Мухаммад аль-Махди
Мухаммад аль-Махди Мухаммад Аль-Махди Двенадцатый имам двунадесятного шиизма | |
---|---|
12-й шиитский имам | |
Предполагаемый офис 874 г. н.э. | |
Предшественник | Хасан аль-Аскари |
Заголовок | Список названий |
Персональный | |
Рожденный | в. 255 г. хиджры ( ок. 868 г. н. э. ) |
Родители | |
Известный | Быть последним из двенадцати имамов |
Родственники | Ахль аль-Байт ( Хусейнид ) |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Мухаммад ибн Хасан аль-Махди ( араб . محمد بن الحسن المهدي , латинизированный : Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди ) считается шиитами -двунадесятниками последним из Двенадцати Имамов и эсхатологическим Махди , который появится в конце времени для установления мира и справедливости и искупления ислама .
Хасан аль-Аскари , одиннадцатый имам, умер в 260 году хиджры (873–874 годы нашей эры), возможно, был отравлен Аббасидами . Сразу после его смерти его главный представитель Усман ибн Саид заявил, что у одиннадцатого имама был маленький сын по имени Мухаммад, которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов. Усман также утверждал, что представляет Мухаммеда, который вошел в состояние оккультизма. Другие местные представители аль-Аскари в значительной степени поддержали эти утверждения, в то время как шиитское сообщество распалось на несколько сект из-за преемственности аль-Аскари. Однако все эти секты, как говорят, исчезли через несколько десятилетий, за исключением двунадесятников, которые признают сына аль-Аскари двенадцатым и последним имамом в оккультизме.
За Усманом последовали еще три агента, известные под общим названием « Четыре заместителя» , которых сообщество двунадесятников считало представителями Мухаммеда аль-Махди. Этот период, позже названный Малым Затмением , закончился примерно через семьдесят лет со смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940–941 ). Говорят, что он получил последнее письмо Мухаммеда аль-Махди незадолго до своей смерти. В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и возвещалось о начале полного затмения, позже названного Большим Затмением , которое продолжается и по сей день. В письме, приписываемом Мухаммаду аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией.
Теория затенения Двенадцати кристаллизовалась в первой половине четвертого века хиджры (десятый век нашей эры) на основе рациональных и текстовых аргументов. Эта теория, например, утверждает, что жизнь Мухаммада аль-Махди была чудесным образом продлена, утверждая, что земля не может быть лишена Имама как высшего доказательства Бога. В отсутствие Скрытого Имама вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся факихскими «юристами». Широко распространено мнение, что Скрытый Имам иногда является благочестивым. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены среди двунадесятников.
Титулы
[ редактировать ]Абу аль-Касим Мухаммад ибн Хасан аль-Аскари, эсхатологический спаситель в двунадесятническом исламе, известен под многими титулами, в том числе аль-Махди ( букв. « правильный путь » ), аль-Каим ( букв. « тот, кто будет подъем ' ), аль-Монтазар ( букв. « ожидаемый » ), Сахеб аз-Заман ( букв. « владыка века » ), аль-Гаиб ( букв. « скрытый » ), аль-Ходжа/Ходжат Аллах ( букв. « доказательство [Бога] » ), Сахиб аль-Амр ( букв. « господин дела » ), Сахиб аль-Хакк ( букв. « господин истины » ), Бакият Аллах ( букв. ') остаток Божий » ). [1] [2]
Титул аль-Каим означает восстание против тирании. [3] хотя единый ( букв. « единственный » ) хадис шестого шиитского имама Джафара ас-Садика связывает этот титул с возвышением аль-Каима после его смерти. Как единый хадис, этот отчет не рассматривается экспертами как надежный, пишет шиит Мохаммад-Бакер Маджлеси ( ум. 1699 ), особенно потому, что он противоречит вере двунадесятников в то, что земля не может быть лишена Имама в любое время, как худжат Аллах ( букв. « доказательство Бога » ) на земле. Маджлеси также предполагает, что в этом хадисе смерть может пониматься в переносном смысле, имея в виду забытые воспоминания об аль-Каиме после его долгого затмения. [4]
Абдулазиз Сачедина отмечает, что титулы аль-Каим и Сахиб аль-Амр имеют больший политический акцент, чем эсхатологический титул аль-Махди . [5] С другой стороны, титул «аль-Худжа» подчеркивает религиозную функцию спасителя. [6] Действительно, каждый шиитский имам рассматривается как худжат Аллах , (высшее) доказательство Бога, через которого внутренние смыслы Корана становятся доступными после смерти пророка. [7] Однако этот титул более выражен для двенадцатого имама, возможно, из-за связанного с ним хадиса от десятого имама Али аль-Хади. [7]
Историческая справка
[ редактировать ]До своей смерти десятый и одиннадцатый шиитские имамы ( Али аль-Хади и Хасан аль-Аскари соответственно) находились под пристальным наблюдением в гарнизонном городе Самарра . Аббасидов [8] [9] которые, согласно шиитским источникам, часто несут ответственность за отравление двух имамов. [10] Два имама стали свидетелями упадка халифата Аббасидов. [11] поскольку имперская власть быстро перешла в руки турок, [12] особенно после аль-Мутаваккиля (март 822 г. - 11 декабря 861 г. н.э.). [13]
Современник десятого имама, халиф аль-Мутаваккиль жестоко преследовал шиитов. [14] [15] отчасти из-за возобновления оппозиции Зайди . [16] Ограничительная политика аль-Мутаваккиля в отношении десятого имама позже была принята его сыном аль-Мутамидом , который, как сообщается, держал одиннадцатого имама под домашним арестом без каких-либо посетителей. [17] Вместо этого аль-Аскари, как известно, в основном общался со своими последователями через сеть представителей. [15] [18] Среди них был Усман ибн Саид аль-Асади . [19] который, как говорят, замаскировался под продавца кулинарного жира, чтобы избежать агентов Аббасидов, отсюда и его прозвище аль-Самман. [20]
Мухаммад Хусейн Табатабай предполагает, что эти ограничения были наложены на аль-Аскари, потому что халифат узнал о традициях среди шиитской элиты, предсказывая, что одиннадцатый имам станет отцом эсхатологического Махди . [21]
Преемственность аль-Аскари
