Jump to content

Аббасгулу Бакиханов

Аббасгулу Бакиханов
Аббасгулу Бакиханов
Неизвестный художник. 19 век
Рожденный 21 июня [ OS 3 июля] 1794 г.
Умер Январь 1847 г. (52–53 года)
Другие имена Кодси ( псевдоним )
Род занятий писатель, историк, журналист, лингвист, поэт и философ
Известный Отец азербайджанской историографии
Родитель
Семья Бакиханов

Аббасгулу ага Бакиханов [а] ( Азербайджанский : Аббасгулу ага Бакиханов ) (21 июня [ OS 3 июля] 1794 г., [3] Амирджан — январь 1847, Вади-Фатима, близ Джидды ), Аббас Коли Бакиханов , [4] [б] или Аббас-Коли ибн Мирза Мохаммад (Таги) Хан Бадкуби [5] был азербайджанским писателем, историком, журналистом, лингвистом, поэтом и философом. Он был сыном третьего хана Баку Мирзы Мухаммад-хана II . Служил офицером Российской императорской армии и участвовал в русско-персидской войне 1826–1828 годов , позже вышел в отставку и поселился в Губе .

Также известный под псевдонимом Кодси (азербайджанский: Qüdsi ), многие азербайджанские ученые считают Бакиханова одним из своих первых мыслителей и историков. [6] Ему приписывают то, что он был первым человеком, написавшим «научную монографию по истории Большого Ширвана »; территория, которая позже составит большую часть Азербайджанской Республики . [7] Его «Канун-э Кодси » был первым опубликованным руководством по персидской грамматике.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Дом-музей Бакиханова в Амсаре Губы .

Бакиханов был сыном 3-го хана Баку Мирзы Мухаммад-хана II и грузинки по имени София. [8] Начал свою образовательную деятельность в 1801 году и получил образование на персидском языке у нескольких мулл своего времени, таких как Мухаммад Бакуви и Хаджи Мухаммад Гулхани (ум. 1808). [9] В 1813 году, через семь лет после потери суверенитета ханства, семья переехала в Губу , где в течение следующих десяти лет он выучил арабский , турецкий и русский языки , а затем французский и польский языки . [10] В 1818 году он основал первое азербайджанское литературное общество «Гюлистан-и Ирам» .

Он поступил на службу в русскую армию 20 декабря 1819 г. [ OS 1 января 1820 г.] и начал службу переводчиком и Кавказского наместничества обосновался в канцелярии в Тифлисе . 28 декабря 1821 г. [ OS 9 января 1822 г.] [11] На этой должности он проработал 25 лет.

Бакиханов принимал активное участие в походах против мятежных дагестанских княжеств. [12] Он также был членом российской дипломатической миссии, отвечавшей за переговоры по пограничным вопросам между Россией и Персией в 1820-х годах. В 1823 году участвовал в сборе этнографических сведений для « Описания Карабахской провинции» . В 1828 году он входил в состав русского военного командования под командованием генерала Паскевича , принимавшего участие в мирных переговорах с Персией, в результате которых был подписан Туркменчайский мирный договор . Он убедил хана Эхсана Нахчыванского , а также ряд курдских лидеров Персии вступить в союз с Россией. он был награжден медалью Святого Владимира В 1829 году за участие в осаде Карса в русско-турецкой войне 1828-1829 годов 4-й степени . Он встретил Александра Пушкина в Эрзуруме в 1829 году, выступая в качестве его переводчика. За это время он также установил дружеские отношения с Никитой Панкратьевым , а также с Дмитрием Бибиковым, тогдашним министром внутренних дел . [13]

Ему было поручено каталогизировать конфискованные книги из османских библиотек Ахалцихе , Эрзурума и Баязета . За это время он также нашел и перевел «Дербенднаме» («Книга Дербента») счел менее качественной работой муллы Мухаммада Рафи, которую Владимир Минорский . [14]

Недовольный вице-королем Георгом Андреасом фон Розеном , который сомневался в его лояльности, он решил оставить военную службу и попытался сделать карьеру в Министерстве иностранных дел России . В 1833 году он поехал в Варшаву, чтобы встретиться и заручиться поддержкой своего бывшего начальника Ивана Паскевича , который теперь занимал пост вице-короля Конгресса Польши . Здесь он пожаловался на обращение Ермолова и Розена с кавказскими мусульманами и направил ноту протеста. В конце концов он добрался до Санкт-Петербурга после получения новостей от Карла Нессельроде в мае 1834 года, но уехал только через два месяца, как сообщается, под давлением Розена.

