Jump to content

Амир Кабир

Мирза Таги Хан
Мирза Таки Хан Фарахани
Премьер-министр Ирана
В офисе
12 мая 1848 г. - 13 ноября 1851 г.
Монарх Насер ад-Дин Шах
Предшественник Хадж Мирза Агаси
Преемник Мирза Ака Хан-э Нури
Личные данные
Рожденный 9 января 1807 г. [ нужна ссылка ]
Хазава , Арак , Персия
Умер 10 января 1852 г. ) ( 1852-01-10 ) ( 45 лет
Фин Гарден , Кашан , Персия
Способ смерти Убийство
Политическая партия Независимый
Супруги
  • Ян Ян Ханом
    ( м. 1830; див. 1849)
  • ( м. 1849; див. 1851)
Дети 5, включая Тадж ол-Молук и Хамдам ол-Молук.
Родители) Кербалаи Горбан Ашпазбаши
Фатеме Ханом

Мирза Таги Хан-э Фарахани более ( персидский Амир , известный как Кабир : امير كبير ; 9 января 1807 г.) [ нужна ссылка ] - 10 января 1852 г.), [ а ] был главным министром Насер ад-Дина Шаха Каджара ( шаха Персии ) в течение первых трех лет его правления. Его широко считают «первым реформатором Ирана», модернизатором, который был «несправедливо поражен» за попытку провести «постепенные реформы» в Иране. [ 1 ] Амир Кабир основал первый центр высшего образования на персидском языке в Иране и вторую газету в стране. Он запретил взяточничество , пытки обвиняемых и заключенных, а также структурировал иранскую налоговую и финансовую систему. Будучи премьер-министром, он также приказал пресечь бабизм и казнить основателя движения Баба . В последние годы своей жизни он был сослан в Фин Гарден в Кашане и убит по приказу Насер ад-Дин Шаха Каджара 10 января 1852 года. [ 2 ]

Предыстория и достижения

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Дом Амира Кабира в Тебризе

Амир Кабир родился в Хазаве в районе Арак , на территории нынешней провинции Маркази в Иране. [ нужна ссылка ] Его отец, Карбалаи Мохаммад Корбан, поступил на службу к Мирзе Бозоргу Каем-Макаму из Фарахана в качестве повара, и когда Мирза Бозорг был назначен главным министром Аббаса Мирзы , наследного принца, в Тебризе , Карбалаи Корбан сопровождал его туда, взяв его сын с ним. Амир Кабир сначала помогал своему отцу выполнять домашние обязанности в доме Мирзы Бозорга, который увидел в мальчике признаки необычного таланта и заставил его учиться со своими детьми. Мирза Бозорг умер в 1237/1822 году, и на посту министра наследного принца его сменил его сын Мирза Бозорг. Под эгидой сына Амир Кабир поступил на государственную службу, получив назначение сначала на должность лашкарневиса [военного регистратора] армии Азербайджана. В 1251/1835 году он был произведен в должность мостофи-е незама , став ответственным за надзор за финансами азербайджанской армии; несколько лет спустя он был назначен ответственным за снабжение, финансирование и организацию той же армии с титулом вазир-э незам. .

За время своего пребывания в должности Амир Кабир участвовал во многих зарубежных миссиях. Он провел почти четыре года в Эрзуруме в составе комиссии по определению османско -иранской границы. Он сопротивлялся попыткам исключить Мохаммаре (современный Хорремшехр ) из-под иранского суверенитета и заставить Иран выплатить компенсацию за его военные вторжения в район Сулеймании. При этом он действовал независимо от центрального правительства в Тегеране, которое не только не смогло сформулировать последовательную политику по отношению к османам, но и выступило против большинства инициатив Амира Кабира. Хотя между Ираном и Османским государством был заключен некий договор, границы все еще не были очерчены, когда разразилась Крымская война и британские и российские посредники, находившиеся теперь в состоянии войны друг с другом, ушли. Тем не менее Амир Кабир приобрел из первых рук знания о процедурах международной дипломатии, а также о целях и политике Великобритании и России в отношении Ирана. Это помогло ему в разработке собственной четкой политики в отношении двух держав, когда он стал главным министром.

