Махдизм
Махдизм ( персидский : Махдавиет , [ 1 ] Арабский : المهدوية ) в двунадесятнической ветви шиитского ислама , происходящей из веры в новое появление Двенадцатого шиитского Мухаммада имама аль-Махди как спасителя апокалипсиса . для спасения людей и установления мира и справедливости Махдизм – это разновидность мессианизма . С этой точки зрения считается, что Иисус Христос и Хидр все еще живы и появятся вместе с Мухаммедом аль-Махди , чтобы выполнить свою миссию по установлению мира и справедливости в мире. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Махдизм в Коране
[ редактировать ]Многие аяты Корана связаны с махдизмом. [ 5 ] [ 6 ] например, стих 105 Аль-Анбия суры :
«И Мы написали в Псалмах после Напоминания, что Мои праведные рабы наследуют землю».
«Воистину, Мы написали в Псалмах после Торы: «Воистину, Мои праведные рабы наследуют землю».
Комментаторы посчитали исполнением обещания, упомянутого в аяте, момент нового явления имама Мухаммада аль-Махди . [ 7 ] [ 8 ] Также 5-й стих суры «Аль-Касас» :
«И Мы хотели даровать Милость тем, кто был угнетен на земле, и сделать их лидерами и сделать их наследниками».
«И Мы желали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их имамами, и сделать их наследниками»
Некоторые считают, что толкование этого стиха связано с Мухаммадом аль-Махди. [ 9 ] [ 10 ] и другие считали, что это связано с возвращением ( раджа ) имамов и возвращением им правительства. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Стих 55 суры Ан-Нур :
И Бог обещал тем, кто поверил в тебя и творил правду, чтобы они были использованы на земле. Они не заменят их после страха за безопасность, они будут поклоняться Мне, и они не будут делить со мной, и кто не поверит. после этого ты такой.
«Аллах обещал тем из вас, кто верует и творит праведные дела, что Он обязательно сделает их преемниками на земле, так же, как Он сделал преемниками тех, кто был до них, и Он обязательно установит для них их религию, которую Он одобрил для их, и что Он непременно превратит их состояние в безопасность после их страха, пока они поклоняются Мне, не приписывая Мне никаких сотоварищей. Кто после этого будет неблагодарным, тот и есть беззаконник».
Также известно, что это связано с вопросами махдизма. Некоторые считали исполнением обещания, упомянутого в аяте, во время нового явления Двенадцатого Имама Мухаммада аль-Махди. [ 14 ] и некоторые считали, что община, упомянутая в аяте, достижима только во время нового появления Мухаммада аль-Махди. [ 15 ]
Махдизм в филиале Twelver
[ редактировать ]Шииты или его тезки, девятый ребенок из двенадцатой Хусейна ибн ветви шиитского ислама верят, что по божественному обетованию потомок Мухаммеда, Пророка ислама потомков Али , появится с эпитетом «Махди». [ 18 ] и распространит справедливость по всей земле. [ 19 ]
Согласно этому верованию, Махди , сын Хасана аль-Аскари (одиннадцатого шиитского имама), родился в 870 году нашей эры. После смерти своего отца, когда он был еще ребенком, после первых лет своего имамата , он исчез и связывался со своими последователями только через своих четырех последовательных заместителей . [ 20 ] [ 21 ] Период так называемого малого затмения или первого затмения, во время которого Махди не находился в прямом контакте с народом, только через своих специальных заместителей, [ 22 ] который в основном контактировал с шиитами. Согласно официальной традиции, в 940 году н.э. четвертый и последний делегат получил последнее письмо, подписанное скрытым имамом, в котором он заявил, что отныне и «до конца времен» никто не увидит его и не будет его представителем, и что всякий, кто утверждает обратное, является не чем иным, как самозванцем. Так началось долгое отсутствие, так называемое главное затмение или второе затмение. [ 21 ]
Некоторые поздние шиитские ученые, которые ставили под сомнение или отвергали махдизм, включают Абольфазла Боркей Коми , [ 23 ] [ 24 ] Гейдар Али Калмадаран Коми и Мохаммад Хасан Шариат Сангладжи . [ 25 ]
Среди нынешних ученых, занимающихся махдизмом, - Лотфолла Сафи Голпайгани . У него есть две важные работы в этой области: « Избранные следы о двенадцатом имаме». [ 26 ] [ 27 ] и Имамат и Махдизм [ 28 ] [ 29 ] ). [ 30 ] [ 31 ]
Махдизм в других шиитских ветвях
[ редактировать ]Одним из событий, распространивших идею махдизма, была внезапная смерть , сына Джафара ас-Садика (шестого имама шиитов), в 762 Исмаила г. ранее был назначен седьмым имамом шиитов. Хотя большинство шиитов собрались вокруг другого сына Джафара ас-Садика, Мусы аль-Кадхима , меньшинство шиитов не приняло смерть Исмаила, утверждая, что Исмаил все еще жив и скрывается. По их словам, Исмаил – отсутствующий имам. [ 32 ] С возникновением Фатимидского халифата в Египте эпитет «Махди» был присвоен первому фатимидскому халифу и его преемникам со ссылкой на хадисы, рассказанные исмаилистами , и другие источники. Однако исмаилиты ожидают, что седьмой исмаилитский имам появится под именем Каим в конце времен. [ 33 ]
В секте заидитского шиизма , которая не считает имамов сверхчеловеческими способностями, вера в махдизм весьма незаметна. На протяжении всей истории многие люди считались «Махди» или утверждали, что они живы или отсутствуют. Одним из них был Хусейн ибн Касим Аяни , лидер секты, ответвленной от заидитского шиизма , называемой сектой Хусайние. Группа отрицала его смерть, называла его «Махди» и верила, что он вернется . Но эти представления об этих людях не признаются большинством заидитского шиизма . [ 33 ]
Махдизм в суннитской ветви
[ редактировать ]По мнению Резы Аслана , с развитием доктрины махдизма среди шиитов суннитские ученые -правоведы попытались дистанцироваться от веры в Махди. [ 32 ] По словам Вильферда Маделунга , несмотря на поддержку веры в Махди некоторыми важными суннитскими традиционалистами [ сломанный якорь ] , вера в Махди никогда не рассматривалась как одно из основных убеждений суннитской юриспруденции. Махди упоминается в суннитских верованиях, но редко. Многие видные суннитские учёные, такие как Аль-Газали , избегали обсуждения этого вопроса. Конечно, по мнению Маделунга, это избегание было вызвано не столько неверием в Махди. [ 33 ] и многое другое (по словам Резы Аслана) из-за желания избежать споров и социальных бунтов. [ 32 ] [ 33 ]
Есть исключения, такие как Ибн Халдун в книге « Мукаддима », который открыто выступает против веры в Махди и считает все хадисы, относящиеся к Махди, вымышленными. Среди традиционалистов и ученых, занимавшихся проблемой махдизма, существуют разные точки зрения. Эпитет «Махди» неоднократно упоминался в книге « Муснад » Ахмада ибн Ханбала (основателя ханбалитской школы суннитской юриспруденции — одной из четырёх основных ортодоксальных правовых школ суннитского ислама , а также одной из четырёх суннитских юриспруденций). Имамы) и различные хадисы о признаках нового появления «Обещанного Мехди» (и Иисуса в его содействии), упомянутых там. Ахмад ибн Ханбал передал в своей работе следующее:
Суфьян ибн Уйайна от Аасима ибн Аби ан-Наджуда передал хадис от Абдуллы ибн Масуда [ сподвижника исламского пророка Мухаммеда ] от Пророка Мухаммеда:
«Ла Таваат ас-Сааа, даже если я являюсь членом Ахль аль-Байти, Явати — это имя имени».
«Воскресение не состоится, пока не появится со мной человек из моего рода тезки». [ 34 ]
Для упоминания важности и значимости «Муснада» Ахмада ибн Ханбала среди суннитов достаточно того, что Таки ад-Дин ас-Субки пишет на странице 201 первого тома « Табакат аш-Шафейя »: [ 35 ]
«Муснад Ахмада ибн Ханбала является одной из основ мусульманских верований»
— Таки ад-Дин аль-Субки , « Табакат аш-Шафейя », 1-й том , с. 201
Также Аль-Суюти , египетский мусульманский ученый-суннит, обсудил значимость Ахмада ибн Ханбала среди суннитов во введении к книге « Джам аль-Джаваме ». [ 36 ] Али ибн Абд-аль-Малик аль-Хинди , автор «Канз аль-Уммаль» , говорит в этой книге:
«В Муснаде Ахмад Ханбале все приемлемо».
«То, что есть в книге «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, принято суннитами». [ 37 ]— « Канз аль-Уммал », 1-й том , с. 3
В некоторых хадисах суннитских книг «Махди» — то же самое, что «Иисус Христос», тогда как в других повествованиях нет упоминания о личности этого человека или говорится, что «он воскресает вместе с Иисусом». Махди также упоминается как один из потомков Хусейна ибн Али , потомков Хасана ибн Али или сына Хасана аль-Аскари , двенадцатого имама шиитов. [ 33 ] На протяжении всей истории и по сей день среди суннитских ученых ведутся длительные дебаты о роли «спасителя» и «политической» роли Махди. [ 32 ]
Но, по словам Сейеда Хоссейна Насра , сунниты верят, что Махди происходит из семьи Мухаммеда, Пророка ислама, и появится вместе с Иисусом в последние времена. Он также пишет, что вера в приход Махди настолько сильна среди мусульман, что на протяжении всей истории, особенно во времена давления и лишений, приводила к появлению претендентов на «махдизм». [ 38 ] Современные суннитские писатели, такие как Абд аль-Мухсин аль-Ибад , Мухаммад Али ас-Сабуни и Абд аль-Азиз ибн Баз, также ссылались на приписываемые Пророку ислама хадисы о Махди и спасителе последних времен в своих книгах и речах, и считали эти хадисы заслуживающими доверия, поскольку они часто упоминались разными передатчиками. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
По словам Дениз Спеллберг , концепция «махдизма», хотя и не является одним из основных суннитских верований, рассматривалась суннитами на протяжении всей истории. В 1881 году Мухаммад Ахмад заявил, что он Махди в Судане , и начал восстание , которое было подавлено в 1898 году британскими войсками. Вера в махдизм спровоцировала восстания на западе и севере Африки в девятнадцатом веке. В 1849 году человек по имени Бо Зиан возглавил восстание в Алжире против французской налоговой системы и оккупации его страны французами под именем Махди. [ 42 ]
Политический махдизм
[ редактировать ]Абдолкарим Соруш — один из немногих мыслителей, которые проанализировали взаимосвязь между махдизмом и политикой и представили новый взгляд на махдизм. Он считает, что политический махдизм исторически проявлялся в политике как минимум четырьмя способами: [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
- Теория опеки исламского юриста : Теория опеки исламского юриста, несовместимая с демократией , является детищем политического махдизма. Политический махдизм оправдывает особые привилегии факихов в правительстве в теории опеки исламского юриста. Политический махдизм, основанный на теории опеки исламского юриста, предполагает «верховного факиха » в качестве заместителя Мухаммада аль-Махди и дает ту же власть «верховному факиху», находящемуся у власти и владеющему собственностью мусульманского населения. , что есть у отсутствующего Имама.
- Теория монархии от имени имама царей Сефевидов . Другой формой политического махдизма на протяжении всей истории, на которую ссылается Абдолкарим Соруш , была теория «монархии от имени имама царей Сефевидов». Эта теория фактически была политической теорией Сефевидов. Эта теория также явно противоречит демократии.
- Теория политической непрактичности Ходжатие: Другая форма политического махдизма, упомянутая Абдолкаримом Сорушем, - это теория политической непрактичности во время отсутствия и осуждения всех правительств до появления «Имама Времени» в качестве узурпатора. На протяжении всей истории многие шиитские факихы защищали эту теорию, а до Исламской революции эту точку зрения пропагандировала Ассоциация Ходжатие .
- Теория революционного ислама или «Ожидание, школа протеста»: По мнению Абдолкарима Соруша , другой формой махдизма, не очень совместимой с демократией, является теория «Ожидание, школа протеста» доктора Али Шариати . Шариати предстает в статье «Ожидание, школа протеста» как утопист и историк, верящий в детерминизм истории, имеющий прагматический подход к ожиданию, пока махдизм изменит текущий статус и достигнет желаемой утопии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О слове Махдавит» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Знание учения Махдави является несомненной необходимостью нашего века – информационное агентство Мехр» (на персидском языке). 6 декабря 2019 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Появление Мессии (мир ему и благословение Аллаха) в эпоху Махди (мир ему и благословение Аллаха) - Информационное агентство Мехр» (на персидском языке). 25 декабря 2020 г. . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Кто сподвижники Имама Махди (АС) во время его отсутствия? Роль Хидра Наби (АС) во время его отсутствия - Джахан Ньюс» (на персидском языке). 17 декабря 2015 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Рек: «Сборник хадисов имама аль-Махди», том 7, Институт исламского образования, публикации мечети Джамкаран, Кум
- ^ Сейед Хашабам Бахрани, «Образ Имама Махди в Коране», перевод Мехди Хаери Казвини, издательство Afaq, Тегеран, 1374 г.
- ^ Сейед Мохаммад Хоссейн Табатабай, «Тафсир аль-Мизан», том 14, стр. 330, Отделение исламских публикаций Общества учителей семинарии Кума, Кум, пятое издание, 1417 г. хиджры.
- ^ Алуси, «Рух аль-Маани фи Тафсир аль-Коран аль-Азим», том 9, стр. 98, Дар аль-Китаб аль-Уламия, Бейрут, первое издание, 1415 г. хиджры. вопрос
- ^ Сейид Хашим Бахрани, аль-Бархан фи Тафсир аль-Коран, том 4, стр. 254.
- ^ Шейх Туси, ат-Табьян фи Тафсир аль-Коран, том 8, стр. 129.
- ^ Али Ибн Ибрагим, Тафсир Коми, т. 2, стр. 134.
- ^ Табарси, Маджма аль-Баян фи Тафсир аль-Коран, том 7, стр. 37.
- ^ Бахрани, аль-Бархан фи Тафсир аль-Коран, том 4, стр. 251.
- ^ Собхани, Джафар, Аль-Илихият Али Хода Аль-Китаб и Сунна и Аль-Акл, Аль-Макрез Аль-Алами для исламских исследований, третье издание, Кум, 1412 г. хиджры. В, том 4, с.
- ^ Табатабай, Сейед Мохаммад Хосейн, Отдел исламских публикаций семинарии Кума, пятое издание, Кум, 1417 г. хиджры. Вопрос, том 15, стр. 155-156.
- ^ Библиотека Честера Битти. «Искандар наблюдает за строительством стены» . галерея изображений . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Амин, Хайла Мантеги (2014). Легенда об Александре согласно «Шахнаме» Фирдоуси. Передача с греческой версии на персидскую версию (PDF) (доктор философии). Университет Аликанте. п. 196 и изображения 14, 15.
- ^ «Биография Хазрата Махди (АС)» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Имам Махди (А.С.) словами Имама Хусейна (А.С.)» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Кольберг, Этан (1976). «От Имамии к Итна-ашарии». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3). Лондонский университет: 521–534. дои : 10.1017/s0041977x00050989 . S2CID 155070530 .
- ^ Jump up to: а б Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2012). «Ислам в Иране vii. Концепция Махди в двунадесятническом шиизме» . Энциклопедия Ираника .
- ^ «Кто такие особые навабы Имама Замана и каковы их характеристики?» - информационное агентство «Мехр» (на персидском языке). 28 декабря 2018 года . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Научный обзор хадисов Махди — Великого аятоллы Алламе Сейеда Абу Аль-Фазла Ибн Аль-Резы Баркай Коми» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Научный обзор хадисов Махди — Набар Ислам» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Критика взглядов и деятельности движения «шиитские коранисты» - информационная база предметной области» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Шиитская электронная библиотека — Избранные произведения Имама аль-Тани аль-Ашера, мир ему» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Избранные произведения второго имама, мир ему (трехтомная серия) — Патук Китаб Фарда» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Вышел 4-томный сборник аятоллы Сафи Голпаегани «Имамат и Махдавит» — Тасним» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Серия тем об Имамате и махдизме - Цифровая библиотека Камие» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Жизнь, деятельность и взгляды аятоллы Сафи Голпаегани - информационное агентство Мехр» (на персидском языке). 5 февраля 2020 г. . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Жизнь, деятельность, мысли и переживания Великого аятоллы Сафи и мученика Садра - информационное агентство Хожа» (на персидском языке). 18 февраля 2020 г. Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Аслан, Реза (2009). «Махди». В Хуане Эдуардо Кампо (ред.). Энциклопедия ислама (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 447–448.
- ^ Jump up to: а б с д и Маделунг, Уилферд . Энциклопедия ислама «Аль-Махди» . Том. 5. Брилл. стр. 1230–1238.
- ^ Муснад Ахмад, Ахмад бин Ханбал, Бейрут, Дар Садир, том 1, стр. 337; Том 2, стр. 22–27, цитируется: «Проявления шиизма в Муснаде Ахмаде», Сейед Казем Табатабай, «Исламские исследования», «Весна и лето», № 39 и 40, 1377, стр. 52–53.
- ^ Книга Табакат аш-Шафия (Том 1) [Глава 1] - Книга Гисум (на персидском языке). 2010. ISBN 9789643567910 . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Собирание мечетей» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Уроки журнала «Школа ислама», 8-й год, № 6, май 1346 г., стр. 65.
- ^ Ислам: религия, история и цивилизация . ХарперУан. 2002. стр. 73–74.
- ^ Доктор Абдул Мохсен бин Хамад аль-Абад, Журнал Исламского общества, год 12, номер 2 (Раби аль-Тани - Джамади аль-Тани, 1400 г. хиджры), стр. 367, из «Аль-Ард Али Ман...»
- ↑ Шейх Мухаммад Али Ас-Сабуни, Аль-Махди и Ашрат ас-Саах, страницы 15 и 18, школа аль-Газали, Дамаск, первое издание, 1401 г. хиджры.
- ↑ Журнал Исламского университета, Сааль Аваль, Шамара 3 (Зуль-Кида, 1388 г. до н.э.), стр. 429, как «Истина и правильность - это то, что…»
- ^ Спеллберг, Дениз (2004). «Махди», Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки . Энциклопедия.com.
- ^ «Методизм, цель и достаточность демократии» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Сожалею о словах доктора Соруша» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Анализ, основанный на мысли Соруша – махдизм и демократия» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «Сегодняшняя политика – критика позиций Абдула Карима Соруша» (на персидском языке) . Проверено 26 июня 2021 г.