Он вышел в отставку в 1835 году и вернулся в село Амсар недалеко от Кубы. [15] Он продолжал писать для нескольких газет, в том числе Тифлисских « » для ведомостей . В 1837 году его вызвали в Тифлис для следственной комиссии по делу Кубинского восстания . он написал статью «Ваххабиты» . В 1839 году по просьбе муджтахидов тифлисских для «Энциклопедического лексикона» , первой русской энциклопедии, [16]

На военную службу он был отозван в 1842 году Евгением Головиным , тогдашним главнокомандующим на Кавказе. [12] и получил звание полковника.

Образовательные усилия

[ редактировать ]

Религиозные взгляды Бакиханова в целом были либеральными из-за сильного европейского влияния. Он критиковал фанатизм среди религиозных масс и мракобесие духовенства. Он продвигал исламскую культуру в регионе и в России в целом. Его конечной целью было создание мусульманского колледжа в Баку и школы восточных языков в Тбилиси . В 1832 году он выступил с проектом создания крупного учебного заведения для мусульман, где предметы будут преподаваться на русском, персидском и азербайджанском языках . [16] Он пошел дальше и написал ряд учебников, по которым должны были учиться студенты. Проект был отправлен на утверждение губернатору Кавказа, но остался без внимания. Бакиханов также перевел на азербайджанский язык несколько басен Ивана Крылова , одна из которых сохранилась. Его величайшим достижением в области образования было написание «Канун-е Кодси» , первого опубликованного в истории руководства по персидской грамматике. [17]

Спустя годы

[ редактировать ]

В 1845 году Бакиханов отправился в хадж . По пути к святым исламским достопримечательностям он был тепло принят Мохаммад Шахом Каджаром и во второй раз награжден Шир-э Хоршидом , высшей персидской медалью. [9] Там он также посетил Исфахан , Йезд , Шираз и Керманшах . Оттуда он изменил свой маршрут в Османскую империю по предложению Моисея Аргутинского-Долгорукова , который в то время находился в Каджарском Иране. [9] В Константинополе Бакиханов имел аудиенцию у Абдул-Меджида I в октябре 1846 года, который проявил интерес к некоторым его академическим сочинениям, в частности к «Асрару аль-Малакуту» , копию которого ему подарили. [18] Как сообщает Allgemeine Zeitung , эта встреча также носила дипломатический характер, поскольку впервые мусульманин представлял немусульманскую страну. [19] Оттуда Бакиханов отправился посетить Александрию , Каир , Мекку и Медину . По пути из Медины обратно в Дамаск он заразился холерой и умер в небольшом городке Вади-Фатима в Хиджазе (современная Саудовская Аравия ) в 1847 году. Точное время его смерти и место захоронения не установлены, но сообщалось о его смерти. 2 февраля 1847 года российским консулом в Сирии Михаилу Устинову, российскому послу в Османской империи. [20]