Более того, его годы в Эрзуруме пришлись на период османских военных и административных реформ, известных как Танзимат . Некоторая осведомленность об этом достигла Амира Кабира в Эрзуруме и вдохновила его по крайней мере на один аспект его политики на посту главного министра: устранение клерикального влияния на государственные дела. Объясняя британскому консулу в Тебризе в 1265/1849 году свою решимость поставить авторитет государства на первое место, он сказал: «Османское правительство смогло начать восстанавливать свою власть только после того, как сломило власть мулл».

Реформы армии

[ редактировать ]

Амир Кабир вернулся в Тебриз в 1263/1847 году. Год спустя, сохранив должность и титул вазир-э незама , он был назначен лала-баши или главным наставником наследного принца Насер-ад-дина, которому было еще всего пятнадцать лет. Вскоре после этого, в Шаввале 1264 г. (сентябрь 1848 г.), Мухаммад-шах умер, и Насер ад-дину пришлось отправиться в Тегеран и занять трон. Но его министр, Мирза Фатхаллах Насир-аль-Мольк Алиабади, не смог обеспечить необходимые средства, поэтому Насер-ад-Дин обратился за помощью к Амиру Кабиру, который принял необходимые меры. Доверие Насер-ад-дина к Амиру Кабиру возросло, и вскоре после выхода из Тебриза он присвоил ему звание эмира-незама с полной ответственностью за всю иранскую армию. После прибытия в Тегеран он также назначил его главным министром (шахс-е аввал-е Иран) с дополнительными титулами амир-е кабир и атабак (Хуль-каада, 1264 г./октябрь 1848 г.). Прежний титул стал его общим обозначением; последний использовался впервые со времен Салджука. период, речь шла о воспитательных отношениях между министром и его молодым господином.

Его назначение на пост главного министра вызвало недовольство, особенно королевы-матери и других принцев, которые возмутились сокращением Амиром Кабиром их расходов и пособий. Интриги его противников привели к мятежу роты азербайджанских войск, дислоцированной в Тегеране; но при содействии Мирзы Абу'л-Касема, имама пятничной молитвы в Тегеране, который приказал торговцам Тегерана закрыть базар и вооружиться, мятеж вскоре был подавлен, и Амир Кабир возобновил свои обязанности.

Более серьезные беспорядки царили в ряде провинциальных городов, особенно в Мешхеде . К концу правления Мохаммад Шаха Хамза Мирза Хешмат-ад-Долех был назначен губернатором Хорасана , но обнаружил, что его власть оспаривается Хасаном Ханом Саларом , который с помощью некоторых местных вождей восстал против центрального правительства. (1262/1846). Хамза Мирза оставил Мешад Хасан-хану и бежал в Герат . Амир Кабир послал против Хасан-хана две армии, вторая из которых под командованием Солтана Морада Мирзы разбила его войска и захватила его. Амир Кабир казнил его (1266/1850 г.) вместе с одним из своих сыновей и одним из своих братьев, что было наказанием беспрецедентной строгости за такое сопротивление провинции центральной власти и явным признаком намерения Амира Кабира отстаивать прерогативы провинции. состояние.

Административные реформы

[ редактировать ]

После восстановления порядка в провинциях Амир Кабир приступил к широкому спектру административных, культурных и экономических реформ, которые стали главным достижением его недолгого служения. Его самым непосредственным успехом стала вакцинация иранцев от оспы , спасшая жизни многих тысяч, если не миллионов. [ 3 ] Столкнувшись с пустой казной по прибытии в Тегеран, он первым делом приступил к балансированию государственного бюджета, пытаясь увеличить источники доходов и сократить государственные расходы. Чтобы помочь ему в этой задаче, он создал бюджетный комитет во главе с Мирзой Юсофом Мостофи-аль-мамалеком , который оценил дефицит бюджета в один миллион иранских туманов . Вслед за этим Амир Кабир решил резко сократить зарплаты государственных служащих, часто вдвое, и отменить большое количество стипендий, выплачиваемых пенсионерам, которые мало или совсем не выполняли государственную работу. Эта мера усилила его непопулярность среди многих влиятельных фигур и, таким образом, способствовала его окончательному позору и смерти.