[ редактировать ]Хасан аль-Аскари умер в 260 г. (873–874 гг.), не оставив явного наследника. [22] [23] Смерть одиннадцатого имама разделила его последователей на несколько сект и создала повсеместную путаницу ( хайра ). [24] [25] особенно в Ираке. [26] Сразу после смерти аль-Аскари, [27] его главный агент Усман ибн Саид . [28] утверждал, что у Имама был маленький сын по имени Мухаммад. [29] [27] которого держали в тайне от общественности из-за страха перед преследованием Аббасидов. [25] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [30] это утверждение Усмана было во многом поддержано другими представителями аль-Аскари. [29] [31] Те, кто принял имамата этого Мухаммеда, позже сформировали группу двунадесятников. [32]
Некоторые другие считали, что имамат прекратил свое существование вместе с аль-Аскари, а вакифиты утверждали, что одиннадцатый имам позже вновь станет эсхатологическим Махди . Другие пришли к выводу, что Мухаммад ибн Али аль-Хади , умерший брат аль-Аскари, должно быть, был истинным имамом. Третьи приняли имамата Джафара аз-Заки , другого брата аль-Аскари. [33] Некоторые считали, что двенадцатый имам в конце времен родится у потомка аль-Аскари. [34] а некоторые покинули шиитскую общину. [35]
Однако все эти секты, как говорят, исчезли в течение ста лет, за исключением группы, которая впоследствии стала шиитами-двунадесятниками. [32] [23]
Рождение и ранние годы жизни аль-Махди
[ редактировать ]
Когда аль-Аскари умер, не оставив очевидного наследника, традиции и предсказания, приписываемые более ранним имамам, во многом стали основой существования сына аль-Аскари в качестве двенадцатого имама; [36] см . Двунадесятную доктрину оккультизма .
Что касается подробностей его рождения, то источники Twelver сообщают, что сын ал-Аскари родился около 255 (868 г.). [37] [38] Его звали Абу аль-Касим Мухаммад, то же имя и кунья , что и у исламского пророка. [37] [39] хотя он более широко известен как Мухаммад аль-Махди ( букв. « Праведный путь » ). [40] Дата его рождения указана по-другому, [27] но большинство источников, похоже, сходятся во мнении относительно 15 Шаабана , [36] который празднуют шииты по этому поводу. [41] В отчетах Twelver говорится, что, за исключением нескольких доверенных соратников, существование аль-Махди держалось в секрете, поскольку Аббасиды стремились уничтожить сына аль-Аскари, которого упорные слухи называли спасителем. [41] [42] Хусейн пишет, что младенца, должно быть, отправили в Медину , где жила мать аль-Аскари. [43]
Рождение аль-Махди часто сравнивают в источниках Двенадцати с рождением Моисея в Коране , который чудесным образом спасся от фараона . [44] Имама-ребенка аль-Махди также часто сравнивают с Иисусом , поскольку оба рассматриваются как доказательство Бога ( худжа ) и оба говорили с авторитетом взрослого, будучи еще ребенком. [45]
Говорят, что аль-Махди родился у Нарджис , девушки-рабыни, имя которой в различных источниках приводится как Савсан, Райхана, Сайкал, [46] [37] [47] и Марьям. [48] [41] Первые три — это названия цветов, которые, вероятно, были даны ей ее владельцем в соответствии с практикой того времени. [48] [41] Ее происхождение записано как Византийская империя или Нубия , [41] а в некоторых источниках говорится, что она была провиденциально куплена агентом аль-Хади, который ясновидением узнал в ней будущую мать аль-Махди. [41] [47] В том же духе подробные рассказы Мохаммад-Бакера Маджлеси и шейха Туси описывают Нарджис как пленную внучку византийского императора и набожную женщину, узнавшую во сне о своем будущем союзе с аль-Аскари, [49] [37] хотя эти отчеты были описаны как агиографические. [41] [50] Возможно, правильный рассказ приводит аль-Муфид . [36] который пишет, что Нарджис была рабыней, родившейся и выросшей в доме Хакимы Хатун , дочери Мухаммада аль-Джавада (девятого имама) и тёти аль-Аскари по отцовской линии. [44] [36]
Реакция Аббасидов
[ редактировать ]Смерть аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) последовала за непродолжительной болезнью, во время которой Аббасид аль-Мутамид послал своих врачей и слуг сопровождать имама. [19] Учитывая, что у аль-Аскари не было явного наследника, [39] [25] Было высказано предположение, что халиф намеревался внимательно следить за аль-Аскари из своей резиденции. [39] [51] [41] [29] Сообщается, что после смерти аль-Аскари в его доме был произведен обыск и женщины обследованы на предмет беременности. [29] [51] возможно, в надежде найти своего наследника. [29] Служанка аль-Аскари была задержана на некоторое время. [29] [29] [39] [52] возможно, из-за ложных слухов о ее беременности, призванных отвлечь Аббасидов в их поисках. [29] [41]
Аль-Аскари оставил свое имущество своей матери Хадис. [41] за исключением своего брата Джафара ибн Али аль-Хади , который ранее безуспешно предъявил претензии к имамату после смерти их отца аль-Хади. [25] [53] Джафар повторил свои претензии имамату после смерти аль-Аскари: [53] который на этот раз нашел последователей в лице ныне вымершей Джафарии [54] и Фатхия [55] секты. Он также оспорил волю аль-Аскари и поднял этот вопрос перед властями. [56] Аль-Аскари, очевидно, был бездетным, и поэтому Хадис считался единственным наследником шиитского права. [41] [56] Однако халиф постановил разделить наследство между Хадисом и Джафаром. [29]
Малое затмение (874–941)
[ редактировать ]Сразу после смерти аль-Аскари в 260 г. (873–874 гг.) [27] Усман ибн Саид аль-Асади ( ум. 880 ) утверждал, что у аль-Аскари был маленький сын по имени Мухаммад, который вошел в состояние оккультизма ( гайба ) из-за угрозы его жизни со стороны Аббасидов. [28] [57] Как специальный представитель аль-Аскари, Усман также утверждал, что он был назначен представлять сына одиннадцатого имама. [34] Шиитская традиция, приписываемая шестому имаму Джафару ас-Садику , утверждает, что эта угроза была специфической для Мухаммада аль-Махди, от которого ожидалось возвышение, в отличие от его предшественников, которые практиковали религиозное притворство ( такия ) и были политически спокойными. [58] [59]
Двенадцать источников подробно описывают, что аль-Махди впервые появился на публике, чтобы возглавить поминальную молитву своего отца, а не своего дяди Джафара аз-Заки . [37] [60] Также сообщается, что затмение произошло в семейном доме в Самарре, где в настоящее время стоит мечеть, под которой находится подвал ( сардаб ), скрывающий колодец (Бир аль-Гайба, букв. ' ' колодец затмения ). ' ). Говорят, что в этом колодце и исчез аль-Махди. [61] [62] [63]
В своей новой должности смотрителя офиса имамата [64] Усман получал петиции и давал на них ответы, иногда в письменном виде. [65] Будучи ближайшим соратником аль-Аскари, [30] большинство местных представителей аль-Аскари продолжали поддерживать Усмана. [31] Однако среди шиитов могли быть сомнения относительно его полномочий собирать и распоряжаться религиозными средствами. [30]
Позже Усман представил своего сына Абу Джафара Мухаммада ибн Усмана ( ум. 916–917 ) как следующего представителя аль-Махди. [66] [57] Абу Джафару, прослужившему около сорока лет, приписывают объединение основных шиитов вокруг сына аль-Аскари в качестве двенадцатого скрытого имама. [55] В свою очередь, в качестве своей замены Абу Джафар назначил Абу аль-Касима аль-Хусейна ибн Руха ан-Наубахти ( ум. 937–38 ), который, как говорят, был весьма уважаемой фигурой при дворе Аббасидов. [67] Сообщается, что при Абу аль-Касиме связь со Скрытым Имамом возобновилась по прошествии примерно двадцати пяти лет. [68]
Этот период, позже названный Малым Затмением ( аль-гайбат ас-сугра ), [69] закончилась примерно через семьдесят лет со смертью четвертого агента, Абу аль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Самарри ( ум. 940-41 ), [68] который, как говорят, получил письмо от аль-Махди незадолго до своей смерти. [66] В письме предсказывалась смерть Абу аль-Хасана через шесть дней и объявлялось о начале полного ( тамма ) затмения. [70] [71] [68] позже названное Большим Затмением ( аль-гайбат аль-кубра ). [69] В письме, приписываемом аль-Махди, добавлялось, что полное затмение будет продолжаться до тех пор, пока Бог не даст ему разрешение снова проявить себя во время, когда земля будет наполнена тиранией. [70] В письме подчеркивалось, что любой, кто претендует на звание заместителя имама, отныне должен считаться самозванцем. [72] Говорят, что это и подобные письма четырем агентам и другим шиитским деятелям были написаны одним и тем же почерком, что позволяет предположить, что они были написаны Скрытым Имамом. [73]
Шиитская власть
[ редактировать ]В ранних шиитских источниках число этих агентов не ограничивалось четырьмя. [65] [74] Сачедина предполагает, что более поздний акцент в литературе двунадесятников на четырех депутатов ( ан-нувваб аль-арба' [71] ), вероятно, было связано с их известностью в Багдаде , шиитском центре того времени. [75] Точно так же Муджан Момен считает, что сеть представителей аль-Аскари ( вукала ), вероятно, продолжала действовать во время Малого затмения аль-Махди. [70] Действительно, ибн Бабавайх ( ум. 991 ) говорит о других доверенных лицах Скрытого Имама в разных городах помимо четырех агентов. [41] Сачедина пишет, что шиитскому сообществу не хватало заметной фигуры, которая могла бы заменить четвертого агента после его смерти. [76]
Авторитет четырех агентов от имени Скрытого Имама подвергался сомнению со стороны некоторых шиитских деятелей, особенно во время правления третьего агента, ан-Наубахти. [75] Например, Абу Джафар Мухаммад ибн Али аль-Шалмагани выступил против ан-Наубахти и заявил, что является законным агентом аль-Махди, прежде чем осудить концепцию оккультизма как ложь. [77] [78] Другим примером был ученик аль-Аскари по имени аль-Кархи, который позже был осужден в рескрипте, предположительно написанном аль-Махди. [79] [77] [80] Четырем агентам также приписывают некоторые чудеса, которые верующие воспринимают как результат их посвящения со стороны Скрытого Имама. [41]
Шиитская община
[ редактировать ]В то время затмение аль-Махди, вероятно, не было радикальным изменением для его последователей. Действительно, десятый и одиннадцатый имамы уже фактически находились в тени для большинства шиитов , держали обоих имамов в Самарре почти изолированными. поскольку халифы Аббасидов [28] Похоже также, что идея оккультизма была устоявшейся концепцией для шиитов, и связанные с ней традиции уже были среди них распространены. Эти традиции предсказывали затмение и возвышение будущего Имама. [81] [1] упоминается как аль-Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) и реже как аль-Махди. [82] [83] Эти традиции в разные периоды перенимались различными шиитскими сектами. использовали их, Например, вакифиты чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [81] Еще раньше ныне вымершие кайсаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ждали его возвращения. [84] [85]
Политическое положение шиитов в Ираке улучшилось после прихода к власти династии Буидов в четвертом (десятом) веке. [86] [87] Возможно, именно относительная безопасность шиитов побудила второго агента издать рескрипт о том, что аль-Махди оставался в оккультизме, чтобы избежать бремени обязательств ( байа ) перед несправедливыми правителями того времени, которые были узурпаторами власти. право имама с точки зрения шиитов. [86] [88] Ибн Бабавейх ( ум. 991 ) предположил, что ситуация остается неизвестной до нового появления Мухаммада аль-Махди , но также добавил, что большое количество шиитов не обязательно гарантирует его безопасность. [89]
Тем не менее, многие не ожидали, что затмение продлится дольше шести лет или после сорокового дня рождения аль-Махди. [90] и это могло способствовать созданию атмосферы сомнений и неуверенности среди шиитов. [91] По мнению Хоссейна Модарресси , эти сомнения постепенно исчезли из шиитской общины, возможно, благодаря усилиям шиитских традиционалистов в период перехода к Большому Оккультизму. [92] Эти традиционалисты во многом полагались на пророческие традиции и конкретные интерпретации Корана, чтобы оправдать имамата аль-Махди. [93] В этот период, возможно, после 295 (908 г.), шиитские традиционалисты также установили число имамов с помощью суннитского хадиса , ходившего задолго до затмения, в котором говорилось, что за пророком последуют двенадцать преемников. Таким образом, Скрытый Имам был также и последним Имамом. [94] [95] [96]
