Хадис двенадцати преемников
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Часть серии о |
Хадис |
---|
![]() |
![]() |
Хадис о двенадцати преемниках ( арабский : حَدِيْث ٱلْإِثْنَي عَشَر خَلِيْفَة , латинизированный : Хадис аль-итна Шашар Халифа ) является широко известным пророчеством, приписывают исламскому пророку Мухаммеду , предсказывая, что после него будет двенадцать преемников. Поскольку после Мухаммеда было еще много правителей, суннитские авторы по-разному отождествляли этих двенадцать преемников с некоторыми из этих правителей. У шиитов-двунадесятников эти преемники вместо этого отождествляются со своими Двенадцатью имамами . Их последний имам, Мухаммад аль-Махди , как полагают, чудесным образом остается в оккультизме с 874 года н. э . и, как ожидается, вернется в конце времен, чтобы искоренить несправедливость и зло.
Суннитские источники
[ редактировать ]источниках появляется несколько вариантов хадиса о двенадцати преемниках В суннитских , обычно передаваемых со ссылкой на авторитет Джабира ибн Самура ( ум. 686 ), сподвижника исламского пророка Мухаммеда , [ 1 ] [ 2 ] но также передается от других сподвижников, таких как Абдаллах ибн Масуд ( ум. г. 653 ), Анас ибн Малик ( ум. 712 ), Умар ( ум. 644 ), Васила ибн Аска, Абдаллах ибн Умар ( ум. 693 ( , Абу Хурайра ) ум. 680 ), [ 2 ] Салман Перс ( ум . 652 ), Аиша ( ум. 678 ) и Усман ( ум. 656 ). [ 1 ] В частности, суннитский правовед Ахмад ибн Ханбал ( ум. 855 ) приводит этот хадис с тридцатью четырьмя цепочками передачи, каждая из которых ведет к Джабиру ибн Самуре. [ 3 ] Версия этого хадиса в канонических суннитских сборниках «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» цитирует Мухаммеда: [ 4 ]
После моей смерти будет двенадцать преемников ( с. Халифа ), все они из [племени] Курайшитов . [ 1 ] [ 4 ]
Фактически, «Сахих Муслим» посвящает целый раздел вариантам этого хадиса: [ 5 ] и подобные высказывания цитируют также учёные-сунниты Наим ибн Хаммад ( ум. 844 ), ат-Тирмизи ( ум. 892 ), ат-Табарани ( ум. 971 ), аль-Хаким ан-Нишапури ( ум. 1014 ), и Ибн Асакир ( ум. 1176 ). [ 4 ] Версия хадиса, цитируемая суннитским традиционалистом Абу Даудом ( ум. 889 ), добавляет, что исламское сообщество будет единым во время правления этих двенадцати преемников. [ 4 ] Другая версия в «Сахих Муслима» гласит аналогичным образом: «Дела народа будут вестись должным образом, пока ими будут руководить двенадцать человек». [ 5 ] Другой близкий вариант звучит так: «Эта религия [ислам] будет прославляться, пока будет двенадцать преемников». [ 6 ] Еще одна версия хадиса предсказывает, что после правления этих двенадцати преемников воцарятся анархия и беспорядки. [ 4 ] [ 7 ] Некоторые версии даже предполагают, что после этих двенадцати преемников наступит конец света. Например, версия хадиса, цитируемая Абу Даудом, гласит: «Эта религия [ислам] будет существовать до тех пор, пока существуют двенадцать преемников курайшитов», что подразумевает, что общая продолжительность жизни этих двенадцати преемников простирается до конца времен. . [ 8 ] В некоторых версиях этого хадиса фигурируют амир ( букв. « полководец » ) или кайим ( букв. « хранитель » ) или имам вместо халифа . [ 3 ] [ 4 ] В другой версии эти двенадцать преемников сравниваются с двенадцатью лидерами ( ан-нукабами ) Бани Исраиль . [ 2 ] В пользу его подлинности исламист Хосейн Модарресси утверждает, что хадис о двенадцати преемниках, должно быть, находился в обращении во время правления халифа Хишама Омейядов ибн Абд аль-Малика ( годы правления 724–743 ), задолго до того, как сообщалось о затмении ( гайба). ) двенадцатого и последнего шиитского имама Мухаммада аль-Махди в 874 году нашей эры . [ 9 ]
Идентификация с халифами