Работает

[ редактировать ]
  • Эр-Рияд аль-Кудс ( «Священный сад» , 1820 г.). Свою первую книгу (на азербайджанском языке) Бакиханов написал под религиозным влиянием мусульманских общин Кубы. В то же время «Рияд аль-Кудс» был размышлением Бакиханова о шиитской мистической литературе, такой как «Джила аль-Уюн» Мохаммеда Бакера Маджлиси .
  • Мишкат аль-Анвар ( «Ниша Крессета» , 1829) представляет собой альманах басен, притч, а также некоторых цитат из Корана и отсылок к суфийскому мистицизму в целом, направленный на сохранение социальных ценностей и морали внутри общества. Книга написана на персидском языке.
  • Кашф аль-Карайб ( «Открытие неведомого» , 1830) — один из школьных учебников, написанных Бакихановым в 1830 году на персидском языке, где он описывает открытие Америки.
  • Канун-э Кодси ( «Священный Закон» , 1831 г.) был первой книгой в истории, полностью посвященной грамматике персидского языка. Первоначально написанная на персидском языке в 1831 г., она была переведена на русский язык в 1841 г. и стала одной из основ развития иранистики в России.
  • «Кетаб-э Асгарийе» ( «Книга Асгара» , 1837) была первой художественной книгой Бакиханова: история любви двух молодых людей, преследуемых фанатичным обществом, в котором они жили. Книга написана на азербайджанском языке.
  • Асрар аль-Малакут ( «Тайны небес» , 1839 г.) представляет собой введение в астрономию, написанное на арабском языке, позднее переведенное на персидский язык самим Бакихановым и переведенное на османский турецкий язык Сейидом Шерефом Хайятизаде. [9]
  • «Гулистан-и Ирам» ( «Цветущий цветочный сад» , 1841) — одно из крупнейших его произведений (написано на персидском языке), посвященное истории Восточного Кавказа с древнейших времен до 1813 года. В 1845 году оно было выдвинуто Александром Нейдгардтом на правительственную премию. , наместник Кавказа, незадолго до своей смерти. [13] Английский перевод этой работы был сделан Виллемом Флором и Хасаном Джавади и опубликован издательством Mage Publishers в 2009 году. [21]

Другие работы

[ редактировать ]
  • Тахзиб аль-Ахлак ( «Воспитание нравственности», 1832 г.) был книгой о морали для детей, основанной на восточной и греческой философии.
  • Мерадж-э Хаял ( «Вознесение мечты ») и Меджлис-е Фиренг ( «Европейское общество» ) были написаны во время его пребывания в Варшаве в 1833—1834 годах, где он описал свои впечатления от Польши.
  • Айн аль-Мизан ( «Чешуйное существо» , 1835) — книга по формальной логике на арабском языке, подаренная им самим Александру Казембеку в 1840 году.
  • Китаб-э Насаих ( «Книга наставлений» , 1836) представляла собой короткие морализаторские изречения, основанные на предыдущей книге. [3]
  • «Умуми Джографья» ( «Общая география которой должен был стать Асрар аль-Малакут . ») представляла собой незаконченную книгу по географии, частью

Он также является автором научных очерков, сборников стихов, статей, переводов различных произведений на азербайджанский и русский языки и т. д.

Философские и религиозные взгляды

[ редактировать ]

По словам Ахмедова, Бакиханов понимал Аллаха как некую трансцендентную сущность мира, раскрывающуюся в бесконечном количестве атрибутов. Разделяя мессианскую идею махдизма , Бакиханов указывал, что Али и его прямые потомки олицетворяют вероучение и власть пророка. Прямое общение с Али прерывается только на двенадцатом имаме ; последний имам не умер, а был на небеса . вознесен Аллахом [22]

Бакиханов считал, что Аллах не вызывает непосредственно счастья или несчастья человека; вместо этого Он предоставляет возможности для самоспасения или ошибки. Человек посредством ума и знаний может стремиться к спасению, и Аллах будет помогать ему и направлять его. Однако если человек пренебрегает этими дарами, Аллах оставляет его в заблуждении. Бакиханов механически примирил свободу действий с божественным предопределением : Аллах творит действия по свободному выбору каждого человека. Он также проповедовал концепции надежды ( таваккул ) и довольства ( рида ), отражая суфийское влияние в его взглядах. Цитируя Руми , Бакиханов осуждал погоню за внешними благами, чрезмерный страх смерти, искушение ( нафс ) как стремление к запретному и недозволенному, употребление спиртных напитков. [23] Несмотря на это, Бакиханов не был сторонником аскетизма. Он критиковал и нечестие ( фиск ), и отшельничество ( зухд ), считая, что и отшельник, и нечестивцы обманывают людей своими софизмами и уловками.

