Аббасгулу Бакиханов
Аббасгулу Бакиханов | |
---|---|
Аббасгулу Бакиханов | |
Рожденный | 21 июня [ OS 3 июля] 1794 г. |
Умер | Январь 1847 г. (52–53 года) |
Другие имена | Кодси ( псевдоним ) |
Род занятий | писатель, историк, журналист, лингвист, поэт и философ |
Известный | Отец азербайджанской историографии |
Родитель |
|
Семья | Бакиханов |
Аббасгулу ага Бакиханов [а] ( Азербайджанский : Аббасгулу ага Бакиханов ) (21 июня [ OS 3 июля] 1794 г., [3] Амирджан — январь 1847, Вади-Фатима, близ Джидды ), Аббас Коли Бакиханов , [4] [б] или Аббас-Коли ибн Мирза Мохаммад (Таги) Хан Бадкуби [5] был азербайджанским писателем, историком, журналистом, лингвистом, поэтом и философом. Он был сыном третьего хана Баку Мирзы Мухаммад-хана II . Служил офицером Российской императорской армии и участвовал в русско-персидской войне 1826–1828 годов , позже вышел в отставку и поселился в Губе .
Также известный под псевдонимом Кодси (азербайджанский: Qüdsi ), многие азербайджанские ученые считают Бакиханова одним из своих первых мыслителей и историков. [6] Ему приписывают то, что он был первым человеком, написавшим «научную монографию по истории Большого Ширвана »; территория, которая позже составит большую часть Азербайджанской Республики . [7] Его «Канун-э Кодси » был первым опубликованным руководством по персидской грамматике.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бакиханов был сыном 3-го хана Баку Мирзы Мухаммад-хана II и грузинки по имени София. [8] Начал свою образовательную деятельность в 1801 году и получил образование на персидском языке у нескольких мулл своего времени, таких как Мухаммад Бакуви и Хаджи Мухаммад Гулхани (ум. 1808). [9] В 1813 году, через семь лет после потери суверенитета ханства, семья переехала в Губу , где в течение следующих десяти лет он выучил арабский , турецкий и русский языки , а затем французский и польский языки . [10] В 1818 году он основал первое азербайджанское литературное общество «Гюлистан-и Ирам» .
Он поступил на службу в русскую армию 20 декабря 1819 г. [ OS 1 января 1820 г.] и начал службу переводчиком и Кавказского наместничества обосновался в канцелярии в Тифлисе . 28 декабря 1821 г. [ OS 9 января 1822 г.] [11] На этой должности он проработал 25 лет.
Карьера
[ редактировать ]Бакиханов принимал активное участие в походах против мятежных дагестанских княжеств. [12] Он также был членом российской дипломатической миссии, отвечавшей за переговоры по пограничным вопросам между Россией и Персией в 1820-х годах. В 1823 году участвовал в сборе этнографических сведений для « Описания Карабахской провинции» . В 1828 году он входил в состав русского военного командования под командованием генерала Паскевича , принимавшего участие в мирных переговорах с Персией, в результате которых был подписан Туркменчайский мирный договор . Он убедил хана Эхсана Нахчыванского , а также ряд курдских лидеров Персии вступить в союз с Россией. он был награжден медалью Святого Владимира В 1829 году за участие в осаде Карса в русско-турецкой войне 1828-1829 годов 4-й степени . Он встретил Александра Пушкина в Эрзуруме в 1829 году, выступая в качестве его переводчика. За это время он также установил дружеские отношения с Никитой Панкратьевым , а также с Дмитрием Бибиковым, тогдашним министром внутренних дел . [13]
Ему было поручено каталогизировать конфискованные книги из османских библиотек Ахалцихе , Эрзурума и Баязета . За это время он также нашел и перевел «Дербенднаме» («Книга Дербента») счел менее качественной работой муллы Мухаммада Рафи, которую Владимир Минорский . [14]
Недовольный вице-королем Георгом Андреасом фон Розеном , который сомневался в его лояльности, он решил оставить военную службу и попытался сделать карьеру в Министерстве иностранных дел России . В 1833 году он поехал в Варшаву, чтобы встретиться и заручиться поддержкой своего бывшего начальника Ивана Паскевича , который теперь занимал пост вице-короля Конгресса Польши . Здесь он пожаловался на обращение Ермолова и Розена с кавказскими мусульманами и направил ноту протеста. В конце концов он добрался до Санкт-Петербурга после получения новостей от Карла Нессельроде в мае 1834 года, но уехал только через два месяца, как сообщается, под давлением Розена.
