Jump to content

Ваххабитский захват Кербелы

Ваххабитский захват Кербелы
Ваххабитский мешок Кербелы находится в Ираке
Кербела
Кербела
Ваххабитский захват Кербелы (Ирак)
Расположение Кербела , Османская империя
Дата 21 апреля 1802 г. ( 1802-04-21 ) (или 1801 г.) [1]
Цель Храм Хусейна ибн Али
Тип атаки
сухопутной армии Атака
Летальные исходы 2,000 [2] : 74  –5,000 [3]
Жертвы Шиитские жители Кербелы
Преступник Эмират Дирия
Нападавшие Ваххабиты Неджда Азизом во главе с Саудом бин Абдель
Кол- во участников
12 000 солдат [4]

Ваххабитское разграбление Кербелы произошло 21   апреля 1802 года (1216 г. по хиджре) во время правления Абдулазиза бин Мухаммада Аль Сауда , второго правителя эмирата Дирия . Примерно 12 000 ваххабитов из Неджда напали на город Кербелу . [5] : 387  Рейд был проведен в ответ на нападения на хаджа караваны со стороны иракских племен. [6] и совпало с юбилеем Гадира Хумма , [3] или 10-й   Мухаррам . [2] : 74 

Ваххабиты убили около 2000 человек. [2] : 74  и 5000 [3] жителей и разграбили могилу Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда и сына Али ибн Аби Талиба , [2] : 74  и разрушил ее купол, захватив большое количество добычи, в том числе золото, персидские ковры, деньги, жемчуг и оружие, скопившиеся в гробнице, большинство из которых были пожертвованиями. Атака продолжалась восемь часов, после чего ваххабиты покинули город с более чем 4000 верблюдами, везущими добычу. [4]

Аль-Мунтафик Эмират , союз шиитских кланов, базирующийся в районе среднего Евфрата, был главным соперником эмирата Дирия.

Следуя учению Ибн Таймийи , ваххабиты «стремились вернуться к основам традиции – Корану, Сунне и правовым позициям школы Ханбали ». [7] Они осудили некоторые шиитские практики, такие как почитание могил своих святых и имамов , которое они называли Бидаа , и не ограничились академической конфронтацией. [8] : 85  По словам французского востоковеда Жана-Батиста Руссо , также было очень хорошо известно, что некоторые из шиитских гробниц Кербелы были хранилищами «невероятных богатств», накапливавшихся веками. [4]

Турецкий депутат Мекки соглашение заключил с эмиратом Дирия , гарантирующее безопасность паломников, совершающих хадж . Однако, пытаясь сорвать османско -саудовский договор, иракским соплеменникам было приказано атаковать караваны. В ответ Абд аль-Азиз начал крупное наступление, и к апрелю 1801 года саудовские армии достигли Кербелы . [9]

Дата нападения

[ редактировать ]

Большинство европейских и российских востоковедов датируют нападение мартом 1801 года, основываясь на работах Руссо, Коранцеса , Буркхардта и Менгина . Арабские историки и святой Джон Филби датируют падение Кербелы мартом-апрелем 1802 года, основываясь на Ибн Бишра отчете об этом событии. Отчеты, датирующие нападение 1802 годом и написанные вскоре после нападения, приняты Ибн Санадом и Раймондом. Алексей Васильев утверждает, что 1802 год верен, указывая, что «депеша», отправленная из Кербелы, дошла до русского посольства в Стамбуле не позднее 1803 года, а поскольку книга Руссо, описывающая нападение, по формулировкам почти идентична тексту депеши, за исключением из учтенных дат ошибка могла быть вызвана просто «небрежностью» автора, Руссо или наборщика. [4]

18 зу аль-хиджа, совпадающего с годовщиной смерти Гадира Хума (или 10   мухаррама, совпадающего с годовщиной Хусейна ибн Али). смерти [2] : 74  ) Ваххабиты Неджда во главе с сыном Абдулазиза бин Мухаммада Саудом напали на Кербелу. Османский гарнизон бежал, а ваххабиты получили возможность грабить город и святыню и убить 2000 человек. [2] : 74  –5000 человек. [3]

Описывая это событие как «ужасный пример жестокого фанатизма ваххабитов в ужасной судьбе [мечети] Имама Хусейна», Руссо, проживавший в то время в Ираке, писал, что невероятное количество богатств, включая пожертвования серебра, Известно , что золото и драгоценности для святыни Хусейна ибн Али, а также те, которые привез Надир-шах из своей кампании в Индии , были собраны в городе Кербела. По словам Руссо, 12 тысяч ваххабитов напали на город, подожгли все, убили стариков, женщин и детей. «...когда бы они ни видели беременную женщину, они выпотрошивали ее и оставляли плод на истекающем кровью трупе матери», - говорил Руссо. [4]

По словам ваххабитского летописца Усмана ибн Абдуллы ибн Бишра:

Мусульмане перелезли через стены, вошли в город... и убили большинство его жителей на рынках и в их домах. [Они] разрушили купол, установленный над могилой Хусейна ибн Али, [и забрали] все, что нашли внутри купола и его окрестностей... решетку вокруг гробницы, инкрустированную изумрудами, рубинами и другими драгоценностями... разные виды имущества, оружие, одежда, ковры, золото, серебро, драгоценные экземпляры Корана». [2] : 74 

Ваххабиты, такие как Ибн Бишр, называли себя просто «мусульманами», поскольку считали себя истинными мусульманами. [2] : 74 

Руководитель нападения Сауд бин Абдель Азиз бин Мухаммад бин Сауд с тех пор известен как «мясник Кербелы». [2] : 75  По словам Менгина, грабеж Кербелы занял у ваххабитов почти восемь часов. [4] Фатх-Али Шах из Ирана предложил военную помощь, которая была отвергнута османами, и вместо этого он послал «500 семей белуджей поселиться в Кербеле и защищать ее». [3]

Последствия

[ редактировать ]
Расширение эмирата Дирия с 1744 по 1814 год.

Падение Кербелы было расценено как поражение Бююка Сулейман-паши , что дало возможность османскому султану «уволить его», особенно потому, что его положение еще больше ухудшилось после того, как он подвергся критике со стороны персидского шаха Фатх Али-шаха за его неспособность противостоять ваххабитам. [4]

Нападение выявило отсутствие шиитской «армии», способной мобилизоваться против таких нападений. Это также привело к усилению «сектантской идентичности» шиитских улемов (т.е. ученых) . [10] : 28  Увольнение привело в ужас «суннитский научный истеблишмент», но его последствия также придали фундаментализму определенную степень интеллектуального авторитета в суннитских литературных салонах Багдада, что еще больше усилило межконфессиональную напряженность. [11] : 200  Саудовский правитель Абд аль-Азиз вскоре будет убит в результате нападения из мести. После смерти Абд аль-Азиза дальнейшее продвижение ваххабитов в Ираке было остановлено. [12] [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Семья Саудов и ваххабитский ислам, 1500–1818 гг.» . au.af.mil. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хатаб, Сайед (2011). Понимание исламского фундаментализма: теологическая и идеологическая основа политической тактики Аль-Каиды . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9789774164996 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Litvak, Meir (2010). "Karbala" . Iranica Online .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Васильев, Алексей (сентябрь 2013 г.). История Саудовской Аравии . Саки. ISBN  9780863567797 .
  5. ^ Мартин, Ричард К. (2003). Энциклопедия ислама и мусульманского мира ([Онлайн-Аусг.]. Ред.). Нью-Йорк: Справочник Macmillan USA. ISBN  0-02-865603-2 . OCLC   52178942 .
  6. ^ Ахмед, Кейамуддин (2020). «1: Генезис ваххабитского движения в Индии». Ваххабитское движение в Индии (второе исправленное издание). Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. п. 29. ISBN  978-0-367-51483-9 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  7. ^ Хьюз, Аарон В. (9 апреля 2013 г.). Мусульманская идентичность: Введение в ислам . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231531924 .
  8. ^ Бруннерр, Райнер (2004). Исламский экуменизм в ХХ веке: Азхар и шиизм между сближением и сдержанностью . БРИЛЛ. ISBN  9004125485 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ахмед, Кейамуддин (2020). «1: Генезис ваххабитского движения в Индии». Ваххабитское движение в Индии . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: Группа Тейлора и Фрэнсиса. п. 29. ISBN  978-0-367-51483-9 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  10. ^ Накаш, Ицхак (2003). Шииты Ирака . Издательство Принстонского университета. ISBN  0691115753 .
  11. ^ Пракаш, Гьян (2008). Пространства современного города: воображение, политика и повседневная жизнь . Издательство Принстонского университета. п. 200 . ISBN  978-0691133430 .
  12. ^ Абу Алруб, Джалал (2013). «Три: Первое саудовское государство (1744–1818)». В Менке, Алаа (ред.). Биография и миссия Мухаммеда ибн Абдул Ваххаба: второе издание . Каратели и дистрибьюторы Медины. п. 93. ИСБН  978-0-9856326-9-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f4631c92128d1710ee90081fdea7783__1720043580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/83/2f4631c92128d1710ee90081fdea7783.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wahhabi sack of Karbala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)