Главное затмение (941 – настоящее время)
[ редактировать ]«Большое затмение», термин, придуманный позже, началось со смерти четвертого агента в 329 году (940–941), который не назначил преемника. В этот период, который продолжается и сегодня, на земле нет агента Скрытого Имама. [70] [97] Есть некоторые свидетельства того, что смерть четвертого агента также распустила подпольную сеть представителей, ответственных в первую очередь за сбор и распределение религиозных пожертвований. [72] [41] Таким образом, депутатский офис был официально закрыт. [98] Несмотря на некоторую неопределенность, [99] Вероятно, среди шиитов существовали ранние традиции, которые уже предсказывали два периода затмения. [100] Эти хадисы ранее цитировались, например, вакифитами в отношении двух арестов Мусы аль-Казима , седьмого имама. [84] [100] Тем не менее, длительное отсутствие Скрытого Имама, похоже, породило широко распространенные сомнения среди его последователей. [76] [101] [41]
Лидерский вакуум
[ редактировать ]Сокрытие Скрытого Имама как духовного и политического главы шиитской общины оставило в шиитском сообществе значительную брешь. [102] Этот вакуум лидерства в конечном итоге был заполнен юристами-двунадесятниками ( фукаха ), которые остаются единственными лидерами шиитского сообщества во время Великого Затмения . [103] [104] В поддержку этого перехода часто цитируют письмо, полученное Исхаком ибн Якубом в ответ на его религиозные запросы второго агента. [105] В письме, предположительно написанном аль-Махди, говорилось, что
Что касается событий, которые могут произойти [в будущем, когда вам может понадобиться руководство в религиозных вопросах], обратитесь к передатчикам ( руват ) наших высказываний (хадисов), которые являются моими худжой ( букв. « доказательство » ) для вас, а я — худджа. Бога всем вам [или «им» в другой версии]. [106] [107]
- приписывается аль-Махди
Несколько подобных хадисов приписывают десятому и одиннадцатому имамам. [108] [109] Традиции также указывают, что эти юристы должны быть справедливыми и хорошо осведомленными в исламском праве . [110] Однако, поскольку отсутствие Скрытого Имама продолжалось, юристы-двунадесятники превратились из простых передатчиков ( руват ) хадисов в муджтахидун , чтобы решать новые религиозные вопросы, которые возникали с течением времени. [111] [112] Их авторитет также со временем увеличился, поскольку они отвечали на необходимость разъяснения религиозных учений сообществу. [113] Например, еще в седьмом (тринадцатом) веке Мухаккик аль-Хилли ( ум. 1277 ) потратил долю имама хумса (разновидность исламской милостыни) на деятельность, которая способствовала делу шиитов. [114] в отличие от своих предшественников, таких как аш-Шейх аль-Муфид ( ум. 1022 ), который часто просил верующих сохранить эти пожертвования для возвышения аль-Махди. [115]
Учитывая, что юристы не назначались напрямую Скрытым имамом, обсуждался вопрос о том, следует ли распространять их полномочия на функции с политическим подтекстом, такие как объявление священной войны ( джихада ). [116] Вероятно, Зайн ад-Дин аль-Джубай аль-Амили ( ум. 1558 ) первым предположил, что (квалифицированный) юрист является генеральным заместителем ( наиб аль-амм ) Скрытого имама, чья власть охватывает все прерогативы. Имама. [117] Переходу юристов-двунадесятников к своей новой роли способствовало образование шиитских государств, особенно Сефевидов. [118] и Каджар [119] [120] династии в Иране. Например, во время русско-иранской войны 1804–1813 годов выдающиеся священнослужители Наджафа и Исфахана выступили с декларацией джихада против русских в поддержку каджарита Аббаса Мирзы , проводившего кампанию. [121] Однако позже юристам часто приходилось конкурировать с шиитскими монархами за религиозную власть. [116]
Короче говоря, политически спокойный подход юристов-двунадесятников со временем уступил место сомнениям в легитимности шиитских монархов и даже попыткам ограничить их власть посредством конституции. [122] Кульминацией этой эволюции стала концепция вилаята аль-факих ( букв. « опека юриста » ) Рухоллы Хомейни , религиозного лидера иранской революции 1979 года, который призвал религиозных учёных взять на себя активную роль после свержения Мухаммеда. Реза Пехлеви , последний монарх Ирана. [123]
Доктринальные разработки
[ редактировать ]Хотя некоторые традиции, относящиеся к периоду до 260 (874 г.), могли предсказывать второе затмение, [124] источники с начала Major Occultation указывают, что длительное отсутствие Скрытого Имама, возможно, привело к тому, что многие двунадесятники отказались от своей веры в него. [76] [101] [41] Его отсутствие также послужило основой для возобновления в то время критики со стороны мутазилитов и ашаритов . [125] Это давление, вероятно, ускорило переход в аргументах Двенадцати от традиционалистского подхода к рационалистическому, чтобы оправдать сокрытие аль-Махди. [126] Абу Сахл Исмаил ибн Али ан-Наубахти ( ум. 923 ), например, утверждал, что отсутствие имама не лишает законной силы его религию или закон, как отсутствие пророка. [127] [128] Обеспокоенность по поводу недостоверности хадисов, высказанная Туси ( ум. 995 ) и другими, могла дать еще один толчок этому переходу. [129]
Начиная с ибн Бабавайха ( ум. 991 ) и его ученика аль-Шейха аль-Муфида ( ум. 1022 ), шиитские ученые начали использовать теологические аргументы, созданные по образцу мутазилитского калама . [130] [131] Из них принцип аль-лутф ( букв. « доброта » ) является примером, который на высоком уровне требует, чтобы пророк или имам существовал в любое время, чтобы вести к Богу, как проявление Его высшей доброты. по отношению к Своим подданным. [132] Другие аргументы Двенадцати направлены на то, чтобы установить, что Скрытый Имам приносит пользу человечеству даже в сокрытии. [133] «так же, как люди получают пользу от солнца, пока оно закрыто облаками». [89] [2] В то время как обычные двунадесятники, вероятно, были довольны традициями оккультизма, богословский подход к оправданию Скрытого Имама был призван ответить на критику со стороны богословов-недвунадесятников. Оба подхода были объединены шейхом Туси в его обширной монографии «Китаб аль-Гайба» ( букв. « Книга оккультизма » ). [105] [41]
Посещения
[ редактировать ]Двенадцать верят, что изначальный Нур, «Свет» пророчества, продолжал сиять на протяжении веков в характерах имамов. Таким образом, Скрытый Имам не рассматривается как недоступный в состоянии сокрытия. [134] Действительно, широко распространено мнение, что аль-Махди иногда является благочестивым лично или, что чаще, во снах и видениях. Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены в сообществе двунадесятников. [135] [136] [41] [134] Среди этих рассказов также есть встречи выдающихся религиозных учёных ( улемов ) со Скрытым Имамом. [137]
Описания этих контактов часто показывают заботу Скрытого Имама о благополучии своих последователей и то, как такие встречи могут привести к «духовному воскресению» верующего — интерпретация, выдвинутая поздними мистическими источниками. [41] Поскольку Скрытого Имама можно будет увидеть только в конце времен, те, кто его увидит, как утверждается, достигли конца времени. [1] Например, издатели, близкие к ливанской шиитской боевой организации «Хезболла», опубликовали рассказы некоторых боевиков «Хезболлы», которые считали, что им напрямую помогал аль-Махди в критические моменты на полях сражений Ливанской войны 2006 года . [138]
Двенадцатеричная доктрина оккультизма
[ редактировать ]Учение Двенадцати о оккультизме сформировалось в первой половине четвертого (десятого) века. [139] В своей простейшей форме эта доктрина утверждает, что Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам, не умер, а был сокрыт Богом от человечества. Его жизнь была чудесным образом продлена до того дня, когда он снова проявит себя с Божьего позволения, чтобы наполнить землю справедливостью. Это затмение продолжается до тех пор, пока не будет гарантирована безопасность Имама. [2] и до тех пор, пока человечество не будет готово принять его руководство. [140] Во время Малого Затмения он поддерживал контакт со своими последователями через четыре Баба (врата). Во время Великого Затмения, начавшегося в 329 (941 г.) и продолжающегося по сей день, прямой связи не было. [2] [139] [141] хотя Скрытый Имам по-прежнему остается ответственным в вере Двунадесятников за внутреннее духовное руководство человечеством (тогда как его внешняя роль начинается с его нового появления). [142]
Хадисная литература
[ редактировать ]Литература двунадесятников, посвященная доктрине оккультизма, обширна и основана на рациональных и текстовых аргументах. [40] [143] Одним из таких примеров является пророческий хадис, о котором сообщили шиитские и суннитские авторитеты: [141] включая канонического Муснада Ахмада ибн Ханбала . [144] Одна из версий этого хадиса гласит: «Если бы земле остался только один день существования, Бог продлил бы этот день до тех пор, пока человек из моего потомства, чье имя будет моим именем, а его фамилия — моей фамилией, не проявит себя; он наполнит землю, наполненную до тех пор насилием и угнетением, гармонией и справедливостью». [145] [146] Другой пророческий хадис, распространенный задолго до затмения: [94] предсказал, что за Мухаммедом последуют двенадцать преемников ( халифов ), во время правления которых исламское сообщество объединится, [147] [148] как сообщается в «Сахих Муслим» и других канонических суннитских источниках. [147] Утверждается, что в число этих двенадцати преемников не могут входить (часто аморальные) халифы Омейядов или Аббасидов и в любом случае их число превышало двенадцать. Эти двенадцать, заключает он, являются Двенадцатью Имамами . [147] [149] В более общем смысле, в двенадцати сборниках хадисов повторное появление аль-Махди является наиболее часто упоминаемой темой в предсказаниях, сделанных пророком, его дочерью Фатимой и двенадцатью имамами. [41]
Коран
[ редактировать ]Аль-Махди рассматривается двунадесятниками как скрытый святой ввиду стихов 18:65–66 Корана и двух типов святых в этих стихах, а именно внешне проявленных, таких как Моисей, и скрытых, как Хидр . Как и в случае с рассказом о Хидре в Коране, считается, что Скрытый Имам приносит пользу исламскому сообществу ( умме ) во время затмения. [150] как солнце за облаками еще дарит свет и тепло. [2]
Говорят, что Мухаммад аль-Бакир , пятый имам, связал стих 21:105 Корана с возвышением аль-Махди: «И воистину Мы написали в писании ( Забур ), после напоминания, [что] Мой праведные рабы унаследуют землю». [151] Другой пример: шейх Туси ( ум. 1067 ) связывает стихи 28:5–6 с правлением аль-Махди в конце времен. В частности, в стихе 28:5 говорится: «И Мы желали оказать милость тем, кто был угнетен на земле, и сделать их имамами и сделать их наследниками». [151]
Причины затемнения
[ редактировать ]Хотя угроза со стороны Аббасидов могла первоначально вынудить аль-Махди уйти в тень, [28] его отсутствие продолжается в вере Двунадесятников до тех пор, пока не будут выполнены первоначальные условия для его нового появления, чтобы установить справедливость и мир на земле. Одним из таких условий, пишет Собхани, является готовность человечества принять интеллектуальное и духовное послание Скрытого Имама. Без этих условий, утверждает он, аль-Махди может быть убит так же, как и его предшественники. Точно так же, когда его спросили о причине затемнения, Мухаммад аль-Бакир , как сообщается, ответил: «Чтобы предотвратить его убийство». [152] Шиитские традиции добавляют еще две причины для сокрытия, а именно: испытание для последователей Имама и их веры и избежание бремени обязательств ( байа ) перед несправедливыми правителями того времени. [86] [88] [153] Также считается, что истинная причина затмения станет известна только тогда, когда Имам снова появится, как в истории о Мусе и Хидре, где мотивация Хидра не была сразу раскрыта Мусе. [58]
Долголетие
[ редактировать ]В ответ на суннитскую критику и даже насмешки [154] Шиитские учёные утверждают, что продолжительность жизни Скрытого Имама, родившегося около 868 г. н.э., [34] не является необоснованным, учитывая долгую жизнь Хидра , Иисуса и Даджала (еще одного эсхатологического деятеля), а также светские сообщения о долгожителях. [84] В этом духе Мухаммад Хусейн Табатабай подчеркивает чудесные качества аль-Махди, добавляя, что его долгая жизнь, хотя и маловероятна, но не невозможна. [155]