Он вышел в отставку в 1835 году и вернулся в село Амсар недалеко от Кубы. [15] Он продолжал писать для нескольких газет, в том числе Тифлисских « » для ведомостей . В 1837 году его вызвали в Тифлис для следственной комиссии по делу Кубинского восстания . он написал статью «Ваххабиты» . В 1839 году по просьбе муджтахидов тифлисских для «Энциклопедического лексикона» , первой русской энциклопедии, [16]
На военную службу он был отозван в 1842 году Евгением Головиным , тогдашним главнокомандующим на Кавказе. [12] и получил звание полковника.
Образовательные усилия
[ редактировать ]Религиозные взгляды Бакиханова в целом были либеральными из-за сильного европейского влияния. Он критиковал фанатизм среди религиозных масс и мракобесие духовенства. Он продвигал исламскую культуру в регионе и в России в целом. Его конечной целью было создание мусульманского колледжа в Баку и школы восточных языков в Тбилиси . В 1832 году он выступил с проектом создания крупного учебного заведения для мусульман, где предметы будут преподаваться на русском, персидском и азербайджанском языках . [16] Он пошел дальше и написал ряд учебников, по которым должны были учиться студенты. Проект был отправлен на утверждение губернатору Кавказа, но остался без внимания. Бакиханов также перевел на азербайджанский язык несколько басен Ивана Крылова , одна из которых сохранилась. Его величайшим достижением в области образования было написание «Канун-е Кодси» , первого опубликованного в истории руководства по персидской грамматике. [17]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1845 году Бакиханов отправился в хадж . По пути к святым исламским достопримечательностям он был тепло принят Мохаммад Шахом Каджаром и во второй раз награжден Шир-э Хоршидом , высшей персидской медалью. [9] Там он также посетил Исфахан , Йезд , Шираз и Керманшах . Оттуда он изменил свой маршрут в Османскую империю по предложению Моисея Аргутинского-Долгорукова , который в то время находился в Каджарском Иране. [9] В Константинополе Бакиханов имел аудиенцию у Абдул-Меджида I в октябре 1846 года, который проявил интерес к некоторым его академическим сочинениям, в частности к «Асрару аль-Малакуту» , копию которого ему подарили. [18] Как сообщает Allgemeine Zeitung , эта встреча также носила дипломатический характер, поскольку впервые мусульманин представлял немусульманскую страну. [19] Оттуда Бакиханов отправился посетить Александрию , Каир , Мекку и Медину . По пути из Медины обратно в Дамаск он заразился холерой и умер в небольшом городке Вади-Фатима в Хиджазе (современная Саудовская Аравия ) в 1847 году. Точное время его смерти и место захоронения не установлены, но сообщалось о его смерти. 2 февраля 1847 года российским консулом в Сирии Михаилу Устинову, российскому послу в Османской империи. [20]
Работает
[ редактировать ]Главный
[ редактировать ]- Эр-Рияд аль-Кудс ( «Священный сад» , 1820 г.). Свою первую книгу (на азербайджанском языке) Бакиханов написал под религиозным влиянием мусульманских общин Кубы. В то же время «Рияд аль-Кудс» был размышлением Бакиханова о шиитской мистической литературе, такой как «Джила аль-Уюн» Мохаммеда Бакера Маджлиси .
- Мишкат аль-Анвар ( «Ниша Крессета» , 1829) представляет собой альманах басен, притч, а также некоторых цитат из Корана и отсылок к суфийскому мистицизму в целом, направленный на сохранение социальных ценностей и морали внутри общества. Книга написана на персидском языке.
- Кашф аль-Карайб ( «Открытие неведомого» , 1830) — один из школьных учебников, написанных Бакихановым в 1830 году на персидском языке, где он описывает открытие Америки.
- Канун-э Кодси ( «Священный Закон» , 1831 г.) был первой книгой в истории, полностью посвященной грамматике персидского языка. Первоначально написанная на персидском языке в 1831 г., она была переведена на русский язык в 1841 г. и стала одной из основ развития иранистики в России.
- «Кетаб-э Асгарийе» ( «Книга Асгара» , 1837) была первой художественной книгой Бакиханова: история любви двух молодых людей, преследуемых фанатичным обществом, в котором они жили. Книга написана на азербайджанском языке.