По его мнению, человек, желающий достичь индивидуального совершенства, должен находиться в обществе, чтобы избавиться от позора или защитить добродетели. Фактически, по его мнению, религия следует за общественным интересом в упорядочивании моральных принципов. Для него религия имела природу, которая подтверждает принципы, которые становятся очевидными при рассмотрении общественных интересов и порядка мира, а не при прямом упоминании того, что хорошо. [9]

В 1826 году Бакиханов женился на Сакине (1807 г.р.), своей двоюродной сестре по отцовской линии и внучатом племяннике Фатали-хана , дочери Калб Гусейн-аги, от которой у него родились две дочери, в том числе Зибюн Ниса Бегум (1831 г.р.) и Тугра Ханум (1839 г.р.) - оба женаты на своих двоюродных братьях Хасан-аге и Ахмад-аге. [24]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Бакиханов» происходит от «Баку-Ханов». Русифицированное имя. [2]
  2. ^ Или «Аббас Коли Ага Бакиханов».
  1. ^ Гулд, Ребекка Рут (2019). «Персидская космология исторических исследований на Кавказе: космологический космополитизм Аббаса Кули Ага Бакиххануфа». Сравнительная литература . 71 (3): 272–273. дои : 10.1215/00104124-7546287 . S2CID   165301161 . Настоящая статья развивает эту новую область исследований посредством изучения произведений, жизни и наследия эрудита персидского интеллектуала Аббаса Кули Ага Бакихануфа (1794–1847). Бакихануф достиг совершеннолетия в эпоху империи, в частности, в эпоху русских вторжений на территорию Каджара. Хотя Бакиххануф родился на территории империи Каджаров, место его рождения было включено в состав Российской империи согласно Гулистанскому договору (1813 г.), ратифицированному в подростковом возрасте.
  2. ^ Стори, Чарльз Эмброуз (1970). Персидская литература: т.1: Биобиблиографический обзор . Лузак Паблишинг Лтд. 428. ИСБН  978-0718901417 . Аббас-Кули «Кудси» Бадкуби или Баку-Ханов.
  3. ^ Jump up to: а б Альтштадт, Одри Л. (09 февраля 2011 г.), НАСИХАТЛАР (Увещевания) АББАС КУЛУ АГА БАКИХАНЛИ , Gorgias Press, стр. 117–158, doi : 10.31826/9781463229900-008 , ISBN  978-1-4632-2990-0 , получено 12 декабря 2023 г.
  4. ^
    • Флор, Виллем М.; Джавади, Хасан. «Райский розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов», (Mage Publishers, 2009), с. VII; «Аббас Коли Ага Бакиханов, известный также под псевдонимом Кодси, был азербайджанским писателем, историком, журналистом, лингвистом, поэтом и философом. Он родился в четверг, 4-го зуль-хиджи 1208 года хиджры, или 10-го числа месяца хиджры. В июне 1794 года в селе Амир Хаджан близ Баку Бакиханов был потомком правящей династии Бакинского ханства, будучи племянником последнего хана Баку. Его отец Мирза Мухаммед-хан II был девятым ханом Баку. и был (...)"
    • Бурнутян, Джордж А. «Краткая история региона Агуанк, автор Эсайи Хасан Джалалеанц», (Mazda Publishers, 2009), стр. 10; «Еще более раздражающим было то, что мусульманские историки, жившие на территории нынешней Азербайджанской Республики, такие люди, как Аббас Коли, Ага Бакиханов, Мирза Джамал Джаваншир и Мирза Адигозал Бег, первый из которых был удостоен чести Академии наук в Баку как отец истории Азербайджана, ясно указал на сильное армянское присутствие в Карабахе до 1828 года и поместил этот регион на территорию исторической Армении».
  5. ^ Стори, Чарльз Эмброуз (1970). Персидская литература: т.1: Биобиблиографический обзор . Лузак Паблишинг Лтд. 428. ИСБН  978-0718901417 . Аббас-Кули «Кудси» Бадкуби или Баку-Ханов.
  6. ^ Бурнутиан 2004 , с. 17: «Последний источник, рассмотренный здесь, принадлежит Аббасу Коли Ага Бакиханову (1794-1847), которого многие азербайджанские ученые называют одним из первых своих интеллектуалов и историков».
  7. ^ Бурнутиан 2004 , стр. 17.
