимзаде ( азербайджанский : Məhəməd Əbdülsulumza ko Hadi Şirvani ; 1879, Шемаха — 1920, Гянджа ) — азербайджанский поэт -романтик . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе Мухаммед Хади родился в 1879 году в Шемахе в семье купца. Начальное образование он получил в мечети, у муллы . Позже он учился в школе отца Аббаса Саххата, муллы Алиаббаса. Потеряв отца в раннем возрасте, Хади продолжил образование сам, превосходно выучив арабский и персидский языки . [ 2 ]
Землетрясение 1902 года разрушило дом Хади в Шемахе. В поисках приюта и работы Хади отправился в Кюрдэмир , где некоторое время преподавал. В 1906 году по настоянию своего учителя и родственника Мустафы Лютфи он переехал к нему, в Астрахань . Но он не задержался там надолго, вернулся в Баку и работал в редакции журналов «Фиюзат» и «Иршад», газет «Новая жизнь» и «Тарагги». [ 3 ]
В 1910 году Хади отправился в Турцию , где работал переводчиком восточных языков в редакции газеты «Тенин». Здесь он действовал против мусульманских порядков, в частности, против притеснения женщин. [ 4 ] За это его сослали в Салоники . Через некоторое время его сослали в Стамбул , а затем в Баку. Ссылка подорвала здоровье Хади, но он продолжал работать в газете «Игбал» и публиковать свои стихи.
После начала Первой мировой войны Мухаммад Хади ушел на фронт в составе « Дикой дивизии » мусульман и находился в Польше и Галиции до конца войны . После русской революции 1917–1918 годов Хади вернулся в Азербайджан, где и умер в мае 1920 года в Гяндже.
Деятельность
[ редактировать ]После землетрясения в Шемахе в 1902 году Мухаммад Хади переехал в Кюрдамирский район. Чтобы заработать на жизнь, он дважды пытался открыть магазин, но из-за отсутствия опыта в этой области обанкротился. Вскоре после этого Хади решил открыть школу вместе с Ага Эфенди при финансовой помощи некоторых просветителей. Благодаря своему уму Магомет Хади был выбран представителем кюрдамирских учителей и отправлен в Тбилиси для участия в Закавказском учительском съезде в 1204 году.
Между 1902 и 1906 годами финансовое положение Мухаммеда Хади улучшилось, и он продолжал покупать известные журналы того времени «Сабах» в Стамбуле, «Хеят» в Баку и «Теркуман» в Бахчисарае, чтобы ознакомиться с внешний мир.
Махаммад Хади начал свою карьеру поэта в 1905 году, написав несколько стихов в газетах и получив известность среди местных читателей. В связи с его успехом один из его близких друзей Мустафа Лютфи (издатель газеты «Бурхани-Тереджи» в Астрахани) позвал его на работу в свою газету. По просьбе друга Хади в 1905 году поехал в Астрахань и начал там работать. В это время Мухаммед Хади также писал просветительские статьи и стихи в журналах «Хеят», «Фуюзат» и «Бурхани-Терегги», целью которых было привлечь внимание простых людей к важности науки. Хади приехал в Баку в 1906 году на по просьбе Али бея Гусейнзаде и работал в журнале «Фуюзат». После закрытия «Фуюзат» работал в газетах «Таза Хаят» и «Иттифак».
В 1907–1908 годах Мухаммад Хади уже считался одной из важных фигур азербайджанской поэзии, поскольку его произведения прямо или косвенно содержали и подчеркивали концепцию свободы. Негмейи-эхраране», «Душизейи-хурриете», «Хурийи-херриете», «Эдвари-текеддуд», «Эсари-инкилаб» считались основными образцами его стихов, написанных на тему свободы.
В 1910 году Хади отправился в Стамбул, Турция , и начал работать в газете «Тенин», которую раньше издавали Тофиг Фикрет и Хусейн Джавид. Поскольку он свободно владел восточными языками, он работал переводчиком. В этой газете были опубликованы его стихи и статьи, переведенные с разных языков. В то время его стихи были известны не только в Турции, но и на Ближнем Востоке. Кроме того, его стихи «Фунун и Маариф» были переведены на персидский язык и опубликованы в Индии.
В 1911–1912 годах наряду с «Тенином» стихи, статьи, переводы Мухаммеда Хади публиковались в различных журналах, таких как «Рубаб», «Шахбал», «Мехтаб» и «Шахрахи-Себах». Здесь он посвятил несколько стихов революционному поэту Турции Тофигу Фикрету.
В 1913 году османское правительство арестовало Хади из-за его противоположных взглядов и сослало в Салоники. Тем не менее, Магомед Хади смог вернуться в Баку в 1914 году. В этом же году Хади начал работать в редакции газеты «Икбал». За этот год он опубликовал на азербайджанском языке более 20 рубаев от Омара Хайяма.
Наряду с газетой «Икбал», начиная с 12 апреля 1914 года, Хади публиковал свои статьи в газете «Басират».
В 1915 году он был отправлен на Австрийский фронт в составе « Дикой дивизии » мусульман и служил имамом мусульманских солдат. После возвращения с войны Мухаммед Хади проживал в Гяндже, а затем в 1918 году приехал в Баку.
Его стихи были собраны и опубликованы в четырех книгах в период с 1918 по 1919 год. «Алвахи-интибах» считалась самой значимой среди его стихотворений. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мохаммед Хади» . azerbaijans.com.
- ^ "Хади Мухаммед" . статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).
- ^ "Мухаммед Хади - литературный деятель Азербайджана" .
- ^ "Хади Мухаммед" . Словари и энциклопедии онлайн.
- ^ «Жажда свободы, нации и независимости Мохаммеда Хади» .
- ^ «М. Хади» .
- ^ «Мохаммед Хади – поэт, восходящий к вершине» .
- ^ «Мохаммед Хади. Избранные произведения» .
- ^ «Мохаммед Хади» .