- Асрар аль-Малакут ( «Тайны небес» , 1839 г.) представляет собой введение в астрономию, написанное на арабском языке, позднее переведенное на персидский язык самим Бакихановым и переведенное на османский турецкий язык Сейидом Шерефом Хайятизаде. [9]
- «Гулистан-и Ирам» ( «Цветущий цветочный сад» , 1841) — одно из крупнейших его произведений (написано на персидском языке), посвященное истории Восточного Кавказа с древнейших времен до 1813 года. В 1845 году оно было выдвинуто Александром Нейдгардтом на правительственную премию. , наместник Кавказа, незадолго до своей смерти. [13] Английский перевод этой работы был сделан Виллемом Флором и Хасаном Джавади и опубликован издательством Mage Publishers в 2009 году. [21]
Другие работы
[ редактировать ]- Тахзиб аль-Ахлак ( «Воспитание нравственности», 1832 г.) был книгой о морали для детей, основанной на восточной и греческой философии.
- Мерадж-э Хаял ( «Вознесение мечты ») и Меджлис-е Фиренг ( «Европейское общество» ) были написаны во время его пребывания в Варшаве в 1833—1834 годах, где он описал свои впечатления от Польши.
- Айн аль-Мизан ( «Чешуйное существо» , 1835) — книга по формальной логике на арабском языке, подаренная им самим Александру Казембеку в 1840 году.
- Китаб-э Насаих ( «Книга наставлений» , 1836) представляла собой короткие морализаторские изречения, основанные на предыдущей книге. [3]
- «Умуми Джографья» ( «Общая география которой должен был стать Асрар аль-Малакут . ») представляла собой незаконченную книгу по географии, частью
Он также является автором научных очерков, сборников стихов, статей, переводов различных произведений на азербайджанский и русский языки и т. д.
Философские и религиозные взгляды
[ редактировать ]По словам Ахмедова, Бакиханов понимал Аллаха как некую трансцендентную сущность мира, раскрывающуюся в бесконечном количестве атрибутов. Разделяя мессианскую идею махдизма , Бакиханов указывал, что Али и его прямые потомки олицетворяют вероучение и власть пророка. Прямое общение с Али прерывается только на двенадцатом имаме ; последний имам не умер, а был на небеса . вознесен Аллахом [22]
Бакиханов считал, что Аллах не вызывает непосредственно счастья или несчастья человека; вместо этого Он предоставляет возможности для самоспасения или ошибки. Человек посредством ума и знаний может стремиться к спасению, и Аллах будет помогать ему и направлять его. Однако если человек пренебрегает этими дарами, Аллах оставляет его в заблуждении. Бакиханов механически примирил свободу действий с божественным предопределением : Аллах творит действия по свободному выбору каждого человека. Он также проповедовал концепции надежды ( таваккул ) и довольства ( рида ), отражая суфийское влияние в его взглядах. Цитируя Руми , Бакиханов осуждал погоню за внешними благами, чрезмерный страх смерти, искушение ( нафс ) как стремление к запретному и недозволенному, употребление спиртных напитков. [23] Несмотря на это, Бакиханов не был сторонником аскетизма. Он критиковал и нечестие ( фиск ), и отшельничество ( зухд ), считая, что и отшельник, и нечестивцы обманывают людей своими софизмами и уловками.
По его мнению, человек, желающий достичь индивидуального совершенства, должен находиться в обществе, чтобы избавиться от позора или защитить добродетели. Фактически, по его мнению, религия следует за общественным интересом в упорядочивании моральных принципов. Для него религия имела природу, которая подтверждает принципы, которые становятся очевидными при рассмотрении общественных интересов и порядка мира, а не при прямом упоминании того, что хорошо. [9]
Семья
[ редактировать ]В 1826 году Бакиханов женился на Сакине (1807 г.р.), своей двоюродной сестре по отцовской линии и внучатом племяннике Фатали-хана , дочери Калб Гусейн-аги, от которой у него родились две дочери, в том числе Зибюн Ниса Бегум (1831 г.р.) и Тугра Ханум (1839 г.р.) - оба женаты на своих двоюродных братьях Хасан-аге и Ахмад-аге. [24]
Награды
[ редактировать ]- Орден Святой Анны 3-й степени — 1 января 1828 г. (за участие в Ереванском и Сардарабадском сражениях Русско-Персидской войны ). [25]
- Орден Святого Владимира 4-й степени — 16 октября 1828 г. (за отличное мужество и отвагу, проявленные в русско-турецкой войне , а также при осаде и взятии Карса ). [25]
- Орден Святой Анны 2-й степени - 1829 г. (за участие в боях 19 и 20 июня 1829 г. в горах Саганлуг) [25]
- Орден Святой Анны 2-й степени (вариант, украшенный императорской короной) — 1829 (за участие в боях 24 июля 1829 года при Харте и 27 сентября при Байбурте ) [25]
- Орден Святого Станислава 3-й степени - 1829 г.