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что эти двенадцать преемников не могут быть первыми двенадцатью халифами после Мухаммеда, поскольку в этот список входит Язид I ( годы правления 680–683 ), который убил Хусейна ибн Али , внука Мухаммеда, и напал на Медину , город, считающийся священным в исламе. [ 8 ] С другой стороны, в своем комментарии к «Сахих аль-Бухари» суннитский богослов аль-Касталлани ( ум. 1517 ) предполагает, что этот хадис может относиться к двенадцати (непоследовательным) мусульманским правителям, за относительно стабильным правлением которых последовало нестабильное правление Омейядский халиф аль-Валид II ( годы правления 743–744 ). Хотя он и не называет их имен, он, вероятно, имеет в виду четырех халифов Рашидунов ( годы правления 632–661 ), Муавию I ( годы правления 661–680 ) и его сына Язида I, Абд аль-Малика ( годы правления 685). –705 ) и его четверо сыновей, а также Умар II ( годы правления 717–720 ). Второе предложение аль-Касталлани заключается в том, что хадис может относиться к двенадцати одновременным претендентам на халифат, которые предположительно боролись за власть в одиннадцатом веке. Его третье предложение состоит в том, что хадис может относиться к золотому веку ислама, который закончился смертью Умара II в 720 году. Однако это означает четырнадцать правителей, а не двенадцать. Так, аль-Касталлани свергает Муавию II ( годы правления ноябрь 683 – июнь 684 ) и Марвана I ( годы правления июнь 684 – апрель 685 ), заявив, что их правление было слишком коротким. Однако он сохраняет Хасан ибн Али ( годы правления январь 661 — август 661 ). [ 10 ] Суннитский правовед ан-Навави ( ум. 1278 ) аналогичным образом интерпретирует этот хадис в своем комментарии к «Сахиху Муслиму» . [ 11 ] Напротив, суннитский автор аль-Фадл ибн Рузбихан (шестнадцатый век), напротив, придерживаясь антиомейядской позиции, называет двенадцать преемников хадиса «пятью» (а не четырьмя) халифами Рашидунов, за которыми следует Абдаллах ибн аз-Зубайр. , Умар II и пять безымянных Аббасидов . халифов [ 11 ] Такие интерпретации подвергались критике за отсутствие четкого различия между предполагаемым двенадцатым преемником и следующим халифом. [ 12 ]
Двенадцать шиитских источников
[ редактировать ]
До затмения
[ редактировать ]Возможно, самые ранние шиитские версии хадиса о двенадцати преемниках появляются в Китаб Сулайме ибн Кайсе , приписываемом Сулайму ибн Кайсу ( ум. 701 ), который, возможно, был соратником Али ибн Аби Талиба , первого шиитского имама . [ 13 ] [ 14 ] Одна из версий основана на авторитете Али и некоторых других шиитских деятелей, включая Абдаллаха ибн Джафара ( ок . 699 г. ) и Салмана Перса. Согласно этой версии, незадолго до своей смерти в 632 году Мухаммед сказал своим товарищам в Гадир-Хумме : [ 15 ]
О люди, законная власть ( аль-вилая ) предоставлена только Али ибн Аби Талибу и доверенным лицам из моего потомства, потомков моего брата Али. Он будет первым, а его два его сына, аль-Хасан и аль-Хусейн преемниками последовательно станут . Они не отделятся от Корана , пока не вернутся к Богу. [ 15 ]
Однако до конца девятого века подобные заявления в Китаб Сулайме не привлекали особого внимания среди имамитов-шиитов. [ 16 ] предшественники шиитов-двунадесятников . [ 17 ] В частности, хадис о двенадцати преемниках отсутствует в трудах учёных-имамитов того времени, в том числе Мухаммада ибн аль-Хана ас-Саффара ( ум. 903 ), Саада ибн Абдаллаха аль-Ашари ( ум. ок. 913 г. ) и Ибн Киба (умер до 930 г.). [ 16 ] Вероятно, спустя несколько десятилетий после закрытия своего двенадцатого имама в 874 году имамиты осознали, что их линия имамов не может продолжаться так, как раньше, и отождествили своего двенадцатого имама с эсхатологическим Махди . [ 16 ] [ 18 ] Только тогда количество шиитских имамов стало центральным вопросом для общества. [ 16 ]
После затмения
[ редактировать ]Шиитские традиционалисты аль-Кулайни ( ум. 941 ) и Ибн Бабавахи ( ум. 923 ) были одними из первых, кто сообщил хадисы, устанавливающие число шиитских имамов в двенадцать. В частности, аль-Кулайни посвящает главу в своем сборнике хадисов «Китаб аль-Кафи» числу имамов. [ 19 ] Версия хадиса, предложенная Сулеймом, также цитируется шиитскими авторами аль-Кулайни, ан-Нумани (десятый век) и ат-Туси ( ум. 1067 ), в то время как шиитский историк аль-Масуди ( ум. 956 ) ставит под сомнение его подлинность. [ 15 ] Другая версия хадиса, цитируемая Ибн Бабавахи со слов Ибн Аббаса ( ум. 687 ), младшего двоюродного брата Мухаммеда, прямо определяет двенадцатого преемника как двенадцатого шиитского имама, Мухаммада аль-Махди, которого часто называют аль-Махди. -Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) в литературе двенадцати хадисов.
