Гадир Хумм
Дата | 16/10 марта 632 г. (18 зу аль-хиджа ) |
---|---|
Расположение | Аль-Джуфа , Хиджаз , Аравия |
Тип | Исламская проповедь |
Тема | Важность Корана и ахль аль-байт , Али уважение Мухаммеда к ибн Аби Талибу утверждают , что шииты как свидетельство назначения Али преемником Мухаммеда и как завершение послания ислама. |
Исход | Памятный праздник Курбан-байрам, включающий молитвы, вручение подарков, праздничные обеды, чтение дуа Нудба. |
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Гадир Хумм ( араб . غَدِير خُم ) — собрание мусульман, присутствовавших на проповеди, произнесенной исламским пророком Мухаммедом 16 марта 632 года нашей эры . Сообщается, что собрание произошло у гадира (бассейна) в вади Хумм, расположенного недалеко от тогдашнего поселения аль-Джуфа на пути между Меккой и Мединой , где Мухаммед остановил большой караван мусульман, сопровождавших его в Прощальное паломничество , его единственный хаджа ритуал .
В проповеди, произнесенной незадолго до своей смерти в июне 632 года, Мухаммед сделал заявление в пользу Али ибн Аби Талиба , своего двоюродного брата и зятя, сказав: «Тот, чей мавла я, Али — его мавла ». Мавла — многозначное арабское слово, которое может означать «покровитель», «господин», «лидер» или «друг», в зависимости от контекста. Мусульмане-шииты считают, что эта проповедь является четким указанием Али возглавить мусульманскую общину после Мухаммеда и отпраздновать годовщину этого события как Ид аль-Гадир . Тем временем суннитское . сообщество рассматривает это заявление как простое подтверждение уважения Мухаммеда к Али
Этимология
[ редактировать ]Гадир Хумм относится как к собранию мусульман для проповеди Мухаммеда, так и к его месту: пруду ( гадир ), питаемому близлежащим источником в вади, известном как Хумм, расположенном между городами Мекка и Медина . [1] Пруд находился недалеко от поселка Аль-Джуфа . [2] стратегический треугольник, где пересекались пути из Медины, Египта и Ирака . [3]
Слово хумм переводится как «обманщик», а долина получила такое название потому, что вода в ее пруду была соленой и непригодной для употребления в пищу. [4] На момент события коренные жители региона, а именно племена Бану Хузаа и Бану Кинана , уже покинули этот район из-за плохих пастбищ и сурового климата. [1] До выступления Мухаммеда здесь это место, вероятно, никогда не использовалось в качестве остановки для караванов. [5] В шиитских источниках суровая обстановка Гадира Хумма рассматривается как подчеркивающая безотлагательность божественной задачи Мухаммеда, поскольку он искал самую большую аудиторию для своего выступления, прежде чем пути паломников разошлись. [6]
Фон
[ редактировать ]Через десять лет после переселения Мухаммеда в Медину и в последние дни Зу аль-Кады Мухаммед совершил ритуалы хаджа в Мекке незадолго до своей смерти в 632 году нашей эры . [7] Эта церемония хаджа стала известна как прощальное паломничество . [7] В проповеди в Мекке (у Арафата ) [8] и, возможно, снова в Гадир Хумм, [1] [9] [10] Мухаммед предупредил мусульман о своей скорой смерти. После хаджа он отправился в обратный путь из Мекки в Медину в сопровождении свиты мусульман. Объявление в Гадир Хумм произошло во время обратного пути среди собрания этих мусульман: [2] возможно, их число исчисляется десятками тысяч. [11]
Проповедь
[ редактировать ]В Гадир Хумм Мухаммед приказал мусульманскому каравану остановиться перед полуденной совместной молитвой, прежде чем паломники разошлись. [2] а затем попросил поднять помост. [1] После молитвы, [12] Мухаммед произнес проповедь перед большим количеством мусульман, в которой он подчеркнул важность Корана и его ахл аль-байт ( букв. « домашние люди » , его семья). [9] [13] [14] [1] [10] Его заявление широко распространено суннитскими и шиитскими властями, а версия, представленная в «Муснаде ибн Ханбале» , каноническом суннитском сборнике хадисов, гласит:
Я оставил среди вас два сокровища, которые, если вы будете держаться за них, не вступите в заблуждение после меня. Одно из них больше другого: Книга Бога, которая есть веревка, протянутая с Неба на Землю, и мое потомство, мой ахль аль-байт . Эти двое не будут разлучены, пока они не вернутся в купальню [райскую] ( каутар ). [13]
Известный как хадис Такалайн , Мухаммад мог повторять это утверждение несколько раз: [13] [15] и действительно, в суннитских источниках можно найти несколько подобных вариантов этого хадиса. [13] Например, версия, которая появляется в «Ас-Сунан аль-Кубра» , еще одном каноническом суннитском источнике, также включает предупреждение: «Будьте осторожны, обращаясь с двумя [сокровищами] после меня». [16] Взяв Али за руку, Мухаммед затем спросил, не является ли он аула ( букв. « имеет больше власти над » или « ближе к » ) верующих, чем они сами. [1] [17] очевидно, это ссылка на стих 33:6 Корана. [18] [19] [20] Когда они подтвердили, [1] он заявил,
«Тот, чья мавла я , Али — его мавла » ( араб .: Кем бы я ни был его мавла, тогда Али — его мавла ) [2] [21] [12] [1]
который известен как хадис валайи ( букв . « духовный авторитет » ) на шиитском языке. [9] Мухаммед мог бы повторить это предложение еще три или четыре раза, как сообщается в Муснаде ибн Ханбале . [14] [16] Затем он продолжил: «О Боже, подружись с другом Али и будь врагом его врага», согласно некоторым версиям: [9] [20] включая суннитов Шавахида аль-Танзиля и шиитов Нахдж аль-Хакка . [22] Суннитские учёные Ибн Касир ( ум. 1373 ) и Ахмад ибн Ханбал ( ум. 855 Мухаммеда ) рассказывают, что спутник Умар поздравил Али после проповеди и сказал ему: «Теперь ты стал маула каждого верующего мужчины и женщины». [23] [1] [24]
Историчность
[ редактировать ]Историчность Гадир Хумма редко оспаривается в мусульманской общине. [1] [25] [26] [27] поскольку его записанная традиция является «одной из наиболее широко признанных и обоснованных» в классических исламских источниках. [2] Тем не менее, в ранних источниках существует несколько вариаций: [2] и существует значительный вес разных аккаунтов. [1] Повествование о Гадир Хумм, например, сохранилось в «Хронологии древних народов» суннитского эрудита аль-Бируни ( ок . 1050 г. копии начала четырнадцатого века, ), которая сохранилась в ильханидской написанной Ибн аль-Кутби. [28] Шиитские наклонности авторов этой копии очевидны из иллюстраций Али, в том числе из иллюстрации, озаглавленной « Введение Али в Гадир-Хумм» . [29]
Сообщения о Гадир Хумм появляются в других источниках как суннитских, так и шиитских, и эти сообщения иногда использовались взаимозаменяемо без сектантских предубеждений. [30] Например, шиитский ученый Абдул Хосейн Амини ( ум. 1970 ) опирался на суннитские и шиитские источники, чтобы перечислить более ста товарищей и восемьдесят четыре табиуна , которые рассказали об этом событии, большинство из которых сейчас причисляются к суннитам. [31] [9] Аналогичные усилия предприняли шиитские авторы Хамид Х. Мусави ( ум. 1888 ) и Хусейн А. Махфуз ( ум. 2006 ). [32] Другие ранние отчеты об этом событии включают рассказы шиитского историка аль-Якуби ( ум. 897–898 ), [1] и суннитские ученые Ибн Ханбал, Ибн Касир, [1] Ибн Асакир ( ум. 1176 ) , [9] [1] ат-Тирмизи ( ум. 892 ), ан-Насаи ( ум. 915 ), Ибн Маджа ( ум. 887 ), Абу Дауд ( ум. 889 ), Ибн аль-Асир ( ум. 1232–1233 ), Ибн Абд аль-Барр ( ум. 1071 ), Ибн Абд Раббих ( ум. 940 ) и Джахиз ( ум. 869 ). [33]