- Орден Льва и Солнца 1-й степени (с бриллиантами на бриллиантовой цепочке) - 1829, 1845 гг. [9]
Память
[ редактировать ]- В Баку есть муниципалитет имени Бакиханова.
- Институту истории Национальной академии наук Азербайджана присвоено имя Бакиханова. [26]
- есть улица его имени . В Насимининском районе Баку
- В октябре 2011 года в Баку, в муниципалитете Баку имени Бакиханова , был открыт памятник Аббасгулу Бакиханову . Парк Бакиханова, где находится памятник, был капитально отремонтирован, а затем там был установлен памятник. [27]
- Его сыграл Фахраддин Манафов в фильме 2012 года «Посол утра». [28]
- Bakikhanov's monument in Quba
- Дом Бакиханова в Мирджане с его мемориальной доской
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гулд, Ребекка Рут (2019). «Персидская космология исторических исследований на Кавказе: космологический космополитизм Аббаса Кули Ага Бакиххануфа». Сравнительная литература . 71 (3): 272–273. дои : 10.1215/00104124-7546287 . S2CID 165301161 .
Настоящая статья развивает эту новую область исследований посредством изучения произведений, жизни и наследия эрудита персидского интеллектуала Аббаса Кули Ага Бакихануфа (1794–1847). Бакихануф достиг совершеннолетия в эпоху империи, в частности, в эпоху русских вторжений на территорию Каджара. Хотя Бакиххануф родился на территории империи Каджаров, место его рождения было включено в состав Российской империи согласно Гулистанскому договору (1813 г.), ратифицированному в подростковом возрасте.
- ^ Стори, Чарльз Эмброуз (1970). Персидская литература: т.1: Биобиблиографический обзор . Лузак Паблишинг Лтд. 428. ИСБН 978-0718901417 .
Аббас-Кули «Кудси» Бадкуби или Баку-Ханов.
- ^ Jump up to: а б Альтштадт, Одри Л. (09 февраля 2011 г.), НАСИХАТЛАР (Увещевания) АББАС КУЛУ АГА БАКИХАНЛИ , Gorgias Press, стр. 117–158, doi : 10.31826/9781463229900-008 , ISBN 978-1-4632-2990-0 , получено 12 декабря 2023 г.
- ^
- Флор, Виллем М.; Джавади, Хасан. «Райский розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов», (Mage Publishers, 2009), с. VII; «Аббас Коли Ага Бакиханов, известный также под псевдонимом Кодси, был азербайджанским писателем, историком, журналистом, лингвистом, поэтом и философом. Он родился в четверг, 4-го зуль-хиджи 1208 года хиджры, или 10-го числа месяца хиджры. В июне 1794 года в селе Амир Хаджан близ Баку Бакиханов был потомком правящей династии Бакинского ханства, будучи племянником последнего хана Баку. Его отец Мирза Мухаммед-хан II был девятым ханом Баку. и был (...)"
- Бурнутян, Джордж А. «Краткая история региона Агуанк, автор Эсайи Хасан Джалалеанц», (Mazda Publishers, 2009), стр. 10; «Еще более раздражающим было то, что мусульманские историки, жившие на территории нынешней Азербайджанской Республики, такие люди, как Аббас Коли, Ага Бакиханов, Мирза Джамал Джаваншир и Мирза Адигозал Бег, первый из которых был удостоен чести Академии наук в Баку как отец истории Азербайджана, ясно указал на сильное армянское присутствие в Карабахе до 1828 года и поместил этот регион на территорию исторической Армении».
- ^ Стори, Чарльз Эмброуз (1970). Персидская литература: т.1: Биобиблиографический обзор . Лузак Паблишинг Лтд. 428. ИСБН 978-0718901417 .
Аббас-Кули «Кудси» Бадкуби или Баку-Ханов.