Я [Мухаммед] — господин пророков, а Али — господин моих доверенных лиц, которых будет двенадцать; первый — Али, а последний — Аль-Каим. [ 20 ]
Отождествление с Двенадцатью Имамами
[ редактировать ]Отмечая, что после Мухаммеда было гораздо больше (временных) правителей, авторы «Двунадесятников» с готовностью отождествляют двенадцать преемников в этом хадисе с их Двенадцатью имамами . [ 1 ] Например, священнослужитель-двунадесятник Джафар Собхани утверждает, что достоинство ислама зависит от этих двенадцати преемников, и одно это, по его мнению, дисквалифицирует халифов Омейядов и Аббасидов. [ 21 ] Считается, что последний из этих имамов, Мухаммад аль-Махди, чудесным образом остается в оккультизме с 874 года и, как ожидается, вернется в конце времен, чтобы искоренить несправедливость и зло. [ 22 ] Даже за пределами шиитов-двунадесятников вера в эсхатологическую фигуру Махди популярна среди всех мусульман, возможно, благодаря многочисленным традициям на этот счет в канонических суннитских и шиитских источниках. [ 22 ] Мохаммад Али Шомали , шиитский учёный и академик, связывает затмение двенадцатого шиитского имама с теми суннитскими версиями хадиса о двенадцати преемниках, которые подразумевают продолжение их правления до скончания времён. [ 8 ]
Зайдийские источники
[ редактировать ]Варианты этого хадиса также встречаются в зайдитских шиитских источниках. Зайдийский ученый Абу Саид Аббад аль-Асфари ( ум. 864 ) цитирует Мухаммеда в своем «Китаб Ахбар аль-Махди» :
Я, одиннадцать моих потомков и ты, о Али, — ось земли, то есть колышки ее палаток и ее горы. Через нас Бог защитил мир, чтобы он не затонул вместе со своими людьми. Ибо, когда умрет одиннадцатый из моих потомков, мир без предупреждения затонет вместе со своими людьми. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кольберг 2009 , с. 526.
- ^ Jump up to: а б с Хусейн 1982 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1982 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Модарресси 1993 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Шомали 2003 , с. 95.
- ^ Шомали 2003 , стр. 95–96.
- ^ Кольберг 2009 , с. 531.
- ^ Jump up to: а б с Шомали 2003 , с. 96.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 99–100.
- ^ Кольберг 2009 , стр. 529–30.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2009 , стр. 529–530.
- ^ Шомали 2003 , с. 97.
- ^ Хусейн 1982 , с. 21.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 100–1.
- ^ Jump up to: а б с Хусейн 1982 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Модарресси 1993 , стр. 100–101.
- ^ Кольберг 2009 , с. 521.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 63–64.
- ^ Модарресси 1993 , с. 102.
- ^ Хусейн 1982 , стр. 22–23.
- ^ Собхани 2001 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 2012 .
- ^ Хусейн 1982 , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9781780768410 .
- Хуссейн, Дж. М. (1982). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Мухаммади Траст. ISBN 9780710301581 .
- Кольберг, Э. (2009). «От Имамии к Итна-ашарийе» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 .
- Маделунг, В. (2012). «аль-Махди» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). ISBN 9789004161214 .
- Модарресси, Х. (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль . Дарвин Пресс. ISBN 0878500952 .
- Сачедина, А.А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873954426 .
- Шомали, Массачусетс (2003). Шиитский ислам: истоки, вера и практика . Исламский колледж перспективных исследований Press. ISBN 190406311x .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Собхани, Дж. (2001). Учения шиитского ислама . Перевод Шах-Каземи, Р. И.Б. Тавриды. ISBN 01860647804 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )