аль-Зафир
аль-Зафир | |
---|---|
Имам – халиф Фатимидского халифата | |
Царствование | 1149 – 1154 |
Предшественник | аль-Хафиз ли-Дин Аллах |
Преемник | al-Fa'iz bi-Nasr Allah |
Рожденный | 23 февраля 1133 г. |
Умер | 1 или 15 апреля 1154 г. Каир | ( 21 год
Династия | Фатимид |
Отец | аль-Хафиз |
Религия | Хафизи Исмаилизм |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Мансур Исмаил ибн аль-Хафиз ( араб . Абу Мансур Исмаил ибн аль-Хафиз , февраль 1133 — апрель 1154), более известный под своим царственным именем аль-Зафир би-Ада' Аллах ( Победитель над врагами Бога , букв. « Победитель над врагами Бога ») Враги Бога » ) [1] или аль-Зафир би-Амр Аллах ( Победоносный по повелению Бога , букв. « Победоносный по повелению Бога » ), [2] был двенадцатым фатимидским халифом , правившим в Египте с 1149 по 1154 год, и 22-м имамом секты хафизов исмаилитов .
Жизнь
[ редактировать ]Будущий аз-Зафир родился 23 февраля 1133 г. [3] как пятый сын одиннадцатого фатимидского имама - халифа аль- Хафиза ли-Дина Аллаха ( годы правления 1132–1149 ). [1] Поскольку все его старшие братья умерли раньше своего отца, аз-Зафир был назначен наследником . [1]
Присоединение и визирь Ибн Масала
[ редактировать ]Аль-Зафир был провозглашен халифом сразу после смерти своего отца, 10 октября 1149 года. [1] К этому времени династия Фатимидов находилась в упадке. [4] Официальная секта исмаилитского шиизма потеряла свою привлекательность и была ослаблена спорами и расколами, а легитимность династии все больше подвергалась сомнению из-за возрождения суннитов в Египте. [4] [5] Сами фатимидские халифы стали фактически марионетками в руках своих визирей . [6] власть которых была такова, что летописцы часто приписывали им царский титул султана . [4] Отец аз-Зафира пытался ограничить власть своих визирей и в течение последнего десятилетия своего правления никого не назначал на эту должность, вместо этого полагаясь на высокопоставленных клерков в качестве временных руководителей государственных дел. [7]
Приход к власти аз-Зафира свел на нет эти усилия. Салим ибн Масаль , который занимал пост ведущего министра аль-Хафиза с 1139/40 года, обеспечил быстрое воцарение аз-Зафира. Взамен несовершеннолетний халиф, больше заинтересованный в удовольствиях дворца, чем в управлении, назначил Ибн Масала на вакантный визирь с полными и полномочными полномочиями. [2] Чтобы успокоить соперничающие военные группировки турок и чернокожих африканцев, сражавшихся на улицах Каира , было роздано щедрое пожертвование и даны обещания позаботиться о них. Ситуация была взята под контроль в ноябре, когда Ибн Масал казнил лидеров группировки. [1] [8]
Ибн Масаль пробыл у власти от 40 до 50 дней. [3] был свергнут наместником Александрии , Ибн ас-Саларом который ранее питал надежды сам стать визирем. После назначения Ибн Масала вместе со своим пасынком Аббасом ибн Аби аль-Футухом Ибн ас-Саллар двинулся на Каир с целью захвата визиря. Когда аз-Зафир узнал о намерениях Ибн Саллара, он обратился за помощью к вельможам королевства в поддержку Ибн Масаля, но они не захотели этого сделать. [9] В конце концов халиф предоставил Ибн Масалю средства для сбора армии для действий против Ибн ас-Салара. Ибн Масал собрал отряд из берберов Лавата , черных африканцев, арабов- бедуинов и коренных египтян, но, несмотря на первый успех на поле боя, вскоре в декабре 1149 года он был вынужден покинуть Каир и отправиться в Нижний Египет , чтобы набрать больше людей, в то время как Ибн аль-Саллар захватил город. [1] [8] [9]
Визирь Ибн ас-Салара
[ редактировать ]