Историки предполагают, что эти взгляды исходят от гулатов , или преувеличителей. Экстремисты или преувеличители будут концентрироваться на различных концепциях и заниматься ими, в результате чего возникнут темы, которые будут интегрированы в шиизм двунадесятников. [156] Ходжсон утверждает, что «нет ничего более экстремального в ожидании возвращения человека, которого другие считают мертвым – как это делали некоторые из ранних Гулатов – чем в ожидании так называемых умеренных шиитов того, что вернется человек, в отношении которого другие сомневаются». когда-либо рожденный». [156]
Эта точка зрения подтверждается отсутствием традиций оккультизма в ранних текстах, таких как «Басаир ад-Дараджат» аль-Кумми и «Китаб аль-Махасин» аль-Барки (ум. 893). [157] Мухаммад бин Али бин Бабавайхи (ум. 991) был тем, кто начал упоминать подробности, касающиеся оккультизма, выходящего за рамки обычного человека. [158]
Новое появление
[ редактировать ]По мнению двунадесятников, незадолго до Страшного суда , по повелению Бога, аль-Махди вернется, чтобы возглавить силы праведности против сил зла в апокалиптической войне, которая в конечном итоге установит мир и справедливость на земле. [159] Двенадесятники также считают его восстановителем истинного ислама. [84] В его миссии аль-Махди будет помогать Иисус , который убьет Даджаля или «антихриста» в некоторых исламских источниках. [160] Аль-Махди также будут сопровождать 313 верных последователей, их количество идентично числу мусульманских воинов в битве при Бадре . [1] Ожидается, что он вновь появится в образе молодого человека, обладающего реликвиями прошлых пророков, например, посохом и дугой Моисея. [1] Однако время его повторного появления неизвестно, и шиитские хадисы прямо запрещают торопиться ( эстеджал ) и устанавливать время ( таукит ) для его возвращения. [1] [161]
Многочисленные шиитские хадисы предсказывают, что новое появление аль-Махди будет ознаменовано некоторыми знамениями, из которых некоторые неизбежны, а другие условны, т.е. могут измениться по божественному решению. С другой стороны, некоторые из этих признаков носят общий характер, а некоторые являются специфическими. Главным общим признаком второго пришествия аль-Махди является преобладание зла на земле в форме тирании, несправедливости, религиозной и моральной деградации. [1] В частности, в то время ислам был лишен своей души и практиковался только внешне. [162] Лишь небольшая часть шиитов, тех, кто действительно практикует учение своих имамов, останется на праведном пути в конце времен. [1]
Среди особых знамений — возвышение Суфьяни , который позже будет командовать врагами аль-Махди, возвышение Ямани, который позже поддержит аль-Махди, божественный крик ( сайха , неда ), призывающий людей присоединиться к аль-Махди. Махди, за которым вскоре следует еще один сверхъестественный крик с земли, призывающий людей присоединиться к врагам аль-Махди, поглощение ( касф ) армии, отправленной Суфьяни в пустыню, и убийство мекканцами посланника аль-Махди. -Махди, называемый чистой душой ( ан-нафс аз-закия ). [1]
Связи с исламским деятелем Махди
[ редактировать ]Широко распространенное среди мусульман убеждение заключается в том, что восстановитель религии и справедливости по имени Махди ( букв. « Правильный путь » ) будет править миром в конце времен. [84] В частности, в суннитском исламе, похоже, общепринято мнение, что этот спаситель будет потомком исламского пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и его зятя Али . [163] Хотя предания о Махди отсутствуют в Сахихах Мухаммада аль-Бухари и Муслима ибн аль-Хаджаджа , их можно найти в других канонических суннитских сборниках хадисов, включая работы Абу Дауда ас-Сиджистани , ат-Тирмизи , ибн Маджи и аль-Хаджаджа . -Насаи и Ахмад ибн Ханбал . Эти хадисы, вероятно, укрепили популярную веру в Махди среди мусульман. [84] Исторически различные мусульманские деятели отождествлялись с Махди или использовали это имя как почетный эпитет, имеющий мессианское значение. К ним относятся Омейяды Умар II и Аббасид аль-Махди , а также многие другие. [84]
Однако, в отличие от суннитского ислама, вера в Махди, родословную пророка, занимает центральное место в шиитском исламе в целом и в шиитах-двунадесятниках в частности. [41] где Махди отождествляется с двенадцатым имамом. [162] Отличительной для шиитов также является доктрина оккультизма или временного отсутствия Махди. [84] Однако суннитские и шиитские традиции имеют много общего в карьере Махди. [84] В частности, «Муджан Момен» перечисляет несколько признаков, предшествовавших приходу Махди, которые являются общими как для суннитских, так и для шиитских верований. [162]
Поддержка со стороны суннитских кругов
[ редактировать ]Еще в четвертом (девятом) веке [164] или, возможно, гораздо раньше, [104] Шиитские источники отождествляют двенадцатого имама с мессианской фигурой Махди в исламе. [164] Авторы «Двунадесятников» также стремятся установить, что описание Махди в суннитских источниках применимо к двенадцатому имаму. Их усилия получили значительный импульс в седьмом (тринадцатом) веке, когда несколько известных суннитских ученых поддержали шиитский взгляд на Махди. [84] [41] Например, в своем «Китаб аль-Баян фи ахбар сахиб аз-Заман » шафиитский традиционалист Мухаммад ибн Юсуф аль-Ганджи доказал, что двенадцатым шиитским имамом был Махди, опираясь исключительно на суннитские традиции. [84] С тех пор, пишет Амир-Моэцци, сунниты время от времени поддерживают взгляды двунадесятников на Махди. [41]
Вилферд Маделунг пишет, что главное суннитское возражение против махдиства двенадцатого имама, чье имя и кунья совпадают с именами пророка, заключается в том, что имя его отца, Хасана аль-Аскари, отличается от имени отца пророка, Абдуллы ибн Абд аль- Мутталиб . С другой стороны, согласно Маделунгу, аль-Абури свидетельствовал, что это условие было позже добавлено к традиции куфанским передатчиком Заидой ( ум. 777-8 ). [84]
Поддержка со стороны суфийских кругов
[ редактировать ]Суфии также оказывали некоторую поддержку махдишству двенадцатого имама. [41] Аль-Байхаки ( ум. 1066 ) пишет, что некоторые суфийские гностики согласились с двунадесятниками относительно личности и сокрытия Махди. [84] Другой пример: египетский суфий аль-Шарани, который, как известно, не симпатизировал шиитам, повторил взгляды двунадесятников на Махди в своей книге « Аль-Явакит ва аль-Джавахир». Возможно, чтобы избежать шиитского подтекста этого заявления, аль-Идви позже ложно процитировал его части и скрыл остальную часть. [84]
Празднование дня рождения
[ редактировать ]День рождения Мухаммада аль-Махди отмечается в Иране ежегодно 15 Шаабана . В вечер дня рождения, [165] Ежегодно миллионы людей в стране отмечают это событие. [166] Город Кум украшен яркими огнями и флагами. [167] Дата празднования основана на исламском календаре и меняется из года в год:
Исламский год | Иран [168] |
---|---|
1440 | 21 апреля 2019 г. |
1441 | 9 апреля 2020 г. |
1442 | 29 марта 2021 г. |
1443 | 19 марта 2022 г. |
1444 | 8 марта 2023 г. |
1445 | 25 февраля 2024 г. |
1446 | 14 февраля 2025 г. |
См. также
[ редактировать ]- Абуль-Касим аль-Тайиб , оккультный имам и Махди тайибитского исмаилизма
- Богословие двунадесятников
- Люди, утверждающие, что они Махди
- Принцесса Рима
- Сокрытие (ислам)
- Последнее письмо Мухаммада аль-Махди аль-Самарри
- Два воскресенья
- Дуа Нудба
- Дуа аль-Фарадж
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Амир-Моэцци 1998 .
- ^ Jump up to: а б с д и Момент 1985 , с. 165.
- ^ Сачедина 1981 , с. 60.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 60–1.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 59, 69.
- ^ Сачедина 1981 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 67.
- ^ Момент 1985 , стр. 43, 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 25, 26.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Сачедина 1981 , с. 25.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
- ^ Сачедина 1981 , с. 26.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 2016 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 29.
- ^ Халмс 2013 .
- ^ Jump up to: а б Элиаш 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 30.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 184, 185.
- ^ Сачедина 1981 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Соломка 1987 года .
- ^ Момент 1985 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2013 , с. 63.
- ^ Модарресси 1993 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д Модарресси 1993 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 162, 163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сачедина 1981 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Модарресси 1993 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 60.
- ^ Момент 1985 , стр. 59, 60.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 162.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 80, 81.
- ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и Момент 1985 , с. 161.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с д Табатабай 1975 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Глив 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Сачедина 1981 , стр. 39, 40.
- ^ Хусейн 1986 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 72.
- ^ Сачедина 1981 , с. 74.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 87, 206.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , стр. 68, 69.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 218–222.
- ^ Хусейн 1986 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 76.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , с. 90.
- ^ Модарресси 1993 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Клемм 2007 .
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 104.
- ^ Дафтари 2013 , с. 88.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 234.
- ^ Момент 1985 , стр. 161, 162.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 233.
- ^ Глассе 2008 .
- ^ Модарресси 1993 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 162–164.
- ^ Сачедина 1981 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Момент 1985 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 140.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 90, 139, 140.
- ^ Сачедина 1981 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Сачедина 1981 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 163.
- ^ Сачедина 1981 , с. 98.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 97–8.
- ^ Модарресси 1993 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 87, 88.
- ^ Модарресси 1993 , с. 89.
- ^ Сачедина 1981 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Маделунг 2022 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Модарресси 1993 , стр. 96. 97.
- ^ Дафтари 2013 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 105.
- ^ Модарресси 1993 , стр. 86, 87, 95.
- ^ Модарресси 1993 , с. 96.
- ^ Модарресси 1993 , с. 105.
- ^ Сачедина 1981 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 99, 100.
- ^ Хусейн 1986 , с. 19.
- ^ Кольберг 2009 , с. 529.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 106, 107.
- ^ Модарресси 1993 , с. 93.
- ^ Сачедина 1981 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 143.
- ^ Момент 1985 , с. 170.
- ^ Сачедина 1981 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 149.
- ^ Сачедина 1981 , с. 101.
- ^ Хусейн 1986 , с. 149.
- ^ Мавани 2013 , стр. 177, 178.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 149, 150.
- ^ Хусейн 1986 , с. 150.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 148, 149.
- ^ Мавани 2013 , стр. 189, 190.
- ^ Мавани 2013 , с. 187.
- ^ Хусейн 1986 , с. 148.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 147–8.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 107.
- ^ Момент 1985 , с. 190.
- ^ Мавани 2013 , с. 188.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 101, 107.
- ^ Мавани 2013 , с. 189.
- ^ Момент 1985 , с. 191.
- ^ Мавани 2013 , стр. 190–2.
