Сейед Азим Ширвани
Сейед Азим Ширвани Сейед Азим Ширвани | |
---|---|
Рожденный | Шемаха , Российская империя. | 9 июля 1835 г.
Умер | 1 июня 1888 г. Шемаха , Бакинская губерния , Российская империя. | ( 52 года
Занятие | Поэт |
Национальность | азербайджанский |
Сеид Азим Ширвани ( азербайджанский : Seyid Əzim Şirvani ; 9 июля 1835, Шемаха — 1 июня 1888, Шемаха) — азербайджанский поэт и просветитель. Свое первое религиозное образование он получил в Ираке . Вернувшись на родину, он отказался от своего духовного сана и открыл частную школу. Сеид Азим Ширвани продолжил . традиции Физули в своих любовно-лирических стихах В своих сатирических стихах и баснях Сейид Азим Ширвани высмеивал священство, выступал против отсталости и невежества, призывал к просвещению и культуре. Современные поэты считают его своим учителем. [ 1 ]
Образование и преподавание
[ редактировать ]Сеид Азим Ширвани родился в Шемахе , в семье священнослужителя. Он рано потерял отца, и дедушка заботился о нем. Для завершения образования его отправили в Багдад и Египет , где он получил духовный титул ахунда . После возвращения в Шемаху Сейид Азим Ширвани интересовался светскими науками, проблемами образования, выучил русский язык . Он не ограничивался знанием только персидского и арабского языков и творчества восточных авторов, но интересовался также европейской и русской литературой , знакомился с произведениями Пушкина , Некрасова и других известных поэтов. [ 2 ]
Заботясь о прогрессе нации, ее духовном раскрепощении, Сейид Азим открыл в Скамахи русско-азербайджанскую школу, где уделялось внимание изучению светских наук, а также азербайджанского и русского языков. Своим ученикам он читал стихи азербайджанских поэтов и переводы произведений таких поэтов, как Саади , Хафиз и Хайям, вместо Корана и правил шариата . Он преподавал в этой школе, отказавшись стать священнослужителем. С течением времени интерес к общественным проблемам, к научным знаниям изменил его отношение к служению религии. Видя лицемерие и ханжество священнослужителей, он вдохновился мечтой посвятить себя творчеству и просвещению народа, пропаганде науки и знаний, что вызвало недовольство и враждебное отношение священнослужителей. Ширвани слыл политически нелояльным человеком и вскоре был отстранен от преподавания.
Креативность
[ редактировать ]Ширвани руководил литературным обществом « Бейт-ус-сафа » в Шемахе . Группируя вокруг себя прогрессивно настроенную интеллигенцию города, он общался с аналогичными обществами в Баку , Губе , Шуше и Ордубаде .
В богатом наследии поэта широко были представлены стихи в жанрах газели , рубаи , гарсиде, марсие, а также поэтические рассказы, басни , притчи , послания , литературные произведения. Он также написал учебник литературы.
Самоотверженная любовь, мечта о встрече, жгучая скука возлюбленного, жалобы на судьбу – темы газелей Ширвани. Но, следуя своим великим предкам, особенно традициям Физули, поэт прославлял не божественную, а настоящую любовь. Образовательный разум – высшая мера ценностей в творчестве Ширвани. Образование должно изменить духовную сущность человека, поэтому приобщение к гуманистическим ценностям значит больше, чем раса и религия.
Не говорите мне, что я гяур или мусульманин, |
Ширвани призывал Кавказа мусульман приобретать знания в области естественных наук, отказаться от суеверий и фанатизма, идти по пути прогресса и культурного возрождения (поэма «Обращение к мусульманам Кавказа»). В связи с открытием памятника Пушкину в Москве в 1880 году Ширвани написал стихотворение Пушкину, где рассказал о большом значении поэтического наследия русского поэта для народов Востока и всего мира. Решительная ориентация Ширвани на русскую культуру отразилась на его творческой и педагогической деятельности.
Сатира занимает важное место в литературном наследии Ширвани, ставшей во второй половине XIX века ведущим направлением в азербайджанской литературе благодаря творчеству поэта. Ширвани можно было бы назвать «яростным талантом». Есть что-то мрачное и гротескное в его рассказах-притчах и стихах, хотя они завершаются оптимистическим и морализаторским финалом в традиционном просветительском духе: знание, сильный ум, человечность, разумные правила призваны избавить людей от жестокости, несправедливости, низменных страстей и глупость. Но светлый колорит, демократическая атмосфера веры Ахундова в человечество были утрачены.
Сейид Азим соединил в себе лучшие черты демократического правления Ахундова, Физули и Вагифа лирики Закира , сатиры и следовал их традициям. Поэзия Сейида Азима отличается разнообразием тем и жанров. Его газели изящны и лиричны. [ 3 ]
Остро звучат и его рассказы и басни: «Взятка богу», «Похороны собаки», « Сатана », «Хан и мужик». [ 4 ] Сатирическая поэзия Ширвани подготовила почву для дальнейшего развития этого жанра, который нашел реализацию в творчестве М.А.Сабира в начале 20 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "СЕИ́Д АЗИ́М ШИРВАНИ́" .
- ^ «СЕИД АЗИМ ШИРВАНИ» . odlar-yurdu.ru.
- ^ "АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" .
- ^ «СЕИД-АЗИМ ШИРВАНИ» .