Jump to content

Гадир Хумм

Координаты : 22 ° 49'30 "N 39 ° 04'30" E  /  22,82500 ° N 39,07500 ° E  / 22,82500; 39.07500
Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено из «Событие Гадира Хумма »)

Гадир Хумм
Дата 16/10 марта 632 г. (18 зу аль-хиджа )
Расположение Аль-Джуфа , Хиджаз , Аравия
Тип Исламская проповедь
Тема Важность Корана и ахль аль-байт , Али уважение Мухаммеда к ибн Аби Талибу утверждают , что шииты как свидетельство назначения Али преемником Мухаммеда и как завершение послания ислама.
Исход Памятный праздник Курбан-байрам, включающий молитвы, вручение подарков, праздничные обеды, чтение дуа Нудба.

Гадир Хумм ( араб . غَدِير خُم ) — собрание мусульман, присутствовавших на проповеди, произнесенной исламским пророком Мухаммедом 16 марта 632 года нашей эры . Сообщается, что собрание произошло у гадира (бассейна) в вади Хумм, расположенного недалеко от тогдашнего поселения аль-Джуфа на пути между Меккой и Мединой , где Мухаммед остановил большой караван мусульман, сопровождавших его в Прощальное паломничество , его единственный хаджа ритуал .

В проповеди, произнесенной незадолго до своей смерти в июне 632 года, Мухаммед сделал заявление в пользу Али ибн Аби Талиба , своего двоюродного брата и зятя, сказав: «Тот, чей мавла я, Али — его мавла ». Мавла многозначное арабское слово, которое может означать «покровитель», «господин», «лидер» или «друг», в зависимости от контекста. Мусульмане-шииты считают, что эта проповедь является четким указанием Али возглавить мусульманскую общину после Мухаммеда и отпраздновать годовщину этого события как Ид аль-Гадир . Тем временем суннитское . сообщество рассматривает это заявление как простое подтверждение уважения Мухаммеда к Али

Этимология

[ редактировать ]

Гадир Хумм относится как к собранию мусульман для проповеди Мухаммеда, так и к его месту: пруду ( гадир ), питаемому близлежащим источником в вади, известном как Хумм, расположенном между городами Мекка и Медина . [1] Пруд находился недалеко от поселка Аль-Джуфа . [2] стратегический треугольник, где пересекались пути из Медины, Египта и Ирака . [3]

Слово хумм переводится как «обманщик», а долина получила такое название потому, что вода в ее пруду была соленой и непригодной для употребления в пищу. [4] На момент события коренные жители региона, а именно племена Бану Хузаа и Бану Кинана , уже покинули этот район из-за плохих пастбищ и сурового климата. [1] До выступления Мухаммеда здесь это место, вероятно, никогда не использовалось в качестве остановки для караванов. [5] В шиитских источниках суровая обстановка Гадира Хумма рассматривается как подчеркивающая безотлагательность божественной задачи Мухаммеда, поскольку он искал самую большую аудиторию для своего выступления, прежде чем пути паломников разошлись. [6]

Через десять лет после переселения Мухаммеда в Медину и в последние дни Зу аль-Кады Мухаммед совершил ритуалы хаджа в Мекке незадолго до своей смерти в 632 году нашей эры . [7] Эта церемония хаджа стала известна как прощальное паломничество . [7] В проповеди в Мекке (у Арафата ) [8] и, возможно, снова в Гадир Хумм, [1] [9] [10] Мухаммед предупредил мусульман о своей скорой смерти. После хаджа он отправился в обратный путь из Мекки в Медину в сопровождении свиты мусульман. Объявление в Гадир Хумм произошло во время обратного пути среди собрания этих мусульман: [2] возможно, их число исчисляется десятками тысяч. [11]

Проповедь

[ редактировать ]

В Гадир Хумм Мухаммед приказал мусульманскому каравану остановиться перед полуденной совместной молитвой, прежде чем паломники разошлись. [2] а затем попросил поднять помост. [1] После молитвы, [12] Мухаммед произнес проповедь перед большим количеством мусульман, в которой он подчеркнул важность Корана и его ахл аль-байт ( букв. « домашние люди » , его семья). [9] [13] [14] [1] [10] Его заявление широко распространено суннитскими и шиитскими властями, а версия, представленная в «Муснаде ибн Ханбале» , каноническом суннитском сборнике хадисов, гласит:

Я оставил среди вас два сокровища, которые, если вы будете держаться за них, не вступите в заблуждение после меня. Одно из них больше другого: Книга Бога, которая есть веревка, протянутая с Неба на Землю, и мое потомство, мой ахль аль-байт . Эти двое не будут разлучены, пока они не вернутся в купальню [райскую] ( каутар ). [13]

Известный как хадис Такалайн , Мухаммад мог повторять это утверждение несколько раз: [13] [15] и действительно, в суннитских источниках можно найти несколько подобных вариантов этого хадиса. [13] Например, версия, которая появляется в «Ас-Сунан аль-Кубра» , еще одном каноническом суннитском источнике, также включает предупреждение: «Будьте осторожны, обращаясь с двумя [сокровищами] после меня». [16] Взяв Али за руку, Мухаммед затем спросил, не является ли он аула ( букв. « имеет больше власти над » или « ближе к » ) верующих, чем они сами. [1] [17] очевидно, это ссылка на стих 33:6 Корана. [18] [19] [20] Когда они подтвердили, [1] он заявил,

«Тот, чья мавла я , Али — его мавла » ( араб .: Кем бы я ни был его мавла, тогда Али — его мавла ) [2] [21] [12] [1]

который известен как хадис валайи ( букв . « духовный авторитет » ) на шиитском языке. [9] Мухаммед мог бы повторить это предложение еще три или четыре раза, как сообщается в Муснаде ибн Ханбале . [14] [16] Затем он продолжил: «О Боже, подружись с другом Али и будь врагом его врага», согласно некоторым версиям: [9] [20] включая суннитов Шавахида аль-Танзиля и шиитов Нахдж аль-Хакка . [22] Суннитские учёные Ибн Касир ( ум. 1373 ) и Ахмад ибн Ханбал ( ум. 855 Мухаммеда ) рассказывают, что спутник Умар поздравил Али после проповеди и сказал ему: «Теперь ты стал маула каждого верующего мужчины и женщины». [23] [1] [24]

Историчность

[ редактировать ]
Введение Али в Гадир-Хумм четырнадцатого века в ильханидской копии «Хронологии древних народов» , иллюстрированной Ибн аль-Кутби.

Историчность Гадир Хумма редко оспаривается в мусульманской общине. [1] [25] [26] [27] поскольку его записанная традиция является «одной из наиболее широко признанных и обоснованных» в классических исламских источниках. [2] Тем не менее, в ранних источниках существует несколько вариаций: [2] и существует значительный вес разных аккаунтов. [1] Повествование о Гадир Хумм, например, сохранилось в «Хронологии древних народов» суннитского эрудита аль-Бируни ( ок . 1050 г. копии начала четырнадцатого века, ), которая сохранилась в ильханидской написанной Ибн аль-Кутби. [28] Шиитские наклонности авторов этой копии очевидны из иллюстраций Али, в том числе из иллюстрации, озаглавленной « Введение Али в Гадир-Хумм» . [29]

Сообщения о Гадир Хумм появляются в других источниках как суннитских, так и шиитских, и эти сообщения иногда использовались взаимозаменяемо без сектантских предубеждений. [30] Например, шиитский ученый Абдул Хосейн Амини ( ум. 1970 ) опирался на суннитские и шиитские источники, чтобы перечислить более ста товарищей и восемьдесят четыре табиуна , которые рассказали об этом событии, большинство из которых сейчас причисляются к суннитам. [31] [9] Аналогичные усилия предприняли шиитские авторы Хамид Х. Мусави ( ум. 1888 ) и Хусейн А. Махфуз ( ум. 2006 ). [32] Другие ранние отчеты об этом событии включают рассказы шиитского историка аль-Якуби ( ум. 897–898 ), [1] и суннитские ученые Ибн Ханбал, Ибн Касир, [1] Ибн Асакир ( ум. 1176 ) , [9] [1] ат-Тирмизи ( ум. 892 ), ан-Насаи ( ум. 915 ), Ибн Маджа ( ум. 887 ), Абу Дауд ( ум. 889 ), Ибн аль-Асир ( ум. 1232–1233 ), Ибн Абд аль-Барр ( ум. 1071 ), Ибн Абд Раббих ( ум. 940 ) и Джахиз ( ум. 869 ). [33]