Некоторые суннитские историки, такие как ат-Табари ( ум. 923 ), Ибн Хишам ( ум. 833 ) и Ибн Саад ( ум. 784–785 ), тем не менее, почти или вообще не упоминали Гадир Хумм. [1] возможно, потому, что это событие поддерживает утверждения шиитских легитимистов, [9] [34] или, возможно, они хотели избежать гнева своих суннитских правителей, поддерживая дело шиитов. [1] [9] [35] Следовательно, западные авторы, чьи работы основывались на этих авторах, также мало ссылаются на Гадир Хумм. [1] Несмотря на то, что «Гадир Хумм» отсутствует в «Тарих ат-Табари» , его автор рассказывает, как Мухаммед публично отверг некоторые жалобы на поведение Али в Йемене в том же «хронологическом интервале», что и «Гадир Хумм». Таким образом, исламистка Мария М. Дакаке предполагает, что ат-Табари намеренно заменил традицию Гадира Хумма другой традицией, которая восхваляла Али, но не имела каких-либо духовных и легитимистских подтекстов в пользу шиитов. [36] девятого века С другой стороны, в Багдаде некоторые представители суннитской группы Ахль аль-Хадис, по-видимому, отрицали это событие: [18] что, возможно, побудило ат-Табари опровергнуть их утверждения в своей несуществующей книге «Аль-Валая» , [18] [36] или в его незаконченном «Китаб аль-Фадаил» . [1] [31] [9] Точно так же, будучи высокопоставленным сотрудником шиитской династии Буидов , шиитский богослов Шариф ар-Ради ( ум. 1016 ) не упоминает Гадира Хумма в своей «Нахдж аль-балага» , возможно, чтобы избежать гнева суннитов Аббасидов . [9]
Ссылки на Коран
[ редактировать ]В шиитских и некоторых суннитских источниках [18] два стиха Корана связаны с Гадир Хумм: стих 5:3, который провозглашает совершенство ислама, и стих 5:67, который призывает Мухаммеда выполнить свои божественные наставления. [37] [9] Последний, иногда известный как стих таблиг ( букв. « провозглашение » ), был связан с Гадир Хумм суннитскими экзегетами ас-Суюти ( ум. 1505 ) и ар-Рази ( ум. 1210 ), [38] и шиитский экзегет аль-Куми ( ум. 939 ), [39] среди других. [37] [9] [1] Аят Таблиг предупреждает Мухаммеда:
О Посланник! Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа, и если ты этого не сделаешь, ты не передашь Его послание. И Бог защитит тебя от человечества. Воистину, Бог направляет неверующих людей. [40]
По мнению шиитов, этот стих, раскрытый перед Гадиром Хумом, побудил Мухаммеда выступить с заявлением об Али, которое он отложил, опасаясь реакции некоторых из своих товарищей. [39] Сунниты предлагают разные точки зрения, одна из которых связывает этот стих с критикой Мухаммедом евреев и христиан . [41] Тем не менее, аят таблиха весьма вероятно связан с событиями, последовавшими за прощальным паломничеством, включая Гадир Хумм, поскольку пятая глава ( сура ) Корана часто связывается с последними годами Мухаммеда в Медине. [42] Стих 5:3 Корана, также известный как стих Икмаль ад-дина ( букв. « совершенство религии » ), аналогичным образом связан с Гадир Хумм в некоторых суннитских сообщениях ат-Табари и суннитских толкователей аль-Табари. -Багдади ( ум. 1071 ), [43] и шиитский экзегет ат-Туси ( ум. 1067 ), [44] среди других. [37] [9] [45] Напротив, большинство суннитских комментаторов связывают этот стих с прощальным паломничеством. [46] и это также мнение аль-Якуби. [47] Среди различных суннитских взглядов стих Икмаль ад-дина может относиться к установлению обрядов хаджа во время прощального паломничества или к закрытию исламского законодательства с раскрытием диетических указаний в оставшейся части этого стиха, хотя некоторые предписания относительно риба возможно, были открыты после этого стиха. [48] [44] В стихе Икмал ад-дина есть отрывок:
Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Так не бойтесь их, но бойтесь Меня! В этот день Я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил Мое Благословение на вас и утвердил для вас в качестве религии Покорность (Ислам). [46]