- ^ Мавани 2013 , стр. 192–195.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 142, 143.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 109, 110.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 79, 80.
- ^ Арджоманд 2000 .
- ^ Дафтари 2013 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 110.
- ^ Сачедина 1981 , с. 109.
- ^ Хусейн 1986 , с. 144.
- ^ Сачедина 1981 , с. 112.
- ^ Сачедина 1981 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 181.
- ^ Момент 1985 , с. 65.
- ^ Корбин 2014 , с. 70.
- ^ Момент 1985 , с. 199.
- ^ Кук, Дэвид. «Мессианство в шиитском полумесяце» . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Листы 2013 , с. 67.
- ^ Собхани 2001 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 186.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 194–5.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 17–8.
- ^ Собхани 2001 , с. 115.
- ^ Корбин 2014 , с. 71.
- ^ Пирс 2016 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Собхани 2001 , с. 113.
- ^ Модарресси 1993 , с. 99.
- ^ Кольберг 2009 , с. 526.
- ^ Собхани 2001 , стр. 116, 117.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 17.
- ^ Собхани 2001 , стр. 118–9.
- ^ Сачедина 1981 , с. 104
- ^ Гольдцихер 1981 , с. 201.
- ^ Табатабай 1975 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Ходжсон, Маршалл. «Как ранние шииты стали сектантами?». Журнал Американского восточного общества 75 (1955). П. 5 .
- ^ Этан, Кольберг. «От Имамии к Итна-ашарии». Издательство Кембриджского университета от имени Бюллетеня Школы восточных и африканских исследований 39, вып. 03 (1976): С. 523 .
- ^ Этан, Кольберг. «От Имамии к Итна-ашарии». Издательство Кембриджского университета от имени Бюллетеня Школы восточных и африканских исследований 39, вып. 03 (1976): С. 522 .
- ^ Момент 1985 , с. 166.
- ^ Сачедина 1981 , с. 171.
- ^ Сачедина 1981 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 168.
- ^ Сачедина 1981 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , с. 91.
- ^ Рихтер 2005 , с. 14.
- ^ Штатные писатели. «Иран празднует годовщину дня рождения имама Махди» . ru.alalam.ir . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ Слакман, Майкл (30 августа 2007 г.). «Для шиитов Ирана – праздник веры и ожидания» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 июня 2015 года . Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ «День рождения Имама Махди в Иране» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 апреля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]Энциклопедии
[ редактировать ]- Маделунг, В. (2022). «Аль-Махди». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Глив, Роберт (2004). «ГАЙБА(Т)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана . стр. 273, 274. ISBN. 0-02-865604-0 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1998). «ЭСХАТОЛОГИЯ iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ vii. КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТИ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «ХАСАН АЛЬ-АСКАРИ, АБУ МУХАММАД ХАСАН ИБН АЛИ (ок. 845–74 гг. н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 217. ИСБН 9781135179670 .
- Элиаш, Дж. (2022). «Хасан аль-Аскари». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Хэлм, Х. (1987). "АСКАРИ " Энциклопедия Ираника Том. II/7 п. 769.
- Глассе, Сирил, изд. (2008). «Скрытый Имам» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 178, 179. ISBN. 9781905299683 .
- Клемм, Верена [на немецком языке] (2007). «ИСЛАМ В ИРАНЕ ix. ДЕПУТАТЫ Махди» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 143–6.
- Арджоманд, Саид Амир (2000). «ШАЙБА» . Энциклопедия Ираника . Том. Х/4. стр. 341–344.
Книги
[ редактировать ]- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Суни пресс. ISBN 978-0873954426 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБТаурис. ISBN 01860647804 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Гольдзихер, Игнац (1981). Введение в исламскую теологию и право . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400843510 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс.
- Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2016). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791494790 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0-415-62440-4 .
- Рихтер, Джоанна (2005). Иран: Культура . Издательская компания Крэбтри. ISBN 9780778793175 .
Статьи
[ редактировать ]- Кольберг, Этан (2009). «От Имамии к Итна-ашарии». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 . S2CID 155070530 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- аль-Караши, Бакир Шариф (2006). Жизнь Имама Аль-Махди в переводе Сайеда Атара Хусейна Ш.Х. Ризви . Публикации Ансарияна. ISBN 964-438-806-2 .
- аль-Садр, Мухаммад Бакир (1983). Ожидаемый Спаситель . Имам Аль-Хой Ислам. ISBN 0-686-90398-6 .
- Амини, Ибрагим (1996). Аль-Имам Аль-Махди: Справедливый лидер человечества, перевод Абдулазиза Абдулхусейна Сачедина . Исламский образовательный и информационный центр. ISBN 0-9680717-0-8 .
- Корбин, Генри (1993). История исламской философии в переводе Лиадана Шеррарда и Филипа Шеррарда . Кеган Пол Интернэшнл совместно с Исламскими публикациями Института исмаилитских исследований. ISBN 0-7103-0416-1 .
- Волосатый, А. (1984). «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» . Иранская энциклопедия . Том. Я/7. пп. 732–735.
- Сайез, Кэролайн Марджи (2018). Патриотические аятоллы: национализм в постсаддамовском Ираке . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 67. дои : 10.7591/cornell/9781501715211.001.0001 . ISBN 9781501714856 .
- Германн, Денис (1 мая 2013 г.). «Ахунд Хорасани и иранское конституционное движение» . Ближневосточные исследования . 49 (3): 430–453. дои : 10.1080/00263206.2013.783828 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 23471080 . S2CID 143672216 .
- Баят, Мангол (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905-1909 годов . Исследования по истории Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506822-1 .
- Наср, Сейед Хосейн ; Хамид Дабаши (1989). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . СУНИ Пресс. ISBN 0-88706-843-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Понимание имамата в раннем шиитском обществе
- Определение непогрешимого имама/
- Двенадцатый Имам
- Шиитский Махди: история путаницы
Al-Islam.org
[ редактировать ]- Особые указания Имама аль-Махди (а)
- Дискуссия о Махди , Мухаммад Бакир ас-Садр
- Дни новорожденного
- Какие существуют доказательства относительно рождения Имама Мехди (А)?