В то же время он стремился собрать просроченные налоги с губернаторов провинций и вождей племен, направляя заседателей и сборщиков в каждую провинцию страны. Сбор таможенных пошлин, ранее отдававшийся частным лицам, теперь стал прямой обязанностью центрального правительства, а каспийское рыболовство, важный источник доходов, было изъято у российской монополии и передано по контракту иранцам.

Управление королевскими землями ( халесаят ) подверглось пересмотру, а получаемые от них доходы контролировались более тщательно, чем раньше. Урожайность и продуктивность, а не площадь, были установлены в качестве основы для налогообложения других земель, а ранее мертвые земли были введены в обработку. Эти различные меры по поощрению сельского хозяйства и промышленности также принесли пользу казне, повысив уровень национального благосостояния и, следовательно, налогообложение.

Особый интерес представляет забота, проявленная Амиром Кабиром об экономическом развитии Хузестана (тогда известного как Арабестан), определенного им как территория стратегического значения, учитывая его расположение во главе Персидского залива , а также потенциального процветания. Он ввел в провинцию посев сахарного тростника, построил плотину Насери на реке Кархе и мост в Шуштаре , а также разработал планы развития Мохаммары. Он также предпринял шаги по содействию посадке американского хлопка вблизи Тегерана и Урмии .

Дар аль-Фанун и культурные достижения

[ редактировать ]
Статуя Амира Кабира в Даролфонуне

Среди различных мер, принятых Амиром Кабиром, основанием Даролфонуна , [ 3 ] в Тегеране, возможно, имело самые продолжительные последствия. Десятилетия спустя многие части этого учреждения были превращены в Тегеранский университет . [ 4 ] [ 5 ] а остальные стали Даролфонун средней школой . Первоначальной целью учреждения было обучение офицеров и государственных служащих для продолжения возрождения государства, начатого Амиром Кабиром, но, будучи первым учебным заведением, обучающим современному образованию, оно имело гораздо более широкое влияние. Среди преподаваемых предметов были медицина, хирургия, фармакология, естествознание, математика, геология и естественные науки. Инструкторами были по большей части австрийцы, завербованные в Вене Дауд-ханом, ассирийцем, познакомившимся с Амиром Кабиром во время работы Османско-иранской пограничной комиссии. К тому времени, когда инструкторы прибыли в Тегеран в Мохарраме в 1268 году (ноябрь 1851 года), Амир Кабир уже был уволен, и принимать их пришлось Дауд-хану. Австрийские инструкторы изначально не знали персидского языка, поэтому для помощи в обучении пришлось нанять переводчиков; но некоторые из них вскоре выучили персидский язык достаточно хорошо, чтобы составлять на этом языке учебники по различным естественным наукам. Они должны были повлиять на развитие более простого и эффективного стиля прозы на персидском языке, чем существовало ранее. Набор студентов в Дар-уль-Фунун сильно колебался, в первую очередь из-за колебаний шаха в финансировании этого учреждения. Явное снижение инвестиций стало очевидным, когда в 1870 году один из посетителей сообщил, что в учебном заведении обучаются семьдесят студентов и только один европейский преподаватель. [ 6 ] Мирза Ака Хан Нури, преемник Амира Кабира, пытался убедить Насер ад-Дин Шаха отменить весь проект, но Даролфонун вскоре стал посмертным памятником его основателю.

Амир Кабир внес второй косвенный вклад в развитие персидского языка как современного средства массовой информации, основав газету Vaqaye'-ye Ettefaqiyeh , которая просуществовала под разными названиями до правления Мозаффар-ад-Дина Шаха . Минимальный тираж обеспечивался требованием о подписке от каждого должностного лица, зарабатывающего более 2000 риалов в год. Основывая журнал, Амир Кабир надеялся придать больший эффект постановлениям правительства, доведя их до сведения общественности; так, текст указа, запрещающего взимание союрсата, был опубликован в третьем выпуске газеты. Он также хотел познакомить своих читателей с мировыми политическими и научными событиями; среди материалов, о которых сообщалось в первый год публикации, была борьба Мадзини против империи Габсбургов , разработка проекта Суэцкого канала , изобретение воздушного шара , перепись населения в Англии и действия каннибалов на Борнео.

Все перечисленные до сих пор меры имели своей целью создание хорошо организованной и процветающей страны с бесспорной властью, осуществляемой центральным правительством. Эта цель была частично сорвана улемами , которые на протяжении всего периода Каджаров оспаривали легитимность государства и часто стремились осуществлять независимую и конкурирующую власть. Амир Кабир предпринял ряд шагов, направленных на ограничение их влияния, прежде всего в сфере права. Первоначально он стремился заменить шариатские суды в столице, самостоятельно вынося решения по переданным ему делам; он отказался от попытки, когда понял, что недостаточность его юридических знаний заставила его выносить неправильные приговоры. Затем он установил косвенный контроль над шариатскими судами, отдав выдающееся положение одному из них, пользовавшемуся его особым расположением, и отведя более заметную роль диван-хане, высшей инстанции орфской юрисдикции. Все дела должны были быть переданы ему перед передачей в шариатский суд по выбору государства, и любой приговор, вынесенный шариатским судом, был действительным только в том случае, если он был одобрен диван-хане . Кроме того, любое дело, касающееся представителей немусульманских меньшинств, относилось исключительно к юрисдикции диван-ханы. Не удовлетворившись таким ограничением прерогатив шариатских судов, Амир Кабир принял строгие меры против шариатских судей, признанных виновными во взяточничестве или нечестности; так, Молла Абд-ар-Рахим Боруджерди был изгнан из Тегерана, когда он предложил урегулировать дело с участием одного из слуг Амира Кабира по вкусу министра.

Амир Кабир также стремился уменьшить власть духовенства, ограничивая возможность улемов предоставлять убежище (баст) в своих резиденциях и мечетях . В 1266/1850 году лапт был упразднен, например, в Масджед-э Шахе в Тегеране, хотя был восстановлен после падения Амира Кабира. В Тебризе предпринимались длительные усилия по сохранению лыка в различных мечетях города, и даже пришлось прибегнуть к предполагаемому чуду, когда корова дважды избежала бойни, наткнувшись на святыню, известную как Бока-йе Сахеб-аль-Амр. Непосредственные зачинщики «чуда» были доставлены в Тегеран, и вскоре после этого были изгнаны эмам-э-джома и шейх-аль-ислам Тебриза, которые довели гражданское правительство в городе до фактического бессилия. Менее осуществимым было желание Амира Кабира запретить тазие , шиитскую «игру страстей», разыгрываемую в Мохарраме , а также публичное самобичевание, имевшее место во время траурного сезона. Он заручился поддержкой нескольких улемов в своей попытке запретить эти обряды, но был вынужден уступить перед лицом сильной оппозиции, особенно со стороны Исфахана и Азербайджана.

Меньшинства

[ редактировать ]

Амир Кабир проявлял в основном доброжелательный интерес к немусульманским меньшинствам Ирана, хотя и для того, чтобы способствовать своему стремлению к укреплению государства. В Эрзуруме он узнал, как европейские державы вмешивались в дела Османской империи под предлогом «защиты» христианских меньшинств, и были признаки того, что Великобритания, Россия и Франция надеялись на аналогичные выгоды от ассирийцев и армян Ирана. Поэтому он предпринял попытку устранить любые возможные обиды и, следовательно, любую потребность в иностранном «защитнике». Он освободил священников всех конфессий от налогов и оказал материальную поддержку христианским школам в Азербайджане и Исфахане. Кроме того, он установил тесные отношения с зороастрийцами Йезда и отдал губернатору города строгие приказы не подвергать их притеснениям и не подвергать произвольным налогам. Он также запретил предпринятые в Шуштаре попытки насильственно обратить мандейскую общину в ислам.

Внешняя политика

[ редактировать ]

Внешняя политика Амира Кабира была столь же новаторской, как и его внутренняя политика. Ему приписывают новаторскую политику «отрицательного равновесия» (не делающую уступок ни Британии, ни России), которая позже оказалась влиятельной во внешней политике Ирана. Таким образом, он аннулировал соглашение, согласно которому русские должны были управлять торговым центром и больницей в Астарабаде , и попытался положить конец российской оккупации Ашураде , острова в юго-восточной части Каспийского моря , а также правам стоянки на якорной стоянке, которыми он пользовался. российскими кораблями в лагуне Энзели.