Другие литературные ссылки
[ редактировать ]Гадир Хумм также сохранился в арабской литературе. [1] [49] [9] Самым ранним примером является спорное стихотворение, приписываемое Хасану ибн Сабиту ( ум. 674 ). [1] [31] сопровождавший Мухаммеда во время паломничества. [31] Например, стихотворение цитируется видным шиитским теологом аль-Муфидом ( ум. 1022 ). [50] стихотворение появляется также в некоторых других шиитских и суннитских источниках. По словам исламиста Хусейна М. Джафри ( ум. 2019 ), [31] В это стихотворение включен стих: «Встань, о Али, ибо я считаю, что только ты будешь имамом и наставником после того, как я [Мухаммед] уйду». [18] [24] [51] Что касается его подлинности, другой эксперт Мохаммад А. Амир-Моэцци не считает эту атрибуцию проблематичной. [9] в то время как Джафри считает крайне маловероятным, чтобы эти события остались незамеченными Ибн Сабитом, который был «официальным поэтом-репортером Мухаммеда». [31] Напротив, исламисты Йозеф Горовиц ( ум. 1931 ) и Игнац Гольдцихер ( ум. 1921 ) отвергают правдивость этого стихотворения. [31] Шиит аль-Кумайт ибн Зайд ( ум. 743 ) — еще один ранний поэт, сочинявший стихи на ту же тему. [9]
Исторические справки
[ редактировать ]Известно, что однажды во время своего халифата Али попросил мусульман выступить со своими свидетельствами о Гадир Хумм. [52] [53] [54] При этом он, возможно, публично претендовал на более высокий духовный и политический авторитет, чем другие, особенно его предшественники. [52] [54] [55] Заявление Мухаммеда в Гадир Хумм: «О Боже, подружись с другом Али и будь врагом его врагу», вероятно, было стандартной формулой присяги на верность в то время. [56] Действительно, Али и его сын Хасан требовали аналогичного обещания от своих сторонников во время своего халифата. [57] Хадис валайи также цитируется Аммаром ибн Ясиром , сподвижником Мухаммеда, в поддержку легитимности халифата Али в отчете шиитского историка Ибн А'сама аль-Куфи (девятый век) о переговорах перед битвой при Сиффин (657). Возможно, это самое раннее подобное упоминание в исторических источниках. [58]
Интерпретация
[ редактировать ]Мавла
[ редактировать ]Хотя подлинность Гадир Хумма редко оспаривается, его интерпретация является источником разногласий между суннитами и шиитами. [1] Мавла — многозначное арабское слово, значения которого менялись в разные периоды и контексты. [59] Арабский корень слова мавла описывает родство и близость между двумя сторонами. [60] и само слово, следовательно, может иметь противоположные значения, а именно: «господин», «лидер», «покровитель», «возлюбленный», «сторонник», «освобожденный раб», «друг», «клиент» и «сосед». [61] [62] [49] До исламской эры этот термин мог применяться к любой форме племенного объединения . [63] тогда как в Коране и хадисной литературе слово маула и родственное ему вали могут означать «Господь», «господин», «попечитель», «опекун», «помощник», «защищающий друг», «освобожденный раб», и (духовный или материальный) «наследник». [64] [65] [59]
В контексте Гадир Хумм интерпретация слова маула имеет тенденцию разделяться по сектантскому признаку. Шиитские источники интерпретируют это слово как означающее «лидер», «господин» и «покровитель». [31] хотя суннитские рассказы об этой проповеди, как правило, не дают большого объяснения, [1] или интерпретировать хадис как выражение любви или поддержки, [66] или замените слово маула родственным ему вали (Бога, букв. « друг Бога » ). [1] [9] [67] Таким образом, шииты рассматривают Гадир Хумм как наделение Али религиозной и политической властью Мухаммеда ( валайя ), [62] [68] [18] в то время как сунниты считают это событие показателем взаимопонимания между двумя мужчинами, [69] [9] [70] или что Али должен исполнить волю Мухаммеда. [69] В любом случае правильная интерпретация многозначного слова маула зависит от его контекста. [71] В своей проповеди Мухаммад, возможно, использовал слово маула как синоним своего более раннего слова авла («ответственный за верующих больше, чем за самих себя», авла би-кум мин анфуси-кум ). Тогда это подтверждает шиитскую интерпретацию слова мавла в смысле власти ( авла би ат-тасарруф ). [72] [71] С другой стороны, суннитский богослов аль-Бакиллани ( ум. 1013 ) отвергает любую связь между непосредственным использованием авла и мавла . Мухаммедом [20]
Шиитский взгляд
[ редактировать ]Для мусульман-шиитов Гадир Хумм означает наделение Али опекой ( валайей ) мусульманской общины после Мухаммеда. [73] В частности, для них это было самое публичное заявление о преемственности Али. [74] [75] В шиитских рассказах описывается, как Умар и другие сподвижники посетили Али после проповеди, чтобы поздравить его и присягнуть ему на верность, даже обращаясь к нему как амир аль-муминин ( букв. « Повелитель правоверных » ). [1] [76]
Для шиитов драматическое заявление, сделанное на Гадир Хумм тысячам мусульман в разгар дня, вряд ли подтверждает их суннитскую интерпретацию любви ( мухабба ) и поддержки ( нусра ) Али. [66] Эти два обязательства также являются обязательствами каждого мусульманина по отношению к другим мусульманам, а не только к Али. [66] Хотя суннит Ибн Касир считает «Гадир Хумм» ответом на жалобы на Али во время его экспедиции в Йемен, [1] шиитский юрист Ибн Шахрашуб ( ум. 1192 ) утверждает, что Мухаммед ранее отверг эти возражения. [18] Что касается различных значений слова мавла , то стандартной практикой в шиитской теологии является устранение всех этих значений в хадисе одно за другим до тех пор, пока не останется только значение авторитета. [47]
суннитский взгляд
[ редактировать ]Среди мусульман-суннитов Гадир Хумм не связан с преемственностью Мухаммеда. [77] Вместо этого это событие часто связывают с кампанией Али в Йемене, откуда он только что вернулся перед прощальным паломничеством. Сообщается, что Али строго навязывал исламские правила распределения добычи, и это, как сообщается, разозлило некоторых солдат. Ибн Касир, например, поддерживает Али в своем описании этого эпизода, но также предполагает, что проповедь Гадира Хумма была просто задумана как публичное заявление о любви и уважении Мухаммеда к Али в свете более ранних событий. [1]
Для суннитов также немыслимо, чтобы большинство сподвижников действовали неправильно и проигнорировали четкое назначение Али в Гадир Хумм. [62] Действительно, некоторые предполагают, что мусульманская община не действовала так, как будто слышала о таком назначении. [78] [79] и поэтому считаем это обозначение маловероятным. [78] [80] Напротив, шииты считают, что сообщество намеренно проигнорировало назначение Али. [81] указывая на назначение вторым халифом Умара его предшественником Абу Бакром , [82] [83] другие исторические свидетельства, [9] [37] и это большинство не означает легитимности Корана. [84] [62] Вместо этого некоторые утверждают, что Мухаммед сделал бы такое важное заявление раньше, во время хаджа, в то время как другие считают это равносильным критике решения Мухаммеда. [24]
Ид аль-Гадир
[ редактировать ]Хотя 18 Зу аль-Хиджа не является знаменательным днем в суннитском календаре, мусульмане-шииты отмечают этот день как Курбан-байрам , день, когда ислам стал религией после назначения Али преемником Мухаммеда. [1] [9] Шииты чтят этот праздник, совершая паломничество в город Кербела в Ираке . [1] [77]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Вечча Валььери 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ряд 2011 года .
- ^ Элиаш 1966 , с. 144.
- ^ Уильямс 1994 , с. 171.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 5.
- ^ Хайдер 2014 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2002 .
- ^ Аббас 2021 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Амир-Моэцци 2014 .
- ^ Jump up to: а б Кампо 2009 , с. 257.
- ^ Шах-Каземи 2014 .
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 80.
- ^ Аббас 2021 , стр. 81, 209.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 81.
- ^ Строка 2000 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Булукбаши 2015 .
- ^ Дакаке 2007 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Ряд 2000 , с. 71.
- ^ Джафри 1979 , с. 18.
- ^ Мавани 2013 , стр. 70, 98n11.
- ^ Момент 1985 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 82.
- ^ Джафри 1979 , стр. 18–20.
- ^ Мавани 2013 , с. 20.
- ^ Дакаке 2007 , с. 35.
- ^ Соучек 1975 , с. 156.
- ^ Робинсон 2000 , с. 129–146.
- ^ Наджафабади 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джафри 1979 , с. 20.
- ^ Джафри 1979 , стр. 20, 231.
- ^ Джафри 1979 , стр. 19–20.
- ^ Дакаке 2007 , с. 36.
- ^ Дакаке 2007 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , с. 70.
- ^ Аббас 2021 , стр. 80, 209n27.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 718.
- ^ Наср и др. 2015 , с. 717.
- ^ Строка 2000 , стр. 61, 145н15.
- ^ Наср и др. 2015 , с. 719.
- ^ Аббас 2021 , стр. 83, 210n38.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 650.
- ^ Амир-Моэцци 2020 , стр. 237–239.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 648.
- ^ Jump up to: а б Дакаке 2007 , с. 46.
- ^ Мавани 2013 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 19.
- ^ Хайдер 2014 , стр. 61–62.
- ^ Хайдер 2014 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , §2.IV.
- ^ Строка 2006 , с. 590.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 253.
- ^ Шах-Каземи 2019 , с. 79.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 77.
- ^ Маделунг 1997 , с. 312.
- ^ Аюб 2014 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Венсинк и Кроун, 2012 .
- ^ Мавани 2013 , с. 46.
- ^ Строка 2000 , стр. 71–72.
- ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , с. 2.
- ^ Гольдцихер 1889 , с. 105.
- ^ Дакаке 2007 , стр. 18, 21, 23.
- ^ Строка 2006 , с. 682.
- ^ Jump up to: а б с Дакаке 2007 , с. 45.
- ^ Афсаруддин 2006 .
- ^ Дакаке 2007 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Афсаруддин и Наср 2022 .
- ^ Джафри 1979 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 72.
- ^ Мавани 2013 , стр. 80–81.
- ^ Табатабай 1975 , с. 35.
- ^ Дональдсон 1933 , с. XXV.
- ^ Сандерс 1994 , с. 122.
- ^ Пирс 2016 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Поле 2009 , стр. 257–8.
- ^ Jump up to: а б Шабан 1976 , с. 16.
- ^ Декабрь 1982 года .
- ^ Льюис 1968 , с. 50.
- ^ Дафтари 2013 , с. 28.
- ^ Строка 2000 , с. 6.
- ^ Аббас 2021 , с. 95.
- ^ Мавани 2013 , стр. 2, 25.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббас, Х. (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Афсаруддин, Асма (2006). «Гадир Хумм» . В Лимане, Оливер (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. п. 218. ИСБН 9780415326391 .
- Афсаруддин, Асма; Наср, Сейед Хосейн (2022). « Али» . Британская энциклопедия .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2014). «Гадир Хумм» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27419 . ISBN 9789004269613 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2020). Духовность шиитского ислама: верования и практики . ИБ Таурис. ISBN 9780755610273 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Один мир. ISBN 9781851683963 .
- Булукбаши, Али А.; и др. (2015). « Али б. Аби Талиб» . В Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0252 .
- Филд, Джон Эдвард, изд. (2009). «Гадир Хумм» . Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. п. 257–258. ISBN 9780816054541 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780857723338 .
- Дакаке, Мария Масси (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . Лузак и компания.
- Элиаш, Джозеф (1966). 'Али б. Аби Талиб в «Исне» - «Ашари-шиитское верование (тезис). Лондон: Школа восточных и африканских исследований.
- Гольдзихер, Игнатий (1889). Мухаммеданское исследование . Галле.
- Хайдер, Наджам (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Даблдэй. ISBN 9780385532099 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Лалани, Арзина Р. (2006). "Оставлять" . В Лимане, Оливер (ред.). Коран: Энциклопедия . Рутледж. стр. 586–593. ISBN 9780415326391 .
- Лалани, Арзина Р. (2011). «Гадир Хумм» . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/OBO/9780195390155-0105 .
- Льюис, Бернард (1968). Арабы в истории . Хатчинсон и Ко.
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646963 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165878 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наджафабади, С. Адель Хашеми (2010). «Изобретение исламской истории» . Международный журнал гуманитарных наук . 8 (1): 259. doi : 10.18848/1447-9508/CGP/v08i01/42810 .
- Наср, SH ; Дагли, СК; Дакаке, ММ ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780061125867 .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Пунавала, Индиана (1982). « Али б. Аби Талеб И. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Робинсон, Бэзил (2000). «Образы Мухаммеда в «Хронологии древних народов» аль-Бируни». В Хилленбранде, Роберт (ред.). Персидская живопись от монголов до Каджаров: исследования в честь Бэзила В. Робинсона . Персидские документы Пембрука, 3. ИБ Таврида. ISBN 9781850436591 .
- Сандерс, Паула (1994). Ритуал, политика и город в Каире Фатимидов . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9781438418629 .
- Шабан, Массачусетс (1976). Исламская история: новая интерпретация . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521291316 .
- Шах-Каземи, Реза (2014). « Али ибн Аби Талиб (599-661)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 20–24. ISBN 9781610691789 .
- Шах-Каземи, Реза (2019). Имам Али: от краткой истории к вечной тайне . Фонд Мэтисона . ISBN 9781908092182 .
- Стюарт, Девин Дж. (2002). «Прощальное паломничество» . В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 2. Брилл. стр. 178–180. ISBN 9789004120358 .
- Соучек, Присцилла П. (1975). «Иллюстрированная рукопись «Хронологии древних народов» аль-Бируни». В Челковски, Питер Дж. (ред.). Ученый и святой: исследования памяти Абул-Райхана аль-Бируни и Джалал ад-Дина ар-Руми . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780814713600 . OCLC 434241035 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012). «Гухадир Кухамм» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2439 . ISBN 9789004161214 .
- Венсинк, Эй Джей; Кроун, П. (2012). «Маула » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0714 . ISBN 9789004161214 .
- Уильямс, Джон Олден (1994). Слово Ислама . Издательство Техасского университета . ISBN 9780292790759 .