- ^ Бурнутиан 2004 , с. 17: «Последний источник, рассмотренный здесь, принадлежит Аббасу Коли Ага Бакиханову (1794-1847), которого многие азербайджанские ученые называют одним из первых своих интеллектуалов и историков».
- ^ Бурнутиан 2004 , стр. 17.
- ^ Berge, Adolt (1875). Кавказ и Закавказье за время управления генерал от инфантерии Алексея Петровича Ермолова, 1816-1827 [ The Caucasus and Transcaucasia during the reign of Infantry General Alexei Petrovich Ermolov, 1816-1827 ]. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией [Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission] (in Russian). Vol. VI-2. Tiflis . p. 907.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Алиев, Эльмин. «Аббаскулу Ага эль-Бакуви» . islamdusunceatlasi.org (на турецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ↑ Исследования Кудси. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine Г.Бакихановой (на русском языке). Проверено 29 августа 2006 г.
- ^ Ахмедов 1983 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 18.
- ^ Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . Мичиганский университет. п. 9. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- ↑ Азербайджанская литература. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на русском языке). Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор . Проверено 29 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 14.
- ^ Пол и Джавади 2009 , с. xiii.
- ^ Ахмедов 1983 , с. 11.
- ^ « 'Allgemeine Zeitung. 1846, 10 – 12' - Зритель | MDZ» . www.digitale-sammlungen.de (на немецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Enikopolov, Ivan (1975). Современники о Бакиханове [ Contemporaries about Bakikhanov ] (in Russian). Элм. p. 51.
- ^ Виллем Флор, Хасан Джавади (2009), «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана», Аббас Коли Ака Бакиханов, Mage Publishers, 2009.
- ^ Ахмедов 1983 , с. 31.
- ^ Ахмедов 1983 , с. 36.
- ^ Berge, Adolf (1875). Кавказ и Закавказье за время управления генерал от инфантерии Алексея Петровича Ермолова, 1816-1827 [ The Caucasus and Transcaucasia during the reign of Infantry General Alexei Petrovich Ermolov, 1816-1827 ]. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией [Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission] (in Russian). Vol. VI-2. Tiflis. p. 907.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Гусейнов, Гейдар (1958). Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века (in Russian). Азербайджанское гос. изд-во. p. 122.
- ^ «Тарикс» . tarix.gov.az . Архивировано из оригинала 15 мая 2017 г. Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ "В Баку воздвигнут памятник Бакиханову – ФОТО" . 4 October 2011 . Retrieved 6 November 2018 .
- ^ "Завершились съемки художественного фильма "Посол зари", посвященного Мирза Фатали Ахундову" . LifeNews - Новости Азербайджана и Мира (in Russian) . Retrieved 2018-08-30 .
Источники
[ редактировать ]- Ахмедов, Э.М. (1983). Буньядов З.М. ; Джафаров, МЗ; Исмаилов М.И.; Кочарли, Фирудин ; Сунбатзаде, А.С. (ред.). Аббасгулу ага Бакиханов - Очерки, заметки, письма [ Аббасгулу ага Бакиханов - Очерки, заметки, письма ]. Классическое наследие Азербайджана (на русском языке). Баку: Вяз.
- Бурнутиан, Джордж А. (2004). Две хроники по истории Карабаха («Тарих-е Карабах» Мирзы Джамала Джаваншира и «Карабак Намех» Мирзы Адигозал-бека) . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-179-9 .
- Флор, Виллем М.; Джавади, Хасан (2009). Райский розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов . Издательство Маг. ISBN 978-1933823270 .
- Гулд, Ребекка Рут. «Персидская космология исторических исследований на Кавказе: Космологический космополитизм Аббаса Кули Ага Бакиххануфа», Сравнительная литература 71.3 (2019): 272-297.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Efkâr ul-ceberût fi tercemet Esrâr ul-melekût (Османский перевод «Тайн небес »)
- Персидские поэты
- Персидские писатели XIX века
- писатели арабского языка
- 1794 рождения
- 1847 смертей
- Люди из Российской Империи
- Люди Каджара Ирана
- Писатели из Баку
- Люди русско-персидских войн
- Смерти от холеры
- Поэты XIX века
- Военнослужащие Российской Империи
- Писатели Российской Империи.
- Историки Российской Империи.
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Азербайджанский народ XIX века
- Мусульмане из Российской Империи