На юге Ирана он предпринял аналогичные усилия по ограничению британского влияния в Персидском заливе и лишил Британию права останавливать иранские корабли в Персидском заливе под предлогом поиска рабов. Неудивительно, что он часто конфликтовал с Долгоруким и Шейлем, представителями России и Великобритании в Тегеране. Чтобы противодействовать британскому и российскому влиянию, он стремился установить отношения с державами, не имеющими прямых интересов в Иране, особенно с Австрией и Соединенными Штатами. Наконец, можно отметить, что он создал контрразведывательную организацию, имевшую агентов в российском и британском посольствах. [ 7 ]

Подавление Баби и казнь Баба

[ редактировать ]

Амир Кабир рассматривал последователей бабизма , предшественника Веры Бахаи , как угрозу и репрессировал их. [ 2 ] Он подавил волнения Баби в 1848-51 годах и лично приказал казнить Семи Тегеранских мучеников и казнить Баба , основателя движения. [ 2 ] `Абдул-Баха назвал Амира Кабира величайшим из угнетателей религии, но также признал его важные правительственные реформы. [ 2 ]

Сложный и неортодоксальный характер требований Баба вызвал сопротивление со стороны шиитского истеблишмента, что затем побудило гражданские власти Каджарской Персии вмешаться на стороне священнослужителей. Хотя известно, что ни один бабид не был казнен за свою веру в течение первых трех с половиной лет движения и во время правления Мухаммад-шаха (май 1844 г. - конец 1847 г.), несколько ведущих бабидов подвергались преследованиям за свою веру. деятельность; например, Мулла Али-и-Бастами , один из первых учеников Баба, был арестован и предан розыску в Османском Ираке в январе 1845 года и приговорен к работе на военно-морских верфях в Стамбуле, где вскоре умер. [ 8 ]

Однако в 1848 году, после смерти Мохаммад-шаха и возведения на престол нового короля-подростка Насир ад-Дин Шаха и премьерства Амира Кабира, обстоятельства изменились, и между бабидами, правительством и духовным истеблишментом произошел ряд столкновений. [ 9 ] что привело к резне нескольких тысяч бабиев. [ 8 ] [ 10 ]

Первые крупные убийства Бабиев, зафиксированные в истории, произошли в Казвине . С тех пор нападения на баби со стороны видных священнослужителей и их последователей стали более частыми, и некоторые баби начали носить оружие. [ 8 ] В отдаленных и изолированных местах разрозненные баби легко подвергались нападениям и убийствам, тогда как в местах, где проживало большое их количество, они действовали в порядке самообороны. [ 11 ] таких нападений произошло в Баболе Мазендарана Одно из группа бабиев под предводительством муллы Хусейна Бушруи . , где проезжала [ 10 ] Толпа во главе с местным священнослужителем напала на них, и между двумя группами вспыхнула драка. Баби укрылись в близлежащем храме Шейха Табарси . [ 10 ] Обвиненные их противниками в мятеже, они впоследствии подверглись нападениям со стороны различных местных и национальных сил. После семи месяцев осады, сильно ослабленные голодом и собственными потерями людей, они ответили на клятвенные обещания о перемирии и по большей части были убиты. [ 10 ] После этого произошли еще два крупных столкновения между бабиами и их противниками в городах Занджан и Нейриз на севере и юге Ирана соответственно, а также меньший конфликт в Йезде . Всего в этих конфликтах погибло несколько тысяч бабиев. [ 8 ] В трех основных конфликтах в Табарси, Занджане и Нейризе враги обвиняли Бабиса в восстании против правительства. [ 12 ] Однако во всех трёх случаях произошедшие бои носили оборонительный характер и не считались наступательным джихадом , поскольку Баб не допустил этого, а в случае двух городских конфликтов (Нейриз и Зенджан) они были связаны с ранее существовавшая социальная и политическая напряженность в городах. [ 12 ] [ 13 ]

После конфликта в Табарси простой приверженности Бабу могло быть достаточно, чтобы привести к смертному приговору. Одним из известных примеров этого является то, что в феврале 1850 года Амир Кабир лично приказал публично обезглавить семь выдающихся бабидов высокого социального положения (трех торговцев, двух священнослужителей, ведущего дервиша и правительственного чиновника). Эти семеро могли бы легко спасти свои жизни, отрекшись от своей веры, но они отказались. [ 8 ]