Некоторые суннитские историки, такие как ат-Табари ( ум. 923 ), Ибн Хишам ( ум. 833 ) и Ибн Саад ( ум. 784–785 ), тем не менее, почти или вообще не упоминали Гадир Хумм. [1] возможно, потому, что это событие поддерживает утверждения шиитских легитимистов, [9] [34] или, возможно, они хотели избежать гнева своих суннитских правителей, поддерживая дело шиитов. [1] [9] [35] Следовательно, западные авторы, чьи работы основывались на этих авторах, также мало ссылаются на Гадир Хумм. [1] Несмотря на то, что «Гадир Хумм» отсутствует в «Тарих ат-Табари» , его автор рассказывает, как Мухаммед публично отверг некоторые жалобы на поведение Али в Йемене в том же «хронологическом интервале», что и «Гадир Хумм». Таким образом, исламистка Мария М. Дакаке предполагает, что ат-Табари намеренно заменил традицию Гадира Хумма другой традицией, которая восхваляла Али, но не имела каких-либо духовных и легитимистских подтекстов в пользу шиитов. [36] девятого века С другой стороны, в Багдаде некоторые представители суннитской группы Ахль аль-Хадис, по-видимому, отрицали это событие: [18] что, возможно, побудило ат-Табари опровергнуть их утверждения в своей несуществующей книге «Аль-Валая» , [18] [36] или в его незаконченном «Китаб аль-Фадаил» . [1] [31] [9] Точно так же, будучи высокопоставленным сотрудником шиитской династии Буидов , шиитский богослов Шариф ар-Ради ( ум. 1016 ) не упоминает Гадира Хумма в своей «Нахдж аль-балага» , возможно, чтобы избежать гнева суннитов Аббасидов . [9]

[ редактировать ]

В шиитских и некоторых суннитских источниках [18] два стиха Корана связаны с Гадир Хумм: стих 5:3, который провозглашает совершенство ислама, и стих 5:67, который призывает Мухаммеда выполнить свои божественные наставления. [37] [9] Последний, иногда известный как стих таблиг ( букв. « провозглашение » ), был связан с Гадир Хумм суннитскими экзегетами ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ар-Рази ( ум. 1210 ), [38] и шиитский экзегет аль-Куми ( ум. 939 ), [39] среди других. [37] [9] [1] Аят Таблиг предупреждает Мухаммеда:

О Посланник! Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа, и если ты этого не сделаешь, ты не передашь Его послание. И Бог защитит тебя от человечества. Воистину, Бог направляет неверующих людей. [40]

По мнению шиитов, этот стих, раскрытый перед Гадиром Хумом, побудил Мухаммеда выступить с заявлением об Али, которое он отложил, опасаясь реакции некоторых из своих товарищей. [39] Сунниты предлагают разные точки зрения, одна из которых связывает этот стих с критикой Мухаммедом евреев и христиан . [41] Тем не менее, аят таблиха весьма вероятно связан с событиями, последовавшими за прощальным паломничеством, включая Гадир Хумм, поскольку пятая глава ( сура ) Корана часто связывается с последними годами Мухаммеда в Медине. [42] Стих 5:3 Корана, также известный как стих Икмаль ад-дина ( букв. « совершенство религии » ), аналогичным образом связан с Гадир Хумм в некоторых суннитских сообщениях ат-Табари и суннитских толкователей аль-Табари. -Багдади ( ум. 1071 ), [43] и шиитский экзегет ат-Туси ( ум. 1067 ), [44] среди других. [37] [9] [45] Напротив, большинство суннитских комментаторов связывают этот стих с прощальным паломничеством. [46] и это также мнение аль-Якуби. [47] Среди различных суннитских взглядов стих Икмаль ад-дина может относиться к установлению обрядов хаджа во время прощального паломничества или к закрытию исламского законодательства с раскрытием диетических указаний в оставшейся части этого стиха, хотя некоторые предписания относительно риба возможно, были открыты после этого стиха. [48] [44] В стихе Икмал ад-дина есть отрывок:

Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Так не бойтесь их, но бойтесь Меня! В этот день Я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил Мое Благословение на вас и утвердил для вас в качестве религии Покорность (Ислам). [46]

Другие литературные ссылки

[ редактировать ]
Али публично упоминал Гадир Хумм во время своего халифата. Здесь он показан принимающим клятву верности в рукописи османского суфийского писателя и поэта Ламии, конец шестнадцатого века.