Аль-Зафир не смирился с новой ситуацией и сговорился убить Ибн ас-Салара. В отместку в январе 1150 года Ибн ас-Саллар собрал халифскую гвардию ( сибьян аль-хасс ), элитный корпус кадетов, состоявший из сыновей высокопоставленных сановников и чиновников, и казнил большинство из них, отправив остальных служить на границах империи. . [1] [9] После этого он казнил главного надзирателя правительственных ведомств ( назира фи'л-дававина ) Абу'л-Карама Мухаммада ибн Масума ат-Тинниси . [3] После захвата Каира армия под командованием его пасынка Аббаса вместе с Талаи ибн Руззиком была отправлена против Ибн Масала и его союзника Бадра ибн Рафи. Две армии встретились в битве при Даласе в провинции Бахнаса 19 февраля 1150 года, в которой Ибн Масал потерпел поражение и был убит. Аббас привез свою отрубленную голову обратно в Каир в знак победы. [1] [8]
Неудивительно, что отношения между халифом и визирем оставались крайне враждебными: по словам Усамы ибн Мункида , эти двое презирали друг друга: халиф планировал убить Ибн ас-Салара, а последний стремился свергнуть халифа. Взаимную ненависть обоих мужчин сдерживали только серьезные внешние угрозы, с которыми столкнулась империя со стороны крестовых походов королевства Иерусалимского . [9] Визирь Ибн ас-Саллара находился под влиянием войны с княжествами крестоносцев Леванта . После того, как крестоносцы разграбили средиземноморский портовый город аль-Фарама в октябре-ноябре 1150 года, Ибн ас-Саллар организовал крупномасштабную военно-морскую экспедицию, которая совершила набег на побережье Леванта, напав на порты Яффо , Акко , Бейрут и Триполи с разрушительным эффектом. . [1] [3] Рейд, хотя и был успешным, оказался пустой победой, поскольку Фатимиды не смогли продолжить его; [9] это также стоило огромной суммы в 300 000 золотых динаров , так что казначейству пришлось сократить расходы, такие как бесплатная раздача одежды в Каире. [1] [3] Это также не вызвало никакой реакции со стороны мусульманских правителей Сирии, Нур ад-Дина Зенги из Алеппо и Муджир ад-Дина Абака из Дамаска , которые были заняты своим собственным соперничеством. [1] Напротив, в начале 1153 года крестоносцы начали атаку на форпост Фатимидов Аскалон . [9]
В марте 1153 года Ибн ас-Саллар послал в город подкрепление под командованием своего пасынка Аббаса и Усамы ибн Мункида. По словам историка аль-Макризи , эта миссия вызвала недовольство Аббаса, который предпочел бы продолжать проводить время, наслаждаясь удовольствиями Каира. Его амбиции, разожженные Усамой, который предположил, что он мог бы стать султаном Египта, если бы только он того пожелал, Аббас решил убить своего отчима. [9] [10] Заговор был задуман с согласия халифа. [11] Аббас отправил своего сына Насра, любимца халифа, обратно в Каир, чтобы он остался с бабушкой во дворце Ибн ас-Саллара, якобы для того, чтобы избавить его от опасностей войны. Ночью Наср вошел в покои Ибн ас-Саллара и убил его во сне. сообщение Затем он отправил почтовым голубем своему отцу, который быстро вернулся в Каир, чтобы заявить права на визирь себе (9 апреля), показав отрубленную голову Ибн ас-Саллара населению, собравшемуся перед воротами Баб ад-Захаб. [9] [12] [13] Брошенный на произвол судьбы Аскалон, последний форпост Фатимидов в Леванте, пал перед крестоносцами в августе 1153 года. [11] [12]
Убийство и последствия
[ редактировать ]Ибн аль-Саллара в целом вызывали возмущение из-за его жадности и жестокости, но он, очевидно, поддерживал суннитское дело в Египте и, вероятно, стоял за назначением суннитского главного кади . [4] В результате его сторонники-сунниты обратились к аз-Зафиру с просьбой наказать Ибн Мандика, которого они считали ответственным за убийство. [4] Ибн Мандих, опасаясь за свою жизнь, обратился к Аббасу, настроив его против аз-Зафира слухом о сексуальных отношениях между аз-Зафиром и Насром; [4] Ибн Мункид в своих мемуарах утверждает, что халиф хотел использовать Насра для устранения Аббаса, но Наср сообщил ему о заговоре. [12] Аббас пришел в ярость и убедил своего сына убить халифа. Наср пригласил аз-Зафира провести вместе ночь в визирьском дворце Дар аль-Мамун. По прибытии халиф и его небольшой эскорт были убиты, а их тела брошены в яму неподалеку. [4] Это было 1 или 15 апреля 1154 года. [12]
На следующий день Аббас подъехал к воротам дворца, якобы в поисках аль-Зафира. [4] Последовали обыски, но в конце концов правда стала известна, когда слуга эскорта халифа, которому удалось скрыться и избежать резни прошлой ночью, сообщил во дворец. Пока дворцовые женщины начали оплакивать, Аббас и его собственный эскорт ворвались во дворец и расположились в большом зале аудиенций. [4] Когда два младших брата аз-Зафира, Джибрил и Юсуф, потребовали, чтобы Наср был допрошен о местонахождении халифа, Аббас приказал их казнить и объявил общественности, что они признались в своей ответственности за убийство халифа. [4] Вместо него халифом был провозглашен пятилетний сын аз-Зафира Иса как аль-Фаиз би-Наср Аллах . [4] Молодой халиф был настолько потрясен видом окровавленных трупов своих дядей и громкими возгласами придворных чиновников, что сошел с ума. [4]
Наследие
[ редактировать ]Правление Аль-Зафира знаменует собой начало конца государства Фатимидов: с тех пор халифами стали несовершеннолетние молодые люди, оторванные от государственных дел и всего лишь марионетки в руках сильных мира сего, соперничавших за пост визиря. [14] существования государства Фатимидов, вплоть до его захвата Саладином Борьба за власть между генералами и визирями доминировала в последние десятилетия в 1171 году. [15]
В 1148/49 году аз-Зафир построил мечеть в Каире, недалеко от ворот Баб-Зувайла , и выделил несколько объектов собственности в качестве пожертвования на ее содержание. группа юристов ( факихов ). Мечеть Зафири также служила для обучения исламскому праву, и с этой целью к ней была прикреплена [12] [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бьянкис 2002 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 223.
- ^ Jump up to: а б с д и Озтюрк 2013 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бьянкис 2002 , с. 383.
- ^ Бретт 2017 , стр. 277, 280.
- ^ Дафтари 2007 , с. 248.
- ^ Уокер 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Канард 1971 , с. 868.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аль-Имад 2015 .
- ^ Озтюрк 2013 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с д и Озтюрк 2013 , с. 70.
- ^ Бианкис 2002 , стр. 382–383.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 250–252.
- ^ Сандерс 1998 , с. 154.
- ^ Лев 1999 , стр. 121.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Имад, Лейла С. (2015). «аль-Адил б. ас-Саллар» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Бьянки, Тьерри (2002). «аль-Зафир би-Ада'Аллах» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 382–383. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Канард, Мариус (1971). «Ибн Масал» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 868. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3288 . OCLC 495469525 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11221-9 .
- Озтюрк, Мурат (2013). «Зафир-Биемрилла» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 44 (Юсуф – Цвемер) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 69–70. ISBN 978-975-389-785-3 .
- Сандерс, Паула А. (1998). «Государство Фатимидов, 969–1171» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 151–174. ISBN 0-521-47137-0 .
- Уокер, Пол Э. (2017). «аль-Хафиз ли-Дин Аллах» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .