Хаджи Мирза Акаси
Хаджи Мирза Акаси | |
---|---|
![]() Портрет Акаси работы Сани ол Молка , 1846 г. | |
Премьер-министр Каджара Ирана | |
В офисе 1835–1848 | |
Монарх | Мохаммад Шах Каджар |
Предшественник | Мирза Абуль-Касем Каем-Макам |
Преемник | Амир Кабир |
Личные данные | |
Рожденный | Хаджи Мирза Аббас Иравани в. 1783 г. Иреван , Иреванское ханство , Каджарский Иран |
Умер | 1849 Османский Ирак |
Супруг | Эззат-ан-Неса |
Занятие | Премьер-министр |
Хаджи Мирза Аббас Иравани который иранским политиком Агаси , более известный под титулом Акаси ( также пишется ) , был , служил великим визирем короля Каджаров ( шаха ) Мохаммад Шаха Каджара ( годы правления 1834-1848 ) с 1835 по 1848 год. .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Аббас родился в ок. 1783 год в Иреване (Ереване), городе, расположенном в Иреванском ханстве , ханстве (т.е. провинции), расположенном в северо-западной части Каджарского Ирана . Он был сыном Муслима ибн Аббаса, богатого землевладельца и членом клана Баят . [ 2 ] В юности Аббас проводил время со своим отцом в святых шиитских местах в Османском Ираке , где его обучал учитель Нематаллахи суфийский Молла Абд-ас-Самад. Там он оставался до 1802 года, когда Молла Абд-ас-Самад был убит во время ваххабитского разграбления Кербелы . [ 3 ] Какое-то время Аббас вел жизнь бездомного дервиша и совершал паломничество в Мекку , пока, наконец, не вернулся в свой родной город, где, как сообщается, служил клерком у армянского патриарха Иревана. Через некоторое время он уехал в Тебриз , где поступил на службу к Мирзе Бозоргу Каем-Макаму , суфийскому защитнику и министру наследного принца Аббаса Мирзы . При поддержке Мирзы Бозорга Аббас нарядился муллой и стал учителем своего сына Мусы. В конце концов он поднялся в своем звании, получив тойулы (земли) вокруг Тебриза и титул Акаси. [ 3 ]
Однако смерть Мирзы Бозорга в 1821 году вскоре поставила под угрозу положение Акаси; Конфликт между сыновьями Мирзы Бозорга, Мусой и Абол-Касемом, возобновил длительную борьбу в Тебризе между персами и турками, которая вынудила Акаси — самого тюркского происхождения и тесно связанного с тюрко-курдскими вождями Баята Маку — бежать из победоносный Абол-Касем и укрыться в Хое вместе с его могущественным лидером Амир-ханом Сардаром. С помощью последнего Акаси поступил на службу к Аббасу Мирзе, который к 1824 году назначил его наставником нескольких своих сыновей, в том числе Ферейдуна Мирзы , а вскоре после этого и Мохаммада Мирзы (будущего Мохаммад Шаха Каджара ). . Это увеличило влияние Акаси, тем самым укрепив его позиции, несмотря на резкую критику Абол-Касема его необычного характера и стиля обучения. Мохаммад Мирза взошел на престол в ноябре 1834 года, назначив Абол-Касема своим министром, что, по сути, укрепило власть недавно коронованного шаха в трудный период. Тем не менее, в следующем году (июнь 1835 г.) по наущению Акаси Мохаммад Шах уволил и казнил Абол-Касема. Впоследствии Акаси стал его новым министром. Акаси воздержался от использования традиционного титула визиря. Садр-е азам вместо этого называл себя титулом Шахсе-авваль (что означает «первое лицо» или «премьер-министр»). [ 3 ]
Визериат
[ редактировать ]Основная причина назначения Акаси заключалась не только в любви шаха и абсолютном доверии к нему, но и в продолжении Мохаммад-шахом ранней политики Каджара по сохранению слабых министров, не имеющих автономной политической власти. Акаси видел в этом преимущество и использовал его в свою пользу, чтобы иметь возможность сохранять свой пост и выполнять действия, избегая при этом внимания. В 1835/6 году Акаси успешно устранил всех сторонников Абул-Касема и заменил их главным образом союзниками из Азербайджана . [ 3 ]
Акаси посвятил Мохаммад-шаха в суфийский мистицизм, и эти двое мужчин «стали известны как два «дервиша»». [ 4 ] Хотя его часто критиковали за вклад в катастрофы правления, вполне возможно, что он пытался использовать суфизм как оружие против растущей власти официальных представителей религии, мулл , которые выступали против модернизации и иностранного влияния. . Во внешней политике ему удалось «предотвратить распад Ирана на автономные княжества или уделы России и Британии », а внутри страны он «возобновил выращивание тутового дерева в районе Кермана для кормления тутового шелкопряда ; и он предусмотрел отвлечение воды реки Карадж для . водоснабжения Тегерана» [ 5 ] Неспособность соотечественников Акаси похвалить его за его предприятие, несомненно, отчасти объяснялась столь же проницательным пониманием с их стороны того, что новые экономические расклады, возникшие в период его пребывания на посту премьер-министра, были предназначены не для обогащения народа, а лишь для создания хищной аристократии. более могущественным, в то время как положение земледельца стало немногим лучше, чем в рабстве. [ 6 ]
Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, описал Акаси как « Антихриста » Откровения Баби . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Портрет Мухаммад Шаха Каджара и его визиря Хаджа Мирзы Агаси» .
- ^ Ахмадализаде, Али. «Журнал американской науки» (PDF) . Журнал американской науки . 2011, 7(5): 837.
- ^ Jump up to: а б с д Мандат 1986 года , стр. 183–188.
- ^ Эйвери, Современный Иран , с. 30.
- ^ Эйвери, Современный Иран , стр. 46-7.
- ^ Эйвери, Современный Иран , с. 47.
- ^ Шоги Эффенди, Бог проходит мимо , 164.
Источники
[ редактировать ]- Питер Эйвери, Современный Иран , Прегер, 1965.
- Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс : Издательский фонд бахаи США.
- Аманат, А. (1986). «АКАСИ». Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 2 . стр. 183–188.
- Момен, Муджан (1981). Религии баби и бахаи 1844-1944: некоторые современные западные отчеты . Г. Рональд. ISBN 978-0853981022 .
- Аманат Аббас: «Иран, современная история», издательство Йельского университета, 2017 г.