В середине 1850 года Амир Кабир приказал казнить Баба , за чем последовали убийства многих других Баби. [ 9 ] Баб стоял на своем, несмотря на сильное давление, требующее отречься и обрести свободу. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В результате он был публично расстрелян в Тебризе, что стало первой казнью такого рода в Иране, призванной подавить движение Баби и продемонстрировать восстановленную власть правительства Каджара под руководством нового министра Амира Кабира. [ 14 ]

Конфронтация между Амиром Кабиром и Бабиами произошла между двумя взглядами на современность. Амир Кабир предполагал, что [ 17 ] реформы, которые были авторитарными и светскими, в то время как Баби выступали за всеобъемлющее религиозное обновление, предложенное Бабом. [ 18 ] в котором особое внимание уделялось, среди прочего, прогрессивному откровению , [ 19 ] отмена священства , [ 20 ] независимое расследование религиозных вопросов без необходимости участия духовенства и улучшение положения женщин . [ 21 ]

Баби выступали за революцию на низовом уровне, направленную на реформирование религиозной доктрины и исправление недугов клерикального класса и общества в целом. [ 18 ] Амир Кабир, с другой стороны, стремился искоренить все проявления религиозного инакомыслия, но безуспешно пытался подчинить клерикальный класс власти государства. [ 18 ] Вдохновленный европейцами секуляризм Амира Кабира противоречил серьезному пересмотру религиозных догматов; особенно если они могут нарушить безопасность и порядок. [ 18 ] Лишая бабидов шанса на выживание как жизнеспособной альтернативы, государство Каджаров подтвердило непревзойденный статус духовенства как единственного арбитра религиозных норм. [ 18 ] С подавлением движения Баби шансы на местное движение перемен прекратились на десятилетия вперед, и Амир Кабир непреднамеренно расчистил путь для консолидации власти духовенства на оставшуюся часть столетия и далее. [ 22 ]

Увольнение и казнь

[ редактировать ]
Место убийства Амира Кабира в Финском саду

С самого начала политика Амира Кабира разжигала враждебность во влиятельных кругах иранской элиты – особенно в ближайшем окружении монархии, чьи пенсии и доходы были сокращены в результате его финансовых реформ. Позже ему также противостояли те, кто завидовал его многочисленным постам; их решительно поддерживали иностранные державы, влияние которых под его руководством значительно уменьшилось. Таким образом, среди этой оппозиции была сформирована коалиция, в которую входили видные члены королевы-матери , Мирзы Ака Хан-е Нури (заместителя Амира Кабира, по общему мнению англофила) и Мирзы Юсуфа Хана Аштияни (главного бухгалтера Суда, по общему мнению русофила). [ 23 ]

Когда подросток Насир ад-Дин Шах начал проявлять свою независимость в правительстве, он находился под сильным влиянием королевы-матери. Благодаря ее влиянию Амир Кабир был понижен в должности до главнокомандующего армией и заменен Нури на посту премьер-министра. Этот переход ознаменовал отказ «… от реформистских мер в пользу традиционной практики управления». [ 23 ] Борьба за власть в правительстве в конечном итоге привела к его аресту и изгнанию из столицы при продолжающемся вмешательстве России и Великобритании. Амир Кабир был отправлен в Кашан под принуждением и содержался в изоляции по указу шаха. Его казнь была назначена через шесть недель после того, как королева-мать и его палач Али Хан Фараш-баши убедили короля, что русские вскоре получат защиту Амира Кабира, что, возможно, позволит ему попытаться восстановить контроль над правительством. силой. Молодой шах, возможно, был склонен поверить этим обвинениям из-за высокомерия и презрения к протоколу, которые Амир Кабир проявлял с самого начала своей правительственной карьеры в Тебризе. Амир Кабир был убит в Кашане 10 января 1852 года. Многие полагают, что вместе с ним умерла перспектива независимого Ирана, возглавляемого меритократией, а не кумовством.

Наследие

[ редактировать ]

Среди своих иранских современников Амир Кабир получил похвалу от нескольких поэтов того времени, особенно от Соруша и Каани , но его заслуги перед Ираном в период Каджара в целом оставались недооцененными. Современная иранская историография отдала ему больше справедливости, описав его как одного из немногих способных и честных государственных деятелей, появившихся в период Каджара, и родоначальника различных политических и социальных изменений, которые произошли примерно полвека спустя:

Вымышленное изображение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. под титулом Амир-э Незам или Незам Амир Также известен .
  1. ^ Молави, Афшин, Душа Ирана , Нортон, 2005, стр.195,197.
  2. ^ Jump up to: а б с д Смит, Питер (2000). «Амир Кабир, Мирза Таки Хан» . Краткая энциклопедия Веры Бахаи . Оксфорд: Публикации Oneworld. стр. 38 . ISBN  978-1-85168-184-6 .
  3. ^ Jump up to: а б Молави, Афшин, Душа Ирана , Нортон, 2005, стр.196.
  4. ^ Иллюстрированный отчет о Даролфонуне см.: Хамид-Реза Хоссейни (22 сентября 2008 г.). «Дар ол-Фонун нуждается в любви» (на персидском языке). Новый онлайн.
  5. ^ |Соответствующие фотографии (всего 15) можно посмотреть здесь: «Слайдшоу» . Jadidonline.com.
  6. ^ Кливленд, Л. Уильям. История современного Ближнего Востока (Westview Press, 2013)
  7. ^ «Культурное наследие Центральной провинции» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Питер Смит и Муджан Момен (сентябрь 2005 г.). «МУЧЕНИКИ, СВИНЬИ» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.) . Проверено 1 мая 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б Смит 2000 , стр. 55–59.
  10. ^ Jump up to: а б с д Смит, Питер (2008). Введение в веру бахаи (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 11–12. ISBN  978-0-521-68107-0 .
  11. ^ Шоги, Эффенди (2019). Бог проходит мимо . Хофхайм. стр. 37–38. ISBN  978-3-87037-634-5 . OCLC   1262336126 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Jump up to: а б Смит, Питер (2008). Введение в веру Бахаи . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN  978-0-521-86251-6 . OCLC   181072578 .
  13. Восстание Баби в Зенджане , Джон Уолбридж, опубликовано в журнале «Иранские исследования», 29:3-4, страницы 339-362, 1996 г.
  14. ^ Jump up to: а б Аманат, Аббас (2019). Иран: современная история . Нью-Хейвен. стр. 100-1 244–5. ISBN  978-0-300-24893-7 . OCLC   1090852958 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Росс, Э. Денисон (1 апреля 1901 г.). Бабизм . ДЖСТОР. Североамериканское обозрение.
  16. ^ Мелтон, Дж. Гордон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминок . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 74. ИСБН  978-1-59884-206-7 . OCLC   754582864 .
  17. ^ Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. п. 259. ИСБН  978-0-300-11254-2 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и Аманат, Аббас (1989). Воскресение и обновление: становление бабийского движения в Иране, 1844–1850 гг. (1-е изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 405–406. ISBN  978-0-8014-2098-6 .
  19. ^ Аманат, Аббас (1989). Воскресение и обновление: становление движения Баби в Иране, 1844-1850 гг . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 245. ИСБН  0-8014-2098-9 . OCLC   18256692 .
  20. ^ Сайеди, Надер (26 ноября 2021 г.), «Писания и учения Баба» , Мир веры Бахаи (1-е изд.), Лондон: Routledge, стр. 36, номер домена : 10.4324/9780429027772-5 , ISBN  978-0-429-02777-2 , S2CID   244695650 , получено 27 января 2023 г.
  21. ^ Муджан Момен (декабрь 2012 г.). «ЖЕНЩИНЫ IV. В творчестве Баба и в движении Баби» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.) . Проверено 1 мая 2010 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  22. ^ Аманат, Аббас (2008). Ось Вселенной: Насир ад-Дин Шах Каджар и иранская монархия (Переиздание). Лондон: Таурис. п. 168. ИСБН  978-1-84511-828-0 .
  23. ^ Jump up to: а б Аманат, Аббас (1991). «Падение Мирзы Таки Хана Амира Кабира и проблема министерской власти в Каджарском Иране». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 23 (4): 577–599. дои : 10.1017/S0020743800023424 . JSTOR   163885 . S2CID   159736416 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f4cec70bd968aa001d93858c4e8f432__1718325120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/32/3f4cec70bd968aa001d93858c4e8f432.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amir Kabir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)