Мулла Хусейн
Мулла Хусейн | |
---|---|
![]() Меч муллы Хусейна, использованный в битве при форте Табарси вместе с другими реликвиями Баби и Бахаи. | |
Рожденный | Мухаммад Хусейн Бошруи 1813 |
Умер | 2 февраля 1849 г. (36 лет) |
Род занятий | Богослов и проповедник |
Заголовок | Ворота ворот ( араб . Бабуль-Баб) Сийид Али |
Отец | Хаджи Мулла Абдулла |
Мулла Хусейн (1813 – 2 февраля 1849) ( персидский : ملا حسين بشروئي Мулла Хоссейн Бошруи ), также известный под почетным именем Джинаб-и Бабуль-Баб («Ворота ворот»), был персидским религиозным деятелем в XIX века Персия и первое «Письмо жизни » религия Баби . исповедующим веру в Баба как обещанного Махди ислама Он был первым человеком , и Богоявления , основав новую независимую религию. [ 1 ] Титул Бабуль-Баба был дарован ему Бабом в знак признания его статуса первого Баби.
В молодости мулла Хусейн изучал теологию усули шиитскую , став уполномоченным членом шиитского духовного ордена в возрасте 21 года. Позже он стал последователем милленаристской школы шейхов , учился у ее лидера сийида Казима Рашти и путешествовал, чтобы дискутировать с выдающимися усули. священнослужителей, чтобы заручиться поддержкой учения Рашти.
После смерти Рашти мулла Хусейн возглавил группу шейхов, которые путешествовали в поисках Махди. 22 мая 1844 года в Ширазе мулла Хусейн стал первым человеком, исповедующим веру в Баба как Махди, и первым последователем религии Баба, известной как бабизм. Он был назначен первым из апостолов Баба, называемых Буквами Живых . Годовщина его обращения ежегодно отмечается как священный день Веры Бахаи .
В качестве «Письма живых» он был выдающимся евангелистом и лидером баби. Его путешествия и публичные проповеди сыграли важную роль в распространении религии по всей Персии, позволив ему вступить в контакт со многими видными священнослужителями и правительственными чиновниками, включая Бахауллу и Мохаммад Шаха Каджара . Он часто упоминается в литературе бахаи как образец мужества и духовного совершенства. Он возглавил бойцов Баби в битве при форте Шейх Табарси и был убит в этой битве 2 февраля 1849 года. Мулла Хусейн считается выдающимся мучеником в бабизме и вере бахаи и занимал высокое духовное положение в обеих религиях как первый верить в Баба и быть выдающимся участником предполагаемого осуществления многих элементов исламской эсхатологии .
Биография
[ редактировать ]Молодость и образование (1813–1843)
[ редактировать ]Мулла Хусейн родился в 1813 году недалеко от Бошруе в провинции Южный Хорасан Персидской империи в богатой и авторитетной городской семье. Его имя при рождении было Мухаммад Хусейн; почетный мулла стал ассоциироваться с ним в молодом возрасте, возможно, в знак признания руководящей роли, которую он взял на себя в детстве. Это не часть его имени. Его отец Хаджи мулла Абдулла был красильщиком; его мать была поэтессой, известной своим благочестием и знаниями. У них было пятеро детей, трое из которых стали значимыми Баби. [ 2 ]
Как и большинство молодых мальчиков той эпохи [ 3 ] он получил минимальное начальное образование в местном мактабе (школе) , где изучал Коран , чтение, письмо и основы арифметики. Хотя позже он отличился как военачальник и несколько раз прошел пешком всю Персию, мулла Хусейн, как сообщается, с юных лет имел слабое здоровье. [ 4 ] Современные отчеты показывают, что он лечился от эпилепсии и учащенного сердцебиения. Критик движения Баби предположил, что он рано обучался фехтованию, хотя друзья детства отрицают это, указывая, что он часто испытывал трудности даже с физическими нагрузками, связанными с длительными писательскими занятиями в студенческие годы, а также в его более поздней работе писцом и переписчиком. [ 5 ]

возрасте двенадцати лет он бросил школу и получил высшее образование в медресе (семинарии) Мешхеда В и Исфахана , которое включало уроки персидской литературы и Корана , одновременно осваивая искусство ведения дебатов. Ученые предполагают, что члены его семьи практиковали исмаилитский шиизм , но в Мешхеде и Исфахане он изучал мусульманскую теологию и юриспруденцию под руководством выдающихся учителей школы Усули . [ 6 ] В Мешхеде он учился в медресе Мирзы Джафара, которое существует и по сей день как один из колледжей более крупного Университета исламских наук Разави. [ 7 ]
К 21 году он получил лицензию Усули муджтахида (священнослужителя) , что давало ему общепризнанное право проповедовать в мечетях, принимать студентов-теологов и издавать фетвы (авторитетные юридические заключения). Во время учебы в Мешхеде его привлекло учение шейхской школы шиитского ислама , основанной шейхом Ахмадом Ахсаи и возглавляемой в то время его преемником сийидом Казимом Рашти . Его интерес к учению Шайки, похоже, возник в Мешхеде, но точное происхождение его интереса неизвестно; ранние мистические наклонности и желание соединить ученость с «внутренним знанием», возможно, привлекли его к интуитивным герменевтическим методам, используемым Шейки. [ 8 ] По завершении учебы ему предложили должность религиозного лидера в его родном городе, но он отказался. [ 9 ] После непродолжительного пребывания в Тегеране в 1835 году он отправился в шиитский город-святыню Кербела в Османской империи, чтобы учиться непосредственно у сийида Казима. [ 10 ] К этому моменту его отец скончался, но все оставшиеся в живых члены семьи, за исключением одной сестры, уже замужней, решили переехать с ним в Кербелу. [ 11 ]
Сийид Казим учил своих учеников ожидать исполнения мессианских ожиданий двунадесятного шиизма при их жизни, особенно подчеркивая, что Каим , или Махди , уже жил. [ 12 ] Мулла Хусейн учился у сийида Казима с 1835 по 1843 год, в течение этого времени учитель часто просил его поехать в Персию, чтобы публично дебатировать с ортодоксальными шиитскими улемами, чтобы заручиться более широкой персидской поддержкой шайкизма. [ 13 ] [ 14 ] За этот период он написал как минимум две книги и приобрел репутацию выдающегося ученика сийида Казима, время от времени его просили отвечать на вопросы от имени своего учителя и он получал разрешение контролировать своих учеников. [ 15 ] [ 9 ] Он получил стипендию от школы сийида Казима за работу писцом и переписчиком. [ 16 ] Источники бахаи традиционно предполагают, что сийид Казим доверил мулле Хусейну тайные учения, которыми он не поделился с большей частью Шайки - утверждение, которое напоминает о его более поздней роли в бабизме, но трудно проверить. [ 17 ]
Ближе к концу своей жизни сийид Казим неоднократно давал указания своим последователям разойтись по Персии и прилегающим землям в поисках Махди. После смерти сийида Казима 31 декабря 1843 года значительное количество шайкитов признали муллу Хусейна его единственным достойным преемником и ожидали, что мулла Хусейн объявит себя Махди или, по крайней мере, возьмет на себя руководство шайкитами. Он решительно отверг оба пути и немедленно отправился на поиски обещанного Махди. [ 18 ] [ 19 ]

Поиски Махди (1843–1844)
[ редактировать ]Мулла Хусейн в сопровождении своего брата Мухаммада-Хасана и племянника Мухаммада-Бакира отправился из Кербелы в Наджаф и провел сорок дней в Великой мечети Куфы , уединившись в состоянии молитвы и поста. Мечеть в Куфе была выбрана местом их уединения из-за ее связи с мученической смертью Имама Али; Шакьи часто проводили длительные ретриты как метод развития проницательности. [ 20 ] Через несколько дней к ним присоединились тринадцать шайки, в том числе мулла Алий-и-Бастами , который сопровождал их в духовной подготовке к путешествию. [ 21 ] [ 22 ]
Ближе к концу ретрита мулла Хусейн получил письмо, которое, по-видимому, было написано сийидом Казимом перед его смертью; хотя его товарищи предполагали, что в письме содержалось назначение сийида Казима, назвавшего муллу Хусейна своим преемником, оно содержало лишь завуалированные инструкции относительно предстоящего путешествия. Сообщается, что мулла Хусейн публично расплакался, прочитав посмертные инструкции сийида Казима и осознав чудовищность и неопределенность своей задачи. [ 23 ]
После празднования мусульманского праздника Маулид , ознаменовавшего завершение сорока дней, проведенных в Великой мечети Куфы, мулла Хусейн и его спутники посетили гробницу имама Али в Наджафе и направились в сторону Бушира на берегу Персидского залива. Через некоторое время, по настоянию муллы Хусейна, они продолжили путь в Шираз в провинции Фарс. [ 24 ] К этому моменту они прошли пешком около 600 миль, не имея четкого пункта назначения и проводника, кроме предсмертного совета сийида Казима мулле Хусейну. [ 25 ] По прибытии в Шираз мулла Хусейн приказал своим спутникам проследовать в мечеть Вакиль , где он присоединится к ним для вечерней молитвы. [ 26 ]

Обращение в бабизм (1844 г.)
[ редактировать ]В Ширазе 22 мая 1844 года он встретил Сайеда Али Мухаммада Ширази, Баба , который пригласил муллу Хусейна к себе домой. В ту ночь мулла Хусейн сказал ему, что он ищет Обетованного Махди, и поделился с ним некоторыми качествами, ожидаемыми от Махди, которые он узнал от сиййида Казима. Баб заявил, что он проявил все качества Махди. Мулла Хусейн оставался неуверенным до тех пор, пока Баб не ответил удовлетворительно на все вопросы муллы Хусейна и не написал в его присутствии с чрезвычайной быстротой длинный комментарий к суре Иосифа ) , который стал известен как Кайюмул-Асма (Кайюмул-Асма ( «Хранитель Божественных Имен») и считается первым откровением Баба. [ 27 ] Сийид Казим, по-видимому, - когда мулла Хусейн попросил сделать это сам - предсказал, что Махди без спросу раскроет комментарий к этой суре. В «Рассказе Набиля» записан рассказ муллы Хусейна о знаках, которые ему дал умирающий сийид Казим, чтобы узнать Махди, и указывается, что мулла Хусейн быстро убедился, что Баб удовлетворяет этим условиям. [ 28 ] [ 29 ] Хотя Баб уже раскрыл свою религиозную миссию своей жене Хадиджи-Багум и своему домашнему слуге Мубараку примерно за месяц до этого, [ 30 ] » Баба Мулла Хусейн стал первым человеком, независимо признавшим в нем Махди и пророка-основателя новой религии, и был назначен первым членом « Письма живых ( Хуруфу'л-хайй по -арабски ). [ 29 ] Годовщина этой декларации отмечается общинами бахаи по всему миру как священный день и как начало религий бабизма и веры бахаи. [ 31 ] [ 32 ]

Роль как письмо живых (1844–1849)
[ редактировать ]После признания Баба мулла Хусейн был назначен первым членом «Письма живых». Баб запретил мулле Хусейну активно распространять свою новообретенную религию и вместо этого объяснил, что семнадцать других должны будут независимо признать его Махди, прежде чем он позволит открыто распространять религию бабизма. Во время своего пребывания в Ширазе мулла Хусейн занял должность преподавателя в мечети Вакиль, где собрал большое количество студентов, среди которых были известные священнослужители Шираза. [ 33 ] Во время своих лекций в Ширазе он никогда напрямую не упоминал Баба, но его регулярные встречи с Бабом вдохновляли содержание его лекций. [ 34 ] В течение пяти месяцев семнадцать других учеников сийида Казима признали Баба посланным Богом и присоединились к мулле Хусейну в рядах Букв Живых. [ 35 ] Среди первых, принявших бабизм, были спутники муллы Хусейна в его путешествии из Кербелы в Шираз: Мухаммад-Хасан Бушруи, Мухаммад-Бакир Бушруи и мулла Али Басами. [ 36 ] Баб адресовал послание каждой из Букв Живых и поручил им распространять его религию по всей стране и прилегающим регионам. [ 37 ]
Когда Баб решил покинуть Шираз и совершить паломничество в Мекку , он поручил мулле Хусейну отправиться в Исфахан , Кашан , Кум , Тегеран и провинцию Хорасан , распространяя бабизм во время своего путешествия. [ 38 ] Набиль указывает, что мулла Хусейн был недоволен, когда Куддус , 18-я Буква Живых, был выбран сопровождать Баба в его паломничестве, а не его самого. Записано, что Баб указал, что мулла Хусейн обнаружит важную тайну в Тегеране и сможет эффективно защитить бабизм от сопротивления в других городах своего путешествия. [ 39 ]
Исфахан
[ редактировать ]В Исфахане мулла Хусейн начал преподавать в школе Нимавар и использовал свой авторитет муджтахида и свою репутацию ученика сийида Казима для распространения нового учения бабизма. [ 40 ] Он публично проповедовал свою новую религию и, как сообщается, привлек значительное внимание общественности:
Толпами они собирались, чтобы послушать учителя. Он, в свою очередь, занимал все кафедры Исфахана, где он мог свободно выступать публично и объявлять, что Мирза Али-Мухаммад был двенадцатым имамом, имамом Михди. Он выставлял и читал книги своего Учителя, раскрывая их красноречие и глубину, подчеркивая чрезвычайную молодость провидца и рассказывая о его чудесах. [ 41 ]
- Артюр де Гобино , Религии и философии в Центральной Азии
Ему противостояли некоторые шайки и ортодоксальные шииты в городе, но он завоевал молчаливую поддержку самого известного муллы в городе и смог продолжать проповедовать на протяжении всего своего пребывания. [ 42 ] Некоторые жители приняли послание Баба и обратились в бабизм в результате учения муллы Хусейна. [ 43 ] В трудах Баба, а также в более поздних агиографиях бахаи, пример первого исфаханского баби, просеивателя пшеницы со скромным достатком, часто используется как пример разнообразия тех, кто принял учение Баба, и испорченности персидского языка. религиозные элиты:
В земле Сада [Исфахана], которая на первый взгляд является огромным городом, в каждом уголке семинарий которого находится огромное количество людей, считающихся богословами и врачами, однако, когда пришло время раскрыть сокровенные сущности, только просеиватель пшеницы облачился в одежду ученичества. В этом тайна того, что было произнесено родственниками Пророка Мухаммада (да будет им мир Божий) относительно этого Откровения, говоря, что униженные будут возвышены, а возвышенные будут унижены. [ 44 ]
- Баб, Персидский Баян
Помимо просеивателя пшеницы, несколько видных сийидов в Исфахане. мулла Хусейн обратил в веру [ 45 ]

Тегеран
[ редактировать ]После пребывания в Исфахане мулла Хусейн посетил Кашан и Кум, распространяя учение Баба в обоих городах. Из Кума он продолжил путь в Тегеран, где снова воспользовался лицензией своего муджтахида, чтобы поселиться в местном медресе . Как и в Исфахане, ему противостояли члены оставшейся общины шайки, которые считали, что он отказался от своей роли ведущего последователя сийида Казима и стал членом еретической секты. [ 46 ] По просьбе этих шайки он не стал официально преподавать в Тегеране, как это было в Исфахане, и во время своего пребывания проводил мало времени в самом медресе. Гобино сообщает, что, несмотря на то, что мулла Хусейн не проповедовал в Тегеране публично, он был принят рядом видных жителей, в том числе королем Мохаммад Шахом Каджаром и его премьер-министром , и поделился с ними учениями и писаниями Баба на этих частных встречах. [ 47 ]
В Тегеране он подружился с муллой Мухаммад-и-Муаллимом, учеником одного из главных противников муллы Хусейна среди шайкитов в Тегеране. Через муллу Мухаммада он узнал о присутствии Мирзы Хусейна-Али Нури — сына известного дворянина — в Тегеране. По просьбе муллы Хусейна мулла Мухаммад доставил свиток, содержащий некоторые писания Баба, в дом Мирзы Хусейна-Али Нури. И Мирза Хусейн-Али Нури, и его брат Мирза Муса обратились в бабизм в результате этого обмена. [ 48 ] Через девятнадцать лет после провозглашения Баба мулле Хусейну Мирза Хусейн-Али Нури объявил себя пророком-преемником Баба, принял титул Бахауллы и основал Веру Бахаи. [ 49 ] Бахаи считают обмен муллы Хусейна с Бахауллой исполнением обещания Баба о том, что мулла Хусейн откроет в Тегеране секрет огромной важности. Получив известие об обращении Бахауллы, мулла Хусейн отправился из Тегерана в Мешхед, в свою родную провинцию Хорасан.

Мешхед
[ редактировать ]По мере того как новости о его проповедях распространялись, а число обращенных в бабизм продолжало расти по всей стране, мулла Хусейн больше не появлялся неожиданно в новых городах. В Мешхеде общественные дебаты о религии Баба уже продолжались, когда он прибыл, и духовенство организовалось для дебатов и противостояния ему. Он проповедовал с кафедры мечети Гохаршад в Мешхеде и сумел обратить в свою веру ряд видных духовных лидеров Мешхеда посредством публичных дебатов и частных аудиенций. Из Мешхеда мулла Хусейн написал Бабу, поделившись новостями об обращениях в Исфахане и Тегеране, уделив особое внимание обращению и последующим усилиям Бахауллы по евангелизации. [ 50 ]
Шираз
[ редактировать ]Весной 1845 года мулла Хусейн получил известие, что Баби, желающие навестить Баба после его возвращения из паломничества, получили указание собраться в Исфахане. Мулла Хусейн, направлявшийся в настоящее время в Кербелу, встретился с группой паломников в Исфахане. Всего через несколько дней он получил известие о том, что Куддус и еще один известный Баби были арестованы в Ширазе после их паломничества с Бабом, публично подвергнуты пыткам и изгнаны, в то время как Баб находился под домашним арестом в доме своего дяди Хаджи Мирзы Сайида Али. . [ 51 ]
Вместе со своим братом и племянником мулла Хусейн, переодетый, ночью пробрался в Шираз. После установления контакта с этим дядей Баба все трое смогли временно поселиться в Ширазе и получили разрешение пригласить бабидов, собравшихся в Исфахане, постепенно проникнуть в город. [ 52 ]
По мере того как число бабиев в Ширазе росло, оппозиция Бабу и мулле Хусейну возрастала, особенно когда Баб начал выступать с публичными обращениями и проповедями, а также участвовал в дебатах местных священнослужителей. В конце концов Баб уволил всех бабидов, проживающих в Ширазе, включая муллу Хусейна, которому он приказал вернуться в Хорасан. [ 53 ]

Вкус
[ редактировать ]Получив указание Баба вернуться в Хорасан, мулла Хусейн продолжил распространение бабизма в Мешхеде и по всей провинции. Во время его пребывания в Мешхеде в Хорасане вспыхнуло восстание против правительства шаха, в котором участвовал союз местных курдских племен и шерифа Мешхеда. Мулла Хусейн узнал, что лидер восстания надеялся заручиться его поддержкой как представителя растущей общины бабидов, и решил покинуть Мешхед, чтобы не втягивать местных бабидов в хаос, который, как ожидается, возникнет, когда в конечном итоге прибудут силы шаха. [ 54 ] Примерно в то же время пришло известие, что Баб был арестован и заключен в горную крепость Маку недалеко от турецкой границы. [ 55 ] после усилившихся разногласий вокруг Баба, который был отправлен из Шираза в Исфахан, а затем шах приказал ему отправиться в Тегеран. В начале 1848 года мулла Хусейн отправился пешком из Мешхеда — на восточной окраине Персии — в Тегеран, с намерением продолжить путь до Маку, расположенного на крайнем северо-западе. В его путешествии его сопровождал только слуга-баби по имени Камбар-Али. В Тегеране он был принят Мирзой Мусой, сводным братом Бахауллы, и группой местных баби и кратко встретился с Бахауллой в частном интервью. Никаких известных записей об этой встрече не сохранилось. [ 54 ]
Он прибыл в Маку в марте 1848 года, пройдя более 2000 миль не более чем за три месяца. В Маку Баб первоначально содержался под очень строгой охраной, но через две недели назначенный правительством пограничник Али Хан-и-Мах-Куи обратился в бабизм. [ 56 ] По указанию Баба Али Хан продолжал выполнять приказ о заключении Баба в тюрьму, но разрешал паломникам посещать его и сам посещал его регулярно. Когда мулла Хусейн прибыл в Маку, его приветствовал Али Хан, который сообщил, что предвидел его прибытие во сне. В первый день его пребывания в Маку группа Баби отпраздновала праздник Навруз вместе с Бабом. [ 57 ]
Мулла Хусейн пробыл в Маку с Бабом девять дней. [ 58 ] В отчетах сообщается, что эти двое дорожили обществом друг друга в относительно спокойном заключении в отдаленной провинции. Мулла Хусейн спал в покоях Баба и в течение дня принимал паломников вместе с Бабом. В конце концов Баб приказал мулле Хусейну отправиться в провинцию Мазандаран , как сообщается, дав прощальные указания мулле Хусейну и Камбар-Али. В своем прощальном слове Баб похвалил Камбар-Али, сравнив его с женихом имама Али , и похвалил мужество и героизм муллы Хусейна; Набиль сообщает, что Баб пообещал мулле Хусейну, что в Мазандаране ему откроется «сокрытое Божье сокровище» и прояснится самая важная задача муллы Хусейна. Мулла Хусейн и Камбар-Али покинули Маку с копиями значительных произведений Баба , написанных во время его пребывания в Маку, которыми они поделились с Бабисом во время их путешествия в Мазандаран. [ 59 ] [ 60 ]
Через несколько дней после отъезда муллы Хусейна из Маку он получил известие, что по приказу премьер-министра Баб должен быть переведен в замок Чехрик . [ 61 ]
Мазендаран
[ редактировать ]По пути в Мазандаран он ненадолго останавливался в городах с местными жителями Баби, делясь новостями о Баби и подбадривая Бабидов, которые сталкивались с растущим общественным сопротивлением. В Тегеране у него снова была возможность встретиться с Бахауллой, который, в свою очередь, поддержал его. [ 62 ]
По прибытии в Барфоруш , Мазандаран, муллу Хусейна принял Куддус , 18-е Письмо Живых. Хотя эти двое встречались ранее, они никогда не проводили много времени вместе, и их последнее общение было окрашено разочарованием муллы Хусейна, когда Куддуса выбрали сопровождать Баба в паломничестве, а не его самого. Во время своего пребывания в Барфоруше он был гостем в доме Куддуса и имел возможность общаться с большим количеством новообращенных и поклонников Куддуса в этом городе. [ 63 ]
Набиль сообщает, что мулла Хусейн поделился с Куддусом обещанием Баба, что в Мазандаране он найдет «скрытое сокровище, которое откроется вам, сокровище, которое раскроет вашим глазам характер задачи, которую вам суждено выполнить». [ 58 ] Прочитав некоторые сочинения Куддуса, мулла Хусейн убедился, что Куддус сам был тем скрытым сокровищем, о котором говорил Баб. [ 64 ] Раньше многие баби считали муллу Хусейна самой значительной фигурой в движении после Куддуса; после этого разговора мулла Хусейн постоянно подчинялся Куддусу, доходя до того, что подавал ему еду и подчинялся его указаниям с почтением, ранее присущим Бабу. Роль Куддуса как руководителя Букв живых позже была подтверждена Бабом. [ 65 ]
В Барфоруше мулла Хусейн вовлек ведущего мусульманского священнослужителя города в публичные дебаты с целью либо обратить его в другую веру, либо убедить его уменьшить публичное осуждение бабидов. Не сумев убедить его, мулла Хусейн по указанию Куддуса покинул Барфуруш, чтобы снова вернуться в Мешхед. [ 66 ]
Бабийи из Мешхеда
[ редактировать ]В Мешхеде, следуя инструкциям Куддуса, он намеревался повысить способность «Букв живого» участвовать в систематической проповеди и усилиях по обращению. С помощью местных бабиев он купил участок земли и построил здание, которое должно было служить постоянным местом жительства для него самого и Куддуса, а также центром проповеди баби и общественной жизни. Вскоре после завершения строительства мулла Хусейн и Куддус поселились в центре, получив название Бабийи Мешхеда. Число бабидов в Мешхеде существенно выросло за следующие несколько месяцев, и Бабии служили центром организации усилий по евангелизации во всем регионе. [ 67 ] Некоторые источники предполагают, что Бабийи, возможно, был основан еще в 1844 году, но, похоже, он не стал использоваться в качестве организационного центра до 1848 года. [ 68 ]
Этот период принес большой успех мулле Хусейну и Куддусу. Общины баби выросли по всей провинции Хорасан, включая новообращенных из самых разных экономических слоев. В Бошруе, родном городе муллы Хусейна, возникла группа из 60 активных баби, тысячи которых пришли присутствовать на проповедях муллы Хусейна или молиться вместе с ним. Широкие симпатии Шакьи среди местных священнослужителей, похоже, заложили благодатную почву для роста бабизма. [ 69 ]
Через несколько месяцев после строительства Бабийи большое количество бабидов собралось в деревне Бадашт с целью поиска консенсуса по основным духовным убеждениям бабизма и составления планов того, как община баби должна реагировать на усиление преследований и продолжающееся заточение Баба. Конференция в Бадаште была в значительной степени организована и профинансирована Бахауллой , а Куддус и Тахири также были основными участниками конференции — события, которое ознаменовало провозглашенную независимость религии Баби от ислама. [ 70 ] За несколько недель до конференции большое количество бабидов приехали в Мешхед со всей страны, что разозлило городские власти до такой степени, что личный помощник муллы Хусейна был арестован и публично подвергнут пыткам в попытке изгнать муллу Хусейна из города. [ 71 ]
Куддус оставил муллу Хусейна в Мешхеде во время конференции с мандатом поддерживать работу Бабийи в его отсутствие. [ 72 ] По мере того как число новообращенных в Мешхеде начало расти, сопротивление со стороны светских и религиозных властей возросло до такой степени, что мулла Хусейн был вынужден покинуть город до того, как Куддус смог вернуться из Бадашта. [ 73 ]
Перед отъездом из Мешхеда мулла Хусейн принял большие группы посетителей, а также около двухсот мужчин-бабиев, которые согласились путешествовать с ним. Прежде чем они смогли покинуть город, мулла Хусейн получил послание от Баба, содержащее новые указания. Баб сообщил ему, что Куддус заключен в тюрьму в своем родном городе Барфуруше , и приказал мулле Хусейну и его товарищам прийти ему на помощь. Кроме того, мулла Хусейн должен был, очевидно, во исполнение исламских эсхатологических предсказаний, надеть зеленый тюрбан самого Баба и повести своих товарищей под черным флагом. Баб также даровал мулле Хусейну новое имя: Сийид Али. Предоставление нового имени имело большое значение, поскольку в шиитском исламе ношение зеленого тюрбана было запрещено никому, кроме сийида — потомка Мухаммеда через его дочь Фатиму . [ 74 ]
Мазандаранское восстание (1848–1849)
[ редактировать ]Стычка в Барфуруше
[ редактировать ]Мулла Хусейн и его двести спутников-баби отправились из Мешхеда в Барфуруш 21 июля 1848 года и по пути собрали дополнительных последователей. На третий день, после предупреждения муллы Хусейна об опасности их миссии по освобождению Куддуса, двадцать членов отряда покинули группу и вернулись домой. Группа прошла под черным знаменем, подготовленным муллой Хусейном, которое они подняли в честь Черного штандарта , элемента пророчества в исламской эсхатологии о конце дней. [ 75 ] [ 76 ]
Марш был остановлен возле города Барфуруш вооруженной группой жителей во главе с главным священнослужителем. Сообщается, что мулла Хусейн приказал своим людям бросить свое имущество и сначала заставил их воздержаться от участия в битве, сказав:
Оставьте все свое имущество и довольствуйтесь своими конями и мечами, чтобы все видели, что вы не интересуетесь земными вещами и что у вас нет желания охранять свое имущество, а тем более домогаться чужого имущества! [ 77 ]
- Мулла Хусейн, цитата из «Рассказа Набиля».
Первой жертвой столкновения стал Сийид Рида — помощник муллы Хусейна — который был ранен в грудь с расстояния. После смерти Сийида Риды мулла Хусейн позволил своим последователям начать защищаться. [ 78 ]
Хотя большинство источников сходятся во мнении, что мулла Хусейн был физически слаб и страдал хроническим заболеванием, повествования о битве изображают его почти непреодолимым бойцом. [ 4 ] [ 79 ] [ 80 ] Одна популярная история из «Повествования Набиля» описывает, как он вступил в бой с солдатом, стрелявшим в Сийида Риду, и одним ударом своего меча пробил ствол стоящего рядом дерева, мушкет этого человека и тело солдата. [ 81 ] Боец отряда Барфуруши отправил половину отрубленного мушкета премьер-министру в качестве доказательства жестокости бабиев, пытаясь смягчить критику со стороны премьер-министра за неспособность победить неформальное ополчение. [ 82 ] Эта встреча была воспета многими поэтами по всей Персии. [ 83 ]

Строительство форта Табарси
[ редактировать ]После столкновения в Барфуруше группа построила оборонительные укрепления у близлежащего храма Шейха Табарси , местного святого. По прибытии к святыне баби, численность которых, согласно источникам Баби и бахаи, а также по данным придворных историков, насчитывала немногим более 300 человек, теперь подвергались неминуемому нападению со стороны правительственных сил, однако их число увеличилось до 540–600 человек, поскольку баби из этого региона бросился на их защиту. [ 75 ] Бойцы-баби представляли почти все социальные классы, включая священнослужителей, торговцев, ремесленников и представителей земельной знати; самым младшим был двенадцатилетний мальчик. [ 84 ] Было показано, что распределение городских и сельских участников примерно идентично составу персидского общества того времени, что демонстрирует широкий спектр респондентов религии Баба. В отличие от более поздних восстаний Баби, где женщины играли значительную или даже большую роль, все участники в Табарси были мужчинами. [ 85 ]
В Табарси мулла Хусейн ввел военный порядок, централизовав производство продуктов питания, строительство и оборону. Своим заместителем он назначил своего племянника Мухаммада-Бакира. В свой первый день в Табарси они заручились покровительством богатого человека из соседней деревни, который принял бабизм и снабжал их припасами. Поскольку нужно было кормить так много людей, импровизированный форт привлек небольшую группу торговцев из региона. [ 86 ]
После завершения строительства форта собравшихся Баби посетил Бахаулла, который осмотрел форт и выразил свое удовлетворение строительством и организацией. Он посоветовал мулле Хусейну послать группу людей в Сари , где сейчас находился в заключении Куддус, чтобы доставить Куддуса в форт. Перед отъездом Бахаулла посоветовался с муллой Хусейном по некоторым стратегическим вопросам и выразил желание вернуться, чтобы помочь собравшимся Баби. [ 87 ] Мулла Хусейн отправил в Сари семь человек с указанием вернуться с Куддусом; они сделали это с добровольного согласия священнослужителя, в доме которого он содержался. Во время миссии по возвращению Куддуса мулла Хусейн проинструктировал бабиев в Табарси, что после прибытия Куддуса они должны считать Куддуса командиром роты, а муллу Хусейна - только его лейтенантом. [ 88 ] По прибытии Куддус организовал в форте миссионерский отряд, отправив представителей в деревни в этом районе и привлекая поток новообращенных, многие из которых поселились в форте. [ 89 ]

Армия Абдуллы Хана
[ редактировать ]Поскольку количество обращений в веру в этом районе росло, главный священнослужитель Барфуруша написал шаху, указав, что в регионе идет восстание. Насер ад-Дин Шах Каджар , которому тогда было всего 17 лет, только что вступил на трон после смерти своего отца и быстро отреагировал на новости о волнениях в Мазандаране. Он издал указ, разрешающий правительственному чиновнику в Мазандаране Абдулла Хану собрать армию и подавить силы, собравшиеся в Табарси. [ 90 ]
Абдулла Хан осадил форт двенадцатью тысячами человек и лишил их воды и еды. За его прибытием последовали три дня проливного дождя и снега, которые обеспечили бабиев водой и разрушили земляные укрепления армии. Абдулла Хан и его офицеры поселились в соседней деревне, чтобы избежать непогоды, и отсутствовали, когда на четвертый день осады Куддус приказал бабидам рассредоточить свою армию. Превосходящие по численности войска баби застали армию врасплох и оттеснили ее обратно в деревню, где жил Абдулла Хан, где они вступили в бой и убили Абдулла Хана и всех офицеров его армии. В этот момент Куддус приказал отступить. Четыреста солдат шаха были убиты, а около 100 их лошадей захвачены бабидами. Вернувшись в форт, Куддус предупредил бабиев, что следующей придет более крупная и лучше организованная армия, и приказал им расширить форт. [ 91 ] После этого стены форта достигали десяти метров в высоту, их окружал глубокий ров, колодец для воды, а также туннели и склады, вырытые под землей для убежища и хранения вещей. [ 92 ]
Армия принца Михди-Кули Мирзы
[ редактировать ]После поражения Абдулла-хана шах приказал члену королевской семьи, принцу Михди-Кули Мирзе, истребить бабидов провинции Мазандаран. Его указ Михди-Кули Мирзе имеет большое значение, поскольку он приказал убить бабидов в Табарси не только на основании предполагаемого восстания, но и на основании ереси:
Это правда: Михди-Кули Мирза, ты должен приложить все усилия в этом деле. Это не пустяковое развлечение. Судьба нашей религии и шиитской доктрины висит на волоске. Вы должны очистить царство от этой грязной и нечестивой секты, чтобы от них не осталось и следа. Посвятите этому все свое усердие [...] [ 93 ]
—Насер ад-Дин Шах Каджар , Указ Михди-Кули Мирзе, губернатору Мазандарана
Помимо разрешения Михди-Кули Мирзы, шах приказал вождям племен и князьям Мазандарана присоединиться к своим силам Михди-Кули Мирзе. Он разместил свои войска в Васкасе и приказал Аббас-Кули Хану, губернатору округа Амол , который был выдающимся генералом, присоединиться к нему там с армией. Он отправил послов в Барфуруш и другие деревни, чтобы получить информацию о баби, и отправил гонца в форт с инструкциями поговорить с муллой Хусейном и Куддусом. [ 94 ]
Посланника принял мулла Хусейн и спросил, какие обиды заставили баби восстать. Мулла Хусейн отверг обвинения в восстании и заявил, что у них не было никаких намерений, кроме как противостоять коррупции церковного порядка в стране посредством дебатов и проповеди послания Баба. Затем мулла Хусейн пригласил Михди-Кули Мирзу и местных священнослужителей посетить форт и выслушать его аргументы, прежде чем принять решение взять в руки оружие. Посланник, очевидно, был тронут описанием дела Баби, сделанным муллой Хусейном, и согласился передать свое приглашение обратно принцу. [ 95 ]
Битва при Васкасе
[ редактировать ]21 декабря 1848 года, через три дня после визита посланника, войска Михди-Кули Мирзы отправились атаковать лагерь Баби. Набиль сообщает, что он прибыл как минимум с пятью полками пехоты и кавалерии. [ 96 ] Куддус приказал всем всадникам Баби броситься вперед и встретить силы принца, прежде чем они смогут достичь Табарси.
В последовавшей битве мулла Хусейн вступил в прямой бой с принцем, после чего принц бежал из битвы, поселившись в соседнем сарае, а затем отступил в Сари. [ 97 ] По крайней мере два других королевских принца погибли в результате нападения, а некоторые пленные, удерживаемые силами принца, были освобождены. Куддус был ранен в бою, но не выведен из строя. [ 98 ]
Битва при форте Табарси
[ редактировать ]
После поражения войск шаха при Васкасе Аббас-Кули Хан, губернатор округа Амол, взял на себя основную ответственность за искоренение бабидов в этом районе. Он собрал дополнительных людей из племен Мазендарани и окружил форт. Будучи более опытным командиром, чем Михди-Кули Мирза, он построил баррикады и артиллерию вокруг форта, а также снова перекрыл Бабиам водоснабжение.
Мулла Хусейн внутри форта руководил строительством колодца внутри стен. 2 февраля 1849 года он снова надел зеленый тюрбан Баба и вместе с Куддусом начал атаку на силы Аббас-Кули-хана. По свидетельствам очевидцев, боевым кличем бабидов было «Йа Шахибуз-Заман!» или «О, Владыка века», отсылка к Бабу. [ 99 ] Первоначально наступление Баби удалось посеять замешательство в рядах войск Аббас-Кули-хана, и значительное количество их палаток и баррикад было сожжено дотла. В частности, записано, как мулла Хусейн бегал из стороны в сторону, бросая вызов вражеским солдатам. Его способности владеть мечом побудили Аббаса-Кули Хана позже сравнить его с Имамом Али , традиционно считавшимся идеальным фехтовальщиком, и его мечом Зульфикаром , в то время как Хан сравнил свое военное руководство перед лицом подавляющей оппозиции с лидерством Имама Хусейна : [ 100 ]
Дело в том, что всякий, кто не видел Кербалу , если бы он увидел Табарси, не только понял бы, что там произошло, но и перестал бы об этом думать; и если бы он увидел муллу Хусейна из Бушравейха, он был бы убежден, что Глава мучеников вернулся на землю; и если бы он стал свидетелем моих деяний, он бы наверняка сказал: «Это Шимр, вернувшийся с мечом и копьем». [ 101 ]
- Аббас-Кули Хан, цитата Мирзы Хусейна в Тарих-и-Джадид.
Во время боя лошадь муллы Хусейна потеряла равновесие, запуталась в веревке, и Аббас-Кули Хан, сидевший на дереве, выстрелил ему в грудь. Он прожил достаточно долго, чтобы его доставили в крепость, где он и Куддус разговаривали перед его смертью. Его последними записанными словами Куддусу были: «Пусть моя жизнь станет выкупом за тебя. Ты доволен мной?» [ 102 ] Его племянник, Буква Живого Мухаммад-Бакир, также присутствовал в момент его смерти. Он был похоронен Куддусом, который одел его для погребения в одну из своих рубашек, в могиле к югу от святыни, а тридцать шесть других баби были похоронены к северу. Куддус произнес короткую проповедь на похоронах, призвав всех бабидов увидеть муллу Хусейна и других погибших как мучеников с образцовым характером и храбростью. [ 103 ]
Смерть в форте Табарси
[ редактировать ]Мулла Хусейн погиб во время боя 2 февраля 1849 г. [ 75 ] [ 104 ] и новости об этом достигли Турции во французской газете. [ 105 ] [ 106 ] Он был похоронен на территории храма Шаких Табарси. [ 107 ] Баби и бахаи считают муллу Хусейна мучеником, а его поведение в битве характеризуется как пример храбрости и героизма перед лицом непреодолимого сопротивления в литературе бахаи. Считается, что семь других членов «Письм живого» были убиты в Табарси, как и большинство бойцов Баби. [ 108 ]
Выжившая семья
[ редактировать ]Его брат Мухаммад-Хасан дожил до конца битвы при Табарси и был казнен вместе с Куддусом духовенством, хотя должен был увидеться с шахом. Его племянник Мухаммад-Бакир дожил до конца битвы, хотя его судьба после этого неясна. Мать и сестра муллы Хусейна обратились в бабизм в какой-то момент после заявления Баба, став близкими соратниками Тахири , и узнали о его смерти в Табарси. Они вернулись в свой родной город Бошруе, где заботились о женах и детях мужчин, погибших в Табарси. После смерти матери дом его семьи был разрушен мафией, а его сестра была вынуждена переехать в Ашхабад . Она стала бахаи, и Бахаулла дал ей титул Райский Лист (Варакатуль-Фирдавс). [ 109 ]
Значение
[ редактировать ]
Роль муллы Хусейна как первого человека, принявшего Баба как Махди и основателя независимой религии, обеспечивает ему особое место в бабизме и вере бахаи. дал ему титул Бабу'л-Баб («Ворота ворот») , имея в виду эту роль. Баб [ 110 ] Его опыт в качестве лицензированного члена шиитского муджтахидуна и уважаемого ученика сийида Казима рассматривается как придающий больший вес его принятию Баба, по-видимому, подтверждая, что Баб выполнил традиции шиитского ислама в отношении прихода Махди. [ 103 ]
Роль муллы Хусейна как первого члена «Письма живых» придает ему дополнительное значение в мысли Баби и бахаи. «Письма живых» не играли особой административной роли в бабизме, но играли роль, в некоторой степени аналогичную роли Апостолов Христа : товарищей пророка, усовершенствователей учения и первых мучеников. [ 111 ] «Письма живых» были описаны Бабом как возвращение ( араб . الرجعة раджа) шиитских Непогрешимых :
Восемнадцать «Букв Живого» проявились в последнем, то есть Мухаммадском Проявлении, в личностях Четырнадцати Святых Душ (т.е. самого Пророка , его дочери Фатимы и Двенадцати Имамов , из которых первым, Али , был ее муж и остальные ее потомки) и Четыре Врата (или Баба), которые последовательно действовали как каналы связи между Двенадцатым Имамом или Имамом. Махди и верующие в период его « Малого Затмения »…. Термины «Точка» и «Буква»; первоначально были предложены формулой Бисмиллахир-Рахмани'р-Рахим (Во имя Милосердного, Сострадательного Бога), которая содержит 19 букв, первая из которых (B) выделяется точкой или точкой под ней; Али и предполагаемое высказывание : «Все, что есть в Коране, есть… в Бисмиллях… а я — Точка под буквой Б». [ 112 ]
- Эдвард Грэнвилл Браун , цитируется Муджаном Моменом в «Выборах из сочинений Э. Г. Брауна о религиях баби и бахаи».
Сам мулла Хусейн описывается в писаниях Баба и Бахауллы как возвращение Мухаммеда . [ 113 ] а в других ранних источниках Баби они упоминаются как возвращение Имама Хусейна или даже описываются как «Каим Хорасана». [ 114 ] Хотя мулла Хусейн рассматривается как символическое возвращение этих исторических фигур, бахаи не считают его пророком или Богоявлением . Поднятие им Черного штандарта перед битвой при форте Табарси рассматривается как исполнение шиитских эсхатологических предсказаний и еще больше укрепляет его статус как важной части заявлений Баби и Бахаи о Махди-состоянии Баба. [ 75 ]
Баб описывает муллу Хусейна со ссылкой на должность, известную в шиитском исламе, как «наместника» или «молчаливого», аналогично роли Аарона во времена Моисея и Али во времена Мухаммеда – человека, чей авторитет велик. но полностью происходит от более великого Пророка, в данном случае от самого Баба. [ 115 ] Далее его называют первым совершенным мусульманином или «первым плодом Древа Ислама». [ 116 ] В теологии баби именно появление первого совершенного последователя религии вызывает появление следующей религии. Таким образом, мулла Хусейн рассматривается не только как первый баби, но и в некотором смысле причина отмены ислама и замены его бабизмом. [ 116 ] В Писаниях бахаи упоминается эта роль муллы Хусейна:
Среди них был мулла Хусейн, удостоившийся сияющей славы Солнца божественного Откровения. Если бы не он, Бог не утвердился бы на престоле Своей милости и не взошел бы на престол вечной славы. [ 117 ]
- Бахаулла, Китаб-и-Икан
Бахаулла также написал табличку о посещении муллы Хусейна, которая была включена в послание, написанное сестре муллы Хусейна Варакату'л-Фирдавсу. На этой табличке он обыгрывает общее имя Хусейна, которое он носит, мулла Хусейн и имам Хусейн, символически смешивая их личности и ссылаясь на их общее одиночество и страдания на «пути Бога». [ 118 ]
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Заранди 1932 , стр. 63.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 2.
- ^ Махдави, Ширин (6 февраля 2014 г.). «Детство в Каджаре, Иран». Иранские исследования . 47 (2): 305–326. дои : 10.1080/00210862.2013.860327 . S2CID 144563336 .
- ^ Jump up to: а б Аманат 1989 , стр. 159.
- ^ Заранди 1932 , стр. 334.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 156–157.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 7.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 47–48, 157–158.
- ^ Jump up to: а б Аманат 1989 , стр. 157.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 22.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 10.
- ^ Чейн 1914 , стр. 19.
- ^ «Мулла Хусейн Бушруи» . Мировые религии: вера, культура и противоречия . 2012.
- ^ MacEoin 2009 , стр. 57.
- ^ MacEoin 2009 , стр. 165.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 158.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 26.
- ^ Заранди 1932 , стр. 49.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 162.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 163–164.
- ^ Заранди 1932 , стр. 51–57.
- ^ Сирс 1960 , стр. 9–11.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 163–165.
- ^ MacEoin 2009 , стр. 297–298.
- ^ Хэмсон, Артур (май 1980 г.). Рост и распространение Веры Бахаи (PDF) (докторская диссертация по географии). Гавайский университет.
- ^ Заранди 1932 , стр. 52.
- ^ Баусани, А. (1999). «Баб». Энциклопедия ислама . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV.
- ^ Британская энциклопедия. «Баб» . Проверено 10 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Эффенди, Шоги (1974). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс 60091: Издательский фонд Бахаи. п. 5. ISBN 978-0-87743-034-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Момен, Муджан (2007). «Мессианское сокрытие и теофаническое раскрытие» (PDF) . Интернет-журнал исследований бахаи . 1 : 71–88. ISSN 1177-8547 .
- ^ Бернард Трэвики (30 апреля 2009 г.). Юбилеи и праздники . Американская библиотечная ассоциация. п. 86. ИСБН 978-0-8389-1004-7 .
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 170.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 174.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 74.
- ^ «Время Баба» . Би-би-си . Проверено 2 июля 2006 г.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 176.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 197–198, 211.
- ^ Чейн 1914 , стр. 45.
- ^ Заранди 1932 , стр. 85–87.
- ^ Заранди 1932 , стр. 97.
- ^ де Гобино 1866 , стр. 130, цитируется по Заранди (1932 , стр. 109).
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 93–95.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 95–96.
- ^ Баб 1982 , стр. 83.
- ^ де Гобино 1866 , стр. 129, цитируется по Заранди (1932 , стр. 101).
- ^ Заранди 1932 , стр. 102–105.
- ^ де Гобино 1866 , стр. 131, цитируется по Заранди (1932 , стр. 109).
- ^ Коул, Джон (1989). «Баха-Аллах» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN 978-0521862516 . OCLC 181072578 .
- ^ Заранди 1932 , стр. 123–129.
- ^ Сирс 1960 , стр. 27–34.
- ^ Заранди 1932 , стр. 161.
- ^ Заранди 1932 , стр. 171.
- ^ Jump up to: а б Заранди 1932 , стр. 255.
- ^ Заранди 1932 , стр. 243.
- ^ Чейн 1914 , стр. 55–56.
- ^ Заранди 1932 , стр. 255–257.
- ^ Jump up to: а б Заранди 1932 , стр. 262.
- ^ Заранди 1932 , стр. 257–261.
- ^ Чейн 1914 , стр. 77–78.
- ^ Заранди 1932 , стр. 260–261.
- ^ Заранди 1932 , стр. 261.
- ^ Заранди 1932 , стр. 261–263.
- ^ Заранди 1932 , стр. 263.
- ^ Заранди 1932 , стр. 264–265.
- ^ Заранди 1932 , стр. 265–266.
- ^ Заранди 1932 , стр. 266–268.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 273.
- ^ Мандат 1989 г. , стр. 273–275.
- ^ Чейн 1914 , стр. 101–103.
- ^ Заранди 1932 , стр. 288.
- ^ Заранди 1932 , стр. 291–292.
- ^ Заранди 1932 , стр. 324.
- ^ Заранди 1932 , стр. 324–325.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1983 , с. 157–183.
- ^ Заранди 1932 , стр. 326–327.
- ^ Заранди 1932 , стр. 329.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 192–193.
- ^ Хусейн из Хамадана 1893 , стр. 156.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 193.
- ^ Заранди 1932 , стр. 330–331.
- ^ Заранди 1932 , стр. 332.
- ^ Заранди 1932 , стр. 333.
- ^ Момент 1983 , стр. 162–165.
- ^ Момент 1983 , стр. 178–176.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 223–225.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 225–227.
- ^ Заранди 1932 , стр. 350.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 234–235.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 242.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 243–247.
- ^ де Гобино 1866 , стр. 156, цитируется по Заранди (1932 , стр. 357–358).
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 251.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 251–253.
- ^ Заранди 1932 , стр. 363–365.
- ^ Заранди 1932 , стр. 365.
- ^ де Гобино 1866 , стр. 169–170, цитируется по Заранди (1932 , стр. 366).
- ^ Заранди 1932 , стр. 366–368.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 265–267.
- ^ Хусейн из Хамадана 1893 , стр. 106–109.
- ^ Хусейн из Хамадана 1893 , стр. 106–107.
- ^ Заранди 1932 , стр. 381–382.
- ^ Jump up to: а б Заранди 1932 , стр. 382–383.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 270.
- ^ «Новые персы» (PDF) . Журнал Константинополя . 24 марта 1849 г. с. 1 нижний четвертый столбец, выше среднего – через Интернет-библиотеку Бахаи.
- ^ «Новеллы Перса» (PDF) . Журнал Константинополя . 29 марта 1849 г. с. 1 нижний второй столбец, верхний третий – через Интернет-библиотеку Бахаи.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 284.
- ^ Заранди 1932 , стр. 411.
- ^ Мехрабхани 1987 , стр. 285–286.
- ^ Сирс 1960 , стр. 26–28.
- ^ MacEoin 2009 , стр. 174.
- ^ Эдвард Грэнвилл Браун; Муджан Момен (1987). Отрывки из сочинений Э. Г. Брауна о религиях баби и бахаи . Рональд. стр. 325, 328. ISBN. 978-0-85398-246-3 .
- ^ Саиди 2008 , стр. 269.
- ^ MacEoin 2009 , стр. 339–343.
- ^ Саиди 2008 , стр. 270.
- ^ Jump up to: а б Саиди 2008 , стр. 277.
- ^ Бахаулла (1862 г.). Китаб-и-Икан: Книга уверенности . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. ISBN 978-1-931847-08-7 .
- ^ Маккантс, Уильям (октябрь 2001 г.). «Обессиленный: шиитская повествовательная структура в Скрижали Бахауллы о посещении муллы Хусейна». Огни Ирфана . 3 : 83–94.
Ссылки
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (1989). Воскресение и Обновление . Издательство Корнеллского университета, Нью-Йорк, США. ISBN 978-0-8014-2098-6 .
- Баб (1982). Отрывки из Писаний Баба . Издательский фонд Бахаи. ISBN 978-0-87743-311-8 .
- Чейн, ТК (1914). Примирение рас и религий . Лондон, Великобритания: А. и К. Блэк. ОЛ 7202267М .
- Хусейн Хамаданский (1893 г.). Тарих-и-джадид [ Новая история Мирзы Али Мухаммада Баба ]. Перевод Брауна, Эдварда Г.
- Гобино, Артур (1866). Религии и философии в Центральной Азии . Париж, Франция: Э. Леру. ОЛ 1296883W .
- МакЭойн, Деннис (2009). Мессия Шираза: исследования раннего и среднего бабизма . Лейден, Нидерланды: BRILL. ISBN 9789004170353 .
- Мехрабхани, Рухулла (1987). Мулла Хусейн: Ученик на рассвете . Лос-Анджелес, Калифорния: Калимат Пресс. ISBN 978-0-933770-37-9 .
- Момен, Муджан (май 1983 г.). «Социальная основа бабидских волнений в Иране (1848–1853 гг.): Предварительный анализ». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 15 (2): 157–183. дои : 10.1017/s0020743800052260 . JSTOR 162988 . S2CID 162465531 .
- Саиди, Надер (2008). Врата Сердца: понимание Писаний Баба . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. ISBN 9781554580354 .
- Сирс, Уильям (1960). Отпустите Солнце . Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи.
- Заранди, Набиль (1932). Предвестники рассвета . Перевод Эффенди, Шоги . Уилметт, Иллинойс: Издательский фонд Бахаи. LCCN 32008946 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Смит, Питер (1999). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-184-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глоссарий Китаб-и-Икан - включает небольшую биографию муллы Хусейна.
- Мулла Хусейн , автор Лоуэлл Джонсон