Гадир Хумм также сохранился в арабской литературе. [1] [49] [9] Самым ранним примером является спорное стихотворение, приписываемое Хасану ибн Сабиту ( ум. 674 ). [1] [31] сопровождавший Мухаммеда во время паломничества. [31] Например, стихотворение цитируется видным шиитским теологом аль-Муфидом ( ум. 1022 ). [50] стихотворение появляется также в некоторых других шиитских и суннитских источниках. По словам исламиста Хусейна М. Джафри ( ум. 2019 ), [31] В это стихотворение включен стих: «Встань, о Али, ибо я считаю, что только ты будешь имамом и наставником после того, как я [Мухаммед] уйду». [18] [24] [51] Что касается его подлинности, другой эксперт Мохаммад А. Амир-Моэцци не считает эту атрибуцию проблематичной. [9] в то время как Джафри считает крайне маловероятным, чтобы эти события остались незамеченными Ибн Сабитом, который был «официальным поэтом-репортером Мухаммеда». [31] Напротив, исламисты Йозеф Горовиц ( ум. 1931 ) и Игнац Гольдцихер ( ум. 1921 ) отвергают правдивость этого стихотворения. [31] Шиит аль-Кумайт ибн Зайд ( ум. 743 ) — еще один ранний поэт, сочинявший стихи на ту же тему. [9]

Исторические справки

[ редактировать ]

Известно, что однажды во время своего халифата Али попросил мусульман выступить со своими свидетельствами о Гадир Хумм. [52] [53] [54] При этом он, возможно, публично претендовал на более высокий духовный и политический авторитет, чем другие, особенно его предшественники. [52] [54] [55] Заявление Мухаммеда в Гадир Хумм: «О Боже, подружись с другом Али и будь врагом его врагу», вероятно, было стандартной формулой присяги на верность в то время. [56] Действительно, Али и его сын Хасан требовали аналогичного обещания от своих сторонников во время своего халифата. [57] Хадис валайи также цитируется Аммаром ибн Ясиром , сподвижником Мухаммеда, в поддержку легитимности халифата Али в отчете шиитского историка Ибн А'сама аль-Куфи (девятый век) о переговорах перед битвой при Сиффин (657). Возможно, это самое раннее подобное упоминание в исторических источниках. [58]

Интерпретация

[ редактировать ]

Хотя подлинность Гадир Хумма редко оспаривается, его интерпретация является источником разногласий между суннитами и шиитами. [1] Мавла многозначное арабское слово, значения которого менялись в разные периоды и контексты. [59] Арабский корень слова мавла описывает родство и близость между двумя сторонами. [60] и само слово, следовательно, может иметь противоположные значения, а именно: «господин», «лидер», «покровитель», «возлюбленный», «сторонник», «освобожденный раб», «друг», «клиент» и «сосед». [61] [62] [49] До исламской эры этот термин мог применяться к любой форме племенного объединения . [63] тогда как в Коране и хадисной литературе слово маула и родственное ему вали могут означать «Господь», «господин», «попечитель», «опекун», «помощник», «защищающий друг», «освобожденный раб», и (духовный или материальный) «наследник». [64] [65] [59]

В контексте Гадир Хумм интерпретация слова маула имеет тенденцию разделяться по сектантскому признаку. Шиитские источники интерпретируют это слово как означающее «лидер», «господин» и «покровитель». [31] хотя суннитские рассказы об этой проповеди, как правило, не дают большого объяснения, [1] или интерпретировать хадис как выражение любви или поддержки, [66] или замените слово маула родственным ему вали (Бога, букв. « друг Бога » ). [1] [9] [67] Таким образом, шииты рассматривают Гадир Хумм как наделение Али религиозной и политической властью Мухаммеда ( валайя ), [62] [68] [18] в то время как сунниты считают это событие показателем взаимопонимания между двумя мужчинами, [69] [9] [70] или что Али должен исполнить волю Мухаммеда. [69] В любом случае правильная интерпретация многозначного слова маула зависит от его контекста. [71] В своей проповеди Мухаммад, возможно, использовал слово маула как синоним своего более раннего слова авла («ответственный за верующих больше, чем за самих себя», авла би-кум мин анфуси-кум ). Тогда это подтверждает шиитскую интерпретацию слова мавла в смысле власти ( авла би ат-тасарруф ). [72] [71] С другой стороны, суннитский богослов аль-Бакиллани ( ум. 1013 ) отвергает любую связь между непосредственным использованием авла и мавла . Мухаммедом [20]

Шиитский взгляд

[ редактировать ]
Современные шиитские произведения искусства с изображением Гадира Хумма, взяты с сайта Ирана лидера Али Хаменеи.

Для мусульман-шиитов Гадир Хумм означает наделение Али опекой ( валайей ) мусульманской общины после Мухаммеда. [73] В частности, для них это было самое публичное заявление о преемственности Али. [74] [75] В шиитских рассказах описывается, как Умар и другие сподвижники посетили Али после проповеди, чтобы поздравить его и присягнуть ему на верность, даже обращаясь к нему как амир аль-муминин ( букв. « Повелитель правоверных » ). [1] [76]

Для шиитов драматическое заявление, сделанное на Гадир Хумм тысячам мусульман в разгар дня, вряд ли подтверждает их суннитскую интерпретацию любви ( мухабба ) и поддержки ( нусра ) Али. [66] Эти два обязательства также являются обязательствами каждого мусульманина по отношению к другим мусульманам, а не только к Али. [66] Хотя суннит Ибн Касир считает «Гадир Хумм» ответом на жалобы на Али во время его экспедиции в Йемен, [1] шиитский юрист Ибн Шахрашуб ( ум. 1192 ) утверждает, что Мухаммед ранее отверг эти возражения. [18] Что касается различных значений слова мавла , то стандартной практикой в ​​шиитской теологии является устранение всех этих значений в хадисе одно за другим до тех пор, пока не останется только значение авторитета. [47]

суннитский взгляд

[ редактировать ]

Среди мусульман-суннитов Гадир Хумм не связан с преемственностью Мухаммеда. [77] Вместо этого это событие часто связывают с кампанией Али в Йемене, откуда он только что вернулся перед прощальным паломничеством. Сообщается, что Али строго навязывал исламские правила распределения добычи, и это, как сообщается, разозлило некоторых солдат. Ибн Касир, например, поддерживает Али в своем описании этого эпизода, но также предполагает, что проповедь Гадира Хумма была просто задумана как публичное заявление о любви и уважении Мухаммеда к Али в свете более ранних событий. [1]

Для суннитов также немыслимо, чтобы большинство сподвижников действовали неправильно и проигнорировали четкое назначение Али в Гадир Хумм. [62] Действительно, некоторые предполагают, что мусульманская община не действовала так, как будто слышала о таком назначении. [78] [79] и поэтому считаем это обозначение маловероятным. [78] [80] Напротив, шииты считают, что сообщество намеренно проигнорировало назначение Али. [81] указывая на назначение вторым халифом Умара его предшественником Абу Бакром , [82] [83] другие исторические свидетельства, [9] [37] и это большинство не означает легитимности Корана. [84] [62] Вместо этого некоторые утверждают, что Мухаммед сделал бы такое важное заявление раньше, во время хаджа, в то время как другие считают это равносильным критике решения Мухаммеда. [24]

Ид аль-Гадир

[ редактировать ]

Хотя 18 Зу аль-Хиджа не является знаменательным днем ​​в суннитском календаре, мусульмане-шииты отмечают этот день как Курбан-байрам , день, когда ислам стал религией после назначения Али преемником Мухаммеда. [1] [9] Шииты чтят этот праздник, совершая паломничество в город Кербела в Ираке . [1] [77]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Вечча Валььери 2012 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Ряд 2011 года .
  3. ^ Элиаш 1966 , с. 144.
  4. ^ Уильямс 1994 , с. 171.
  5. ^ Дональдсон 1933 , с. 5.
  6. ^ Хайдер 2014 , с. 60.
  7. ^ Jump up to: а б Стюарт 2002 .
  8. ^ Аббас 2021 , с. 79.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Амир-Моэцци 2014 .
  10. ^ Jump up to: а б Кампо 2009 , с. 257.
  11. ^ Шах-Каземи 2014 .
  12. ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 79.
  13. ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 16.
  14. ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 80.
  15. ^ Аббас 2021 , стр. 81, 209.
  16. ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 81.
  17. ^ Строка 2000 , стр. 70–71.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г Булукбаши 2015 .
  19. ^ Дакаке 2007 , с. 34.
  20. ^ Jump up to: а б с Ряд 2000 , с. 71.
  21. ^ Джафри 1979 , с. 18.
  22. ^ Мавани 2013 , стр. 70, 98n11.
  23. ^ Момент 1985 , с. 15.
  24. ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 82.
  25. ^ Джафри 1979 , стр. 18–20.
  26. ^ Мавани 2013 , с. 20.
  27. ^ Дакаке 2007 , с. 35.
  28. ^ Соучек 1975 , с. 156.
  29. ^ Робинсон 2000 , с. 129–146.
  30. ^ Наджафабади 2010 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джафри 1979 , с. 20.
  32. ^ Джафри 1979 , стр. 20, 231.
  33. ^ Джафри 1979 , стр. 19–20.
  34. ^ Дакаке 2007 , с. 36.
  35. ^ Дакаке 2007 , с. 38.
  36. ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 39.
  37. ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , с. 70.
  38. ^ Аббас 2021 , стр. 80, 209n27.
  39. ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 718.
  40. ^ Наср и др. 2015 , с. 717.
  41. ^ Строка 2000 , стр. 61, 145н15.
  42. ^ Наср и др. 2015 , с. 719.
  43. ^ Аббас 2021 , стр. 83, 210n38.
  44. ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 650.
  45. ^ Амир-Моэцци 2020 , стр. 237–239.
  46. ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 648.
  47. ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 46.
  48. ^ Мавани 2013 , с. 71.
  49. ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 19.
  50. ^ Хайдер 2014 , стр. 61–62.
  51. ^ Хайдер 2014 , с. 61.
  52. ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , §2.IV.
  53. ^ Строка 2006 , с. 590.
  54. ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 253.
  55. ^ Шах-Каземи 2019 , с. 79.
  56. ^ Хэзлтон 2009 , с. 77.
  57. ^ Маделунг 1997 , с. 312.
  58. ^ Аюб 2014 , с. 114.
  59. ^ Jump up to: а б Венсинк и Кроун, 2012 .
  60. ^ Мавани 2013 , с. 46.
  61. ^ Строка 2000 , стр. 71–72.
  62. ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , с. 2.
  63. ^ Гольдцихер 1889 , с. 105.
  64. ^ Дакаке 2007 , стр. 18, 21, 23.
  65. ^ Строка 2006 , с. 682.
  66. ^ Jump up to: а б с Дакаке 2007 , с. 45.
  67. ^ Афсаруддин 2006 .
  68. ^ Дакаке 2007 , с. 47.
  69. ^ Jump up to: а б Афсаруддин и Наср 2022 .
  70. ^ Джафри 1979 , с. 21.
  71. ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 72.
  72. ^ Мавани 2013 , стр. 80–81.
  73. ^ Табатабай 1975 , с. 35.
  74. ^ Дональдсон 1933 , с. XXV.
  75. ^ Сандерс 1994 , с. 122.
  76. ^ Пирс 2016 , с. 75.
  77. ^ Jump up to: а б Поле 2009 , стр. 257–8.
  78. ^ Jump up to: а б Шабан 1976 , с. 16.
  79. ^ Декабрь 1982 года .
  80. ^ Льюис 1968 , с. 50.
  81. ^ Дафтари 2013 , с. 28.
  82. ^ Строка 2000 , с. 6.
  83. ^ Аббас 2021 , с. 95.
  84. ^ Мавани 2013 , стр. 2, 25.
[ редактировать ]

22 ° 49'30 "N 39 ° 04'30" E  /  22,82500 ° N 39,07500 ° E  / 22,82500; 39.07500

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a4eb7ab026b4730d1b1e292ce2dbb6a__1722738240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/6a/4a4eb7ab026b4730d1b1e292ce2dbb6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghadir Khumm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)