  8. ^ Berge, Adolt (1875). Кавказ и Закавказье за время управления генерал от инфантерии Алексея Петровича Ермолова, 1816-1827 [ The Caucasus and Transcaucasia during the reign of Infantry General Alexei Petrovich Ermolov, 1816-1827 ]. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией [Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission] (in Russian). Vol. VI-2. Tiflis . p. 907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Алиев, Эльмин. «Аббаскулу Ага эль-Бакуви» . islamdusunceatlasi.org (на турецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
  10. Исследования Кудси. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine Г.Бакихановой (на русском языке). Проверено 29 августа 2006 г.
  11. ^ Ахмедов 1983 , с. 9.
  12. ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 10.
  13. ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 18.
  14. ^ Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . Мичиганский университет. п. 9. ISBN  978-1-84511-645-3 .
  15. Азербайджанская литература. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на русском языке). Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор . Проверено 29 августа 2006 г.
  16. ^ Jump up to: а б Ахмедов 1983 , с. 14.
  17. ^ Пол и Джавади 2009 , с. xiii.
  18. ^ Ахмедов 1983 , с. 11.
  19. ^ « 'Allgemeine Zeitung. 1846, 10 – 12' - Зритель | MDZ» . www.digitale-sammlungen.de (на немецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
  20. ^ Enikopolov, Ivan (1975). Современники о Бакиханове [ Contemporaries about Bakikhanov ] (in Russian). Элм. p. 51.
  21. ^ Виллем Флор, Хасан Джавади (2009), «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана», Аббас Коли Ака Бакиханов, Mage Publishers, 2009.
  22. ^ Ахмедов 1983 , с. 31.
  23. ^ Ахмедов 1983 , с. 36.
  24. ^ Berge, Adolf (1875). Кавказ и Закавказье за время управления генерал от инфантерии Алексея Петровича Ермолова, 1816-1827 [ The Caucasus and Transcaucasia during the reign of Infantry General Alexei Petrovich Ermolov, 1816-1827 ]. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией [Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission] (in Russian). Vol. VI-2. Tiflis. p. 907. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Jump up to: а б с д Гусейнов, Гейдар (1958). Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века (in Russian). Азербайджанское гос. изд-во. p. 122.
  26. ^ «Тарикс» . tarix.gov.az . Архивировано из оригинала 15 мая 2017 г. Проверено 30 августа 2018 г.
  27. ^ "В Баку воздвигнут памятник Бакиханову – ФОТО" . 4 October 2011 . Retrieved 6 November 2018 .
  28. ^ "Завершились съемки художественного фильма "Посол зари", посвященного Мирза Фатали Ахундову" . LifeNews - Новости Азербайджана и Мира (in Russian) . Retrieved 2018-08-30 .

Источники

[ редактировать ]
  • Ахмедов, Э.М. (1983). Буньядов З.М. ; Джафаров, МЗ; Исмаилов М.И.; Кочарли, Фирудин ; Сунбатзаде, А.С. (ред.). Аббасгулу ага Бакиханов - Очерки, заметки, письма [ Аббасгулу ага Бакиханов - Очерки, заметки, письма ]. Классическое наследие Азербайджана (на русском языке). Баку: Вяз.
  • Бурнутиан, Джордж А. (2004). Две хроники по истории Карабаха («Тарих-е Карабах» Мирзы Джамала Джаваншира и «Карабак Намех» Мирзы Адигозал-бека) . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN  1-56859-179-9 .
  • Флор, Виллем М.; Джавади, Хасан (2009). Райский розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов . Издательство Маг. ISBN  978-1933823270 .
  • Гулд, Ребекка Рут. «Персидская космология исторических исследований на Кавказе: Космологический космополитизм Аббаса Кули Ага Бакиххануфа», Сравнительная литература 71.3 (2019): 272-297.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b62b060b4f1a89fa7d779cdce0da6d8__1711337160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/d8/5b62b060b4f1a89fa7d779cdce0da6d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abbasgulu Bakikhanov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)